Суть экономической программы глазьева. Программа экономического "чуда" от глазьева Стабилизация работы банковской системы

Советник президента России Сергей Глазьев больше не участвует в подготовке программы Столыпинского клуба «Экономика роста». Концепция программы была представлена на заседании президиума экономического совета при президенте России 25 мая 2016 года вместе с предложениями Алексея Кудрина.

Вместе с участниками семинаров посетил в 1991 году Чили, где прослушал курс лекций в Институте свободы и развития об опыте чилийских экономических реформ. Автор более 300 научных работ, награждён медалью Н.Д Кондратьева за цикл исследований длинных волн в экономическом развитии.

Уже в январе 2004 года возникли разногласия между Глазьевым, Дмитрием Рогозиным, Сергеем Бабуриным и другими коллегами. Глазьеву пришлось покинуть пост руководителя фракции, он вошёл в руководящие органы созданной в феврале 2004 года партии «Родина» (образована путём переименования Партии российских регионов).

17 марта 2014 года, на следующий день после проведения референдума о статусе Крыма, в отношении Глазьева введены санкции США. С. Ю. Глазьева и Т. А. Мансурова. Европейский Союз и Евразийское экономическое сообщество: сходства и различия процессов интеграционного строительства / С. Ю. Глазьев, В. И. Чушкин, С. П. Ткачук. Состоялось заседание экономического совета при президенте России, на котором Владимиру Путину были представлены несколько конкурирующих программ развития российской экономики.

Глазьев отказался писать экономическую программу для Столыпинского клуба

Я вот не пожалел времени и сил, и прежде чем высказываться на эту тему, прочитал ту самую программу про «Экономику Роста». Дальше будет долгий и нудный процесс вырабатывания некой экономической программы, на основании всех рациональных предложений, озвученных на том самом историческом заседании. А вот с результатом сложной, кропотливой и неинтересной для медийщиков работы по выработке прагматичного и реалистичного плана экономического развития страны, мы познакомимся в ближайшие месяцы.

Советник президента раскритиковал экономическую программу, которую готовит экс-глава Минфина. По мнению Глазьева, реализация предложенных мер приведет к углублению кризиса и падению уровня жизни населения. В частности, к числу таких заблуждений Глазьев отнес нежелание Кудрина использовать для покрытия бюджетного дефицита «печатный станок». То есть в рамках предлагаемой тобой программы этот уровень может оказаться в принципе недостижимым», - указывает Кудрину советник Путина.

Как говорится в письме Глазьева к Кудрину (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»), программный документ построен на «широко распространенных заблуждениях». Недооценка значения кредита для финансирования инновационной и инвестиционной активности связана с наивной верой в теорию рыночного равновесия. На самом деле современная экономика никогда не достигает точки равновесия и даже не стремится к ней», - считает Глазьев.

Об этом в среду, 17 августа, сообщил сам Глазьев, передает Rambler News Service. 25 июля президент России Владимир Путин поручил доработать доклад Столыпинского клуба и на его основе подготовить новую программу развития экономики. В этой статье постараюсь максимально доступным языком изложить суть предложений Глазьева и критику его оппонентов. Поэтому Глазьев предлагает и это очень важно: 2) Ввести ответственность для банков, за целевым расходованием кредита.

Сергей Глазьев раскритиковал экономическую программу Алексея Кудрина

Для этого Глазьев предлагает ввести 3) стратегическое планирование развития. Так вот по поводу стратегического планирования подняли вой, что это якобы возврат в СССР, хотя Глазьев ничего такого не предлагал, он говорит об опыте передовых стран, что они делали.

В интернете полно роликов, с выступлениями Глазьева, где он это разъясняет. Необходимо понимать кто и почему критикует Глазьева, его критики ничего не предлагают. Поэтому если вы видите критику Глазьева, ищите там предложения по развитию промышленности в России, если не нашли, то уже понятно, что это пишется явно не для того что бы Россию развить. Когда Россия в 2015 году впер…

Одно из самых ярких событий в мире российской экономики, да, пожалуй, и политики - это недавнее заседание президиума Экономического совета при Президенте Российской Федерации. Кудрин же, а вместе с ним и министр финансов Силуанов, и министр экономического развития Улюкаев - люди правительства.

Иллюзорная идиллия его программы может быть исполнена только на бумаге, в документах, не обремененных подробными расчетами и анализом последствий. Концепция экономического блока может быть непопулярной в народе, но, скорее всего, именно она будет выбрана в качестве ключевой.

Теперь посмотрим, как обстоят дела с тратами в программе Кудрина. В тезисах доклада Кудрина содержатся «широко распространенные заблуждения», заявил Глазьев, в первую очередь, отметив положения об инфляции и ее влиянии на рост экономики. По информации «Газеты.Ru», на прошлой неделе Сергей Глазьев написал письмо Кудрину, где раскритиковал инициативы бывшего министра финансов.

15 сентября советник президента Сергей Глазьев представит комиссии Совета безопасности РФ предложения по выходу из экономического кризиса. Но для вполне точного анализа можно взять интервью, опубликованное на официальном сайте Глазьева. Вряд ли. Дело в том, что высокие темпы роста характерны для «догоняющего развития» и стран с низким ВВП на душу населения.

К сожалению, вынужден констатировать, что уважаемый академик Глазьев неточно представляет мандат Банка России. Процитируем Сергея Юрьевича: «Вы поймите, в России нет объективных ограничений для роста производства. К сожалению, склонен не согласиться с высказываниями уважаемого академика Глазьева.

Программа Глазьева. Суть предложений и критика от оппонентов.

Родился 1 января 1961 года в Запорожье, где окончил среднюю школу № 31 в 1978 году. В 1978 году поступил в МГУ им. Ломоносова на механико-математический факультет. В 1999 году присвоено ученое звание профессора. С ноября 2002 года и до завершения работы Госдумы III созыва - работа в Комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы.

Является представителем Президента РФ в Национальном финансовом совете. Председатель Научного совета РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию. На президентских выборах в марте 2004 года за Глазьева проголосовали 4,1 % участвовавших избирателей, что стало третьим результатом. Вскоре включён в санкционные списки Европейского союза, Канады, Австралии и Швейцарии, а в сентябре 2015 года включён в санкционный список Украины.

О стратегии развития экономики России в условиях глобальной нестабильности. Коргунюк Ю. Г. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью // Полития: Анализ. В среду прошло событие, которого с замиранием сердца ждали журналисты, экономисты и многие рядовые россияне, которые интересуются политикой и экономикой. Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, как плохо работают наши СМИ и как легко поддаются самой банальной манипуляции представители патриотической общественности, которые обитают в соцсетях.

Теперь переходим к третьему пункту, программы Глазьева. Вердикт в письме Глазьева Кудрину довольно жесткий. На заседании наработки представлял Сергей Глазьев. Я свой вклад внес, и больше в этой работе не участвую», - сказал RNS Глазьев. Но сейчас в экономике России происходит ровно противоположное, отмечает Глазьев. Советник президента Сергей Глазьев раскритиковал доклад об источниках экономического роста, подготовленный Центром стратегических разработок под руководством экс-министра финансов Алексея Кудрина.

Глазьев одержал первую важную победу.

Эксперт МЭФ Сергей Глазьев и его партнеры по Столыпинскому клубу одержали первую, но концептуально важную победу. Поручить доработать доклад Столыпинского клуба и подготовить на его основе среднесрочную программу «Стратегия роста» попросил президента его помощник Андрей Белоусов. Путин на письме написал «Согласен». Об этом «Ведомостям» рассказал высокопоставленный чиновник и подтвердил член Столыпинского клуба бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Займется этим межведомственная группа в правительстве, собранная для обсуждения доклада. Не позднее IV квартала программу нужно представить президиуму экономического совета при президенте. Работа должна вестись на базе аналитического центра при правительстве - такие предложения были в письме Белоусова.

В докладе Столыпинского клуба предлагалось наращивать инвестиции, накачивая экономику госденьгами: и из бюджета, и путем эмиссии ЦБ в 1,5 трлн руб. Иная концепция предлагается Центром стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет Кудрин: инвестиции должны быть частными, а государство должно создать для этого условия - обеспечить макроэкономическую стабильность, низкую инфляцию, снижать дефицит бюджета, проводить реформы.

Межведомственная группа для разработки концепции «Экономика роста» была создана в апреле по поручению премьера Дмитрия Медведева. В мае она обсуждалась на президиуме экономического совета. После этого работа заглохла, рассказывают несколько федеральных чиновников: Путин на Петербургском международном экономическом форуме заявил о необходимости макроэкономической стабильности, и в правительстве решили, что президент поставил точку в споре двух концепций. Концепция Кудрина победила, говорил один из них. На межведомственной группе и члены правительства, и чиновники Минфина, и представители ЦБ высказались против монетарных стимулов, предлагаемых «столыпинцами», рассказывает участник группы: всем казалось, это уже имитация обсуждения.

Кудрин не считает, что экономическому росту препятствует нехватка денег. На счетах компаний - 14 трлн руб., это сопоставимо с инвестициями за год, говорил Кудрин. Деньги скопились у сырьевых компаний, которые не собираются их инвестировать; они лежат на счетах в банках, которые выдают их под очень высокие проценты, спорит Титов. Потребность в дешевых деньгах огромная - если объявить их раздачу по нерыночным ставкам, очередь выстроится от Кремля до Садового, настаивает он.

Но теперь работа будет продолжена, надеется Титов. Это создание противовеса ЦСР Алексея Кудрина, объясняет высокопоставленный чиновник: «Он думал, что один будет формировать экономическую повестку для президента, а это поручение говорит: будут разные позиции». Это альтернатива той концепции, которая преобладает в правительстве, говорит Титов: «Россия должна выбегать всеми силами из стагнации». В стратегии, по его словам, помимо монетарных стимулов будут предложения по реформам: судебной, правоохранительных органов, налоговой, таможенной.

Ведется поиск различных моделей экономического роста, говорит член Столыпинского клуба, зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на запрос «Ведомостей». Пресс-секретарь Кудрина был недоступен для журналистов.

Путину выгодно создание системы противовесов - это предвыборная история, считает президент «Минченко консалтинга» Евгений Минченко: так же в 1999 г. он написал «изучить» на экономической программе «Союза правых сил». С другой стороны, за поддержку со стороны Путина борются разные силы и люди, в том числе Белоусов, чей политический вес серьезно вырос в последнее время, говорит Минченко.

Взгляды Кудрина и Белоусова расходятся. Кудрин считает, что России нужно время для разбега - умеренные темпы роста в ближайшей перспективе и создание условий для будущего ускорения. Белоусов же считает, что уже после 2018 г. экономика может разогнаться до 4% роста, если стимулировать компании инвестировать накопленное на счетах. Белоусов поддерживает некоторые из предложенных «столыпинцами» способов: например, наращивать проектное финансирование по низким ставкам, говорил он ранее «Ведомостям».


Алексей Кудрин и помощник президента Андрей Белоусов по-разному предлагают ускорить рост экономики

Белоусов был недоволен усилением влияния Кудрина и слухами о его возможном возвращении во власть - они бы вряд ли поделили сферы ответственности, рассказывали три чиновника, знакомые с Белоусовым. Многие не заинтересованы в усилении Кудрина, согласен Минченко, а в преддверии выборов борьба за влияние на президента только обостряется.

Активное стимулирование экономики, предлагаемое «столыпинцами», приведет к разгону инфляции и валютной волатильности, говорит старший экономист БКС Владимир Тихомиров, такая программа малоэффективна в условиях открытой экономики. Путин на это не пойдет, считает Тихомиров: позиция Кудрина в конечном итоге одержит верх не потому, что он более влиятелен, а потому что Путин ее разделяет.

Но Глава Центробанка Набиуллина признала тупиковость политики, которую ЦБ проводил все последние годы вместе с Минфином: «проедание» золотовалютных резервов, накачивание излишней ликвидностью банковского сектора, где фактически уже раздулся финансовый пузырь, потому что банки не кредитуют реальное производство.

Более того, ставки по кредитам настолько высоки, что предприятия не могут получить необходимые «длинные» займы. Практически у всех российских предприятий огромный дефицит с оборотными средствами. Кредитная эмиссия - вариант развязки того кризиса, который рукотворно создали чиновники правительства и Центробанка. Этот вариант уже неоднократно применяли ведущие экономики мира, добиваясь положительного результата.

Сергей Глазьев:

«Все современные экономики мира создают деньги для кредитования роста производства. Классический пример - восстановления послевоенной Европы. Некоторые думают, что американцы «планом Маршалла» сделали экономическое чудо. Но этот план - от силы 5% успеха. А главный источник восстановления и роста Европы после войны - это банальная кредитная эмиссия. Центральные банки Германии, Франции и других государств, которые лежали в руинах, кредитовали коммерческие банки под векселя производственных предприятий. Деньги создавались под обязательства предприятий по наращиванию производства. Схема, кстати, близкая к китайской современной, где деньги создаются под обязательства предприятий наращивать производство, модернизировать его, выпускать новую продукцию».

Важен еще один аспект. Сторонников «плана Глазьева» неоднократно критиковали за их желание «запустить печатный станок»: дескать это приведет к резкому всплеску инфляции. Такой дилетантский подход присущ не только обывателям, но и чиновникам правительства, т.н. «либеральным» экономистам. Они не хотят знать таких азов экономики: если деньги отпускать строго на производство, а не растаскивать по карманам - никакой инфляции не будет. Или они не хотят личной ответственности за сугубо целевое освоение казенных средств. Причем второе кажется гораздо вероятней.

Однако Глазьеву, одержавшему победу в его долгом споре с Центробанком, расслабляться пока не стоит. Министр финансов Силуанов уже фактически секвестрировал на 10% все расходы федерального бюджета в этом году, выступая категорически против предложения теперь уже Глазьева и Набиуллиной. Силуанов считает, что надо просто «проедать» накопленное в «тучные годы» - в ожидании их повторения. За этот год он намерен «проесть» более 2 триллионов рублей. Минфин не хочет или боится думать, а его чиновники желают только «регулировать потоки», но не создавать стимулы для экономического роста.

Если победит план Силуанова, то к концу 2016 года российские резервы составят всего триллион рублей. Это копейки! А если еще внешняя конъюнктура по нашему экспорту вновь ухудшится, а внутреннее производство не будет запущено, то российской экономике, а значит, и каждому из нас грозит новый виток полномасштабного кризиса.

Глазьев одержал концептуальную победу, осталось лишь ликвидировать противодействие со стороны Правительства в целом, Минфина, лично Кудрина и всех, кто его поддерживает и разделяет его взгляды!

Экономический рост в России - не утопия. Если ввести за рост ВВП персональную ответственность членов правительства, оптимизировать процентные ставки госбанков, вернуться к «двойному бюджету», создать единое воздушное пространство с Китаем… Эти и другие предложения содержатся в стратегии «12 шагов», предложенной академиком РАН Сергеем Глазьевым.

Россия рискует скатиться на обочину технологического прогресса и стать набором разрозненных анклавов на периферии американской или европейской экономик, предупреждал академик РАН Сергей Глазьев в статье «Семь сценариев для России», подготовленной по просьбе «Газеты.Ru».

Недопустимо просто сидеть и ждать отмены санкций, чем, собственно, и занимается сейчас правящий класс в России. Ни очередной «план действий-2025», который готовит правительство, ни «стратегия роста» бизнес-омбудсмена Бориса Титова не годятся на роль эффективного инструмента. А стратегия-2035, которую формулирует для Кремля экс-министр финансов Алексей Кудрин, еще не готова.

По мнению Глазьева, правительство и ЦБ продолжают в макроэкономической политике следовать традиционным рекомендациям МВФ, на этом же строит свою программу Кудрин. Продолжение этого подхода обрекает экономику России на дальнейшую деградацию.

Избежать негативного сценария пока еще возможно. Если Кремль реализуют стратегию экономического роста, основанную на китайском опыте государственного управления. Академик Глазьев предлагает свой механизм стратегического прорыва, состоящий из 12 шагов. Причем Глазьев выступает с этими предложениями не как официальное лицо, советник президента, а как ученый и эксперт в сфере госуправления.

Госрегулирование и открытость

Первое, что необходимо сделать - перевести функционирование правительства на технологию стратегического и индикативного планирования.

Стратегическое планирование указывает перспективные направления развития экономики, опираясь на долгосрочные прогнозы научно-технического прогресса и понимание возможностей опережающего развития экономики страны в рамках мировой экономики. Индикативное планирование дает ориентиры деятельности органам госвласти всех уровней по созданию условий для наращивания инвестиционной активности в целях роста производства для повышения уровня жизни населения. Оно также предоставляет предпринимателям возможность воспользоваться этими условиями, поясняет Глазьев.

Государственное регулирование при этом сохраняется. «Госрегулирование стимулирует деловую активность в направлении роста производства и сдерживает деструктивные проявления (вывоз капитала, финансовые пирамиды и т. п.)», - отмечает Глазьев. Но при наличии госрегулирования экономике РФ необходима открытость. «Это дает возможность импорта передовых технологий и экспорта готовой продукции, принуждая предпринимателей к повышению конкурентоспособности отечественной продукции», - добавляет Глазьев.

Под личную ответственность

Индикативное планирование невозможно реализовать без механизма личной ответственности чиновников. А также привязки госбанков к задачам кредитования роста производства.

Это второй и третий пункт стратегии академика Глазьева.

Он считает, что «необходимо введение механизма личной и коллективной («сквозной», «вертикальной» и «горизонтальной») ответственности госслужащих, а также системы их поощрения за реализацию индикативных планов роста инвестиций и производства». Эти нормы также должны распространяться на деятельность государственных корпораций и госбанков.

Госбанки должны выстраивать свою деятельность, исходя из задачи кредитования роста производства и инвестиций. Процентные ставки необходимо регулировать, «исходя из рентабельности производственной сферы».

Догнать по-русски, перегнать по-китайски

Но правительственный план стратегий и индикаторы для его реализации - всего лишь полдела. «Потребуется также план опережающего развития на основе нового технологического уклада. Дальнейшее развитие мировой экономики связано с формированием новых мирохозяйственного и технологического укладов, образцом развития которых является КНР. Для этого все ведущие страны мира прибегают к стимулированию инвестиций за счет целевой кредитной эмиссии», - отмечает Глазьев.

Рост российской экономики невозможен без наращивания «долгосрочных кредитных ресурсов и активизации роли ЦБ как кредитора последней инстанции».

По мнению Глазьева, в отличие от экономик стран-эмитентов резервных валют, основные проблемы в российской экономике вызваны не избытком денежного предложения и связанных с ним финансовых пузырей, а хронической недомонетизацией экономики, которая длительное время работала «на износ» вследствие острого недостатка кредитов и инвестиций.

При этом Глазьев ссылается на оценки Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Выход на 4-5-процентный ежегодный прирост ВВП, выше среднемирового уровня, может быть достигнут только при повышении нормы накопления до 27% ВВП к 2018 году. Только в этом случае возможна реализация поставленной президентом РФ задачи достижения роста ВВП выше среднемирового уровня. А чтобы догнать по темпам роста китайскую экономику, норму накопления (долю инвестиций в ВВП) необходимо довести до 35%.

Профинансировать эти предложения можно за счет целевой кредитной эмиссии под приоритетные инвестиционные проекты.

«При этом инфляционного эффекта от наращивания кредитной эмиссии в объеме до 5 трлн. руб. не прогнозируется, так как уровень монетизации российской экономики ниже оптимального на 7-10 трлн руб. Главным условием здесь является направление кредитной эмиссии исключительно на цели роста объемов и модернизации производства пользующейся спросом продукции», - аргументирует Глазьев.

И предупреждает, что в условиях характерных для российской экономики структурных диспропорций потребуется избирательная кредитно-инвестиционная политика, дифференцированная по отраслям и направлениям развития в соответствии с объективно сложившимися различиями в их доходности. Имеющаяся практика льготного кредитования АПК и малого бизнеса подтверждает эффективность такого подхода.

Компании могли бы заключать с уполномоченными органами государственной власти инвестиционные контракты, под которые банки и институты развития могли бы выдавать долгосрочные кредиты.

ЦБ при этом мог бы функционировать как институт развития, обеспечивающий кредитами как потребности частных предприятий в расширении и развитии производства, так и госпрограммы.

Под небом Евразии

Частью плана по опережающем развитию, уверен Глазьев, могли бы стать масштабные проекты по развитию инфраструктуры. В том числе, совместно с КНР.

Инфраструктурные проекты могут финансироваться, в частности, не только за счет госбюджета, но при помощи «выпуска целевых низкопроцентных облигаций, котируемых на бирже и выкупаемых ЦБ».

Для их сопряжения с китайскими источниками финансирования может быть использован механизм валютно-кредитных свопов. В целях привлечения средств международных банков развития и финансовых рынков могут быть выпущены специальные долгосрочные облигации, обращающиеся на финансовом рынке Евразийского экономического союза и КНР.

Реализация двух трансконтинентальных интеграционных инициатив - ЕАЭС и Шелкового пути - открывает возможности расширения взаимовыгодного сотрудничества, отмечает Глазьев. Например, можно сочетать формирование единого воздушного пространства и открытие новых воздушных коридоров с переходом на самолеты совместного производства в рамках российско-китайско-индийско-иранской кооперации. Или открытие внутренних водных путей со строительством и использованием судов собственного производства. Или сооружение трансконтинентальных транспортных коридоров с развитием единой базы железнодорожного и автодорожного машиностроения. Аналогичный подход может быть применен к формированию общего энергетического пространства, совместной машиностроительной базы.

«Пока российско-китайские инвестиционные проекты развиваются сравнительно вяло. Созданные для этого международные банки развития, в первую очередь — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, остаются в стороне. Для активизации этой работы необходимо использовать формы международных консорциумов с наднациональными органами управления и концессионных соглашений»,- считает Глазьев.

Двойной бюджет

Следующий шаг - трансформация бюджетного правила в бюджет развития, предусматривающая направление нефтяных доходов на финансирование государственных инвестиций.

«Здесь уместно вновь обратиться к китайскому опыту. Для борьбы с бюджетным дефицитом и финансирования крупного инфраструктурного строительства в Китае, еще с 1982 года, стали использовать так называемый «двойной бюджет»: регулярный государственный бюджет и бюджет капитального строительства», - советует Глазьев.

Регулярный государственный бюджет формируется главным образом за счет налогов, а бюджет развития – за счет неналоговых поступлений от предприятий, перечислений из внебюджетных фондов с добавлением положительного сальдо государственного бюджета. Бюджет капитального строительства (или бюджет развития) предназначен для целей экономического строительства, в основном для строительства важнейших объектов общегосударственного значения. Основной целью «двойного бюджета» является выведение всех расходов по капитальному строительству за рамки регулярного госбюджета.

Глазьев напоминает, что после дефолта 1998 года разделение бюджетов использовалось в правительстве Евгения Примакова. Тогда государство начало формировать бюджет развития, налаживать механизмы рефинансирования коммерческих банков под векселя платежеспособных производственных предприятий.

«В последствие этот эффективный экономический механизм, принесший свои плоды, был заменен Стабилизационным фондом, ставшим каналом перекачивания российских бюджетных доходов в американские долговые обязательства», - возмущается Глазьев.

Еще один давно назревший инструмент стимулирования экономики - дополнение функций ЦБ задачами обеспечения роста инвестиций, ВВП и занятости. Повышение роли специальных инструментов рефинансирования коммерческих банков в целях кредитования инвестиционных проектов с увеличением сроков предоставляемых ресурсов и расширением ломбардного списка.

Для этого необходимо приближение ключевой ставки к уровню средней рентабельности в обрабатывающей промышленности. Введение вектора ставок специальных инструментов рефинансирования, приближающего цену финансовых ресурсов к рентабельности соответствующих отраслей экономики.

Также потребуется пойти на такой шаг, как «организация целевого рефинансирования государственных институтов развития и коммерческих банков под низкопроцентные долгосрочные государственные и муниципальные обязательства, облигации государственных корпораций, включая инфраструктурные облигации, а также бизнес-планы предприятий, разрабатываемые в целях реализации государственных программ, заказов, специальных инвестиционных контрактов, экспортных контрактов, совместных с партнерами по евразийской интеграции инвестиционных проектов».

Против манипулирования курсом рубля

И наконец, несколько точечных, но важных внедрений в текущую практику правительства: «Внедрение системы контроля над целевым использованием кредитов госбанков и бюджетных ассигнований, исключающей их вывоз за рубеж и использование в спекулятивных целях».

Введение избирательного валютного и финансового регулирования на основе косвенных методов (налог Тобина, резервные требования и прочего) в целях предотвращения спекулятивных атак, манипулирования рынками и курсом рубля, сооружения «финансовых пирамид» и прочих махинаций, дестабилизирующих экономику.

Необходимо, считает Глазьев, активизировать расширение использования рубля в качестве «валюты цены и валюты расчетов по российским экспортным поставкам, формирование основы для превращения рубля в международную валюту расчетов и ценообразования в большом евразийском партнерстве».

Для этого необходима стабилизация курса рубля на среднесрочный период по отношению к корзине евразийских валют.

«Нужен переход к идеологии развития с приоритетным наращиванием расходов на НИОКР и образование, стимулированием инновационной активности и поощрением новаторства», - резюмирует академик Глазьев и напоминает о необходимости «персональной ответственности в системе государственной власти за достижение целей развития».

Советник президента России Сергей Глазьев представил министерству финансов собственный план по по защите российской экономики от возможного расширения санкций со стороны США и Евросоюза. План Глазьева состоит из 15 пунктов, которые позволят российской экономике избежать последствий в случае введения полномасштабных санкций. Основной целью данного плана является снижение зависимости российской экономики от внешних факторов.

ПЛАН ГЛАЗЬЕВА

1. Перевод госактивов и счетов в долларах и евро из стран, входящих в блок НАТО, в нейтральные.

2. Возвращение всех принадлежащих государству ценностей (драгметаллы, произведения искусства и т. д.) в Россию.

3. Продажа облигаций стран НАТО до введения санкций.

4. Прекращение экспорта золота, драгоценных и редкоземельных металлов.

5. Валютно-кредитный своп с Китаем для финансирования критического импорта и перехода на расчеты в национальных валютах.

6. Создание собственной системы обмена межбанковской информацией для платежей и расчетов в Таможенном союзе, СНГ, со странами-партнерами по аналогии SWIFT.

7. Создание платежной системы расчетов по банковским карточкам в "Евразэс", которая замкнула бы в том числе расчеты по системам Visa и MasterCard.

8. Ограничение валютной позиции банков, введение предварительного декларирования крупных неторговых валютных операций. Введение в будущем налога на вывоз капитала и финансовые спекуляции.

9. Переход на расчеты в торговле в Таможенном союзе и с другими странами в национальных валютах. Заключение новых контрактов на экспорт углеводородов в рублях.

10. Валютно-кредитные свопы со странами для финансирования торговли.

11. Быстрое сокращение в резервах долларовых инструментов и долговых обязательств перед странами, поддерживающими санкции.

12. Замещение займов госкорпораций и госбанков в долларах и евро рублевыми на тех же условиях, проведение для этого целевой эмиссии с размещением посредством ВЭБа.

13. Разъяснительная работа с населением о целесообразности перевода евровых и долларовых депозитов в рубли. В случае замораживания активов ЦБ и госбанков в США и ЕС — замораживание обязательств банков в долларах и евро.

14. В ответ на торговое эмбарго — осуществление критически важных операций через белорусские и казахстанские предприятия.

15. Перевод в национальную юрисдикцию зарегистрированных в офшорах прав собственности на стратегические предприятия, на объекты недропользования и недвижимость.

Все понимают сегодня, что доклад Глазьева - это манифест консолидированных патриотических сил, это антиколониальная повестка и это тест на вшивость Кремля (который, вероятно, пройден не будет). Путин обсижен советниками либерасного толка, как навозными мухами; возникает некая информационная завеса. Сквозь эти жужжание и вонь получить альтернативную точку зрения невозможно. Глазьев - советник Путина; но он потерял доступ к телу, и это проблема. Иной раз, как выясняется, лучше быть помощником, чем советником.

Глазьев - коммунист и академик, сегодня всё это смотрится как некая архаика (на завлабов типа Гайдара мы уже насмотрелись). Но он представляет точку зрения разномастных сил, с широким спектром взглядов (от крайне левых до крайне правых) . Поэтому важно отозваться на этот доклад, сделать его предметом экспертного обсуждения. Доклад будет презентоваться 15 сентября - сначала на Совбезе, потом в МГУ.

В целом, предложения Глазьева мне нравятся, они разумны и выраженно антилиберасны, этим и ценны. Но большая часть этих предложений скользит по поверхности, а необходимо забираться вглубь. Мои замечания и дополнения по докладу сведены в таблицу:

№ пп Позиция доклада Глазьева Моя позиция как учёного и гражданина
1 Главная причина стагфляции и остального - отток капитала (150 млрд. долл. в год), с. 3 Главная причина: Россия - неоколония. Отсутствие экономического и финансового суверенитета. Ограбление через вашингтонский консенсус, по формуле: «нефть в обмен на резаную бумагу», реальные активы в обмен на необеспеченный фиат
2 Эскалация международной военно-политической напряженности обусловлена сменой технологических и мирохозяйственных укладов, с. 5 Чисто марксистский материалистический тезис: бытие определяет сознание. С идеалистических позиций, Россия является камушком в ботинке мировой финансовой мафии. Прохождение через советский опыт не прошло бесследно для российского цивилизационного генома. С позиций российско-советской ментальности, капитализм - это убогость, а ростовщичество - это грех. Индивидуализм западного типа вступает в противоречие с русскими архетипами общинности, соборности и социальной справедливости. Навязанные в постперестроечный периодом либеральные модели отторгаются обществом. Сегодня Россию тошнит от Запада
3 Дестабилизация российской финансовой системы через финансовое эмбарго и спекулятивные атаки, с. 9 Дестабилизации нет, есть удержание российской финансовой системы в колониальном статусе, через эмиссионное правило монетизации экспортной выручки и через ЦБ как филиал ФРС США (режим согласованной эмиссии доллара и рубля). Создание ФРС-ЦБ условий для финансового удушья экономики, через: а) сжатие денежного предложения в абсолютном выражении; б) через манипулирование ключевой ставкой, с сохранением её высокого уровня
4 Защита от спекулятивных атак, с. 32 Начинать надо с национализации ЦБ РФ, с внесением изменений в конституцию. Затем - переопределение механизмов денежной эмиссии, с увязыванием этой эмиссии с пулом реальных активов в обеспечении. Сейчас рубль - это доллар для колониального хождения
5 Снижение ставки рефинансирования, удлинение срока предоставления кредитов, с. 44 Нужно создавать альтернативный контур финансового оборота - инвестиционный рубль (опыт СССР). Если этого не сделать, то инвестиционная база реформ создана быть не может. То, что предприятиям дали под 5% годовых или бесплатно, они засунут в банк под 12% годовых и ничего делать не будут (что и происходит сейчас с авансами по госзаказу). Установить специализированные условия для оборота инвестиционных активов (земля, сырьё, производственные фонды, электроэнергия, продукция машиностроения). Опыт MEFO- векселей гитлеровской Германии
6 - Создать систему страхования цен на сырьевые биржевые товары (сырая нефть, золото, …), с использованием биржевых и внебиржевых производных финансовых инструментов (опыт Мексики). Страховые операции проводить на финансовом рынке Шанхай-Гонконг. Заключить с Китаем встречные опционные договоры о цене на экспортируемое сырьё, в юанях
7 - Создать внебанковскую альтернативную финансовую систему, построенную на имущественных залоговых обеспечителях (земля, основные средства) и долговых обязательствах общегражданского оборота (векселя, электронные долговые расписки). Сделать рубль нефиатным, через кадастр активов. Легализовать институт частных денег (прежде всего, внутренние расчётные деньги кооперативов и холдингов). Довести совокупную монетизацию России до уровня 200% М2/ВВП
8 - Создать автономные региональные финансовые системы, включённые в федеральную финансовую систему на особых правах. Запретить оборот инвестиционных товаров за классические наличные рубли в расчётах между предприятиями

И девятое - национализировать основные производственные фонды предприятий базовых отраслей, с мягким долгосрочным выкупом за инвестиционные рубли. Затем - вернуть эти же самые фонды в долгосрочную аренду (концессию) на 49 лет. Через это - поправить экономику капиталоёмких отраслевых структур, восстановить их кредитоспособность. Начать с РЖД.