Как соотносятся понятия финансы и деньги. Соотношение понятий денег, финансов и кредита. Бюджетная система РФ

Финансы(в шир. смысле) - это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются денежные фонды и денежные средства гос-ва в соотв. с присущими им ф-циями. Денеж. ср-ва аккумулируются в ден. фонде Финансы - совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей. Термин “финансы” (finance) появился в Западной Европе в XVII веке и в переводе на русский означает “денежный платеж” Общепринято выделять 4 признака финансовых отношений:

    Денежный характер фин. отношений;

    Распределительный характер фин. отношений;

    Фин. отношения всегда связаны с формированием и денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

2. Финансы имеют своей природой денежные отношения, однако одно только движение денежных средств между объектами не раскрывает всей сущности финансов. Для этого нужно рассмотреть свойственные финансам отношения, также возникающие между объектами:

1) предприятиями (в процессе приобретения

товарно-материальных ценностей, реализации

продукции и услуг);

2) государством и предприятиями (в виде уплаты налогов в бюджет);

3) государством и населением (как уплата налогов

с физических лиц);

4) предприятиями и страховыми компаниями;

5) предприятиями и банками;

6) предприятиями и внебюджетными фондами;

7) бюджетами различных уровней.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Ф-ции финансов:1)распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды); 2)перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества); 3)регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и угнетать его);4)контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

5. Сравнить категории финансы и деньги

Неспециалисты говорят: «Финансы – это деньги; имеющиеся денежные средства у предприятия». Деньги и финансы друг от друга резко отличаются по выполняемым ими функциям и своему содержанию. Финансы - это экономические отношения, которые связаны с распределением, формированием и использованием децентрализованных и централизованных различных фондов денежных средств в целях выполнений задач и функций отдельного предприятия или государства, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Деньги – это средство оплаты товаров (работ, услуг), средство сохранения стоимости и средство оплаты услуг. Деньги – довольно сложная экономическая категория, она по-прежнему остается загадкой: почему увеличение у отдельного лица количества денежных знаков приумножает его индивидуальное богатство, а у общества в целом рост денежной массы не способствует возрастанию богатства общества?

Еще деньги – знак обмена, который участвует в роли посредника в обмене товара на другой. Некоторые российские экономисты, то есть экономисты рыночной экономики России, считают деньги видом ценных бумаг, у которых специфическая особенность заключается в относительной автономности их движения и возможности аккумуляции.

Деньги выполняют иные функции, нежели финансы. Например, финансы выполняют три функции:

1. использование наличных денежных средств и денежных фондов; 2. получение наличных денежных средств и формирование денежных фондов; 3. контрольную.

Некоторые экономисты уверяют, что финансы выполняют лишь две функции: контрольную и распределительную.

К. Маркс выделял для денег пять функций: мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство сбережения и накопления, мировые деньги. В качестве первой он всегда называл меру стоимости.

За последних 150 лет экономическая наука ушла далеко вперед. Большинство современных экономистов выделяют три функции для денег:

1. средство измерения стоимости (то есть мера стоимости);

2. средство обращения;

3. средство сохранения и накопления стоимости.

Различия между деньгами и финансами рассмотрим на следующем примере. Допустим, гражданин дает деньги другому человеку в долг. Это значит, что гражданин другому лицу передал материальную вещь в форме банкноты. Иными словами, деньги – это вещь, которую можно потерять, отыскать, разрушить (разорвать банкноты). Но вот отношение гражданина, который дал деньги другому лицу в долг, – это уже финансовые отношения. Человек выступает как кредитор, лицо, которое взяло в долг деньги, – как заемщик. Возьмет ли с заемщика кредитор расписку, возьмет ли в залог какую-нибудь вещь, будет ли взимать за деньги проценты и тому подобное – это все представляет собой финансовые отношения.

Сущность и признаки финансов

Понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, их переход от одного владельца к другому. Понятие «финансы» часто отождествляют с понятием «деньги». Однако это два разных, но взаимосвязанных понятия. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся из общественной массы товаров. Их особенность состоит в том, что они по сути представляют собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях:

1) мера стоимости; 2) средства обращения (обмена); 3) средства платежа;

4) средства образования накопления и сбережения; 5) мировых денег.

Главное назначение финансов состоит в том, что путём создания денежных доходов и фондов происходит обеспечение потребностей государства и предприятий в денежных средствах, а также обеспечивает контроль за их расходованием.

Таблица 1.1

Деньги Финансы
  1. Всеобщий эквивалент с помощью которого измеряются затраты ассоциированных товаропроизводителей
  1. Экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
  1. Выполняют пять функций (см. выше).
  1. Функции финансов: а) распределительная; б) стимулирующая; в) контрольная.
  1. Возникли раньше финансов.
  1. Возникли позже денег.
  1. Более общая экономическая категория.
  1. Вторичная категория, производная от денег.
  1. Охватывают широкие экономические отношения.
  1. Охватывают более узкие экономические отношения, связанные с формированием денежных фондов.

Признаки финансов:

1. Финансовые отношения имеют под собой денежную основу.

2. Субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процессе этих отношений, один из них – государство, имеет особые полномочия.

3. В процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, следовательно можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер.

4. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера. Это достигается посредством нормотворческой деятельности государства и создания соответствующего фискального аппарата.



Определение финансов :финансы - это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использование централизованных и децентрализованных денежных средств в рамках распределения и перераспределения ВВП и национального дохода для решения экономический, социальных и политических задач государства.

Деньги – это обязательное условие существования финансов.

Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми отношениями.

Пример : финансовые отношения – получение заработанной платы;

денежные отношения – уплата услуг ЖКХ, покупка товаров.

УДК 347.511

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕН- CIVIL LIABILITY OF PERSONS WHICH

НОСТЬ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ДОЛЖНИКА CONTROL THE DEBTOR

Т арасенко Андрей Алексеевич аспирант

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

T arasenko Andrey Alekseevich postgraduate student Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

В статье исследуются проблемы привлечения к от- This article investigates the problem of bringing a per-ветственности лиц, контролирующих должника в son who controls the debtor in insolvency proceedings процедурах несостоятельности (банкротства). Ав- (bankruptcy) to responsibility. The author analyzes the тор анализирует природу, концептуальные основы nature, conceptual framework and procedural features и процессуальные особенности возложения ответ- of imposing liability on a person who controls the ственности на лиц, контролирующих должника, debtor, offers direction of this institution предлагает направления развития данного института

Ключевые слова: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ Keywords: CIVIL LIABILITY, LEGAL ENTITY, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, VICARIOUS LIABILITY, DEBTOR, BANKRUPT-СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, CY, CONTROLLING PERSON

ДОЛЖНИК, БАНКРОТСТВО,

КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ ЛИЦО

Анализ данных судебной статистики, свидетельствует о росте количества «живых» дел о банкротстве юридических лиц. Невыполнение должниками денежных обязательств перед своими кредиторами подрывает гражданский правопорядок и влечет во многих случаях банкротство таких кредиторов вследствие невозможности выполнения уже ими своих обязательств перед контрагентами. По существу действенность основных механизмов защиты и восстановления имущественных прав кредиторов в виде оспаривания сделок должника, привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является крайне низкой.

С учетом современных концепций имущественной и организационной самостоятельности субъектов предпринимательской деятельности нужно решить вопрос о том, является ли ответственность контролирующих должника лиц ответственностью за свои или ответственностью за чужие действия. Представляется, что такая ответственность является ответственностью за свои действия, т.к. принимаются они контролирующим ли-

цом и имеют неблагоприятный эффект как для него, так и для подконтрольного лица. Тот факт, что эти действия выполняет с юридической точки зрения другое лицо конечно имеет значение, однако, ГК РФ прямо регулирует наступление ответственности контролирующего лица. Подп. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ «Ответственность юридического лица» закрепляет, что в случае «если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам».

Англо-американская система права исходит из концепции игнорирования юридической личности компании. Идея концепции состоит в том, что контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если его действия указывают на то, что в действительности корпорация не являлась юридическим лицом, отдельным от акционера. Например, имущество должника использовалось контролирующим лицом как свое собственное. В данном случае речь идет по существу о солидарной ответственности должника и контролирующего лица при доказанности определенных обстоятельств.

Практическая реализация изложенной концепции в России зависит от корректировки положений законодательства о применении субсидиарного механизма ответственности контролирующих должника лиц, изменения принципов ответственности учредителей (собственников имущества) должника.

И. С. Шиткина отмечает, что при рассмотрении данной проблемы необходимо учитывать, что по общему правилу это не должна быть вина самого подконтрольного лица Законы устанавливают общую обязанность

членов органов управления действовать добросовестно и разумно в интересах общества, не перечисляя конкретные обязанности. То есть нарушение этой обязанности само по себе является достаточным для признания действий членов органов управления противоправными, дополнительное указание на нарушение конкретных положений закона или иных нормативных правовых актов не требуется. Ответственность членов органов управления хозяйственного общества также должна основываться также на «... лояльности лиц, осуществляющих управление обществом: члены органов управления при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества. Это означает, что поведение членов органов управления не может быть направлено на удовлетворение их личных интересов или интересов третьих лиц. То есть члены органов управления в своих действиях не должны допускать конфликта ин-тересов».

Институт субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц за вред, причиненный имущественным интересам кредиторов, преследует цель наиболее полного удовлетворения денежных требований к должнику в процедуре банкротства. Речь идет преимущественно о денежных требованиях реестрового характера, поскольку текущие требования погашаются вне очереди на основании ст.134 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

Основанием ответственности контролирующего лица, исходя из текста положений п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве, является «причинение вреда имущественным правам кредиторов, причем данная статья не содержит положений о какой-либо вообще причинной связи между противоправным поведением контролирующего лица и негативными последствиями для кредиторов. Кроме этого, в статье ничего не говорится теперь о вреде, причиненном должнику, о доведении его до банкротства, в том числе в ре-

зультате исполнения им обязательных указаний контролирующих лиц, - в обновленной норме упоминается исключительно вред, причиненный имущественным правам кредиторов».

Важным в достижении этой цели полного восстановления нарушенных и оспариваемых прав является механизм ответственности иных лиц за должника: лиц, которые в силу особенностей своего управленческого статуса определяют действия должника в гражданском обороте.

Юридический состав данного правоотношения объективно является более сложным по отношению к недействительности сделок и последствиям их недействительности, так как являясь институтом внедоговорной ответственности, он шире по субъектному составу и обязательным основаниям ответственности.

К сожалению, приходится констатировать, что в законодательстве имеются лишь общие положения о субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, в специальной литературе практически отсутствуют фундаментальные разработки института в конкурсном процессе. Уже как следствие приведенных факторов - скудность положительной судебной практики по заявлениям о привлечении к субсидиарной ответственности.

В дело о банкротстве включается рассмотрение вопросов привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, которое повлекло возникновение одной процессуальной особенности рассмотрения данной категории споров, характерной для всех мини-процессов в рамках конкурсного производства. Речь идет по существу об упрощении процессуального порядка рассмотрения соответствующих требований конкурсного управляющего. Во-первых, Закон о банкротстве не предусматривает предварительного судебного заседания по данной категории дел. Представляется, во всяком случае, что правовая позиция, высказанная в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 №63 и гласящая

о непроведении предварительного судебного заседания при рассмотрении требований об оспаривании сделок должника, является универсальной. Во-вторых, по результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующего должника лица к ответственности выносится определение (пункт 8 статьи 10 Закона о банкротстве). Это позволяет приступить к немедленному исполнению судебного акта в случае удовлетворения заявленных требований, влияет на особенности исчисления сроков на обжалование подобных определений с учетом правил статьи 223 АПК РФ и статьи 61 Закона о банкротстве.

Новая редакция статей 10 и 2 Закона о банкротстве по существу ввела градацию субъектного состава лиц на стороне ответчика по требованиям о привлечении к ответственности.

Так, к субсидиарной ответственности по обязательствам должника могут быть привлечены: лица, на которые указанный Закон возлагает обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, в случае если они не исполнили такую обязанность (пункт 2 статьи 10); контролирующие должника лица (пункт 4 статьи 10); руководитель должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством РФ, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информации об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством РФ, либо если указанная информация искажена (пункт 5 статьи 10).

Особо обращает на себя внимание появление нового правового института - контролирующее должника лицо. Данный специальный субъект, отличный от «заинтересованного лица» в смысле статьи 19 Закона о банкротстве, с учетом установленных Законом о банкротстве характеристик

позволит реально запустить механизм субсидиарной ответственности с учетом специфики спорного правоотношения.

Старая редакция пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве создавала неопределенность при определении размера ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности. Данный размер определялся «исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации -должника». При этом не учитывались расходы на удовлетворение имеющих приоритет текущих требований, которые неизбежно сопровождают каждую процедуру банкротства.

Т. П. Шишмарева отмечает, что данное правило справедливо для идеальной ситуации, то есть для случаев, когда у должника отсутствует задолженность по денежным обязательствам и обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом - по платежам, сохраняющим статус текущих платежей во всех процедурах банкротства.

Согласно новой редакции статьи 10 размер ответственности устанавливается исходя из разницы между определяемым на момент закрытия реестра размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и размером удовлетворенных требований кредиторов на момент приостановления расчетов с кредиторами или исполнения текущих обязательств должника в связи с недостаточностью имущества должника, составляющего конкурсную массу (пункт8).

Открытым остается вопрос о возможности предъявления и рассмотрения по существу требований о привлечении к субсидиарной ответственности до возникновения объективной возможности произвести соответствующий расчет. Например, в случае, когда формирование конкурсной массы продолжается либо реализация имущества еще не завершена.

Проблема актуальна, поскольку до окончания реализации имущества должника и расчета с кредиторами по поступившим от такой реализации денежным средствам может пройти значительный период времени. Принимая во внимание, что потенциальные ответчики по требованиям о привлечении к субсидиарной ответственности являются, как правило, не только недобросовестными, но и компетентными в юридическом смысле, они могут принимать меры по выводу своих активов. В такой ситуации реальность взыскания по определениям суда об удовлетворении требований о привлечении к субсидиарной ответственности весьма сомнительна.

Возможно применение обеспечительных мер судом до направления требований о привлечении к субсидиарной ответственности. Положения пункта 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 №63 о возможности применения обеспечительных мер в процедуре наблюдения применительно к имуществу потенциальных ответчиков по возможным в будущем (в конкурсном производстве либо внешнем управлении) требованиям об оспаривании сделок, являются этому подтверждением.

С другой стороны, представляется актуальным принятие во внимание разницы между суммой требований кредиторов и примерной стоимостью имущества должника.

В случае, если стоимость реализованного имущества фактически превысит предварительно определенную стоимость, а требования о привлечении к субсидиарной ответственности будут удовлетворении судом и исполнены, возможен пересмотр судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и частичный поворот исполнения либо возврат должником части взыскания в качестве неосновательного обогащения.

Анализ положений новой редакции пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о введении презумпции вины контролирующего должника лица.

Согласно указанной норме права контролирующее должника лицо не отвечает за вред, причиненный имущественным правам кредиторов, если докажет, что действовало добросовестно и разумно в интересах должника.

Что это означает? Следует ли признать, что бремя доказывания своей невиновности по данной категории дел лежит на ответчике?

Вряд ли на практике это снимет с заявителя требований обязанность доказать совершение ответчиком конкретных эпизодов противоправных действий (бездействия).

ФАС ВВО, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, указал, что положения пункта 4 статьи 10 необходимо толковать с учетом того, что при рассмотрении данной категории споров подлежат доказыванию следующие обстоятельства: факт противоправного поведения контролирующего должника лица; наличие вреда, причиненного имущественным правам кредиторов; причинно-следственная связь между первым и вторым обстоятельствами; вина контролирующего должника лица. Поскольку заявитель вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не указал, какие конкретные действия были совершены контролирующими лицами, повлекшие вывод активов предприятия-должника, не оспорил действия указанных лиц либо сделки должника по выводу активов предприятия оснований для удовлетворения требований не имеется.

Закон №73-ФЗ дополнил статью 142 Закона о банкротстве пунктом 12, согласно которому в случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 настоящего Федерального закона.

Принимая во внимание положения пункта 9 статьи 142 Закона о банкротстве о том, что требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества, являются погашенными, возникает вопрос о возможности заявления требований о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц после завершения конкурсного производства и исключении должника из Единого государственного реестра юридических лиц.

В настоящее время судебная практика сводится к тому, что предъявление таких требований возможно с учетом общих правил пункта 3 статьи 56 ГК РФ: если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Таким образом, в настоящее время признается право кредиторов обратиться с иском о возмещении вреда к контролирующим должника лицам после завершения конкурсного производства. Представляется, что такой подход не оправдан.

Положения новой редакции статьи 10 Закона о банкротстве содержат два вида гарантий прав конкурсных кредиторов при реализации такого способа защиты как привлечение контролирующего лица к ответственности: процессуальные и материальные.

К первым относится невозможность прекращения производства по делу о банкротстве до рассмотрения предъявленных в рамках дела требований о привлечении к субсидиарной ответственности (пункт6 статьи 10).

Ко вторым - механизм поступления (распределения) взысканных средств (пункт 9 статьи 10), согласно которому денежные средства, взыс-

канные с лиц. привлеченных к ответственности, включаются в конкурсную массу для последующего пропорционального распределения.

Учитывая изложенное, а также прямое указание пунктов 9 и 12 статьи 142 Закона о банкротстве о том, что соответствующие требования могут быть предъявлены только до завершения конкурсного производства, а непогашенные требования кредиторов погашаются случае завершения конкурсного производства, заслуживает внимания точка зрения о том, что воля законодателя направлена на использование потенциала привлечения к субсидиарной ответственности исключительно в ходе конкурсного производства.

Обратное толкование закона свидетельствует об использовании механизма привлечения к субсидиарной ответственности за рамками конкурсного процесса, с автоматическим изменением решений вопросов о подведомственности: дело о банкротстве уже прекращено, оснований для рассмотрения спора в обычном исковом порядке в арбитражном процессе не имеется.

Изменение подведомственности рассмотрения требований в такой ситуации осуществляется как бы по «техническому» основанию, что само по себе является дополнительным правовым «сигналом» искажения воли законодателя при положительном ответе на вопрос о возможности заявления соответствующих требований после завершения конкурсного производства.

Кроме того, возникают и иные вопросы: распределение взысканных денежных средств по заявлению одного из конкурсных кредиторов после завершения конкурсного производства в условиях отсутствия единой конкурсной массы; состояние защищенности имущественного статуса иных конкурсных кредиторов в условиях, когда суд в обычном исковом производстве уже удовлетворил требования первого заявителя и судебный акт исполнен и т.д.

Представляется возможным в такой ситуации для целей защиты своеобразного «коллективного» интереса конкурсных кредиторов предложить применение по аналогии правил главы 28.2 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц» АПК РФ. Однако тематика правового статуса бывших конкурсных кредиторов как группы лиц в понимании, придаваемом этому понятию статьей 225.10 АПК РФ, в законодательстве, судебной практике, доктринальных исследованиях не разработана. Думается, что с установлением подведомственности рассмотрения требований о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве созданы предпосылки для разработки и принятия ВАС РФ разъяснений по изложенным выше вопросам процессуального и материального права.

Таким образом, развитие института субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц должно строиться на следующих принципиальных моментах.

Развитие рыночных отношений в России неизбежно приведет к ужесточению материально-правовых и процессуальных последствий для недобросовестных лиц, действия которых причинили вред кредиторам должника. Поэтому необходимо упрощение процессуального порядка рассмотрения споров, создание условий для широкого участия конкурсных кредиторов в рассмотрении данных требований в рамках дела о банкротстве на стороне заявителя (как правило, конкурсного управляющего), передача рассмотрения споров суду, рассматривающему дела о банкротстве, должны привести к усилению процессуальных позиций заявителя в части возможностей доказывания, ужесточению режима субсидиарной ответственности. В связи с этим возможна корректировка правоприменительной практики о бремени доказывания по данной категории дел, переоценка возможности применения объективного вменения, эволюция в оценке пре-

зумпций вины контролирующего лица, его добросовестности (недобросовестности).

В случае развития данных тенденций возможно дальнейшее развитие механизма привлечения контролирующих должника лиц к ответственности.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. См.: Молотников А.Е. Ответственность в акционерных обществах // СПС КонсультантПлюс

3. Шиткина И. С. Гражданско-правовая ответственность членов органов управления и контролирующих лиц: реалии правоприменительной практики и тенденции развития законодательства // Предпринимательское право. - 2013. - № 3. - С. 15.

4. См.: Диденко А. А. Понятие денежного обязательства для определения наличия признаков банкротства // Власть закона. - 2012. - № 4. - С. 77.

5. Пирогова Е.С., Жукова Ю.Д. Обеспечение эффективности правового регулирования субсидиарной ответственности контролирующих лиц. Перспективы развития законодательства о банкротстве // Вестник арбитражной практики. - 2012. - № 5. - С. 18.

6. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС КонсультантПлюс

7. См.: Шишмарева Т.П. Конкурсная масса несостоятельного должника // Власть закона. - 2012. - № 4. - С. 115 - 123.

8. Постановление федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 мая 2011 по делу №А43-1797/2010 // СПС КонсультантПлюс

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast" pervaja) ot 30 nojabrja 1994 № 51-FZ // Sobranie zakonodatel"stva RF. - 1994. - № 32. - St. 3301.

2. Sm.: Molotnikov A.E. Otvetstvennost" v akcionernyh obshhestvah // SPS Kon-sul"tantPljus

3. Shitkina I.S. Grazhdansko-pravovaja otvetstvennost" chlenov organov upravlenija i kontro-lirujushhih lic: realii pravoprimenitel"noj praktiki i tendencii razvitija zakonodatel"stva // Predprinimatel"skoe pravo. - 2013. - № 3. - S. 15.

4. Sm.: Didenko A.A. Ponjatie denezhnogo objazatel"stva dlja opredelenija nalichija priznakov bankrotstva // Vlast" zakona. - 2012. - № 4. - S. 77.

5. Pirogova E.S., Zhukova Ju.D. Obespechenie jeffektivnosti pravovogo regulirovanija subsi-diarnoj otvetstvennosti kontrolirujushhih lic. Perspektivy razvitija zakonodatel"stva o bankrotstve // Vestnik arbitrazhnoj praktiki. - 2012. - № 5. - S. 18.

6. Federal"nyj zakon ot 26.10.2002 № 127-FZ «O nesostojatel"nosti (bankrotstve)» // SPS Konsul"tantPljus

7. Sm.: Shishmareva T.P. Konkursnaja massa nesostojatel"nogo dolzhnika // Vlast" zakona. - 2012. - № 4. - S. 115 - 123.

8. Postanovlenie federal"nogo arbitrazhnogo suda Volgo-Vjatskogo okruga ot 10 maja 2011 po delu №A43-1797/2010 // SPS Konsul"tantPljus

Выявление отличительных черт категорий «финансы», «деньги» и «кредит»

Несомненно, что категории «финансы» близко по своему значению является категория «деньги», однако между ними существуют и принципиальные отличия, поскольку деньги являются более обобщенным понятием (табл. 2.1)

Таблица 2.1 - Различие между деньгами и финансами по содержанию

Наличие денег одно из обязательных условий существования финансов. Однако, деньги не являются финансами и не определяют сущность финансов, их внутреннее содержание и общественное назначение.

Таблица 2.2 - Различие между деньгами и финансами по функциям

Финансы - это структурированные денежные отношения сведены к определенной системе капитала (основного, оборотного), фондов денежных средств и тому подобное. Любая форма капитала, имея стоимостную оценку, начинает свое движение, благодаря обретениям финансовой формы.

Следовательно, деньги являются техническим средством финансов, на их основе определяются величины доходов и расходов, что определяет денежное измерение и характер финансов.

Финансовые отношения - это часть денежных отношений, их сфера уже денежные отношения.

Отличие финансов от денег заключается в том, что финансовые отношения всегда имеют связь с формированием денежных доходов и накоплений, приобретающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Особенно тесно связан кредит с деньгами, и эта связь все усиливается в меру развития общественного производства и осложнения экономических отношений. Однако кредит имеет отличия от категории денег (табл. 2.2).

От денег (как денег) кредит отличается следующими чертами:

  • -- у них разный состав субъектов -- носителей, соответственно, денежных и кредитных отношений: в первом случае ими являются продавец и покупатель, во втором -- кредитор и заемщик, которые могут не совпадать;
  • -- у них разный характер движения стоимости: в чисто денежных отношениях имеет место встречное, эквивалентное перемещение двух разных форм стоимости -- товарной и денежной, а в кредитных отношениях -- неэквивалентное перемещение стоимости в денежной или товарной форме;
  • -- у них разное общественное назначение в процессе воспроизводства. Деньги предназначены обеспечить реализацию потребительской стоимости и довести ее до конечного потребителя. Они также являются средством накопления реализованной стоимости. Кредит предназначен удовлетворять временные потребности в дополнительных средствах одних экономических субъектов и способствовать выгодному размещению свободных средств -- для других. Даже если кредит осуществляется в денежной форме, такое его имманентное назначение от этого не меняется. И наоборот, если кредит (вместо денег) обеспечивает доведение произведенной стоимости до конечного потребителя (продажа товара с отсрочкой платежа), он не заменяет денег в реализации этой стоимости: когда наступает срок погашения кредита, только деньги могут обеспечить эквивалентный платеж за товар, хотя выступает он в форме погашения долга Вовчак О.Д. Кредит и банковское дело: учеб. пособ. - Ростов-на_ дону: Феникс, 2010. - 421 с.;
  • -- кредит за сферой использования является более «узкой» категорией, чем деньги. Деньги обслуживают реализацию всего ВВП (кроме бартера), распределение и перераспределение его стоимости, а кредит обслуживает движение только части ВВП в процессе воспроизводства. Поэтому участниками денежных отношений есть все юридические и физические лица общества, а кредитных отношений -- только определенная их часть;
  • -- движение денег от одного экономического субъекта к другому (в не кредитных отношениях) всегда сопровождается сменой собственника соответствующей стоимости, представленной деньгами: право собственности на деньги переходит от плательщика к получателю. При кредитном перемещении стоимости ее владельцем всегда остается кредитор. Даже продавая товары в кредит, продавец сохраняет за собой право собственности на них, которое подтверждается возвратом стоимости при погашении долга покупателем.

Итак, кредит и деньги -- это две самостоятельные экономические категории, каждая из которых имеет свое специфическое назначение, сферу использования и характер движения стоимости.

Существенные различия есть между кредитом и финансами. В отличие от кредита, финансы формируются в процессе распределения стоимости, тогда как кредит -- в процессе перераспределения. Движение стоимости в финансовых отношениях связано со сменой собственности, не является возвратным и платным, определяется преимущественно нерыночными, административно-волевыми факторами. Финансы и кредит функционируют преимущественно параллельно, на обособленных экономических сегментах, дополняя, а не подменяя друг друга. И даже в тех случаях, когда финансы и кредит используются на одном и том же экономическом сегменте, они не обезличивается, а сохраняют свою видовую специфику Логутова Т.Г. Деньги и кредит: конспект лекций. М., 2009..

Например, при исполнении государственного бюджета могут использоваться как чисто финансовые отношения (налоги и бюджетное финансирование), так и кредитные (государственные займы). Однако, если финансовые отношения после окончания бюджетного года в основном завершаются, то кредитные отношения будут продолжаться до тех пор, пока государство не погасит всю сумму государственного долга, связанного с формированием конкретного бюджета.

Существенно отличается кредит и от торговли, прежде всего, неэквивалентным движением стоимости при кредитовании. В торговле движение стоимости осуществляется на эквивалентных началах. Вместе с тем кредит и торговля тоже тесно переплетаются: торговля все чаще осуществляется в кредит, а кредит организуется на принципах торговли долговыми обязательствами.

  • 8. Финансовая система Украины
  • 9. Сущность и значение финансовой политики
  • 10. Финансовый механизм в осуществлении финансовой политики
  • 11. Особенности финансовой политики Украины на современном этапе
  • 12. Типы финансовой политики и их инструменты
  • 13. Сущность и значение управления финансами
  • 14.Органы управления финансами Украины и их функции
  • 16.Финансовое прогнозирование и планирование в системе управления финансами.
  • 17.Финансовый контроль, его сущность и содержание. Значение финансового контроля.
  • 19.Бюджетное устройство и бюджетная система Украины.
  • 20. Бюджетный процесс и порядок его осуществления в Украине.
  • 21.Содержание и принципы бюджетного устройства.
  • 22.Сущность финансов предприятия, их функции и принципы организации.
  • 27.Налогооблагаемая прибыль и чистая прибыль предприятия. Распределение прибыли на предприятии.
  • 28.Финансы общественных объединений.
  • 30. Сущность и содержание государственных финансов.
  • 31.Государственная налоговая администрация ее цели, задачи и функции.
  • 32.Социально-экономическая сущность и содержание государственного бюджета.
  • 33.Состав и структура доходов государственного бюджета Украины.
  • 34.Доход государственного бюджета и методы их формирования.
  • 35.Состав и структура расходной части бюджета украины(соотв. Функциональной классификации)
  • 36.Сущность и роль территориальных финансов в финансовой системе Украины
  • 39. Сущность и содержание общегосударственных фондов целевого назначения, их роль
  • 43. Организация отношений разных субъектов в сфере международных финансов
  • 44. Составные элементы финансового рынка, его сущность и функции
  • 45.Современная система налогообложения в Украине
  • 46. Сущность и функции налогов, принципы налогообложения
  • 47. Понятие налоговой системы. Основные принципы ее построения.
  • 48. Сущность непрямых налогов. Непрямое налогообложение в Украине
  • 49. Сущность прямых налогов. Прямое налогообложение в Украине
  • 50. Акцизный сбор. Налог на промысел
  • 51. Налогообложение прибыли предприятий
  • 52. Упрощенная система налогообложения
  • 53. Налог на прибыль физических лиц
  • 54. Налог на добавочную стоимость
  • 55. Классификация налогов, элементы налога
  • 56. Плата за землю. Особенности платежей за с/х и не с/х земли
  • 58. Экономическая сущность государственного кредита. Виды государственного кредита
  • 59. Заемная деятельность Украины на внутреннем и внешних рынках
  • 61.Государственный долг. Внутренние и внешние займы
  • 62.Сущность и значение страхования его функции.
  • 63.Классификация форм страхования. Страховые отношения в условиях рынка.(доделать)
  • 64.Перестрахование. Развитие страхового рынка в Украине
  • 65. Классификация финансовых рынков их краткая характеристика
  • 66.Суть рынка ценных бумаг и его участники.
  • 67. Виды ценных бумаг
  • 68.Фондовая биржа и ее роль на фондовом рынке
  • 69.Финансовая деятельность международных организаций
  • 3. Основные признаки финансов

    Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки. Основные признаки финансов выражаются в следующем:

    1) финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств;

    2) распределительный характер денежных отношений связан с движением реальных денег;

    3) движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер;

    4) финансы как денежные отношения имеют форму централизованных и децентрализованных денежных средств;

    5) финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование) воспроизводственного процесса в экономике;

    6) финансы являются одним из инструментов государственного управления, обеспечивающим выполнение государством его функций и задач.

    4. Финансовые ресурсы – основа финансовых отношений

    Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования. Финансовые ресурсы предназначены для: выполнения финансовых обязательств; покрытия затрат по расширенному воспроизводству; материальному поощрению работников.

    Финансовые ресурсы складываются из трех источников: средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; средства внебюджетных фондов; ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

    Исходя из этого, финансы могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов). Децентрализованные ресурсы классифицируются на: собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности); заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур; ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).

    5. Необходимость финансов в условиях расширенного воспроизводства

    Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

    Роль финансов можно свести к 3 основным направлениям:

    1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие всех затрат за счет финансовых ресурсов (собственных средств, заемных или привлеченных источников)

    2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. Изменение темпов роста отдельных структурных подразделение для перестройки производства в соответствии с потребностями общества. 3 вида регулирования экономики: - саморегулирование, т.е. регулирование экономики рыночным механизмом; - государственное; - регулирование экономики через финансы предприятий (предприятие само определяет пропорции между потреблением и накоплением средств).

    3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется следующими методами: - через эффективное вложение финансовых ресурсов; - через создание поощрительных фондов; - через использование бюджетных стимулов; - через использование финансовых санкций.

    6 . Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями

    Финансы находятся в тесной взаимосвязи с таким категориями распределительного характера как деньги, заработная плата, цена, кредит.

    Финансы и деньги. Финансы нередко (особенно на бытовом уровне) определяют как определенную сумму денег, которая находит в распоряжении юридического или физического лица. Финансы всегда имеют денежное выражение. Однако определенная сумма денег – это еще не финансы. Кроме того, финансы отличаются от денег и за функциями, которые они выполняют.

    Финансы и цены. И цена, и финансы принимают участие в распределении ВВП. Цена является денежным выражением стоимости любого товара. Она выступает исходной степенью распределения стоимости ВВП и создает условия для дальнейшего его перераспределения. Государство, используя разные финансовые рычаги, влияет на уровень цен. При реализации товара цена определяется на основе спроса и предложения. Поэтому на рынке иногда случаются резкие колебания общего уровня цен, которые могут существенно повлиять на состояние финансовой сферы и финансовой безопасности государства.

    Финансы и заработная плата. Взаимосвязь финансов и заработной платы проявляется в том, что государство регулирует величину заработной платы с помощью финансовых рычагов, в частности налогов, создавая общегосударственные фонды финансовых ресурсов. Одновременно государство с помощью этих же фондов может стимулировать развитие отдельных видов деятельности, и как следствие, - содействовать росту оплаты труда определенных областей.

    Отличия: - Финансы распределяют ВВП, а заработная плата – категория, которая касается лишь части ВВП, а именно – фонда оплаты труда; - Заработные плата связана лишь с одним фактором производства – рабочей силой, а финансы влияют на использование всех факторов производства (предметы работы, орудие работы и т.п.).

    Финансы и кредит. Общим для обеих этих категорий есть то, что они используются в кругообороте средств и содействуют повышению эффективности производства. Финансам и кредиту присущие разные методы направления средств: - Финансам – финансирование и предоставления средств на безвозвратной основе); - Кредита – кредитование (предоставления средств по принципам платности, срочности, возвратности).