Особенности деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях. Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога своевременное и правильное оформление, ведение и хранение документации

Ключевые понятия: психологическое обеспечение образовательного процесса, психологическое благополучие детей, психологическое сопровождение, школьная психологическая служба, педагог-психолог, научно-методическая деятельность психолога, управленческая деятельность психолога, социально-педагогическая деятельность психолога, воспитательная деятельность психолога.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в нашей стране пережило несколько этапов развития. Первые попытки практического применения психологических знаний в обучении предпринимались на рубеже XIX и XX вв. В то время получила развитие педология -наука о развивающемся, растущем человеке, охватывающая все его социально-биологические особенности. В 20-30-е годы прошлого столетия психологическое и педологическое обеспечение образования развивалось очень интенсивно и различного рода службы получили широкое распространение. В практику образования внедрялись разнообразные тесты, на их основе делались заключения об уровне развития детей, о профессиях, которые им необходимо выбрать, о переводе в специализированные школы и т. д. В 1936 г. все работы по психологическому обеспечению образования были прекращены, на долгие годы остановлено развитие таких областей психологии, как возрастная психология, психодиагностика, практическая психология и др.

Лишь с середины 60-х годов возобновились исследования в данных областях и поиск условий применения их результатов в школе. В порядке эксперимента в системе образования начали работать психологи - сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели вузов, проводившие в школах и ПТУ научные исследования, студенты, проходившие практику. Первая официальная школьная психологическая служба возникла в 1975 г. в Эстонии (бывшей в то время республикой СССР). С 1991 г. в школах официально введены ставки школьных психологов (ныне педагогов-психологов).

В настоящее время главной целью психологического обеспечения образования является создание условий, благоприятных как для обучения и развития учащихся, так и для профессионального роста педагогов. Не забыты и родители. Работа с ними также входит в обязанности педагога-психолога. Таким образом, цель работы по психологическому обеспечению образовательного процесса можно сформулировать как повышение психологического благополучия детей, педагогов и других участников образовательного процесса.

Среди основныхзадач работы по психологическому обеспечению образовательного процесса можно выделить:

1. Снижение уровня школьной дезадаптации (неспособность ребенка приспособиться к школе, ее условиям и требованиям). Решение данной задачи осуществляется по следующим направлениям: работа с детьми при поступлении в школу, когда их знакомят с особенностями обучения в школе, ее правилами, способствуют установлению взаимоотношений детей с одноклассниками и педагогами; помощь детям любого возраста при возникновении затруднений в учебе или во взаимоотношениях с другими детьми или педагогами, отклонений в поведении.

2. Помощь педагогам в организации индивидуализации обучения - диагностика индивидуальных особенностей детей и консультации для педагогов с целью построения учебных планов и заданий, максимально учитывающих особенности детей и уровень их развития.

3. Помощь педагогам в решении проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания учащихся и работы с ученическими коллективами.

4. Повышение учебной и педагогической мотивации (мотивация - побуждение организма, вызывающее его активность в определенном направлении). Если ребенок учится целенаправленно, т. е. имеет развитую мотивацию, то повышаются его желание учиться и успеваемость. То же происходит и в работе педагогов. Поэтому развитие мотивации - неотъемлемая часть работы педагога-психолога.

5. Снижение тревоги перед будущим. Выпускники школы во все времена испытывали определенную тревогу перед будущей самостоятельной жизнью. В социально и экономически нестабильном обществе уровень тревожности выпускников повышается. Его снижению способствуют психологическое консультирование и обучение молодых людей навыкам, необходимым для самостоятельной жизни.

6. Повышение уровня профессиональной информированности, жизненного и профессионального самоопределения, формирование навыков эффективного поведения на рынке труда у выпускников школ и профессиональных учебных заведений.

7. Повышение психологической компетентности руководителей образовательных учреждений, педагогических работников и родителей.

Реализация данных и других задач позволит существенно повысить качество образования. В настоящее время педагоги-психологи располагают современными методами, методиками и технологиями работы, позволяющими эффективно решать поставленные задачи.

Школьная психологическая служба до сих пор находится на этапе становления и интенсивного развития. В ней не все устоялось, подчас неясны критерии оценки работы педагогов-психологов, показатели эффективности деятельности специалистов и центров, показатели психологического благополучия и развития личности ребенка в образовательный период, иногда не хватает стандартизованного и сертифицированного инструментария. Работе педагогов-психологов мешает низкий уровень оснащенности деятельности (оборудование кабинетов, наличие современных диагностических и коррекционных средств), что увеличивает трудоемкость многих видов работ, снижает их эффективность. Однако высокий уровень владения методами и методиками может значительно повысить эффективность работы даже при плохом техническом оснащении. Современный этап развития психологической службы в школе позволяет специалисту полностью выразить себя в работе, привнести в нее новое, отвечающее его идеалам, ценностям, профессиональным предпочтениям.

Введение

    Социально-правовые и профессионально-этические нормы деятельности практических психологов

    Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда

    Основные этические принципы деятельности психолога

Заключение

Литература

Введение

Одной из важнейших задач правовой науки является изучение эффективности правовых предписаний, норм, что предполагает рассмотрение социального механизма действия права.

Анализ современных публикаций, так или иначе освещающих проблематику профессиональной подготовки психологов-практиков, показывает, что ведущими темами в них выступают две в равной степени взаимосвязанные и взаимонезависимые проблемы: этическая и психотехническая. Подобное положение вещей легко объяснимо спецификой самого содержания деятельности психолога-практика.

Каждый человек со своими переживаниями в конкретной житейской ситуации, пусть даже типичной, единичен и уникален и, в отличие от экспериментальных условий, не защищен. Ни клиент, ни психолог-практик не могут остановить поток жизни, изменить ситуацию или, на худой случай, просто констатировать ее безвыходность, как, скажем, исследователь прерывает эксперимент, констатируя его безрезультатность, или меняет его условия.

Всякое неквалифицированное использование инструментария психодиагностики, психологического развития, психокоррекции и психологического консультирования может нанести непоправимый вред жизни и деятельности конкретного человека или коллектива, дискредитировать саму психологическую службу.

В этих целях важно руководствоваться рядом правил, которые выступают социально-правовыми и профессионально-этическими нормами деятельности практических психологов.

профессионализм практический психолог этический

1. Социально-правовые и профессионально-этические нормы деятельности практических психологов

«Кодекс чести» (профессиональная этика, деонтология психологов практиков) требует разработки общих правил и принципов поведения, оценки профессионального соответствия, а также соблюдения определенных этических норм, направленных, прежде всего, на защиту интересов личности клиента.

Он включает в себя множество нравственных вопросов, возникающих в нестандартных и вместе с тем обычных в работе практического психолога ситуациях: как распоряжаться личностной информацией при работе с членами одной семьи (супругами, родителями и детьми), при решении конфликтов в производственном коллективе; насколько позволительно делиться собственными взглядами и ценностями, чтобы не допустить навязывания их клиенту или отчуждения клиента; как определить границы принятия мировоззрения клиента и пределы отказа от собственных ценностей без ущерба для собственного "Я" и т.д. и т.п.

Во-первых, вся работа практического психолога должна иметь четкую целевую ориентацию. Важно хорошо представлять особенности объекта, время и условия работы. Все это поможет лучше организовать проводимые мероприятия, согласовать их с реальными задачами или жизненными потребностями. Здесь не следует допускать поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формулировании выводов и рекомендаций. Результаты только в том случае будут близки к истине, если они получены вследствие комплексного, всестороннего анализа.

Методики, которыми психолог не овладел в достаточной мере, по которым чувствует слабость подготовки, использовать нецелесообразно. Особо осторожно следует подходить к практическому применению психотерапевтических методов воздействия. Главным правилом работы психолога должен стать принцип «Не навреди!». В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

Во-вторых, вся исследовательская деятельность практического психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельности своего клиента. Здесь следует проявлять в высшей степени корректность. Прежде всего не допускать грубости, неуважительного отношения к человеку, укладу коллективной психологии как в повседневных отношениях, так и при проведении психологической работы. Необходимо добиваться доверительного и доброжелательного взаимоотношения с любым клиентом. При этом корректность должна соблюдаться и в использовании психологического инструментария.

Полученная информация не может быть использована ни в корыстных целях, ни для злоупотребления служебным положением кем бы то ни было, ни в каких-либо иных целях, наносящих вред человеку, коллективу, интересам дела. Следует всегда помнить, что информация, которой владеет психолог, - это оружие особого характера .

В-третьих, охватывать психологическим влиянием весь уклад труда и жизни, добиваться компетентной реализации своих должностных функций. При этом тесно взаимодействовать со всеми административными институтами и общественностью. Оперативно доводить полученную информацию до тех субъектов, которые способны оказать позитивное влияние на решение проблемы. Важно также дать конкретные предложения по ее использованию и мерах, которые необходимо предпринять. Своевременность в работе психолога - важное условие ее результативности.

В-четвертых, постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность, пополнять арсенал средств и методов работы, добиваясь овладения современными психотехнологиями. Профессионализм практического психолога - основа успешности его труда.

Таким образом, труд практического психолога, являясь особым видом труда в современном обществе, содержит как общие, так и специфические признаки. Все они объединены единой социальной целью, которая должна достигаться при оптимальной активизации ресурса социального субъекта.

Специфические психологические особенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала: психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему осуществлять избранную деятельность. Их специфический характер определяется как природными особенностями психолога, так и характером труда, спецификой объекта. Одним из обязательных условий деятельности психолога-профессионала является соблюдение определенных этических норм, направленных, прежде всего, на защиту интересов личности клиента.

2. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда

Успешность реализации деятельностного подхода в труде практического психолога основывается на достаточно прочной профессиональной основе. Профессионализм новой категории специалистов предстает как феномен, обусловленный действием общих, особенных и единичных закономерностей проявления целенаправленной творческой активности психолога в конкретной сфере труда - образовательной, управленческой, производственной, коммерческой и т. п.

Наблюдая за политиком, руководителем, бизнесменом и просто человеком, вступившим в XXI век, осознаешь потребность каждого из них в помощи профессионального компетентного психолога.

Профессионализм в этой сфере деятельности открывает каналы для проникновения в глубинную природу отдельно взятого субъекта труда и жизни, всевозможных связей и отношений в коллективах и общесоциальных объединениях. На этой основе обеспечивается выявление и использование эффективных средств влияния на морфологическом, психофизиологическом, психическом, социально-психологическом и социальном уровнях. Таким образом, профессионализм практического психолога можно назвать стержневым компонентом избранного им вида деятельности.

Понятие «профессионализм практического психолога» обусловлено реальными детерминантами и индивидуальными особенностями конкретного человека, включенного в совокупность всех взаимосвязей.

Важно отметить, что любую деятельность, в том числе и деятельность практического психолога, обусловливает ее цель. В данном случае цель - это вполне определенное представление о возможном результате выполняемой деятельности. Если учесть характер реальных условий, то перед практическим психологом возникает целый ряд проблем и задач, которые необходимо решить для получения конкретного результата.

Чтобы пройти дистанцию от представления о результате (цели) до его реального воплощения (продукта деятельности), необходимо выполнить вполне определенные действия, которые в соответствии с отведенной ролью принято называть функциями. Эти функции выполняет конкретный человек, выступающий субъектом (активным действующим лицом) деятельности.

Вполне очевидно, что способность практического психолога эффективно выполнять свои функции зависит от определенных его качеств. Все они во взаимосвязи характеризуются общим понятием - профессиональная компетентность, или профессионализм.

Профессиональная позиция практического психолога выступает совокупным детерминантом его активности. Кроме того, она может служить мерой конгруэнтности в выполняемой профессиональной деятельности. Если в основу общей ориентации психолога положены социально значимые ценности, а сфера избранной деятельности признана и принята им в качестве жизненно важного приоритета, и если практические действия являются воплощением современной профессиональной культуры, лучших традиций и продуктивных инноваций современной психологии и акмеологии, то в такой позиции фокусируются основные интересы психолога и социально значимые интересы общества и клиента. Такая позиция может считаться оптимальной. Она способна стимулировать наивысшую продуктивность профессиональной деятельности практического психолога.

Знание практическим психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления. Перечень вопросов, в которых должен быть компетентен психолог, включает также знания о собственных индивидуальных особенностях, способностях, возможностях, сильных и слабых сторонах. Не обойтись ему и без знаний о способах компенсации собственных недостатков.

Итак, профессиональная компетентность характеризуется сформированностью у практического психолога единого комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств) и профессиональных позиций. Здесь знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности психолога. Все остальные компоненты предстают в качестве ее субъектных характеристик, указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. Причем достижение различных уровней профессиональной компетентности определяется целым рядом детерминантов, среди которых - индивидуальные ограничения, являющиеся противопоказаниями для выполнения профессиональных функций.

Следовательно, профессиональная деятельность практического психолога, являясь важнейшей стороной его труда, требует многопланового анализа как самостоятельного явления. Она находится в самой тесной связи с другими видами его деятельности, повседневным общением, личностным развитием и результатами совокупного труда.

3. Основные этические принципы деятельности психолога

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.


Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения сущности профессиональной деятельности педагога

1 Цели, задачи и направления деятельности педагога

2 Основные принципы профессиональной деятельности педагога-психолога

Глава 2. Изучение особенностей профессиональной деятельности педагога

1 Виды профессиональной деятельности педагога

2 Особенности ведения документации педагога-психолога

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Современное образование многопланово, оно трактуется не только как процесс, результат и система, но и как ценность. Ценность личностная, государственная и общественная. Общество заинтересовано в прогрессивном развитии образования как своей подсистемы. Изменяется общество - изменяется образование. Демократические преобразования в обществе привели к распаду жестко контролируемой ранее системы образования. Нововведения из техники и управления вошли в педагогическую теорию и практику. Чтобы удовлетворить возросшие требования социальной жизни, инноваций были просто необходимы. Это тот инструмент, с помощью которого происходит обновление, а, следовательно, и развитие.

На первое место выходят задачи гуманизации и гуманитаризации, признание права личности на жизнь, свободу, защиту, образование. Личностно-ориентированные ценности повлияли на содержание образования, его вариативность, дифференциацию и индивидуализацию.

Закон РФ об образовании, исходя из потребности личности в самореализации, ставит целью создание условий для ее разностороннего развития, раскрытия способностей, выбора индивидуального стиля деятельности. Реализация данной цели предполагает, что инновационные процессы станут неотъемлемой частью педагогической науки.

Инновации, идущие в современном образовании, довольно разнообразны. Изменяются цели и содержание образования, разрабатываются методы и технологии обучения, создаются новые типы образовательных учреждений. Но какие бы новшества не осваивала конкретная школа, опытно-экспериментальная работа позволяет определить профиль, найти свое место среди образовательных учреждений, а иногда и сменить статус, став учебным заведением нового типа.

Одним из конкретных специалистов, непосредственно задействованным в инновационном процессе развивающейся школы, является педагог-психолог. Его деятельности, месту психологической службы в структуре образовательного процесса посвящены работы педагогов и психологов М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, А.И. Красило, И.В. Коноваловой, Т.С. Леухиной, Г.В. Муканиной, А.П. Новгородцевой, Р.С. Немова, Р.В. Овчаровой, A.M. Прихожан, Е.И. Рогова, Н.В. Самоукиной, И.Г. Сизовой, Л.М. Фридмана и др.

Однако, наряду с идеями системного подхода к деятельности педагога-психолога, создания авторских моделей психологической службы (Р.В. Овчарова), психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса (М.Р. Битянова), соотнесение деятельности педагога-психолога с инновационной деятельностью школы рассматривается не достаточно.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога».

Объектом нашего исследования является профессиональная деятельность педагога-психолога.

Предмет исследования - сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

Цель исследования - охарактеризовать сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога.

Задачи исследования:

.Проанализировать литературу по теме исследования.

.Дать характеристику основным понятиям работы

.Охарактеризовать сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога.

Методы исследования - анализ литературных источников, анализ документов.


Глава 1. Теоретические основы изучения сущности профессиональной деятельности педагога-психолога


.1 Цели, задачи и направления деятельности педагога-психолога

профессиональный педагог документация психолог

Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является:

осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития)на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения.

Задачи деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении:

1. Обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;

Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;

Формирование у детей и взрослых способностей к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;

Развитие навыков конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, осуществление профилактики конфликтного поведения детей и взрослых;

Повышение психолого-педагогической компетентности и психологической культуры субъектов образовательного процесса;

Содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;

Направления деятельности педагога-психолога

К направлениям деятельности педагога-психологаотносятся:

Психологическая профилактика (поддержка):

оказание психологической поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения;

предупреждение возможных девиаций поведения;

оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;

содействие творческому развитию одаренных детей;

оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическая диагностика:

изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания условий для их самопознания и саморазвития;

проведение психолого-педагогической диагностики детей на разных возрастных этапах с целью определения оптимального образовательного маршрута;

определение психологических причин нарушений в обучении и развитии, социально-психологической дезадаптации обучающихся (воспитанников);

выявление потребностей, интересов, наклонностей в рамках профессионального самоопределения учащихся старшей ступени на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения;

изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.

Психологическая коррекция:

оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии;

осуществление коррекции девиантного и асоциального поведения подростков.

Психологическое консультирование:

психологическое консультирование всех участников образовательного процесса по запросу;

консультирование администрации, педагогов и родителей (законных представителей, их заменяющих) по проблемам индивидуального развития детей и подростков;

консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Психологическое просвещение:

повышение психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей, их заменяющих);

ознакомление педагогов с основными возрастными закономерностями личностного развития детей;

развитие психологической культуры всех участников образовательного процесса.

Организационно-методическая деятельность:

подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей и подростков;

обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;

участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения;

подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях;

координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также со специалистами социальной и медицинской сфер.


.2 Основные принципы профессиональной деятельности педагога-психолога


Принципы деятельности педагога-психолога в учреждениях образования призваны обеспечить:

решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

защиту законных прав людей, с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей, их заменяющих), педагогов, других сотрудников образовательного учреждения, с которыми работает педагог-психолог;

сохранение доверия между педагогом-психологом и клиентом;

Основными этическими принципами являются:

·Принцип конфиденциальности.

·Принцип компетентности.

·Принцип ответственности.

·Принцип этической и юридической правомочности.

·Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

·Принцип благополучия клиента.

·Принцип профессиональной кооперации.

·Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Принцип конфиденциальности

Информация, полученная педагогом-психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов, (либо только по согласию клиента).

Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

Участие воспитанников, обучающихся, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

На присутствие третьих лиц (педагогов, администрации) во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 14-летнего возраста).

Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, педагог-психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

Принцип компетентности

Педагог-психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности, имеет возможность делегировать клиента к высокопрофессиональным коллегам (педагогам-психологам других образовательных учреждений, специализирующихся в данной области проблем), либо другим специалистам (логопедам, дефектологам, медицинским психологам и т.д.).

Педагог-психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

Педагог-психолог имеет право обращаться за поддержкой в защиту своей профессиональной компетентности в Городское методическое объединение педагогов-психологов образовательных учреждений.

Принцип ответственности

Педагог-психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

В случаях, если ребенок не достиг 14-летнего возраста, согласие на его участие в диагностических процедурах следствием которых является диагностическое заключение, касающееся личностной сферы, должны дать родители или лица, их заменяющие.

Проводя исследования, педагог-психолог заботится, прежде всего, о благополучии клиентов и не использует результаты работы им во вред.

Педагог-психолог несет ответственность за соблюдение основных принципов в своей профессиональной деятельности независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она осуществляется под его руководством.

Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные им в публичных выступлениях.

Педагог-психолог не имеет права пользоваться недостоверной информацией в публичных выступлениях, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

Педагог-психолог несет особую профессиональную ответственность за обоснованность решения об оказании психологической помощи несовершеннолетнему ребенку, за выбор адекватных методов диагностики и коррекции.

Принцип этической и юридической правомочности

Педагог-психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

В случае расхождения между нормами, регулирующими профессиональную деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется Положением о деятельности педагога-психолога, утвержденным Координационным советом психологической службы города. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает педагог-психолог, профессиональной психологической общественности (Городского методического объединения) и районного отдела образования (по территориальному признаку).

Принцип квалифицированной пропаганды психологических знаний

В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, педагог-психолог избегает избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов работы психолога. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов образовательного учреждения.

Во всех сообщениях педагог-психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от педагога-психолога.

Педагог-психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

Принцип благополучия клиента

В своих профессиональных действиях педагог-психолог ориентируется на благополучие клиента и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности педагога-психолога вступают в противоречие с этическими нормами, педагог-психолог предотвращает конфликты, руководствуясь принципом «Не навреди!».

Педагог-психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим индивидуальным отличиям клиента.

В профессиональной деятельности педагога-психолога приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

Педагог-психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

Принцип профессиональной кооперации

Работа педагога-психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и практических предпочтений.

Педагог-психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых ими лиц.

Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, педагог- психолог может вынести проблему на обсуждение районного методического объединения, в конфликтных ситуациях - Городского методического объединения.

Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

Педагог- психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе.

В процессе профессиональной деятельности педагог-психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен соблюдать принцип добровольности со стороны клиента.

Педагог-психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним педагог-психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций (не советов), которые должны быть сформулированы четко, доступно и не содержать заведомо невыполнимых условий.

В ходе обследования педагог-психолог выявляет и подчеркивает способности и возможности клиента, совместно с клиентом раскрывает его внутренние и внешние ресурсы.


Глава 2. Изучение особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога


.1 Виды профессиональной деятельности педагога-психолога


Согласно "Общей характеристике специальности 031000 Педагогика и психология" (см. Приложение 2) основными видами деятельности педагога-психолога являются коррекционно-развивающая, преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская и управленческая.

Коррекционно-развивающая деятельность. Коррекция в буквальном переводе с латинского означает "изменение, исправление"; развитие - это движение по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему (БСЭ, т.35, с. 600). Для того чтобы осуществлять работу по коррекции или развитию того или иного качества, необходимо провести изучение (диагностику) уровня развития умений, знаний, навыков, особенностей личности, так как диагностика является неотъемлемым элементом коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. В его работе она является не самоцелью, а средством, способствующим более эффективной организации работы.

Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется педагогом-психологом в форме обучения, тренировки или консультации. Об обучении подробнее будет рассказано в разделе "Преподавательская и культурно-просветительская деятельность". Тренировка (тренинг) обычно проводится для развития определенных навыков и умений: в общении (например, навыка установления контакта с собеседником или умения по бесконфликтному взаимодействию), в учебе (умения по поиску необходимой информации), для формирования значимых, в том числе и профессиональных, качеств личности.

Консультирование - это особым образом организованное общение педагога-психолога с учеником, педагогом, родителем или их группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Как правило, педагоги-психологи во время консультации помогают решить такие вопросы, как преодоление затруднений в учебе, общении или поведении ребенка; развитие желания учиться; развитие отношений в детских коллективах; повышение уровня педагогического мастерства учителей; развитие способностей, черт характера, возможностей самоопределения, самоидентичности и личностного развития ребенка; оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии; нормализация отношений в семье и др. По данным И.В. Дубровиной, чаще всего педагог-психолог консультирует: администрацию школ, учителей, родителей (по проблемам обучения и воспитания); учащихся (по проблемам обучения, общения и развития отдельных способностей и особенностей личности); группы учащихся и отдельные классы (по проблемам самовоспитания, профориентации, культуры умственного труда).

Консультирование как особый вид деятельности психолога возникло лишь в 50-е годы XX в. До этого времени оно было частью психотерапии. Кроме психотерапии, оно имеет много общего с обучением. В консультировании педагоги-психологи имеют дело со здоровым человеком и большое внимание уделяют активизации сил и возможностей человека, обратившегося за консультацией. Развитие консультируемого происходит не только путем передачи ему знаний, но больше за счет формирования особых отношений с консультантом, приводящих к самостоятельному развитию клиента.

В консультации выделяют несколько этапов:

Установление контакта с консультируемым(и). Как правило, консультации затрагивают важные проблемы, и от того, насколько человек откровенен в их описании, будет зависеть результат работы педагога-психолога. Для того чтобы быть откровенным, ребенок должен полностью доверять специалисту, поэтому установление контакта - один из основных этапов работы. Другая причина, по которой в консультации необходимо установить хороший контакт с ребенком (или взрослым человеком), заключается в том, что эффект работы будет во многом зависеть от активности консультируемого, его готовности решить возникшую проблему и уверенности в возможности такого решения. Для установления контакта важно умение расположить человека (взглядом, подбором слов, тоном голоса, стилем разговора и т. д.).

.Определение запроса и постановка проблемы. Запрос - это обращение к педагогу-психологу, которое поступает от человека, пришедшего на консультацию. Он не всегда сформулирован в психологических терминах, поэтому специалист уточняет суть запроса и переводит его (по крайней мере для себя) в термины психологические, т. е. ставит проблему.

.Диагностика. После постановки проблемы проводится изучение того, на каком уровне у человека развиты те или иные качества или каковы его особенности, относительно которых сформулирована проблема. Для диагностики используются специальные методы: наблюдение, тесты, опросники, результаты беседы с человеком (о них см. в разделе 3.4 данной главы).

.Совместная работа по решению проблемы, которая проводится с помощью специальных консультативных методов и приемов.

В консультировании ученик (или взрослый) рассматривается как равный партнер. Он имеет абсолютно равные права в процессе принятия решения. Задача педагога-психолога - помочь другому человеку увидеть свои потенциальные возможности, чему способствует уважение к консультируемому.

Преподавательская и культурно-просветительская деятельность. Преподавательская и просветительская деятельность является неотъемлемой частью работы педагога-психолога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, лекториев и психологических клубов для родителей и педагогов, участие в работе методических объединений и педагогических советов, организация конференций и выставок литературы). Кроме этого, просвещение - составная часть коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога.

Многие авторы (например, И.В. Дубровина) отмечают, что учителя обладают недостаточными знаниями по психологии и не умеют использовать их в работе. Это же можно сказать и о родителях. Многие из них, даже интересующиеся психологической литературой, не могут применить имеющиеся теоретические знания в воспитании своего ребенка.

Психологическое просвещение - самый первый этап приобщения педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям. И.В. Дубровина видит смысл такого просвещения в следующем: знакомить педагогов с различными отраслями психологии - педагогической, социальной, возрастной, а учащихся - с основами самовоспитания; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их как у педагогов, так и у детей.

Для того чтобы приобретение и использование психологических знаний стало потребностью детей, их родителей и учителей, важно, чтобы все формы деятельности педагога-психолога проходили не на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом рассмотрения конкретные случаи или актуальные для аудитории проблемы, т. е. показывали бы возможности использования психологических знаний в реальной жизни и эффективность их применения при решении конкретных проблем. Речь педагога-психолога при обучении не должна изобиловать специальными терминами.

Преподавание - это специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче общественно-исторического опыта, формированию умений и навыков. Для ее осуществления педагог-психолог должен обладать идеалами и ценностями, глубокими знаниями в своей области, способностями (организаторскими, коммуникативными, гностическими и др.) и педагогической техникой.

Педагог-психолог может стать хорошим преподавателем только в том случае, если он обладает целым комплексом способностей, знаний и навыков. Воспитание и обучение оказываются действенными лишь в том случае, если все педагогические средства взаимосвязаны и если педагогический процесс характеризуется целостностью и системностью. Первейший признак педагогического процесса, в отличие от спонтанного и неконтролируемого воспитательного влияния среды, - это ясное осознание специалистом цели и методики работы. Педагогу-психологу, как и любому учителю, при преподавании приходится выполнять несколько видов деятельности. Каждый из них важен для эффективного и полноценного развития детей. Наиболее существенными являются моделирование процесса преподавания и каждого конкретного урока, тренировка и развитие знаний и навыков учащихся, рефлексия, исследование.

В основе преподавательской работы педагога-психолога должны лежать педагогические принципы:

·активность учеников в образовательном процессе;

·развитие у детей интереса к изучаемому материалу;

·диалогичность общения (равноправного сотрудничества с учениками);

·диагностичность (в основе действий педагога-психолога лежат результаты наблюдения за учебной деятельностью учеников);

·разделение учебного материала на организационно-содержательные учебные единицы, соответствующие возможностям учеников;

·учет в преподавании особенностей восприятия детей;

·обучение с учетом когнитивного стиля и уровня умственного развития учащихся;

·применение различных форм групповой и индивидуальной работы;

·развитие инициативы и ответственности учеников в учебном процессе;

·развитие самооценки, личной и культурной идентичности детей в обучении.

Соблюдать перечисленные принципы педагог-психолог сможет, если одним из основных методов его преподавания станет метод убеждения, основанный на обращении к собственным суждениям учащихся и педагогов.

Хорошо подготовленный урок, основанный на методе убеждения, состоит из пяти этапов:

.Вступление. Его функции: установление контакта, привлечение внимания и ознакомление аудитории (класса, педагогического коллектива, родителей) с темой разговора.

.Сообщение основной информации, которая передается в спокойной манере, без лишних эмоций, точно и доступно для понимания аудитории.

.Аргументация. Приведение доказательств, примеров, фактов, поддерживающих точку зрения учителя или доказывающих выдвинутые учителем на уроке положения.

.Контраргументация. Опровержение противоположных доводов, иных теоретических положений, возражений и т. д. Данный этап дает педагогу возможность полнее и интереснее раскрыть тему. Даже если класс не имеет противоположных доводов, необходимо подготовить их заранее, самому привести их и опровергнуть.

.Заключение. Функции заключения: подведение итогов, обобщение, повторение выводов и определение перспектив (что будет делаться далее, кто за что отвечает, сроки исполнения, какая тема будет изучаться после и т. д.). Последняя функция очень важна, поскольку дает возможность ученикам осознать себя активными участниками, а не пассивными зрителями процессов, происходящих в классе.

На этапах аргументации и контраргументации применяются одни и те же методы. Различаются они лишь в содержании. Все применяемые методы можно разделить на три группы: логические, основанные на законах логики; риторические, базирующиеся на методах ораторского искусства; спекулятивные, основанные на манипулировании собеседником.

Научно-методическая деятельность. Работа педагога-психолога никогда не носит только прикладной характер. Причин тому несколько, но главная состоит в том, что педагог-психолог постоянно использует в своей работе научные сведения из различных областей психологии, возрастной физиологии, педагогики. Плох тот учитель, который несколько лет работает по одним и тем же конспектам уроков. Представить себе педагога-психолога, который дает одни и те же рекомендации после проведения диагностики или одними и теми же словами проводит консультации, просто невозможно. Любое заключение о личности и поведении человека оправданно, только если оно имеет под собой строгую научно обоснованную базу. И.В. Дубровина пишет, что педагог-психолог "сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению знаний о ребенке, а практика - в том, что он применяет эти знания". Следует еще раз повторить, что и сама профессия педагога-психолога возникла только тогда, когда педагогическая практика испытала большую потребность в ней, а психологическая наука оказалась готова эту потребность удовлетворить.

Основывая свою работу на данных науки, почти каждый педагог-психолог рано или поздно приходит к необходимости проведения собственной научной или, по крайней мере, методической работы. Он сталкивается с тем, что не находит в литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью перепроверки или создания норм для используемых диагностических методик, с необходимостью обобщения результатов своей работы. Научный подход в работе, таким образом, является основой собственной научно-методической деятельности педагога-психолога.

Научная работа педагога-психолога выражается в изучении детей и детских коллективов, формировании собственного "банка" диагностических и коррекционно-развивающих методов, обобщении результатов своей работы, а методическая - в выборе и разработке методической темы, ведущей к совершенствованию навыков в той или иной области, в фиксировании результатов коррекционно-развивающей деятельности, собственно в отработке и совершенствовании навыков.

Социально-педагогическая деятельность. Социально-педагогическую деятельность педагога-психолога как вид профессиональной деятельности можно рассматривать через реализацию им комплекса социально-педагогических мер превентивного характера, логически выстроенных педагогических действий, направленных на личностное развитие и саморазвитие человека, педагогическую коррекцию поведения, нормализацию взаимоотношений с окружающей средой, обеспечение социальной защиты и подготовку человека к самозащите.

Главной направленностью социально-педагогической деятельности педагога-психолога является содействие саморазвитию личности и формированию индивидуальности человека. Педагог-психолог своей деятельностью стремится сформировать убежденность человека в том, что он обладает большим потенциалом, который должен быть обязательно реализован, может самостоятельно выйти из кризисных ситуаций и решить возникающие проблемы, но для этого необходимо верить в свои силы и возможности, проявить инициативу, активность и самостоятельность.

Поэтому задача социально-педагогической деятельности специалиста - поддержать, стимулировать и обеспечить условия развития способностей человека, создать сферу реализации имеющихся у него знаний, умений и навыков на основе включения детей и взрослых в социально значимую деятельность и стимулирования социальных инициатив.

Основной идеей социально-педагогической деятельности педагога-психолога является идея субъектности, предполагающая рассмотрение человека как активного участника защитного процесса, способного самостоятельно и адекватно оценивать складывающиеся ситуации и принимать оптимальные решения.

Осуществляя педагогическую коррекцию поведения и нормализацию взаимоотношений человека в социальной среде, педагог-психолог в качестве целевого и приоритетного направления своей деятельности выделяет профилактическую работу, которая направлена на то, чтобы предотвратить возможные жизненные трудности, кризисные ситуации и проблемы человека. Способствуя своевременному выявлению и предотвращению конфликтных, кризисных и проблемных ситуаций, педагог-психолог постоянно находится среди людей, разделяет их интересы и потребности. Он постоянно общается с людьми, строит отношения с ними на основе диалога, что помогает ему разбираться в сложной системе взаимоотношений, влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме.

Воспитательная деятельность. Главная цель воспитания - передача новым поколениям общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. В процессе воспитания происходит планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека, цель которого - формирование норм поведения, ценностей, установок, моральных принципов. Результатом этого процесса становится готовность выпускника школы к самостоятельной жизни в обществе и производительному труду.

В течение тысячелетий своего существования человечество накопило и "отшлифовало" принципы, нормы, правила, поддерживающие определенные отношения в обществе, гарантирующие его стабильность и безопасность для граждан. Они позволяют людям развиваться, достигать намеченного, не ущемляя прав рядом живущих. Для передачи норм и правил поведения выработаны приемы, составляющие основу воспитания. Как отмечают Л.В. Байбородова и М.И. Рожков, воспитание включает в себя три взаимосвязанных процесса: "воспитательных воздействий, принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания".

Для повышения целенаправленности воспитательного процесса он строится исходя из определенных закономерностей (Л.В. Байбородова и М.И. Рожков): 1) воспитание совершается только на основе активности ребенка при взаимодействии его с социальной средой; 2) образование и воспитание едины; 3) воспитательные влияния должны быть целостны, чему способствует совпадение поведения педагога и декларируемых им принципов, непротиворечивость предъявляемых им требований. Главную "работу" по воспитанию осуществляют родители и педагоги.

Какова же роль педагога-психолога в этом процессе? Во-первых, педагог-психолог передает педагогам и родителям знания, необходимые им в процессе воспитания. Эффективность воспитания повышается, если родители и учителя осознают психологические законы и механизмы формирования личности, что дает им возможность вырабатывать новые средства, формы и методы воспитательной деятельности. Другая сфера знаний, необходимых для их работы, - психологические основы организации общения педагогов, родителей и учащихся, в ходе которого и происходят передача и усвоение норм и ценностей. От того, как организовано взаимодействие воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых друг с другом, во многом зависит формирование поведения учащихся, осознанность восприятия ими этих норм и ценностей. В основе общения должен лежать принцип субъект-субъектных отношений, согласно которому дети являются активными, полноправными членами (субъектами) воспитательного взаимодействия.

Следующая область психолого-педагогических знаний, необходимых в воспитании, - знания о содержании, формах и методах саморазвития и самовоспитания школьников. Знание возрастных особенностей детей, периодов, в которые они особенно чувствительны к мнению окружающих и, значит, легче усваивают принципы, нормы и правила утверждения себя в обществе сверстников и взрослых, также оказывает помощь педагогам в их работе.

Во-вторых, воспитанию и, особенно, самовоспитанию учащихся способствует корреционно-развивающая работа, проводимая педагогами-психологами. В ходе ее происходит отработка соответствующих знаний, умений и навыков, тренировка форм поведения, осознанное принятие норм и принципов поведения в обществе. Коррекционно-развивающая работа помогает детям осваивать социальные роли и связи, существующие между людьми в обществе, основы самопознания и самоопределения.

В-третьих, педагог-психолог, как и любой взрослый человек, может воспитывать учеников собственным поведением. Дети любят копировать, а затем и сознательно воспроизводить поведение, манеру общения, систему ценностей людей, которые им нравятся или с которыми они часто сталкиваются в жизни. Педагог-психолог может стать таким образцом для подражания. Он сможет воспитать у детей понятия о нормах и правилах, действующих в современном демократическом обществе, если в работе и жизни будет следовать определенным принципам воспитания: гуманистической ориентации, социальной адекватности (соответствия условий и требований воспитания условиям современного общества); интеграции и дифференциации совместной деятельности педагога-психолога и учащихся; создания эвристической среды воспитания.

Управленческая деятельность. Любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т. е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив - главные признаки наличия управления в группе людей (коллективе школы или класса). Основная цель этой деятельности - обеспечение гармонии в развитии коллектива и школы в целом. Среди важнейших принципов управления выделяют:

·целостность (коллектив рассматривается как целостная система);

·иерархичность (в коллективе выделяют неиерархизированную структуру);

·целевую направленность (достижение целей является важнейшим критерием эффективного развития коллектива);

·научную обоснованность;

·сочетание централизации и децентрализации (в коллективе возможно разделение полномочий, но при этом лидер несет единоличную ответственность за происходящее в нем);

·демократизацию.

Управляя группой детей или учителей, педагог-психолог выполняет несколько функций : планирование (определяет, что, кем, когда, где и как будет выполнено); организацию - обеспечение выполнения плана, в том числе необходимыми материальными ресурсами (например, учебниками, наглядными пособиями, диагностическими методиками) и подбор людей, способных выполнить поставленную цель; руководство, заключающееся в направлении влияния на членов коллектива с тем, чтобы они выполняли запланированную работу и самосовершенствовались; мотивацию или стимулирование - это побуждение педагогом-психологом себя и других к работе по достижению поставленных целей; контроль (сравнение полученных результатов с запланированными).

Все перечисленные функции важны в общении педагога-психолога с учащимися и учителями, но особо следует остановиться на функции мотивации. Доказано, что положительная мотивация учения значительно повышает успеваемость ребенка, он с большей охотой ходит в школу, быстрее понимает и запоминает учебный материал, активнее его использует. Среди стимулов, влияющих на хорошую работу, выделяют материальные и моральные. В арсенале учителя нет материальных стимулов, в исключительных случаях такую возможность могут создать родители, материально поощряющие получение определенных оценок. К моральным стимулам относятся поощрение и порицание. Кроме того, в качестве мотивирующего фактора можно использовать предоставление ученику такого задания, которое будет интересно выполнять, которое позволит ему общаться с одноклассниками, окажется по силам и даст возможность развиваться (получать новые знания и формировать новые умения), позволит проявить самостоятельность, творчество или стать на какой-то момент лидером в классе. Мотивирующими факторами могут стать победа в организованном соревновании или конкурсе, в качестве мотиватора может действовать контроль.


2.2 Особенности ведения документации педагога-психолога


Документация педагога-психолога должна:

основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ (Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.98), О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо № 27/901-6 от 27.03.2000, инструктивное письмо органов управления образованием субъектов РФ № 3 от 01.03.99 об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения);

охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;

отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения, быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности;

отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;

ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье;

обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с «условно-нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии;

быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.

Вся документация делится на рабочую и отчетную. В свою очередь, рабочая документация служит задаче непосредственной регистрации деятельности психолога. Отчетная документация является непосредственным отражением содержания деятельности педагога-психолога.

Такое разделение дает возможность создать систему рабочей документации, подобной классному журналу педагога. Мы можем говорить о журнале (или, если хотите, о рабочем журнале) педагога-психолога.

И рабочая, и отчетная документация должна отражать четыре направления деятельности психолога, указанные в Положении о службе практической психологии. Поэтому составляющими единицами (разделами) рабочего журнала являются:

документация по планированию деятельности на учебный год, месяц и рабочую неделю (соответственно перспективный план с возможностью распределения работ по месяцам и расписание на каждую неделю каждого месяца) по таким традиционным направлениям деятельности психолога, как консультативно-диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая и просветительская;

регистрационная часть;

регистрационно-содержательная часть (здесь же можно привести статистическую отчетность, которая должна, по сути, отражать нагрузку психолога за конкретный период).

Основной отчетный период по всем видам деятельности психолога - месяц. Практика показывает, что это удобно как для образовательных центров, так и учреждений образования. Это удобно и для самого психолога.

В конце каждого месяца по всем видам работ может быть создана стандартизированная форма отчетности, полностью соответствующая форме отчетности за учебный год. Это позволяет специалисту не только составлять отчет за месяц, но и с минимальными временными затратами составлять отчет за год.

Основным элементом рабочей документации является регистрация конкретного вида деятельности психолога. Нам кажется разумным не писать каждый раз (как это делают многие психологи), что именно делает психолог, да еще записывать это в разных журналах (журнал обследований, консультаций, коррекционной работы и т.п.), а иметь один вид журнала с различным графами (по каждому виду работ) и регистрировать свою деятельность лишь значками в соответствующей графе. Объем регистрационного раздела журнала должен быть рассчитан на деятельность психолога в течение учебного года.

Отдельная строка отводится одному субъекту деятельности психолога, с которым проводится одно мероприятие. Субъектом регистрации может быть ребенок, его родитель, специалист или группа, часть класса, класс в целом, группа родителей или специалистов.


Заключение


Педагог-психолог является работником образовательного учреждения, осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья воспитанников (учащихся), их родителей, педагогов и других участников образовательного учреждения по следующим направлениям:

·Психологическая профилактика

·Психологическая диагностика

·Психологическая коррекция

·Психологическое консультирование

·Психологическое просвещение

·Организационно-методическая деятельность

Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от должности приказом директора образовательного учреждения. Подчиняется руководителю образовательного учреждения.

Педагог-психолог в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, нормативными документами Министерства образования РФ, городских, муниципальных органов управления образованием, уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, приказами руководителя образовательного учреждения, положением о педагоге-психологе муниципального образовательного учреждения, настоящей должностной инструкцией.

Режим рабочего времени педагога-психолога в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. Распределение рабочего времени осуществляется в соответствии с приказом Минобразования и науки РФ от 27.03.2006 № 69: 18 часов отводятся на диагностическую, консультационную, коррекционную, развивающую работу с обучающимися (воспитанниками), экспертную, консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания, на участие в комиссиях и остальные 18 часов приходятся на подготовку к проведению консультативно-просветительских видов работ, обработки, анализа и обобщения полученных результатов диагностики, заполнения отчетной документации, организационно-методической деятельности и повышения профессиональной квалификации. Выполнение указанной работы может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией необходимых условий работы с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами


Список использованной литературы


1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М.: МГОПИ; Альфа, 1995.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.

Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. Москва-Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 1995.

Кузнецова И.В., Ахутина Т.В., Битянова М.Р. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для администрации школ, педагогов и школьных психологов. Кн. 1. М.: НМЦ «ДАР» им Л.В. Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.

Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах. Под общ. ред. Н.Я. Большуновой. Сост. Н.Ф. Балашова, Е.В. Соколова. МОУ-ЦО «Пеликан». Бердск, 1998.

Обследование ребенка на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК). Комплект рабочих материалов. Под общ. ред. М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 1998.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.

Сотрудничество учителя и школьного практического психолога. Сборник научно-методических трудов. Под ред. А.К. Марковой. М., 1993.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Профессиональный психолог работает там, где есть хоть один человек, который в нем нуждается. При этом содержание слова «нуждается» не ограничивается каким-то психическим недугом. Социальный заказ на психологические услуги вызывается в большей мере потребностью людей в самопознании и самосовершенствовании, в способности жить психологически комфортно. Эти социальные потребности сформировали пять основных направлений работы психолога: организационно-методическое, исследовательско-аналитическое, психотерапевтическое, педагогическое и консультационно-просветительское, повышение квалификации.

Организационно-методическое направление обеспечивает планирование своего труда по различным аспектам решаемых психологических проблем с целью рационального использования собственного интеллектуального потенциала. Недостаточное внимание к данному направлению своей профессиональной деятельности затрудняет психологу постижение глубинных пластов своей профессии и создает угрозу нахождения его компетентности на поверхностном уровне. В рамках этого направления осуществляется обучение различных должностных лиц (персонала организации) использованию в их повседневной практике психологических знаний.

Исследовательско-аналитическое направление включает проведение научно-исследовательских работ в выбранной сфере (инженерной психологии, психологии управления, юридической психологии и др.). Важное место здесь отводится психодиагностике - разработке методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Значительные усилия психолога направляются на поиск концептуальных подходов и анализ закономерностей психологических явлений.

Психотерапевтическое направление предусматривает целенаправленное изменение свойств и состояний человека через комплекс лечебных психологических воздействий на его эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы. В этот психологический комплекс входят: психологические профилактика, коррекция, реабилитация, психогигиена и психотерапия.

Психологическая профилактика - комплекс превентивных действий по предотвращению нежелательных явлений в психике здорового клиента.

Психологическая коррекция - целенаправленное воздействие на психику с целью изменения, укрепления или формирования новых психологических качеств и свойств.

Психологическая реабилитация - система мероприятий, ориентированных на восстановление или компенсацию нарушенных психических состояний, функций, личностного и социального статуса.

Психогигиена - деятельность психолога по созданию условий для нормального функционирования психики (обследование населения с целью выявления групп риска, работа с молодыми и неблагополучными семьями).

Психотерапия - оказание психологической помощи человеку в решении им своих жизненных проблем, самостоятельном преодолении трудностей и негативных переживаний.

Педагогическое и консультационно-просветительское направление имеет своей целью передачу психологических знаний заинтересованным в них людям. Педагогическая деятельность психолога реализуется в учебных заведениях различного типа (вузах, колледжах, курсах повышения квалификации работников и др.). Это направление включает психологическое просвещение и психологическую консультацию.

Психологическое просвещение - работа по популяризации психологических знаний, умений и навыков, необходимых руководителям, деловым людям, пенсионерам и т. д. для обеспечения условий их нормальной жизнедеятельности.

Психологическая консультация ~ разработка специальных рекомендаций и советов по поведению человека или группы людей в психотравмирующих ситуациях, нарушающих привычный образ жизни и деятельности.

Повышение квалификации преследует цель совершенствования профессионального мастерства и условий труда психолога. Собственно данное направление продвигает психолога к вершинам его профессиональной компетентности. На этом пути у психолога нет остановок для отдыха, ибо обновление знаний в данной области происходит весьма интенсивно.

Важность поддержания своих знаний на уровне современного состояния психологических проблем возросла в связи с ослаблением противостояния отечественной и западной психологических школ, существовавшего многие десятки лет. Психологи осознали, что эффективное взаимодействие во имя своей науки возможно лишь на основе стремления понять научные позиции своих коллег.

Все эти направления тесно взаимосвязаны и определяют уровень профессионализма психолога, его компетентность и деловой имидж.

Успешная деятельность психолога может быть обеспечена при условии обязательного выполнения им ряда принципиальных требований: профессиональной компетентности, беспристрастности, позитивной ориентации, конфиденциальности и безопасности.

Профессиональная компетентность - уровень обладания психологом системой профессиональных знаний, навыков и умений, а также наличие особых личностных и деловых качеств (умение общаться, адекватная самооценка, гибкость мышления, совершенное владение психологическими технологиями).

Система профессиональных знаний, умений и навыков - это совокупность востребованных практикой сведений о всех сторонах деятельности психолога, а также приемов и технологий выполнения им своих функциональных обязанностей. В систему включены знание не только психологического инструментария, но и сильных и слабых сторон своей личности, умение оперативно распознавать личность клиента, навыки саморегуляции своего психического состояния.

Профессионально-значимые психологические особенности личности психолога определяют его внутренний потенциал для успешной деятельности. Это аналитико-синтетический стиль мышления, адекватная самооценка, внутренний локус контроля, психическая стабильность, устойчивость к экстремальным ситуациям повседневной жизни и общения, воля, коммуникабельность, способность сопереживать, мотивация достижения цели и др.

Социальная позиция психолога позволяет ему осознать свою роль в рамках своей деятельности и вне ее, свое предназначение, свою перспективу, систему личных оценок всего того, что происходит вокруг, и др.

Беспристрастность требует от психолога:

  • исключения предвзятого, необъективного отношения к клиенту и результатам работы своих коллег;
  • применения инструментария, соответствующего решаемым задачам, без ориентации на модные в данный момент психотехнологии;
  • выводов, рекомендаций и советов, базирующихся на объективных критериях.

Позитивная ориентация отражает гуманистический подход в деятельности психолога. Сюда включаются:

  • устремленность психолога на позитивные стороны своих трудовых актов, коммуникативных процессов и др.;
  • старание и умение внушить клиенту уверенность в преодолении его психических барьеров.

Конфиденциальность обязывает психолога хранить:

  • тайну информации, получаемой от клиента;
  • деловые записи и результаты диагностических исследований в форме, недоступной третьим лицам.

Безопасность должна гарантировать полную жизнеспособность принципа «Не навреди!». Последствия нанесения психического ущерба здоровью клиента обычно тяжелее, чем физические травмы. Сотрудничество с психологом должно приводить к позитивному изменению состояния клиента. Это обеспечивается:

  • исключительной внимательностью к личным психическим проблемам клиента;
  • осторожным подбором приемов воздействия на клиента, которое предусматривает предварительное познание его личностных особенностей.

Венчает деловой успех психолога его профессиональная и личная этика. Ее роль трудно переоценить. Личность другого человека нельзя трогать, к ней молено лишь прикасаться легким движением своей души. Запретительные заповеди Закона Божия, а также нравственные требования, выработанные человечеством на протяжении веков, - все это составляет основные принципы образа жизни профессионального психолога.

Психолог имеет полное высшее образование по специальности «практический психолог» и работает по полученной специальности в Н-ой общеобразовательной санаторной школе №1с (дата) года.

Психолог имеет квалификационную категорию «специалист».

Психолог — молодой, перспективный педагог-психолог. Проявила себя инициативным, энергичным работником. Осуществляет психологическое сопровождение всех участников учебно-воспитательного процесса по различным направлениям работы: психодиагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, профилактическое и просветительское, целью которого является создание в образовательном учреждении условий для максимально успешного личностного развития, обучения и социализации ребенка, создание положительного психоэмоционального климата в ученическом и педагогическом коллективах.

Для эффективности своей работы практический психолог разрабатывает системно-комплексное планирование, в который включены: посещение уроков, внеклассных мероприятий, групповые тренинги с педагогами, групповое и индивидуальное диагностирования всех участников учебно-воспитательного процесса, групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками, просветительские выступления на педагогических совещаниях и методобъединениях.

Большое значение Психолог уделяет психологической готовности детей к обучению, адаптации детей к условиям проживания в школе-интернате. С этой целью проводит диагностическую работу в классах, предоставляет консультации педагогам и родителям, проводит адаптационные занятия.

Психолог вместе с воспитателями организует мониторинг учеников санаторной школы-интерната с последующим предоставлением рекомендаций педагогам для использования в работе с детьми.

Одно из главных направлений практического психолога — профилактическая работа с детьми, которые нуждаются в особом психолого-педагогическом внимании. По результатам диагностики этих учеников психолог проводит с ними индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, предоставляет конкретные рекомендации воспитателям и родителям по развитию их потенциальных возможностей.

Психолог большое внимание уделяет профилактике вредных привычек. Проводится анкетирование учащихся с целью определения их знаний о вреде алкоголя, курения и наркотических средств. По результатам анкетирования даются рекомендации педагогам и родителям. Для пропаганды здорового образа жизни проводится тренинги по антиалкогольною программе «Семейный разговор».

Психолог находится в постоянном процессе творческого саморазвития, работает над собой, ищет оптимальные пути для решения школьных проблем, занимается самообразованием. Проходит курсы повышения квалификации

  1. «Психолого-педагогическое проектирование социального развития личности ученика» (указать учебное учереждение прохождения курсов повышения квалификации).
  2. «Общая подготовка практических психологов учреждений образования». (указать учебное учереждение прохождения курсов повышения квалификации).

Также она регулярно размещает свои статьи на школьном сайте на «Странице психолога», в школьной газете «12-й экспресс», имеет публикации на сайте издательства «Школьный мир» на тему: Тренинг для педагогов «Формирование навыков снятия эмоционального напряжения».

Педагог соответствует занимаемой должности и может быть аттестованной на квалификационную категорию «специалист 2 категории».


Полный текст материала Характеристика деятельности практического психолога школы смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.