Обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Устранение возникающих аварийный ситуаций,поломок и восстановление жизнеобеспечения. Текущий ремонт - довольно спорное определение

Раз в тридцать дней жители многоквартирных домов (МКД) получают квитанцию с графой «текущее содержание жилья», производят оплату за эти услуги, но немногие из нас задумываются, что означает эта графа.

В этом важном вопросе следует подробно разобраться.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Законодательная база

В Постановлении Правительства РФ № 491, которое датируется 13 августа 2006 г., регулируются отношения по содержанию имущества, находящегося в общем пользовании собственников многоквартирного дома .

При этом обеспечивается:

  1. Соблюдение высокого уровня безопасности и надежности многоквартирного дома;
  2. Готовность технического оборудования для обслуживания жильцов посредством коммунальных услуг;
  3. Выполнение требований законодательства в области энергоэффективности;
  4. Соблюдение прав собственников, проживающих в МКД;
  5. Доступность пользования общими жилыми и нежилыми помещениями, а так же придомовой территорией (земельным участком);
  6. Безопасность физических лиц, защита от повреждений имущества, находящегося в пользовании физических и юридических лиц и также того, что принадлежит государству и муниципалитету.

Нормы деятельности для коммунальных предприятий, а также установление внутренних тарифов и порядка, по которому должна проводиться оплата услуг для проживающих в многоэтажном доме, закреплены в статье 154 Жилищного кодекса РФ .

Эти нормы были созданы законодателем для того, что урегулировать , которые находятся в долевой собственности.

Под общим имуществом в ст. 154 ЖК РФ подразумеваются следующие объекты:

  • Места общего пребывания и использования, такие как лифт, лестничная площадка, чердачное помещение и технический этаж ;
  • Крыша ;
  • Ограждения, поддерживающие общую структуру дома: двери, бордюры, несущие стены ;
  • Оборудование, располагающееся в доме и за его пределами: техническое, электрическое или механическое ;
  • Придомовая территория, определяющаяся на основе кадастрового паспорта жилья ;
  • Иные объекты, которые также имеют отношение к многоквартирному дому: стоянки для автомобилей, подстанции трансформаторного вида и площадки для детских игр .

Какие виды работ входят в понятие «качественное содержание жилья»?

Важно поддерживать нормальное состояние дома с эстетической точки зрения, а также уделять внимание его функциональным возможностям, устраняя появляющиеся изъяны и неполадки в короткие сроки.

Каждый из жильцов понимает, что управляющая компания должна проводить ряд мер, обеспечивающих ремонт и качественное содержание жилья, но не каждый знает, какие именно меры должны приниматься для этого, и что входит в список обязанностей, возложенных государством .

Услуги, входящие в состав ремонта и управления:

  1. Уборка общедомовых помещений, выполненная по всех правилам санитарных нормативов.
  2. Работы, направленные на освещение имущества, относящегося к общедомовому пользованию.
  3. Проведение работ по озеленению территории, прилегающей к жилому дому.
  4. Осуществление вывоза отходов, как собственными силами, так и с помощью сторонних организаций.
  5. Обеспечение пожарной безопасности.
  6. Создание в помещениях комфортной температуры и оптимального уровня влажности.
  7. Регулярные осмотры помещений на возможные дефекты, в том числе на соответствие нормам и предотвращение физических травм и несчастных случаев.
  8. Подготовка к монтажу и эксплуатации имущества, предназначенного для общего пользования жильцов.
  9. Подготовка и проведение ремонтных работ.

Это лишь основные функции, которыми не должны пренебрегать ТСЖ и управляющая компания.

Иногда у жильцов возникает желание проведения дополнительных работ, о котором они заявляют в форме просьбы, направляемой в местную Управляющую компанию или ТСЖ.

Обращения по поводу проведения дополнительной покраски подъезда в более яркий оттенок или еженедельная поливка цветов на лестничной площадке не могут быть удовлетворены, если компания сочтет неуместным проведение подобных работ .

Жильцы имеют право провести собрание с присутствием на нем представителей ТСЖ, где возможно договориться о выполнении вспомогательных работ за дополнительную плату.

Перечень услуг в квитанции ЖКХ

Получая очередную квитанцию об уплате, мало кто из людей, проживающих в МКД, детально изучает их содержание.

Работы, проводимые в домах, подразделяют на:

  • Запланированные ;
  • Сезонные ;
  • Необходимые .

К плановым работам относят заранее обговоренные действия, к которым шла длительная подготовка.

Минимальное количество работ, приходящихся на один МКД, изложено в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года под №170 .

Меньшее количество работ проводить запрещено, а большее согласовывается в индивидуальном порядке на всеобщем собрании жильцов и Управляющей компании.

Необходимые мероприятия вызваны резкой поломкой или обстоятельством, которое повлияло на работу оборудования или внешнего вида здания и требует незамедлительного вмешательства .

К сезонным относят работы, проводимые один раз в год при подготовке многоэтажки к отопительному сезону или его прекращению.

Помимо проводимых услуг, за которые жители вносят оплату ежемесячно по своим квитанциям, существуют еще и дополнительный расширенный перечень услуг.

В ежемесячные расходы управляющая компания может включать проведение сезонных работ .

К таким работам следует относить:

  1. Чистку чердачных помещений и замену водосточных труб;
  2. Работы по обновлению штукатурки;
  3. Работы по замене дверей и окон в доме;
  4. Наблюдение и замену при необходимости перил и прочих оградительных элементов;
  5. Замену кровли крыш и люков при их износе;
  6. Осуществление контроля и замену указателей на жилом доме;
  7. Проведение деятельности по облагораживанию придомовой территории кустарниками и цветниками;
  8. В зимний период: уборку снега и устранение наледи, а также обработку тротуаров специальными средствами против скользкой поверхности;
  9. Обслуживание приборов общего пользования в подъезде: лифтов и мусоропроводного механизма;
  10. Профилактику работы водопроводного оборудования в доме;
  11. Очистку и влажную уборку, выполняемую в лестничных пролетах;
  12. Проверку работы, связанной с функционированием отопительной системы;
  13. Улучшение состояния площадок, предназначенных для спортивных занятий.

Формирование тарифов

При формировании тарифов на оплату услуг многие Управляющие компании обходят предварительную согласованность с жильцами и устанавливают свои суммы.

Если случай с завышенной суммой был зафиксирован, нужно незамедлительно провести общее собрание, где сотрудники Управляющей компании должны пояснить увеличенные суммы .

Тарифы должны быть согласованы двумя сторонами: с одной стороны собственниками, обладающими правами на жилые помещения, а с другой стороны — Управляющей компанией.

Управляющей компании запрещено выставлять суммы для тарифов в одностороннем порядке .

Средства, собранные при ежемесячной оплате, идут на проведение работ по осуществлению ремонта, содержанию общего фонда жилья и поддержанию работы всех приборов и элементов общего пользования.

Для граждан, снимающих жилье в таких домах, не должно быть дополнительных сборов за капитальный ремонт, потому что ответственность по уплате за эту графу полностью возлагается на собственника квартиры.

Важно отметить, что присутствие в квитанции дополнительных пунктов, указывающих на сбор за вывоз отходов и содержание лифтов - это нарушение. Эти две графы должны быть включены в «содержание жилья» .

Стоимость обслуживания, установленная на содержание жилья, формирует собственник жилого фонда.

В случаях, когда дом находится в собственности муниципалитета или государства, к оплате дополнительно взимается еще и арендная плата.

Если такие пункты имеют место быть, нужно немедленно проводить перерасчет по установленному тарифу .

Что можно сделать за деньги, собранные на содержание и текущий ремонт в многоквартирном доме? Жильцы наладили диалог с управляющей компанией и совместно взаимодействуют по планированию работ по содержанию многоквартирного дома. Предлагаем Вам посмотреть видеоролик.

Собственники недвижимости в МКД, согласно Жилищному кодексу РФ, являются совладельцами помещений, находящихся за порогом их квартир и функционирующих как подсобные площади, целевое назначение которых – обслуживание жилья (ст. 36 п. 1 ЖК РФ). Такая домовая территория называется общим имуществом, по отношению к нему все владельцы выполняют определенные обязанности, направленные на обеспечение его нормального функционирования. Правила содержания общего имущества многоквартирного дома разрешают хозяевам жилья самим устанавливать состав недвижимости совместного использования.

Что включается в правила содержания общего имущества многоквартирного дома

Правилами предусмотрено, что на многоэтажки составляется и утверждается список действий, выполнение которых берет на себя управляющая компания. При разных формах хозяйствования возможны отличающиеся варианты принятия решений. Например, если квартиросъемщики отдали предпочтение самостоятельному обслуживанию, то выбор действий остается за одним из владельцев жилья.

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома предписывают обязательное подтверждение целесообразности осуществления ремонтных и других видов работ. Это делается несколькими способами. Чаще всего используют прием документальных доказательств: оформляют бумаги, подтверждающие несоответствующее состояние дома, и приводят другие аргументы. В случае необходимости к работе привлекается специальная комиссия, которая фиксирует все неисправности.

В Правилах названо минимальное количество работ, которые необходимо проводить на общедомовой территории, но список можно корректировать, добавляя новые услуги или мероприятия.

Пункты, выбранные для исполнения, должны соответствовать определенным требованиям, которые подразумевают наличие:

  • указаний на время проведения мероприятий;
  • графика выполнения работ;
  • сметы на проведение работ;
  • материальных средств.

Как регулируются правила содержания общего имущества многоквартирного дома

Основным нормативным документом, регулирующим Правила, является правительственное Постановление № 491 от 13 августа 2006 г., которое сопровождается дополнениями и изменениями.

В первую очередь, Постановление раскрывает смысл понятия «общее имущество» по отношению к многоэтажному дому.

В состав коллективных ценностей владельцев квартир и недвижимости, относящейся к нежилому фонду МКД, входят:

  • крыша здания;
  • места общедомового использования (оборудованные лестничные клетки, чердаки и подвалы, шахты лифтов и сами кабинки, технический этаж и другие помещения, не относящиеся к жилым, но оснащенные инженерными коммуникациями и находящиеся на территории строения). Движимое имущество нежилого фонда должно использоваться несколькими квартирами МКД;
  • несущие стены, перегородки и другие сооружения и ограждения МКД;
  • оборудование различного целевого назначения и находящееся на территории МКД (в помещении и вне его). В перечень включено санитарное, механическое, электрическое и прочее оснащение, предназначенное для обеспечения жильцов в двух и более квартирах МКД;
  • земельный участок под домом и прилегающая к нему территория (границы этой площади определяются государственной кадастровой палатой);
  • системы инженерных коммуникаций, находящиеся внутри здания (сети электро-, газо- и водоснабжения, отопительные);
  • размещенные внутри дома теле- и радиосети, к которым также относятся устройства телефонной связи, кабельного телевидения и другие системы коммуникации и информации;
  • прочие объекты МКД, которые используются с целью предоставления услуг и поддержания в исправности жилых помещений, способствующие эксплуатации и влияющие на благоустройство здания.

Лица, отвечающие за функционирование МКД, должны вести документацию на многоквартирный дом и своевременно ее предоставлять (требования к оформлению бумаг и порядок их передачи регламентированы законами РФ).

Какие требования к содержанию жилья устанавливают Правила содержания общего имущества многоквартирного дома

Правительственное Постановление № 491 предписывает необходимость содержать многоквартирные дома и прилегающие территории в таком виде, который соответствует требованиям нормативно-правовой документации учреждений, регулирующих и контролирующих обслуживание общедомового имущества. Этот порядок охватывает его санитарно-эпидемиологическое и техническое состояние, защиту прав потребителей и некоторые другие аспекты.

Владельцы активов, относящихся к разряду коллективных, опираясь на правила содержания общего имущества многоквартирного дома, обязаны обеспечить надежность строения и конструкций, гарантировать безопасность всех жильцов, организовать деятельность таким образом, чтобы недвижимость граждан, предприятий и органов власти находилась в сохранности. Кроме этого, необходимо обратить внимание, чтобы содержание МКД в порядке не имело негативного отражения на эксплуатации помещений жилого и нежилого фонда, земельного участка, принадлежащего зданию.

Квартиросъемщикам положено контролировать работу коммуникационных систем, счетчиков и других приборов, поддерживая их в исправном состоянии, чтобы обеспечить своевременное предоставление коммунальных услуг.

Кроме этого, правила содержания общего имущества многоквартирного дома обязывают жильцов следить, чтобы архитектурный облик МКД соответствовал утвержденному проекту.

Соблюдение установленных регламентов предполагает, что собственники должны предпринимать следующее:

  • периодически осматривать общее имущество с целью обнаружения проблем, неисправностей и несоответствия условиям нормативной документации;
  • своевременно убирать места общего пользования, соблюдая требования к санитарно-гигиеническому состоянию объектов;
  • организовать регулярный сбор и вывоз мусора;
  • обеспечить соблюдение требований противопожарной безопасности владельцами жилья;
  • объекты, относящиеся к категории общей собственности, необходимо содержать в порядке, придомовая территория должна быть благоустроенной и озелененной;
  • периодически проводить текущий и капитальный ремонт, готовить инженерные и коммуникационные системы к отопительному сезону;
  • работать над увеличением энергоэффективности и обеспечением энергосбережения общедомовой территории (подъездов, чердачных помещений и т. п.) путем проведения мероприятий, предусмотренных нормативной базой;
  • установить и ввести в эксплуатацию приборы, контролирующие коллективные объемы потребления ресурсов (счетчики воды, газа, тепла, электричества), периодически проводить их поверку и регулярно обследовать.

Виды работ и условия их выполнения (включая материальную сторону вопроса) устанавливаются на собрании хозяев недвижимости в МКД.

Решение о проведении текущего ремонта также принимается на общем собрании. Жильцы должны руководствоваться необходимостью поддержания дома в технически исправном и работоспособном состоянии. Текущий ремонт общедомового имущества может быть проведен в отношении отдельных объектов и с профилактической целью, и после обнаружения поломок, износа.

Двери и окна МКД, которые не относятся к совместной собственности, расположенные внутри помещений нежилого и жилого фонда, устанавливаются за счет квартиросъемщиков и ремонтируются самостоятельно.

Решение об организации и проведении капремонта коллективного имущества принимается на общем собрании владельцев квартир данного МКД. Капитальный ремонт очень отличается от текущего, в ходе которого восстанавливается эксплуатационная характеристика или устраняются мелкие дефекты/разрушения, полученные в результате износа здания или других объектов совместного пользования.

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома по несению расходов на обслуживание

Все материальные затраты, связанные с обеспечением ухода и содержания МКД в надлежащем состоянии, возлагаются на квартиросъемщиков. Суммы определяются исходя из доли в праве собственности на имущество. В расчеты включаются:

  • начисления за содержание жилья МКД (если этим занимается компания или владельцы помещений);
  • взносы и платежи, являющиеся неотъемлемыми при вхождении в ТСЖ, жилищный кооператив или в другую жилищно-управляющую компанию, удовлетворяющую потребности обитателей дома. Причем квартиросъемщики, не входящие в вышеперечисленные организации, на основании ст. 155 ЖК РФ производят оплату за содержание жилья.

Затраты на обслуживание помещений насчитываются в объеме, способном обеспечить материальную базу для поддержания коллективной собственности на уровне, установленном Правительством России в соответствующих законах и других нормативно-правовых документах.

В январе 2017 года были внесены изменения в правила содержания общего имущества многоквартирного дома. Теперь статьи расходов пополнились счетами за водо- и энергопотребление, водоотведение, производимое для осуществления услуг, которые необходимы для жизнеобеспечения МКД.

Суммы, являющиеся частью оплаты за содержание общедомового движимого и недвижимого имущества, показываются в платежках. Каждый из потребленных ресурсов прописывается в отдельной строке извещения о начислениях.

Финансироваться содержание общего имущества может за счет средств:

  • поступающих от владельцев помещений;
  • вносимых собственниками квартир, которым полагается субсидия при оплате жилищно-коммунальных услуг. Квартиросъемщики могут производить оплату из личных средств и использовать предоставленную субсидию;
  • поступающих от владельцев помещений, являющихся физлицами и получающих частичную или полную компенсацию затрат, произошедших в результате внесения оплаты ЖКУ. Жильцы могут использовать личные средства и предоставленную компенсацию на оплату потребленных услуг.

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома предусматривают, что объемы начислений обговариваются и принимаются на общем собрании квартиросъемщиков – собственников недвижимости (если управление домом ведет организация). Срок действия тарифа, как правило, устанавливается на том же собрании и составляет не менее одного года. Причем при определении стоимости должны учитываться предложения, которые вносит УК. Сумма, предъявленная к оплате, является одинаковой для всех квартиросъемщиков дома.

При владельцами жилья величина оплаты содержания здания, в котором расположены квартиры, должна быть такой, чтобы оказаться в состоянии покрыть расходы, связанные с потреблением качественных услуг и проведением необходимых работ. Основанием для расчетов становятся договора, которые собственники заключают с компаниями или организациями, способными обеспечить нужды жильцов. Решение о том, кому поручить данную функцию, принимается на общем собрании владельцев недвижимости.

Причем установленная сумма не включает затраты на ресурсы, которые расходуются с целью содержания общих активов в МКД.

Оплата обязательных начислений предназначена для покрытия издержек, связанных с обслуживанием коллективной собственности членов товарищества владельцев жилья или другой организации, решающей проблемы потребителей жилищно-коммунальных услуг. Правила содержания общего имущества многоквартирного дома говорят о том, что хозяева квартир, не заключившие соглашения с жилищными компаниями и кооперативами, должны оплачивать затраты на уход за объектами совместного пользования. Для таких жильцов сумму взносов устанавливают управляющие организации. В основе начислений лежит утвержденная доходно-расходная смета на текущий год.

Данные платежи с января 2017 года включают затраты компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги населению (ТСЖ, УК, жилищные кооперативы и т. п.). Такое условие содержится в Правилах содержания общего имущества многоквартирного дома (п. 29).

Если владельцы жилья не приняли решение о способе управления, тогда сумма, необходимая для содержания коллективной собственности МКД, устанавливается местными органами власти. А в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) размер оплаты определяет государственная власть субъекта РФ (при условии, что эти полномочия не переданы муниципальным структурам). Ценообразование происходит в результате проведения открытого конкурса, итогами которого становятся сформированные тарифы на содержание общей недвижимости. В договоре с хозяйствующей компанией указывается определенная таким способом стоимость, соответствующая расходам, необходимым для обслуживания здания.

Если полномочия по руководству МКД предоставлены управляющей организации, то владельцы квартир, которые принадлежат муниципалитету или государству, обязаны оплачивать затраты, произошедшие в результате обслуживания коллективной собственности здания. Об этом говорят и Правила содержания общего имущества многоквартирного дома, и Жилищный кодекс РФ (ст. 155 ч. 4). Если квартиросъемщики оплачивают сумму, не способную покрыть всех расходов, связанных с обслуживанием совместных активов, то недостающие средства предоставляет арендодатель этих помещений. Этот вопрос должен быть согласован с управляющей компанией в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Кем контролируется, соблюдаются ли правила содержания общего имущества многоквартирного дома

  • Право на информацию. Компетентное лицо обязано предоставить сведения потребителю об объеме, видах и качестве выполненных работ, об оказанных услугах и частоте их подачи в 5-дневный срок. Причем этот период можно сделать меньше.
  • Право на проведение проверки. Жильцы МКД могут проинспектировать не только объем, качество и периодичность выполнения каких-то работ, но и выполнить экспертизу, которая способна объективно оценить состояние общего имущества МКД.
  • Право на своевременное устранение неполадок и дефектов. Причем это право сопровождается определенными действиями жильцов, которые заключаются в том, что квартиросъемщик может пожелать убедиться в исполнении договорных обязательств.

Законы РФ и правила содержания общего имущества многоквартирного дома предусматривают полную ответственность граждан за обеспечение исправного состояния коллективной собственности. Жильцы могут делегировать эти функции хозяйствующей организации.

Управляющие компании и другие коммунальные предприятия несут ответственность за свою работу или качество сервиса, в первую очередь, перед главными квартиросъемщиками. УК должны в точности выполнять обязательства, взятые на себя во время составления договора на обслуживание, где одним из условий (или поручений) будет содержание общего имущества МКД в состоянии, соответствующем законам РФ.

Какой грозит штраф, если нарушены правила содержания общего имущества многоквартирного дома

Пока не было введено лицензирование, инспекторы, осуществляющие контроль состояния общего имущества, руководствовались КоАП РФ. На основании статьи 7.2 могли наложить штраф за любой дефект или недостаток в работе (плохо убранный снег, поломанная плитка на полу, подтопление подвала и т. д.).

Жилищные инспекторы приносили неплохой доход в бюджет, потому что нарушение правил содержания общего имущества можно приравнять к несоблюдению требований лицензии, а это наказывается намного строже.

Инспекторы стали руководствоваться:

  • статьей 7.23.3, в ней предусмотрены санкции к предпринимателям, которые не соблюдают правила содержания общего имущества многоквартирного дома;
  • статьей 14.1.3, в которой изложено наказание за управление МКД без соответствующей лицензии или за нарушение требований лицензии (кроме случаев, описанных в статье 7.23.1).

Для понимания разницы в размерах штрафов предлагаем ознакомиться с таблицей, в которой указаны суммы для юридических и должностных лиц.

В статье 193 Жилищного кодекса РФ названы лицензионные условия. Однако есть и такое: «а также другие требования, утвержденные Правительством РФ». Согласитесь, что подобная формулировка открывает перед инспекторами весьма широкий спектр деятельности.

Помимо этого, Постановлением Правительства РФ № 1110 от 28.10.2014 внесены некоторые дополнения к лицензионным требованиям в Положение о лицензировании деятельности предпринимателей. Например:

  • соблюдать требования статьи 161 части 2.3. ЖК РФ (т. е. правила содержания общего имущества многоквартирного дома с точки зрения технических норм и обеспечение коммунальных услуг в соответствии со степенью благоустройства МКД);
  • соблюдать требования статьи 162 части 2 ЖК РФ (т. е. выполнять обязательства, прописанные в договоре управления МКД).

Итак, видно, что дополнения к требованиям лицензионной деятельности предусмотрели практически все нюансы управления многоквартирным домом. Органы, осуществляющие контроль, уже не руководствуются статьей 7.22 КоАП РФ, согласно которой за несоблюдение условий содержания общего имущества МКД привлекали к ответственности. Инспекторы приняли на вооружение ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ, и на ее основании составляется протокол об административном нарушении.

Мнение эксперта

Что делать УК после получения штрафа

Попов Р. М. ,

руководитель юридической компании «Интел-Право» (г. Дубна)

Как же лучше поступить, если вам все же вручили предписание на основании ст. 7. 22 КоАП РФ? Прежде всего, не теряйтесь и делайте следующее.

Во-первых, подготовьте доказательства того, что вы не бездействовали, а предпринимали меры для предотвращения дефекта, обнаруженного инспекторами контролирующего органа.

Не забывайте, что любое юридическое лицо может быть оправдано судом, если сделает все для доказательства своей невиновности. В данном случае вам необходимо принять меры для предотвращения правонарушения.

В суде потребуются доказательства того, что:

  • выявленные дефекты существуют на протяжении нескольких лет (они появились до того, как вы приняли на себя обязанности управления и обслуживания, эту проблему не могли решить в течение довольно длительного периода времени);
  • вы работали над тем, чтобы недостатки были ликвидированы;
  • жильцы не производят оплату содержания и ремонта общего имущества, хотя ведется работа по предъявлению исков и претензий должникам;
  • специалисты и эксперты вашей компании регулярно проверяют состояние общего имущества и составляют соответствующие акты и экспертные заключения (их вам и потребуется предъявить).

Если для того чтобы иметь возможность решить проблему, вам нужен был допуск внутрь дома, а вас не пустили. Покажите, что вы этого добивались, привлекая судебные органы. Также при создавшейся ситуации можно составить «Акт недопуска», который будет подписан соседями или представителем собственников квартир.

Во-вторых, аргументируйте свое требование отменить обвинение несерьезностью выявленных недостатков.

Существует несколько способов доказать, что правила содержания общего имущества многоквартирного дома не были нарушены, а имеющиеся проблемы нельзя назвать серьезными:

  • рассчитайте расходы, которые последуют в результате устранения причины составления протокола;
  • предоставьте документацию бухгалтерии, которая в полной мере осветит положение дел в компании и докажет, что состояние фирмы весьма плачевно;
  • ознакомьте суд с информацией, показывающей, что жильцы еще не рассчитались за предоставленные ранее услуги и должны вашей компании.

Если предписание направлено по жалобе владельца квартиры, то начните с ознакомления с историей его платежей за жилищно-коммунальные услуги и предоставьте суду выписку.

В-третьих, убедитесь, что не истек срок, в течение которого возможно привлечение к ответственности.

Согласно КоАП РФ (ст. 7.22) этот период равен двум месяцам. Если это время миновало, то у вас есть все основания требовать прекращения делопроизводства. Однако не забывайте, что если нарушаются правила содержания общего имущества многоквартирного дома, то дело может приобретать длящийся характер.

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома: судебная практика

Нарушение Правил содержания МКД наказывается в соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ. Управляющая компания может быть подвергнута наложению штрафных санкций на сумму от 40 до 50 тыс. руб.

Наиболее часто представители жилинспекции ссылаются на Постановление № 170 от 27.09.2003 «Об утверждении Правил и норм эксплуатации жилищного фонда», которое предназначено для регламентирования деятельности организаций, осуществляющих управление МКД и содержание общего имущества. Постановление, конечно, регулирует правовые отношения, но иногда его статьи можно трактовать весьма двусмысленно. Все из-за того, что некоторые термины не имеют однозначного толкования, так как содержат оценочные понятия, такие как «по мере необходимости» проводятся такие-то работы. Что приводит к несовпадению взглядов и мнений компаний, управляющих жилыми помещениями, и инспекторов, проверяющих их состояние (для одних «мера необходимости» уже зашкаливает, а другие не видят никаких предпосылок что-либо предпринимать). Поэтому нередко такие споры решаются в судебном порядке.

Обычно суд принимает сторону проверяющих и не поддерживает иск о снятии административного наказания в форме штрафа, а, значит, протокол инспекторов остается в силе. Например, судебное постановление № 4а-224/2016 от 26.07.2016 (г. Иваново).

Управляющие компании и другие коммунально-жилищные службы признаются правыми всего в 2 % случаев.

Чаще всего суды принимают сторону обвинения из-за простого желания не рисковать, оспаривая позицию представителей государственной власти.

Однако известны случаи, когда вынесение постановления об административной ответственности признается неправомерным. Например, в ходе одного судебного разбирательства, проходившего в Санкт-Петербурге, было доказано, что управляющая компания не нарушила правила содержания общего имущества многоквартирного дома, и поэтому делопроизводство, начатое на основании ст. 7.22 КоАП РФ, было прекращено (Решение по делу № 12–15/2016 от 14.01.2016 Пушкинского райсуда).

Пример. Постановление по делу № 06АП-4078/2009 от 22.10.2009 Шестого арбитражного суда.

Основание для привлечения к ответственности. Проверка многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Хабаровск, ул. Владивостокская, № 35, показала, что в нем произошло подтопление помещений, относящихся к общему имуществу (подвала, площадки перед лестницей). Результатом потопа стало оседание грунта перед входом в подъезд и разрушение домовой отмостки. Инспекторы приходят к выводу, что управляющая компания не выполнила правила содержания общего имущества многоквартирного дома и, как и следовало ожидать, выписывают постановление.

Аргументы стороны защиты. Управляющая компания приступила к исполнению своих обязанностей в конце октября 2008 г., а нарушение правил задокументировано в конце апреля 2009 г. Обнаруженные проблемы регулярно беспокоят жильцов в течение последних 10 лет. О чем и сообщили владельцы квартир в этом доме, когда писали жалобу, которая и стала основанием для проведения внеочередной проверки.

В ходе разбирательства была поднята документация «Водоканала» г. Хабаровска (акты проверок от 02.04.2008 и 03.04.2008), ознакомление с которой показало: инженерно-техническая система исправна и не является причиной периодического подтопления и порчи общедомового имущества. Это происходит вследствие разлива грунтовых вод, о чем был составлен соответствующий акт от 19.02.2008.

Управляющая компания провела ряд работ, в результате чего было заменено дренажное покрытие возле поврежденного подъезда. О чем, опять же, 05. 11. 2008 был составлен акт. Реестр выполненных работ доказал, что управляющая компания сделала все от нее зависящее для устранения данной проблемы (установила в подвале насосы, откачивающие воду).

Аргументы стороны обвинения. Состояние здания дает основание считать, что правила содержания общего имущества многоквартирного дома не выполняются.

Судебная позиция. Доводы органа власти признаются существенными и постановление выписано законно. Однако ознакомление с бухгалтерской документацией показало, что жильцы дома не всегда вносят оплату за работу компании, из-за чего у них возникла существенная задолженность по этой статье расходов.

Суд принял во внимание все доводы стороны обвинения и пришел к выводу, что причинно-следственная связь не доказана (нарушения возникли не по причине бездействия хозяйствующей организации).

Решение суда. Отмена постановления о привлечении управляющей компании к ответственности.

В ЖК России говорится, что все жильцы многоквартирного дома обязаны содержать в должном порядке не только те помещения, собственниками которых они являются. Они также ответственны за содержание общедомового имущества. Поэтому каждый из них обязан подписать договор управления.

Содержание какого общедомового имущества в многоквартирном доме лежит на плечах собственников

По условиям правовых норм, актуальных в России, общедомовое имущество – это долевой ресурс собственников квартир, которые находятся в объекте недвижимости. Главные компоненты этой инфраструктуры могут быть разнообразными.

Что входит в содержание общедомового имущества? Состав общедомового имущества формируется:

  • государственными властными органами, которые осуществляют надзор за содержанием общедомового имущества;
  • местной властью – для подготовки, а также непосредственного проведения открытого конкурса, на котором происходит отбор УК (часть 4 статьи 161 ЖК РФ);
  • жильцами – они также несут обязательства по содержанию общедомового имущества.

В статье 36 ЖК России говорится о том, какое конкретно имущество признается общедомовым :

  1. помещения, которые не принадлежат владельцам квартир; они направлены на удовлетворение социально-бытовых запросов собственников, а также жильцов квартир. Среди них – помещения для детского творчества, организации досуга, культурного развития, для занятий спортом и физкультурой и прочих мероприятий такого плана;
  2. помещения, которые входят в состав дома, однако не относятся к квартирам. Они нужны, чтобы обслуживать свыше одного помещения в МКД. К такого рода помещениям относятся:
  • лестничные площадки;
  • лестница;
  • технические этажи;
  • лифтовые (и прочие) шахты;
  • подвал и чердаки;
  • коридоры;
  1. участок земли по МКД (под эти условия подпадает также участок земли, на котором велось озеленение и благоустройство). В такой ситуации площадь участка и его границы могут определяться нормами Градостроительного и Земельного кодексов РФ;
  2. крыши многоквартирных домов, а также ограждающие несущие конструкции, электро-, механическое, сантехническое оснащение (оно может располагаться как в самом доме, так и вне его, однако в любом случае применяется для нужд МКД);
  3. прочие объекты, которые предназначены для использования, а также благоустройства и обслуживания МКД (это могут быть тепловые пункты и гаражи, а также спортивные и детские площадки, стоянки для машин и трансформаторные подстанции, находящиеся на земельном участке, принадлежащем дому).

Помимо этого, в общедомовое имущество входят:

  • внутридомовая отопительная структура. Она состоит из:
  • составляющих для обогрева;
  • стояков;
  • коллективных приборов учета тепловой энергии;
  • запорной и регулирующей арматуры;
  • прочего оснащения;
  • внутридомовая система электроснабжения. Она складывается из:
  • вводно-распределительных устройств;
  • вводных шкафов;
  • коллективных приборов учета электроэнергии;
  • аппаратуры контроля, защиты и управления;
  • осветительных установок помещений общего пользования;
  • щитков и шкафов на этажах;
  • систем автоматической пожарной сигнализации;
  • внутреннего противопожарного водопровода;
  • электроустановок дымоудалительных систем;
  • автоматических запирающихся устройств дверей подъездов;
  • разного рода лифтов (пассажирских, пожарных, грузовых);
  • кабелей;
  • электрооборудования на инженерных сетях;
  • внутридомовые инженерные системы газоснабжения, а также горячего и холодного водоснабжения. Они состоят из:
  • стояков;
  • ответвлений от них до первого отключающего устройства;
  • самих отключающих устройств;
  • первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки;
  • приборов учета воды (горячей и холодной);
  • разного рода оснащения (электрического, сантехнического, механического и пр.).

Внешней границей разного рода сетей (тепловых, электрических, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных), которые входят в состав общего имущества, служит внешняя граница домовой стены (если иное не прописано в законодательных нормах РФ). Информационно-телекоммуникационными сетями считаются в том числе кабельное ТВ, проводное радиовещание, оптоволокно. Границей же, по которой проходит эксплуатационная ответственность в случае, когда дом оборудован коллективным прибором учета соответствующего коммунального ресурса, служит место, где такой прибор соединяется с соответствующей инженерной сетью МКД. Внешней границей сетей газоснабжения, которые включены в общедомовое имущество, выступает место, где первое запорное устройство соединяется с внешней газораспределительной сетью.

Главные законодательные акты, определяющие правовые отношения в данной области, - это Жилищный кодекс , а еще – постановление Правительства от 13.08.2006 г. № 491. В общих ситуациях нужно следовать нормам ЖК России. С вопросами по содержанию соответствующих объектов необходимо обращаться к вышеуказанному постановлению. Общедомовое имущество отличается множеством тонкостей относительно содержания и пользования.

3 способа содержания общедомового имущества

Есть три способа управления общедомовым имуществом.

  1. Общим имуществом ведает товарищество собственников жилья (или жилищный кооператив) . Для реализации этого метода управления необходимо принять решение о формировании ТСЖ. ТСЖ может быть одно. В данной ситуации сформированная структура станет заботиться об уровне содержания общедомовых объектов. Оно может вестись либо самостоятельно, либо с помощью сторонних компаний. С ними подписывают договор содержания общедомового имущества МКД. Этот метод управления порой оборачивается злоупотреблениями ТСЖ. Они могут взаимодействовать с «подходящими» компаниями с увеличенными тарифами на оказание услуг.
  2. Управление имуществом осуществляется самими собственниками помещений в МКД . Жильцы оформляют договоры на обслуживание с фирмами, которые оказывают соответствующие услуги. Подписываются также договоры на водоотведение, электроснабжение, газоснабжение с поставщиками услуг от своего лица. Этот метод серьезно экономит средства жильцов. Но сведения о возможностях этого способа управления мало распространены.
  3. Общим имуществом заведует управляющая компания . В этом случае осуществляется профессиональный подход в управлении. Однако жильцы не могут повлиять на решения, принимаемые УК относительно общедомового имущества. В связи с этим компания может превышать свои права. Уйти из-под власти организации, которая не удовлетворяет потребности жильцов, можно с помощью общедомового собрания. На нем либо выносится решение о смене способа управления, либо избирается другая УК.

Выбор способа управления определяется следующими факторами: в какой мере дисциплинированы и платежеспособны жильцы, сколько квартир расположено в доме, какие отношения установились с компаниями - поставщиками ресурсов, установлены ли поквартирные и общедомовые приборы учета, какие УК действуют на рынке жилищно-коммунальных услуг и т. п.

Люди сами избирают конкретный метод управления МКД, опираясь на определенные показатели в зависимости от сложившейся ситуации.

При непосредственном управлении многоквартирным домом жильцами встречаются разные пути взаимодействия с компаниями, занимающимися коммунальными и жилищными услугами.

  1. Договоры по ремонту и содержанию общедомового имущества подписываются с большинством либо со всеми владельцами помещений в доме. В данной ситуации большинство либо все владельцы являются одной стороной в документе.
  2. В интересах всех жильцов, на основании решения собрания в отношениях с третьими лицами может фигурировать один из жильцов по доверенности от остальных.
  3. Договоры на поставку коммунальных услуг (водоотведение, горячее и холодное водоснабжение, газоснабжение, отопление, электроснабжение) подписываются с каждым жильцом персонально.

При непосредственном управлении каждый жилец подписывает от своего имени договоры ресурсообеспечения. Он своими силами решает все проблемы, которые связаны с пользованием коммунальными услугами и проживанием в данном доме. В указанной ситуации владелец квартиры почти не зависит от того, насколько ответственны относительно оплаты его соседи. Но вопросы управления общедомовым имуществом до сих пор слабо проработаны. Такой метод подходит для одноэтажных жилых домов, где квартир мало.

Если действует товарищество собственников жилья, оно может подписывать (по нормам законов России) договор управления МКД, а еще – договоры об оказании коммунальных услуг, о ремонте и содержании общедомового имущества, а также все остальные бумаги в интересах владельцев помещений.

В итоге возможны две схемы, по которым строятся договорные отношения между компаниями, поставляющими услуги, и жильцами в том случае, если дом управляется органами ТСЖ.

  1. Жильцы передают право подписания документов на поставку жилищно-коммунальных услуг ТСЖ, а оно своим чередом заключает договор управления с УК. Компания ищет поставщиков услуг и подписывает с ними документы от лица ТСЖ.
  2. Владельцы помещений в доме передают право подписания договоров на поставку услуг ТСЖ. Эта передача может быть зафиксирована в уставе ТСЖ, в договоре управления, в решении общего собрания.

Если дом находится в ведении управляющей компании , происходит профессиональное оказание жилищно-коммунальных услуг. Осуществляется грамотный расчет финансов, нужных для ремонта и содержания общедомового имущества, благоустройства и др. УК подписывает договоры со всеми компаниями-поставщиками. Она оказывает полный спектр жилищно-коммунальных услуг. Этот метод часто используется в управлении большим многоквартирным домом по следующей причине: большое число участников.

Перечень мероприятий по содержанию общедомового имущества

Владельцы помещений пользуются ими согласно нормам федерального законодательства России. Изменение размера общедомового имущества дозволено только при согласии всех собственников этой инфраструктуры. Помимо прочего, можно передать соответствующие помещения во владение другим лицам. Однако при реализации такого рода мероприятий необходимо соблюдать следующий критерий: общедомовое имущество может перейти в пользование только тогда, когда это не нарушает интересов и прав компаний и физических лиц.

Земельные участки, где расположены жилые объекты, могут передаваться третьим лицам в ограниченное пользование. Коль скоро до принятия законов, определяющих правила использования общедомовых ресурсов, эти участки уже были заняты кем-то, доступ к ним не может быть закрыт. Новое обременение объекта начинается с момента договора между собственниками квартир и тем, кто хочет использовать участок. Какие-либо разногласия касаемо такого рода взаимоотношений разбираются в судебном порядке.

Правила содержания общедомового имущества (они были утверждены постановлением Правительства России № 491 от 13.08.2006 г.) говорят, что общедомовое имущество должно содержаться согласно нормам. Они прописаны в различных законодательных актах, также содержащих сведения о защите прав потребителей, техническом регулировании, о санитарно-эпидемиологической безопасности населения. Правила включают список работ по ремонту общедомового имущества.

Согласно Правилам содержания общедомового имущества в многоквартирном доме состояние общедомового имущества обязано обеспечивать:

  • показатели безопасности и надежности МКД: должно находиться в сохранности имущество юридических и физических лиц (а также муниципальное, государственное и другое); сохранность архитектуры МКД, предусмотренной проектной документацией (которая была создана для постройки либо реконструкции); отсутствие угроз для здоровья и жизни;
  • готовность общедомовых приборов учета потребления, инженерных систем и другого общедомового оснащения к тому, чтобы предоставлять жильцам коммунальные услуги;
  • доступность использования нежилых/жилых помещений, участка земли (закрепленного за домом), мест общего пользования;
  • обеспечение всех законных интересов и прав владельцев квартир и прочих заинтересованных лиц.

Конкретный перечень мероприятий , относящихся к содержанию общедомовых ресурсов, определяется свойствами жилого объекта, а также климатическими условиями, в которых он находится. Чаще всего там значатся:

  • поддержание рабочего состояния систем электроснабжения;
  • мониторинг имущества, проводимый гражданами и другими ответственными лицами для того, чтобы выявить недочеты в структуре соответствующих объектов;
  • вывоз отходов и мусора, накапливающихся по итогам деятельности компаний;
  • санитарно-гигиеническая обработка и уборка помещений, а также земельного участка, на котором размещается дом;
  • забота о растениях, посаженных на земельном участке, прилегающем к дому;
  • использование мер пожарной защиты, предписанных законами России;
  • проведение текущего ремонта объектов, подготовка их к использованию в конкретный сезон;
  • осуществление мероприятий для усиления энергоэффективности дома;
  • забота об элементах благоустройства, размещенных на соответствующей территории.

Данный перечень выступает лишь базовым компонентом услуг, которые обязаны предоставляться жителям МКД в соответствии со статьей оплаты за содержание жилья. Полный список услуг, а также его подпункты содержатся в статье 154 ЖК России.

Перечень услуг по содержанию общедомового имущества может дополняться/изменяться. Такая коррекция происходит на общем собрании жильцов МКД. На нем присутствуют и представители УК. Чтобы список предоставляемых услуг обрел законную силу, потребуется составить протокол. Под ним расписываются представители УК и жильцы, которые в данной ситуации являются двумя сторонами правоотношений.

В ремонт и содержание общедомового имущества не входят :

  • утепление балконов;
  • обеспечение рабочего состояния дверей в квартирах, принадлежащих жильцам (внутренних и наружных), а также окон;
  • забота о земельных участках, которые не являются частью общедомового имущества (не входит также посадка растений на таких участках);
  • замена стекол.

Эти вопросы жильцы решают самостоятельно.

Содержание и ремонт общедомового имущества

Среди базовых мер, которые осуществляются касаемо пользования общедомовым имуществом, числится ремонт. Он бывает капитальным и текущим.

Текущий ремонт необходим для предупреждения изнашивания дома. Он обеспечивает функциональность конкретных объектов.

Работы, относящиеся к текущему ремонту и содержанию жилого помещения, регулирует постановление Правительства № 491 от 13.08.2006 г. По условиям данного документа УК либо ТСЖ, осуществляя контроль за ремонтом и содержанием жилья, обязаны выполнять следующие мероприятия:

  1. уборку общедомовых помещений согласно санитарным нормам;
  2. работы по освещению общедомового имущества;
  3. сбор бытовых отходов, их вывоз (своими силами либо с привлечением соответствующих фирм);
  4. земельные работы на прилегающих к дому участках (озеленение);
  5. поддержание в помещениях предписанной нормами температуры, а также процента влажности;
  6. обеспечение мер пожарной безопасности;
  7. своевременное осуществление планового и текущего ремонта;
  8. подготовку общедомового имущества к использованию;
  9. мониторинг общедомовых помещений для выявления нарушения норм либо условий, угрожающих здоровью, удобству и жизни людей.

Жильцы могут устроить собрание. Там представителям УК будет предложено взять на себя ответственность за определенные действия. Управляющая компания станет выполнять их в штатном режиме, а жильцы будут за это платить.

В случае, если подавляющее число жильцов отдаст свой голос «за» такую мысль, можно будет составить дополнительное соглашение с УК либо ТСЖ. В этом документе будут значиться указанные условия работы, а также сведения о платежах.

Когда у жителей изначально накопились дополнительные требования, оглашенные на общем собрании (где избирался метод управления домом и проходило голосование за конкретную УК), в договоре между фирмой и владельцами квартир такие моменты могут быть упомянуты сразу.

Капитальный ремонт общедомового имущества подразумевает реконструкцию/замену отдельных компонентов инфраструктуры жилого помещения. Его осуществляют также, когда заканчивается срок использования каких-либо объектов.

По условиям ЖК России капитальными считаются ремонтные работы, проводимые с:

  • лифтовым оборудованием;
  • инженерными системами;
  • подвалом;
  • кровлей;
  • фундаментом;
  • фасадом.

При проведении капитального ремонта речь идет только о полной замене сломанных компонентов и систем. Если упоминается лишь часть оснащения, это считается текущим ремонтом.

Допустим, капремонт – это полная замена системы холодного водоснабжения (в том числе внутриквартирных частей) либо кровли. Конечно, замена лифтов может вестись по одному. Это определяется большой стоимостью работ такого рода. Обновление всего лифтового оснащения, отслужившего свой срок, происходит по мере возможности.

Капремонт фасада подразумевает сразу ряд крупных мероприятий:

  • покраску;
  • утепление;
  • ремонт балконных плит;
  • замену подъездных окон.

Региональные власти имеют право дополнять список капитальных работ. С этой статьей расходов можно связать обустройство детской игровой площадки либо замену асфальтового покрытия на придомовой территории.

Каждый субъект РФ автономно продумывает дополнительные списки работ. Сведения об имеющемся перечне и его содержании можно получить в органе местного самоуправления.

Капремонт общедомового имущества возможен только при имеющемся решении собрания жильцов. На этом мероприятии они прорабатывают способ формирования фонда капремонта и последовательность проведения его разновидностей.

Мнение эксперта

Текущий ремонт - довольно спорное определение

В.А. Гассуль ,

канд. экон. наук, почетный строитель России, Санкт-Петербург

Самая трудная задача – это уточнение списка работ, которые могут проходить как текущий ремонт.

Госстрой России в письме от 12.12.2015 г. № 44010-ОГ/04 сообщил: самый общий список процедур по текущему ремонту содержится в Правилах и нормах технической эксплуатации жилфонда. Они были утверждены постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170. Коротко будем называть этот документ постановлением № 170.

Оно не носит законодательного характера. Этот документ применяется в качестве рекомендательного. Изучая постановление № 170, можно сделать определенные выводы.

  1. Работы, относящиеся к текущему ремонту, не конкретизированы.

По каждой инженерной системе либо конструктивному компоненту здания содержится требование о восстановлении работоспособности либо ликвидации неисправностей.

Допустим, касаемо текущего ремонта фундаментов можно говорить о восстановлении и усилении поврежденных отрезков, о ликвидации местных деформаций. По отношению к ремонту систем отопления и водоснабжения говорится о необходимости восстановления рабочего состояния отдельных компонентов системы.

  1. Не определены признаки, по которым можно отнести ту или иную работу к текущему ремонту.

По этой причине нужно обратиться к утвержденному Госстроем России «Методическому пособию по содержанию и ремонту жилфонда» МДК 2-04.2004. Будем называть его просто Методическим пособием. В нем говорится об одном из ключевых критериев отнесения работы к текущему ремонту: она должна носить плановый характер.

Текущий ремонт там определяется так: это ремонт, который производится в плановом порядке. Его цель – восстановить рабочее состояние (исправность) жилого дома, частично возобновить его ресурс. Делается это с помощью ремонта или замены его составных частей ограниченной номенклатуры (она предусматривается техническими документами).

Данное определение целиком соответствует практическим рекомендациям по текущему ремонту и содержанию общедомового имущества.

Распределение расходов на содержание общедомового имущества между жильцами

По условиям законов, регулирующих жилищную сферу, граждане совместно несут расходы по решению данной проблемы. Величина издержек отдельного жильца рассчитывается исходя из доли, которой гражданин владеет в общей собственности.

Часть 1 статьи 37 ЖК России говорит о том, что доля в праве общей собственности на общедомовое имущество находится в прямой пропорциональной зависимости от величины общей площади помещения, принадлежащего человеку. Доля в общедомовом имуществе определяется площадью квартиры. Право владения в данном случае подтверждается документами.

Для того чтобы найти долю конкретного гражданина, необходимо поделить площадь его недвижимости на общую площадь всей недвижимости МКД, исключая общую. 100 % (или 1) – это суммарная доля собственников недвижимости в доме, а также конечное число голосов, которыми они обладают (так говорится в части 3 статьи 48 ЖК России).

Допустим, в доме есть 8 помещений. Среди них 4 являются нежилыми, а остальные 4 – жилые (они не считаются общедомовыми). Площадь каждого помещения – 50 кв. м.

Суммарная площадь всех помещений – 400 кв. м. Чтобы найти долю хозяина отдельного помещения, нужно произвести следующий расчет: разделить площадь его жилища на суммарную площадь – 50/400=0,125 (12,5 % либо 125/1000).

Доля в общедомовом имуществе – это соотношение площади помещения гражданина к суммарной площади помещений всех жильцов. Если происходит расчет доли собственности жильца, те площади помещений, которые являются общедомовыми, во внимание не берутся.

Не предусмотрено каких-либо дополнительных коэффициентов, которые базируются на площади мест общего пользования: чердаков, коридоров, лестничных клеток и др. В расчетах не участвуют: габариты инженерных систем, площадь земельных участков и т. п. Все это оборачивается только тем, что общая сумма долей собственников помещений перестает быть равной 1 (100 %).

Расчет содержания общедомового имущества в 2017 г.

С 01.01.2017 г. в плату за содержание жилого помещения добавляются расходы на:

  • водоотведение;
  • электроэнергию на содержание общедомового имущества;
  • воду (как холодную, так и горячую).

Для того чтобы новый алгоритм начисления платы был осуществлен в реальной жизни, Правительство разработало постановление от 26.12.2016 г. № 1498. Называется оно «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в МКД».

Этот нормативный акт модифицировал:

  • Правила предоставления коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства от 06.05.2001 г. № 354);
  • Правила содержания общего имущества в МКД (постановление Правительства от 13.08.2006 г. № 491);
  • Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (постановление от 23.05.2006 г. № 306);
  • Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо ЖК или иным специализированным ПК договоров с ресурсоснабжающими организациями (постановление от 14.02.2012 г. № 124).

Новые изменения содержат:

  • ситуации и алгоритм, при которых и по которым начисляется плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН);
  • новые нормы покупки у ресурсоснабжающих организаций (РСО) коммунальных ресурсов, используемых ТСЖ, УК, ЖСК, ЖК для содержания общедомового имущества;
  • ситуации и алгоритм, при которых и по которым в плату за содержание жилого помещения добавляется коммуналка, связанная с содержанием общедомового имущества.

С 01.01.2017 г. вода (как горячая, так и холодная), отведение сточных вод, а также электричество, идущие на содержание общедомового имущества, являются:

  • или коммунальными услугами на ОДН;
  • или коммунальными ресурсами на содержание общедомового имущества.

Какой пункт будет в силе, зависит от метода управления домом. Если речь идет о ТСЖ, УК, ЖСК, ЖК, это коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества. С 01.01.2017 г. плата за них по общим нормам относится к плате за содержание жилого помещения.

Вариант с коммунальными услугами на ОДН работает, когда жильцы:

  • не претворили его в жизнь;
  • для себя избрали непосредственное управление домом.

Во всех трех вариантах плата за ресурсы на содержание общедомового имущества входит в плату за коммуналку.

Отопление при любом раскладе является коммунальной услугой. Вне зависимости от того, как именно управляется дом, за него платят совокупно. Не идет разделения: платятся деньги за расход в жилом/нежилом помещении либо отопление использовалось в целях содержания общедомового имущества.

Люди рассчитываются за коммуналку на содержание общедомового имущества, когда осуществляют выплаты за содержание жилого помещения. Добавочные платежи на первых этапах не должны быть больше норм потребления коммуналки на ОДН (эти нормы разработаны субъектами РФ, берутся они по состоянию на 01.11.2016 г.).

Чтобы произошло первое включение, организовывать общее собрание и разрабатывать на нем соответствующее решение нет необходимости. После первого использования величину трат на коммунальные ресурсы необходимо рассчитывать, основываясь на нормах их потребления. Их обязаны утвердить компетентные органы субъекта России по алгоритму, определенному региональными законами. Срок для утверждения – до 01.06.2017 г. До этого момента нужно опираться на нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН, принятые субъектами России по состоянию на 01.11.2016 г.

Нормативы на содержание общедомового имущества должны быть приняты на основании объема ресурсов, нужных для минимального списка услуг и работ, которые связаны с должным содержанием общедомового имущества. Реестр таких мероприятий утвержден постановлением Правительства от 03.04.2013 г. № 290.

Если список услуг и работ по содержанию общедомового имущества не отвечает минимуму, выходит за его границы, жильцы имеют право принять решение: внести в платежи за содержание жилого помещения расходы на покупку коммунальных ресурсов, которые выходят за рамки норм.

Чтобы скорректировать размер расходов на коммуналку, предназначенную для содержания общедомового имущества, жителям необходимо будет организовать собрание для вынесения общего решения.

Если же норматив разработан субъектом РФ и его величина жильцов устраивает, претензий нет, расходы на коммуналку нужно учитывать:

  • в величине норматива, актуального на дату, когда была выставлена плата;
  • без коррекции величины платы за содержание общедомового имущества;
  • в платежах за содержание жилого помещения.

В конце концов доля трат на содержание общедомового имущества будет скорректирована.

Если в МКД есть ОДПУ, величину коммунального ресурса, который должен быть оплачен, необходимо определять по данным ОДПУ, вычитая объем, потребленный в нежилых помещениях по прямым соглашениям с РСО.

В случае если дом не оснащен ОДПУ, данный объем нужно рассчитывать по формуле, которая указана в подпункте «в» пункта 21 Правил № 124. Делается это на базе норматива потребления на содержание общедомового имущества.

Если исполнитель не должен вносить плату за коммунальный ресурс в полном объеме, он обязан оплатить коммунальный ресурс на содержание общедомового имущества:

  • в размере разницы, образовавшейся между данными ОДПУ и всем объемом, за который должны внести плату потребители, или же
  • в размере норматива потребления, если ОДПУ отсутствует.

Подобные варианты имеют место быть, допустим, когда:

  • РСО использовала право на односторонний отказ от соглашения с исполнителем (пункт 30 Правил № 124);
  • жильцы вынесли решение оставить ранее существовавший принцип предоставления и платежей за коммунальные услуги при изменении непосредственного управления (часть 18 статьи 12 Закона № 176-ФЗ).

Если дом управляется ТСЖ, УК, ЖСК, ЖК, потребитель платит за коммуналку, использованную в нежилом/жилом помещении. НА ОДН начисления не происходит. Коммунальный ресурс на содержание общедомового имущества надлежит оплачивать вместе с содержанием жилого помещения.

Отдельно от коммуналки, потребленной в жилых/нежилых помещениях, люди платят за услуги на ОДН, если они:

  • не остановились на каком-либо методе управления;
  • не претворили метод в жизнь;
  • избрали .

Мнение эксперта

Расчет нормативов ОДН имеет слабые стороны

М.А. Булкин ,

председатель правления ТСЖ «ЖСК-65», г. Ковров

Нормативы одобряет субъект РФ. При этом он опирается на постановление Правительства от 23.05.2005 г. № 306. Однако данный документ совсем не берет в расчет нюансы различных категорий домов. А тонкостей становится все больше.

Главный показатель в расчетах – это площадь помещений общего пользования. Он оказался наиболее непонятным с точки зрения здравого смысла. Этот параметр не значится в документации подавляющего числа домов. Можно пустить громадные деньги на инвентаризацию жилого фонда, но этот не дает гарантии, что станет ясно, по какой причине законодатель определил непосредственную связь расходов на ОДН. И относятся ли лоджии и балконы к помещениям общего пользования? По постановлению Правительства России от 13.08.2006 г. № 491 лоджии и балконы считаются общим имуществом. Однако по регистрационным документам они являются собственностью жильцов. И люди пользуются ими единолично. В последнее время все чаще встречаются ситуации, когда УК заставляют осуществлять ремонт балконов отдельных квартир за счет остальных граждан.

Содержание общедомового имущества и контроль за его выполнением

Госконтроль за содержанием общедомового имущества относится к компетенции исполнительной власти: ее федеральных и субъектных органов. Делают они это в рамках своей компетенции, опираясь на законы России.

Владельцы помещений согласно пунктам соглашения либо учредительной документации ТСЖ, ЖСК, ЖК либо другого специализированного потребительского кооператива имеют право:

  • осуществлять проверку качества, периодичности и объемов работ и услуг (в том числе экспертным методом);
  • требовать от ответственных структур ликвидации обнаруженных недочетов;
  • проверять своевременность и полноту такой ликвидации;
  • получать от ответственных структур не позднее 5 рабочих дней с даты заявки сведения об объемах, списке, периодичности и качестве выполненных работ и/или предоставленных услуг. В соглашении этот срок может быть снижен.

Владельцы помещений облечены ответственностью за должное содержание общедомового имущества по условиям законодательных актов России.

Управляющие компании, а также те, кто выполняют работы и предоставляют услуги в случае непосредственного управления домом, отвечают перед жильцами за нарушение своих обязательств. Они несут ответственность за недолжное содержание общедомового имущества.

Управляющие компании являются по сути исполнителем, который привлекается владельцами квартир. На них по договору управления возлагается ответственность по обеспечению готовности:

  • электрического, сантехнического, механического и прочего оснащения, расположенного в жилом помещении МКД и предназначенного для предоставления коммунальных услуг;
  • к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, включенных в состав общедомового имущества.

Управляющие организации, которые выполняют работы и оказывают услуги в случае непосредственного управления МКД, отвечают перед владельцами квартир за нарушение своих обязательств. Они несут ответственность за должное содержание общедомового имущества по условиям законов России и по договору.

Постановление Правительства от 13.08.2006 г. № 491 утвердило также Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общедомового имущества ненадлежащего качества и/или с перерывами, превышающими установленную продолжительность (коротко – Правила изменения размера платы). Пункт 3 данных Правил свидетельствует: работы и услуги обладают ненадлежащим качеством, если они не отвечают требованиям:

  • Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
  • Правил содержания;
  • иным условиям законов России и пунктам договоров.

Установленной длительностью перерывов в выполнении работ и предоставлении услуг выступает их максимальная продолжительность. Она определяется согласно требованиям Правил. Вместе с тем в договоре управления МКД может быть прописана меньшая длительность перерывов. Однако это не должно становиться причиной снижения качества ремонта и содержания общедомового имущества.

Ответственность за ненадлежащее содержание общедомового имущества

Управляющая компания и лица, которые выполняют работы и предоставляют услуги при непосредственном управлении МКД, отвечают перед жильцами за пренебрежение своими обязанностями. Они несут ответственность за недолжное содержание общедомового имущества. Так сказано в законах России и в договоре об управлении МКД. Правила устанавливают госконтроль за содержанием общедомового имущества. Его осуществляет исполнительная власть в лице своих федеральных и субъектных органов. Делается это в границах соответствующей компетенции согласно законам РФ.

Госжилинспекция – это уполномоченный орган исполнительной власти, который занимается региональным государственным жилищным контролем. Ее заботой являются обнаружение, пресечение и предупреждение нарушений различных требований. Они могут совершаться местными властными органами, органами государственной власти, ИП, гражданами и юридическими лицами. Органы Госжилинспекции имеют право осуществлять инспекционные проверки.

Инспекция по результатам проверок:

  • оформляет протоколы об административных правонарушениях, которые связаны с пренебрежением обязательными требованиями;
  • рассматривает дела о таких правонарушениях;
  • принимает меры по предупреждению подобных инцидентов;
  • отсылает в компетентные органы материалы, относящиеся к нарушениям обязательных требований, для того, чтобы решался вопрос о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
  • выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований, о ликвидации обнаруженных недочетов, об организации мероприятий по обеспечению выполнения обязательных требований.

Если в процессе проверок обнаруживаются нарушения, виновным выдаются предписания об их ликвидации. По условиям статьи 23.55 Кодекса об административных правонарушениях России органами Госжилинспекции рассматриваются дела об административных правонарушениях, которые прописаны в статьях 7.21-7.23. Туда входят нарушение в сфере обеспечения населения коммунальными услугами, пренебрежение правилами ремонта и содержания жилых домов и/или помещений.

Ответственность наступает при:

  • установлении низкого качества работ;
  • при наступлении негативных последствий переустройства, значительно ухудшающих условия использования жилого помещения;
  • обнаружении фактов пренебрежения требованиями разрешительного порядка переустройства, стандартами качества строительных и прочих услуг.

Законами РФ предусмотрена административная ответственность за недобросовестное содержание общедомового имущества.

Среди прочего, статья 7.22 КоАП говорит об административной ответственности в виде штрафа. Должностные лица должны будут заплатить 4–5 тыс. руб., юридические – 40–50 тыс. руб.

Госжилинспекция имеет право совершать представления о приостановлении либо аннулировании лицензии на деятельность УК. Это происходит, если физические и юридические лица при осуществлении своей профессиональной деятельности серьезно нарушают жилищное законодательство, касающееся содержания, ремонта и использования жилищного фонда.

Еще один момент: по условиям части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса жильцы на основании решения собрания могут в одностороннем порядке отказаться от выполнения договора управления МКД. Это возможно, когда УК пренебрегает условиями данного документа.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 13.08.2006 N 491. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ И ПРАВИЛ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СЛУЧАЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА И(ИЛИ)С ПЕРЕРЫВАМИ, ПРЕВЫШАЮЩИМИ УСТАНОВЛЕННУЮ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

(ред. от 06.05.2011)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
И ПРАВИЛ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ
ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СЛУЧАЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ВЫПОЛНЕНИЯ
РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО
ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО
КАЧЕСТВА И (ИЛИ) С ПЕРЕРЫВАМИ, ПРЕВЫШАЮЩИМИ
УСТАНОВЛЕННУЮ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ


В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
- Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
2. Признать утратившими силу:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 8, ст. 671);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3339).
3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома и внесении в нее необходимых изменений, форму указанной инструкции, а также методические рекомендации по ее разработке и применению.
4. Министерству юстиции Российской Федерации представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", касающихся порядка внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о правах на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
5. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. порядок определения состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и форму документа технического учета такого имущества.
6. Установить, что действие подпункта "г" пункта 24 и пункта 25 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных настоящим Постановлением, распространяется на многоквартирные дома, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 1 июля 2007 г.
7. Установить, что:
- границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также границы зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества устанавливаются органами местного самоуправления до 1 июля 2007 г.;
- границы кварталов, микрорайонов, земли публичного пользования определяются красными линиями в соответствии с градостроительным, земельным и жилищным законодательством Российской Федерации, а также обеспечивается государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, без взимания платы с собственников помещений в многоквартирном доме до 1 июля 2008 г.
8. Установить, что разъяснения о применении правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 августа 2006 г. N 491


Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).