Организация обучения безопасности труда: анализируем новый стандарт. Безопасным методам и приемам выполнения работ Порядок обучения работников безопасным методам труда

Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте регламентируется Правилами по охране труда при работе на высоте, утвержденными приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н.

Федеральная служба по труду и занятости в пределах компетенции в письме от 07.03.2017 N ПГ/03559-03-3 разъяснила порядок обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, указав следующее:

Работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ, уровень которой подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.

Наличие у работника квалификации, соответствующей характеру выполняемых работ, само по себе не отменяет необходимость проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

Работодатель обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:

  • а) допускаемых к работам на высоте впервые;
  • б) переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения;
  • в) имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.


Первичное и периодическое обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте необходимо проходить в организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии. При этом проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте проводится не реже 1 раза в год.

Проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте ежегодно может проводиться аттестационной комиссией, создаваемой работодателем. Результаты проверки знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте оформляются протоколом с указанием даты проведения проверки знаний, фамилии, имени, отчества лица, прошедшего проверку знаний, результатов проверки знаний. Протокол подписывается членами аттестационной комиссии, прошедшими соответствующее обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

[О регламентации обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте]

Федеральной службой по труду и занятости в пределах компетенции рассмотрено обращение от 06.02.2017, по результатам рассмотрения сообщаем следующее.
Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте регламентируется Правилами по охране труда при работе на высоте , утвержденными приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н (далее — Правила).
В соответствии с требованиями пункта 7 Правил работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.

Согласно пункту 9 Правил , работодатель (уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:
а) допускаемых к работам на высоте впервые;
б) переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения;
в) имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.

Таким образом, квалификация является одним из требований к работникам, допускаемым к работам на высоте, и не отменяет необходимость проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

Одновременно сообщаем, что правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, в том числе вопросы квалификации работников установлены Федеральным законов от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ).

В соответствий со статьей 2 Федерального закона N 273-ФЗ , организации осуществляют образовательную деятельность на основании лицензии.

На основании вышеизложенного поясняем, что все работники, выполняющие работы на высоте, в случаях, указанных в пункте 9 Правил , а также работники, отнесенные к определенной группе по безопасности работ на высоте, проходят соответствующее обучение (первичное, периодическое) в организации, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ , по разработанной этой организацией программе.

При этом, в соответствии с пунктом 15 Правил , проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте проводится не реже 1 раза в год. Данная проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте может проводиться аттестационной комиссией, создаваемой работодателем.

Результаты проверки знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте оформляются протоколом с указанием даты проведения проверки знаний, фамилии, имени, отчества лица, прошедшего проверку знаний, результатов проверки знаний. Протокол подписывается членами аттестационной комиссии, прошедшими соответствующее обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, комиссия, созданная работодателем, члены которой прошли соответствующее обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ на высоте в организации, осуществляющей образовательную деятельность, может проводить лишь ежегодную проверку знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте.

Первичное и периодическое обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ на высоте необходимо проходить в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Заместитель
начальника Управления
государственного надзора
в сфере труда
Л.В. Коваль

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ БЕЗОПАСНЫМ МЕТОДАМ РАБОТЫ

Обучение работников безопасным методам работы проводится на всех предприятиях независимо от характера и степени опасности производства при:

Подготовке новых рабочих (вновь принятых рабочих не имеющих профессии или меняющих профессию);

Проведении различных видов инструктажа;

Повышении квалификации труда

Общие положения по организации обучения работающих безопасности труда изложены в «Правилах об организации обучения работающих безопасности труда. Общие положения».

Обучение безопасности труда новых рабочих проводится при их профессионально-техническом обучении. Степень усвоения знаний по безопасности труда проверяется при сдаче обучающего экзамена, проведение инструктажа работающих, который по характеру и времени проведения подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий.

Виды инструктажей:

1) Вводный инструктаж (при приеме на работу проводит инженер по ТБ);

2) Первичный (бригадир индивидуально с каждым в отдельности);

3) Повторный инструктаж (бригадир в течении 3 месяцев после первичного);

4) Внеплановый инструктаж (при изменении правил по ТБ, при переводе на другую работу, при изменении технологического процесса, при нарушении работником ТБ или при несчастном случае, при перерывах в работе 60 дней на трудных работах 30 дней);

5) Текущий (проводится перед выдачей наряда-допуска с записью о проведении в самом наряде);

6) Целевой (при направлении на разовые работы).

Проведение всех инструктажей фиксируется в специальных журналах за подписью проводившего, за подписью работника.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда и лицо, на которое возложены его обязанности, со всеми на работу независимо от их образования и стажа работы, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Программа инструктажа разрабатывается с учетом требований стандартов и особенностей производства. Она должна быть утверждена руководителем предприятия и согласована с профсоюзным комитетом. О проведении вводного инструктажа и проверке знаний делается запись в специальном журнале (личной карточке инструктажа) с обязательными подписями инструктирующего и инструктируемого.

Инструктаж на рабочем месте (первичный) проводится с каждым работником, вновь поступившим или переведенным с одной работы на другую или с одного вида оборудования на другое.

Инструктаж проводит мастер или руководитель участка.

Рабочий должен ознакомится:

С планом цеха, участка;

С устройством технологического оборудования;

С правильной и безопасной организацией рабочего места;

С безопасными приемами работы при выполнении технологических операций.

После инструктажа и проверки знаний рабочие в течение 2-5 смен (в специальных случаях и больше) выполняют работу под наблюдением мастера или бригадира, после чего оформляется допуск их к самостоятельной работе, делается запись в специальном журнале (личной карточке инструктажа) с обязательной подписью инструктирующего.

К ряду профессий (например, электромонтера) предъявляются повышенные требования с точки зрения обеспечения безопасности труда. Рабочие таких профессий перед первичным инструктажем на рабочем месте проходят специальное обучение по программам, утвержденным министерствами и согласованным с органами государственного надзора.

Ряд работников предприятия, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением материалов и сырья, освобождаются от первичного инструктажа на рабочем месте. Список профессий таких работников утверждает руководитель предприятия после согласования с профсоюзными комитетами.

Повторный инструктаж проводят со всеми работниками, проходящими первичный инструктаж, с целью проверки и повышения уровня их знаний по охране труда. Его проводят систематически через определенный промежуток времени, но не реже чем через шесть месяцев.

Необходимость во внеплановом инструктаже возникает при изменении правил по охране труда, при разного рода изменениях в обслуживаемых объектах, при нарушении работниками инструкций по охране труда, после травмы, аварии, взрыва или пожара, перед началом работы после длительного перерыва(30 или 60 календарных дней в зависимости от степени опасности выполняемой работы).

Текущий инструктаж проводят с работниками перед выполнением работ, на которые должен оформляться наряд-допуск. О проведении такого инструктажа должна быть сделана запись в наряде-допуске.

Внеочередной инструктаж необходим, если:

а) изменены технологический процесс, оборудование и т.д.;

б) проведенный инструктаж с рабочими недостаточен и есть несчастные случаи и профзаболевания;

в) нарушены правила и инструкции по техники безопасности.

Каждый вид инструктажа оформляется в соответствующие карточки в установленном порядке с подписями инструктируемого и инструктирующего.

Обучение безопасности труда при повышении квалификации проводится как для рабочих, так и для инженерно-технических работников (ИТР). Рабочие могут повышать свои знания по охране труда на курсах повышения квалификации и на специальных курсах по охране труда. Усвоение знаний по безопасности труда проверяется во время сдачи квалификационных экзаменов.

Инженерно-технические работники повышают свои знания по безопасности труда, обучаясь на специальных курсах по охране труда, в институтах, на курсах и факультетах повышения квалификации. После обучения предусматривается проверка знаний по вопросам охраны труда. Такое обучение ИТР должно проводиться не реже чем через каждые шесть лет.

Для проведения вводного инструктажа и пропаганды охраны труда на предприятиях организуются стационарные и передвижные кабинеты охраны труда. Кабинеты оснащаются необходимыми наглядными пособиями, литературой, техническими средствами обучения, действующими моделями и управляемым убеждать и схемами.

От эффективности обучения работников безопасности труда в большой степени зависит профилактика травматизма на предприятии, поэтому на решение этой задачи должно обращаться большое внимание.

Неотъемлемой частью этой работы является пропаганда охраны труда. Задачи пропаганды: побуждать и постоянно поддерживать интерес к охране труда; убеждать работающих в необходимости того или иного мероприятия по охране труда; воспитывать сознательное отношение к мероприятиям по охране труда; популяризировать новые средства обеспечения безопасности труда. инструктаж безопасность пропаганда труд

Разнообразные формы, методы и средства. Формами осуществления пропаганды являются конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, радио- и телепередачи, экскурсии, выставки и.т.п. Методами пропаганды (приемами передачи информации) являются демонстрация натурных образцов, передовых приемов труда и т.п. К одним из действенных методов пропаганды относятся и всевозможные надписи, предупреждения об опасности поражения электрическим током, взрывоопасности, пожароопасности.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обязанности, ответственность и услуги медицинского учреждения, график работы больницы. Организация безопасности медицинского учреждения, технические и санитарно-гигиенические мероприятия. Порядок проведения обучения работников безопасным методам труда.

    отчет по практике , добавлен 12.09.2013

    Изучение основ и обучение требованиям охраны труда в учебных заведениях. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучении вторым профессиям. Проверка знаний руководителей и специалистов, инструктаж по безопасности труда.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2010

    Рассмотрение задач и инструментов PR-компании по безопасности и охране труда. Правила проведения инструктажей по технике безопасности среди персонала. Организация санитарно-бытового обслуживания работников. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

    реферат , добавлен 09.02.2012

    Обучение и инструктирование по охране труда работников. Классификация и номенклатура негативных факторов производственной среды. Виды инструктажей по технике безопасности для экипажа судна. Конструктивные и профилактические меры пожарной безопасности.

    реферат , добавлен 13.11.2014

    Система обучения безопасности труда, нормативные документы. Обучение безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях. Специальное обучение и проверка знаний рабочих. Инструктажи по безопасности труда, порядок его проведения на предприятии.

    практическая работа , добавлен 25.05.2009

    Структура службы охраны труда и численность ее работников. Обязанности по обеспечению безопасных условий труда. Обеспечение безопасности производственного оборудования. Средства индивидуальной защиты. Обучение безопасности труда и виды инструктажа.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Сущность и структура системы обучения безопасности труда населения. Особенности обучения безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях и на предприятиях. Проверка знаний рабочих, руководителей и специалистов. Инструктажи по безопасности труда.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2010

    Основные требования НПА в области обучения работников организации. Задачи обучения в области безопасности жизнедеятельности. Задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Обучение работников в области безопасности жизнедеятельности.

    реферат , добавлен 03.11.2009

    Основные положения законодательства об охране труда (ОТ). Права, обязанности работников в системе ОТ. Совершенствование соблюдения работником правил безопасности труда. Специальная оценка условий труда. Обучение и профессиональная подготовка в области ОТ.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Виды инструктажа по охране труда. Вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый инструктаж. Целевой инструктаж. Обучение работников рабочих профессий. Обучение руководителей и специалистов. Проверка знаний требований охраны труда.

Всем привет! В прошлой статье я рассуждал о программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для работников рабочих профессий. Сегодня вдогонку пост о программах обучения по охране труда/безопасным методам и приемам выполнения работ. Заметьте, я употребляю два этих понятия.

Мы не будем сегодня залезать в специальные правила безопасности по отраслям, там чаще всего всё написано понятно. Сосредоточимся на ГОСТ 12.0.004-90 и Постановлении 1/29.

Прошу также обратить внимание на то, что в этой статье я везде употребляю термины «рабочий» и «работник рабочей профессии», так как все РАБОЧИЕ являются РАБОТНИКАМИ, но не каждый РАБОТНИК является РАБОЧИМ.

Что нам говорит ГОСТ 12.0.004-90 по поводу обучения и проверки знаний рабочих.

4.1. В отдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проводят дополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

4.2. Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.

4.3. Обучение осуществляют по программам, разработанным с учетом отраслевых типовых программ и утвержденным руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом.

4.4. После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков.

Что всё это значит? То есть, исходя из этого, обучению и проверке знаний подлежат только работники отдельных отраслей, к работам которых предъявляются повышенные требования безопасности. Это означает, что учить нужно далеко не всех.

Далее пункт 4.3. Скажем так, далеко не все отрасли разрабатывали типовые программы обучения работников рабочих профессий. Что, если ваше предприятие работает в отрасли, где не разработали ни одной типовой программы обучения. Как быть?

По этому вопросу ГОСТ 12.0.004-90 себя исчерпывает. Да и не стоит забывать, что он носит всё-таки рекомендательный характер.

Обратимся к Постановлению 1/29.

2.2.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Лично я не совсем понимаю эти 2 абзаца. Во первых, в первом абзаце идет речь об обучении безопасным методам и приемам выполнения работ, а во втором уже об обучении по охране труда. То есть, этот документ разделяет эти 2 понятия.

Во вторых,в этом пункте указаны условия при которых проводится эти 2 вида обучения: первое — всем, второе только при подготовке, переподготовке и обучении другим профессиям.

Я думаю многие согласятся, что этот документ достаточно противоречивый и, надеюсь, у Минтруда тоже скоро дойдут до него руки.

3.1. Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Вы слышали это?! Оказывается комиссию для проверки знаний рабочих вообще можно не создавать! Достаточно, что проверку знаний проедет единолично непосредственный руководитель. А мы привыкли штамповать приказы о комиссиях. Ну да ладно, всё равно без протокола и комиссии не обойтись. Нужно же как-то доказать, что вы обучили и проверили рабочего. Но это уже совсем другая история.

Чем же поможет в нашем вопросе этот пункт. Он четко гласит — ПРОВЕРКУ ЗНАНИЙ ПРОВОДИ В ОБЪЕМЕ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА! Это означает, что программа обучения, как и программа инструктажа, должна базироваться на ИНСТРУКЦИЯХ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.

Многие скажут, что не надо ничего придумывать, ведь есть Письмо Минтруда от 17.05.2004, утверждающее Примерную программу обучения по охране труда работников организаций. Но, если вы вчитаетесь в нее, то поблагодарите Минтруд за то, что она только ПРИМЕРНАЯ. Нет, она вполне себе может быть использована для обучения специалистов и служащих, но она же практически неприменима для рабочих! Или может рабочему надо знать о Руководстве МОТ-СУОТ 2001, OHSAS 18001-1996, ГОСТ Р 12.0.006-2002, о котором идет речь в теме 2.3. этой Программы?! А может ему будет интересна тема 1.9.: Административная и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение или неисполнение требований законодательства о труде и об охране труда?! На кой хрен скажите мне, рабочему нужно всё это! Повторюсь, я рад, что многие документы Минтруда являются примерными и не обязательными .

Ну а теперь, я предложу свой вариант программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ рабочих.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ безопасным методам и приемам выполнения работ слесаря КИПиА

Настоящая программа составлена на основании ГОСТ 12.0.004-90 и Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29, с учетом Письма Минтруда России от 17.05.2004.

Основой для проведения обучения и последующей проверки знаний работников рабочих профессий являются инструкции по охране труда и пожарной безопасности.

  1. Понятия «охрана труда» и «пожарная безопасность».
  2. Обязанность работника по соблюдению требований охраны труда, пожарной безопасности и трудового распорядка.
  3. Основные причины травматизма для данной профессии.
  4. Основные требования безопасности по ИОТ слесаря КИПиА 6 разряда.
  5. Требования безопасности для электротехнического персонала по ремонту распределительных устройств.
  6. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования линий по производству базальтопластиковой арматуры.
  7. Требования безопасности для электротехнического персонала при производстве работ на лестницах и стремянках.
  8. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования линий по нанесении песчаных анкеров на базальтопластиковую арматуру.
  9. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин.
  10. Требования безопасности при проведении работ на высоте.
  11. Требования безопасности для электротехнического персонала при работе с мегомметром.
  12. Требования безопасности при работе с ручным слесарным инструментом.
  13. Требования безопасности при передвижении пешим ходом по территории и производственным помещениям.
  14. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных и складских работ.
  15. Требования электробезопасности.
  16. Основы пожарной безопасности.
  17. Действия работника при несчастном случае, пожаре и (или) аварии.
  18. Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

Ну как вам такой минимум знаний для рабочего, а? Практически всё в ней из инструкций по охране труда для работника этой профессии. Ничего лишнего!

Это вариант программы, по его подобию, руководствуясь инструкциями, можно составить любую программу. Для программы вы также можете составить конспект, но, я сч

Не знаю как вы, а я, если ГИТ будет предъявлять мне что-то по обучению и проверке знаний рабочих — дам почитать ему эту статью.

Будьте минималистами, не раздувайте документацию по охране труда до нереальных размеров, дайте работнику только то, что ему нужно. 🙂

В следующий раз поговорим подробнее о проверке знаний работников рабочих профессий.

Спасибо за внимание. Не забываем согласовывать все документы по охране труда с собой 🙂 и профсоюзом.

Скачать образец Программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ рабочих в формате WORD

P.S. Не стоит игнорировать и отраслевые программы обучения, если они разрабатывались ведомствами для вашей отрасли.

Обучение безопасным методам труда, требованиям охраны труда на каждом рабочем месте, для каждого вида работ, в том числе с повышенной опасностью, проводится непосредственно на предприятии, является одной из важных задач СУОТ и организуется руководством предприятия.
Система обучения безопасности труда представлена ниже. Она включает три основные составляющие: собственно обучение безопасным методам и приемам работы, организационно-техническое и научно-методическое его обеспечение. Оно выполняется в соответствии с ГОСТ 12.0.004—79, определяющим порядок и виды обучения рабочих и ИГР вопросам охраны труда.
Обучение рабочих включает производственные инструктажи и повышение квалификации. Принимаемые на работу, а также работающие на предприятии, в обязанности которых входит обслуживание, испытание, наладка й ремонт оборудования, использование инструментов, хранение сырья и материалов, обязательно проходят вводный, первичный, повторный, внеплановый, текущий инструктажи по технике безопасности.
Обучение безопасности на предприятии начинается с вводного инструктажа, проводимого инженером по охране труда (технике безопасности) в течение 2—3 ч с поступившими на работу индивидуально или с группой рабочих по программе, утвержденной главным инженером. Инструктаж включает основные положения законодательства по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка и поведения на территории предприятия, требования к организации и содержанию рабочего места, основные правила техники безопасности и производственной санитарии, а также порядок использования средств индивидуальной защиты. Инструктаж регистрируется в журнале вводного инструктажа, который хранится в течение 35 лет. Каждому прошедшему инструктаж выдается инструкция по охране труда, разработанная с учетом конкретных условий производства и специфики работы.
Все остальные инструктажи проводятся непосредственным руководителем работ.
Перед допуском к самостоятельной работе с каждым вновь принятым, переведенным, командированным, при бывшим на практику студентом и другими лицами, выполняющими новую работу, непосредственно на рабочем месте проводится первичный инструктаж. Его проводит мастер индивидуально с каждым работающим в объеме инструкции для отдельных видов работ пли профессий данного производства, что регистрируется в личной карточке инструктажа.

Мастер знакомит работника с общими сведениями о технологическом процессе и оборудовании на данном участке производства, устройством оборудования, на котором ему предстоит работать, предохранительными приспособлениями и ограждениями, системами сигнализации, с потенциально опасными и вредными производственными факторами конкретного рабочего места, обслуживаемого оборудования и применяемого инструмента, а также объясняет действия, которые необходимо предпринять при возникновении опасных ситуаций для предупреждения возможных неблагоприятных последствий. Для практического усвоения безопасных приемов я методов труда на рабочем месте новый работник на несколько смен прикрепляется к квалифицированному рабочему и находится под его постоянным наблюдением, после чего оформляется допуск к самостоятельной работе.
Повторный (очередной, плановый) инструктаж проводлп мастер на рабочем месте с установленной для данного производства и вида работ периодичностью. Эта периодичность не превышает шести месяцев на обычных работах и трех месяцев на работах с повышенной опасностью. Повторный инструктаж регистрируется в личной карточке инструктажа.
Внеплановые инструктажи проводятся мастером индивидуально или с группой работников одной профессии. Они проводятся при изменении правил охраны труда, технологического процесса, нарушениях работниками требований безопасности, которые могут привести к травме, аварии, взрыву или пожару, несчастных случив па производстве, после длительного отсутс.щ-я работника (более 30 дней для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, и более 60 дней для остальных работ).
Текущий инструктаж проводи;ся с рабп: щ::г;ми перед производством работ, на которые оформляете наряд-допуск. В наряде-допуске фиксируется проведение инструктажа.
Кроме инструктажей знания в области безопасности труда работающие совершенствуют на курсах повышения квалификации (целевые, производственно-технические), организуемых на предприятии отделами технического обучения, а также на специальных курсах по безопасности труда и в школах передового опыта. Типовые программы обучения утверждаются министерствами (ведомствами) по согласованию с ЦК профсоюзов, а при необходимости — с органами государственного надзора. На их основе разрабатываются программы повышения квалификации рабочих на производственно-технических курсах, курсах обучения вторым и смежным профессиям и т. п. Они обязательно содержат разделы по безопасности труда, объем которых составляет не менее)0 % общего курса обучения.
Рабочие пищевых производств, которым поручается самостоятельное выполнение ответственных и опасных работ, проходят специальное курсовое обучение по безопасности труда, организуемое по соответствующим специальностям непосредственно на предприятии. Перечень профессий и работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда, утверждается руководством предприятия.
На хлебопекарных, кондитерских, макаронных, сахарных предприятиях и предприятиях бродильных производств курсовое обучение по утвержденным программам должны обязательно пройти рабочие перед допуском к обслуживанию следующего оборудования или выполнению указанных ниже работ:

  • паровых и водогрейных котлов, производственных печей и других тепловых установок, работающих под давлением сосудов и аппаратов;
  • компрессоров, холодильных установок, газового оборудования;
  • электротехнических установок, подъемников, подъемных механизмов, тракторных лопат, буртоукладчиков, буртоукрывочных машин, автопогрузчиков, автокаров, электрокаров, тракторов н другого внутризаводского н внутрицехового механизированного транспорта;
  • газоэлектросварочного оборудования;
  • аппаратов диффузии н выпаривания, варки утфеля, центрифуг, кислотных и щелочных установок, установок бестарного хранения сырья, мойкн пищевого сырья; такелажных, монтажных, ремонтных, погрузочных, разгрузочных и других работ.
После прохождения курсового обучения рабочие сдают экзамены, аттестуются, им вручают удостоверение с отметкой срока его действия и они допускаются к выполнению соответствующих работ. Указанные категории рабочих ежегодно проходят проверку знаний по технике безопасности, что отмечается в удостоверении.
ИТР предприятия проходят вводный инструктаж, а через каждые три года — повторную проверку знаний правил техники безопасности. С периодичностью не реже 1 раза в шесть лет ИТР повышают знания на специальных курсах по охране труда при предприятиях, научно-исследовательских институтах, институтах повышения квалификации или на факультетах и курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях.
Большое значение для повышения качества и эффективности обучения по безопасности труда на предприятиях имеет его организационно-техническое и научно-методическое обеспечение. Оно включает подбор и подготовку квалифицированных кадров для проведения обучения, создание соответствующей современным требованиям учебно-производственной базы на предприятии, обеспечение ее качественными наглядными и учебными пособиями, техническими средствами обучения, учебными про! раммами, методическими рекомендациями и НТД по охране труда.
Важная роль в улучшении обучения рабочих безопасным приемам и методам труда принадлежит кабинетам по охране труда, которые организуются на предприятии в соответствии с «Типовым положением о кабинете охраны труда». Для кабинета должно быть выделено специальное помещение, площадь которого зависит от численности работающих на предприятии.
В кабинетах проводятся вводный и другие инструктажи, тематические занятия и семинары по охране труда для ИТР и рабочих, лекции, беседы, просматриваются фильмы и диафильмы по охране труда, даются информации о новых книгах, консультации для работников цехов и отделов по оргащгзации выставок и уголков по охране труда, осуществляется обмен информацией по вопросам охраны труда (через отделы технической ннформапии предприятия) с учетом достижений других родственных предприятий с целью популяризации и распространения их передового опыта. Кабинеты охраны труда оснащаются наглядными пособиями (учебными плакатами, схемами, макетами, натуральными экспонатами, диафильмами и кинофильмами), техническими средствами пропаганды и обучения (кинопроекторами, диапроекторами, магнитофонами, тренажерами), методическими рекомендациями и справочными материалами для проведения семинаров, инструктажей и тематических занятий.
В кабинетах для самостоятельного обучения, контроля и самоконтроля знаний наряду с обычным применяется программированный метод, предусматривающий использование обучающих и контрольных машин. При программированном машинном методе знания обучающегося оцениваются с помощью машины исходя из ответов на билеты, подготовленные по разным разделам охраны труда. Наиболее совершенной формой обучения и контроля программированным методом является использование ЭВМ, в памяти которой закодированы вопросы и ответы на них. ЭВМ особенно целесообразно использовать для самоподготовки, так как она позволяет работать обучающему с ней а диалоговом режиме.


Рис. 6 Форма контрольной карты н шаблона безмашннкого контроля знаний по охране труда

Широко используется также программированный метод безмашинного контроля знаний по охране труда, суть которого заключается в следующем. Экзаменующийся выбирает билет и получаст чистую контрольную карту (рис. 5, а). в билете указано пять вопросов и от двух до пяти ответов па каждый пз них, при этом только один правильный. Экзаменующийся должен в каждой горизонтальной строке, номер которой соответствует номеру вопроса, заштриховать квадрат, номер которого, по его мнению, совпадает с правильным ответом. Заполненная таким образом карта сдается преподавателю, который накладывает на нее шаблон с вырезанными соответствующим образом окнами (рис. 5, б) для проверки правильности ответов. Совпадение заштрихованных квадратов с окнами определяет число правильных ответов. Оно и является оценкой знаний по данному билету.

У вас появился новый работник. Какие мероприятия по охране труда следует с ним провести? Смотрите видео Анатолия Терентьева по этой теме в конце статьи.

1. Проведение вводного инструктажа

Как только работник появился на предприятии, еще до подписания трудового договора, с ним необходимо провести . Данный инструктаж проводит специалист по охране труда, либо специально обученное лицо.

Должна быть программа обучения, утвержденная руководителем организации, с перечнем вопросов, которые вы, как специалист по охране труда включаете на свое усмотрение. Чаще всего включаются общие вопросы:

  • общие сведения о предприятии;
  • наличие вредных и опасных факторов, которые могут воздействовать на работника;
  • средства защиты, которые могут выдаваться работникам;
  • льготы и компенсации предоставляемые работникам;
  • действия работника в аварийных ситуациях.

Результаты обучения отражаются в журнале . Работник расписывается в этом журнале.

2. Проведение первичного инструктажа

Далее, работник выходит на работу. В первый же рабочий день, непосредственный руководитель данного работника проводит . Обучение проводится по программам, инструкциям, или иным документам, в которых отражается порядок и безопасность производства работ. Результаты обучения также отражаются в специальном журнале.

3. Стажировка на рабочем месте

Стажировка обязательна только для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Чтобы определить, нужна ли стажировка работнику, достаточно почитать его трудовой договор. Если в договоре условия труда оптимальны, допустимы, то стажировка для данного работника не обязательна.

Это работники, которые занимаются обслуживанием и ремонтом технических устройств. Например, у стропальщика условия труда допустимы, а вот стажировка для него обязательна.

Стажировка оформляется приказом:

«Иванову Ивану Ивановичу назначить стажировку под руководством Петрова Петра Петровича в количестве ________ смен с _____ по ________»

4. Обучение безопасным способам выполнения работ

Есть отдельные виды профессий, по которым инструктаж на рабочем месте можно не проходить, а вот обучение безопасным методам и приемам выполнения работ становится обязательным.

Как проводится? Правила об этом четко не говорят. Минтруд говорит, что организация этого вида обучения проводится на усмотрение руководителя организации. Поэтому можно отправлять своих работников в , либо приглашать специалистов, либо организовать данное обучение у себя на рабочем месте.

Данный вид обучения проводится не позднее 1 месяца при трудоустройстве работника.

Обязательно должна быть разработана программа обучения. Она обычно состоит из пяти разделов:

  • трудовое право / рассказываем о правах работников и ответственности ;
  • охрана труда / разбираем все внутренние локальные документы ;
  • пожарная безопасность;
  • электробезопасность;

5. Проверка знаний работников

«Комиссия в составе ______________________________ провела проверку знаний требований безопасных методов и приемов выполнения работ , оказанию первой помощи пострадавшим …» Также туда можно добавить различные инструкции и внутренние регламенты.

Данный протокол должен быть оформлен и подписан работником не позднее 1 месяца с момента поступления на работу.

6. Допуск работника к самостоятельной работе

Допуск к работе оформляется приказом, который составляется после прохождение всех выше описанных мероприятий:

«На основании положительной проверки знаний, допустить работника к самостоятельной работе».

Вывод:

Почему важно осуществить все эти мероприятия?

Потому, что при несчастном случае на предприятии, все выше описанные мероприятия отражаются в первом разделе акта «Н1», раздел «Сведения о работнике».

Если не будут проведены все выше изложенные мероприятия, то ни о каком допуске работника к работе не может быть и речи. Так, согласно статьи 76 Трудового Кодекса РФ работника, не прошедшего в соответствующем порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний следует незамедлительно отстранить от работы.