Раздел II Управления затратами в строительстве. Управленческие расходы Анализ управленческих расходов

Многие специалисты в процессе бюджетирования не уделяют должного внимания административным расходам. Однако контролируемость таких расходов занимает важное место в управлении компанией, а также в планировании и анализе общего объема расходов. Особенность административных расходов в том, что они не связаны напрямую с объемами хозяйственной деятельности. Часто при снижении объемов операционной деятельности можно наблюдать рост административных расходов. Как решить данную проблему? Нужно составить реалистичный бюджет административных расходов.

«КЛАССИКА» В МЕТОДАХ

Процесс бюджетирования многогранный, поэтому для формирования статей расхода применяются разные методы. Главное — подходить к бюджетированию с учетом особенностей как самих статей, так и современных условий ведения бизнеса.

Рассмотрим ключевые методы формирования бюджета административных расходов .

Первый метод — ограничение административных расходов определенным процентом. Примеры:

  • численность управленцев в процентах от численности основных рабочих;
  • фонд оплаты труда управленцев в процентах от ФОТ основных рабочих;
  • административные расходы в процентах от объема реализации и т. п.

В настоящее время такой метод применяется крайне редко. Объяснить это довольно просто. Неотъемлемой частью современных технологических процессов является их автоматизация , что приводит к снижению количества основных оизводственных рабочих. Одновременно численность административно-управленческого персонала (АУП) остается неизменной. При таких условиях процент АУП по сравнению с численностью основных рабочих возрастает.

Может возникнуть противоположная ситуация. Предприятие осуществило автоматизацию, численность производственных рабочих сократилась, объем производства значительно вырос. Как следствие, требуется больше заказов покупателей, нужно искать новых оптовых закупщиков, расширять рынки сбыта. В данном случае предприятие не уменьшает численность управленцев, а увеличивает. Соответственно, растут расходы, причем не только по оплате труда, в отделах продаж, маркетинга, логистики, юридическом отделе и в бухгалтерии.

Второй метод — постфактумный (от достигнутого). Суть метода: административные расходы прошлого периода индексируют на уровень инфляции. Применяя такой метод, важно учитывать изменения в структуре и бизнес-процессах предприятиях . Например, за прошлый год могли произойти такие изменения: создали новые подразделения (отдел активных продаж, отдел развития, отдел тендерных закупок), отдельные функции отдали на аутсорсинг (кол-центр, маркетинг, бухгалтерия, охрана).

Третий метод — привязка административных расходов к конечному результату (например, административный бюджет зависит от прибыли). Большинство собственников и топ-менеджмент предпочитали бы пользоваться именно этим методом, поскольку он действительно эффективен . Однако привязка к конечному результату абсолютно всего объема административных расходов труднореализуема. Такой метод оптимально использовать при планировании ФОТ финансового директора, отдела продаж.

Четвертый метод — договорной. Суть метода: административный бюджет планируют строго в соответствии с заключенными договорами и оговоренными в них суммами на закупку канцтоваров, оргтехники и т. п.

СТАТЬИ РАСХОДОВ

Основные статьи административных расходов представлены на рисунке.

Рассмотрим особенности бюджетирования отдельных статей расхода.

Планируя расходы на канцеляри ю и связь , нужно предварительно проверять, не используются ли они впустую, в личных целях. При проработке этих статей часто устанавливают лимит на бумагу, Интернет и телефонные разговоры.

Формирование статей по транспортным расходам предусматривает прогнозирование расходов на оплату услуг сторонних перевозчиков, содержание собственного автотранспорта (как правило, речь идет о легковых автомобилях).

Часто в бюджет административных расходов не закладывают развитие информационных технологий, приобретение программного обеспечения . Если экономист поднимет этот вопрос перед руководителями административных подразделений, он может настоять на включении таких расходов в формируемый бюджет. В данном случае экономисту нужно инициировать подразделения подумать о том, какое новое эффективное программное обеспечение они бы могли (хотели) использовать в своей работе и что это даст компании в целом.

У компаний, которые следят за инновациями, такая статья может быть достаточно существенной: CRM, ERP, WMS-системы, обновление программного обеспечения в бухгалтерии. Если компания уже пользуется какой-либо системой, то спланировать расходы на обслуживание и обновление не составит труда, поскольку систему обслуживает фирма-поставщик, а компания ежемесячно перечисляет абонентскую плату.

Наиболее просто спланировать расходы на аренду, амортизацию зданий, сооружений, оборудования : ставки амортизации известны, а обновление таких основных средств планируется редко. Что касается арендной платы, то сумма расходов прописана в договоре.

В отношении рассматриваемой статьи важно установить правило : начальники отделов в процессе бюджетирования должны определиться, какая компьютерная техника требует обновления и нужна ли новая офисная мебель.

Перед тем как планировать покупку нового компьютера, рекомендуем проверить, задействованы ли в работе имеющиеся компьютеры.

Довольно часто в бюджет не закладывают и с удебные издержки . Тем не менее, если в настоящее время контрагентам направлены претензии, если уже проходят судебные разбирательства, следует запланировать расходы на судебный сбор, оплату услуг экспертов, командировки юриста (проезд, проживание).

ЭТО ВАЖНО

Статья судебных расходов в составе административного бюджета обязательно должна быть запланирована, если компания отгружает продукцию в долг, с отсрочкой платежа, работает по предоплате с поставщиками и подрядчиками

Консультационные услуги могут носить разовый характер, но компании сейчас предпочитают пользоваться годовым абонентским обслуживанием. Как правило, это бухгалтерия.

Если компания обязана проходить обязательный аудит, такие расходы вносят в бюджет. Необходимо проводить экономическое обоснование выбора консультанта/аудитора, запрашивать подробные сметы и калькуляции стоимости услуг.

Чтобы спланировать расход ы на расчетно-кассовое обслуживание и услуги банков , нужно иметь информацию о количестве открытых счетов, тарифах банка на различные услуги, объемах движения денежных средств по счету, объемах других услуг.

Следует помнить, что плату за свои услуги банки производят самостоятельно, то есть списывают сумму, зафиксированную в договоре, со счета компании. Вы не найдете стандартных актов выполненных услуг, но сможете увидеть такие суммы в банковской выписке. Банки берут дополнительную плату за выдачу справок, дубликатов выписок для суда. Эти суммы также нужно запланировать в бюджете.

БЮДЖЕТ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА

Значительный удельный вес в бюджете административных расходов будет занимать фонд оплаты труда административно-управленческого персонала. Как и административный бюджет, бюджет на оплату труда нужно составлять с разбивкой по структурным подразделениям. П о каждому подразделению целесообразно выделять :

  • постоянн ую часть — формируется на основе штатного расписания, утвержденных тарифных сеток и тарифных ставок;
  • переменн ую часть — премирование на основе схем мотивации. Для расчета этой части необходимо получить данные о показателях, используемых в схемах мотивации соответствующих служб.

Исходя из специфики подразделения, переменная часть может быть не у всех сотрудников. Некоторые работают по фиксированной ставке, например бухгалтерия.

Переменная часть присутствует не в каждом календарном месяце. Возможные п ричин ы :

  • начисление переменной части осуществляется по завершении проекта, а проект, например, в январе еще не будет завершен;
  • отдел только создан и в первые месяцы говорить о переменной части рано;
  • предусмотрены квартальные показатели премирования.

Принцип деления заработной платы на постоянную и переменную части значительно упрощает не только процесс бюджетирования, но и анализ, корректировку бюджета. Сразу будет видно, где возник перекос и в чем его причина.

Схемы мотивации предусматривают депремирование сотрудников, но не рекомендуется суммы вероятных штрафов закладывать в бюджет. Это может демотивировать сотрудников, даже если в компании строгие корпоративные правила и штрафы в определенном объеме всегда имеют место.

Одна из ошибок в данном бюджетном процессе планирование максимальной зар аботной платы . Например, по штату положено десять сотрудников, и ФОТ планируют на десять человек на весь плановый год, хотя на момент формирования бюджета есть две вакансии. Одна будет заполнена в середине февраля, вторая — в конце мая. Одновременно планируется максимально возможная премия. Такой подход чреват финансовыми потерями.

Во-первых, создаются излишние резервы на фонд оплаты труда, в то время как деньги должны быть в обороте.

Во-вторых, когда подобная ситуация имеет место по всем структурным подразделениям, то для покрытия расходов многие компании берут кредит , тратят средства на экспертизу залогового имущества, платят банку проценты и комиссионные вознаграждения, а потом оказывается, что предприятие может выплатить зарплату из собственных средств, без кредита.

Представим пример бюджета на оплату труда административно-управленческого персонала крупного производственного предприятия (основные виды деятельности — производство и оптовые продажи).

Бюджет на оплату труда административно-управленческого персонала

(в составе бюджета административных расходов) на 2016 г., тыс. руб.

№ п/п

Статья бюджета

План на год

План по месяцам

январь

февраль

март

итого за І кв.

итого за ІІ кв.

Дирекция по логистике

Директор по логистике

постоянная часть

переменная часть

Отдел снабжения

постоянная часть

переменная часть

Транспортная служба

постоянная часть

переменная часть

Дирекция по персоналу

Директор по персоналу

постоянная часть

переменная часть

Отдел кадров

Отдел подбора персонала

постоянная часть

переменная часть

Отдел нормирования труда

постоянная часть

переменная часть

Финансовая дирекция

30 720,0

Финансовый директор

постоянная часть

переменная часть

Финансовый отдел

постоянная часть

переменная часть

Бухгалтерия

Планово-экономический отдел

постоянная часть

переменная часть

Юридический отдел

Отдел программного обеспечения

постоянная часть

переменная часть

Хозяйственная служба

Итого расходы на оплату труда

71 038,0

17 790,0

18 449,0

Директор по персоналу: Рыжова Г. Д. ___________

Начальник ПЭО: Головная М. В. _________

БЮДЖЕТ НА ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

Сегодня компании стремятся обучать не только сотрудников отдела продаж, но и категории административно-управленческий персонал. Такое обучение направлено на соблюдение корпоративных правил, командообразование, повышение лояльности, развитие лидерских качеств.

ЭТО ВАЖНО

Бюджет на обучение не является обязательной статьей расходов, поэтому в отношении данного бюджета необходим строгий регламент.

Существует два подхода к формированию бюджета на обучение .

Первый подход : руководство просто выделяет на обучение фиксированную сумму. Исходя из ее размера, специфики компании и представлений менеджера, который эту сумму будет осваивать, формируется сам бюджет.

Если сумма бюджета на обучение будет достаточно крупной, то могут возникнуть негативные последствия. Вначале многие сотрудники, особенно молодежь, проявляют интерес к обучению и охотно записываются на различные курсы, семинары, бизнес-тренинги. Со временем таких желающих остается все меньше и меньше, но бюджет на обучение по-прежнему выделяется, ведь он запланирован на год. Обучение превращается в добровольно-принудительное мероприятие, эффективность его резко сокращается, о чем ответственный менеджер особо не задумывается. Ведь если он в текущем году отведенную сумму не потратит, то в следующем бюджет на эти нужды значительно сократят.

Чтобы не допустить подобных растрат, приступать к планированию бюджета нужно только после того, как программа обучения, разработанная менеджером по персоналу, пройдет одобрительное согласование у начальников отделов (ведь именно их сотрудники будут посещать тренинги и семинары) и будет утверждена высшим руководством.

Второй подход к формированию бюджета основан на инициативе со стороны сотрудников. Согласно специальному регламенту руководитель структурного подразделения, планирующий обучить своих работников, заранее подает соответствующие заявки и самостоятельно согласовывает план обучения с топ-менеджментом компании. Если директор утверждает план обучения такому начальнику отдела, то затраты относятся на соответствующее подразделение. В данном случае сумма затрат на обучение определяется исходя из потребностей, с учетом возможностей компании.

Целесообразно в бюджете на обучение запланировать небольшой резерв на тот случай, если появится информация, например, о каком-то интересном семинаре или что-то изменится в законодательстве.

Бюджет затрат на обучение персонала (в составе бюджета административных расходов), тыс. руб.

№ п/п

Статья бюджета

План на год

План по месяцам

январь

февраль

март

итого за І кв.

итого за ІІ кв.

Оплата услуг бизнес-тренера

Плата за время обучения

Расценка за 1 ч (на одного ученика)

Количество часов обучения на одного сотрудника

Количество сотрудников, планируемое к обучению

Плата за раздаточный материал

Цена одного комплекта

Количество сотрудников, которым предусмотрена выдача раздаточного материала

Инвестиционные затраты

Приобретение программного обеспечения, предназначенного для обучения персонала

Затраты на оборудование учебного класса

Круглый стол (1 шт.)

Стулья (12 шт.)

Маркерная доска

Проектор

Резерв затрат на обучение

Итого

Финансовый директор: Медведев В. Г. ___________

В данном бюджете предусмотрено, что обучение будет проводить приглашенный бизнес-тренер, оплата услуг которого зависит от количества обучающих сотрудников и количества часов обучения (согласно прайс-листу бизнес-тренера).

Процесс обучения предусматривает обеспечение учеников раздаточным материалом. Это делает обучение более эффективным, поскольку непосредственно на рабочем месте можно применить полученные знания. Раздаточный материал — дополнительная статья расходов. Отдельные учебные центры заранее закладывают стоимость раздаточного материала в стоимость обучения одного сотрудника, поэтому статей группы 4.1.2 в бюджете может и не быть.

Если компания планирует обучение впервые, то необходимо инвестировать в программное обеспечение и оборудование учебного класса (группа статей 4.2). Такие инвестиционные затраты носят разовый характер, осуществляются перед началом учебного процесса.

Планирование закупки основных средств базируется на информации о количестве сотрудников в одной учебной группе. В рассматриваемом бюджете предусмотрено, что в группе будет не более 11 человек (плюс один бизнес-тренер). Необходимо закупить 12 стульев и круглый стол определенного размера. Если компания крупная, то для бюджетирования нужно иметь график прохождения обучения . Не исключен вариант, что потребуется увеличить количество человек в группе, если желающих пройти обучение будет много. Следовательно, придется дополнительно закупать офисную мебель.

РОЛЬ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ

Если экономист, работающий над бюджетом, знает, что компания развивается, планируется открытие представительств в регионах, выход на новые рынки, он должен получить график приема персонала на работу, график открытия торговых точек. От таких графиков напрямую зависит, в какие месяцы запланировать увеличение ФОТ, затрат на оборудование новых рабочих мест, на аренду, связь, канцелярию, обучение. Это оказывает влияние на значение бюджетных показателей, на итоговое финансово-экономическое состояние компании.

Если планируется закрыть филиал, сократить по каким-либо причинам штат сотрудников, то экономисту нужен график сокращения персонала (перевод на другую работу, перевод на другое юридическое лицо и т. п.) и график закрытия представительств.

График прием а персонала на работу — 2016 год

Структура

Должность

Количество человек

Плановая зарплата в месяц, руб.

Месяц приема

оловной офис

Программист

Начальник отдела по работе с розничными сетями

Специалист по договорам

Экономист

Менеджер по продажам

Мерчандайзер

Водитель-курьер

Филиал в Краснодарском крае

Директор филиала

Менеджер по продажам

Бухгалтер

Итого

Директор по персоналу: Казанцев А. Л. ___________

БЮДЖЕТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАСХОДОВ

Бюджет административных расходов рекомендуется составлять в разрезе подразделений , так как это значительно упрощает его анализ (смотрите пример бюджета ООО «Инновация»; для упрощения подачи материала в разрезе подразделений представлены только затраты на оплату труда).

Разрабатывая бюджет, важно добиться его информативности. Бюджет должен быть достаточно подробным и не громоздким. Задача используемого программного обеспечения — сложить и разложить бюджет по уровням вложенности, предоставить различные вариации сортировки и выборки данных, обеспечить удобство контроля и анализа.

Если за каждой статьей расхода закрепить цифровы е шифр ы , это позволит избежать путаницы и двузначных трактовок при идентификации расходов. Цифровые шифры — это удобно. Например, если экономисту ПЭО необходимо согласовать заявку на оплату приобретение нового ноутбука для отдела логистики, он поставит соответствующий шифр, а специалист финансового отдела, принимая заявку к оплате, проверит, вписывается ли такой платеж в сумму по данной статье в бюджете.

Бюджет административных расходов на 2016 г., тыс. руб.

№ п/п

Статья бюджета

План на год

План по месяцам

январь

февраль

март

итого за І кв.

итого за ІІ кв.

Амортизация и аренда помещений, оборудования, офисной мебели и техники

Оплата труда административно-управленческого персонала

Генеральный директор и секретариат

Дирекция по логистике

Директор по логистике

Отдел снабжения

Транспортная служба

Дирекция по персоналу

Директор по персоналу

Отдел кадров

Отдел подбора персонала

Отдел нормирования труда

Финансовая дирекция

Финансовый директор

Финансовый отдел

Бухгалтерия

Планово-экономический отдел

Юридический отдел

Отдел программного обеспечения

Хозяйственная служба

Подбор персонала

Обучение персонала

Услуги связи, Интернет

Стационарная городская связь

Мобильная связь

Интернет

Материальное обеспечение

Канцтовары

Расходные материалы для принтеров, картриджи

Мелкие офисные принадлежности

Прочее материальное обеспечение

Коммунальные услуги

Электроэнергия

Водообеспечение и стоки

Вывоз мусора

Теплоснабжение

Дезобработка

Услуги охраны

Транспортные расходы

Услуги сторонних фирм-перевозчиков

Ремонт и техобслуживание собственного транспорта, в том числе запчасти

Страхование

Страхование работников

Страхование имущества (кроме автотранспорта)

Страхование автотранспорта

Банковские услуги

Курсовая разница

Комиссионные за банковское обслуживание

Услуги системы «Клиент-Банк»

Инкассация

Проценты за кредит

Затраты на получение кредита

Прочие банковские расходы

Представительские расходы

Услуги сторонних организаций

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Услуги эксперта

Почтовые услуги

Государственная почта

Услуги служб доставки

Курьерские расходы

Командировочные расходы

Расходы на урегулирование споров в судебных органах

Услуги по оформлению электронных ключей

Подписка на профессиональную литературу, приобретение книг

Инвестиционные расходы

Программное обеспечение

Приобретение готового программного обеспечения

Затраты на разработку программного обеспечения

Офисная техника

Компьютерная техника

Принтеры, сканеры, ксероксы, иная периферийная техника

Клавиатура, флеш-накопители и прочая мелкая техника

Прочая компьютерная техника

Офисная мебель

Офисная мебель представительского класса для директоров и начальников отделов

Офисная мебель для рядовых сотрудников

Затраты на оборудование помещений для клиентов, холлов, коридоров, ресепшена, конференц-зала

Цветы и затраты на озеленение

Штрафы, пени, неустойки за нарушение собственных обязательств

Прочие административные расходы

Итого

86 086,8

21 136,0

21 705,5

Финансовый директор: Медведев В. Г.___________

Начальник ПЭО: Головная М. В. ___________

«ДЕЛИКАТНАЯ» ОСОБЕННОСТЬ

Административный бюджет является одним из самых «деликатных» бюджетов. Сотрудник, ответственный за такой бюджет, должен быть максимально неконфликтным. Если взять, например, бюджет производства, то как бы ни был настроен против цифр директор по производству, здесь действуют строгие технологические нормы на материалы, трудозатраты. Кроме того, о производстве есть исчерпывающие данные в нескольких структурах: бухгалтерии, отделе нормирования, финансовом и планово-экономическом отделах. Эти данные четко задокументированы, их достаточно для бюджетирования.

Что касается административно-управленческого персонала, то директора, курирующие то или иное направление, стремятся получить максимум финансирования именно для своего департамента.

Первая причина : имея максимум возможностей, не нужно просить в дальнейшем оплатить необходимые, но не предусмотренные бюджетом расходы.

Вторая причина — амбиции: «Почему у меня, директора по персоналу, должно быть меньше финансирования, чем у директора по логистике». Часто аналогичные позиции занимают не только директора направлений, но и начальники отделов, желая таким образом закрепить свой авторитет.

Когда система бюджетирования натолкнется на непонимание и сопротивление со стороны таких руководителей, то эту преграду ни экономист, ни начальник ПЭО не смогут устранить самостоятельно. Данный вопрос будет вне их компетенции. Ситуация влечет либо приостановку процесса бюджетирования административных расходов, либо приспосабливание под тех или иных «несогласных». Последнее ведет к искажению методики расчета финансовых результатов. Как следствие, руководители принимают ошибочные управленческие решения, компания терпит убытки. Значит, процесс бюджетирования долж ен курировать генеральны й директор и ли собственник компании . Малейшее сопротивление или нарушение регламента нужно строго пресекать.

Чтобы нивелировать конфликты, упростить процесс бюджетирования, довести до сотрудников суть, цели, задачи и методики бюджетирования, необходимо провести отдельный семинар (мастер-класс ) для административно-управленческого персонала по вопросам составлени я бюджета . На семинаре должны присутствовать не только начальники отделов, директора направлений, но и те сотрудники, которые будут заниматься бюджетированием (от 1 до 3 человек от каждого отдела, в зависимости от его размера и специфики данных). Ведь так и бывает, что за бюджет по отделу отвечает начальник, но работает с цифрами, делает необходимые расчеты, готовит данные, взаимодействует и консультируется с экономистом ПЭО один из подчиненных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показывает практика, довольно часто формируемый бюджет не соответствует стратегическим целям. Ситуация имеет место в случаях, когда собственник по сути сам управляет бизнесом, а директора исполняют его указания. Стратегия как таковая находится только в мыслях у собственника. Об этой «стратегии» имеют смутное и часто субъективное представление лишь директора и некоторые начальники отделов. Решение одно: стратегия должна быть формализована (четко определена) с помощью показателей, задающих направление развития.

Стратегия должна быть сформулирована на среднесрочную перспективу (3-5 лет) и разбита по годам. Формулировка «Завоевать рынок, увеличить продажи» не подходит. Пример правильной формулировки: «Увеличить продажи к 2020 г. — не менее 50 млрд руб. в год». На первый, 2016-й год: «Достичь продаж 18 млрд руб. в 2016 г.». Оперируя такой стратегией, в бюджет вписывают новое структурное подразделение — отдел по работе с торговыми сетями. Одновременно менеджер по персоналу может настаивать на увеличении бюджета на обучение персонала. Это правильно и логично.

Е. С. Панченко, бизнес-консультант

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность нормативного метода учет затрат как способа анализа отклонений. Методика расчета отклонений по основным материалам, основному труду и накладным расходам. Технология выявления отклонений на примерах. Пути совершенствования организации учета.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2015

    курсовая работа , добавлен 18.11.2011

    Основные понятия в Нормативном методе учета затрат и его сущность. Понятие нормы, виды норм, порядок разработки нормативов. Выявление отклонений от норм, определение фактической себестоимости продукции. Практическое применение Нормативного метода учета.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2009

    Исследование понятия, целей и содержания управленческого учета. Изучение роли экономического анализа в системе управления предприятием. Информационное обеспечение управленческого анализа. Определение отклонений фактически полученных данных от плановых.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2014

    Отличие систем финансового и управленческого учета. Затраты по отношению к уровню деловой активности. Учет материальных затрат и затрат на оплату труда. Преимущества и недостатки системы "директ-костинг". Применение нормативного метода учета затрат.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2011

    Калькулирование нормативной и фактической себестоимости продукции. Учет отклонений от норм расходов. Преимущества и недостатки системы нормативного калькулирования. Сравнительная характеристика нормативного метода учета затрат и системы "стандарт-кост".

    курсовая работа , добавлен 03.03.2009

    Предмет и цели управленческого учета. Классификация затрат в управленческом учете по экономическим элементам, статьям калькуляции. Методы распределения затрат: отечественный и зарубежный опыт. Применение управленческого учета затрат в ЗАО "Траст".

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

Бюджет административных расходов необходим для управления административно-управленческими расходами компании. Считается, что если управленческие расходы компании превышают 5% от выручки, то это должно послужить сигналом для серьезного анализа причин сложившейся ситуации.

Административные затраты это те самые расходы, которые сложнее всего напрямую связать с бизнесом. Данный бюджет обязательно должен составляться в разрезе подразделений, т.к. это может значительно упростить его анализа и при планировании, и при контроле, и при подведении итогов исполнения бюджета.

Бюджет административных расходов может содержать, например, следующие группы показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса "Управление":

  • суммарные общефирменные расходы;
  • доля административных расходов в выручке (или в суммарных расходах);
  • общехозяйственные расходы в разрезе подразделений;
  • общефирменные административные затраты.

    При управлении бюджетом административных расходов нужно изыскивать все возможные пути их снижения. Данные расходы напрямую не связаны с производством/продажей продуктов и услуг компании, но они имеют одну очень нехорошую черту, которая заключается в том, что данные статьи затрат могут расти даже если финансово-экономические показатели бизнеса снижаются.

    Часть статей бюджета управленческих расходов финансируются как услуги сторонних организаций, то есть сами затраты формируются у подрядчика, а компания оплачивает услуги по договору. Нужно сразу приучать себя к тому, что по возможности нужно контролировать и своих подрядчиков. Для этого нужно запрашивать подробные сметы работ, проводить анализ альтернатив и т.д. В любом случае выбор конкретного подрядчика должен иметь определенное экономическое обоснование.

    Одной из статей бюджета общефирменных расходов являются расходы на обучение персонала. В отношении данной статьи тоже должен соблюдаться четкий регламент. Что касается формирования данной статьи расходов, то есть несколько подходов. Первый подход заключается в том, что просто определяют фиксированную сумму на обучение. Так часто делают в крупных компаниях.

    С одной стороны обучение дело хорошее, но к чему может привести такой подход. По началу многие проявляют интерес к обучению и охотно записываются на различные курсы. Но со временем таких желающих остается все меньше и меньше, несмотря на то, что есть текучка кадров и приходят новые сотрудники, которых нужно обучать. Но бюджет то на обучение по прежнему выделяется в том же самом объеме, если не больше.

    И получается такая картина, что менеджеры отдела персонала в буквальном смысле слова вылавливают в подразделениях "желающих" обучиться. Обучение становится добровольно-принудительным мероприятием и эффективность его падает. Получается, что в такой ситуации сотрудники службы персонала как бы отрабатывают план по финансированию обучения при этом особенно не задумываясь о целях и эффективности обучения. Я ни в коем случае не утверждаю, что так поступают абсолютно все или даже большинство крупных компаний, но такое бывает.

    Компании, не обремененные излишком денег, обычно поступают по другому. Они действуют по регламенту, согласно которому подразделения, если хотят обучить своих сотрудников, должны подавать заранее заявки и согласовывать план обучение с дирекцией по персоналу. Если план обучения будет утвержден, то эти затраты будут отнесены на соответствующее подразделение. То есть сумма затрат на обучение каждый раз определяется исходя из потребностей, ну и, конечно, с учетом возможностей компании. При этом может планироваться резерв на тот случай если вдруг будет получена информация, например, о каком-то интересном семинаре. Но обычно это резерв не большой.

    Таким образом, нужно четко понимать, что за общехозяйственными расходами нужно очень жестко следить, т.к. они не нормируются. Один из способов управления управленческими расходами, который применяется и к другим ненормируемым расходам, это введение система ограничений.

    Ограничения могут вводиться как на общую сумму административных расходов так и на самы большие статьи. Перед регламентом все равны

    Примечание : подробнее об использовании бюджета административных затрат в управлении компанией можно узнать в Части I "Бюджетирование как инструмент управления" семинара-практикума Александр Карпов .

    Регламент бюджета административных затрат

    Регламент бюджетирования управленческих затрат это по сути порядок планирования, учета, контроля и анализа общефирменных расходов, то есть тех, что непосредственно не связаны с бизнесом компании. Но с другой стороны понятно, что определенная инфраструктура нужна для любой компании. В бюджете административных расходов в общем-то и определяется стоимость этой управленческой инфраструктуры.

    Что касается регламента бюджетирования административных расходов, то здесь одна из проблем заключается в том, что ответственность за эти расходы, как правило, не распределяется по ЦФО, а значит она переходит на более высокий уровень, то есть на уровень исполнительного или генерального директора. Таким образом, получается, что на статьи бюджета административных расходов непосредственно влияют первые лица компании, что накладывает определенное психологическое ограничение по контролю за данными расходами со стороны финансовой дирекции.

    Финансовой дирекции нужно научиться относится к любым расходам с подозрениями, даже если их инициатором является генеральный директор (см. Книгу 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании"). Таким образом, нужно добиться того, чтобы финансовая дирекция стала требовать четкого объяснения затрат в том числе и с топ-менеджеров, а не ограничивалась только, например, производственными подразделениями.

    При этом финансовый директор должен понимать, что сопротивление в данном случае будет гораздо выше, чем в случае с теми же производственниками или снабженцами. Ведь одно дело убедить менеджеров среднего звена, а другое дело генерального директора. Это же будет означать, что генеральный директор должен открыто признать свою ошибку. На самом деле очевидно, что ошибаться могут все, но в случае с генеральным директором все гораздо сложнее.

    Понято, что здесь нужно суметь перейти через определенный психологический барьер, но на самом деле генеральный директор такой шаг со стороны финансового директора оценит. Даже если первой реакцией генерального директора будет возмущение по поводу того, что его решения обсуждаются и подвергаются сомнению, все равно он потом для себя сделает положительный вывод о том, что наконец-то хоть кто-то стал беспокоится и пытаться контролировать финансово-экономическое состояние компании.

    Пример регламента бюджета административных расходов

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования административных затрат на фазе планирования (см. Рис. 1 ):
  • планирование расходной части бюджета;
  • формирование бюджета административных расходов;
  • согласование и корректировка бюджета административных расходов;
  • предварительное утверждение бюджета административных расходов.

    Рис.1. Пример регламента бюджетирования административных расходов (на фазе планирования)

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования административных расходов на фазе учета, контроля и анализа (см. Рис. 2 ):

  • сбор данных для фактического бюджета административных расходов;
  • формирование фактического бюджета административных расходов;
  • анализ исполнения бюджета административных расходов;
  • согласование и утверждение результатов анализа бюджета административных расходов.

    Рис.2. Пример регламента бюджетирования административных расходов (на фазе учета, контроля и анализа)

    Примечание : подробнее о регламенте бюджетирования административных расходов можно узнать в Части II "Регламент системы бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи - Александр Карпов .

    Модель бюджета административных расходов

    Как уже отмечалось выше, довольно часто административно-управленческие расходы имеют тенденцию к росту, причем этот рост может становиться неуправляемым (см. Книгу 1 "Бюджетирование как инструмент управления"). Основная причина заключается в сложности нормирования этих статей затрат.

    С одной стороны, вроде бы понятно, что нужно выделять ресурсы на финансирование управленческой инфраструктуры компании, но, с другой стороны, эти затраты очень сложно напрямую связать с бизнесом в отличие от производственных и коммерческих затрат.

    Один из способов борьбы с ростом административно-управленческих расходов – введение жесткой системы ограничений (лимитов). Причем эти лимиты можно вводить как на суммарные административно-управленческие затраты, так и на отдельные статьи. Кроме того, часть административно-управленческих затрат являются прямыми по отношению к подразделениям.

    Поэтому лимиты на административно-управленческие затраты можно вводить и в разрезе подразделений. Кроме того, эти затраты можно включать в бюджеты ЦФО, чтобы они учитывались при формировании ФМП ЦФО (см. Книгу 4 "Финансовая структура компании").

    Помимо лимитов, нужно постоянно контролировать и анализировать административно-управленческие расходы. Естественно, что анализ нужно проводить и по всем остальным расходам, но здесь сложность заключается в том, что трудно оценить и объемную, и ценовую составляющую данных затрат.

    При этом нужно обратить внимание и на то, что порой в некоторых компаниях настолько увлекаются анализом административно-управленческих затрат, что возникают сомнения в эффективности затрат времени на такой анализ и контроль. Получается, что на "мелочь" времени хватает, а на более важные позиции – нет.

    Можно сказать, что в подобной ситуации проявляется известный психологический фактор. Люди охотнее выполняют те функции, которые являются наиболее простыми и понятными. То есть получается, что все подразделения вроде как активно участвуют в процессе бюджетирования – они даже заявки на канцтовары пишут. А финансовая дирекция своим суровым и подозрительным взглядом очень тщательно проверяет все эти заявки.

    Со стороны посмотришь – почти идеальная картина, т.к. вроде бы все при деле. Только получается, что при этом всякие там скрепки бюджетируются с микроскопической точностью, а более значимым показателям, от которых в гораздо большей степени зависит итоговое финансово-экономическое состояние компании, уделяется гораздо меньше внимания.

    Такого ни в коем случае допускать нельзя. Одна из проблем может заключаться в том, что финансовая дирекция проявляет свою активность в том, что не требует глубоких знаний. Для эффективного управления процессом бюджетирования финансовая дирекция должна знать, как устроены все объекты бюджетирования (см. Книгу 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании"). Иначе экономисты будут заниматься, в основном, "скрепками".

    Пример модели бюджета административных затрат

    В этом примере модели бюджета административных расходов представлены все статьи, связанные с поддержкой управленческой инфраструктуры компании (см. Табл. 1 ). Часть статей в этой модели бюджета консолидируется из заявок подразделений.

    Таблица 1. Пример бюджета административных расходов

    Статьи бюджета
    Административно-управленческие затраты (тыс. руб.) 13 722 1 096 1 096 1 243 1 096 1 096 1 242 1 096 1 096 1 227 1 096 1 096 1 242
    Амортизация 1296 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108
    Аренда офиса 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    600 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50
    Зарплата управленческого персонала 8316 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693
    Канцелярские расходы 120 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
    Услуги связи 360 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30
    Командировочные расходы 1200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    Проценты за кредит 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
    Налог на имущество 570 0 0 147 0 0 146 0 0 131 0 0 146
    Прочие расходы 60 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
    Доля АУЗ в выручке 8% 10% 8% 8% 7% 8% 9% 12% 15% 8% 7% 6% 7%
    Оплата административно-управленческих затрат (тыс. руб.) 4 114 445 295 295 442 295 295 441 295 295 426 295 295
    Аренда офиса 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    Содержание зданий и сооружений 600 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50
    Канцелярские расходы 120 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
    Услуги связи 360 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30
    Командировочные расходы 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    Проценты за кредит 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
    Налог на имущество 574 150 0 0 147 0 0 146 0 0 131 0 0
    Прочие расходы 60 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
    Административно-управленческие расходы 13 182 1 051 1 051 1 198 1 051 1 051 1 197 1 051 1 051 1 182 1 051 1 051 1 197
    Выплаты по административно-управленческим затратам с НДС 3 540 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295

    При планировании некоторых статей используются результаты обработки статистической информации. Нужно помнить, что при согласовании бюджета административных расходов особенно важно получить четкое обоснование каждой статьи. В противном случае может сработать эффект привыкания. То есть пропустишь один раз завышенную статью затрат, она будет появляться и во всех последующих бюджетах.

    Следует отметить, что этот бюджет административных расходов может быть связан с некоторыми другими функциональными бюджетами. В частности, информация о заработной плате административно-управленческого персонала может браться из бюджета оплаты труда. Суммы транспортных расходов, которые в данном случае, конечно же, связаны с управленческим блоком (обслуживание топ-менеджеров и административно-управленческих служб), могут поступать из бюджета транспортных расходов.

    В примере бюджета административных расходов есть такая статья, как процент за кредит. В данном случае речь идет о кредите, который берется для пополнения оборотных средств компании в целом. В принципе, и эта статья затрат может относиться к процессам и подразделениям, если можно четко сказать, что кредит берется, например, для проведения масштабной рекламной акции или для приобретения производственного оборудования. Правда, в последнем случае финансовый поток, возникающий в результате оплаты этих процентов, в БДДСе будет относиться не к основной, а к инвестиционной деятельности.

    Из приведенного примера бюджета административно-управленческих расходов видно, что в данной компании периоды начислений затрат совпадают с периодами оплаты. В ином случае было бы необходимо составлять график оплаты административно-управленческих затрат.

    Примечание : подробнее о финансовой модели бюджета административных расходов можно узнать в Части III "Финансовая модель бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи -

  • Целевое назначение нормативного метода учета - установление и систематизация отклонений от норм и нормативов.

    Отклонениями считаются перерасход или экономия, выявляемые сравнением фактических затрат с нормативными, всякого рода доплаты, вызванные организационно-техническими неполадками, а также отступления от смет расходов на обслуживание производства и управления.

    Отклонения от норм - это выявленная разница между фактическими и нормативными затратами.

    Отклонения бывают положительные (экономия) и отрицательные (перерасход), учтенные и неучтенные, материальные и стоимостные.

    Отрицательные отклонения прямых затрат анализируются с позиции соблюдения технологических процессов, стандартов организации и управления производством.

    Положительные отклонения прямых затрат рассматриваются с позиций обоснованности норм и нормативов на единицу продукции. Отклонения по постоянным расходам анализируются по изменению объема производства и соблюдению смет.

    Учтенные отклонения регистрируются с помощью первичных документов (сигнальная документация).

    Неучтенные отклонения определяются методами инвентаризации незавершенного производства, готовой продукции и других материальных ценностей. Причинами их образования могут быть неточности при отпуске, приписки, порча, потери. Они определяются по окончании отчетного периода и свидетельствуют о недостаточном уровне организации производства и управленческого учета.

    Материальные отклонения распределяются между остатками материалов, незавершенного производства, готовой и проданной продукции.

    Стоимостные отклонения относят на себестоимость проданной продукции.

    Процесс вычисления и определения причин разницы между фактическими и нормативными значениями называется анализом отклонений . Когда показателей слишком много, отклонения анализируются выборочно, причем только те, которые превышают установленный организацией предел. Такое управление затратами называется управлением по отклонениям.

    Учет отклонений от норм – основное звено в управлении затратами, так как показывает состояние хода производства в сравнении с запланированным (по уровню затрат). Поэтому он должен осуществляться синхронно с ходом производства и поставлять информацию на соответствующие уровни управления в соответствии с их функциями и периодичностью регулирования уровня затрат. В центры затрат и на участки сведения об отклонениях объема важнейших зависящих от них затрат должны поступать посменно или в реальном масштабе времени.

    В зависимости от вида центра ответственности менеджеры осуществляют анализ выявленных отклонений:

    По затратам на производство продукции (работ, услуг) в центрах затрат;



    Доходам (в центрах прибыли и доходов);

    Прибыли и ее составляющим - затратам и доходам (в центрах прибыли).

    Методика оценки отклонений и их анализа включает следующие этапы:

    1) выявление отклонений - сравнение фактических данных с нормативными с целью определения эффективности произведенных затрат. Выявляются статьи затрат, по которым имеет место превышение;

    2) анализ отклонений - выявленные отклонения распределяются на благоприятные и неблагоприятные отклонения. При анализе неблагоприятных отклонений проводится анализ отклонений, которые превышают определенный лимит, устанавливаемый руководством предприятия;

    3) выявление причин отклонения с целью принятия соответствующих решений для устранения факторов, отрицательно воздействующих на деятельность предприятия;

    4) запись отклонений в учетных регистрах.


    27.Классификация затрат для целей калькулирования объектов управленческого учета.

    Классификационные группы:

    1. По местам возникновения (в основном производстве, во вспомогательном производстве, в обслуживающих производствах и хозяйствах, общепроизводственные, общехозяйственные).

    2. По способу распределения (прямые и косвенные).

    3. По экономической роли в процессе производства (основные и накладные).

    4. Затраты на продукт и периодические затраты.

    5. Статьи калькуляции

    1.Затраты в зависимости от места их возникновения подразделяются по конкретным видам:

    затраты в основном производстве , т.е. в производстве, которое выпускает продукцию (работы, услуги), ради которых организовано предприятие (производство швейных изделий на предприятиях швейной промышленности и т. д.);

    затраты по организации и управлению производством , т.е. затраты труда лиц производственно-технического персонала, инженеров, мастеров, бригадиров, административно-управленческого персонала и др., а также материальные затраты, связанные с процессами организации и управления производством. В установленные сроки эти затраты списываются на основное производство;

    затраты во вспомогательных производствах , которые обслуживают основное производство в порядке выполнения для него определенных работ или оказания услуг. Сюда относятся ремонтные мастерские, автомобильный транспорт, электроснабжение, водоснабжение и др. Работы и услуги вспомогательных производств, как правило, ежемесячно списываются на затраты соответствующих основных производств;

    затраты в обслуживающих производствах и хозяйствах , т. е. затраты в жилищно-коммунальном хозяйстве, предприятиях общественного питания, бытового обслуживания, детских учреждениях, если они находятся на балансе предприятия. В отличие от вспомогательных производств, данные затраты на основное производство не списываются. Каждые из них имеют собственные источники покрытия. Хотя эти производства напрямую не связаны с основным производством данной организации, но они обслуживают бытовые нужды работников и в этом плане способствуют обеспечению нормального хода процесса производства на предприятии.

    Соответственно этой классификации в бухгалтерском учете и выделяются счета для учета затрат.

    2.По способу распределения затраты делятся на прямые и косвенные.

    К прямым расходам относят пря­мые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Они учитываются по дебету счета 20 «Основное производство», и их можно отнести непосредственно на определенное изделие.

    К статье прямых материальных затрат относится себестоимость израсходованных материальных ресурсов, которые образуют основу продукта и являются необходимым компонентом при его изготовлении. Например, ткани при произ­водстве одежды, руда и электроэнергия при производстве алюминия и т.п.

    Материалы, создающие условия для производства, например, расход смазочных материалов, топлива для отопления производственных помещений, или расход которых неудобно определять на единицу продукции, например, нитки в швейной промышленности, не признаются прямыми издержками, а относятся к косвенным издержкам. Это вспомогательные материалы .

    Прямые расходы на оплату труда включают заработную плату производственных рабочих, непосредственно занятых производством продукции. Заработная плата обслуживающего и административного персонала не является прямыми расходами на оплату труда и относится к косвенным издержкам.

    Размер прямых затрат на единицу продукции практически не зависит от объема производства. Прямые издержки могут быть записаны в учетных документах, так что их можно точно и обоснованно отнести к конкретному калькуляционному объекту.

    Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станкочасов, часов отработанного времени и т.п.). Эта методика описывается в учетной поли­тике предприятия.

    3.По экономической роли в процессе производства затраты делятся на основные и накладные.

    К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амор­тизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потреб­ление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг). На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат.

    Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы являются косвенными.

    Накладные расходы подразделяются на две группы:

    общепроизводственные (производственные) расходы - это общеце­ховые расходы на организацию, обслуживание и управление производ­ством. В бухгалтерском учете информация о них накапливается на сче­те 25 «Общепроизводственные расходы»;

    общехозяйственные (внепроизводственные)расходы осуществляют­ся в целях управления производством. Они напрямую не связаны с про­изводственной деятельностью организации и учитываются на балан­совом счете 26 «Общехозяйственные расходы».

    4. Относительно новая классификация затрат - затраты на продукт и период , позволяет определить влияние затрат на величину прибыли организации.

    Затраты на продукт распределяются между себестоимостью реализованной продукции и запасами. Эти переходящие затраты относятся на уменьшение прибыли только тогда, когда продукция реализована, что может случиться через несколько периодов после ее производства. Причинами временного разрыва могут являться особенности технологии или плохая работа коммерческих отделов. Примерами затрат на продукт служат затраты основных материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработной платы производственных рабочих с начислениями на нее, прочие.

    Периодические затраты (затраты на период) всегда влияют на исчисление прибыли того отчетного периода, в котором они были произведены. По сути, эти затраты можно было бы назвать убытками данного отчетного периода. Если говорить о периодических затратах от обычных видов деятельности, то они не проходят через стадию запасов, а сразу же относятся на уменьшение себестоимости реализованной продукции. В финансовом учете они отражаются в периоде возникновения по дебету счета 90 «Продажи». К категории «периодические затраты» от прочих видов деятельности можно отнести начисленные проценты за кредит, начисленные штрафы и т. д. Затраты на период также называют затратами отчетного периода, периодическими или незапасоемкими.

    5. Классификация затрат по статьям себестоимости в общем, типовом варианте представляется следующей номенклатурой:

    Сырье и материалы (прямые издержки);

    Возвратные отходы, вычитаемые из стоимости сырья и материалов;

    Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера со стороны (прямые издержки);

    Топливо и энергия на технологические цели (прямые издержки);

    Заработная плата производственных рабочих (прямые издержки);

    Отчисления на социальные нужды (прямые издержки);

    Расходы на подготовку и освоение производства (косвенные издержки);

    Общепроизводственные расходы (косвенные издержки);

    Общехозяйственные расходы (косвенные издержки);

    Потери от брака (косвенные издержки);

    Прочие производственные расходы (косвенные издержки).

    Представленная номенклатура статей себестоимости встречается чаще других, но не является и не может быть единственной.

    В различных отраслях экономики и даже на отдельных предприятиях номенклатура статей себестоимости может строиться индивидуально и существенно отличаться от приведенной типовой номенклатуры. Например, в отдельную статью могут выделяться расходы на амортизацию, на ремонт и содержание оборудования, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на транспортное обслуживание производства и т.п.

    4.4. Управление по отклонениям и отчетность ответственных лиц

    В производственной практике наличие отклонений неизбежно, поэтому руководству строительной организации необходимо знать не только величину отклонений фактических результатов от планируемых, но и причину их возникновения . При «неблагоприятном» отклонении себестоимости фактическая себестоимость будет выше плановой, а «благоприятное» отклонение приводит к снижению фактической себестоимости.

    Отклонения можно сгруппировать в три категории:

    Маркетинговые отклонения, за которые отвечает маркетинговое подразделение;

    Отклонения производственной себестоимости, ответственность лежит на производственном подразделении;

    Отклонения административно-управленческих расходов, находящихся в ведении руководства строительной организации и ее штабных подразделений.

    Остановимся на отклонениях себестоимости. Они могут быть рассчитаны для прямых трудозатрат, стоимости сырья и материалов, а также накладных расходов. Единственный необходимый показатель при анализе производственных отклонений – объем производства. Поэтому необходимо сравнивать фактическую величину материальных и трудовых затрат с нормативной. Для анализа отклонений материальных и трудовых затрат величину бюджетных затрат формируют исходя из фактического объема производства, а не запланированного до начала отчетного периода.

    Для расчета данных отклонений использование нормативного месячного объема неприемлемо. При ведении счета товарно-материальных запасов по нормативной себестоимости отклонения расходов считают периодическими затратами (для целей управленческого учета) и относят прямо на себестоимость в течение того периода, когда они возникли. В процессе анализа также исчисляются отклонения трудовых, материальных и производственных накладных расходов. Их арифметическая сумма указывается в отчете.

    Разделение отклонений расходов на элементы позволяет отнести их к конкретным подразделениям (центрам ответственности) и менеджерам. При этом неблагоприятное отклонение не обязательно означает, что руководитель плохо работал, а благоприятные отклонения не всегда свидетельствуют о хорошей работе. Отклонения отражают, скорее, не совсем дальновидные прогнозы менеджеров, чем слабость оперативного управления. Можно считать отклонения индикаторами возможных управленческих преимуществ или недостатков.

    Напомним основные принципы управления по отклонениям:

    Предварительное составление нормативных калькуляций на основе технически обоснованных нормативов по основным статьям затрат производства;

    Учет действующих нормативов и определение их влияния на уровень себестоимости продукции или выполняемых работ;

    Учет фактических затрат на производство с делением их на затраты по нормативам и с отклонениями от нормативов;

    Учет отклонений фактических расходов от нормативных по местам их возникновения, причинам и виновникам.

    Отклонения могут быть вызваны изменением технологии, нормативов; переделками некачественно выполненных СМР; неисправимым браком; отсутствием материалов, ГСМ, электроэнергии, автотранспорта; поломкой строительных машин, оборудования и механизмов; отсутствием фронта работ; простоями по погодным условиям; заменой материалов на более дорогостоящие; перерасходом материалов; исправлением строительных конструкций, полученных от поставщиков; перерасходом количества машино-смен строительных машин и механизмов; сверхнормативными автомобильными перевозками; нарушениями трудовой дисциплины и т. д.

    Виновниками отклонений от норм могут быть производитель работ, мастер и механик, рабочие бригады, отдел снабжения, участок ремонта и технического обслуживания строительной техники и т. д.

    Управление затратами на основе норм дает возможность детально проанализировать отклонения (рис. 4.6). К примеру, отклонения для каждого подразделения (центра ответственности) можно выявить по элементам затрат, а затем каждый элемент проанализировать с позиции нормативного расходования ресурсов и нормативных цен на них.

    * Этот вид отклонений в настоящем пособии не рассматривается.

    Рис. 4.6. - Анализ отклонений по распределяемым производственным затратам

    Бухгалтер помогает менеджерам, указывая на возникающие отклонения, а менеджер может принять необходимые меры для выявления их причин. Например, бухгалтер указывает на отклонение от норматива материальных затрат, обусловленное избыточным потреблением материала при выполнении определенной операции, а менеджер подразделения должен исследовать весь процесс, выявить причины, вызвавшие перерасход, и принять меры для исправления ситуации. Если обнаружится, что причиной отклонения является постоянное изменение внешней среды, норматив следует пересмотреть. Изменения норм оформляются извещением, форма которого определяется видом затрат (табл. 4.3–4.5).

    Существенной частью процесса управления по отклонениям является принятие решения по результатам анализа.

    Отклонения оформляются путем выписки специальных сигнальных документов (табл. 4.6 – 4.8).


    Для анализа причин и выявления виновников отклонений фактических затрат от нормативных, а также их оперативного контроля на каждое место возникновения затрат открывают учетную карточку (табл. 4.9). В управлении механизации такую карточку заводит механик. В нее заносят сведения о количестве машинистов, обслуживающих машину, почасовой оплате их труда, потребляемых материалах (ГСМ, запчасти и т. п.), на основе которых исчисляется нормативная себестоимость 1 часа работы строительной машины (1 маш.-ч) по прямым переменным затратам .

    Для управленческих целей используются информационные отчеты, отчеты об экономических показателях и о персональной деятельности (контрольные). Эти отчеты предназначены для информирования руководства о происходящих событиях.

    Существует два общих типа отчетов о деятельности подразделения (центра ответственности). В одном из них его деятельность рассматривается с точки зрения хозяйственной единицы. Отчеты об экономических показателях формируются на базе бухгалтерской информации, включая учет полных затрат. В другом типе отчетов основное внимание уделяется деятельности руководителя подразделения (центра ответственности).

    Целью контрольного отчета является сравнение фактических показателей подразделения (центра ответственности) с планируемыми. Важнейшими задачами контрольных отчетов являются:

    Показ персональной ответственности;

    Сравнение фактических результатов с наилучшими достижимыми нормативами;

    Выделение важной информации.

    Учет по центрам ответственности также классифицирует затраты на контролируемые и не контролируемые конкретным центром ответственности. Многие строительные организации в контрольных отчетах показывают лишь контролируемые затраты, другие же отражают и неконтролируемые затраты (в информационных целях).

    Конкретные элементы затрат должны отображаться по их предполагаемой значимости. Значимость любой статьи не обязательно пропорциональна ее величине. Руководство может интересовать статья затрат относительно небольшой величины (например, командировочные расходы), если эти затраты могут сигнализировать о более серьезной проблеме. Система контроля затрат должна работать по принципу исключения. Это значит, что конкретный отчет должен фокусировать внимание руководства на относительно небольшом количестве статей, в которых фактические показатели существенно отличаются от нормативных.

    Ни одна система контроля не проводит четкого различия между ситуациями, требующими внимания руководства и не требующими его. Например, статьи с неблагоприятными отклонениями обычно подлежат дальнейшему исследованию, а последующий их анализ может показать, что такие отклонения полностью оправданны. И, наоборот, при нулевом и даже благоприятном отклонении, ситуация может быть неблагоприятной.

    В строительных организациях особого контроля заслуживает ограниченное число факторов, играющих решающую роль в достижении целей компании или подразделения (центра ответственности). Они называются ключевыми факторами успеха, а количественные величины, относящиеся к ним, – ключевыми показателями. Эти факторы могут изменяться быстро и непредсказуемо, сильно влияя на результаты деятельности. Число таких показателей обычно не больше пяти в одном подразделении (центре ответственности). Система отчетности должна быть построена таким образом, чтобы этим факторам уделялось особое внимание.

    Контрольным периодом, т. е. периодом, за который составляется отчет, является кратчайший промежуток времени, в течение которого руководство может вмешаться и улучшить положение дел. Этот период разный для различных центров ответственности, статей затрат и выпущенной продукции.

    Другим аспектом периодизации отчетов, на который следует обратить внимание, является интервал времени между концом отчетного периода и датой выпуска отчета. Для месячных отчетов такие интервалы должны быть меньше недели. Чтобы выдержать такие сроки, можно использовать допуски по «фактическим» величинам, по которым нет точной информации. Это оправданно, потому что отчет с некоторыми допусками, представленный вовремя, предпочтительнее скрупулезного отчета, подготовленного слишком поздно, когда невозможно эффективно вмешательство.

    Ценность контрольных отчетов заключается в следующем:

    Если человек знает, что его деятельность будет проверяться и обсуждаться, он стремится работать лучше, чем при уверенности, что никто его не проверит;

    Даже если невозможно изменить случившееся, анализ причин прошедшей деятельности поможет наметить пути улучшения результатов в будущем.

    Контрольный отчет полезен только на первой стадии процесса. Руководитель интерпретирует отклонения исходя из информации о положении дел в центре ответственности. Изучая отчет, он пытается одновременно оценить эффективность и результативность центра. Контрольные отчеты центров нормативной себестоимости обычно содержат достоверную информацию о выпуске продукции. Во многих других центрах ответственности (в большинстве подразделений компании, а также в неприбыльных организациях) отчет не выявляет результативность центра, в лучшем случае он показывает, соответствует ли величина затраченных ресурсов указанной в плане.

    Руководители должны помнить, что выявление отклонений имеет смысл, только при наличии верных нормативов. Даже стандартная себестоимость может не давать точную оценку необходимых затрат, если норматив был установлен неправильно либо устарел. Поэтому первым шагом при анализе отклонений является изучение правильности установленного норматива.

    В практической деятельности строительной организации учетные данные по центрам ответственности отражают в отчетах об исполнении сметы, составляемых через короткие промежутки времени. Из этих отчетов руководители центров получают информацию об отклонениях от сметы, детализированную информацию о затратах производства по местам возникновения, центрам ответственности и предприятию в целом. Пример такого отчета приведен в табл. 4.10.

    На более высоких уровнях управления отчет менее детализирован. Информация директора по производству (рис. 4.7) о контроле деятельности содержит данные анализа значительных отклонений от сметы затрат для каждого начальника участка – центра ответственности (функциональной зоны) и объяснения соответствующих руководителей. Учет по центрам ответственности основан на принципе, что лучше относить на центр те затраты, на которые может воздействовать его руководитель.

    Часто ответственность за определенную статью расходов может быть разделена. Например, ответственность за количество используемого сырья несет начальник производственного цеха, а служащий отдела снабжения отвечает за цену этого сырья. Иногда трудно точно определить ответственное лицо. Чрезмерные потери могут возникать из-за небрежной транспортировки и разгрузки материалов транспортным участком или закупки отделом снабжения материалов низкого качества.

    Тем не менее все различия между фактическими и сметными затратами отражают в отчете, чтобы можно было выявить причины отклонений, установить ответственность и принять корректирующие меры.

    Рассмотрим порядок расчетов отклонений от сметы на конкретном примере. Малое строительное предприятие «ЛОАС» производит тротуарную плитку. Технологический процесс состоит из одной операции, нормативные затраты для которой отражены в карточке (табл. 4.11).

    Таблица 4.11

    Карточка по учету нормативов затрат на выпуск тротуарной плитки

    «ЛОАС» планирует произвести в апреле 12000 м2 плитки. На основе информации, содержащейся в карточке выполняют смету (табл. 4.12), согласно которой непроизводственные расходы составляют 45000 р. (предполагается, что они возникают равномерно в течение года). МП «ЛОАС» применяет систему учета переменных затрат для оценки доходности. На основе фактических данных о затратах на производство тротуарной плитки составляют отчеты (табл. 4.13).

    Таблица 4.12

    Смета на выпуск тротуарной плитки

    Таблица 4.13

    Отчет о выполнении сметы затрат на выпуск тротуарной плитки

    Итоги работы подводят ежемесячно: дается характеристика работы отдельных участков (центров ответственности), анализируются отклонения фактических затрат от нормативных, выявляются их причины и виновные. По результатам анализа разрабатываются мероприятия, направленные на соблюдение установленных сметой затрат и на их снижение.

    Для контроля эффективности использования строительной техники начальник участка ежемесячно представляет отчет, в котором показывает объем выполненных работ, выручку от реализации, фактические прямые переменные затраты и их отклонение от нормативных (табл. 4.14). На основе таких отчетов и данных бухгалтерского учета о затратах составляется отчет о результатах деятельности по каждому виду выполняемых работ и в целом по управлению механизации (табл. 4.15).

    Такая система управления затратами позволяет оперативно выявить все излишние расходы управления механизации, вовремя принять меры по их устранению и тем самым снизить затраты на производство.

    Таблица 4.14

    Отчет начальника участка механизации за ________ месяц

    Однако использование калькуляции для контроля затрат в производстве ограничивается ее основным недостатком – она дает «посмертную» информацию, которая на текущий момент не актуальна, что не позволяет принять оперативное решение. Усредненные данные о себестоимости услуг строительной техники на многих участках и разных объектах не отражают всей картины формирования себестоимости: скрыты виновники роста затрат. Поэтому для внутрипроизводственного контроля целесообразно использовать нормативные калькуляции и учитывать отклонения от них.

    Управленческая отчетность – неотъемлемая часть системы управления затратами, в которой формируется информация о деятельности центров ответственности за определенный период, необходимая руководителям. Именно на базе информации по центрам ответственности строится система управления затратами в организации.

    Управленческая отчетность (в отличие от бухгалтерской, разрабатываемой на базе финансового учета и ориентированной на внешних пользователей) формируется для внутренних пользователей – руководителей различных уровней. Поэтому нельзя установить общие правила формирования и представления внутренней отчетности, это законодательно не регламентируется и является внутренним делом организации.

    Управленческая отчетность необходима, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, с ее помощью руководство может контролировать деятельность центров ответственности и объективно оценивать качество работы возглавляющих их лиц (прорабов). Любое планирование, в том числе и по подразделениям, теряет смысл при отсутствии четко налаженного контроля. Во-вторых, управленческая отчетность помогает самим ответственным лицам – руководителю любого уровня важно знать, насколько хорошо работает его подразделение, чтобы своевременно откорректировать планы, если они не выполняются.


    Предыдущая