Консультации для молодых специалистов клубных учреждений. Приоритетные направления и формы работы учреждений культуры клубного типа с семьёй. Решить квартирный вопрос и выплатить подъемные

Сельский Дом культуры с. Эйлиг-Хем введен в эксплуатацию 1987 году и расположен в с. Эйлиг-хем по улице Найырал 3. При сельском Доме культуры работают 5 специалиста, из них 2 специалиста с высшим профессиональным образованием по культуре.

Число жителей села Эйлиг-Хем 627 человек из них молодежь в возрасте от 15 до 24 лет 150 человек, т. е от общего числа населения численность молодежи составляет 23,9%.

Основными направлениями в работе с молодежью являлись мероприятия патриотического, нравственного, экологического воспитания, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Одной из главных задач является массовое привлечение молодежи к полезному и культурному проведению свободного времени. Из года в год основными формами работы остаются различные конкурсы-смотры, игровые программы, викторины, игры с элементами спортивных состязаний, походы, тематические дискотеки, вечера отдыха. Например, дискотеки с игровой программой «А, знаешь ли ты кто?», «Чистота - залог здоровья», «Круто ты попал!», «Лучшие танцоры вечера». Ежегодно в Доме культуры совместно с отделом молодежи проводится КВН среди молодежных команд. В этом году он прошел под названием «Мы молодые». Идеей было выявление и развитие способностей и талантов молодежи, общение и взаимоотношение молодежи в процессе творческой деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности сельского Дома культуры Улуг-Хемского кожууна в 2012 году являются:

  • 1. Модернизация материально-технической базы сельского Дома культуры с. Эйлиг-Хем. Так как клуб в сельской местности должен быть местной интеллектуальной базой, центром досуга, технически оснащенный современными компьютерно-электронными средствами. Ибо только хорошо технически оборудованный клуб может быть центром культуры;
  • 2. Модернизация досуга молодежи;
  • 3. Повышение квалификации специалистов сельского Дома культуры, руководителей любительских коллективов. В кожууне 19 специалиста сельских клубов имеют только среднее специальное образование, 9 специалистов - среднее специальное не по культуре, что составляет 52%, поэтому проблема специалистов, способных решать сложные задачи культурно-досуговых учреждений в новых условиях, а значит и проблема повышения квалификации этих специалистов - одна из главных. Решается она согласно плана повышения квалификации специалистов сельских культурно-досуговых учреждений;
  • 4. Активное участие в разработке Грантов Председателя Правительства РТ, социально-творческих заказов, ФЦП.

В настоящее время заметно повысилось требование населения, особенно молодежи в проведении качественных и содержательных мероприятий. Действительно, захочет ли человек провести свой досуг в технически не оснащенном центре культуры, если в других заведениях в этом плане намного лучше? Пойдет ли он на дискотеку в клуб с плохим качеством звука и без соответствующих световых эффектов, тогда как в г. Кызыле, например, качественных мест отдыха много? Этот вопрос ныне стоит перед культработниками села во всей остроте. Дело не только в том, что клуб может потерять свой авторитет в глазах людей. При слабой оснащенности техническими средствами клуб перестанет быть именно центром культуры, местом отдыха.

Намереваясь шагать в ногу со временем нужно твердо уяснить, что нормальное функционирование любого, даже небольшого клуба и в городе и на селе немыслимо сегодня без применения новых технологий, без умелого руководства. Нет такой сферы культурной работы, где не чувствовалась бы насущная необходимость в технических работников. Разве обойтись без технических помощников, которые каждое мероприятие могут сделать эмоциональнее, красочнее, доходчивее? Да и по развитию платных услуг, предоставленных клубом населению, тоже не решить без хорошей материально-технической базы.

Осознавая большую роль новых технологий мы в нашем Доме культуры пытаемся работать на постоянное улучшение материально-технической базы, с учетом современных требований, что несомненно отражается на уровень проводимых мероприятий. По сравнению с 2000 годом резко возросло число клубных формирований, культурно-досуговых мероприятий, финансовых поступлений от разных видов уставных услуг.

На средства, вырученные от проведения уставных платных услуг, а также не в малой степени от спонсорских поступлений закуплены несколько комплектов компьютерной, оргтехники, средства связи. Приобретен и успешно используется в работе видеопроектор «SANYO», применение которого заметно улучшило качество и уровень проводимых мероприятий.

Стало возможным проведение красочных шоу-видео-дискотек для молодежи с одновременной проекцией видеоклипов, что как мы считаем, значительно повышает уровень дискотек на качественно новый уровень. Новым при проведении мероприятий явилась трансляция мероприятий на экран, показ слайдов, видеороликов, титров.

Новые технологии активно внедряются в кружки, работающие на самоокупаемости, в клубы по интересам и любительские объединения. В Доме культуры функционируют 13 формирований, где занимаются 125 человек, из них для молодежи от 15 до 24 лет 5 формирований, где занимаются 80 человек.

С 2011 года в нашем Доме культуры работают 2 платных самоокупаемых кружка и студия видеозаписи, где занимаются молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, всего 50 человек.

Это компьютерный кружок «Мой компьютерный мир» (рук. Монгуш А.А.), Целью данного кружка является обучение основным навыкам работы на персональном компьютере. В программу обучения входят ознакомление с устройством компьютера и периферийных устройств, работа с графикой, текстом, всемирная сеть Интернет.

От поступлений взносов за обучение в кружке приобретаем все расходные материалы: картриджи для принтеров, бумагу, заправку для ксерокса, пленку для ламинирования и т. д.

Кружок будущих видео-операторов. Занятие проводится еженедельно. Преподается теория, основные способы съемки, умения пользования светом, микрофоном. Благодаря кружковцам все мероприятия записываются с помощью видеокамеры на кассету и хранятся в отдельном фонде. Работает студия звукозаписи. На базе центра работает своя студия звукозаписи с возможностью компьютерного премастеринга и изготовления лазерных компакт-дисков, где увлечены делом 10 чел. (в возрасте от 14 до 24 лет).

В будущем планируется открыть при доме культуре клуб любителей кино, который соберет, надеемся молодежь единомышленников любителей кино. Уровень и количество сельских досуговых мероприятий не сравнимы со столичными, это и определяет низкую посещаемость молодежи мероприятий. Образ жизни селян более однообразен, чем у горожан, они больше смотрят телевизор, чаще посещают дискотеки, больше гуляют.

Таким образом, проблема удовлетворенности молодежи своим досугом является актуальной на сегодняшний день. В этой проблеме есть как объективное, так и субъективное содержание. С одной стороны, пассивность молодых людей, установка на потребительство, с другой - ограничения финансового характера. Дом культуры, например, выходом из данной ситуации, как ограничение финансового характера, считает проведение платных услуг, дискотек, кружков, аренды помещения и аппаратуры. Внедрение в Доме культуры платных, интересных кружков для молодежи, населения. Мы считаем, что тогда механизм самоокупаемости и самообеспечения сработает.

И так на сегодня выявлены 8 важнейших факторов привлечения населения, молодежь в сельский Дом культуры и развития клубного учреждения: заинтересованность в своей работе и творческий уровень руководителя, специалистов работающих в данном Доме культуры, хорошо продуманная тактика работы, активное внедрение уставных платных услуг по запросам населения, постоянное улучшение материально-технической базы, активное внедрение новых технологий в работе, Интернет, средства связи и постоянное улучшение эстетики, дизайна наружного фасада здания, благоустройству его территории: озеленению, освещение и т. д.

В целях активизации последовательной работы учреждений социокультурной сферы по профилактике социально-опасных заболеваний, приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни совместно с Управлением образования администрации Улуг-Хемского кожууна проводился цикл профилактических программ таких как «Нет туберкулезу!», «Мы за ЗОЖ», «Полоса жизни», по профилактике правонарушений, деградации личности и просто к тому, что человек не вырастает полноправным членом общества.

Значит проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях.

Но все-таки наиболее эффективно она решается на индивидуальном, личностном уровне.

Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем. Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.

Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Досуг - это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.

От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем. При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее…

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

Культурно-досуговым учреждениям важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:

  • - постоянное улучшение материально-технической базы культурно-досуговых учреждений;
  • - повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора;
  • - создание комфортной культурно-досуговой среды, в которой бы уютно себя почувствовали различные слои населения;
  • - создание банка идей и центра молодых инициатив, учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста;
  • - создание и организация новых клубов по интересам, гостиных и любительских объединений;
  • - участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности;
  • - создание на базе культурно-досугового учреждения социальных гостиных, групп общения, консультаций психологов, центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте.

На основании вышеизложенному в качестве предложения мы разработали проект муниципальной целевой программы по организации досуга молодежи.

Надеемся, что практическая значимость данной работы в дальнейшем будет связана с возможностью ее использования специалистами культурно-досуговых учреждений, а также педагогами организаторами в образовательных учреждениях в качестве методических рекомендаций по организации молодежного.

Заключение

В ходе исследования нами изучено современное состояние деятельности учреждений культуры по организации досуга молодежи села, как особой категории населения. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждения культуры, методов ее осуществления и поиска, новых досуговых технологий. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. досуг молодежь социокультурный

Оптимальное использование социально-культурного потенциала молодежи достигается при помощи использования социально-культурных технологий, а именно разработкой и внедрением социокультурных проектов и программ. С этой целью нами разработан проект поселенческой целевой программы «Молодежь села Эйлиг-Хем на 2013-2015 гг.», который утвержден Главой администрации и заложены средства на реализацию программы в бюджет Улуг-Хемского кожууна на 2013 год.

Надеемся, что наша целевая программа будет реализован успешно, так как она практически значима.

Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена. Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-досуговой деятельности. В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески. Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения .

В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте. Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.

Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения .

Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи . Пик потребностей общения со сверстниками наблюдается у молодежи 15-25 лет. " При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста "индустрии свободного времени" -- туризма, спорта, библиотечного и клубного дела -- при всем этом молодежь упрямо "сбивается" в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании -- это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически" .

Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры она - в подавляющем большинстве.

Поэтому работа с молодежью, детьми и подростками очень ответственная задача, требующая для своего выполнения дифференцированной, глубоко продуманной, высоко профессиональной и интересной работы.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью .

Недооценка содержательного и активного досуга у тех, кому за 50-60, сегодня пересматривается. Представители "третьего возраста" (по определению социальных работников и демографов) далеко не всегда желают проводить свободное время, сидя у телевизора или отдыхая на дачном участке. Пассивный досуг особенно несвойствен людям, которые до этого активно занимались профессиональной деятельностью. После ухода на пенсию они не могут резко изменить жизнь и перейти к пассивному существованию, которое ограничивается стенами дома. Такие люди нуждаются в сильных эмоциях, новых впечатлениях, сохранении широкого круга знакомств.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой стране. При этом учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях .

Особо следует сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семейный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и другие .

В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Многие досуговые занятия, как правило, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и другое) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и другое) .

Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организуется корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида бизнеса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и тому подобное .

Предприниматели, организаторы досуга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

У представителей разных социально-демографических групп сформированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведении .

Сеть клубных учреждений развивается в тесной связи с богатым наследием прошлого, традициями и социально-культурной спецификой каждого региона. Культурно-досуговые учреждения клубного типа являются субъектами культурной политики на определённой территории (город, район, посёлок, село) по созданию условий для организации досуга, развития традиционного народного творчества, а также по обеспечению жителей культурно-досуговыми услугами .

Формирование культурных потребностей происходит через: культурно-досуговые учреждения (количество культурно-досуговых учреждений), показатели динамики, распределение их по формам собственности, так как от этого зависит содержание мероприятия и формирования культурных потребностей, территориальному расположению (географический, человеческий фактор); численность посещаемости культурно-досуговых учреждений по видам, жанрам; динамика этих показателей; материально-техническая база культурно-досуговых учреждений разного типа принадлежности; объемы и структура доходов и расходов культурно-досуговых учреждений, влияющие на качественное содержание и эстетическое оснащение. Набор таких показателей является критерием развития и формирования культурных потребностей через культурно-досуговые учреждения .

К формам клубных услуг относятся мероприятия культурно-просветительного, информационного, образовательно-познавательного, зрелищного характера, мероприятия отдыха и развлечения:

циклы лекций, клубные лектории, народные чтения, лекции-концерты, трибуны общественного мнения, обзоры (творческие, научные, политические, экономические), дни искусств (науки, техники, профессий и другие), клубные встречи, циклы клубных тематических вечеров, клубные кирмаши, аукционы идей, клубные викторины, вечера-портреты;

устные журналы (альманахи, бюллетени), вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические, дискуссионные встречи, "за круглым столом", клубные беседы;

праздники народного календаря, праздники исторического календаря, праздники семейно-бытового календаря, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, праздники деревень(городков, улиц, микрорайонов, дворов), современные гражданские обряды, новогодние театрализованные представления для детей и взрослых, клубные вечера отдыха, клубные вечера занимательного досуга, клубные "огоньки", клубные посиделки, танцевальные вечера, тематические программы дискотек и дискоклубов, дни коллективного отдыха, дни и программы семейного отдыха, комплексные культурно-досуговые программы, развлекательные программы, балы, детские утренники, клубные игровые программы, конкурсы, соревнования, концерты, спектакли, фестивали, выставки, кинофестивали, киновечера, кинопоказы, киновикторины и другие .

Одной из тенденций развития социокультурной ситуации стала коммерциализация учреждений культуры, которая приводит к тому, что всё больше наращиваются темпы развития платных услуг населению.

Основные виды платных услуг в клубных учреждениях следующие:

Проведение дискотек, презентаций, концертов, свадеб, выпускных балов, экскурсий, развлекательных программ, игровых программ, семейных торжеств;

Платные кружки, студии, курсы, "школы";

Услуги ведущего вечеров и программ, написание сценариев;

Услуги студий звукозаписи;

Спортивно-развлекательные услуги: бильярд, настольный теннис, тренажёрные залы .

Статистика показывает, что общий объём платных услуг культуры населению неуклонно возрастает. С одной стороны, это создаёт определённые трудности в деятельности клубных учреждений и сложности в выполнении планов платных услуг. Сегодня зачастую, хоть и освобождённые от "диктата", а заодно - и от типовых планов, программ, сценариев, которые оставалось лишь воспроизводить, некоторые клубные работники продолжают работать по старинке: кружки любительского творчества и дискотеки - вот и весь традиционный набор клубных услуг. С другой стороны, эта тенденция приводит к тому, что многие руководители и работники клубных учреждений всё активнее изучают своего посетителя и его социально-культурные потребности в свободное время, применяют новые маркетинговые технологии распространения своих платных услуг, пытаются выступить действительно современными менеджерами. Качество предоставляемых услуг начинает неуклонно повышаться, так как именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Наибольшей популярностью у населения пользуются следующие платные клубные услуги: концерты и спектакли, дискотеки и шоу-программы, игровые программы, вечера отдыха, проведение семейных торжеств, услуги компьютерных центров, услуги платных курсов, кружков, студий (в том числе спортивных) и другие .

Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Безусловно, в этой связи следует решать ряд задач по укреплению материально-технической базы клубных учреждений: необходимо приобретать аппаратуру, костюмы, компьютерную технику и обеспечить подключение к сети Интернет .

Недопустимо, чтобы набор клубных предложений представлял собой усреднённый вариант, одинаковый для всех категорий и всех уровней города или села . Поскольку более 90% клубных учреждений функционируют в сельской местности, клубы играют важнейшую роль в сохранении региональной культуры, народных традиций. Клубные учреждения создают условия для эстетического, патриотического, духовно-нравственного воспитания населения. Именно они являются зачастую единственным очагом и центром культуры в населённом пункте .

Таким образом, мы видим, что культурно-досуговая сфера в Республике Беларусь имеет весьма развитую инфраструктуру и представлена деятельностью большого количества учреждений культуры, которые являются субъектами культурно-досуговой деятельности. Учреждение культуры не может функционировать без нормативно-правового регулирования и поддержки государственной политики в области культуры.

В сельской местности, в отличие от города, Дом культуры или сельский клуб зачастую являются единственными "поставщиками" культурных и досуговых услуг населению. Рассмотрев формы культурных услуг, мы приходим к выводу, что - наибольшей популярностью у населения пользуются массовые мероприятия, концерты, дискотеки и шоу-программы, конкурсно-игровые программы, вечера отдыха, театрализованные представления, праздничные мероприятия и народные гулянья народно-обрядовые праздники, праздники деревень и другое. Сегодня клубная аудитория расслоилась, каждая категория (дети, подростки, молодёжь, семьи, люди среднего и пожилого возраста) имеет свои запросы и потребности. Одним из действенных путей оптимизации деятельности клубного учреждения выступает чёткая ориентация направлений и форм его деятельности на удовлетворение социально-культурных потребностей тех возрастных, социальных, профессиональных аудиторий, которые входят в зону обслуживания клуба. Мы видим, что - именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Мы выяснили, что культурно-досуговая деятельность представляет собой деятельность по удовлетворению людских потребностей в досуге. В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определенного напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические и образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.

Дом культуры -

1) тип клубного учреждения;

2) обобщение название различных видов государственных, профсоюзных и ведомственных клубных учреждений (Районный Дом культуры, Дом культуры строителей, сельский профсоюзный Дом культуры и т.п.)

Прежде всего, в провинции, где у клубных учреждений меньше конкурентов в лице театров, библиотек, музеев, дома культуры и клубы по сей день, остаются центрами самой массовой, общедоступной, демократичной досуговой деятельности, позволяющей людям реализовать свои интересы и увлечения, свои творческие потенции, приобщаться к культуре. И очень важно не отнять эту возможность, не растерять традиций, не обесценить их.

Содержание работы методического центра

Методический центр является составной частью системы методических центров, осуществляющих методическое обеспечение культурно-досуговой деятельностью. Основными задачами методических отделов (кабинетов) являются:

    внедрение в практику культурно-досуговых учреждений новых форм и методов работы;

    изучение, обобщение и распространение передового опыта

    Участие в подготовке и повышение квалификации работников учреждений культуры, руководителей коллективов и кружков самодеятельного творчества

    обеспечение клубных учреждений методическими материалами, сценариями и репертуарными сборниками

    оказание методической помощи на местах

Главной целью работы методического центра является улучшение культурно-досуговой деятельности в районе путем совершенствования форм и методов работы культурно-досуговых учреждений.

Успешная деятельность методического центра определена многими факторами. В их числе - квалифицированные кадры методических работников, наличие материально-технической базы.

Каждый методист отвечает за конкретный направление работы (вопросы методики культурно-досуговой деятельности клубов, методическим обеспечением самодеятельного творчества и любительских объединений, клубов по интересам; осуществлением методической помощи клубам в работе с детьми и подростками). Специалисты методического центра обязаны обеспечить высокий уровень деятельности культурно-досуговых учреждений по закрепленным направлениям работы.

Работники методического центра готовят и проводят семинары, организуют печать материалов в средствах массовой информации, проводят консультации, контролируют исполнение методических и директивных документов, поддерживают деловые контакты с общественными организациями, курируют работу клубных учреждений, готовят методические материалы, выполняют другие виды работ.

Методические органы в районе являются центром сосредоточения методического, сценарного плана, поэтому особо важное значение имеет комплектование кабинетов соответствующими изданиями. Издательства выпускают достаточно большое количество учебной, научной и репертуарной литературы по культурно-досуговой деятельности, режиссуре массовых мероприятий, проведению праздников и обрядов, организации работы клубов и любительских объединений. Важным источником комплектования методических центров являются журналы « Культурно-просветительская работа», «Встреча», «Клуб», «Народное творчество», «В помощь художественной самодеятельности».

Методический центр должен комплектоваться: аудио-видео-записями, фотографиями. А также: слайдами, плакатами, афишами, пригласительными билетами.

В методическом центре следует собирать материалы, поступающие из культурно-досуговых учреждений. Это могут быть отчеты о проведенных мероприятиях, сценарии праздников, репертуаров коллективов художественной самодеятельности и т.д.

Методическом центре используют в своей работе определенные виды документальных материалов. Все материалы и документы распределяются по конкретным разделам и направлениям деятельности методкабинетов и учреждениям культуры.

В методическом центре Районного Дома культуры могут быть представлены: постановления правительства, приказы, распоряжения, постановления Министерства культуры РФ, решения местных органов, общественных организаций, документы научно-методических центров. Эти документы следует собирать в специальные папки и выделить раздел, который может быть назван « Директивные документы, инструктивно-методические материалы».

Полезны для работы и планы работы клубов, Домов культуры, театров малых форм, материалы о деятельности центров досуга, молодежных центров, сведения о шефской работе, отчеты культурно-досуговых учреждений. Эти документы дают возможность осуществлять контроль за исполнением намеченного методическим центром. Они могут быть представлены в разделе «Организационно-методическая работа».

Важным среди прочих материалов является раздел «Специалисты, сеть и материальная база учреждений культуры ». Здесь сосредоточенны данные о работниках культуры, руководителях коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и клубов по интересам.

Раздел «Организации досуга » содержит материалы о работе коллективов художественной самодеятельности, о технических и прикладных видах народного творчества, создании и работе любительских объединений и клубов по интересам, об организации культурно-досуговых мероприятий, семейного отдыха, деятельности центров досуга и др..

Целесообразно в методическом центре собирать материалы по конкретным формам работы: о праздниках, обрядах, театральных представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках, смотрах, дискотеках, вечерах отдыха и т.д. Один из работников методического центра назначается ответственным за сохранность фонда. Все поступающие в методкабинет материалы регистрируются в специальном журнале.

Целесообразно создать систему каталогов и картотек по специальным разделам.

Важное значение в работе методического центра имеет материально-техническая база. Определенные требования к оборудованию, оснащению и оформлению методкабинета вытекают из его многофункциональной деятельности. В зале клубной работы сосредоточен основной фонд материалов и документов

В зале народного творчества устанавливается пианино или рояль, имеются народные инструменты, сосредотачиваются материалы о работе коллективах художественной самодеятельности, нотная литература. Желательно зал оборудовать звукоизоляцией.

В зале технических и аудиовизуальных средств клубные работники должны создать условия для перезаписей фонограмм, просмотров слайдов, видеокассет, прослушивание музыкальных дисков и аудиокассет.

Лекционно-демонстративный зал служит для провидения семинаров, «круглых столов», выступлений коллективов художественной самодеятельности.

Библиотека методического центра может действовать как специализированная передвижная, и как пункт выдачи книг, и как филиал ЦБ. Библиотека комплектуется литературой по вопросам культурно-досуговой деятельности, художественной самодеятельности, нотной литературой, музыкальными и литературными записями.

Методические центры должны быть своеобразно оформлены. Прежде всего, необходимо оформит карту района, на которую наносятся населенные пункты, культурно-досуговые учреждения с указанием их ведомственной принадлежности, памятники истории и культуры.

Обязательной принадлежностью методкабинета является стенд, раскрывающий структуру методической работы.

На стенде могут быть представлены должностные инструкции работников методического центра, Районного организационно-методического центра, сельских Дома культуры и клубов, планы работы, графики консультаций, семинаров, приказы и распоряжения отдела культуры, план работы методкабинета.

Наряду с указанными стендами методический центр может оформить материалы в помощь организаторам досуговой деятельности.

Успех деятельности методического центра определяют не только хорошая материально-техническая база, оборудования, оснащение и оформление, но и наличие передовых форм работы, актуальность, творческая смекалка, инициативность методистов. Многое обусловлено и тем, в какой мере работники методического центра владеют передовой методикой и внедряют ее в практику. Там, где этому уделяют должное внимание, УК пользуются популярностью.

Основными направлениями деятельности методического центра являются:

    координация работы клубных учреждений района по вопросам традиционной культуры и любительского творчества;

    методическое обеспечение мероприятий по сбережению, пропаганде и популяризации нематериального культурного наследия в районе;

    организация и проведение праздников, конкурсов, выставок, других культурных мероприятий;

    информационное обеспечение клубных учреждений района;

    обеспечение аналитических, социологических исследований, организация учёбы специалистов учреждений культуры района.

В каждом административном центре района имеется районный дом культуры независимо от наличия в этом центре городских и других клубных учреждений. Районный дом культуры подчинен непосред­ственно отделу культуры администрации района и организует разнооб­разную культурно-досуговую деятельность среди населения районного центра и населенных пунктов, расположенных на территории района.

Районный дом культуры является центром методического обеспе­чения культурно-досуговой деятельности сельских домов культуры и клубов района. Районный дом культуры, кроме того, осуществляет ме­тодическую работу и в других учреждениях культуры, не относящихся к Министерству культуры РФ.

Своеобразной методической лабораторией районного дома культу­ры является методический кабинет. Он обеспечивает внедрение в прак­тику деятельности клубных учреждений прогрессивных форм и методов работы. На его базе идет процесс изучения, обобщения и распростра­нения положительного опыта. Методический кабинет совместно с отде­лом культуры обеспечивает повышение квалификации клубных работ­ников, руководителей коллективов художественного и технического творчества. Методкабинет направляет в клубные учреждения методи­ческие разработки, в том числе: сценарные материалы, репертуарные сборники; оказывает практическую помощь в постановке культурно-досуговых программ.

Методический кабинет районного дома культуры имеет штатных работников, в числе которых два методиста и один инструктор. Кроме того, в штате РДК имеются должности художественного руководителя и директора.

Дом культуры -1)тип клубного учреждения;2) обобщение название различных видов государственных, профсоюзных и ведомственных клубных учреждений (Районный Дом культуры, Дом культуры строителей, сельский профсоюзный Дом культуры и т.п.)

Современные приоритеты в деятельности учреждений культуры не могут определяться без учета экономических, политических, социальных особенностей в стране и регионе. Культурная политика рассматривается нами как правовое и методическое обеспечение, подготовка творческих кадров, финансирование инфраструктуры в регионах, сохранение культурного наследия, поддержка творчества и т.д. Культурная политика начинается с четкого определения приоритетных направлений, в которых более всего нуждается государство и потому берется их поддерживать. Однако так получается не везде и не всегда

В клубных учреждениях сформировалась уникальная школа художественного образования детей и взрослых; государство создало и содержало систему учебных заведений по подготовке квалифицированных специалистов для клубов; в клубной практике было сделано немало открытий.

Прежде всего, в провинции, где у клубных учреждений меньше конкурентов в лице театров, библиотек, музеев, дома культуры и клубы по

сей день, остаются центрами самой массовой, общедоступной, демократичной досуговой деятельности, позволяющей людям реализовать свои интересы и увлечения, свои творческие потенции, приобщаться к культуре. И очень важно не отнять эту возможность, не растерять традиций, не обесценить их.

Сокращение клубной сети, как в городах, так и на селе, имеет много причин. Итак, мы можем сформулировать некоторые экономические и административные причины неблагоприятных обстоятельств развития культурно-досуговой деятельности сельских клубов в условиях рынка:

    Недостаточное финансирование клубных учреждений культуры федеральными и региональными органами гос. управления

    Отсутствие необходимой правовой поддержки сельских клубных учреждений

    Ухудшение материально-технической базы

    Неоправданная коммерциализация

    Сокращение сети клубных учреждений культуры

    Низкий количественный и квалификационный уровень обеспеченности кадрами, неудовлетворительная социальная защищенность работников клубных

Чтобы стать центром духовной, культурной жизни села, работа клубного учреждения должна подвергнуться существенной корректировке:

Организационно-управленческая деятельность работников сельских учреждений культуры обусловлена:

    на создание программ возрождения, развития и сохранения народной культуры

    оптимизацию взаимодействия инициативных групп с другими организациями

    разработку и внедрение графика-маршрута, и зоны обслуживания передвижными клубными учреждениями населения малых деревень, хуторских хозяйств, отдаленных производственных участков

Научно-методическая деятельность районного координационно-методического центра должна включать следующие направления:

    паспортизацию сельских поселений

    выявление и оказание информационно-методической поддержки общественно активным группам

    разработку научно-методических проектов

    помощь в организации кружков и коллективов

    поисковую, экспедиционную работу по выявлению историко-культурного своеобразия сельского поселения

    возрождение старинных обрядов и обычаев, внедрение в практику народных праздников, фольклорных фестивалей, выставок прикладного творчества и ремесел

    повышение квалификации работников культуры в ходе семинаров, практикумов, творческих лабораторий, школ передового опыта, курсов повышения квалификации.

Современная семья ее проблемы и пути их решения Социальные функции современной семьи.3 Тенденции развития российской семьи: История вопроса. Для этого нужно узнать об уже изученных формах а также рассмотреть проблемы современной семьи исходя из которых можно сформулировать конкретные задачи для решения этих проблем. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разобрать социальные функции современной семьи выявить ее проблемы и пути их решения предположить путь ее дальнейшего развития а...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

15983. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С СЕМЬЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 71.45 KB
По данным медицинских исследований с каждым годом возрастает процент детей имеющих отклонения в здоровье наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Исторически так сложилось что от состояния здоровья детей от их всестороннего развития во многом зависит благополучие общества. Поэтому вопросы оздоровления детей были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания...
10014. Приоритетные направления развития продовольственного рынка Республики Бурятии 281.8 KB
Отечественное сельское хозяйство, принимая активное участие в мировой экономике, в данный момент находится в состоянии, когда сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают значительные трудности. Они связанны с тем, что Российская Федерация, участвуя во Всемирной торговой организации, принимает на себя обязательства по ограничению государственной поддержки отечественного сельского хозяйства.
9839. Формы работы с родителями по повышению социально-педагогической культуры в вопросах межнационального воспитания детей дошкольного возраста 67.87 KB
Учитывая сложившуюся социальную ситуацию, особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, доброжелательного и уважительного отношения к людям других
9912. Основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на этапе непрерывного обучения «детский сад - школа» 340.82 KB
К сожалению в настоящее время система работы по психологическому сопровождению детей в системе детский сад школа еще не сложилась хотя имеется определенный опыт организации преемственных связей между дошкольными учреждениями и начальной школой. Важнейшей предпосылкой решения этих задач и может стать психологическое сопровождение развития детей в период их перехода из дошкольного учреждения в школу. Цель исследования определить основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на этапе...
10366. Деятельность учреждений хосписного типа 11.17 KB
В эпоху крестовых походов на пути следования крестоносцев возникали монастыри которые давали приют паломникам путешественникам среди которых было немало больных раненых. Первой в России общиной сестер милосердия была Петербургская Свято-Троицкая обитель 1844 где наряду с женской больницей приютом для приходящих детей отделением сестер милосердия имелась также богадельня на 6 коек для неизлечимо больных. Направления на госпитализацию в дома отделения сестринского ухода и хосписы осуществляются участковыми врачами территориальных...
863. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 44.13 KB
Проблемы семьи в современном обществе. Сущность и содержание социальной защиты семьи. отношениях между мужем и женой родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими общее хозяйство такое определение семьи дается Э. Ключевым словом в этом определении могут считаться отношения так как семья это система элементами которой являются члены семьи связанные между собой определенного рода отношениями: супружескими родительскодетскими родственными и т.
17513. Технологии социальной работы с семьёй в системе социального обслуживания 93.1 KB
Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию психологические конфликты.
20801. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 168.67 KB
Профессиональная компетентность педагога является таким личностным образованием, которое имеет свойство изменяться и совершенствоваться. Поэтому важной задачей является определение путей повышения профессиональной компетентности. На наш взгляд, одним из таких путей может выступать активизация работы с семьей. В этом направлении повышение профессиональной компетентности педагогов является особенно актуальным, потому что семья играет важнейшую роль в развитии личности ребенка.
11219. О проблемах интеграции учреждений культуры и искусств, образовательных государственных и муниципальных органов 9.21 KB
Задачами округа является обеспечение интеграции образовательных научных государственных муниципальных организаций и учреждений единой системы подготовки переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы организация взаимодействия с органами исполнительной власти Министерствами культуры образования и науки молодежи спорта и туризма региона Среднего Поволжья развитие межрегиональных связей а так же ряд других актуальных проблем. Высокие достижения в области культуры и искусства стали возможны в...
7602. Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков 107.79 KB
Петровского Социально – педагогический факультет Кафедра педагогики и социального образования Курсовая работа Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков Научный руководитель: к. Теоретические основы технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков. Технологии социальной работы детей и подростков с девиантным поведением. Направления социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и...