Пропажа ан 2. Следствию нашли уголовное дело. В каком месте лежат обломки самолета

Пропавший полгода назад в Свердловской области при загадочных обстоятельствах «Ан-2» уже сравнивают с бортом-призраком из американского сериала «Lost» («Пропавшие», в российском варианте - «Остаться в живых»).


Киношный борт авиакомпании Oceanic летел из Сиднея в Лос-Анджелес и потерпел крушение на острове в океане, где стали происходить таинственные события с изменением реальности. Уральский «кукурузник» поднялся в воздух 11 июня в 22 часа с крошечного аэродрома города Серова с опытным пилотом и 12 пассажирами на борту. «Аннушка» не запрашивала разрешения на полет и не оставила никаких сведений о направлении движения.

В поисках было задействовано кроме пешей группировки два десятка воздушных судов Росавиации, МЧС и даже космический спутник. Ответить на вопрос: «Где борт RA-40312? Что с людьми?» - не удается до сих пор.

Спецкор «МК» провела в Серове собственное расследование и выяснила: «дикие» прогулочные полеты за наличные на местном аэродроме практиковались регулярно; «Ан-2» мог улететь в зону, где изменяется магнитное поле, приборы показывают неверное направление, а электромагнитное излучение воздействует в том числе и на психику человека; почему среди местных жителей до сих пор преобладает, казалось бы, абсурдная версия: самолет сбили из секретной части, контролирующей небо над Северным Уралом; и есть ли шанс и ныне найти живыми пассажиров улетевшего в никуда «кукурузника».

«Отличник воздушного транспорта»

На въезде в аэропорт Серова весит красный щит с надписью: без сопровождающего выход на летное поле запрещен. Но шлагбаум открыт. Выходя из машины, выхватываю краем взгляда предупреждающий знак: «Стой! На территории служебные собаки». Едва успеваю плюхнуться обратно на сиденье, как у двери «жигуленка» вырастает рычащая псина размером с теленка.

В сопровождении овчарки медленно катим к облезлому двухэтажному зданию, которое является и диспетчерским пунктом, и гостиницей для залетных пилотов. Из спецтранспорта на аэродроме видавший виды трактор и ржавая приставка к газонокосилке. Взлетно-посадочная полоса с грунтовым покрытием стоит под снегом.

Пытаюсь встретиться с начальником посадочной полосы Валентиной Соболевой, чей муж - Юрий Соболев, работающий на аэродроме сторожем, улетел в тот июньский вечер на «Ан-2». Но Валентина Федоровна, предупрежденная о визите репортера, поспешила ретироваться с работы. Родственники пропавших пассажиров твердят: «Понимает, что каждое ее слово может быть использовано против нее же. Тогда может пойти по уголовному делу уже не как свидетель, а как соучастник преступления. Посадочная площадка была в ведении Соболевой. И она не могла не знать, что командированные летчики устраивают несанкционированные полеты с пассажирами на борту».

Из здания аэропорта тем временем выходит сторож Александр, кричит издалека: «Площадка выставлена на торги, если найдется инвестор с 7 миллионами, еще поработаем, если нет - нас закроют».

До недавнего времени местный аэропорт был подразделением 2-го Свердловского объединенного авиационного отряда и аэропорта «Уктус», который ныне находится в стадии банкротства. После пропажи «Ан-2» сюда нагрянула прокурорская проверка, было выявлено, что площадка не была должным образом промаркирована, заросла травой, на аэродроме отсутствовала служба безопасности, а вся ответственность за полет лежала исключительно на командире воздушного судна. В результате работа авиаплощадки была приостановлена.

В шкафу до сих пор висит Юрина спецовка, ботинки его поставили носками внутрь комнаты, примета такая - чтоб вернулся, - говорит сторож Александр. - Юра ведь был везунчиком, сам шутил, что «заговоренный». Шутка ли, 30 лет работал пилотом-наблюдателем, десантником-парашютистом в Авиалесоохране, прыгал в самые очаги лесных пожаров. Только семь лет как стал работать сторожем на аэродроме, но очень скучал по небу.

На аэродроме месяцами стояла звенящая тишина, а 16 мая в Серов из Оренбурга прибыл «Ан-2». Воздушное судно арендовала у ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» челябинская компания «Авиа-зов» для мониторинга лесных пожаров. Командировка экипажа должна была продлиться до 15 сентября.

Последний раз самолет поднимался на задание 31 мая. Потом пошли дожди, классы пожарной опасности снизили, «кукурузник» временно встал на прикол.

Передышку каждый член экипажа использовал по-своему. Второй пилот, Валерий Кузовенков, поехал в Оренбург, чтобы пригнать из дома свою легковую машину. Командир воздушного судна Хатип Кашапов втайне от арендатора устраивал, как выражаются сами летчики, «покатушки». Один из несанкционированных полетов «Ан-2» удалось заснять на мобильный телефон местным рыбакам 10 июня над Киселевским водохранилищем. Пилот, устраивая аттракцион, пикировал к самой кромке воды и снова взмывал в небо.

Позже удалось найти и пассажиров того рейса. Ими оказались две супружеские пары. Договорившись о полете, муж таким образом решил сделать жене подарок к годовщине свадьбы. На борт они взяли с собой и друзей. Хатип Кашапов обозначил таксу: «Мне надо 1,5 тысячи на бензин, а остальное - сколько дадите». Дали еще 1,5 тысячи.

«Ан-2» что грузовик, внутри салона все дрожало, из окон сквозило. Летчик держался за штурвал, постоянно дергал рычажки, щелкал тумблерами, - рассказывал один из пассажиров «покатушек», состоявшихся 10 июня. - Только теперь до нас стало доходить: наши жизни находились в руках одного пилота…»

Теперь вот говорят про базировавшийся у нас «Ан-2», что он «полувековой старичок», «летающее ведро с гайками», - говорит Александр. - А самолету было только 25 лет, все положенные капитальные ремонты он прошел, последний - в 2010 году. Свой ресурс он выработал бы только через три года. И за штурвалом был опытнейший пилот. Хатип Кашапов рулит «Ан-2» с 1982 года, имеет более 8000 часов налета, награжден знаками «Отличник воздушного транспорта» и «За безаварийный налет часов» II степени. 3 января он отметил 50-летний юбилей. Дома его ждали жена, трое детей. А летом на аэродром пришли такие же молодые люди, как два его сына и дочка, попросили покатать. Почему нет? Конечно, заработок не лишний. До командировки к нам на Урал из-за отсутствия заказов экипаж долго сидел в отпуске без содержания.

«Судьба невероятным образом собрала пассажиров в злополучный рейс»

Изначально 11 июня Хатип Кашапов поднимать в небо «аннушку» не собирался. Со сторожем Юрием Соболевым они готовили ужин, топили баню и ждали из Оренбурга второго пилота. Следователи потом нашли на столе бутылку из-под пива, графин с остатками домашней наливки и два стакана.

В это время мимо аэродрома проезжали 26-летние двоюродные братья Иван Чикишев и Евгений Тренихин. Они делали ремонт у родственника, начальника ГИБДД Серова Дмитрия Ушакова, везли строительный мусор на свалку. Увидев на взлетке «кукурузник», попросили всемогущего Ушакова договориться о воздушном путешествии.

С этого момента события начали развиваться в ускоренном темпе. Начальник ГИБДД приехал на аэродром, переговорил с КВС Кашаповым. Посредником в переговорах выступил скорее всего сторож Соболев, который хорошо знал все местное начальство. Была названа фиксированная сумма «покатушек» - 6 тысяч рублей. В самолете на двух лавках, расположенных вдоль бортов, могли разместиться 12 человек. Чтобы плата с человека была минимальной, стали в экстренном порядке набирать народ.

Дмитрий Ушаков обзвонил чуть ли не половину своих сотрудников. Одни были на даче, к другим приехали гости. Бывший инспектор ГИБДД Сергей Фролов, например, опоздал подняться в небо. А ведь так хотел! За свои 38 лет он ни разу не летал на самолете. А действующий сотрудник - 24-летний Максим Маевский - успел. Еще и прихватил с собой сестру Оксану, с которой они были погодки, и ее жениха из Екатеринбурга Максима Глинских. Молодые люди подали заявление в загс, ждали в гости родителей жениха. Оксана, парикмахер по профессии, нарядилась в нарядное длинное шифоновое платье. В таком вот, почти бальном, одеянии и приехала на такси в аэропорт.

Попала на борт и случайная знакомая Максима Маевского - 20-летняя Людмила Гагарина. Девушка была родом из поселка Гари, из многодетной семьи.

Судьба невероятным образом собрала пассажиров в злополучный рейс. Женя Тренихин, работающий машинистом-обходчиком на Серовской ГЭС, позвал в полет коллегу, 30-летнего Дениса Баранова, с которым вместе рыбачил и охотился. Тот взял машину и помчался в аэропорт.

Когда Ушаков дозвонился до 29-летнего Григория Шаада, ярого велотуриста и фотографа, тот лежал в постели с высокой температурой. Но возможность сделать снимки гор с высоты птичьего полета упустить не смог. Когда оделся, выскочил на улицу, машина с попутчиками уже заворачивала за угол, стал махать руками, свистеть, в результате успел заскочить в салон.

Антон и Юлия Сафоновы и вовсе пришли на аэродром, по свидетельству родственников, чтобы запустить воздушного змея. 31-летний Антон работал охранником на местном предприятии «Уфалейникель». Юлии исполнилось 33. «Это лучшая наша лаборантка, - говорят ее коллеги по поликлинике №1. - У ее родителей было три дочери. Младшая девочка в 14 лет погибла от удара током. Теперь и о Юлии нет полгода вестей. Ей ведь долго не везло в личной жизни. Наконец она встретила Антона. Счастлива была без меры… Они прожили вместе 1,5 года, недавно вернулись из свадебного путешествия из Санкт-Петербурга. Так мечтали о детях».

Родственники теперь недоумевают, как Юля, которая страшно боялась летать, могла сесть в старенький «кукурузник»? Впрочем, тут же сами и отвечают: «Она сильно любила мужа, доверяла ему во всем. Вот и шагнула за ним в самолет».

Одно место оказалось свободным, и в салон забрался 67- летний сторож Юрий Соболев. Заскочил в самолет в чем был - в майке и домашних тапочках.

В полет люди собирались в необъяснимой спешке. КВС Кашапов, например, не взял с собой пилотную сумку с картами и дополнительными средствами экстренной связи и радиомаяками. А в трех припаркованных у взлетки автомобилях пассажиров «Ан-2» остались включенными магнитолы, а на приборных досках - рабочие мобильные телефоны и документы.

Около 23.00 «кукурузник» ушел в свой последний полет. На Северном Урале в это время еще довольно светло. Летать планировали минут 20–30.

Вернувшийся из Оренбурга второй пилот Валерий Кузовенков увидел уже бегущий по взлетке «Ан-2». Самолет шел тяжело, один раз даже задел шасси кусты.

«Как малая авиация на Урале «оглохла»

На стенах обветшалого пункта связи Серовского аэродрома висят пожелтевшая инструкция по производству полетов, засиженная мухами схема ориентиров видимости и плакаты с самолетами.

Раньше диспетчерский пункт, обеспечивавший связь для судов малой авиации, пролетающих над севером Свердловской области, находился в аэропорту поселка Сосьва. 26 марта этого года весь штат диспетчеров был сокращен. Вскоре вслед за этим закрыли и диспетчерский пункт в екатеринбургском аэропорту «Уктус». После этого малая авиация на Урале «оглохла». Старший диспетчер Сосьвинского аэропорта Владимир Пахмутов, отработавший там 27 лет, признавался: «Авиация в нашей области сейчас летает так: утром звонят по телефону, что вылетают, а вечером звонят и сообщают, что прилетели. Случись что в пути - судно просто исчезнет в тайге, не имея возможности сообщить о беде».

Председатель местного туристического клуба Андрей Беляев предполагает, что «кукурузник» мог взять курс на Конжаковский Камень - одной из высочайших вершин Уральских гор, 1569 метров. Там сплошь хвойные леса, горная тундра и каменные россыпи. Этот район прилегает к поселку Кытлым. Пассажиры «аннушки» также могли податься к Денежкиному Камню, где находится заповедник из смешанной пихтово-кедрово-еловой тайги. Могли полететь и на хребет Кваркуш, где особенная энергетика, на склонах - огромные малинники, прозванные «медвежьим раем».

Дмитрий Ушаков, созывая знакомых в полет, говорил: «Полетим в Кытлым». По прямой это 77 километров. Один из свидетелей, капитан юстиции, уверял, что видел борт над поселком Верхняя Лобва, что в 30 километрах от Серова. Казалось бы, направление поисков определили - северо-запад. Но потом к этим данным добавились еще две сотни показаний свидетелей. Штаб стали атаковать экстрасенсы…

Ясновидящие из Воронежа, Узбекистана, Татарии звонили каждые два часа. Шли потоком факсы: «Мы, экстрасенсы Казахстана…» Отмечали на карте все «пророчества», в результате вокруг Серова образовалось «солнце» с множеством лучей, - говорит начальник Управления гражданской защиты Серовского городского округа Юрий Герасименко. - Родственники просили проверить каждую точку, силы спасателей распылялись, их перебрасывали с места на место. В результате мы стали принимать заявления от родственников только в письменном виде. А то было: «Мне приснилось… Проверьте». Первые 2,5 месяца штаб заседал ежедневно. Плюс в Екатеринбурге работала группа опытных аналитиков. Отследить маршрут полета «Ан-2» могли бы специалисты радиотехнического полка ПВО, который стоял раньше на «горке» в Серове, но подразделение было расформировано.

Обследовать участки тайги, горные склоны, болота ежедневно выходила группировка из 1,5 тыс. человек: профессиональные спасатели, сотрудники ОМОНа, полицейские и пожарные.

Эхолотом мы проверили все глубокие озера и затопленные карьеры. На поверхности мы высматривали масляные пятна, части самолета и, уж простите, трупы. Нигде ничего, - говорит государственный инспектор Центра госинспекции маломерных судов МЧС РФ по Свердловской области Петр Иванов. - Реки почти на всем течении неглубокие, а высота «Ан-2» на колесах составляет 4,5 метра. Даже если бы, предположим, он нырнул носом - все равно хвост торчал бы.

Не дала результата и космическая съемка. «Мы обследовали 16 подозрительных объектов, нашли лишь груды металлолома и заброшенную трансформаторную будку», - говорит Юрий Герасименко.

Почему самолет так и не нашли?

Честно скажу: не знаю. В свое время мы искали упавший «Ан-2» в районе Каквинских Печей, потом выяснилось, что две группы прошли с самолетом совсем рядом - в 10 метрах - и не заметили застрявший вертикально в кедраче «кукурузник». Самолет был виден только с определенного ракурса.

Скорее всего самолет лежит где-то в лесу, - считает Петр Иванов. - В 1985 году во время студенческой практики мне пришлось искать «Ан-2» на Полярном Урале. Нам дали задание взять пробы на склоне сопки. Там среди лесных зарослей мы и нашли разбившийся «кукурузник». Он лежал на склоне, в буреломе, сверху его было не разглядеть. Выяснилось, что самолет вез смену на буровую - и вот по какой-то причине врезался в склон и разбился. Мы нашли его через 8 лет после пропажи. Обломки и один череп.

Когда искали пропавший 11 июня «Ан-2», спасатели на земле и летчики в небе попадали в зоны, где всем становилось не по себе. У летчиков и наблюдателей на борту разом начинала кружиться голова, непомерно тянуло в сон. Ребята-поисковики внизу чуть ли не теряли сознание. Проскакивали определенные участки, и голова у всех прояснялась. И именно в этих зонах, как признавались спасатели, не работал даже спутниковый телефон.

Из-за магнитных аномалий - близко к поверхности земли залегает железная руда - стрелка компаса отклоняется почти на 30 градусов, бесполезно было применять в поисках тепловизоры. К тому же в тайге было полно зверья. Специалисты говорят, что приборы бы срабатывали на каждого медведя, волка или росомаху.

«Зенитное вооружение не применялось»

В результате почти 6-месячных поисков не найдено ни сломанных веток, ни масляных пятен на озерах, ни кусков обшивки, ни оторванных консолей. «Ан-2» словно испарился. В Серове до сих пор задаются вопросом: не могли ли вояки «кукурузу» без связи принять за учебную цель? «Низколетящий объект двигался со скоростью около 200 км/ч, на запросы и требования в запретной зоне не отвечал, на реакцию у дежурных - 2–4 минуты, далее - залп».

«Нам запретили летать около Кытлыма, якобы мы светимся на радарах вояк», - подливают масло в огонь дельтапланеристы.

Военные вяло отмахивались: «У нас нет войск ПВО. Зона закрыта только на время запуска космических кораблей, когда в тайгу могут упасть обломки отработавших ступеней ракет и головного обтекателя».

Военная прокуратура Центрального военного округа вынуждена была провести проверку. Штаб ЦВО выступил с официальным заявлением: 11 июня 2012 года зенитное вооружение в радиусе 250 км от авиационной площадки Серова не применялось.

Председатель сельсовета Кытлыма Алексей Семенко уверял: «Воинская часть расположена недалеко от нашего поселка, где живет 400 человек. До Карпинска 60 километров. Если бы самолет сбили военные, обязательно кто-то заметил бы вспышку, загорелся бы лес, нашлись бы свидетели, ведь летом в тайге, на реках и озерах много рыбаков и охотников. Это люди не военные, расписку о неразглашении никому не давали...»

Против «военного следа» выступает и начальник Управления гражданской защиты Серовского городского округа Юрий Герасименко: «В 80-х годах еще можно было скрыть факт того, что самолет сбит. Сейчас, когда любая информация продается, это сделать невозможно».

У Виктора Шаада, чей сын был одним из пассажиров пропавшего самолета, свое мнение: «Если бы военные были виноваты, они бы отписывались и отписывались, а они прислали всего одну бумагу».

Казалось бы, следствие исключило версию, что самолет был сбит. Но жители Серова в один голос говорят: «Не верим. Сбили и зачистили все следы».

Мы рассматривали версию, что по самолету мог стрелять кто-то из пьяных охотников, попал в мотор или в кабину летчика… Но даже в этом случае этот тип самолета не срывается в штопор, он планирует, - говорит Виктор Шаад. - Командир воздушного судна привык летать на низкой высоте, могло перед ним внезапно возникнуть какое-то препятствие, например высокое сухое дерево, пилот не успел сманеврировать и упал. Могли все пассажиры разом, например, заметя медведя, столпиться у одного окна, например в хвосте, где лучший обзор. Нарушилась центровка… Могла сказаться техническая неисправность или прибор отказать, здесь же кругом аномальные зоны. Но опять же все, с кем бы я ни говорил, уверяют, что абсолютно все на борту погибнуть не могли.

Даже при полных баках дальше 500 километров «Ан-2» улететь не может. Вначале ориентировались на 250 километров, предполагая, что пилот рассчитал бензин на путь туда и обратно. Потом стали думать, что летчика отвлекли, он проскочил «точку возврата», стал искать стойбище для посадки, нужная поляна все не появлялась и не появлялась… Но летчики говорили, что «Ан-2» может сесть и на неприспособленную площадку. Может планировать и сесть даже без работающего двигателя. Взлететь он уже вряд ли сможет - шасси потеряет. Но при этом люди будут спасены. Я думаю, что наш «Ан-2» залетел в зону пермской тайги, где практически нет населения. Ясно, что надо расширять границы поиска до 500 километров.

«Пропавший «Ан-2» - это Россия в миниатюре»

Но 13 ноября, когда в тайге установился снежный покров, поиски самолета «Ан-2» были прекращены. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.

«Глазолупом» и «пешкочесом», как выражаются сами спасатели, было обследовано 3339 кв. км тайги и болот. Почти 300 тысяч «квадратов» просмотрено летчиками и наблюдателями с почти двух десятков воздушных судов. По предварительным подсчетам, на поиски потрачено почти 200 млн рублей.

Спасатели отчитались, что были обнаружены потерпевший крушение 6 лет назад «Ан-2», а также «Ми-8». Но местные жители недоумевают: «А что их было искать? Все знали, где на ветках деревьев около села Кондратьево лежит «кукурузник». В свое время в биплан загрузилось много народа, кто с ведрами ягод, кто с мешками шишек. Самолет, едва взлетев, тут же спланировал на верхушки деревьев. Лишь один пассажир, эвакуировавшись, сломал ногу, остальные благополучно спрыгнули в глубокий снег. Фюзеляж самолета, проткнутого елками, спускать не стали, сняли с него только мотор». Что касается «Ми-8», жители окрестных поселков прекрасно знали, на какой поляне ржавеет брошенная машина, все кому не лень с «вертушкой» фотографировались.

Между тем родственники пассажиров «Ан-2» верят, что их близкие могли выжить при крушении самолета и укрыться, например, где-нибудь в пещере. В тайге по осени было много грибов, ягод, хороший урожай кедровых орехов. Среди пассажиров есть опытные рыбаки и охотники. Напрасно им напоминать, что люди поднялись на борт самолета в летних платьях, шортах и сланцах. А в тайге - полчища мошки и гнуса, не говоря уже о диких зверях.

Они не хотят слышать, что на борту пропавшего «Ан-2» был аварийный радиомаяк, но он способен излучать, только когда его включишь вручную. Сигнал обнаружить так и не удалось. Это значит, что некому было развернуть антенну.

Одни об исчезновении «Ан-2» в Серове говорят: «Прям триллер какой-то…» Другие твердят: «Типично российская история».

В ходе разбирательств выяснилось, что каждый летчик малой авиации может выписать себе путевку, сам себя освидетельствовать и полететь. И Кашапов, который посадил на борт 12 человек, нарушил только одно: взял с собой в полет пассажиров.

Когда даже все автобусы в Европе оборудованы автоматическими аварийными маяками, у нас, оказывается, на «кукурузники» их устанавливать необязательно. И сторож может покинуть свой пост и в тапочках улететь в никуда.

«Трагедия с «Ан-2» - результат неконтролируемости и безнаказанности», - рассуждают жители Серова. Самые циничные и вовсе говорят: «А может, и естественный отбор». И предлагают вспомнить, кто попал на борт «кукурузника».

Инспектор ГИБДД Максим Маевский был, оказывается, на грани увольнения. В мае, будучи за рулем в пьяном виде, он улетел в кювет. Две его пассажирки - продавщицы магазина разливного пива - получили травмы. Одна девушка попала в больницу с сотрясением мозга, у второй диагностировали компрессионный перелом позвоночника. Маевский под покровительством шефа, начальника ГИБДД Дмитрия Ушакова, факт аварии скрыл. Отец Маевского тут же продал побывавшую в аварии машину. Хотя не имел права этого делать. «Скорую» не вызвали. Пострадавших в больницу отвез знакомый Дмитрия Ушакова. Позже недруги «настучали» в областной главк, с Маевским работали сотрудники Управления собственной безопасности, он вынужден был написать заявление по собственному желанию. Под Ушаковым, говорят, тоже «закачалось кресло».

После исчезновения самолета выяснилось, что на борту были и те, кто занимался не вполне легальным бизнесом. Например, к гражданской жене Григория Шаада, Ане, теперь приходят кредиторы и требуют деньги за выданный ее мужу «под честное слово» товар. А Аня с Гришей не были официально расписаны, женщина была уверена, что муж подрабатывает лишь ремонтом квартир.

В Серове ни для кого не секрет, что сторож аэродрома в Серове, Юрий Соболев, как и его жена, начальник посадочной площадки, Валентина, любили приложиться к «сорокаградусной», на местном сленге - так, что «только шуба заворачивалась».

А самая юная пассажирка злополучного рейса, 20-летняя Людмила Гагарина, как утверждают местные жители, не отказывалась брать деньги за интим. У ее матери после пропажи дочери отнялись ноги. Дочь кормила всю их многодетную семью.

Пропавший «Ан-2» - это Россия в миниатюре. Отношение к трагедии - показатель, насколько наше общество больно. Когда одни в болотном мареве среди мошки и оводов искали следы пропавших людей, другие в Интернете выкладывали «фальшивые» спутниковые карты с «упавшим» самолетом и от имени одного из сыновей пропавшего летчика Хатипа Кашапова собирали деньги на поиски самолета.

Предположили, что воздушное судно могли сбить военные, когда оно пролетало над ракетной частью. И хотя военные опровергают эту версию, сейчас ее проверяют следователи. Поиск самолета продолжается уже неделю, но пока результатов нет.

Сегодня МЧС официально заявляет, что на борту пропавшего самолета находился пилот и 12 пассажиров. Такова была и самая первая версия: пилот и еще 12 человек. А до этого данные менялись: сообщалось, что на борту Ан-2 могло быть 13, 14 или 15 человек. Но сегодня МЧС сообщает о 12 пассажирах и пилоте. Среди этих пассажиров находятся начальник ГИБДД города Серова и госавтоинспектор.

Как передает сегодня радиостанция " ", родственники пропавших говорят о возможности пролета Ан-2 над некой секретной ракетной частью и о том, что военные могли его сбить. Власти, однако, это никак не подтверждают. Более того, в МЧС говорят, что все это выдумки. Версии, что Ан-2 мог упасть возле Карпинска, появлялись практически с самого начала поисков, но пока не было ни одного сообщения, что кто-то видел там пожар или какие-то остатки самолета. На горячую линию МЧС продолжает поступать всевозможная информация, она проверяется.

В пользу версии родственников говорит тот факт, что сейчас поиск смещен в район поселка Кытлым, как раз туда, где находится ракетная часть. Впрочем, общая площадь поисков составляет 160 тысяч квадратных километров. Куда мог улететь Ан-2, совершенно непонятно — топлива в его баке хватило бы даже на полет в Ханты-Мансийск, а это 5 часов перелета.

Пропавший самолет . Военные, между тем, опровергают предположения о том, что они могут быть причастны к исчезновению борта. "Предположительно, пропавший "кукурузник" летел на предельно низких высотах — практически над макушками сосен, иначе бы наше оборудование его засекло, — заявил командующий войсками ВВС и ПВО Центрального военного округа, генерал-майор Виктор Севостьянов. — Хочу также опровергнуть информацию некоторых СМИ о том, что военные причастны к пропаже Ан-2. Мы к этому инциденту никакого отношения не имеем".

Кроме того, сообщается, что МЧС планирует привлечь к поискам пропавшего Ан-2 беспилотник. Ранее стало известно, что Росавиация обратилась к военным летчикам с просьбой о помощи в поисках пропавшего кукурузника.

Между тем, по данным Lifenews.Ru , начальник ГИБДД города Серова Дмитрий Ушаков перед вылетом связывался по мобильному телефону с одним из своих знакомых. Друг Ушакова, Сергей Фролов, рассказал изданию, куда и зачем направлялись пассажиры Ан-2. Сам он по чистой случайности не оказался на злополучном борту — собирался лететь, но в последний момент отказался от полета. По словам мужчины, перед вылетом Ушаков звонил ему и предлагал отправиться в полет на "кукурузнике" до Кытлыма — максимум, на полтора часа.

Однако обстоятельства сложились так, что Фролов не смог составить компанию своему другу, а поехал на свой дачный участок. Когда мужчины в следующий раз созвонились, Ушаков сказал своему другу: "Жди нас, мы скоро будем пролетать над тобой, ты нас увидишь!". Но самолет так и не пролетел над участком, где находился Фролов. Только следующим утром ему позвонила жена друга и рассказала, что самолет пропал вместе с пассажирами.

По мнению Сергея Фролова, довольно странно то, что об исчезновении самолета в полицию заявили не сразу. "Ан-2 взлетел в десять вечера, а о его исчезновении доложили лишь в половине девятого утра, — возмущается он. — Видимо, кто-то из местных пилотов очень хотел скрыть, что на аэродроме практикуют незаконные коммерческие рейсы, и драгоценное время было упущено".

Самолет Ан-2, принадлежащий челябинской компании "Ави Зов", поднялся в воздух без разрешения и уведомления вечером 11 июня. По факту исчезновения Ан-2 возбуждено уголовное дело по статье Уголовного кодекса России "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц". Более того, командование Центрального военного округа предоставило аэродромы для поиска самолета.

Бесследно исчезнувший около года назад самолет найден в болоте неподалеку от Серова - в восьми километрах от аэропорта, откуда он отправился в свой последний рейс 11 июня 2012 года.

В ОВД Серова официально сообщили о том, что найденный в восьми километрах от города самолет является тем самым Ан-2, который пропал в июне прошлого года. Об этом сообщил начальник управления информации и общественных связей ГУ МВД Свердловской области Валерий Горелых.

В настоящее время место предполагаемого крушения Ан-2 оцеплено, - сообщил "РГ" Валерий Горелых. - В район падения самолета выехал специальный гусеничный транспорт - иначе туда просто не добраться. Сотрудники полиции обзванивают родственников погибших, которые почти год не могли предать земле останки своих близких. Будет проведена и ДНК-экспертиза по опознанию погибших.

По его словам, сейчас там работают следователи. По сообщению сотрудников СКР, на месте трагедии найдены "скелетированные останки тел не менее 11 человек".

Руководитель областного полицейского главка Михаил Бородин лично осматривает место происшествия. Здесь же находятся представители администрации Серова, оперативная группа Главного управления МЧС России по Свердловской области, пресс-центра Главного управления, Следственного комитета, а также психологи Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

Напомним, вылетел без уведомления органов управления воздушным движением с аэропорта города Серова в неизвестном направлении. По некоторым данным, на его борту находились пилот Хатип Кашапов и 12 пассажиров, включая сотрудников ГИБДД Серова - начальника подразделения Дмитрия Ушакова и его подчиненного Максима Маевского. Самолет найти не удалось. В ноябре 2012 года из-за ухудшения погодных условий поиски были прекращены.

Сегодня в СК сообщили о уголовного дела, возбужденного около года назад в связи с пропавшим на Урале самолетом Ан-2.

"Следственными органами Уральского следственного управления на транспорте СКР возобновлено производство следственных действий по уголовному делу, возбужденному в связи с исчезновением в июне 2012 года самолета Ан-2 по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц", - говорится в официальном сообщении.

Кстати, когда все территории предполагаемого падения Ан-2 были прочесаны не по одному разу, начальник ГУ МЧС по Свердловской области Андрей Заленский в интервью "РГ" предположил, что пропавший самолет могут найти охотники. И оказалось, как в воду глядел!

Первым обломки самолета местный охотник Сергей Скрябин. Поначалу он принял остов самолета за рухнувшую опору ЛЭП. По словам очевидцев, самолет торчал прямо посреди болота. Вся передняя часть ушла в вязкую жижу. Металлическая облицовка Ан-2 разлетелась. Самолет буквально забит человеческими останками. Из-за заболоченной местности добраться до предполагаемого места падения самолета можно только на гусеничном транспорте.

В Западно-Сибирском управлении Росавиации корреспонденту "РГ" подтвердили, что обнаруженные в Свердловской области обломки самолета принадлежат пропавшему год назад "кукурузнику" Ан-2. "Установлена принадлежность обломков пропавшему Ан-2. У них совпадают бортовые номера", - заявили в управлении. Полиция Свердловской области предлагает использовать вертолет для поднятия остатков самолета и останков тел, найденных местными охотниками.

Друг и коллега командира разбившегося самолета рассказал ""МК" о возможных причинах катастрофы в Свердловской области

На месте катастрофы Ан-2, пропавшего 11 месяцев назад в Свердловской области, продолжают работать следственные бригады. К ним присоединились представители Росавиации и специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Версии гибели «кукурузника» множатся в геометрической прогрессии. Специалисты говорят о человеческом факторе, а также о технических неполадках, в частности - о возможной неисправности бензиномера и утечке топлива.

«МК» связался с Леонидом ПОПОВЫМ, единственным летчиком-наблюдателем, кто работал вместе с погибшим экипажем Хатипа Кашапова на всех 10 лесоохранных вылетах в Серове в мае-июне 2012 года. Опытный летнаб не исключает, что самолет мог упасть от перегруза.

– Падение Ан-2 - это стечение трагических обстоятельств, одним из которых мог быть перегруз, - говорит летчик-наблюдатель Серовского авиаотделения Уральской базы авиационной охраны лесов, 44-летний Леонид Попов. - Самолетик был старенький, можете представить какой у него был движок и сколько раз он ремонтировался. 13 человек на борту - для такой машины «с пробегом» очень и очень много. Для нового «кукурузника» такое количество пассажиров - предел, это при том что раньше заливали нормальный авиационный бензин, 91-й. А тут бензин был не самолетный. Впрочем, летали без происшествий, экипажем - три человека: 2 пилота и летчик-наблюдатель. КВС Хатип Кашапов был очень опытный пилот, из старой гвардии, советской закваски, хорошо знал технику, буквально «кожей» чувствовал самолет. Прошлый сезон они с экипажем отлично отработали в Ленинградской области. Мы с Хатипом успели подружиться, были, как говорится, «в одной лодке».

Что заставило командира подняться в тот роковой вечер в воздух без помощника, остается загадкой. Версия перегруза кажется вполне правдоподобной, если вспомнить, что свидетели взлета 11 июня говорили о том, что «кукурузник» при наборе высоты задел шасси кусты на краю аэродрома.

Леонид Попов с генеральным директором авиакомпании «Авиа-ЗОВ» Олегом Золиным были первыми, кто на следующий день вылетел на поиски пропавшего Ан-2.

– Искали самолет в район Кытлыма. Высматривали прежде всего дымы, костры, огонь. Внизу летом в наших местах – сплошная зеленая пелена, тайга. Хорошо видно дымы. Даже тоненькую струйку от костра при хорошей погоде видно за 20-30 километров. Там на борту был наш бывший летнаб-инструктор Юрий Соболев, уж он-то знал, как подать знак, чтобы увидели с воздуха. В километрах 15 от Кытлыма заметили задымление. Потом выяснилось, что в этом районе работали лесорубы.

Самолет найден в 22-23 квартале (квартал - разбивка леса на прямоугольники со сторонами 1 на 2 км - ред.) Вы осматривали Катасьминские болота сверху?

Там тайга сменяется участками трясины и небольшими озерцами. Под густыми кронами деревьев летом мало что видно. Ветер подул, нагнул дерево и все, проскочили нужное место. Это даже не секунда, а доли секунды. Поисковый самолет летит на большой скорости, пролетает участки быстро. Ан-2 в длину - около 12 метров, а сосны там и ели - под 30 метров.

По мнению летчика-инструктора Олега Золина, к авиакатастрофе могло привести некое происшествие в салоне воздушного судна, которое вызвало пожар на борту.

Не исключено. Это «аннушка» может сгореть в воздухе за 19 секунд. Мы ведь не знаем, что там могло случиться на борту. В обычном полете все пассажиры сидят смирно на своих местах. А тут молодые ребята, компания. Вдруг захотели что-то посмотреть, сгрудились на одном борту... Пилоту бывает трудно одному выравнять борт. Потому - то и летают вдвоем: КВС и второй пилот.

- В кабине пилота нашли останки еще одного человека. Хатип Кашапов мог дать одному из пассажиров «порулить»?

Как говорили очевидцы, в кабину к КВС сел сторож аэродрома, бывший летнаб Юрий Соболев. У нас ведь как: если катастрофа, есть жертвы, то все валят на пилота, он виноват. Если авария – на техника.

По одной из версий, отрабатываемых следствием, самолет Ан-2 мог потерпеть крушение при заходе на посадку. Самолет повалил два дерева, а остальные после его падения снова поднялись и закрыли место катастрофы, поэтому его и невозможно было найти с воздуха. Корпус «кукурузника» в момент удара погнуло, потом произошло возгорание, а возможно, и взрыв - загорелось топливо в баках. Часть самолета - фюзеляж и мотор - находятся на некотором углублении в земле и, к тому же, скрыты водой. Останки, найденные на месте падения самолета, сильно обгорели.

Самолет найден, а вопросы остаются. До сих пор не ясна траектория падения Ан - 2. На «кукурузнике» было 700 литров бензина. Он упал в 8 км от аэропорта. Почему ни охотники, ни садоводы не заметили зарево горящего топлива? Почему авиатехник оставшийся на аэродроме не увидел черного дыма? Как уверяет Олег Золин, там «с вышки видимость в ясный день – 10 километров». Казалось бы, при таком пожаре на месте катастрофы должны были выгореть все деревья. Но очевидцы утверждают, что прямо из-под груды металла пробиваются зеленые елочки.

Чтобы вывезти обгоревшие детали самолета, через болота в срочном порядке прокладывают дорогу.

МЕЖДУ ТЕМ

Вертолет «Ми-8», принадлежащий МЧС России, с почти двумя тоннами взрывчатки на борту потерпел крушение в Иркутской области. По предварительным данным, погибли 9 человек - их тела разглядели поисковики лежащими на льдине рядом с потерпевшим крушение вертолетом, который перевозил взрывчатку и специалистов для проведения работ по улучшению паводковой ситуации, сложившейся на реке Нижняя Тунгуска.

В 12.54 мск вертолет, на котором летели 9 человек вместе с членами экипажа, последний раз вышел на связь, а потом пропал. А в 14.38 в 7 км северо-западнее поселка Преображенка Катангского района с воздуха были обнаружены его останки. Вертолет разбился, причина пока уточняется, - рассказал «МК» начальник управления информации МЧС России Олег Воронов.

Источник в местных правоохранительных органах рассказал, что полиция получила информацию об обнаружении, предположительно, останков разбившегося вертолета и погибших людей от одной из групп, вылетевших на поиски пропавших.

Поисковый вертолет приземлился в двух километрах от места падения. С воздуха в месте крушения обнаружены останки человеческих тел, сами обломки вертолета лежат на льдине, - рассказал источник.

Пока мы не можем сказать, погибли ли все, кто находился в вертолете, - сообщили «МК» в МЧС. - Поисковая группа обнаружила вертолет, но спасательный отряд пока не подошел, возможно, кто-то и выжил. Среди тех, кто находился внутри, - пять спасателей во главе с врио начальника регионального управления МЧС Станиславом Омельянчиком и три члена экипажа.

Как пояснили в ведомстве, в вертолете находился дополнительный отряд спасателей ГУ МЧС по Иркутской области, которому пришлось срочно вылететь в район села Преображенка из-за резкого подъема уровня воды на реке Нижняя Тунгуска. На реке образовались ледяные заторы - и поселку угрожало наводнение. Подрывные работы стояли в планах, но из-за резко ухудшившейся обстановки было принято решение провести их раньше, чтобы обезопасить население. На борт вертолета было загружено около 1920 тонн взрывчатки. Руководить подрывами льда должен был главный специалист местного центра МЧС Игорь Черыгин, который также находился в вертолете.

Спасибо, охотники наткнулись случайно. Очевидно, таинственность истории так повлияла на местные власти, что они решили выплатить семьям погибших компенсацию. За что? За особый героизм при самовольном полёте? Разбирался наш корреспондент Александр Пугачев:

Обломки крыльев и хвостового оперения, обгоревшего до лонжеронов. Фюзеляж полностью разрушен. Двигатель пробурил торф на метр. Место крушения обнаружили совершенно случайно, спустя полгода после окончания поисковой операции, всего в восьми километрах от места взлёта. Катасьминские болота - гиблое место, сюда даже опытные охотники и егеря стараются лишний раз не заходить.

Найти место крушения в глухом заболоченном лесу серовским охотникам Сергею Скрябину и Александру Кузнецову помогло то, что грунт в этих местах еще не полностью оттаял после зимы, уже через месяц болото поднимется и добраться сюда будет невозможно. Кроме того, обломки самолета лежат довольно компактно и поисковые группы попросту не смогли разглядеть их в густом подлеске.

С воздуха увидеть пропавший без вести АН-2 было практически невозможно - взрыв уничтожил его полностью. Судя по расположению тел, от которых остались лишь кости, черепа и золотые украшения, он вонзился в землю под прямым углом. Обломки скрыла уральская тайга.

Александр Левченко, начальник линейно-эксплуатационной службы, участник операции по эвакуации обломков упавшего самолета: «Если отойдете метров на 20, пройдете и не заметите, что обломки лежат. Поэтому достаточно сложно было его обнаружить. К тому же, обычно, когда падает воздушное судно, какая-то просека остается. А тут он спикировал вертикально. Радиус поэтому небольшой. Лес фактически нетронутый стоит, пара стволов только повалена и все».

Этот АН-2 прозвали «самолётом-призраком», потому как растворился он в уральских просторах, словно в Бермудском треугольнике. Почти сразу следствию удалось установить: пилот Хатип Кашапов был отправлен в Серов, чтобы следить за пожарной ситуацией в местных лесах. Но вместо этого зашибал шальные рубли на частном извозе - устраивал небесные развлечения для подгулявших серовских компаний.

Сторожевой пес Мухтар - наверное, единственный живой свидетель злосчастного взлета. С таким же усердием он, видимо, облаивал подвыпивших незнакомцев, поднявшихся тогда на борт Ан-2. Псу, скорее всего, было всё равно, что среди пассажиров были начальник Серовского ГИБДД и один из его подчинённых, а также несколько их общих знакомых и родственников. 13-м путешественником стал сторож аэропорта города Серов Юрий Соболев.

Пять месяцев спасатели, полиция и многочисленные добровольцы прочёсывали просторы уральского края. Говорят, обследовали порядка трёхсот тысяч квадратных километров. Точной информации, куда направился самолёт-призрак, не было. Поэтому сначала искали в направлении посёлка Павда, куда по слухам, пропавшие улетели в баню. Потом в горах Конжаковский камень и затем, у перевала Дятлова - решили, что вояж на закате был задуман пьяной компанией ради красивых видов.

Андрей Альшевских, депутат Законодательного собрания Свердловской области: «Потратили более 31 миллиона рублей, искали на огромной территории, а он оказался в 8 километрах от Серова, вопросы возникают к тому, как вообще была организована эта операция».

Поискам мешали разного рода добровольные «помощники». Например, некий блоггер Валентин из Нижнего Тагила просто измучил следствие дезинформацией. Несколько раз он сообщал о полученных радиосигналах.

В результате на поиски был потрачен почти миллион долларов. Ведь каждую подобную ложь приходилось проверять - спасатели вновь и вновь углублялись в тайгу, в воздух поднимались вертолёты и самолёты, волонтёры прочёсывали заданные квадраты. Потом наступили морозы, и поиски пришлось приостановить. Родственники, которым, конечно, всё это время было больнее всех, обвиняли поисковиков в нежелании работать.

Александр Бегленко, родственник погибших в крушении Ан-2 Максима и Оксаны Маевских: «Отметить на бумаге красным, что квадрат этот пройден, проще простого. Я так тоже могу. У меня своя карта есть. Бумага все стерпит».

Чтобы подобраться к месту крушения, пришлось прокладывать тяжелой техникой лежневку - расчищать путь, валить деревья. Последние фрагменты АН-2 в куске промерзшего торфа вывезли из леса на тягачах. Дальше работа экспертов МАК и Росавиации. На специальной площадке обломки сложат, чтобы определить техническое состояние АН-2 до полёта. На месте катастрофы специалисты уже нашли массу интересного.

Владимир Кулаков, первый заместитель руководителя Уральского СУ на транспорте: «Фрагменты бытовой техники частично изъяты, по ним тоже будет проводиться экспертиза. Будут их изучать на предмет получения из них какой-то информации, если это возможно, мы получим. Технические возможности для этого у нас есть».

Но на этом невероятная история «самолёта-призрака» не заканчивается. После обнаружения АН-2 и останков пропавших, губернатор Свердловской области объявил, что собирается выплатить семьям погибших в этой авиакатастрофе по полмиллиона рублей из резервного фонда региона. Общество в результате, раскололось надвое - за и против. Одни считают - компенсация заслуженная. Ведь пассажиры злополучного АН-2 не могли знать, что командир Кашапов не справится с управлением и убьёт всех, кто был на борту.

Татьяна Шарафиева главный редактор серовской газеты «Глобус»: «Мне кажется, нужно создать благотворительный фонд для подобных случаев, Потому что те, кто остался без своих близких, они не виноваты. И хотя бы так мы могли бы их поддержать, и в том числе материально. Жизнь здесь, на севере области не дешевая, а зарплаты небольшие. Семьи остались без кормильцев».

Однако большинство свердловчан платить за чужое разгильдяйство не желают - ведь те, кто в тот вечер садился на борт «самолёта-призрака», были людьми взрослыми, а значит, сложно предположить, что они не понимали - полёт никем не санкционирован, а, следовательно, незаконен. По сути, они угоняли служебный авиатранспорт, что само по себе, карается по закону. Да и состояние пилота должно было внушить тревогу. Но, очевидно, 11 июня погибшие начали отмечать День России…

Андрей Альшевских, депутат Законодательного собрания Свердловской области: «Те компенсации, которые планирует губернатор выплатить, вызывают очень много вопросов по одной причине - получается, что у нас среди равных, есть более равные. Если говорят, что случилась трагедия, погибли люди и надо компенсировать, возникает вопрос почему за счет бюджета. Почему, предположим, в тех же самых ДТП, где у нас ежедневно гибнут люди, мы из бюджета не компенсируем, там тоже трагедия, тоже гибнут люди».

На этой неделе, в Казани началось рассмотрение дела о крушении теплохода «Булгария». В той трагедии погибло 122 человека, которые даже не подозревали, что платят за билет на тот свет. Вина хозяев судна и экипажа в целом уже доказана. Семьям погибших обещали выплатить по миллиону, и по четыреста тысяч тем, кто получил тяжёлые травмы. Почти столько же, сколько родственникам погибших в катастрофе АН-2…

Дарья Андропова, организатор пикета: «Я считаю, что нужно помочь родственникам жертв с похоронами, но выплачивать такие суммы нецелесообразно».

Впрочем, загадка «самолёта-призрака» наверняка ещё долгое время будет будоражить воображение. Говорить о завершении истории, мягко говоря, рано. Например, по последним данным, в обломках АН-2 были найдены мужские наручные часы. Стрелки остановились на 22 часах и 11 минутах. Вопрос: какого дня, и при каких обстоятельствах?