Какие намазы можно объединять. Сокращение и объединение намазов в пути. Сокращение намазов путником

Пророк, мир ему и благословение, учил, что объединять дневной намаз с предвечерним, а вечерний с ночным можно в трех случаях. Это дозволено тому, кто находится в пути, тому, кто сильно болен и опасается за себя, и тому, кто попал под сильный дождь.

Большинство ученых считает, что помимо трех упомянутых случаев есть и другие исключения. Доводом этому является следующий хадис. Передается от ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, объединил дневной намаз с предвечерним, а в другой раз – вечерний с ночным, находясь в Медине, хотя не было ни ситуации опасения, ни дождя. Уаки’ сказал: «Я спросил ибн Аббаса: «Почему он [Пророк] так поступил?», и ибн Аббас ответил: «Он не хотел затруднять свою умму [общину]» («Сахих Муслим», 1151). Этот хадис подтверждает, что поводом для объединения молитв может быть все то, что приводит мусульманина в сильное затруднение.

В исламе есть правило: «Затруднительная ситуация (машакка) допускает идти на облегчения» (правило касается исполнения некоторых ритуалов, не затрагивает основ религии). Таким образом, в случае необходимости дозволяется объединить две молитвы, но с одним важным условием: подобное не должно становиться нормой и привычным делом.

Совмещение намазов

Разрешено совмещать салят-уз-Зухр с салят-уль-Аср и салят-уль-Магриб с салят-уль-Иша в пути, в котором сокращаются намазы. Не дозволено совмещать салят-уль-Аср с салят-уль-Магриб и салят-уль-Иша с салят-ус-Субх и салят-ус-Субх с салят-уз-Зухр , согласно следующему преданию Ибн Омара: «Посланник Аллаха (с.а.с.) совмещал аль-Магъриб с аль-Иша, когда был серьёзный поход» . Передал Анас о том, что Пророк (с.а.с.) совмещал аз-Зухр с аль-Аср . Не передано от Него, что он совмещал по-другому, нежели в этих двух положениях, это . Ниспосланные обряды поклонения ограничиваются тем, что передано в текстах. Не дозволено совмещать другие намазы кроме тех, о которых передано в текстах.

Разрешается совмещать аз-Зухр с аль-Аср и аль-Магъриб с аль-Иша , совершая в первое время и откладывая на второе . Разрешается совмещать намазы во время первого из них и во время второго. Тем не менее, если он прибыл во время первого, то лучше совместить в первое время, т. е. второй намаз совершить во время первого намаза. Если же он находится в движении, то лучше перенести совмещение на время второго намаза. Передано от Ибн Аббаса: «Не сообщить ли вам о намазе Посланника Аллаха (с.а.с.)?! Когда солнце отклонялось от зенита, а он (собираясь в путь) пребывал в доме, то он совершал салят-уль-Аср во время салят-уз-Зухр и совмещал их в полдень. Если же он выходил в путь до полудня, то переносил салят-уз-Зухр на время салят-уль-Аср и совмещал их во время салят-уль-Аср» .

Необходимо взять намерение на совмещение с наступлением начала первого намаза и соблюдать непрерывность при совмещении их во время первого намаза. Если он совместил намазы в первом времени и прибыл на место своего проживания до наступления времени второго намаза, то если он уже совершил их, то совмещение намазов считается действительным. В обратном случае, если он не намеревался совмещать, то только тот намаз будет действительным, который он совершил.

Совмещение намазов подтверждается достоверными хадисами. От Анаса передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.), когда выходил в путь до того, как солнце отклонялось от зенита, переносил аз-Зухр на время аль-Аср, затем останавливался и совмещал их. Когда выходил в путь после отклонения солнца от зенита, то делал аз-Зухр, затем выезжал . От Анаса передаётся, что Пророк (с.а.с.), когда спешил отправляться в путь, он переносил аз-Зухр на время аль-Аср и переносил аль-Магъриб так, что совмещал между его с салят-уль-Иша, пока не пропадала красная полоса заката . От Муаза передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) во время битвы при Табуке, когда полдень наступал до его выхода, совмещал аз-Зухр с аль-Аср. А если выходил до наступления полудня, то откладывал аз-Зухр, пока не наступал аль-Аср. И в аль-Магъриб подобно этому: если солнце садилось до его выхода, то совмещал аль-Магъриб с аль-Иша, а если выходил до заката солнца, то переносил аль-Магъриб, пока не наступало время аль-Иша, и совмещал их . Все эти хадисы достоверные. Они ясно свидетельствуют о дозволенности совмещения аз-Зухр с аль-Аср, в первое время и во второе, а также совмещения аль-Магъриб с аль-Иша, в первое время и во второе.

Здесь нельзя сказать, что Аллах установил для намазов времена и у каждого намаза определённое время. Есть начало времени и нельзя совершать намаз до наступления этого времени. Если же совершил, то намаз не принимается. Есть конец времени и нельзя совершать намаз позже него, а если совершил позже, то это запрещено. И что эти времена утверждены хадисами мутаватир , а совмещение в путешествии подтверждены хадисами ахад . Следовательно, не позволяется оставлять то, что в хадисах мутаватир из-за того, что в хадисах ахад . Так нельзя утверждать. Поскольку совмещение в пути не является оставлением хадиса мутаватир . Напротив, это обособление его. Ведь хадисы ахад могут обособлять то, что приводится в Коране, и тем самым в хадисах мутаватир . Времена намазов, подтверждённые в хадисах мутаватир , приведены в общей форме, а перенос намаза в заблаговременное время или откладывание намаза на более позднее время обособляется выходом в путь. Соблюдение намаза в своё время остаётся утверждённым в общей форме хадисами мутаватир , но исключается из него положение путника и обособляется совмещение двух намазов, в первое время или во второе, в силу своего подтверждения достоверными хадисами.

Однако совмещение разрешается только в день Арафа, в ночь Муздалифа, в пути, соответствующем условиям сокращения, и в дождливый день. Что касается Арафат и Муздалифа, то Пророк (с.а.с.) совмещал в Арафа и Муздалифа. Что касается пути, то хадисы, указывающие на совмещение намазов в отсутствие дождя, подтверждаются лишь для путника. Это выявляется из текстов многочисленных хадисов. В хадисах приводится: «...когда был серьёзный поход» , «...когда вышел в путь» , «...когда спешил отправляться в путь» и другие хадисы, указывающие на путь. Некоторые предания ясно указывают на сокращение в пути. В хадисе Ибн Аббаса приводится: «Посланник Аллаха совмещал салят-уз-Зухр с салят-уль-Аср, будучи в пути, и совмещал салят-уль-Магриб и салят-уль-Иша» . Также от Ибн Аббас передаётся, что когда Посланник Аллаха (с.а.с.) был в пути, и солнце отклонялось от зенита, в то время, как он находился на своём привале, он совмещал салят-уз-Зухр с салят-уль-Аср, перед тем, как оседлать коня. Если же солнце ещё не отклонялось от зенита, в то время, как он находился на своём привале, то он выступал в путь и шёл до наступления аль-Аср. Затем останавливался и совмещал их. Если наступало время аль-Магъриб, в то время, как он находился на своём привале, он совмещал салят-уль-Магриб с салят-уль-Иша. Если же не наступало время аль-Магъриб, в то время, как он был на своём привале, он седлал коня и отправлялся в путь, пока не наступало время аль-Иша. Затем останавливался и совмещал их. Во всех этих хадисах совмещение ограничивается путешествием. Под путешествием здесь подразумевается путь, в котором дозволено сокращать намаз. Поскольку артикль «аль» перед словом «сафар» служит признаком конкретизации, т. е. конкретное путешествие, определённое шариатом, в котором сокращаются намазы.

Что касается совмещения по причине дождя, то это согласно сообщению Абу Саламы бин Абдуррахмана, который сказал: «Из сунны является совмещение аль-Магриба с аль-Иша в дождливый день» . Этот хадис передаёт аль-Асрам. Приводимое в хадисе словосочетание «из сунны» означает из сунны Посланника Аллаха (с.а.с.), что указывает на то, что это хадис. Сказал Хишам ибн Урва: «Я видел, как Убана (Абана) ибн Осман совмещал в дождливую ночь аль-Магриб с аль-Иша и с ним молились Урва ибн Аз-Зубайр, Абу Салама ибн Абдуррахман и Абу Бакр ибн Абдуррахман. Они не осудили его, и никто в их время не возразил ему, и это стало единодушием» . Передал аль-Исрам от Ибн Омара, что Пророк (с.а.с.) совмещал в Мадине аз-Зухр с аль-Асром во время дождя . Передаётся от Джабира ибн Зайда, от Ибн Аббаса, что он рассказал, как Пророк (с.а.с.) совершил намаз по семь и по восемь рак’атов. Аз-Зухр с аль-Аср и аль-Магриб с аль-Иша. И Абу Айюб сказал: «Возможно, это было в дождливую ночь», и Джабир сказал: «наверное» . Хадис передаёт Бухари. В этом хадисе Абу Айюб Ас-Сухтанийю сказал Джабару ибн Зайду и он же Абу Ашаъса «Возможно, это совмещение в дождливую ночь» и он ответил ему: «Наверное. Так и есть, как ты сказал». Также, о вероятности дождя, сказал Малик, после того как вывел этот хадис. Все эти доказательства указывают на единодушное согласие о дозволенности совмещения намазов по причине дождя, в первое время намазов или во второе.

Под дождём подразумевается, все то, что называется дождём. Это то, что мочит одежду, несмотря на наличие или отсутствие неудобств. Передано, что Пророк (с.а.с.) совмещал намазы при дожде, не имея между его комнатой и мечетью ничего . Также, несмотря на то, совмещал ли в мечети или дома, шёл ли дождь перед вступлением в намаз или нет. Поскольку хадис не сделал неудобство мотивом совмещения, а значит необходимо ограничиться тем, что приводится в божественном откровении. Поскольку относительно условия совмещения в мечети или других условий нет шариатских текстов, указывающих на это. Более того, подтверждается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) совмещал намазы в домах своих жён около мечети. Также в хадисе говорится «в дождливый день», «в дождь», «в дождливую ночь». Исходя из этого, становится ясно, что достаточно, чтобы время было дождливым, а не то, чтобы дождь шёл именно при вступлении в намаз. Потому что, причиной совмещения, т. е. уважительной причиной, разрешающей полное совмещение, подобно выходу в путь, является дождливая погода. Когда появится эта причина, т. е. пойдёт дождь, то абсолютно разрешается совмещать, равно имеются ли неудобства или нет, в мечети или вне неё.

Не разрешается, помимо Арафа и Муздалифа , путешествия и дождя, совмещать намаз. Не уместно проводить с ними аналогию под предлогом неудобств, когда отсутствует мотив совмещения. Неудобство не является шариатским мотивом в текстах, и проводить аналогию без мотива не допустимо. Не говоря уже о том, что обряды поклонения не мотивируются и не подлежат аналогии.

Что касается хадиса Ибн Аббаса, что Пророк (с.а.с.) совмещал аз-Зухр с аль-Аср и аль-Магъриб с аль-Иша в Медине, когда не было страха или дождя . Также хадиса Ибн Масуда, что Посланник Аллаха (с.а.с.) совмещал аз-Зухр с аль-Аср и аль-Магъриб с аль-Иша , а когда спросили его об этом, он сказал: «Я сделал это, чтобы не отягощать свою умму» . Также другие хадисы, в которых приводится в абсолютной форме совмещение, без причины путешествия или дождя. Все эти хадисы не применяются к действию, а оставляются, в силу своего противоречия с категоричными хадисами мутаватир . Поскольку если хадисы ахад находятся в противоречии с Кораном и хадисом мутаватир , то Коран и хадис мутаватир принимается, а хабар ахад отвергается, т. к. он является сомнительным, а мутаватир - категоричным. В случае несовместимости их друг с другом, сомнительный отвергается, а категоричный принимается. В данном случае времена намазов подтверждаются путём таватура , и обязательно следует соблюдать их. Оставление этих времён и принятие совмещения в первом или во втором времени на основе одиночного сообщения ( хабар ахад ), противоречащего с ними, не разрешается. Потому что, это оставление категоричного и принятие сомнительного. Здесь также нельзя сказать, что позволяется совмещать намазы при каких-либо нуждах или случаях с условием не брать это за правило. Поскольку хадисы, дозволяющие совмещение, помимо причин путешествия и дождя, приводятся в абсолютной форме, без всяких ограничений чем-либо. Если бы они ограничивались какой-нибудь нуждой или чем-то иначе, то выступали бы обособлением, как путешествие, и принимались бы. Однако они приводятся в абсолютной форме и нельзя добавлять нам что-либо или как-нибудь ограничивать от себя, без указания на это текста. Напротив, они остаются в абсолютной форме. Поскольку они приводятся в абсолютной форме и хадисы мутаватир о времени, также приводятся в абсолютной форме, а соединить эти два вида хадисов невозможно, то хадисы о времени принимаются, а хадисы о совмещении без причины путешествия или дождя - отвергаются.

Путник совмещает, пока находится в пути. Если он поселится в каком-нибудь месте, то рассматриваются случаи: если он принял это место в качестве аль-икъамы (постоянного места жительства), то его поездка завершается и ему запрещается совмещать. Как, например, если кто-то оправился из Иерусалима в Эр-Рияд, и принял второй пункт в качестве аль-икъамы , где он будет работать. То его поездка завершается, сразу после его обоснования там, и ему нельзя совмещать в таком положении. Если же он не принял это место в качестве аль-икъамы , а лишь находится там из-за своей торговли, ради которой он вышел в путь, (как, например, торговля, которая требует некоторого времени), то он совмещает намазы, пока не вернётся на своё место жительства, сколько бы не длился срок его пребывания в Эр-Рияде.

Мутаватир - (лекс. последовательный) хадис, переданный множественной группой третьего поколения мусульман (таби - табиин), исключающей вероятности заговора их во лжи, которые приняли его от такой же группы мусульман второго поколения (табиин), которые приняли его от такой же группы мусульман первого поколения (сахаба), а они в свою очередь услышали или увидели от самого Посланника Аллаха (с.а.с.).

В своей жизни людям приходится совершать различные путешествия, начиная от поездок в деревню или к родственникам в другой город и заканчивая визитами в дальние страны. Для некоторых даже дорогу до работы можно назвать целым путешествием, которое может занимать по несколько часов.

Во время таких поездок верующие могут испытывать определённые трудности с соблюдением религиозных предписаний, в связи с чем Всевышний даровал мусульманам милость в виде облегчённого варианта чтения намаза для путников.

В Коране Создатель обращается к Своим рабам:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов» (4:101)

Однако не каждый путешественник вправе сокращать молитву, так как многое зависит от пройденного расстояния и времени пребывания на одном месте. Путником в исламе считается тот, кто преодолел расстояние от собственного дома, которое человек может проделать пешком не менее чем за 18 часов. Если учесть, что средняя скорость ходьбы человека составляет 5 км в час, то за 18 часов он в состоянии пройти около 90 километров, ну или, с учётом усталости, около 85-87 км. Таким образом, мусульманин, который проделал путь от дома в 87 и более км, вправе сокращать свои намазы. Если же он выехал из пункта назначения, когда уже наступило время какого-либо намаза, то данный намаз он не должен сокращать, даже если в путь отправился спустя пару минут после наступления времени молитвы.

Что же касается сроков пребывания на одном месте, то мнения учёных здесь разделились, так как в Благородной сунне нет чётких указаний по данному вопросу. Богословы-ханафиты утверждают, что путником считается тот, кто намерен остановиться на новом месте на срок менее 15 суток. Исходя из этого, если человек планирует задержаться на 15 суток и более, то он не вправе сокращать молитвы на новом месте, в то время как непосредственно в дороге он вправе совершать сокращённую молитву. Представители шафиитского мазхаба, в свою очередь, называют цифру в 4 суток, то есть путником может считаться лишь тот, кто останавливается на новом месте на срок менее 4 суток.

Если же верующий прибыл в пункт назначения и не может запланировать, когда он отправится обратно, то он будет считаться путником, даже если в состоянии ожидания отъезда пробудет там пару месяцев.

Сокращение намазов путником

Право сокращать для путников действует в отношении не всех намазов. Допускается делать короче только обязательные (фард) намазы, включающие в себя 4 ракаата, то есть полуденную (зухр), послеполуденную (аср) и ночную (иша) молитвы. Утренняя (фаджр) и вечерняя (магриб) молитвы в пути читаются так же, как и в обычное время.

О степени необходимости сокращения молитв в пути богословы не имеют единого мнения. Одни учёные, например, ханафиты, считают, что верующим необходимо (ваджиб) сокращать молитвы в пути. Другие же, в частности, шафииты, уверены, что человек может сам принять решение, стоит ли ему сокращать молитву или нет.

Если же мусульманин, находящийся в пути, совершает намаз с джамаатом и за имамом, который не сокращает намаз, то в таком случае путнику следует совершить полноценный намаз.

Что же касается совершения желательных молитв (суннат) во время путешествия, то здесь мнения богословов также разошлись. Одни утверждают, что в пути верующим не следует выполнять намазы, кроме обязательных, другие же считают, что мусульманин вправе их совершать, но в полноценной форме, то есть не сокращая. Третьи и вовсе считают, что их следует совершать (восполнять), но в спокойной обстановке, а не во время нахождения в дороге.

Объединение намазов в пути

Ещё одно облегчение для путника - право объединения намазов, то есть совместного прочтения полуденной с послеполуденной и вечерней с ночной молитв. Таким образом, де-факто получается, что в пути мусульманин может совершать три намаза, что также является милостью Творца к Своим рабам. Подтверждением этому служит хадис, повествующий, что находясь в пути, Пророк Мухаммад (с.г.в.) всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю - с ночной» (приводится Бухари).

О допустимости объединения намазов путниками в среде учёных так же бытует два мнения. Одни полагают, что такое дозволено, и правоверным следует это делать. Другие же считают, что в таких ситуациях следует максимально оттянуть время одной молитвы и прочитать её, а сразу после этого совершить другую, не нарушая тем самым правила «каждому намазу - своё время». В качестве доказательства своей позиции они приводят хадис: «Я видел, что когда Посланнику Всевышнего (с.г.в.), находящемуся в пути, надо было спешить, он откладывал закатную молитву с тем, чтобы объединить её с вечерней» (Бухари, Муслим).

Намаз в транспорте

Передвигаясь на различных видах транспорта, мусульманин не всегда имеет возможность совершить намаз как полагается. В подобных ситуациях для верующих также действуют некоторые послабления:

1. Молитва сидя или лёжа. В случае, если мусульманин не имеет возможности в транспорте прочитать намаз стоя, то он вправе молиться сидя, а если же и сидя не может, то он вправе молиться лёжа.

2. Молитва не по направлению к кибле. Нередко транспортные средства, например, автобус или поезд, постоянно меняют направление своего движения относительно сторон света, в связи с чем верующему трудно определить, где находится . В подобного рода ситуациях верующему дозволено совершать намаз в любую удобную сторону, даже если транспорт неоднократно делал повороты в тот момент, когда пассажир молился.

الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين

А затем...

Недавно стало известно, что некоторые имамы, разместили на одном из исламских сайтов фетву, в которой они разрешили совмещение намазов не только в сафаре (пути), но даже в городе «при наличии сложных обстоятельств» на территории России, а именно второго и третьего намаза в зимнее время (намазы «Зухр» и «Аср») и четвертого и пятого намаза в летнее время (намазы «Магриб» и «Иша»). Они ссылались на то, что существуют хадисы о том что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) бывало совмещал намазы находясь в пути и даже находясь в Лучезарной Медине.

В сборнике имама Бухари, под номером 543 говориться:

حدثنا أبو النعمان قال: حدثنا حماد هو ابن زيد عن عمرو بن دينار عن جابربن زيد عن ابن عباس أن النبي صلي الله عليه و سلم صلي بالمدينة سبعا و ثمانيا الظهر و العصر و المغرب و العشاء , فقال أيوب: لعله في ليلة مطيرة , قال: عسي.

От Ибн ‘Аббаса (радыяллаху анху) передается, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершал в Медине семь и восемь; Зухр и Аср, Магриб и Иша, потом сказал Аюб (один из передатчиков): «может быть это было в ночь проливных дождей», Джабир ответил: «Возможно».

БадриддинАль-Айни в своей книге «Умдатуль-Кари, шархуль-Бухари» в разъяснении данного хадиса сказал:

«В хадисе где говориться «семь», имеется ввиду 3 рака’ата «Магриба», и 4 рака’ата «Иша», а где говориться «восемь», имеется ввиду 4 рака’ата «Зухр» и 4 рака’ата «Аср».

Далее он говорит: «Самое красивое объяснение данного хадиса и самое ближайшее к принятию толкование, то что первый намаз он (салляллаху алейхи ва саллям) откладывал до конца его времени и совершал его в это время, а когда он завершил намаз, после этого заходило время второго намаза и он (салляллаху алейхи ва саллям) совершал его в начале времени, и данное толкование поддерживает и делает несостоятельным другое толкование, хадис приводимый имамами Бухари и Муслимом, от Абдуллаха ибн Мас’уда, приводят, что он сказал:

روي البخاري و مسلم من حديث عبد الله بن مسعود قال: ما رأيت رسول الله صلي الله عليه و سلم صلي صلاة لغير وقتها الا بجمع فانه جمع بين المغرب و العشاء بجمع و صلي صلاة الصبح من الغد قبل وقتها .

«Я никогда не видел Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) чтобы он совершал какой-либо намаз не в свое время, кроме намаза в Муздалифе (во время Хаджа), где он совместил «Магриб» и «Иша» в Муздалифе, и совершал утренний намаз завтрашнего дня прежде обычного времени (обычно Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершал утренний намаз когда посветлеет)».

Данный хадис, делает не состоятельным все хадисы в которых разрешается совмещение Зухр и Асра, Магриба и Иша, не имеет значения в хадаре или в сафаре (дома или в пути) или в других ситуациях (дождь, снег и т.д.) находится человек.

عن ابن عمر قال : اذا جد به السير جمع بين المغرب و العشاء بعد أن يغيب الشفق.

1. «Если Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спешил находясь пути, он (салляллаху алейхи ва саллям) объединял «Магриб» и «Иша», когда исчезала вечерняя заря» (Абу Дауд и др.)

Подобно этому хадису, есть хадис передаваемый от Анаса ибн Малика (радыяллаху анх):

عن أنس ابن مالك قال: اذا ارتحل قبل أن تزيغ الشمس أخر الظهر الي وقت العصر ثم نزل فجمع بينهما .

2. «Когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) отправлялся в путь до того, как солнце отклонилось от зенита, он (салляллаху алейхи ва саллям) отложил намаз «Зухр» до времени «Аср», потом спустившись с лошади, объединил эти два намаза».

Аль-Айни (рахимахуллах) продолжает:

Этот хадис по внешнему смыслу говорит о том, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)совместил два намаза в пути во время второго намаза.

3. В другом риваяте яснее указывается, когда он (салляллаху алейхи ва саллям) хотел объединить между двумя намазами в сафаре, он (салляллаху алейхи ва саллям)отложил «Зухр» до того времени когда заходит время «Асра» и объединил между ними.

4. В другом риваяте говориться что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отложил намаз «Магриб» до того времени, что объединил между этим намазом и «Иша» до исчезновения вечерней зари.

Имам Аль-Айни (рахимахуллах) отвечал на первый хадис, то что бывает два вида зари красной и белой, как имели разные мнения по этому поводу уляма из сахабов и др.

Возможно, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) объединил между двумя намаза после того как исчезла красная вечерняя заря, в конечном счете «Магриб» будет совершен в свое время, по мнению тех людей которые считали, что шафак, это белый, также и «Иша» будет совершена в свое время по мнению тех людей, которые считали, что шафак, это красный.

В общем, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) объединил между этими двумя намаза после исчезновения шафака.

Имам Аль-Айни (рахимахуллах) отвечая на второй хадис, сказал, что смысл слов Анаса ибн Малика «отложил намаз «Зухр» до времени «Аср»», заключаются втом, что Пророк(салляллаху алейхи ва саллям) отложил «Зухр» до того, когда его время доходило до времени «Асра» и читал «Зухр» в конце своего времени и потом совершал «Аср» в начале своего времени соединяя их. И в общем, он (салляллаху алейхи ва саллям) соединил эти намазы, смотря со стороны, но не по времени.

Аль-Айни отвечая на третий и четвертый риваят, отметил, что о начале наступления время «Асра» есть разные точки зрения и это когда тень отбрасываемая предметом или равна его длине или длиннее его в два раза, возможно что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) откладывал «Зухр» до того как наступит тень равная длине предметов, потом совершал «Зухр» и после него совершал «Аср» и это будет означать то, что он (салляллаху алейхи ва саллям) совершал «Зухр» в свое время, по мнению тех, которые сказали, что окончание времени «Зухра» когда тень предмета становиться равна ему.

И он (салляллаху алейхи ва саллям) совершил «Аср» тоже в свое время, по мнению тех, которые сказали, начало времени «Асра», когда тень предмета в два раза больше него. Это подтверждает то, что тот человек который поступит подобным образом, объединит, совершив намазы в свое время. Если так поступит не путник, в нашем мазхабе это дозволяется, не говоря уже о мусафире (путнике), который нуждается в облегчении.

Имам Аль-Айни (рахимахуллах) говорил:(Я скажу): Аль-Хаттаби о хадисе который передается имамом Бухари и Муслимом от Ибн ‘Аббаса сказал: «Большинство факиховне поступали в соответствии с ним.»

Имам Ат-Тирмизи в своем «Муснаде» сказал: «в моем сборнике, нет такого хадиса, в отношении которого все ученые единогласно считали, что деяния по этому хадису оставляют, кроме хадиса от Ибн ‘Аббаса про «объединение в Медине двух намазов не в опасности и не во время дождя» и хадис о том, что «предают смерти того, кого застали за распитием вина в четвертый раз».

В общем, хадисы об объединении намазов опровергаются хадисом который мы привели выше, он приведенв сборниках имамов Бухари и Муслима, от Абдуллаха ибн Мас’уда:

«Я не видел Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) чтобы он совершал какой-либо намаз не в свое время…».

После всего выше сказанного, мы говорим:

В Коране сказано:

إِنَّ الصَّلَوةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا

(Смысл): «Поистине, верующим намаз предписан в установленное время».

Бухари приводит в главе «Об утрате намаза…», от имама Аз-Зухри (рахимахуллах) что он сказал: «я в Дамаске заходил к Анасу ибн Малику (радыяллаху анх) и он плакал, я ему сказал: «что тебя заставило плакать?», он ответил: «я не вижу ничего из того, что видел во время Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) кроме намаза, но и намаз вы утрачиваете (не совершаете в свое время)».

Данный аят и хадис, нам указывает на то, чтобы мы совершали молитвы во время, и предостерегает нас от их пропуска.
То, что человек в современном мире находясь будь то в метро, автобусе и т.д. все это не является узром (уважительной причиной) для оставления намаза и не совершения его в свое время. Он может совершать намаз с «джам’уc-сури» т.е. совершение первого намаза в конце его времени, а второго в начале, как нами было разъяснено выше. Мусульманин может выходя из метро (поезда) или автобуса, совершить намаз на остановке, на станции метро, и это будет даже да’аватом другим людям, но многие из нас стесняются совершать намаз в общественных местах. Если нет никакой возможности остановить автобус или метро (поезд), а время намаза уже выходит, он может на крайний случай совершить молитву там же, обозначая земные и поясные поклоны, наклонами головы (има’).

Если он не найдет воды, а у него нет тахарата, время намаза выходит, то он берет таяммум (очищение чистой землей, пылью) и совершает намаз.

И хотелось сказать про тех, кто дает фетвы по своему пониманию, не являясь муджтахидом, которых называют «хатыбуль-лейль» («собирающий ночью дрова», т.е не знает откуда он берет свой далиль). Мы должны приводить только мнение муджтахидов мазхаба, а не говорить о собственном мнении или мнении других мазхабов которым он не следует.

В разбираемой нами теме (о объединении намаза в городе) не только наш мазхаб (Абу Ханифы), но и большинство ученых мазхабов Ахлю-Сунна не предпочли то, что говорят подобные люди.

В заключении хотелось бы привести слова Мухаммада Амина ибн Абидина, умершего в 1252 году по Хиджре в Дамаске, которого называют последним «мухаккыком» (или последним словом) ханафитского мазхаба в книге «Укуду-Расмиль-Муфтий»:

«Человек который хочет совершать «амаль» в отношении себя, или другому дать фетву, ему ОБЯЗАТЕЛЬНО следовать тому мнению которое предпочли ученые его мазхаба, ему нельзя делать «амаль» или давать фетву по не предпочтительному мнению кроме некоторых мест (т.е некоторые уляма иногда давали фетвы по не предпочтительному мнению, но в отношении нашей темы, никто из ханафитскихуляма не отнес эту тему даже в разряд «не предпочтительных»). Уляма передавали. что в отношении этого есть иджма. Этому последовали Ибн Хаджараль-Хайтами, Ибну Салах, и Аль-Баджи из маликитов в отношении муфтия, и слова аль-Карафи из Маликитов доказывают то, что муджтахид и мукаллид, для них не является дозволенным, давать фетву и хукм по не предпочтительному мнению, потому что, это будет следование страстям, что является харамом по иджме».

Мы считаем, что вышеприведенных слов достаточно для разумного человека.

Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами .» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» (Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал : «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Имамл абу Ханифа считал, что сокращение обязательное, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения.

Довод абу Ханифы: От Я"ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: "не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих" - "Мы ведь в безопасности сейчас?!", на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: "Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: "Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)" ". (Муслим, 686)

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».( аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром). Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км. Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Некоторые ученые считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими ):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней» (Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах. Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас"уда (радиаллаху анху ): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока - намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»( 87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять - делается намаз стоя, нет - то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).