Сколько депутатов входит в состав государственной думы. Состав и структура московской городской думы. Выборы легитимны, нарушений мало

Прошедшие выборы в нижнюю палату парламента признаны состоявшимся. "Единая Россия" одержала убедительную победу над своими оппонентами и получила в новом созыве Государственной Думы конституционное большинство. Явка избирателей, по оценке Центральной избирательной комиссии, составила 47,74%.

К настоящему времени обработано 99% итоговых протоколов избирательных комиссий. В отношении первого места "ЕР" сомнений не оставалось еще накануне вечером. С результатом 54,17% партия власти побила собственный рекорд девятилетней давности и получила 343 депутатских кресла из 450. Для конституционного большинства, которое позволяет одной фракции принимать конституционные законы без привлечения остальных политических сил парламента, было бы достаточно и 300 мандатов.

Основная интрига сместилась в сторону борьбы за второе место, которую вели КПРФ и ЛДПР. Всю ночь партии шли буквально нога в ногу, и второй еще до сих пор до конца не определен. Минимальное преимущество (13,37 против 13,17%) сохраняют коммунисты. Четвертое место досталось "Справедливой России", которая сумела набрать 6,21% голосов.

Ни одна из так называемых "малых" партий преодолеть необходимый думский барьер в 5% не смогла. На пятом месте расположились "Коммунисты России" с 2,30% голосов. Далее следуют "Яблоко" (1,95%), Российская партия пенсионеров за справедливость (1,75%), "Родина" (1,48%), Партия роста (1,26%), "Зеленые" (0,76%), "Парнас" (0,72%), "Патриоты России" (0,59%), "Гражданская платформа" (0,22%). Последнее место заняла "Гражданская сила": она набрала лишь 0,14% голосов.

Еще более ощутимым оказалось преимущество "единороссов" в одномандатных округах. Кандидаты от партии власти гарантировали себе победу в 203 из 206 округов, где были выставлены их силы, и лишь в трех они уступили первые места представителям КПРФ. Среди победителей-одномандатников от "ЕР" такие известные люди и политики, как космонавты Максим Сураев и Елена Серова, знаменитая фигуристка Ирина Роднина, уполномоченный по правам ребенка в Московской области Оксана Пушкина. В Алтайском крае уверенную победу по округу номер 39 одержал замгубернатора, "единоросс" Даниил Бессарабов, проходящий с 36,76% голосов избирателей. Его основной конкурент, представитель партии "Яблоко" Владимир Рыжков сумел набрать лишь 11,56% голосов.

От КПРФ и "СР" победы сумели одержать по семь одномандатников (примечательно поражение известного "справоросса" Олега Шеина в Астрахани), а от ЛДПР - пять. По одному мандату в округах получили партии "Родина" (Алексей Журавлев победил в Воронеже) и "Гражданская платформа" (Рифат Шайхутдинов сумел одолеть своих соперников в Башкортостане). Наконец, еще один мандат был завоеван самовыдвиженцем Владиславом Резником.

В ходе выборов было зафиксировано намного меньше нарушений, чем во время предыдущих кампаний

Общефедеральная явка, которая обеспечила получение этих результатов, составила, по оценке Центризбиркома, 47,81%. "Явка как явка", - коротко прокомментировала председатель ведомства Элла Памфилова.

Чрезвычайно важно то, что в ходе выборов было зафиксировано намного меньше нарушений, чем во время предыдущих кампаний. По оценке ЦИК, невозможно утверждать, что процент или уровень всякого рода злоупотреблений при голосовании зашкаливал и мог бы подвергнуть сомнению легитимность выборов. При этом Памфилова обратила внимание на то, что сотрудники избиркомов во многих регионах испытывали невероятное бюрократическое давление: "им буквально выламывали руки", из-за чего главе Центризбиркома пришлось работать "определенным пугалом". "А что делать? Я думаю, что именно эта жесткость и принципиальность дали свои результаты", - сказала она.

Столь же жестко и принципиально , которые поступили и будут поступать в ведомство по ходу и итогам кампании. "В день голосования наша "горячая линия" получила 620 обращений. В основном они касались вопросов законодательства по выборам - 356 обращений. По вопросам деятельности избирательных комиссий было 101 обращение, по предполагаемым, по мнению заявителей, нарушениям - 57 обращений, по незаконному, на взгляд заявителей, распространению агитационных материалов - 43", - перечислила глава ведомства. Примечательно, что эти данные касаются только работы "горячей линии", немало обращений поступило в комиссию и в письменном виде.

Элла Памфилова рассказала журналистам о некоторых наиболее примечательных случаях. Так, на одном из участков в Нижегородской области результаты выборов признаны недействительными, еще на трех участках в Ростовской области итоги находятся под сомнением. Нарушение было зафиксировано и на избирательном участке в республике Дагестан. "Во время голосования на выборах в селе Гоцатль Хунзахского района группа молодых людей ворвалась на участок № 1669 и разгромила его под предлогом того, что проводился массовый вброс бюллетеней в пользу одного из кандидатов", - сказала Памфилова. В результате был поломан ящик для голосования и порваны бюллетени, а избирком Хунзахского района принял решение считать результаты выборов на данном участке недействительными.

Что же касается якобы допущенных нарушений при голосовании на выборах в Алтайском крае, то эта информация, которой оппозиция явно пыталась привлечь к себе внимание, не нашла подтверждения. Отмечают это и наблюдатели на выборах в Госдуму из-за рубежа. "Мы прибыли в Алтайский край 16 сентября для наблюдения за процессом выборов. Мы не заметили никаких нарушений в день голосования. Кроме того, мы отмечаем открытый, демократичный процесс, высокий организационный уровень на избирательных участках и оснащенность их комплексами обработки бюллетеней - КОИБами", - сказал представитель Миссии наблюдателей от СНГ от Восточно-Казахстанской областной избирательной комиссии Жаныбек Шаянбаев.

Вместе с тем, ЦИК зафиксировал случаи недобросовестных действий членов участковых избирательных комиссий. В частности, по Ростовской области Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по фальсификации итогов голосования в отношении женщины, которая, являясь секретарем УИК с правом решающего голоса, самовольно вбросила избирательные бюллетени в урну. Вопиющий случай произошел и в Белгородской области, где местный избирком отменил результаты выборов на одном из участков из-за вброса бюллетеней членами участковой избирательной комиссии, которые воспользовались отсутствием избирателей. "Однако один из наблюдателей перед уходом оставил включенной видеокамеру и позже обнаружил запись на своем телефоне. Прокуратура сейчас проводит проверку. Чем больше у нас обоснованной и проверенной информации, тем больше мы имеем шансов избавиться от возможных недобросовестных членов комиссий. Такие есть, хотя и не в массовом порядке", - подчеркнула Памфилова.

Несмотря на то, что повлиять на легитимность выборов жалобы уже не смогут, сейчас наступает период, когда все недовольные имеют реальную возможность прийти в ЦИК с информацией, которая подтверждает их недовольство. "Будем вместе разбираться", - пообещала Элла Памфилова, добавив, что одна из важнейших составляющих работы нынешнего состава ЦИК - самостоятельность при принятии решений и отсутствие вводных "сверху". Позже ведомство обобщит всю информацию по нарушениям и представит соответствующий доклад президенту Владимиру Путину.

Центризбирком отмечает наиболее высокий уровень прозрачности прошедших выборов в Госдуму по сравнению с предыдущими кампаниями

В целом Центризбирком отмечает наиболее высокий уровень прозрачности прошедших выборов в Госдуму по сравнению с предыдущими кампаниями - в том, что касается работы комиссий и хода голосования. "В большинстве регионов наши коллеги этот уровень прозрачности обеспечили", - констатировала Памфилова. В среднем по пять представителей политических партий и общественности следили за ходом голосования на избирательных участках. По информации Памфиловой, из 310 тысяч заявленных наблюдателей присутствовали 264 тысячи человек. Кроме того, на участках находились порядка 151 тысячи членов избиркомов с совещательным голосом и около 10 тысяч представителей СМИ. "То есть на одном избирательном участке присутствовало в среднем по пять представителей политических партий и кандидатов, которые следили за законностью процедур голосования и подсчета голосов", - уточнила председатель ЦИК.

С тем, что выборы в Госдуму были открытыми, конкурентными и более прозрачными, чем предыдущие, согласился глава миссии международных наблюдателей от СНГ Владимир Гаркун. "Действительно можно вести речь о большей демократичности. Мои слова не штампы, я в роли наблюдателя был и в 2011 году. Тогда мы имели возможность проводить точно такой же мониторинг по выборам, и, безусловно, у меня есть возможность сравнивать", - заявил Гаркун. По его словам, центральная и нижестоящие избирательные комиссии в полной мере обеспечили реализацию права граждан страны на свободное волеизъявление, а наблюдатели не зафиксировали существенных нарушений, которые могли бы повлиять на ход голосования в целом.

Высокую оценку работе Центризбиркома дала и глава наблюдательной миссии Парламентской ассамблеи ОБСЕ Мариетта Тидеи. "Госпожа Памфилова использовала все инструменты в распоряжении ЦИК, чтобы продемонстрировать, что у всех действий есть свои последствия", - сказала она, добавив, что переход на смешанную систему и включение независимых кандидатов свидетельствует о том, что политика возвращается на региональный уровень.

Стоит отметить, что количество международных наблюдателей на выборах в Госдуму седьмого созыва оказалось существенно большим, чем на предыдущих думских выборах 2011 и 2007 годов. Всего же на выборах в Госдуму седьмого созыва из 10 международных организаций и 63 стран. Для сравнения: на выборах в нижнюю палату парламента пятого и шестого созывов количество международных наблюдателей составляло 299 и 688 человек соответственно.

По оценке Эллы Памфиловой, уровень прозрачности нынешних выборов самый высокий по сравнению с предыдущими кампаниями. Фото: REUTERS

Расширилась и география представительства международного наблюдения: международные наблюдатели на выборах представляли 63 государства из Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки. "Это тоже заметно больше, чем на выборах депутатов Госдумы пятого и шестого созыва в 2007-м и 2011-м годах. Тогда, соответственно, к нам прибывали международные наблюдатели из 45 и 53 стран", - уточнил член ЦИК Николай Левичев. В целом же комиссия отмечает, что рост числа международных наблюдателей и стран, представленных ими, свидетельствует о повышении интереса к выборам в России и за рубежом. "И, наверное, не только к выборам, но и в целом к жизни в России", - отметил Левичев.

Представители политических партий, которые прошли в нижнюю палату парламента, дали сегодня первые пресс-конференции, на которых не подвергали сомнению легитимность прошедших выборов. Председатель Госдумы Сергей Нарышкин ("ЕР") шагом в развитии демократических институтов в России и напомнил, что ранее неоднократно призывал кандидатов в депутаты вести свою кампанию достойно, проявляя уважение к политическим оппонентам и не допуская использования грязных технологий. "Я благодарен всем, кто так и поступал - таких оказалось подавляющее большинство. Не все еще готовы к добросовестной, честной конкуренции, но можно сказать, что в целом сделан шаг вперед в развитии демократических институтов", - сказал он. А секретарь Генсовета "ЕР" Сергей Неверов сообщил, что партия власти планирует обсуждать со всеми избранными депутатами структуру нового состава Госдумы, в том числе в связи с распределением постов глав комитетов.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в свою очередь дал слово, что партия будет последовательно выполнять все свои предвыборные обещания. "Хочу поблагодарить всех избирателей, которые поддержали нашу команду. У нас прошли в Думу Иван Мельников и Владимир Кашин - люди с блестящей репутацией и великолепными знаниями", - отметил лидер коммунистов.

В том, что обстановка в новом созыве Госдумы будет благоприятнее, чем в предыдущем, убежден лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который выразил удовлетворение прошедшими выборами и обновлением фракции либерал-демократов в нижней палате на 75%. А председатель "СР" Сергей Миронов в свою очередь пообещал, что его партия проведет отдельную работу по изучению того, "почему избиратель, который постоянно поддерживал нас во время избирательной кампании, что было видно по реальной социологии, остался дома". Он также предположил, что состав фракции в новом созыве Госдумы обновится примерно на 40%, хотя она и сохранит свой костяк.

Окончательные итоги выборов в Госдуму седьмого созыва будут подведены на этой неделе в пятницу, когда ЦИК официально завершит свою трудоемкую работу. Однако каких-либо существенных изменений в итогах голосования, по словам Эллы Памфиловой, ожидать не стоит. "Какие-то, конечно, небольшие корректировки могут быть, но в целом картина довольно ясная и определенная", - резюмировала она.


ИНФОГРАФИКА РГ/ ЛЕОНИД КУЛЕШОВ/ АЛЕКСАНДРА БЕЛУЗА

Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 30 апреля 2019. Время чтения 6 мин.

Согласно Конституции РФ, в Госдуме должно работать 450 депутатов. Это положение остается неизменным с 1993 года. В составе первой Госдумы, учрежденной в России в 1905 году, было 478 депутатов.

Государственная Дума и – две палаты Федерального Собрания. Первая представляет народ, вторая – интересы субъектов Федерации. Мы будем говорить о Госдуме – верхней палате ФС. Именно здесь принимаются федеральные законы, осуществляется контроль за деятельностью Правительства страны. Здесь назначают на должность и освобождают от нее Уполномоченного по правам человека руководителей таких учреждений, как Центральный банк, Счетная палата, объявляет амнистии, решает вопросы международного парламентского сотрудничества. Российская Конституция определила количество депутатов в Государственной думе, и более двух десятков лет это число остается неизменным.

Как начинался российский парламентаризм

Первая Государственная Дума была учреждена в Российской Империи в 1905 году. Это стало началом истории представительного законодательного органа государственной власти в стране. Места в ней распределились следующим образом:

  • 16 октябристов;
  • 179 кадетов;
  • 97 трудовиков;
  • 105 беспартийных;
  • 63 представителя национальных окраин;
  • 18 социал-демократов.

Полномочия их были весьма ограничены – земельный вопрос был главным в работе. Политические реформы, которые пытались проводить депутаты, оставались безуспешными. Они ратовали за прекращение репрессивных мер против революционеров 1905–1907 гг., и тоже безрезультатно. Срок полномочий госдумы: 27 апреля – 8 июля 1906 года. Николай II распустил ее. «Дума народного гнева» – таковой она осталась в истории.

Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (единственную сессию). В думе 222 человека, из них:

  • социал-демократов 65;
  • трудовиков 104;
  • эсеров 37.

Третья Дума, в отличие от двух предшествующих, проработала полный срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Ее 442 депутата представляли партии: октябристов, черносотенцев, кадетов, прогрессистов, мирнообновленцев, социал-демократов, трудовиков, беспартийных, мусульман. Октябристы оказались самой многочисленной – 125 человек.

С ноября 1912 по февраль 1917 года работала IV Дума. В истории самодержавной России в этот предкризисный для страны и мира период она была последней.


В период существования Союза ССР и РСФСР представительные и законодательные функции выполняли:

  • советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, народных депутатов СССР;
  • Верховные советы СССР и РСФСР;
  • Всесоюзные и Всероссийские съезды Советов.

Возродилась Госдума уже в новейшей истории.

Численность депутатов

Нынешняя дума – 7-го созыва. Первая была созвана в 1993 году. В составе этого государственного органа 450 депутатов, как это прописано в Конституции РФ. Они избираются тайным голосованием на всеобщих, прямых равных выборах сроком на 5 лет. Эта численность остается неизменной с 1993 года, когда в Российской Федерации был образован данный парламентский орган.

Закон о статусе депутата Государственной думы (№3-ФЗ от 08.05.1994г.) регламентирует права и обязанности членов парламента.

Таблица 1. Численность и состав Госдум 1-6 созыва с 1993 по 2016 год

Созыв Места избирательных объединений Председатель Годы работы
I ЛДПР и «Выбор России» – по 64, «Аграрная партия России» –57, КПРФ – 42,

«Женщины России» – 23, «Яблоко» – 27,

«Партия российского единства и согласия» – 22, Демократическая партия России – 14.

И.П. Рыбкин, Аграрная партия России 1994-1996
II КПРФ – 157, «Наш дом - Россия» – 55,

ЛДПР – 51, «Яблоко» – 45.

Г.Н. Селезнев, КПРФ 1996-2000
III КПРФ – 113, «Медведь» – 73,

«Отечество - Вся Россия» – 68, СПС – 29,

«Яблоко» – 20, «Блок Жириновского» – 17

2000-2003
IV «Единая Россия» – 223, КПРФ – 52, «Родина» – 37, ЛДПР – 36 Б.В. Грызлов, «Единая Россия» 2003-2007
V «Единая Россия» – 315, КПРФ – 57, ЛДПР – 40, «Справедливая Россия» – 38 2007-2011
VI «Единая Россия» – 238, КПРФ – 92, «Справедливая Россия» – 64, ЛДПР – 56 С.Е. Нарышкин, «Единая Россия» 2011-2016

Источник: официальный сайт Госдумы

Государственная Дума седьмого созыва начала свою работу в октябре 2016 года.

Состав и структура Государственной Думы

Комитеты Госдумы

В настоящее время 26 комитетов занимаются конкретными направлениями законотворческой деятельности: вопросами законодательства, экономической политики, местного самоуправления и предпринимательства, бюджетом и налогами и др.

В этих структурных подразделениях разрабатываются и обсуждаются законопроекты, соответствующие профильному направлению комитета.

С их работой схожа деятельность 6-ти комиссий, существующих в российском парламенте, с той лишь разницей, что занимаются они не законотворчеством, а контролем соответствующего направления функционирования.

В задачи этого органа входит подготовка конкретных законопроектов для рассмотрения их на сессии и планирование работы парламента во время сессий. Что означает буквально следующее: прежде чем готовый законопроект будет вынесен на всеобщее рассмотрение депутатов, его прорабатывают в Совете. В его составе 14 членов.

Руководит Советом председатель Госдумы – Володин Вячеслав Викторович.

В него также входят два его первых заместителя: Иван Иванович Мельников и Александр Дмитриевич Жуков,

заместители:

  • Ольга Викторовна Тимофеева;
  • Ольга Николаевна Епифанова;
  • Ирина Анатольевна Яровая;
  • Игорь Владимирович Лебедев;
  • Петр Олегович Толстой;
  • Сергей Иванович Неверов;

и руководители парламентских фракций:

  • В. В. Жириновский – ЛДПР;
  • Г. А. Зюганов – КПРФ;
  • С. М. Миронов – «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»;
  • А. К. Исаев – «ЕДИНАЯ РОССИЯ», первый зам. руководителя фракции;
  • В. Б. Кидяев – «ЕДИНАЯ РОССИЯ», первый зам. руководителя фракции.

Следует отметить, что председатели комитетов в Совете Госдумы обладают правом лишь совещательного голоса.

Фракции Госдумы

В 2018 году в Госдуме работает четыре фракции, сформировавшиеся по одноименным партиям.

Таблица 2. Численность и руководство фракций Госдумы

Всем известно, что депутаты Государственной Думы живут гораздо лучше своих избирателей. Но из чего складываются доходы слуг народа, и какую зарплату получает депутат Госдумы, достоверно не знает почти никто.

Как стать депутатом высшего законодательного органа России? Кто может претендовать на это место в Госдуме? Сколько зарабатывают депутаты за свою законотворческую деятельность? Есть ли у людей, занимающих такую высокую должность премии и дополнительные бонусы? Могут ли депутаты заниматься собственным бизнесом параллельно своей работе в Думе? На какое пенсионное обеспечение может рассчитывать депутат, после сложения своих полномочий?

Кто может стать депутатом Госдумы РФ

Современные дети уже давно не мечтают о профессии космонавта, архитектора, геолога или ученого, как когда-то мечтали их родители. Ребятня сегодня мечтает попасть в депутаты, потому что в обществе сложилось устойчивое мнение, что в России живут счастливо и безбедно только «слуги народа», которые ходят на работу в Государственную думу.

Надо отметить, что на профессию депутат Госдумы не учат ни в одном учебном заведении. Каждый гражданин Российской Федерации должен знать, что после достижения 21 года, он имеет право участвовать во всенародных выборах и быть избранным в Депутаты законодательного собрания страны.

Кроме возрастных ограничений, претенденту на кресло сенатора необходимо учитывать следующие требования:

  • постоянно проживать на территории России;
  • быть дееспособным человеком;
  • не отбывать тюремное заключение и не иметь непогашенных судимостей;
  • отказаться от государственной службы в другой должности и не быть членом Совета Федераций.

Претендовать на место депутата Государственной Думы можно раз в пять лет. Кандидату предстоит пройти трудный путь, который не каждому под силу. И выдержать огромный конкурс ведь в Думе всего 450 мест, а претендентов – десятки тысяч.

Для того чтобы стать кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения необходимо:

  • подать заявление в Центральную избирательную комиссию о своем желании стать депутатом Госдумы;
  • предоставить в Избирком справку о размере доходов, имуществе, ценных бумагах и банковских вкладах;
  • сообщить в письменном виде заверенные данные о недвижимости за границей, в том числе, принадлежащей членам семьи претендента;
  • предоставить сведения о расходах семьи, превышающих общий семейный доход за последние три года.

Все документы должны предоставляться соискателем на место кандидата в депутаты лично. После принятия положительного решения Избиркомом, претендент становится кандидатом.

Нужно отметить, что человек без материальных средств и поддержки партийных элит практически лишен возможности занимать эту высокую чиновничью должность. Чтобы избирательная компания стала эффективной, необходимы существенные деньги.

Только обеспеченному человеку под силу организовать себе хороший пиар, напечатать и распространить агитационные листовки и плакаты, нанять целый штат помощников и имиджмейкеров, способных наметить верные шаги по привлечению электората к персоне кандидата в депутаты.

Сколько зарабатывает Депутата Государственной Думы РФ

Уровень зарплат сенаторов Госдумы России существенно превышает доходы рядовых граждан. Так по данным официальной статистики депутаты в среднем за месяц зарабатываю 390 тыс. руб., что в 11,2 раза больше, чем средняя зарплата по экономике страны.

Стоит отметить, что по сравнению с 2014 годом на основании Указа Президента РФ зарплата депутатов снизилась на 10% и за последние три года рост оплаты труда не наблюдался. Это связано непростой экономической ситуацией в стране. Индексации зарплат депутатов не предвидится и в ближайший год.

Бонусы и привилегии

Государство заботится о своих законодателях. Сразу после вступления в должность депутаты Государственной Думы РФ получают существенные социальные привилегии и материальные бонусы:

  1. Депутатская неприкосновенность. Правоохранительные органы не вправе привлекать депутата ни к административной, ни к уголовной ответственности. Депутата нельзя обыскать, допросить, арестовывать. Исключением являются случаи, когда выявляется факт его присутствия на месте преступления.
  2. Служебная квартира в Москве. Каждый депутат в течение трех месяцев с момента вступления в должность должен быть обеспечен жильем. Кроме того, полагается ежемесячная оплата коммунальных услуг. На устройство на новом месте депутату полагается единовременное пособие в размере половины месячного оклада – 195 тыс. руб. и четверть месячного оклада – 97,5 тыс. руб. на каждого члена семьи.
    Стоит отметить, что при переезде депутата из региона в Москву и возвращение на место постоянного жительства после завершения депутатской службы, государством компенсируются материальные затраты в полном объеме.
  3. Служебный автомобиль из автопарка Управления делами Президента.
  4. Бесплатный проезд в поездах дальнего следования, в любом наземном и подземном общественном транспорте.
  5. Бесплатные авиаперелеты бизнес-классом и передвижение по водным путям на круизных лайнерам.
  6. Бесплатная мобильная связь без ограничения трафика.
  7. Государственное медицинское страхование. Возможность профилактики и лечения заболеваний депутатов и членов их семей в спецклиниках и больницах и санаторно-курортное лечение. Кроме этого, выплачивается пособие на лечение. Его размер равен сумме двух зарплат и составляет 780 тыс. руб.
  8. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 42 календарных дня.
  9. Предоставление личного служебного кабинета высокого уровня комфортности.
  10. Возмещение материальных затрат на депутатскую деятельность производится ежемесячно в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда. МРОТ на 1 июля 2017 года составляет 7,8 тыс. рублей, то есть, депутаты получают прибавку к зарплате в сумме 39 тыс. руб.
  11. Оплата загранкомандировок.
  12. Наличие дипломатического паспорта, который дает возможность осуществлять безвизовый въезд во многие страны мира, в т.ч. страны Шенгенского договора. Дипломатический паспорт дает владельцу право неприкосновенности на территории иностранных государств. Таким образом, арестовать депутата за границей нельзя.

Зарплата парламентариев в других странах мира

  • Больше всех в мире за свою законотворческую деятельность получают депутаты парламента Австрии. Их месячная зарплата составляет 16,8 тыс. долларов (1 млн. руб.), что превышает среднемесячные доходы рядовых австрийцев примерно в 5 раз.
  • На втором месте обосновались парламентарии Нигерии – 15,7 тыс. долларов (0,9 млн. руб.). Это в 100 раз выше среднемесячных зарплат населения страны.
  • Третью строчку рейтинга зарплат занимают депутаты итальянского парламента. Они зарабатывают в месяц около 15,1 тыс. долларов (0,8 млн. руб.).

Депутаты парламента США имеют среднемесячный доход в сумме 14,5 тыс. долларов (0,87 млн. руб.).

Меньше российских коллег зарабатывают депутаты Грузии – 1,5 тыс. долларов (90 тыс. руб.), Украины – 1,4 тыс. долларов (85 тыс. руб.), Казахстана — 1,3 тыс. долларов (80 тыс. руб.). Беларуси 0,95 тыс. долларов (57 тыс. руб.). Самые низкие зарплаты у парламентариев Таджикистана – 0,48 тыс. долларов (30 тыс. руб.).

Пенсионное пособие для бывшего депутата

С 2017 года пенсионный возраст чиновников государственной службы и депутатов начал планомерно увеличиваться на 6 месяцев ежегодно. Так, если в 2016 году депутаты могли уйти на заслуженный отдых в 55 лет женщины и в 60 мужчины, то в 2017 он составил соответственно 60,5 лет и 55,5 лет.

Если стаж работы в Госдуме равен трем годам, то пенсия составляет 55% от базовой части оклада (81,5 тыс. руб.), при наличии стажа более трех лет, пенсия рассчитывается из 75% оклада.

Таким образом, пенсионное пособие депутатов с учетом различных доплат и надбавок составляет порядка 90 тыс. руб. в месяц. Эта сумма превышает среднемесячную пенсию россиян (13,7 тыс. руб.) в 6,6 раз.

Москва. 19 сентября. сайт - В понедельник было подсчитано большинство голосов на выборах в Госдуму, местные парламенты и глав российских регионов, которые прошли по всей стране в Единый день голосования - 18 сентября. Лидерами голосования в законодательные органы вновь оказались представители "Единой России", а на выборах губернаторов - действующие главы регионов или временно исполняющие их обязанности.

Среди прочих тенденций - ослабление позиций "Справедливой России" и КПРФ за счет роста популярности ЛДПР среди избирателей, низкая явка на выборы в Москве и Петербурге, а также снижение числа нарушений в ходе голосования.

Окончательные итоги выборов в Госдуму седьмого созыва будут подведены в пятницу, 23 сентября, но, как считают в ЦИК, никаких существенных изменений относительно уже подсчитанных результатов ожидать не стоит.

Изменения

Главной особенностью выборов этого года стало возвращение смешанной системы голосования - из 450 депутатов Госдумы седьмого созыва 225 человек выбирают по партийным спискам и столько же - по одномандатным округам. На 95.836 избирательных участках по всей стране можно было проголосовать за 14 политических партий (перечислены по порядку размещения в бюллетене): "Родину", "Коммунистов России", "Российскую партию пенсионеров за справедливость", "Единую Россия", "Зеленых", "Гражданскую платформу", ЛДПР, ПАРНАС, "Партию Роста", "Гражданскую силу", "Яблоко", КПРФ, "Патриотов России" и "Справедливую Россию".

Примечательно, что в этом году отказались и от практики "паровозов", когда во главе списка на выборах по пропорциональной системе выставляется популярный и авторитетный человек (высокопоставленный политик, спортсмен, актер и так далее), за счет которого рейтинг его партии и количество отданных за нее голосов растет. Впоследствии лидер списка отказывается от своего мандата в пользу менее именитого однопартийца.

Выборы в Госдуму

Как сообщили в Центральной избирательной комиссии (ЦИК РФ), по итогам подсчета 93,1% протоколов "Единая Россия" получает 140 мест в Госдуме по партийным спискам и 203 места по одномандатным округам. Таким образом, по предварительным данным, у "Единой России" будет 343 места в Госдуме из 450 (то есть 76,2%).

Больше всего голосов правящая партия получила в регионах с максимальной явкой на избирательные участки: например, 88% в Дагестане, 81,67% - в Карачаево-Черкесии, 77,71% - в Кабардино-Балкарии, 77,57% в Кемеровской области. В некоторых регионах "Единая Россия" хоть и стала лидером голосования, но не добилась столь высоких результатов. Так, в Челябинской области за нее проголосовали , а в Москве - .

Таким образом, "Единая Россия" уже может рассчитывать в Госдуме на конституционное большинство (более двух третей кресел), которое позволит партии принимать поправки в Конституцию (за исключением нескольких глав), а также преодолевать президентское вето.

Второй по числу мандатов партией, по предварительным данным, оказывается КПРФ. По партийным спискам она получает 13,45% голосов - то есть 35 мандатов, по одномандатным округам - семь мандатов. Далее с небольшим отрывом следует ЛДПР - за нее по единому федеральному округу проголосовали 13,24%, что соответствует 34 мандатам, по одномандатным спискам эта партия получает пять мандатов. "Справедливая Россия" по партийным спискам набрала 6,17% голосов, а по одномандатным получила семь мест в парламенте.

Большинство нижней палаты российского парламента останется в основном четырехпартийным, и даже снижение барьера для прохождения в Госдуму с 7% до 5% не помогло непарламентским партиям пройти по общепартийным спискам. Только "Родина" и "Гражданская платформа" смогут получить по одному месту в нижней палате, так как два их кандидата смогли победить в своих одномандатных округах. Кроме того, в состав Госдумы войдет один самовыдвиженец - Владислав Резник.

Выборы глав регионов

В рамках Единого дня голосования также прошли выборы глав девяти регионов - в Коми, Туве, Чечне, в Забайкальском крае, а также в Тверской, Тульской и Ульяновской областях. При этом в Северной Осетии-Алании и Карачаево-Черкесии глав регионов избирают региональные парламенты.

Для победы в первом туре кандидату было необходимо набрать более 50% голосов. Это удалось Сергею Гапликову, за которого проголосовали 62,17% избирателей. Явный лидер определился и в Чечне - после подсчета 93,13% бюллетеней, выяснилось, что за врио главы региона проголосовали почти 98% пришедших на выборы, а его ближайший соперник - уполномоченный по защите прав предпринимателей Чечни Идрис Усманов - получил лишь 0,83% голосов.

Самовыдвиженец Алексей Дюмин, исполняющий обязанности главы Тульской области, по итогам обработки 100% протоколов набрал 84,17%, а действующий глава Республики Тува Шолбан Кара-оол - 86%. Аналогично ситуация сложилась и в Забайкальском крае - кандидат от "Единой России", врио губернатора Наталья Жданова получила 54,22% голосов, и в Ульяновской области - врио губернатора Сергей Морозов, выдвинутый "Единой Россией", по результатам обработки 82% протоколов избирательных комиссий, набирал 53,91% голосов. Врио губернатора Тверской области Игорь Руденя также лидировал в своем регионе.

Выборы в региональные органы власти

В 39 субъектах РФ состоялись выборы в региональные парламенты, в частности, в Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Карелии, Мордовии, Чечне, Чувашии, в Алтайском, Камчатском, Красноярском, Пермском, Приморском и Ставропольском краях; в Амурской, Астраханской, Вологодской, Калининградской, Кировской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской и Тюменской областях; в Петербурге, в Еврейской автономной области, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и в Чукотском автономном округе.

В рамках Единого дня голосования также выбирали главу города Кемерово, депутатов муниципальных собраний в столицах 11 регионов - в Уфе, Нальчике, Петрозаводске, Саранске, Грозном, Перми, Ставрополе, Калининграде, Кемерово, Саратове и Ханты-Мансийске.

Глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что получили в региональных парламентах по стране в общей сложности 16 мест. Так, "Патриоты России" получили четыре мандата, "Яблоко" - пять, "Партия Роста" и "Пенсионеры за справедливость" - по три и "Родина" - один.

Явка по стране

Для россиян, оказавшихся во время выборов за пределами родины, традиционно организовываются избирательные участки за границей. Тем не менее президент Украины поручил проинформировать Россию о невозможности проведения выборов в Госдуму РФ на украинской территории. В Киеве заявили, что могут изменить свою позицию, если Москва откажется от проведения выборов в Крыму, который Украина считает оккупированной территорией. Тем не менее россияне смогли проголосовать в посольстве в Киеве и в генконсульстве в Одессе, однако процесс их волеизъявления сопровождался беспорядками. Во Львове и Харькове обошлось без нарушений правопорядка. Украинский МИД призвал не признавать результаты выборов в Госдуму в части голосования на территории Крыма.

Около 10 утра глава ЦИК Памфилова назвала явку на нынешние выборы - 47,81%. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что низкой ее назвать нельзя, и добавил, что она оказалась "выше, чем в подавляющем большинстве европейских стран" и "не влияет на сами результаты выборов, на их убедительность".

Самую высокую явку избирателей продемонстрировали КЧР и КБР - более 90%, Дагестан - более 87%, а также Кемеровская и Тюменская область - 74,3% и Чечня.

Наиболее низкими показатели явки избирателей оказались и Петербурге, что Песков назвал традиционным явлением. Так, в столице на избирательные участки пришло 35,18% электората, что существенно меньше, чем в ходе парламентских выборов 2003, 2007 и 2011 годов. В Мосгоризбиркоме предположили, что на явке сказалась холодная погода и дожди, а также плохая работа партий с избирателями.

Согласно данным ЦИК РФ, в Москве "Единая Россия" набирает 37,3% голосов, КПРФ - 13,93%, ЛДПР - 13,11%, "Яблоко" - 9,51%, "Справедливая Россия" - 6,55%.

Явка оказалась еще ниже московской - 32,47%.

Нарушения

По словам Памфиловой, каждое третье сообщение связано с неправомерными действиями, каждое пятое - это жалоба на фальсификацию итогов голосования или готовящиеся массовые фальсификации. "Несколько обращений поступило от наблюдателей - об их увольнении работодателем в связи с участием в избирательной кампании. Это надо взять на особый контроль - прокуратура точно не останется без работы", - заявила она.

Одно из таких нарушений - вброс избирательных бюллетеней секретарем участковой избирательной комиссии (УИК) в Ростовской области - уже привело к возбуждению . Еще в день голосования в интернете появилось видео с камеры наблюдения, на котором видно, как две женщины и мужчина закрывают обзор ящика, а еще одна женщина вкладывает туда пачку бюллетеней.

Также серьезный инцидент зафиксирован в Дагестане - группа молодых людей во время голосования разгромила избирательный участок под предлогом того, что там проводился массовый вброс бюллетеней в пользу одного из кандидатов.

Кроме того, выборы на одном из участков Нижегородской области признаны недействительными, еще на трех участках в Ростовской области итоги оказались под сомнением. Телефон с включенной камерой, оставленный одним из наблюдателей, помог зафиксировать сброс бюллетеней , и теперь результаты голосования на этом участке отменены.

Госдума - нижняя палата Федерального собрания, высший законодательный орган властив Российской Федерациинаряду с Советом Федерации, правовой статус которой определён в пятой главе Конституции Российской Федерации .

Аппарат Государственной думы - постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

В соответствии со статьями 95 и 96 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на пятилетний срок полномочий. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция РФ, Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и другие. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, по смешанной системе. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства, но не менее одного округа в субъекте РФ (мажоритарная система), 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки, выдвинутые избирательными объединениями и блоками (пропорциональная система). Проведение выборов депутатов Государственной Думы в установленные сроки является обязательным. Президент РФ за 4 - 5 месяцев до дня голосования, а в случае роспуска Государственной Думы - одновременно назначает выборы депутатов Государственной Думы, день голосования определяется в соответствии со статьёй 5 Федерального закона. В случае если Президент РФ в установленные сроки не назначит выборы, решение о проведении выборов принимаются Центральной избирательной комиссией РФ.

Депутатом Государственной Думы (статья 97 КРФ) может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года (не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным или отбывающий лишение свободы по приговору суда). Кандидаты в депутаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего округа, в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями и блоками. Федеральные списки кандидатов могут быть выдвинуты избирательными объединениями и избирательными блоками. Все кандидаты обладают равными правами и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Кандидат может баллотироваться только в составе одного федерального списка и только в одном избирательном округе. Для регистрации кандидата по одномандатному округу необходимо собрать подписи не менее одного процента избирателей округа, для регистрации федерального списка кандидатов - не менее 200 тысяч подписей избирателей, причём не более 14 тысяч подписей в одном субъекте РФ. Допускается внесение избирательного залога вместо сбора подписей. Для регистрации кандидаты представляют также сведения о доходах и имуществе. Если все требования, предусмотренные федеральным законом, соблюдены, окружная избирательная комиссия (Центральная избирательная комиссия) принимают решение о регистрации соответственно кандидата, федерального списка кандидатов. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами, несут равные обязанности и осуществляют предвыборную агитацию, в том числе и через средства массовой информации, на равных основаниях. Расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счёт федерального бюджета . Кандидаты, избирательные объединения и блоки обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной компании. За существенные нарушения федерального закона избирательная комиссия может отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, а также отменить регистрацию. При голосовании избиратель получает два бюллетеня, по федеральному округу и по одномандатному округу.

Выборы по одномандатному округу признаются несостоявшимися, если наибольшее число избирателей проголосовало против всех кандидатов, по федеральному округу - если ни один федеральный список кандидатов не получит 5 процентов голосов или если все избирательные списки, которые могут претендовать на получение мандатов, не получат в совокупности 50 процентов голосов, и как в федеральном, так и в одномандатном округе, если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей. Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей. Центральная избирательная комиссия распределяет депутатские мандаты пропорционально поданным за них голосам между федеральными списками кандидатов, получивших 5 и более процентов избирателей. Если за такие списки подано в совокупности менее 50 процентов голосов или если за один список подано более 50 процентов голосов, а за другие менее 5 процентов, то в установленном порядке к распределению мандатов допускаются и другие федеральные списки. Не позднее чем через две недели со дня голосования Центральная избирательная комиссия РФ устанавливает общие результаты выборов депутатов Государственной Думы. Если выборы признаны не состоявшимися, недействительными или их результаты аннулированы, проводятся повторные выборы. Если досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному округу, проводятся дополнительные выборы. Дополнительные и повторные выборы не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока полномочий Государственной Думы. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по федеральному округу, его депутатский мандат, как правило, передаётся зарегистрированному кандидату из того же федерального списка.

Конституция Российской Федерации(статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

    дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;

    заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

    решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

    назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

    назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

    назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека , действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    объявление амнистии;

    выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа , посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания - законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

Определяет российская Конституция . За свое существование, а это более двух десятков лет, данный закон не претерпел значительных изменений. В то же время история российского парламентаризма куда длиннее. Давайте узнаем, сколько депутатов в Государственной думе России, а также некоторые другие нюансы функционирования данного органа и его историю.

Истоки российского парламентаризма

Перед тем как выяснить, сколько депутатов в Государственной думе, давайте окунемся в историю возникновения российского парламентаризма.

Первый парламент у нас в стране, который так и назывался - Государственная дума, возник ещё во времена Российской империи . Его основание было своеобразной уступкой монархии народу, который требовал право участвовать в управлении страной, что и привело к неоконченной революции 1905 года. Тогда же император Николай II издал указ об учреждении Государственной думы. Правда, её решения носили не обязательный, а только рекомендательный характер.

Уже в декабре 1905 года первый созыв данного парламентского органа заработал. Число депутатов в Государственной думе составляло 448 человек. Большинство из них состояли во фракциях Конституционных демократов (153 человека), трудовиков (97 человек) и автономистов (63 человека). 105 депутатов не состояли ни в какой партии. Первое заседание Думы этого созыва датируется апрелем 1906 года, но проработала она всего 72 дня и в июле была распущена согласно императорскому указу.

Дума второго созыва работала в первой половине 1907 года. На этот раз общее количество депутатов в Государственной думе составило 518 человек. Теперь большинство было у трудовиков (104 депутата), а у кадетов только 98 депутатов. Отстранение депутатов Государственной думы осуществлялось в июне 1907 года, когда парламентский орган был распущен под предлогом подозрения в попытке некоторых его членов осуществить государственный переворот.

Дума третьего созыва проработала с 1907 по 1912 год. В ней было представлено 446 депутатов. В этот раз большинство было у октябристов - 154 человека.

Сколько депутатов в Государственной думе последнего, четвертого, созыва, которая работала с 1912 по 1917 год? В её деятельности принимало участие 442 депутата. Больше всех опять было октябристов - 98 человек. Она была распущена уже после Февральской революции в октябре 1917 года, когда были назначены выборы в Но дальнейшие перспективы российского парламентаризма так и остались неосуществленными, так как в стране произошла Октябрьская революция 1917 года.

Уже после законодательным органом РСФСР, а затем и Российской Федерации стал Верховный Совет. Он осуществлял законодательную функцию с 1938 по 1993 год.

Образование Государственной думы Российской Федерации

Поводом к образованию нового парламентского органа стала попытка значительной части депутатского корпуса Верховного Совета во главе с его спикером Русланом Хасбулатовым в октябре 1993 года осуществить государственный переворот. Попытка успехом не увенчалась, но она послужила поводом для роспуска Верховного Совета.


В том же году президент России Борис Ельцин издал указ о формировании нового парламентского органа - Государственной думы. Выборы в Думу были осуществлены уже в декабре 1993 года.

Функции Госдумы

Теперь давайте узнаем, в чем состоит деятельность депутатов Государственной думы.

Государственная дума является высшим законодательным органом в России. То есть главной обязанностью депутатов является Этот парламентский орган имеет статус нижней палаты Федерального Собрания, верхней палатой которого является Совет Федерации.

Права и обязанности членов парламента указаны в Законе о статусе депутата Государственной думы. К примеру, этот закон гарантирует депутатскую неприкосновенность, а также ряд других привилегий народных избранников.

Срок полномочий депутатов

Первоначально, во время переходного периода сразу после учреждения Государственной думы, депутаты первого созыва получили свои полномочия всего на срок два года. Но уже со следующего созыва планировалось увеличить данный термин до четырех лет. Так и было сделано, поэтому с 1995 по 2011 год депутаты со второго по пятый созыв получали полномочия на срок четыре года.


Но с 2011 года срок депутатских полномочий был увеличен до пяти лет. Именно на этот период была дана возможность выполнять свои обязанности депутатам шестого созыва. Это было сделано в целях экономии бюджетных средств на проведение выборов.

Следующие выборы в депутаты Государственной думы назначены на сентябрь 2016 года.

Механизм проведения выборов

Что же представляет собой система выборов депутатов Государственной думы? Как говорилось выше, если ранее выборы депутатов проводились раз в четыре года, то теперь они проводятся раз в пять лет.

В России существует смешанная система выборов. То есть половина депутатов избирается по одномандатному избирательному округу, а другая половина - по партийным спискам. Таким образом, в первом случае избиратели голосуют за конкретного человека, который в случае победы в округе станет депутатом, а во втором случае - за партию. Именно данный подход позволяет максимально обеспечить как интересы конкретных регионов, так и электоральных предпочтений избирателей.

Численность депутатов

Теперь давайте все-таки выясним, сколько депутатов в Государственной думе. На указанный вопрос четкий ответ даёт Конституция Россия, в которой прописана численность парламента.

На данный момент в Государственной думе 450 депутатов. При этом указанная численность не менялась с самого образования данного парламентского органа в 1993 году.

Состав Государственной думы

Мы узнали, сколько в Государственной думе РФ депутатов. В то же время не менее важно знать, какие же силы на данный момент представляют народные интересы. Полный список депутатов Государственной думы на 450 человек из-за его громоздкости представить тут не получится, но мы можем изучить структуру парламента, узнав количество представителей от фракций в нем.


На данный момент больше всего в Думе депутатов от проправительственной фракции "Единая Россия" - 238 человек. Затем следуют депутаты от КПРФ - 92 человека. Следом за ними идут представители фракции "Справедливая Россия" - 64 человека. Меньше всего в парламенте депутатов от ЛДПР - 56 человек. Это количество депутатов обосновано оптимально потребностью представительства различных округов России, а также политических сил.

Структура парламента

Теперь давайте узнаем, как структурирована Государственная дума и какова её внутренняя организация . Ведь 450 депутатов - это все-таки немалое число людей, и каждый из них, кроме основной функции законотворчества, должен исполнять ещё дополнительные задачи в парламенте.

О фракционном делении депутатов мы в общих чертах сказали выше. Стоит лишь сказать, что фракции - это группы депутатов, объединенные единой долгосрочной целью и общим видением дальнейшего пути развития страны. Чаще всего фракции формируются вокруг отдельных партий или создаются из объединения нескольких партий.

Первым лицом в Государственной думе является председатель. В его обязанности входит руководство работой парламентом во время сессионной деятельности, а также представление его во взаимоотношениях с другими государственными структурами , а также зарубежными парламентскими органами. Председатель Госдумы избирается депутатами путем тайного голосования, как правило, на первой сессии созыва. Кроме того, избирается первый заместитель и заместители. В их обязанности входит помощь председателю в ведении сессии, кроме того, первый заместитель должен его заменять, в случае отсутствия по каким-либо причинам. На данный момент председателем Госдумы является член проправительственной партии "Единая Россия" Сергей Нарышкин.


Главной задачей аппарата Госдумы является обеспечение бесперебойного функционирования российского парламента. Данный орган обязан следить за материально-техническим, информационным, финансовым, организационным обеспечением деятельности депутатов. Начальствует над этой структурой руководитель аппарата Госдумы. На данный момент данную должность занимает Джахан Реджеповна Поллыева.

Конкретными направлениями законотворческой деятельности занимаются комитеты Госдумы. В них состоят депутаты, организованные в группы по отдельным сегментам, зачастую согласно партийной квоте. В настоящее время основными комитетами являются:

  • по конституционному законодательству;
  • по бюджету;
  • по труду и соцполитике;
  • по экономической политике;
  • по вопросам собственности;
  • по энергетике;
  • по промышленности;
  • по охране здоровья;
  • по образованию.

Кроме того, существует и ряд других комитетов. В данных структурных подразделениях парламента разрабатываются и обсуждаются конкретные законопроекты, согласно профильному направлению комитета. Деятельностью комитетов руководят председатели, у которых имеются первые заместители и заместители.

Очень похожа на работу комитетов деятельность комиссий. Главное отличие в том, что в задачи данных структур входит не законотворческая деятельность, а контроль по какому-либо направлению функционирования. Иногда комиссии специально формируются для контроля за выполнением конкретно поставленной задачи. В настоящее время в российском парламенте существует шесть комиссий:

  • по контролю за достоверностью сведений о доходах;
  • по вопросам депутатской этики;
  • счётная комиссия;
  • по строительству зданий для парламентского центра;
  • по контролю обеспечения развития ОПК России;
  • по контролю за расходом средств из бюджета, направленных на обеспечение нац. безопасности.

Во главе каждой комиссии стоит председатель.

Ещё одним структурным органом российского парламента является Совет Госдумы. Именно данный орган подготавливает конкретные законопроекты для рассмотрения их на сессии, и планирует работу парламента во время сессионной процедуры. То есть это тот орган, который проводит предварительную работу над готовыми законопроектами перед вынесением их на всеобщее рассмотрение депутатов.

Руководит Советом Кроме того, в Совет входят его заместители и руководители парламентских фракций. А вот председатели комитетов имеют только право совещательного голоса в данном органе.

Таковой в общих чертах является структура организации Государственной думы Российской Федерации.

Роспуск Государственной думы

Возможность роспуска парламента предусмотрена Конституцией России. Эта процедура может быть осуществлена, если Дума трижды отклонила предложенных президентом кандидатов на пост председателя правительства или трижды выражает тому недоверие. В этом случае глава государства может воспользоваться своим конституционным правом на роспуск парламента. Но пока что в новейшей российской истории данная процедура роспуска Государственной думы не применялась. Единственный роспуск парламентского органа был осуществлен в 1993 году при президенте Борисе Ельцине. Но тогда он ещё назывался Верховным Советом, то есть это было ещё до учреждения Думы.


Кроме того, уже несколько раз отстранение депутатов Государственной думы осуществлялось в индивидуальном порядке. В этом случае парламент сам принимает решение об отстранении своих отдельных членов. Например, по такой процедуре был отстранен от деятельности в Госдуме депутат от фракции "Справедливая Россия" Илья Пономарев.

Значение парламентаризма

Значение Государственной думы в России трудно переоценить. Ведь это именно тот орган государственной власти , через который посредством института выборов, граждане реализуют свое управлять страной. В его задачи входит принятие законодательных актов, а также выполнения ряда контрольных функций, и некоторых других задач. То есть, другими словами, именно от Государственной думы зависит принятие конкретных законов в стране.

Существующая численность депутатов в парламенте научно обоснована требуемым количеством представителей от всех регионов России, и различных политических сил, чтобы учитывались интересы всего населения страны. Именно поэтому и было решено остановиться на числе в 450 депутатов.

Конечно, как и любой институт власти, парламентаризм далеко не идеален. В то же время нужно заметить, что более эффективного органа управления, через который вся масса населения, имеющая гражданство конкретного государства, может влиять на государственную политику , в мире ещё не придумано. Кроме того, существование нескольких включая отдельно выделенную законодательную власть , функционирующую через парламент, позволяет контролировать другие ветви власти (исполнительную и судебную) и предотвращать узурпацию управления страной одной из них либо президентом.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет*(19).

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Комментарий к Статье 96 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает важный принцип функционирования Государственной Думы - периодическое обновление ее состава. Данный принцип обусловлен демократической природой государства. Формируя представительные органы, граждане реализуют право на участие в управлении делами государства. В результате регулярной периодичности выборов основой органов власти является свободная воля народа. Периодическая смена состава парламента призвана отражать происходящие социально-политические изменения в стране, обеспечивает подтверждение соответствия депутатского мандата сложившейся ситуации и является своеобразным мерилом качества и эффективности работы парламентариев.

Обязательность периодического проведения выборов предусмотрена Всеобщей декларацией прав человека (ст. 21) и Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 25), Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 3 Протокола N 1). Данный принцип наряду с другими закреплен в Декларации о критериях свободных и справедливых выборов*(992), принятой в 1994 г. Советом Межпарламентского союза; отнесен Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ 2002 г. к числу таких стандартов.

В мире установлены различные сроки легислатур, как правило, в пределах четыре - шесть лет, хотя встречаются как более короткие сроки (например, Палата представителей Конгресса США - избирается на два года), так и более длинные (сенаторы во Франции избираются на девять лет).

Со второго по пятый созыв Государственная Дума избиралась на основе всеобщего избирательного права сроком на четыре года, как, например, в Австрии, Болгарии, Германии, Польше, Швеции. Первые выборы Государственной Думы 12 декабря 1993 г. проходили на двухлетний срок. Это обстоятельство нашло свое закрепление в п. 7 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции.

Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"*(993), инициированным Президентом РФ Д.А. Медведевым, срок полномочий Государственной Думы новых созывов увеличен до 5 лет, как, например, у Палаты общин в Канаде, палат парламента Италии, Венесуэлы, Турции. Данное новшество связано с тем, чтобы избранный всенародно высший институт государственной власти имел достаточно времени, чтобы все заявленное в предвыборных обещаниях провести в жизнь и результаты своей работы показать народу, отчитаться перед избирателями, перед страной*(994).

Срок полномочий Государственной Думы может быть прерван ее досрочным роспуском на основании ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117.

2. Конституция в самых общих чертах определяет порядок формирования палат Федерального Собрания, оговаривая, что Государственная Дума избирается, а Совет Федерации формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти), предоставляя право законодателю самому определять порядок формирования Совета Федерации (не исключая прямые выборы в этот орган) и порядок выборов в Государственную Думу.

Зарубежный опыт показывает, что отражение федеративной природы государства является доминирующей, но не общей чертой, характерной для "верхних" палат парламентов федераций. В связи с этим нельзя выявить и какую-либо специфичную для федераций модель формирования этих палат, наоборот, можно констатировать их многообразие. Так, члены Совета Кантонов Швейцарской Конфедерации и Сената Конгресса США избираются населением кантонов и штатов непосредственно. В Германии членов Бундесрата назначают правительства земель. Члены Федерального Совета Австрии избираются региональными законодательными собраниями (ландтагами). Сложная комбинация прямых и непрямых выборов при наличии этно-языкового квотирования существует в Бельгии.

В целом действующие парламентские системы используют различные схемы формирования "верхних" палат высших представительных и законодательных органов: избрание прямыми выборами (сенаты Польши, Румынии, Чехии, Палата советников Японии), косвенные выборы избирателями территорий более низкого уровня (Сенат Франции), косвенные выборы профессиональными группами (Сенат Ирландии), назначение (Сенат Канады), передача по наследству (Палата лордов Великобритании до реформы 1999 г., Сенат Лесото) и др.*(995)

Законодательно установленный порядок формирования Совета Федерации прошел несколько этапов. Первый связан с функционированием Совета Федерации в период с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Согласно п. 7 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Совет Федерации первого созыва, как и Государственная Дума первого созыва, избирался сроком на два года. Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания РФ в 1993 г., утвержденное Указом Президента РФ от 11.10.1993 N 1626, предусматривало, что депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста. Депутаты Совета Федерации избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ - два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов РФ. При выборах в Совет Федерации каждый избиратель подавал голос за двух кандидатов.

Второй этап начался с введения в действие Федерального закона от 05.12.1995 N 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Согласно этому Закону в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ его представитель определялся совместным решением обеих палат. Такой способ формирования палаты был недостаточно корректен по отношению к закрепленному Конституцией принципу деятельности Федерального Собрания как постоянно действующего органа, поскольку члены Совета Федерации - главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации в силу своих должностных обязанностей большую часть времени вынуждены находиться на местах. Уязвимым с точки зрения действия конституционного принципа разделения властей было и вхождение в состав палаты руководителей исполнительных органов субъектов РФ*(996). Исходя из этого Федеральное Собрание поддержало инициативу Президента РФ по профессионализации палаты и приняло федеральный закон, определяющий иной порядок формирования Совета Федерации.

Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2007) ознаменовал переход к третьему этапу в формировании этой палаты. Совет Федерации в настоящее время составляют вместо глав представители законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно названному Закону членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного права на постоянное проживание на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение), и обладающий в соответствии с Конституцией правом избирать и быть избранным в органы государственной власти*(997).

Порядок выбора (назначения) представителей и срок их полномочий различны. Так, член Совета Федерации - представитель субъекта РФ от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается им на срок своих полномочий (а при формировании законодательного (представительного) органа путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов). В случае если законодательный (представительный) орган субъекта Федерации имеет двухпалатную структуру (как, например, в Свердловской области), член Совета Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Член Совета Федерации - представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Причем решение (указ, постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и вступает в силу, только если на очередном или внеочередном заседании этого органа 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Законом о статусе члена СФ и депутата ГД (ст. 4). Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены по представлению Председателя палаты избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. При этом за органом государственной власти субъекта РФ сохраняется право не рассматривать поступившее представление Председателя Совета Федерации.

Изменение порядка формирования Совета Федерации, превращение его в постоянно действующий, а не сессионный орган обеспечили более авторитетное позиционирование этой палаты как участника законодательного процесса , усовершенствование форм его работы, эффективное взаимодействие палат Федерального Собрания, в том числе в части выражения позиции о законопроектах на ранней стадии законодательного процесса.

В то же время в целях дальнейшего повышения уровня и качества народного представительства во власти по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева с 1 января 2011 г. устанавливается новый порядок формирования этой палаты Федерального Собрания. Кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть только гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ или депутатом представительного органа муниципального образования , расположенного на территории соответствующего субъекта РФ. В отношении кандидатов снимается ценз оседлости.

Полномочия члена Совета Федерации будут начинаться с момента его избрания (назначения). Приступить к исполнению своих полномочий член Совета Федерации сможет со дня подтверждения получения Советом Федерации копии решения о его избрании (назначении). Также вновь устанавливается институт досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации органом его избравшим (назначившим)*(998).

Порядок выборов депутатов Государственной Думы в большей мере предопределен положениями Основного Закона. Согласно Конституции (ст. 95-97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. В соответствии с п. "а" ст. 84 Конституции выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ.

Способ выборов депутатов Государственной Думы не установлен Конституцией, что и позволяет законодателю самостоятельно определять его. Регламентация избирательных процедур может иметь различные решения. Во Франции, например, выборы в нижнюю палату парламента (Национального Собрания) проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства в два тура, в Палату общин Великобритании - по мажоритарной системе относительного большинства в один тур, а в Палату депутатов Бразилии - по пропорциональной избирательной системе.

Как отметил Конституционный Суд в Определении от 20.11.1995 N 77-О*(999), от законодательного органа зависит: будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной, будет ли введен определенный процент голосов избирателей, который необходимо собрать в поддержку списка избирательного объединения, с тем чтобы оно имело право участвовать в распределении депутатских мандатов; как будет определяться допустимое отклонение численности избирателей в избирательном округе от единой нормы представительства и т.п. Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности.

Депутаты Государственной Думы четырех созывов (1993-1995 гг., 1995-1999 гг., 1999-2003 гг., 2003-2007 гг.) избирались по смешанной системе: 225 депутатов - по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат) на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов , образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства; другие 225 депутатов - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Иными словами, половина депутатов Государственной Думы избиралась по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной системе.

Согласно Закону о выборах депутатов ГД ФС РФ, вступившему в силу с 7 декабря 2006 г., депутаты Государственной Думы избираются только по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Переход от одной избирательной системы к другой - нередкое явление. Неоднократно менялся порядок формирования парламента в Италии, Франции, Японии, многих других странах. Переход к полностью пропорциональной системе выборов депутатов Государственной Думы имеет свои преимущества. Эта система представляется более справедливой, хотя все существующие избирательные модели не лишены своих недостатков*(1000).

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Законом о политических партиях право принимать участие в выборах*(1001). Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии, однако их численность не может составлять более 50% от общего числа кандидатов. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать 500 человек. С целью гарантирования реализации пассивного избирательного права Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ устанавливает, что каждый гражданин РФ вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемых этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах, а также на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов.

В законодательстве РФ предусмотрен так называемый заградительный пункт (процентный барьер), означающий некоторое ограничение пропорциональности представительства. Такое ограничение не допускает раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп, тем самым обеспечивая стабильное функционирование парламента. Законодательство, по которому проводились выборы первых четырех созывов Государственной Думы, предусматривало, что к участию в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу допускаются федеральные списки кандидатов, которые получили, как правило, 5% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С декабря 2007 г. заградительный пункт составит 7%.

Как указал Конституционный Суд РФ, разрешая дело о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21.06.1995 N 90-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 17.11.1998) (Постановление от 17.11.1998 N 26-П*(1002)), установлением процентного барьера не ограничиваются избирательные права граждан и не нарушается равенство перед законом общественных объединений, предусмотренное ч. 4 ст. 13 Конституции. Выборы - это возможность для избирателей определить свои предпочтения и голосовать за соответствующего кандидата или список кандидатов и, следовательно, наличие победивших и проигравших. Однако правила, по которым проводятся выборы, для всех избирательных объединений, избирательных блоков и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам , одинаковы.

Такой порядок не искажает и существо народного представительства. Граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Из ст. 3, 32, 94-96 Конституции в их взаимосвязи следует, что все законно избранные депутаты Государственной Думы являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, причем независимо от того, по какому избирательному округу - одномандатному или федеральному - он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного органа РФ, т.е. представителем народа в смысле ст. 3 Конституции.

Вместе с тем заградительный пункт недопустимо использовать вопреки предназначению выборов. Поэтому применение процентного барьера недопустимо, если объединения, преодолевшие этот барьер, в совокупности не получат установленного законом большинства голосов избирателей (60%). Кроме того, следует учесть, что, по смыслу ст. 1 и 13 Конституции, демократия, основанная на политическом многообразии и многопартийности, исходит из необходимости существования оппозиции и не допускает монополии на власть. Поэтому если заградительный барьер будет преодолен лишь одним избирательным объединением, даже при условии, что за него подано большинство голосов, ему не могут быть переданы все депутатские мандаты по федеральному округу, так как это противоречило бы принципу пропорциональности выборов в условиях демократии. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок , на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Госдума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Если Президент не назначит выборы депутатов Госдумы в установленный срок , выборы назначаются ЦИК РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Чтобы гарантировать конституционный статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа, на Президента возлагается обязанность одновременно с роспуском Государственной Думы назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109 Конституции). Таким образом, момент роспуска Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Госдумы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки. В этих целях законодатель установил необходимые дополнительные требования, касающиеся сроков выборов и избирательных процедур. Так, днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

В случае если Президент, распустив Госдуму, не назначит выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы назначаются ЦИК РФ. Сроки осуществления избирательных действий при проведении досрочных выборов депутатов Государственной Думы сокращаются на четверть.

В Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. изложены важные меры, направленные на совершенствование порядка выборов в Государственную Думу. Предлагается дать гарантии представительства избирателям, проголосовавшим за так называемые "малые партии": партиям, получившим от 5 до 7% голосов, предоставлять один-два депутатских мандата. При этом учитывается, что на выборах в Государственную Думу в 2007 г. почти 5 млн избирателей отдали голоса партиям, которые в Государственную Думу не прошли, и эти граждане не получили непосредственного представительства на федеральном уровне . В то же время пока не планируется снижение барьера прохождения в Государственную Думу, установленного законом для депутатов. Среди других мер - поэтапное снижение количества подписей избирателей, собираемых для участия в выборах в Государственную Думу; освобождение от сбора подписей партий, которые в ходе следующих выборов в Государственную Думу смогут набрать более 5% голосов либо создавших фракции более чем в трети региональных парламентов (сейчас такой привилегией обладают лишь партии, имеющие фракции в Государственной Думе); отмена использования денежного залога на выборах всех уровней*(1003) и др.