Выпускникам медицинских вузов разрешат работать врачами общей практики. Медицинское образование сокращают на год: как изменится качество лечения Быстро, но эффективно ли

В медицинских вузах с 2017 года полностью отменят интернатуру. Нарабатывать практику вчерашние студенты будут «в полевых условиях», в государственных поликлиниках и больницах. Начинающие медики станут врачами общей практики, участковыми терапевтами и педиатрами. Такие изменения диктует новый образовательный стандарт. Нововведение направлено на усиление первичного звена в медучреждениях, подчеркивают эксперты. Однако есть риск, что все может выйти совсем не так, как предполагалось. Ведь, получив определенный опыт, вчерашние выпускники смогут уйти в частные клиники, и госучреждения вновь останутся без нужных специалистов, отмечает «Приморская газета».

В ближайший год система медицинского образования в России кардинально изменится. Выпускники вузов смогут выйти на работу уже после получения диплома. Раньше ждать этого им приходилось как минимум год. Напомним, интернатура до прошлого года считалась обязательной формой постдипломного медицинского образования. От нее освобождались только те, кто выбирал ординатуру или аспирантуру, позволяющие освоить узкую специальность. Все остальные должны были стать интернами, то есть отработать год в государственном медицинском учреждении под наблюдением практикующего врача. Только после этого выпускники вузов получали сертификат, дающий право практиковать.

С 2017 года по окончании медицинского вуза всем выпускникам предложат пройти итоговую аттестацию. Экзамен включит компьютерное тестирование и выполнение практических заданий. Будущих стоматологов, например, могут попросить запломбировать или вырвать зуб.

Оценивать испытуемых станет специальная комиссия. В нее войдут преподаватели, врачи, представители общественных медицинских организаций из других регионов. Каждому из выпускников непосредственно перед экзаменом присвоят персональный номер - никаких фамилий и имен. Таким образом, человеческий фактор, то есть возможность подтасовать результаты, полностью исключен.

После успешной сдачи экзаменов молодые специалисты смогут работать в государственных больницах и поликлиниках в качестве сотрудников первичного звена, например, участковых педиатров, участковых терапевтов или стоматологов общей практики. Примут таких специалистов и на Станции скорой помощи. Возможность перерасти в узкого специалиста у начинающих медиков будет. Но для этого, как и прежде, придется поступить в ординатуру. Срок обучения в ординатуре к следующему году увеличат. Для разных специальностей он будет составлять от двух до пяти лет.

Поскольку раньше основной практический опыт студенты приобретали в интернатуре, теперь гораздо больше практических занятий появилось именно в преддипломном образовании будущих врачей, отмечают преподаватели. Специально для таких занятий при каждом медицинском университете страны за последние несколько лет открыли свой так называемый симуляционный центр. Помещения в нем имитируют кабинеты в обычных больницах и поликлиниках. Есть все необходимое оборудование вплоть до реанимации. Есть и пациенты. Их роли «играют» специальные манекены-симуляторы. Подобно живым людям они реагируют на боль от инъекции и другие медицинские вмешательства. Таким образом, у студентов есть все, чтобы отработать необходимые на практике навыки до автоматизма.

Нужно студента, например, научить внутривенным инъекциям, - рассказал «Приморской газете» ректор Тихоокеанского государственного университета Валентин Шуматов.- Как их отрабатывать? На живом человеке? Это неправильно. Для этого и существуют симуляционные центры. Там есть все как для оказания неотложной медицинской помощи, так и для принятия родов.

В 2016 году сертификаты на допуск к профессии уже получили начинающие стоматологи и провизоры, отметил Валентин Шуматов. С 2017 года аккредитацию сразу после получения диплома смогут получить выпускники также лечебного и медико-профилактического факультетов.

Каждый студент медицинского вуза - потенциальный сотрудник первичного звена, подчеркнул ректор. А это значит, что у поликлиник и больниц районов, где особенно не хватает врачей, наконец-то появился реальный шанс получить нужного специалиста, однако нужно уже сейчас стараться заинтересовать студента в том, чтобы после выпуска он пришел в конкретное учреждение.

В Приморье существует множество мер поддержки начинающих медиков, уточнили в администрации края. Есть, например, программа «Земский доктор». Молодые врачи, которые соглашаются не менее пяти лет отработать в глубинке, получают от государства миллион рублей. За три года в программе приняло участие 58 человек. Кроме того, можно выучить для себя врача по целевому набору. Для главврачей - это шанс получить нужного для больницы специалиста. Для студента - возможность бесплатно учиться и гарантированное трудоустройство.

Развитие кадрового потенциала - в числе приоритетных задач, которые стоят перед краевым здравоохранением, - заявил «Приморской газете» вице-губернатор Приморья Павел Серебряков. - И их мы решаем совместно с профильным вузом.

Внедрение нового образовательного стандарта призвано усовершенствовать амбулаторный прием в поликлиниках. Зачастую в них не хватает именно первичных специалистов. Однако необходимо понимать, что часто кадров там не хватает не потому что специалистов в принципе нет, а потому что они есть, но предпочитают практиковать в частных клиниках. Поэтому, наряду с совершенствованием образовательных стандартов, необходимо помнить и об улучшение рабочих условий для врачей в государственных медучреждениях, подчеркивают эксперты.

Работа в государственных медицинских учреждениях должна быть конкурентоспособной по сравнению с частными клиниками, - заявил «Приморской газете» президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский. - Иначе может получиться так, что молодые специалисты натренируются на обычных людях, пока учатся в ординатуре, а после ее окончания пойдут зарабатывать деньги уже в частные клиники. И это даже не их вина. Поэтому необходимо принять меры и сделать, наконец, профессию врача именно государственного учреждения максимально привлекательной.

По новым стандартам получить дополнительные специальности медики смогут в ординатуре, пройдя аккредитацию в специальном центре.

(Казань, 8 июля, «Татар-информ», Надежда Гордеева). В России с этого года отменяется интернатура для выпускников медицинских вузов. В 2017 году бывшие студенты начнут «выходить» из университетов участковыми терапевтами и педиатрами. Об этом сообщил в интервью ИА «Татар-информ» ректор КГМУ Алексей Созинов.

Как уточнил собеседник агентства, для получения дополнительных медицинских специальностей потребуется обучение в ординатуре, которое продлится от одного до пяти лет. А также получение аккредитации. Особое внимание будет уделяться практическим занятиям и посещению медицинских симуляционных центров.

«На этапе объективно-структурированного клинического экзамена молодой врач выполняет определенного типа задания, связанные, например, с оказанием неотложной помощи человеку. Задания формируются в зависимости от специальности. И контролируют это все аккредитационные комиссии, состав которых утверждается Минздравом России. В комиссию входят представители профессиональных ассоциаций, вузовское сообщество, работодатели. Пройдя эти этапы можно получить персональную аккредитацию на работу на уровне стоматолога общей практики, провизора, врача-лечебника», - сказал он.

После определенного периода обучения начинающий врач сможет получить аккредитацию на новые специальности. «Аккредитация - это одна из новинок, которые появляются в системе допуска врачей к профессиональной деятельности», - отметил ректор КГМУ, добавив, что она касается всех медицинских работников, которые таким образом будут подтверждать свою квалификацию.

А.Созинов рассказал, что в Москве создан федеральный методический центр профессиональной аккредитации. «В этом году на аккредитацию вышли стоматологи и провизоры. Медицинские сестры появятся в этой системе с 2018 года. Только из методического центра можно получить задание. Каждый аккредитуемый регистрируется в федеральном центре, получает доступ и задание из Москвы. На первом этапе идет тестирование в онлайн-режиме. Один из принципов - минимальное участие людей, все автоматически. Для стоматологов подготовлено около 5 тыс. тестовых заданий, для провизоров - более 3 тыс. Они в открытом доступе, можно изучить и подготовиться. Набрал менее 70 из 100 баллов, просто не проходишь дальше», - заявил он.

А.Созинов напомнил, что ранее работающие врачи и медсестры один раз в пять лет должны были «пройти цикл совершенствования» - сдать экзамен и получить сертификат. «Сейчас, по новой системе, врачу каждый год нужно непрерывно набирать 50 кредитов образовательной активности. С английского языка «кредит» переводится как «доверие». То есть фактически человек один час в неделю должен посвятить изучению чего-то нового. В год нужно набрать не менее 50 кредитов, за пять лет - 250. Не набрал - не будешь допущен к аккредитации», - пояснил он.

Действующие специалисты должны будут повышать квалификацию в образовательной организации, посещать тренинги, конференции, семинары и т.д. «Нужно готовить тезисы к симпозиумам, конференциям, семинарам, которые проводят общественные и профессиональные медицинские организации, аккредитованные на федеральном уровне, не коммерческие. Необходимо обучение по образовательным интерактивным модулям в интернете, для этого создан специальный сайт, - заметил ректор вуза. - Завершением данной системы и допуском к очередному циклу становится персональная аккредитация».

«В новой системе заложена идеология качества. Исходим из того, что врач должен соответствовать требованиям - профессиональным стандартам. Не соответствуешь, значит, можешь принести больше вреда, чем пользы», - считает он.

По мнению представителя медуниверситета, в результате сформируется учет количественной и качественной подготовки специалистов, появится возможность развиваться в нужном для российского здравоохранения направлении. «Если врач не соответствует требованиям, то его стаж работы, опыт могут оказаться не востребованными», - заверил он.

Работающему врачу, по его словам, в течение пяти лет необходимо составить так называемое «портфолио» - «результаты лечения, характеристики с места работы, отзывы от пациентов» и др. «При этом сохранится тестирование и собеседование. Но вместо симуляторов будет реальная жизнь», - подчеркнул А.Созинов.

Он также уточнил, что между первичной и повторной аккредитацией пройдет пять лет, но в этот период можно пройти первичную специализированную аккредитацию. «Врач может получить принципиально новые компетенции, освоить новые технологии», - заключил ректор КГМУ.

Все более актуальным становится вопрос о получении полноценного образования. После вступления в силу федерального стандарта образования третьего поколения в Российской Федерации изменится подход к подготовке будущих медиков. С января 2016 года упраздняется интернатура для тех, кто выбрал своей специализацией стоматологию и фармацевтику, а с 2017 – для педиатрических и лечебно-профилактических факультетов. Под действие новшеств попадают те, кто поступил в медицинское учебное заведение с 2013 года. Рассмотрим подробнее, что несут такие инновации в подготовке врачей, и каким образом будут готовить медработников в России.

Суть реформы медицинского образования

Новые госстандарты образования гласят о том, что выпускники вузов медицинского профиля должны быть абсолютно готовыми к тому, чтобы начать работу в системе органов здравоохранения. Именно этим поясняют необходимость отмены обучения в интернатуре. Начиная с сентября 2017 года данная форма высшей профессиональной подготовки будет полностью упразднена.

В 2017 году многие врачи приступят к работе без обучения в интернатуре

Напомним, что до недавнего времени даже участковый врач поликлиники должен был иметь сертификат, подтверждающий окончание интернатуры и успешную сдачу квалификационного экзамена. Сейчас же будет достаточно одного диплома об окончании соответствующего ВУЗа. Согласно основным положениям нового подхода к получению медобразования, студенты медицинских вузов будут осваивать технику врачевания на симуляторах или в закрепленных за вузом больницах и поликлиниках.

Нововведение предполагает, что студенты педиатрических и лечебно-профилактических факультетов уже на пятом и шестом году обучения будут отрабатывать практические навыки под руководством специалистов из закрепленных лечебных учреждений. Стоматологи и фармацевты будут проходить такую практику уже на четвертом и пятом годах получения образования.

В качестве основной цели, которой можно достичь путем отмены интернатуры, озвучено решение проблемы с нехваткой медицинских кадров так называемой «первичной практики». Представители Минздравоохранения пришли к выводу, что проблема будет решена, если в ближайшем будущем выпускник медвуза, поступивший по целевой квоте, сразу после получения на руки корочки об окончании учебного заведения должен будет в течение трех лет отработать в терапевтическом или педиатрическом отделении поликлиники.

Предполагается, что первым местом работы станет учреждение, расположенное в районе, от которого проходил набор. «Бюджетники», обучавшиеся на стипендии, после окончания ВУЗа должны будут вернуть государству затраченные на них деньги. Система напоминает практику распределения, существовавшую при СССР, и вызывает у студентов резонное волнение.


Молодой врач получит место работы в районе, от которого проходил набор

Далеко не каждый мечтает поехать в село на «отработку»! Только по прошествии трех лет врачебной деятельности в качестве терапевта или педиатра бывший студент получит право поступать в ординатуру, где сможет за два года обучения стать более узким специалистом. Вопрос об окончании ординатуры остается актуальным для тех, кто планирует заниматься хирургией, трансплантологией, кардиологией, неонатологией и другими специальностями.

Новое в порядке аккредитации медработников

Отметим, что 2017 год принесет еще одну новинку для медиков: процедура сертификации будет заменена на аккредитацию, совмещенную с госэкзаменами. Предполагается, что данная мера повысит качество образования. Обязательная аккредитация была введена в 2011 году. Согласно принятому закону, регламентирующему сферу охраны здоровья, в 2016 году вступает в действие порядок аккредитации – процедуры, на основании которой определяется готовность врача осуществлять профессиональную деятельность.

Проходить такое освидетельствование нужно будет каждые пять лет. Минздравом запланировано создание общего реестра медицинских специалистов, в котором опубликуют сведения об уровне образования и повышении врачами квалификации. Таким образом, пациенты смогут оценить профессиональные навыки и компетенцию существующих медиков и самостоятельно выбрать лечащего врача. Стоит отметить, что пока Минздрав не оглашает четких требований к критериям оценки или правилам прохождения аккредитации.

Предположительно, в нее будет входить проверка знаний при помощи тестирования, предоставление портфолио и экзаменация в центре симуляции. Врачи, которые успешно пройдут испытание, получат «индивидуальный лист допуска к конкретным видам медпомощи». Аккредитацию выпускников 2016 года проведут профильные ВУЗы, а действующие врачи пройдут ее на протяжении пятилетнего срока в специально созданных центрах.


Минздрав планирует создать для пациентов общий реестр медработников

Критика реформы медобразования

Многие специалисты в сфере здравоохранения отмечают, что данные инновации кажутся им весьма сомнительными. Существовавшая ранее система подготовки медспециалистов предполагала, что практические знания приобретаются интернами, во-первых, без отвлечения на теоретическую компоненту обучения, а во-вторых, под чутким руководством состоявшихся практиков, которые принимали на себя большую часть ответственности. Некоторые врачи даже высказывают мнение, что данная мера является сугубо популистской.

Конечно, вчерашние студенты, которые заполнят вакансии терапевтов и педиатров, ликвидируют очереди в поликлиниках (на сегодняшний день в России не заполнена квота участковых врачей, оцениваемая в 40 тыс. человек). Медики также опасаются, что таким образом Министерство здравоохранения создаст искусственную конкуренцию, ведь если место врача легко может занять вчерашний выпускник, то сложнее отстаивать право на повышение оклада.

Согласно словам Александра Когана, доктора медицинских наук и онколога, лишь интернатура дает возможность подготовить узкоспециализированных врачей-практиков. Отмена этой ступени подготовки и замена ее на практику в течение обучения приведет к сокращению часов, выделяемых на микробиологию, биохимию, физиологию, так что будущие терапевты упустят часть важной теоретической подготовки. Попросту невозможно, чтобы вчерашний выпускник был готов к реальной работе сразу после получения «корочки».


Всех волнует вопрос: справятся ли вчерашние студенты с настоящей работой?

Поддерживает это мнение и педиатр высшей категории Светлана Новичихина, имеющая степень кандидата медицинских наук. Она считает, что в будущем данная инновация приведет к сокращению числа узких специалистов. Ее выводы построены на простом расчете: шесть лет студент обучается в медвузе, после чего три года отрабатывает в терапии поликлиники. К моменту, когда можно будет поступить в ординатуру, медику стукнет 27 лет.

Вполне вероятно, что к этому возрасту многие успеют обзавестись семьей и детьми. Допустим, что на должности терапевта врач зарабатывает 20 тысяч рублей, а при обучении в ординатуре он сможет получать около 2 тысяч стипендии, причем в течение 2-5 лет. Вполне естественно, что семейные люди вряд ли смогут себе это позволить. Так что терапевтов будет достаточно, а вот хороших хирургов, ортопедов или гинекологов можно и потерять.

Выпускники медицинских вузов Петербурга сдали госэкзамены и готовятся к трехэтапной первичной аккредитации. Те, кто успешно ее пройдет, получат свидетельство об аккредитации — документ, с которым можно уже с 1 августа устроиться работать участковым терапевтом или педиатром в поликлинику.

У выпускников есть два варианта: кому-то удастся поступить в ординатуру, это порядка 40-45% от общего числа студентов 6-го курса, остальные пойдут работать к нам в первичное звено, - сообщал на заседании правительства Петербурга председатель комитета по здравоохранению Валерий Колабутин. По его словам, благодаря нововведению от Минздрава в поликлиниках ожидается двукратный прирост молодых специалистов.

Напомним, в разгар государственных экзаменов Минздрав №212н «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования». Выпускники расценили его как препятствие для поступления в ординатуру. С одной стороны, они слышали, что в этом году будут изменения, но какие - узнали только сейчас. В соответствии с приказом, в большей степени их судьбу определит единый тест в рамках аккредитации. Но кроме тестирования, в расчет будут приниматься достижения за все предыдущие годы учебы, каждое из которых оценивается в баллах. Самое большое количество баллов вчерашний студент получает за медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения. Тому, кто не доберет нужного количества баллов, но получит аккредитацию, прямая дорога — в участковые терапевты или педиатры. Тем более, что количество «свободных» бюджетных мест в вузах резко сокращено: предполагается, что за государственный счет будут учиться в основном «целевики», поскольку в регионах — дефицит врачей «узкой» специализации. В крупных городах, на селе, наоборот, в дефиците — терапевты.

Когда вышел приказ, все нервничали и переживали, он вызвал резонанс в студенческом обществе, - говорят выпускники Первого меда. - Сейчас все успокаиваются, ищут пути выхода из ситуации. Конечно, в ординатуру в основном идут на коммерцию. Но и там мало мест. Остальные вынуждены либо менять выбранную специальность, либо становиться терапевтами, либо уходить из медицины. И многие, наверное, 25-30% склонны выбрать последний вариант.

Вернуть долг

Система, предложенная Министерством здравоохранения РФ, в этом году будет опробована впервые. Это попытка восполнить дефицит врачей в первичном звене. Долгое время для решения этой проблемы министерство выпускников медвузов.

К распределению из советской системы медицинской высшей школы в чистом виде вернуться мы бы не могли - это было бы незаконно. Хотя в нем была логика - если ты обучаешься за государственный счет, будь добр вернуть государству долг, а дальше делай, что хочешь. Та же логика работает и в нынешней ситуации, когда , - говорит проректор по учебной работе Первого Санкт-Петербургского медицинского университета

Конечно, Минздрав не насильно загоняет выпускников в поликлиники. Но на фоне сокращения бюджетных мест в ординатуру и изменения правил приема в нее, выбор для многих становится очевиден. Студентка 6-го курса лечебного факультета ПСПбГМУ им. Павлова Елена Артемьева хотела продолжить обучение в ординатуре и стать оториноларингологом. По новым правилам приема в ординатуру она имеет все преимущества для поступления — красный диплом, участие в научной и общественной деятельности, опыт работы в медицинской организации. Однако бюджетных мест по ее специальности по общему конкурсу в Первом меде просто нет. Все они распределены между целевиками и «платниками». Целевое направление девушке получить не удалось, несмотря на обращения в медицинские учреждения и органы власти:

Судьба тех, кто не готов платить за ординатуру, определилась — пойдем работать в участковую терапию, - говорит Елена Артемьева, она уже примирилась с будущей работой в поликлинике.

В том, что государство с каждым годом сокращает возможности для получения врачами узкой специализации, Андрей Яременко не видит ничего необычного:

Каждый человек хочет быть уникальным и получать много денег. Но государству нужны врачи минимальной квалификации в максимальном количестве и с минимальной зарплатой. Это вечный конфликт между человеком и государством, и не только в России. Например, если вы хотите стать , вам необходимо пройти огромный и тяжелый путь, вкладывать в свое образование большие деньги. Если вы готовы быть general practitioner (врач общей практики), то просто пишите заявление и вас сразу же отправляют работать куда-нибудь в Оклахому, - отмечает проректор.

Будущих врачей больше всего пугают пациенты

Беда в том, что многие школьники, когда выбирают профессию, идут не в медицину, а в престижный вуз. Они прекрасно учатся, как правило, получают дипломы с высокими баллами и уходят в отрасль. Дальше происходит встреча с пациентом и оказывается, что папы который может «решить вопросы» рядом нет, а есть пациент, который остался недоволен качеством лечения и имеет претензии. Встреча с пациентом лицом к лицу бывает очень драматичной. К сожалению, не все к ней готовы, как не всегда готовы к начальным маленьким зарплатам. Такие почти сразу уходят из здравоохранения.

Поэтому у главного терапевта Петербурга Вадима Мазурова допуск выпускников к работе в поликлиниках вызывает много вопросов.

Им придется сразу же окунуться в реальную жизнь и работу. Пока непонятно, насколько они к этому готовы, - говорит Вадим Мазуров. - Хватит ли выпускнику уровня подготовки, чтобы назначить инструментальные и лабораторные обследования? Сможет ли он вести документацию, заниматься профилактикой, диспансеризацией? Сможет назначить пациенту медикаментозную терапию, выбрать между оригинальным препаратом и дженериком, оценить возможные побочные эффекты? Конечно, подготовленные ведущими специалистами, которые врач-терапевт использует в работе. Но когда к нему в течение часа приходят пациенты с ОРВИ, ишемической болезнью сердца, синдромом раздраженного кишечника... Тут же нужно на столе иметь целую библиотеку, чтобы использовать возможности клинических рекомендаций. Такая работа — это огромная нагрузка, требующая серьезной подготовки. Я переживаю за этих детей.

По словам Вадима Мазурова, с настолько молодыми и неопытными специалистами администрации учреждений пока не сталкивались, поэтому от них в этом году тоже потребуется особенное внимание и терпение. Ведь даже после обучения в ординатуре в поликлиники приходили работать единицы молодых специалистов, а кадровый дефицит решался в основном за счет врачей из других регионов страны, которые уже имели опыт работы. По его словам, чтобы выпускник чувствовал себя хотя бы относительно комфортно в новой должности, понадобится минимум два года работы. «Этим ребятам нужно будет помогать, определить наставников и подготовить все условия для работы», - говорит Вадим Мазуров.

На поддержку рассчитывают и сами выпускники:

Конечно все студенты переживают, справятся ли они с работой. Возможно, первое время мы будем находиться в одном кабинете с более опытным врачом, - говорит студентка Елена Артемьева. - Но навыки все же у нас есть - последняя практика после пятого курса у всех проходила в поликлинике, новый образовательный стандарт готовил нас к работе участкового терапевта. А для глубины знаний всегда есть справочное руководство - пользоваться им не запрещено.

В ПСПбГМУ им. Павлова отмечают, что готовы помочь своим студентам — для этого есть Центр взаимодействия с выпускниками и возможность телемедицинских консультаций:

У них всегда есть возможность переговорить с представителем вуза, если возникают какие-то проблемы. Ведь что самое страшное? Когда к тебе пришел больной, а ты не понимаешь, что с ним, - говорит Андрей Яременко и просит относиться к выпускникам с доверием. - Каждый год во время эпидемии гриппа отправляем студентов 6-го курса на работу в поликлиники. И получаем много благодарных отзывов, они — и внимательные, и толковые, и выслушают, и помогут.

При этом Андрей Яременко признает, что выпускника все же сложно назвать полноценным врачом, который может осуществлять весь объем диагностических и лечебных мероприятий.

Мне кажется, что должна быть какая-то промежуточная должность между выходом будущего врача из вуза и началом его широкой профессиональной деятельности. Когда в Германии человек получает водительские права, он в течение какого-то времени должен ездить в присутствии более опытного водителя. Что-то похожее должно быть и здесь. В свое время была замечательная должность — врач-стажер. Она была создана для врачей, у которых был перерыв в работе более 5 лет. Они получали зарплату, но работали с наставником. Только после этого они выходили на полную ставку. За рубежом тоже есть некая стажировка: у молодого специалиста есть наставник, он работает в коллективе, впитывает медицинские традиции, так и происходит его становление как врача, - говорит Андрей Яременко.

Прогноз: Останутся пришедшие в медицину «по любви»

Чтобы найти себе место в районной поликлинике, выпускники Первого меда могут воспользоваться специально созданной базой вакансий. Количество предложений, по словам Андрея Яременко, в ней достаточное для всех желающих. Но проблема в том, что многим из выпускников не нужны эти рабочие места — они просто не хотят идти работать участковыми терапевтами.

У каждого есть мечта. Допустим, студент мечтал стать директором клиники авиационной медицины. Первая цель на пути к его мечте — попасть в клиническую ординатуру по экстремальной медицине. А сейчас ему поставили серьезный барьер в виде работы в поликлинике. И если он не хочет работать участковым терапевтом, он не будет этого делать, - отмечает Андрей Яременко.

По словам Вадима Мазурова, даже те студенты, которые отправятся работать в поликлиники, но «не по любви», а из-за безысходности, вряд ли останутся в первичном звене надолго. Это грозит поликлиникам текучкой кадров — молодые врачи будут отрабатывать какой-то срок и вновь пытаться попасть в ординатуру по любимой специальности.

— Это еще одна возможная проблема для руководителей учреждения — они подготовили молодого специалиста, создали комфортные условия для его работы. А через пару лет человек благодарит их и прощается. Но, с другой стороны, другого выхода из нынешней ситуации с дефицитом врачей в поликлиниках пока нет. Может, и не все в итоге убегут. Когда я, проводя аттестацию, вижу молодого терапевта, то обычно спрашиваю, почему он работает в первичном звене. Многие отвечают, что им здесь просто понравилось и захотелось остаться, - говорит Вадим Мазуров.

При этом главный терапевт Петербурга просит пациентов не бояться юных врачей:

— Я думаю, это все же не коснется уровня обследования и лечения пациентов. В конце концов, он зависит не только от терапевта. В лечении будут принимать участие и узкие специалисты. Но здесь тоже есть загвоздка — главное, чтобы выпускник медвуза не стал диспетчером, перенаправляющим своих пациентов к другим врачам для подстраховки. При таком подходе мы не подготовим хорошего специалиста.

Катерина Резникова

Доктор Питер




Наталья Литвинова

Код вставки на сайт

Всероссийский семинар «Организационно-методические вопросы по проведению первичной аккредитации выпускников – 2017» состоялся 16 февраля в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова.

Интенсивный обучающий курс из двух блоков – теоретического и практического, был предложен председателям аккредитационных комиссий – представителям некоммерческих профессиональных организаций, которым предстоит провести летом 2017 года масштабную компанию по первичной аккредитации выпускников медицинских вузов.

Организаторы семинара – Минздрав России, Союз медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» и Методический центр аккредитации специалистов.

Модератором семинара выступил проректор по научной работе и профессиональному образованию Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Сергей Шевченко. Открывая семинар, он передал пожелания успешной и плодотворной работы от имени ректора университета, академика РАН Петра Глыбочко.

С призывом создать эффективно работающую структуру первичной аккредитации выпускников, с самого начала заложив основы успешной работы на много лет вперед, к участникам семинара обратился президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. Он отметил, что наряду с разработкой профессиональных стандартов, первичная аккредитация – «это конкретная работа, которая передана Минздравом России Национальной медицинской палате, государственно-общественная форма управления образовательной деятельностью».

Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова пояснила, что семинар проходит в эталонном Методическом центре аккредитации специалистов, созданном на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. И в идеале именно в таких условиях должна проходить аккредитация. Также она рассказала о законодательных нормах, которые регулируют переход к процедуре аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов. Аккредитация вводится поэтапно, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года.

Подробные разъяснения о том, кто будет проходить аккредитацию, как формируется комиссия, какие документы необходимы для допуска и оценки специалиста содержит приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. № 334н. Татьяна Семенова объяснила необходимость аккредитации «глобальной эпохой перемен». Внедряются новые технологии, ФГОС и профессиональные стандарты, идет унификация требований к управлению качеством оказания медицинской помощи. В целом, аккредитация специалиста представляет собой особую форму экзамена, состоящего из нескольких последовательных этапов.

Директор Методического центра аккредитации специалистов Жанна Сизова выступила с презентацией и подробно пояснила особенности каждом этапа. Каждый этап – самостоятельный экзамен, который дает право допуска к следующему этапу. Первичная и первичная специализированная аккредитация включают: тестирование, оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях, решение ситуационных задач.

Каждый этап оценивается аккредитационой комиссией в формате сдано/не сдано. Этапы тестирования, оценки практических навыков считаются пройденными, если не менее семидесяти процентов ответов, практических действий являются правильными. Этап решения ситуационных задач считается пройденным, если как минимум на десять вопросов из пятнадцати возможных даны правильные ответы.

Выпускники вузов, прошедшие аккредитацию могут начать работу в первичном звене – участковыми терапевтами поликлиник. Выпускникам ординатуры предстоит более сложный экзамен – первичная специализированная аккредитация, дающая право допуска к специализированной медицинской деятельности. Для прохождения каждого этапа аккредитации даны три попытки.

Жанна Сизова подробно рассказала обо всех тонкостях первичной аккредитации и предложила участникам семинара перейти ко второму – практическому блоку семинара – демонстрации процедуры первичной аккредитации по специальности «Лечебное дело» и ознакомиться со станциями Объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) для проверки освоения профессиональных компетенций выпускников. Были представлены станции сердечно-легочной реанимации, экстренной и неотложной медицинской помощи, физикального обследования пациента, диспансеризации – для проверки компетенций, которые соответствуют трудовым функциям врача-терапевта участкового в соответствии с профессиональным стандартом.

Практический блок вызвал большой интерес участников семинара. В целом проведенный семинар в полном объеме представил информацию об изменениях в порядке допуска к профессиональной деятельности выпускников российских медицинских вузов и фактически стал стартом первичной аккредитации выпускников медицинских вузов-2017.

В 2017 году первичную аккредитацию пройдут более 37 тысяч выпускников медицинских вузов по восьми специальностям:



Наталья Литвинова

Скопировать в буфер обмена