Реформа 54 фз о применении ккт. Закон «О применении контрольно — кассовой техники. Основные изменения в законе

1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

Контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

Кредитные организации обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денег с использованием электронных средств платежа и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств. Порядок направления указанного перечня в уполномоченный орган и форма указанного перечня устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

1.1. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

2. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажа ценных бумаг;

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;

осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

ремонт и окраска обуви;

изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

розничная продажа бахил.

2.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 3, 6, 9 - 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 - 48, 53, 56, 63 пункта 2 , могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона.

2.2. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

4. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выдачи и учета документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.

6. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.

8. Положения пункта 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил), пунктов 3 и 5 настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами.

9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций полномочиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

В случае изменения информации об организациях, указанных в настоящем пункте, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты изменения такой информации доводит соответствующие изменения до сведения уполномоченного органа.

11. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

12. Контрольно-кассовая техника может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными в настоящем пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством Российской Федерации.

13. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов:

товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

Положения настоящего пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

14. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием сети "Интернет" и сетей связи.

Чек, который выдается покупателю при совершении им покупки, является доказательством оплаты приобретенного товара, а также заключения публичного договора купли-продажи.

Закон Российской Федерации, а именно 54-ФЗ, гласит, что каждое учреждение или индивидуальный предприниматель, занимающийся торговлей и оказанием услуг, обязан иметь контрольно-кассовый аппарат. (Скачать ). Кстати, в дополнение изучите положения !

Фискальная память контрольно-кассовой техники позволяет сотрудникам налоговой организации контролировать прибыль налогоплательщика. Проведение данного мероприятия обусловлено необходимостью осуществления правильного начисления суммы для уплаты налога.

54-ФЗ был принят в 2003 году. Данный правовой акт определяет правила ведения торговли на территории Российской Федерации. В содержании прописаны требования, которые обязательно следует выполнять при осуществлении расчета покупок граждан. С момента, когда закон был принят, он претерпел рад изменений.

После редактирования ФЗ-54, требования к оснащенности торгового предприятия стали выше, взаимодействия с федеральной налоговой службой стало проще, а чек стал еще и электронным, помимо бумажного.

Последние изменении закона «О применении контрольно — кассовой техники» пришлись на текущий год.

Скачать 54-ФЗ

Для контролирования и регулирования торговых отношений был создан закон «О применении контрольно — кассовой техники».

Законодательные акты РФ регулярно претерпевают изменения. Для получения актуальной информации можно 54-ФЗ в последней редакции.

Последняя редакция закона «О применении контрольно — кассовой техники»

В феврале 2017 года вступил в силу новый закон «О применении контрольно -кассовой техники». Главной задачей данного закона является повышение эффективности торговли и создание быстрого контроля качества над каждым торговым предприятием.

Основополагающие требования 54-ФЗ:

  • Основные корректировки в законе 54-ФЗ на 2017 год состоят в изменении схемы работы торговых предприятий с налоговой службой. Изменения в законе являются весомыми. Новый порядок использования контрольно -кассовой техники предполагает, что сведения о продажах с каждой квитанции должны направляться в налоговую инспекцию через интернет. Передаются они не лично, а через операторов фискальных данных, с одним из которых руководитель обязан заключить договор;
  • Независимо от того, что налоговая инстанция будет получать сведения через интернет, в 54-ФЗ нет постановлений о том, что выдавать бумажную квитанцию с 2017 года нет необходимости. Если клиент желает, ему следует направить чек по email или SMS в дополнение к распечатанному свидетельству осуществления покупки. Квитанция из электронной почты или СМС, согласно закону, приравнивается к чеку, распечатанному контрольно-кассовой техникой;
  • Согласно 54-ФЗ «О применении контрольно — кассовой техники» торговые предприятия применяют кассовые аппараты только нового образца, которые имеют доступ к интернету. Они должны сохранять и направлять сведения о каждой купле-продаже в ОФД. Вместо ЭКЛЗ сейчас следует использовать фискальный накопитель;
  • Положения 54-ФЗ гласят, что при изменении упростили регистрацию кассового аппарата - сейчас существует возможность регистрировать новые кассы удаленно. Центр технического обслуживания, в котором раньше необходимо было обслуживать кассу и оплачивать ежемесячный сервис, в новой редакции закона никак не обозначен - это понятие там отсутствует. Взамен договора с Центром перед регистрацией кассы, требуется оформить договор с ОФД;
  • При изменении 54-ФЗ, претерпели корректировки требования и к кассовым квитанциям, а также к бланкам строгой отчетности. Количество сведений, которые необходимо в них указать, увеличилось;
  • Частные лица, работающие на патенте и ЕНВД, которые, согласно закону, не были обязаны использовать кассовые аппараты, также должны направлять сведения с каждой купли-продажи в налоговый орган. 54-ФЗ«О применении контрольно — кассовой техники» гласит, что начиная с 1 июля 2018 года использование ККТ для них также станет обязательным пунктом.

Согласно новым требованиям Федерального Закона «О применении контрольно — кассовой техники», схема торговли будет выглядеть следующим образом:

  • Согласно ФЗ-54, электронные сведения с квитанции направляются в фискальный аппарат, который определяет для каждого товара свой идентификационный номер;
  • Далее все сведения направляются на сервер оператора фискальных данных для регистрации;
  • После того, как на сервере ОФД появилась необходимая отметка, кассовый аппарат получает сигнал о подтверждении, что запись была зарегистрирована;

Завершающей стадией является выдача чека.

Федеральный закон ФЗ-54 определяет, каким образом должны осуществляться расчеты при продажах. Новая редакция статьи ФЗ-54 касается:

  • розничных магазинов разного направления деятельности;
  • аптек;
  • предприятий общественного питания;
  • юридических организаций;
  • автозаправочных станций и прочих компаний, которые предоставляют услуги.

ФЗ-54 о применении контрольно-кассовой техники не касается банков, столовых в школах, газетных киосков, торговли на распродажах и базарах. Кроме того освобождается реализация билетов, акций, разнос продукции.

Внесенные изменения в ФЗ-54

Обновленный закон об онлайн-кассах привнес значительные изменения в общепринятый процесс продаж:

  • измененный порядок регистрации/перерегистрации оборудования;
  • новый порядок передачи расчетных данных в ФНС;
  • дополнительный формат чека – электронный вид, который можно отправить на мобильный телефон или E-mail покупателя.

Штрафы за несоблюдение ФЗ-54

Закон № 54 по онлайн-кассам при несоблюдении требований предполагает наложение штрафов:

Нарушение Штраф
Юридические лица и ИП Должностные лица
Систематические нарушения Административное наказание в виде приостановки работы до 1.5 месяцев Административное наказание в виде приостановки работы на срок 1-2 года
Отсутствие ККТ в установленном порядке Не меньше 30 тысяч рублей Не меньше 10 тысяч рублей
Использование ККТ, не соответствующей требованиям нового закона по кассам 5-10 тысяч рублей либо предупреждение От 1500 до 3000 рублей либо предупреждение
Непредоставление по требованию клиента электронного или бумажного чека Предупреждение либо 10 тысяч рублей 20 тысяч рублей или предупреждение
Нарушение сроков или непредоставление документов и данных налоговым органам 5-10 тысяч рублей или предупреждение 1500-3000 рублей или предупреждение

Подготовка к ФЗ-54

Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...» (далее — Закон № 54-ФЗ) обновили еще в 2016 году.

Соответствующие изменения были внесены в него Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — Закон № 290-ФЗ), но только 1 июля 2017 г. для ККТ, зарегистрированной в налоговых органах до 01.02.2017 г. закончился «переходный период», в течение которого можно было применять ККТ, руководствуясь старыми требованиями Закона 54-ФЗ (п.3 ст.7 Закона № 290-ФЗ). Таким образом, многие организации и ИП только недавно столкнулись с нововведениями.

ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ (ст. 1.1, ч. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Подробнее об этих случаях расскажем ниже.

Причем новая редакция Закона 54-ФЗ уточняет, что расчеты — это:

  • прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
  • прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр;
  • прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Важно!
С 1 июля 2017 года ККТ необходимо применять не только при расчетах наличными или с использованием банковских карт, но и при расчетах с использованием электронных средств платежа.

Это означает, что при расчетах с применением платежных систем, например, PayPaI, Яндекс.Деньги и т. п. продавцы также должны применять ККТ (п.19 ст.3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Более того, Минфин РФ разъяснил, что даже в том случае, если физическое лицо производит оплату через банк платежным поручением, то при получении от физических лиц платы на расчетный счет продавец обязан выдать кассовый чек (см., например, Письмо Минфина России от 15.08.2017 N 03-01-15/52356).

Чек направляется на указанные покупателем до момента оплаты абонентский номер либо адрес электронной почты, кроме случаев, когда у организации (ИП) отсутствует возможность получения указанных данных покупателя. При этом организацией (ИП) должны быть приняты все меры для получения данных покупателя. Одной из таких мер может являться достижение договоренности с кредитным учреждением о запросе данных покупателя при подаче покупателем (клиентом) распоряжения кредитному учреждению (Письмо Минфина России от 15.08.2017 N 03-01-15/52356).

Как выполнить данные рекомендации пока не ясно. Но для решения этого вопроса у предпринимателей есть время. Дело в том, что согласно п. 9 ст.7 Закона № 290-ФЗ, в случае если организации или ИП, в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.

Поскольку до внесения изменений в Закон 54-ФЗ применять ККТ при расчетах электронными средствами платежа (за исключением расчетов платежными картами) было не нужно, организации или ИП будут обязаны применять кассовую технику в таких ситуациях только после 01.07.2018 (Письмо Минфина России от 13.10.2017 N 03-01-15/67149). Надеемся, что к этому времени вопрос с практической реализацией нововведений как-то решится (внесут соответствующие изменения в законодательство).

Кто может не применять онлайн-кассы?

В соответствии с нормами Закона № 54-ФЗ без применения онлайн-касс в настоящее время производить расчеты могут следующие категории налогоплательщиков:

Освобождение от применения онлайн-касс при осуществлении расчетов

Кто может не применять? На основании чего?
Организации и (или) ИП при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа между ними (в том числе с использованием системы дистанционного банковского обслуживания - систем «Клиент-банк», «Интернет-банкинг», «Мобильный банкинг») п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Письма ФНС России от 09.02.2017 № ЗН-3-17/830@, от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1848@, Банка России от 06.03.2012 № 08-17/950 (п. 4)
Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
    Например:
  • При продаже газет и журналов, продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • При торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (кроме торговли непродовольственными товарами по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р – исключение вступит в силу 1.07.2017);
  • При торговле в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив и др.
п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, Письмо Минфина России от 28.06.2017 № 03-01-15/40934
Организации и ИП, расположенные в местностях, отдаленных от сетей связи, при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета. Перечень таких местностей определяется региональным органом исполнительной власти и публикуется на их сайтах п.3,п.7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, Приказа Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей»
Организации и ИП, осуществляющие расчеты НЕ за реализуемые товары (работы, услуги), в частности, при осуществлении расчетов по договорам займа ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, Письмо ФНС России от 20.12.2016 № ЕД-4-20/24495
Кредитные организации при использовании автоматических устройств для расчетов п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ

Кроме того, в соответствии с «переходными положениями» Закона № 290-ФЗ до 01.07.2018 г, как уже говорилось, могут НЕ применять ККТ организации и ИП ранее освобожденные от применения ККТ (п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ), а также организации и ИП:

  • Выполняющие работы, оказывающие услуги населению (при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности) (п.8 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, по которым применяется ЕНВД (при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу)) (п.7 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • Осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов (п. 11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)

К сведению!
В Госдуму ФС РФ внесен Законопроект № 273256-7, которым предусмотрены поправки в ст.7 Закона 290-ФЗ и продление до 01.07.2019 возможности не применять ККТ организациями и ИП, перечисленными в вышеуказанных случаях

Также отметим, что до 31.07.2017 г. применение ККТ было обязательно при розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (Письма Минфина России от 27.03.2017 № 03-01-15/17554, Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 № 2148/03-04). Это требование было предусмотрено п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...» (далее — Закон № 171-ФЗ) (в ред. п. 11 ст. 1, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ).

Но с 31.07.2017 данная норма предписывает применять ККТ в соответствии с Законом 54-ФЗ, а не во всех случаях розничной продажи алкоголя (п. 13 ст. 1, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ, Письмо Минфина России от 05.09.2017 № 03-14-17/56802). Т. е. с этой даты ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД при продаже алкоголя вправе не применять ККТ до 01.07.2018.

Правда при этом Росалкогольрегулирование и Минфин РФ напоминают, что отсутствие обязанности по применению ККТ не освобождает от обязанности передачи сведений о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Кроме того, в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции (за исключением продавцов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Таким образом, розничные продавцы алкоголя (за исключением продавцов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) обязаны выдать покупателю документ о фиксации продажи алкогольной продукции в ЕГАИС даже в тех случаях, когда они освобождены от обязанности использовать ККТ (Письмо Минфина России от 05.09.2017 № 03-14-17/56802).

Поэтому послабления в части возможности не применять ККТ по факту коснулись только организаций и ИП, занимающихся розничной продажей алкоголя при оказании услуг общественного питания (п. п. 13 п.2 ст.16 и п.2.1 ст.8 Закона 171-ФЗ). Таким образом, с 01.07.2017 большинство организаций и ИП все-таки обязаны применять онлайн-кассы.

Ответственность за неприменение онлайн-касс

Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. п. 1, 2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).

Законом № 290-ФЗ внесены изменения в КоАП и ужесточена ответственность за неприменение (применение с нарушением установленных требований) ККТ.

Неприменение ККТ в установленных законодательством о ККТ случаях

Вид правонарушения Административная ответственность Основание
На должностных лиц На организацию (ИП)
При первичном правонарушении Штраф от 1/4 до 1/2 суммы расчета без ККТ, но не менее 10 тыс.руб. Штраф на организацию от 3/4 до 1 суммы расчета без ККТ, но не менее 30 тыс.руб. ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ
При повторном правонарушении*, если сумма расчетов без ККТ составила, в т.ч. в совокупности, 1 млн. руб. и более Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет Административное приостановление деятельности организации и ИП на срок до 90 суток ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ
* Повторное совершение однородного административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда пользователь ККТ считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения (пп. 2 п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям (использование ККТ с нарушением порядка регистрации, порядка, сроков и условий перерегистрации, порядка и условий применения, установленных законодательством РФ о применении ККТ) Штраф 1 500 - 3 000 руб. Предупреждение или штраф на организацию и ИП 5 000 - 10 000 руб. ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, ответственность применяется с 01.02.2017 (п. 15 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
Ненаправление покупателю чека ККТ или БСО в электронной форме (непередача по требованию покупателя указанных документов на бумажном носителе в установленных случаях) Штраф 2 000 руб. Предупреждение или штраф на организацию 10 000 руб. ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ

Под неприменением ККТ следует понимать (п. 1 ст. 3 Закона № 54-ФЗ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16, Письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-01-12/ВН-38831) фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине ее отсутствия).

Также установлена отдельная ответственность за использование ККТ не соответствующих установленным требованиям либо с нарушением порядка применения или регистрации.

ФНС разъяснила, что ККТ без фискального накопителя, в том числе снятая с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, не может квалифицироваться в качестве ККТ в понимании Закона N 54-ФЗ.

Поэтому начиная с 01.07.2017 осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием старых ККТ без фискального накопителя, влечет административную ответственность согласно ч. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ (Письмо ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602).

Установлены основания для освобождения от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ): пользователь ККТ должен добровольно заявить в налоговый орган о совершенном правонарушении (о неприменении ККТ, применении ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением таких требований), а также добровольно исполнить соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении.

При этом освобождение наступит, если одновременно будут выполнены следующие условия:

  • На момент подачи заявления налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • Представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В результате будет вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Введен упрощенный порядок привлечения к административной ответственности, при котором административный штраф может быть назначен налоговым органом без составления протокола об административном правонарушении, но только при согласии пользователя ККТ с событием вменяемого административного правонарушения (п. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Это возможно в ситуациях, когда налоговый орган выявит правонарушение в результате автоматизированной проверки поступивших сведений и заявлений от физических лиц и организаций. В таких случаях административный штраф назначается в размере 1/3 минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Если онлайн-касса была приобретена несвоевременно...

Хотим обратить внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 4 ст. 3 Закона № 290-ФЗ). Год исчисляется (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5):

  • Или с даты совершения правонарушения (например, с момента невыдачи чека конкретному покупателю);
  • Или со дня обнаружения административного нарушения, если оно относится к длящимся (к примеру, отсутствие кассового аппарата у организации, обязанной его применять).

Поэтому до сих пор остается актуальным вопрос: грозит ли добропорядочным организациям и ИП административная ответственность за невольное нарушение правил применения ККТ? Дело в том, что поставщики онлайн-касс оказались не готовы к большому спросу на свой товар. Поэтому многим организациям и ИП не удалось своевременно получить от поставщиков новую кассовую технику или модернизировать старую.

Минфин РФ и ФНС РФ разъясняют, что к тем ИП и организациям, которые предприняли все необходимые шаги к приобретению или модернизации ККТ ответственность применяться не будет.

В целях доказательства данного факта налоговые органы будут изучать договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) или до определенного законом предельного срока возможности его использования (Письма Минфина России от 11.10.2017 N 03-01-15/66392 от 28.06.2017 № 03-01-15/40922, от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, от 19.05.2017 № 03-01-15/31083, от 19.05.2017 № 03-01-15/31072, от 05.05.2017 № 03-01-15/28071, от 18.04.2017 № 03-01-15/23313, ФНС России от 11.07.2017 № ЕД-4-20/13440@).

Например, если налогоплательщик заключил договор и оплатил счет на поставку фискального накопителя, а производитель не смог поставить товар к 01.07.2017, то в такой ситуации указанное лицо не будет привлечено к административной ответственности, так как вины налогоплательщика в этом нет.

Как видим, не все так гладко и понятно в новом порядке применения ККТ. И законодатели это понимают. Поэтому велика вероятность, что в скором времени в законы, регулирующие порядок применения ККТ будут внесены соответствующие поправки.

Эксперты ООО «ПРАВОВЕСТ Аудит»

Что означает контрольно-кассовая расчетная техника? Это устройства, записывающие и сохраняющие информацию в ФН, отпечатывающие фискальные акты, и транспортирующие их в органы ФСН через обработчика сведений по расчетным операциям. А так же распечатку информации на носителях бумажного типа по требованиям законодательства РФ, об использовании контрольно-кассовой техники. Как использовать контрольно-кассовую технику предприятиям и индивидуальным предпринимателям подробно описано в ФЗ - 54 ст. 2.

Федеральный закон № 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» был разработан в апреле 2003 г. и принят в мае.

ФЗ - 54 устанавливает систему применения контрольно-кассовых аппаратов при денежных расчетах на территорий РФ, с целью сохранить безопасность и персональные интересы клиентов, права потребителя, сохранить регламентированную законом расчетно-платежную систему, объем учета прибыли на предприятиях и у ИП.

Последние изменения, касающиеся применения ККТ

Обновленная редакция ФЗ № 54 начала действовать год назад. Как изменения вступили в силу? Модернизировалось название Федерального закона - добавилось словосочетание «с использованием электронных средств платежа», вместо «платежных карт». Были модернизированы и дополнены ст. с первой по седьмую настоящего ФЗ о использовании контрольно-кассовых аппаратов.

  • Ст. 1.1 о базовых понятиях, применяемых в настоящем ФЗ;
  • Ст. 1.2. об областях и регламенте использования контрольно-кассовой техники;
  • Ст. 2 об особенностях использования контрольно-кассовой техники;
  • Ст. 3 обновлена и дополнена ст. 3.1;
  • Ст. 4 обновлена. Добавлены ст. 4.1- 4.7;
  • Ст 5 об обязанностях предприятий и ИП, осуществляющих расчетные операции потребителей была изменена;
  • Ст. 7 о правах и обязанностях органов налоговой службы при контроле за соблюдением положений законодательства при эксплуатации контрольно - кассовой техники.

54 ФЗ п 2 ст 2

Новые правила эксплуатации контрольно-кассовой техники отрегулированы в п 2 ст 2 федерального закона 54 ФЗ. В новой редакции увеличился перечень предприятий и ИП, которым применять контрольно- кассовую технику необязательно. Кто имеет право производить операции расчета без использования контрольно-кассового аппарата:

  • Оказывающим услуги по починке обувных изделий;
  • Занимающимся починкой и изготовлением галантерейных металлических изделий;
  • Продающим изделия типа «хенд-мейд»;
  • Сдающим в наем жилплощадь;
  • Реализующим печатную периодическую продукцию (газеты, журналы), через киоски и ларьки;
  • Реализующим безалкогольную разливную продукцию, мороженные десерты;
  • Реализующим продукцию из автоцистерны;
  • Сезонным продавцам, торгующим сельхозпродукцией;
  • Торгующим на ярмарках, выставках, в розницу на рынке;
  • Владельцам аптек, находящихся в населенных пунктах, где аптечные сети отсутствуют;
  • Реализаторам трудящимся в отдаленных по местоположению пунктах (села, деревни, и.т.п.). Пункт должен значится в официальном перечне труднодоступных и отдаленных населенных объектов РФ.

По новым правилам, реализаторы работающие в отдаленных местностях должны по запросу предоставить акт покупки - отчетный бланк. В противном случае, их ждет административное взыскание, а за систематическое нарушение - запрет на торговлю.

Список, предприятий и ИП, обязанных использовать контрольно- расчетную кассовую технику, так же был расширен:

  • Платящие налоги по системам ЕНВД и ПСН. В обязательном порядке применение контрольно-кассовой техники для них вступает в силу с 01.07.2018 года. До этого момента они обязаны предоставить потребителю акт, подтверждающий оплату, по его запросу;
  • Владельцы торговых автоматов должны до 01.07.2018 оснастить устройства контрольно-кассовой техникой;
  • Владельцы терминалов для оплаты услуг обязаны оборудовать устройства контрольно кассовой техникой для онлайн расчетов платежей.

Контрольно-кассовая расчетная техника передает сведения о расчет операциях в налоговую службу через ОФД (оператор фискальных данных). По новым требованиям закона крупные предприниматели, имеющие контрольно-кассовую технику, обязаны заменять фискальный накопитель каждый год. Для владельцев малого бизнеса - период замены - каждые три года.

Процедура регистрации контрольно кассовой техники значительно упрощается. Есть право заполнить бумажную или электронную заявку. Причем, если регистрация электронная пользователь не обязан приходить в органы ФСН.

Теперь потребителю выдается только электронный чек. Если расчет произошел через интернет - чек электронный. Если покупка не в интернете, выдается чек на бумажном носителе, но запросу потребитель имеет право получить и электронный

При любых расчетных операциях потребитель получает на емайл адрес электронный чек. Если у него нет электронного адреса или он запрашивает чек на бумажном носителе, продавец должен его выдать. Реквизитные данные в период совершения купли-продажи товара, которые нужно указать в документах по новому закону:

  • Число и время покупки;
  • Где была совершена покупка (наименование онлайн магазина или местоположение точки продаж);
  • Тип налоговой системы;
  • Величина НДС;
  • учетный код ФН.

Скачать ФЗ 54

Владельцы предприятий, реализующих товары, а так же индивидуальные предприниматели обязаны ознакомиться с новыми положениями ФЗ-54. При несоблюдении закона гражданам грозит административное взыскание - штраф. Размер штрафа от 10 до 30 тысяч рублей. Скачать Федеральный закон «»О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» можно по