Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении. Погашение дебиторской задолженности и отражение информации в отчете (ф.0503123) и сведениях (ф.0503169) Списание дебиторской задолженности бюджетный учет

В процессе деятельности бюджетные учреждения иногда сталкиваются с «непорядочными» контрагентами, которые вовремя (а иногда и вообще!) не выполняют обязательств по заключенным договорам на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ. Результатом является дебиторская задолженность в бухгалтерском учете и отчетности.

Активы учреждения в форме дебиторской задолженности включают расчеты с покупателями, заказчиками и различными дебиторами : расчеты в порядке плановых платежей, с подотчетными лицами, по возмещению причиненных убытков, с прочими дебиторами и государственными целевыми фондами (п. 3.1 р. ІІІ Порядка бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 02.04.2014 г. № 372, далее - Порядок № 372). При этом дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения учреждением будущих экономических выгод или достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей учреждения, и может быть достоверно определена ее сумма.

В отличие от хозрасчетных предприятий даже возникновение текущей дебиторской задолженности может иметь не очень приятные последствия для бюджетного учреждения. Поэтому прежде всего уделим внимание тому, какие последствия может иметь наличие текущей дебиторской задолженности в учете и отчетности бюджетного учреждения, когда она становится просроченной и при каких условиях переходит в категорию безнадежной и подлежит списанию.

Текущая дебиторская задолженность: возникновение и последствия

Основной причиной возникновения дебиторской задолженности является осуществление предварительной платы за товары, работы и услуги. По общему правилу, руководители бюджетных учреждений в соответствии со ст. 49 Бюджетного кодекса Украины (далее - БКУ ) принимают решение об оплате товаров, работ и услуг и дают поручение на осуществление платежа только после их получения, если иное не предусмотрено, в частности, нормативно-правовыми актами КМУ . Одним из основных документов, который разрешает предоплату за бюджетные средства, является постановление КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117 (далее -Постановление № 117), определяющее не только перечень товаров, работ и услуг, для которых разрешена предоплата, но и срок, в течение которого нужно закрыть дебиторскую задолженность. До вступления его в силу действовало аналогичное постановление КМУ от 09.10.2006 г. № 1404(далее - Постановление № 1404).

Если же дебиторская задолженность не погашена в сроки , установленные Постановлением № 117 (а ранее - Постановлением № 1404), это будет считаться бюджетным правонарушением в соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 116 БКУ. За такое нарушение могут применять следующие меры воздействия, предусмотренные ч. 1 ст. 117 БКУ:

1)  предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства - на устранение отведено 30  календарных дней ;

2)  остановка операций с бюджетными средствами - применяется в порядке, установленном ст. 120 БКУ;

3)  приостановление бюджетных ассигнований , предусматривающее прекращение полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму на срок от одного до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода в соответствии с Порядком приостановления бюджетных ассигнований, утвержденным приказом Минфина от 15.05.2002 г. № 319.

Дебиторская задолженность может возникать по расчетам с бюджетом, с арендаторами, учащимися, студентами, подотчетными лицами по возмещению нанесенных убытков, расчетам за причиненный учреждению ущерб в виде недостач и хищений денежных средств, материальных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей. Когда же дебиторка становится просроченной?

Просроченная дебиторская задолженность: что это?

Просроченная дебиторская задолженность - это дебиторская задолженность,возникающая на 30-й день по истечении срока обязательного платежа согласно заключенным договорам, или если дата платежа не определена после выписки счета на оплату (абз. 20 п. 1.2 Порядка № 372). Ее еще называют дебиторской задолженностью по просроченному сроку (абз. 13 п. 3.6 Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бю­джетных средств, утвержденного приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44, далее - Порядок № 44).

Как указано выше, срок погашения дебиторской задолженности, определенный договором о закупке товаров, работ и услуг, не может выходить за временные рамки, установленныеПостановлением № 117 (или Постановлением № 1404). А просроченной дебиторская задолженность становится на 30-й день по истечении срока обязательного платежа .

Отметим, что просроченной дебиторской задолженности уделяется особое внимание в бюджетной отчетности. Так, суммы просроченной дебиторки фигурируют в:

  • Отчете о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7), в графе 6 «Дебіторська заборгованість на кінець звітного періоду (року), усього - з неї прострочена» которого из общей суммы дебиторской задолженности, возникшей на дату составления бюджетной отчетности, уточняется дебиторская задолженность с истекшим сроком;
  • Справке о причинах возникновения просроченной дебиторской задолженности общего фонда и принятых мерах по ее взысканию (приложение 28 к Порядку № 44), в которой приводится подробная информация о причинах возникновения просроченной дебиторской задолженности общего фонда, приведенной в форме № 7, и принятых мерах по ее взысканию;
  • Справке о дебиторской задолженности по расходам (приложение 33 к Порядку № 44), в которой приводятся суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, наступившим в течение отчетного года;
  • Пояснительной записке, в которой описываются динамика дебиторской задолженности, в т. ч. просроченной, на отчетную дату по сравнению с задолженностью на начало отчетного года и причины ее увеличения или уменьшения, а также указываются причины возникновения просроченной дебиторской задолженности, указанной в строке «Інше» приложения 28 кПорядку № 44.

Поэтому решения о применении вышеперечисленных мер воздействия могут приниматься органами Казначейства даже по итогам анализа бюджетной отчетности распорядителей бюджетных средств.

По истечении срока исковой давности просроченная дебиторская задолженность переходит в категорию дебиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.

Безнадежная дебиторская задолженность: условия определения

К безнадежной дебиторской задолженности согласно абз. 2 п. 1.2 Порядка № 372относятся:

  • текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует уверенность о ее невозврате должником;
  • дебиторская задолженность, срок исковой давности которой истек.

Отметим: ни в одном разъяснении не написано, что подразумевается под «текущей дебиторской задолженностью» , по которой существует уверенность о ее невозврате должником. Скорее всего, речь идет о случаях, когда должник ликвидирован или прекратил свою деятельность как юрлицо (или предприниматель). Поэтому далее больше внимания уделим именно дебиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.

Буквально трактуя определение «безнадежная дебиторская задолженность» , может сложиться впечатление, что стоит только подождать, пока истечет срок исковой давности, и после этого можно списать дебиторскую задолженность без проблем. На самом деле это совершенно не так. Данное определение и раньше было таким, однако органы Казначейства и Госфининспекции толковали его несколько конкретнее.

Казначейство настаивает на том, что до момента прекращения государственной регистрации субъекта хозяйствования кредитор должен принимать меры по возврату долга согласно действующему законодательству (письмо Госказначейства от 31.03.2010 г. № 15-04/712-5704). Поэтому просроченная дебиторская задолженность подпадает под определение «безнадежная дебиторская задолженность» в случаях, когда :

  • в отчетности распорядителей бюджетных средств отражена просроченная дебиторская задолженность по субъектам хозяйствования, ликвидированным без правопреемников;
  • учреждениями приняты все меры по проведению претензионно-исковой работы , прочие меры по взысканию задолженности в соответствии с действующим законодательством.

Госфининспекция при проведении контрольных мероприятий в части контроля за состоянием и учетом дебиторской задолженности, выполнением договорных обязательств (письмо ГлавКРУ от 01.03.2011 г. № 25-18/287) обращает внимание на то:

  • обращает внимание на то, что в учреждениях, организациях, государственных предприятиях должен быть утвержден внутренний порядок ведения претензионно-исковой работы ;
  • при установлении случаев непринятия мер по своевременному взысканию дебиторской задолженности и , как следствие, истечении сроков ее взыскания, то есть допущении потери должника в обязательстве, такие факты следует квалифицировать как нанесение убытков юридическому лицу .

Сроки исковой давности: как определяют

Определение и течение сроков исковой давности урегулированы Гражданским кодексом Украины (далее - ГКУ). Исковая давность - это срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса (ст. 256 ГКУ).

Общий срок исковой давности составляет 3 года. По отдельным видам требований законом может устанавливаться специальная исковая давность - сокращенная или более длительная по сравнению с общей исковой давностью. Но согласно ст. 259 ГКУ, исковая давность, установленная законом, может быть увеличена по договоренности сторон, которая должна быть оформлена письменно. Однако сократить срок исковой давности, установленный законом, стороны договора не могут. Исковая давность исчисляется по общим правилам, установленным ст.ст. 253–255 ГКУ.

Срок исковой давности истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Исчисление срока исковой давности начинается с того дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своего права или о лице, которое его нарушило, что определено ч. 1 ст. 261ГКУ. Впрочем, это вовсе не означает, что началом срока исковой давности является момент возникновения дебиторской задолженности, которая отражается в бухгалтерском учете на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета (351 , 361 , 362 , 363 , 364 ).

Течение срока исковой давности начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало (ч. 1 ст. 243 ГКУ). Поэтому данные сроки привязаны именно к определенным календарным действиям или к юридическим фактам (событиям). Вследствие этого важное значение имеет то, что прописано в условиях договора. Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация 1 Бюджетная организация заключила договор на выполнение текущего ремонта помещений. В соответствии с условиями договора, подрядчику 07.10.2013 г. перечислили аванс (30% суммы договора), а выполнить ремонтные работы он обязан был в течение месяца со дня получения предоплаты.

Поскольку к этой дате ремонт в установленный срок (не позднее 07.11.2013 г.) не выполнен, со следующего дня (с 08.11.2013 г.) начинается течение исковой давности, то есть отсчет срока исковой давности, и если он не будет прерван, то закончится 08.11.2016 г.

Просроченной такая задолженность стала на 30-й день - 07.12.2013 г. - и это было зафиксировано в годовой отчетности за 2013 год.

Ситуация 2 Воспользуемся условиями предыдущей ситуации, но предположим, что в договоре не прописали срок выполнения обязательств подрядчиком.

Если срок выполнения должником обязательства не установлен или определен моментом предъявления требования, кредитор имеет право требовать его выполнения в любое время . Должник должен выполнить такое обязательство в 7-дневный срок со дня предъявления требования , если обязанность немедленного выполнения не следует из договора или актов гражданского законодательства (ч. 2 ст. 530 ГКУ).

Как сказано выше, начало течения срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. Поэтому отсчет срока исковой давности ведется с восьмого дня после направления должникам письменного требования о выполнении обязательств .

Если, например, письменное требование было предъявлено 15.11.2013 г., срок исковой даты отсчитывают с восьмого дня, то есть с 23.11.2013 г., а закончится он (если не будет прерываться) 23.11.2016 г.

Таким образом, бюджетное учреждение в течение трех лет с начала течения срока исковой давности может обратиться в суд с требованием о защите своих гражданских прав или интересов. Но это не означает, что на протяжении трех лет бюджетное учреждение может не принимать меры по взысканию задолженности и не вести претензионно-исковую работу.

Претензионно-исковые мероприятия: в чем заключаются

При организации проведения претензионно-исковой работы могут помочь рекомендации Минюста «О порядке ведения претензионной и исковой работы на предприятии, в учреждении, организации» от 15.01.1996 г. № 2 (далее - Рекомендации). В соответствии с этимиРекомендациями, к претензионно-исковой работе относятся следующие мероприятия:

  • подготовка, получение и составление документов, необходимых для предъявления и рассмотрения претензий и исков;
  • представление и рассмотрение претензий, подготовка исков;
  • подготовка ответов (отзывов) и заявлений о пересмотре решений, постановлений суда в порядке надзора;
  • защита интересов учреждения при рассмотрении имущественных, преддоговорных и прочих споров в арбитражном и других судах;
  • осуществление организационно-технических мероприятий (регистрация, учет, хранение и отправка претензионно-исковых материалов);
  • обеспечение контроля по претензионно-исковому производству;
  • рассмотрение, анализ, обобщение результатов претензионно-исковой работы;
  • подготовка выводов, предложений по улучшению претензионно-исковой работы.

С этой целью в учреждениях, организациях, государственных предприятиях должен быть утвержден внутренний порядок ведения претензионно-исковой работы, а также положение о юридической службе, должностные инструкции работников, и предусмотрены в данных документах соответствующие обязанности по проведению претензионно-исковой работы, осуществлению контроля за такой работой, за выполнением хозяйственных договоров и т.д. (письмо ГлавКРУ от 01.03.2011 г. № 25-18/287). Ведь когда возникнет вопрос о признании безнадежной дебиторской задолженности и ее списании, понадобится письменное подтверждение фактов проведения претензионно-исковой работы.

Выявление безнадежной дебиторской задолженности

Бюджетные учреждения обязаны проводить инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами - не реже двух раз в год , расчетов в порядке плановых платежей и по депонентам - не реже раза в месяц (пп. 1.5.15 Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.1998 г. № 90 (далее - Инструкция № 90). Органы Казначейства рекомендуют проводить инвентаризацию чаще - раз в квартал перед подачей квартальной отчетности.

При инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами действуют следующим образом:

1)  дебиторам и кредиторам высылают акты сверки по расчетам по состоянию на дату проведения инвентаризации;

2)  они обязаны в течение 10 дней со дня получения данных актов подтвердить сумму задолженности на указанную дату или заявить свои возражения;

3)  полученные акты сверки передают инвентаризационной комиссии, ведь подписанные двусторонние акты сверки подтверждают проведение инвентаризации расчетов;

4) далее инвентаризационная комиссия проверяет обоснованность задолженности; выявляет ту, срок исковой давности которой истек; отражает результаты инвентаризации расчетов в Акте инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (приложение 9 к Инструкции № 90).

В акте инвентаризации указывают наименование субсчетов и суммы выявленной несогласованной задолженности на них, а также суммы безнадежных долгов, дебиторской и кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек (п. 11.3 Инструкции № 90).

К акту прилагают Справку (приложение 10 к Инструкции № 90), составленную в разрезе синтетических счетов бухучета, в которой приводят наименование и адреса дебиторов и кредиторов, сумму задолженности и указывают, с какого времени, за что, на основании каких документов ее учитывают. По суммам дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, в Справке указываются лица, виновные в пропуске данных сроков (абз. 1 п. 11.5Инструкции № 90).

Таким образом, инвентаризационная комиссия должна не только зафиксировать факт наличия просроченной дебиторской задолженности, но и указать проведенные мероприятия по ее погашению. Если были обнаружены дебиторы и кредиторы, которых не существует на данный момент и у которых нет правопреемников, желательно иметь подтверждение данных фактов. Поэтому работники бухгалтерии и юристы должны предоставить инвентаризационной комиссии копии присланных писем дебиторам с просьбой вернуть задолженность или погасить ее путем поставки товаров (предоставления услуг, выполнения работ), прочие документы, подтверждающие ведение претензионно-исковой работы.

Списание безнадежной задолженности

Определение сумм дебиторской задолженности, подлежащих списанию, осуществляется согласно Инструкции № 90 и Порядка № 372. А списание проводится в соответствии с Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, приведенной в приложении 2 к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее - Типовая корреспонденция № 611).

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, и которая является безнадежной к взысканию, списывается по результатам инвентаризации расчетов на основании решения руководителя учреждения с отражением изменения результата выполнения сметы .

При этом тщательно следует проверить и отра­зить в Справке суммы дебиторской задолженности, списанные с баланса вследствие неплатежеспособности ответчика и невозможности обращения взыскания на его имущество:

  • обоснованность списания данной задолженности;
  • правильность учета списанной задолженности вне баланса;
  • осуществление надзора за возможностью ее удержания в случаях изменения имущественного состояния должников.

Списание долга вследствие неплатежеспособности должника не является основанием для отмены задолженности. Задолженность следует отражать вне баланса не менее 5 лет со времени списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного состояния должника (абз. 3 п. 11.5 Инструкции № 90).

Обратите внимание! В соответствии с абз. 3 п. 5 Порядка № 372, безнадежная дебиторская задолженность учитывается на соответствующем внебалансовом счете в течение 3 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания.

О 3-летнем сроке говорится и в Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденном приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее - План счетов № 611).

Для этого в Плане счетов № 611 предусмотрен внебалансовый субсчет 071 «Списанная дебиторская задолженность» .

Проиллюстрируем на ситуациях.

Ситуация 3 На балансе бюджетного учреждения имеется просроченная дебиторская задолженность по специальному фонду на субсчете 364 в сумме 2400 грн (предоплата за канцелярские принадлежности, бумагу и картриджи), которая признана безнадежной в связи с тем, что должник прекратил свою деятельность как юрлицо.

По решению руководителя, дебиторская задолженность списана и в бухгалтерском учете отражена проводками: Дт 432 Кт 364 .

Четко следуя предписаниям абз. 2 п. 3.5 Порядка № 372 и Плана счетов № 611, сумму списанной дебиторской задолженности следует учитывать в течение 3 лет на внебалансовомсчете 071 , правда, непонятно, зачем, ведь возможности взыскать ее не будет.

Ситуация 4 На балансе бюджетного учреждения числится дебиторская задолженность по общему фонду на субсчете 361 в сумме 5600 грн (предоплата за медикаменты), срок исковой давности которой истек.

Руководителем бюджетного учреждения было принято решение о списании дебиторской задолженности с учетом проведения претензионно-исковой работы. Списание такой задолженности в бухгалтерском учете отражается проводками: Дт  431 Кт 361 . В то же время ееберут на учет по дебету субсчета 071 и наблюдают за возможностью ее взыскать в случае изменения имущественного состояния должника.

Рассмотрим еще одну интересную ситуацию, возникшую во время ревизии.

Ситуация 5 При проверке коммунального предприятия органом Госфининспекции было обнаружено, что на субсчете 377 числится дебиторская задолженность ОАО «Киевводоканал» (образовавшаяся в декабре 2006 года) и АО «Киевэнерго» (образовавшаяся в марте 2007 года). Ревизорами было предъявлено требование о взыскании причиненных убытков с должников в пользу коммунального предприятия.

В данном случае Госфининспекция обратилась в суд с иском о взыскании убытков в пользу коммунального предприятия. Во время судебного разбирательства коммунальное предприятие предоставило доказательства, что оно обращалось в суд в 2010 году с целью взыскания с должников дебиторской задолженности, но ему было отказано из-за пропуска сроков обращения в суд. На момент судебного разбирательства по иску Госфининспекции дебиторская задолженность была списана с баланса как безнадежная. В результате суд отказал в удовлетворении иска Госфининспекции (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 01.07.2013 г. № 826/9210/13-а).

Поэтому, даже если бюджетное учреждение обратится с иском в суд о взыскании дебиторской задолженности и получит отказ в связи с пропуском срока исковой давности, данный факт все равно будет свидетельствовать о факте проведения ею претензионно-исковой работы.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

шеф-редактор газеты «Интерактивная бухгалтерия»

В бухучете дебиторскую задолженность нужно списать: после истечения срока исковой давности; в других случаях, когда она становится нереальной для взыскания, например, при ликвидации организации-должника. При этом сделайте следующие проводки: 1) в части задолженности по доходам - Дебет 0.401.10.173 Кредит 0.205.ХХ.660 с одновременным принятием на забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»; 2) в части задолженности по расходам - Дебет 0.401.20.273 Кредит 0.206.ХХ.660 с одновременным принятием на забалансовый счет 04. Более подробно смотрите в ответе.

1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении списание безнадежной дебиторской задолженности

Учреждение должно своевременно списывать безнадежную задолженность в бухучете и признавать ее в налоговом учете .

Списание задолженности

В бухучете дебиторскую задолженность нужно списать:

  • после истечения срока исковой давности ;
  • в других случаях, когда она становится нереальной для взыскания, например, при ликвидации организации-должника.

Срок исковой давности

Общий срок исковой давности составляет три года. Правильно отсчитать эти три года будет проще по таблице.

Размер просроченной дебиторской задолженности определите по результатам инвентаризации и отразите в инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089 ). Инвентаризацию проводите по приказу руководителя.

Чтобы списать дебиторскую задолженность, руководитель должен издать соответствующий приказ . Основанием для этого станут акт инвентаризации и служебная записка . Приказ в свою очередь служит основанием для списания дебиторской задолженности с балансового учета (письмо Минфина России от 29 мая 2012 г. № 02-06-10/1902 ).*

Бухучет

Сумму задолженности спишите на финансовый результат текущего года (п. 120 Инструкции № 162н , п. 152-153 Инструкции № 174н , п. 180-181 Инструкции № 183н ).

При этом необходимо учитывать, что списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Такие правила предусмотрены пунктом 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

  • в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов;
  • по дебиторам (должникам) - с указанием полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

Порядок списания дебиторской задолженности с забалансового счета 04 закрепите в учетной политике учреждения (письмо Минфина России от 18 февраля 2014 г. № 02-06-10/6776 ). Получателям бюджетных средств при разработке такого порядка следует учитывать порядок, установленный вышестоящим учреждением .*

Порядок отражения в учете операций по списанию с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Списание нереальной к взысканию задолженности отразите на основании справки (ф. 0504833 ) следующими проводками.

Дебет счета

Кредит счета

В части задолженности по доходам:

Списана нереальная к взысканию задолженность по доходам с одновременным принятием ее на забаланс

Списана нереальная к взысканию задолженность по займам, ссудам с одновременным принятием ее на забаланс<3>

В части задолженности по расходам:

Списана нереальная к взысканию задолженность по выданным авансам с одновременным принятием ее на забаланс

Списана нереальная к взысканию задолженность подотчетных лиц с одновременным принятием ее на забаланс

В части задолженности по ущербу имуществу:

Списана задолженность в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным с одновременным принятием ее на забаланс

ХХ - аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Такой порядок установлен пунктами 94 , 98 , 102 , 106 , 110 Инструкции № 174н.

При возобновлении процедуры взыскания либо при поступлении средств в погашение ранее списанной задолженности ее нужно восстановить на балансовом учете (на основании справки ф. 0504833 ). В учете при этом сделайте проводки.

Дебет счета

Кредит счета

В части восстановления задолженности по доходам:

Восстановлена задолженность по доходам с одновременным списанием ее с забаланса

Восстановлена задолженность по займам, ссудам с одновременным списанием ее с забаланса<4>

В части восстановления задолженности по расходам:

Восстановлена задолженность по выданным авансам с одновременным списанием ее с забаланса

0.206.XX.560

  • органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Об этом сказано в пункте 4 Инструкции № 174н.

Пример отражения в бухучете списанной дебиторской задолженности

Бюджетное учреждение «Альфа» по договору поставки оплатило ЗАО «Гермес» материалы на сумму 11 800 руб. (в т. ч. НДС - 1800 руб.). По договору «Гермес» должен был поставить материалы 18 февраля 2011 года. В установленный срок поставка «Альфе» не произошла. Срок исковой давности по задолженности «Гермеса» отсчитывается с 19 февраля 2011 года и истекает 19 февраля 2014 года. 28 февраля 2014 года бухгалтер «Альфы» провел инвентаризацию дебиторской задолженности. На основании результатов инвентаризации руководитель «Альфы» издал приказ о списании безнадежной дебиторской задолженности.

Сумма задолженности будет отражаться на забалансовом счете в течение пяти лет, то есть до февраля 2019 года включительно. После этого бухгалтер «Альфы» вправе ее списать.*

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении (БУ) происходит по причинам, общим как для государственных организаций, так и для негосударственных. В этой статье мы расскажем, когда можно списать дебиторскую задолженность (ДЗ) и как это отразить в бухучете бюджетного учреждения.

Определение дебиторской задолженности, которую невозможно взыскать

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 49 действует в том числе и для БУ. Согласно п. 1.5 этого НПА инвентаризация ДЗ проводится как минимум один раз в год перед подготовкой годовых отчетов. При этом проверяется корректность сумм ДЗ и правомерность их отражения в учете в качестве активов (п. 3.48 приказа № 49).

Кроме того, в учреждениях могут быть разработаны дополнительные процедуры по выявлению и контролю просроченной ДЗ. Например, ежемесячная проверка остатков ДЗ по контрагентам и по периодам просрочки, ежеквартальное подписание актов сверки с контрагентами, проверка реального существования на настоящий момент контрагента, долг которого не возвращен в течение года, и т. д.

В БУ могут образоваться следующие виды просроченной ДЗ:

  • по расчетам с покупателями товаров, работ, услуг;
  • по выданным поставщикам авансам;
  • переплата заработной платы;
  • по выданным займам;
  • по расчетам с подотчетными лицами;
  • по расчетам с лицами, которые должны компенсировать ущерб.

Просроченной ДЗ становится, если должник не погасил сумму, подлежащую уплате, в сроки, оговоренные договором или другими документами. В свою очередь, просроченная ДЗ может стать безнадежной. Это значит, что долг получить невозможно. Отражение безнадежной задолженности на счетах учета и в отчетности ведет к некорректности предоставляемой информации о деятельности организации. Такая задолженность не является активом и должна быть списана.

Основания для списания ДЗ

Законодательством оговорены следующие случаи, при которых ДЗ может считаться безнадежной:

  • при наступлении события, не зависящего от сторон, которое делает исполнение обязательства нереальным (ст. 416 ГК РФ);
  • в соответствии с решением государственного органа, подтвержденного актом (ст. 417 ГК РФ);
  • при наступлении смерти должника (ст. 418 ГК РФ);
  • при ликвидации контрагента (ст. 419 ГК РФ);
  • при прошествии срока исковой давности (гл. 12 ГК РФ).

Событиями, не зависящими от сторон, могут быть чрезвычайные ситуации, катастрофы, военные действия, стихийные бедствия.

Актом государственного органа, в соответствии с которым ДЗ может быть списана, является, например, решение суда о том, что долг взыскан быть не может. Если организация подала в суд на своего должника и суд обязал его погасить задолженность, то исполнительный лист, выданный в суде, перенаправляется судебным приставам. С этого момента взыскание проводится согласно закону «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Если служба судебных приставов, произведя все положенные действия, вынесла решение о невозможности взыскания долга, выдается соответствующее постановление об окончании исполнительного производства. Причиной, указанной в постановлении, может быть:

  • ликвидация организации;
  • невозможность определения фактического нахождения контрагента;
  • отсутствие имущества и денежных средств у должника.

Смерть должника является причиной признания задолженности безнадежной, если обязательство может быть погашено только при его участии или напрямую связано с его личностью.

Данные о ликвидации юридического лица БУ может получить из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Такая информация доступна на сайте Федеральной налоговой службы или при личном обращении. Там же можно проверить и благонадежность контрагента до совершения с ним каких-либо сделок: узнать статус организации, проверить, не является ли массовым адрес регистрации контрагента, подает ли он отчетность в налоговые органы и т. д.

По общим правилам, срок исковой давности составляет 3 года, однако по некоторым отношениям в соответствии с законодательством он может быть другим. Началом срока исковой давности по ДЗ является первый день просрочки исполнения обязательства. Если должник осуществляет какие-либо действия, указывающие на признание долга, то срок исковой давности начинают отсчитывать заново со дня совершения таких действий. Так, должник может подписать акт сверки, выдать гарантийное письмо, перечислить какую-то часть долга и т. д.

Задолженность признается нереальной к взысканию на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.

Бухгалтерский учет списания ДЗ

Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций.

Проводка по счету 04 делается, когда комиссия по списанию ДЗ принимает соответствующее решение. Суммы на счете 04 отражаются в течение всего времени, пока еще может снова начаться процедура взыскания задолженности или у неплатежеспособного должника могут появиться средства для возврата долга. Планом счетов для организаций, отличных от кредитных и государственных (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н), например, предусмотрен пятилетний срок для отслеживания возможности возврата ДЗ.

Служба приставов может снова начать действия по взысканию, например, если истец повторно передал им выданный судом исполнительный лист, который уже был на рассмотрении приставов, но по каким-либо причинам исполнительное производство было завершено. В случае возобновления процедуры взыскания или возврата долга неплатежеспособным должником ДЗ списывается со счета 04 и отражается на соответствующих балансовых счетах.

Окончательное списание ДЗ с забалансового счета должно быть одобрено комиссией на основании законодательно установленных причин: смерть должника, ликвидация организации и т. д.

Аналитика по счету 04 ведется в разрезе видов приходов/расходов, по которым учитывалась ДЗ, и дебиторов с указанием всех их данных, необходимых для возврата долга. Ниже указаны основные проводки по отражению списания ДЗ. Больше типовых проводок можно найти в инструкции к плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Описание проводки

Списание ДЗ, которую нереально взыскать

020500000 «Расчеты по доходам»

Списание безнадежной ДЗ по авансовым платежам

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020600000 «Расчеты по выданным авансам»

Списание безнадежной ДЗ по выданным кредитам

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020700000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)»

Списание безнадежной ДЗ по взаиморасчетам с подотчетными лицами

040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»

Списание ДЗ в связи с тем, что суд не признал вину причинившего ущерб либо виновный признан неплатежеспособным

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Списание ДЗ в связи с невозможностью установить виновного в причинении ущерба, а также если ущерб был возмещен в натуральной форме

040110172 «Доходы от операций с активами»

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Восстановление ДЗ по ущербам в случае, когда виновное лицо покрыло причиненные расходы, в то время как ДЗ уже была признана безнадежной

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также списывается с забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Итоги

Учреждение может списать ДЗ, нереальную к взысканию, только по законодательно установленным причинам. Однако после списания необходимо делать периодическую проверку изменения статуса должника, для этого ДЗ продолжает числиться за балансом.