Чей рубль длиннее. Ликбез номер два: чем чиновники отличаются от депутатов Чиновниками и депутаты в чем разница

Чиновник – это государственный служащий, обладающий определенным чином. В категории чиновников в РФ находятся люди, которые служат на благо своего государства. Признаками госслужащего являются:

  • должность в государственных органах и их аппарате;
  • деятельность по выполнению функций государства;
  • получение дохода за свою работу за счет госсредств.

Следует отметить, что к чиновникам не относятся лица, которые проходят стажировку каких-либо государственных органах, так как они лишь претендуют на ту или иную должность, но пока ее не занимают. В законе РФ не существует единого нормативного акта, в котором содержится общее понятие служащего. Чиновниками, как мы уже говорили, называют всех, кто служит в государственных органах.

Сегодня в России всех госслужащих делят на такие категории:

  1. Должностные лица.
  2. Оперативный состав.
  3. Технический.
  4. Вспомогательный и обслуживающий состав.

В состав должностных лиц входят чиновники, которые наделены правами издавать правовые акты, подписывать важные бумаги, выполнять регистрационные действия и многое другое.

Также сюда относятся те, кто не занимается вышеуказанными делами, но зато они руководят деятельностью подчиненных им сотрудников. Особым правовым статусом наделены лица, задействованные в административной власти.

К оперативному составу стоит отнести госслужащих, которые выполняют обязанности государственно-властных функций. В отношении граждан они не могут совершать никаких юридических актов. Сюда же относят юристов и экономистов, работающих над подготовкой проектов разных решений. К третьей категории относятся госслужащие, которые осуществляют определенную служебную деятельность. Например, технические секретари.

Типы государственных чиновников в России

Кто относится к чиновникам в России? В соответствии с законом РФ существует два вида госслужащих:

  1. Федеральный государственный работник. Это работник, который выполняет свою профессиональную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает за это деньги за счет материальных средств федерального бюджета.
  2. Государственный гражданский служащий субъекта РФ. Это работник, который выполняет свою рабочую деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта России.

Права и ограничения чиновников РФ

Госслужащий имеет на право:

  • посещать в должностном порядке различные организации;
  • принимать участие в конкурсе на замещение выгодной должности;
  • продвигаться по служебной линии;
  • вносить свои предложения по улучшению госслужбы;
  • объединяться в партии;
  • принимать решения в соответствие с занимаемой должностью;
  • соблюдать дисциплину на работе.

Чиновники России не могут делать следующее:

  • заниматься другой деятельностью и получать за это оплату, за исключением творческой и научной;
  • вести предпринимательскую деятельность;
  • получать вознаграждения в виде подарков либо денег за выполнение тех или иных услуг;
  • использовать вне службы рабочие средства;
  • применять служебные данные в своих целях;
  • давать пустые обещания.

Следует отметить, что государственный служащий – это очень серьезная и ответственная должность, на которую берут людей только с соответствующим высшим образованием и опытом работы в той или иной сфере. Таких работников в особом порядке берут на должность (либо избирают) и в специфическом порядке увольняют. Главный вид ответственности у всех государственных работников – политический. Например, отставка, отстранение от должности либо же, если это относится к политическому деятелю, то процедура импичмента.

До сих пор добрые люди мешают всё в кучу, не отличая одних от других. Даже граждане, пишущие в СМИ, не понимают разницы. Причина этого понятна - и те, и другие одинаково безликие. С бегающими глазками. Потными лысинами. И мучительным выражением лица, постоянно мечущимся между "чего изволите" и "я Богъ". Отличить же по сути, по содержанию одних от других, несложно.

Это лицо ИЗБРАННОЕ. Т.е. легитимность (богоизбранность) его является наивысшей - народ напрямую через выборы наградил депутата полномочиями. Круче этого ничего быть не может.

У статуса депутата есть свои плюсы и минусы. Из плюсов - депутат может умереть, сидя в депутатском кресле до усрачки - т.е. уйти на пенсию его никто не может заставить. Народ хоть в 100 лет его выбрал - он и сидит.

В идеале депутат - лицо независимое. У него нет начальства. Он может (и должен) действовать в интересах народа не взирая ни на какие авторитеты. Однако по факту депутат зависит от партии, если он от неё избирался, от бизнес-кругов, которые оплачивали его избирательную программу, от руководителя фракции (если он к ней присоединился) и т.д. А включаясь в коррупционную схему депутат уже становится зависимым от всех - от чиновников, от чиновников в погонах и пр.

Депутаты относятся к власти законодательной - т.е. они принимают нормативные акты, на основании которых потом чиновники из власти исполнительной будут распоряжаться средствами. Как правило, к самим деньгам депутаты касательства не имеют, что заставляет их тоже изворачиваться и изрядно потеть мозгами.

На практике самая примитивная коррупционная схема действует так: чиновник говорит депутату - на заседании проголосуй за то, чтобы один миллиард в этом году из бюджета выделили на вывоз мусора! Депутат голосует и совет депутатов принимает решение - т.к. мусором все загажено, выделяем миллиард на уборку. Чиновник, получив в распоряжение миллиард, обращается к своему родственнику - владельцу компании по вывозу мусора. Тот делает липовые отчеты, чиновник подписывает липовые акты, виртуальные тонны мусора "вывозятся", миллиард перекочевывает на счета фирмы родственника и через обналичку возвращается в карман чиновника и немножко - в карман депутата.

Иногда всё еще проще - жена или брат депутата являются владельцем фирмы, которая поднаторела в изготовлении фальшивок.
Депутата нельзя уволить. Процедура избавления депутата от мандата весьма непроста. Депутаты почти все повязаны и защищают друг друга, даже если их сжигает взаимная ненависть.

ЧИНОВНИК.


Само слово содержит корень "чин", т.е. чиновник - лицо, имеющее должность. Как правило чиновник принадлежит к исполнительной власти. Это имеет плюсы и минусы. Например, чиновник должен выходить на пенсию, как это положено по закону. Чиновник - лицо абсолютно запуганное и зависимое. Он боится и вынужденно лижет зад вышестоящему начальству, отыгрываясь за это на гражданах-посетителях, которых именует "просителями".

Жизнь-жистянка довольно нервная. Не каждый такое сдюжит. Ради чего же взрослый мужик, который лучшую половину жизни лизал жопы наверху и бил по головам, пытающимся пролезть к отлизываемой им начальственной заднице, терпит всё это? Неужели за зарплату и из желания честно работать на благо родины (для чиновников Родина всегда с маленькой буквы)?

Большинство чиновников по должности занимаются освоением бюджетных средств. Не важно, глава ли это районной администрации или ректор ВУЗа. Счёт госучреждения находится в руках чиновника и он им своей подписью распоряжается. Ради этого дополнительного кошелька чиновник готов терпеть любые унижения, по пять раз на дню чистить зубы и освежать дыхание специальными благовониями, чтобы задница наверху была всегда и всем довольна.

Чиновник в России практически неуязвим. О том как, где и сколько он присваивает, знают все чиновники сверху и некоторые - снизу. Сверху следят только, чтоб хапал по чину и вовремя делился. Чиновника, который вовремя делится, защищают чиновники в погонах, у которых своя иерархия, но меньше денег. Поэтому чиновники штатские и чиновники в погонах мечтают сплестись в один клубок, желательно породнившись через детей. Тогда чиновник, сидящий на бюджете, начинает подкармливать чиновника в погонах, а последний начинает следить, чтобы другие чиновники в погонах не беспокоили первого.

Чиновники относятся к исполнительной власти и их работодателями в конечном итоге являются Путин или Медведев. И если чиновник очень изворотливый, то его защищает и судебная власть, которая в России по факту также является "исполнительной" - исполняет указания чиновников. Чиновника можно уволить как обычного работника. Именно поэтому дети крупных чиновников непременно учатся за границей, а сам он старательно копит деньги в валюте и при первой возможности приобретает зарубежную недвижимость. Чиновник знает - другие чиновники при случае помогут ему спокойно и с деньгами отступить за рубеж.

Итак, мы с вами уяснили, что депутата ИЗБРАЛИ, а чиновника НАЗНАЧИЛИ. В общих чертах разобрались, как воруют бюджетные средства те и другие. Поняли, почему у нас чиновники то снег в мае "вывозят", то озёра "чистят", то при наличии разбитых дорог хорошие переделывают или новую плитку перестилают. Нельзя им просто так, напрямую деньги из государственного кармана в собственный перекладывать. Неприятная суета требуется!
Надеюсь это теперь всех избавит от путаницы.

Лариса Забродская:

— Знаете, слово «чиновник» всегда употребляется в
каком-то негативом контексте. Вообще-то мне больше импонирует звание
«государев человек». Чиновник — это прежде всего хороший управленец.
Человек, приходя со своими проблемами к чиновному лицу, должен
понимать, что перед ним — представитель государства, а государство — это
сила.

Древнекитайская мудрость гласит: «Не трудно управлять миром, стыдно
делать это плохо».

В управлении есть системообразующие вехи, освоив которые, можно, по
сути, управлять чем угодно. Чиновник не может знать все на свете. Это
человек, который может управлять процессом и ресурсами,
человеческими в том числе. Он умеет вовремя принять нужные,
взвешенные решения. А это непросто — необходимо грамотно подобрать
команду, поставить цели, определить задачи. Для того, чтобы
подчиненные под твоим началом работали эффективно, нужно относиться
к человеку немножко лучше, чем он того стоит.

Еще чиновник должен быть искренним. Особенно, когда он не может
моментально решить проблему. Категоричного слова «нет» не должно
быть в лексиконе. Нужно объяснить человеку, что государственная
машина не может работать на единичный случай, она работает на
систему.

Чиновник должен быть сильным, потому что нельзя позволять диктовать
условия государству. Правила игры должны быть четко определены и
едины для всех, не важно, ездишь ли ты на «Мерседесе» или на
муниципальном транспорте.

Марк Портер, известный экономист, выстроил пирамиду управления. В
России в самом низу пирамиды лежат природные ресурсы, потом идут
финансовые ресурсы, инфраструктура и прочее, а в самом верху —
ничтожно малый процент социального капитала, т.е. доверия к
государству. За 70 лет это доверие настолько подорвано, а в последние 15
лет, я бы сказала, разрушено до основания, что восстановить его
немыслимо сложно.

А весь мир строит пирамиду иначе: в основании всего лежит социальный
капитал, на который опираются все остальные сферы общественной
жизни. Поэтому в западных странах люди совершенно спокойно платят
до 90% налогов, они доверяют государству и понимают, что эти деньги
идут на их благо. Люди доверяют, а значит, они вкладывают средства не в
доллары и евро, и не под подушку их прячут, а инвестирует
в свою экономику, приобретает различные акции и облигации.

Мы говорим о доверии людей к чиновникам, следовательно, о доверии к
государству. Но воспитать это доверие очень непросто. Труд «государева
человека» — очень ответственный и тяжелый, потому что своими
решениями он должен пробуждать в населении уважение и доверие к
государству.

Елена Метелева:

— Если подходить к этому вопросу
формально, то чиновник, как минимум, должен иметь определенный
образовательный уровень, т.е. образование по профильной
управленческой специальности. К сожалению, у нас всего лишь около 5%
должностных лиц соответствуют этому требованию, остальные 95% —
имеют гуманитарное, естественно-научное, техническое, какое угодно
образование, только не то, которое нужно. Между тем чиновник должен
обладать специфическими знаниями о государстве и муниципальной
власти, об их структуре и устройстве, знаниями об обществе,
специфическими управленческими навыками и т.д.

Что касается личностных качеств чиновника, то здесь я придерживаюсь
западных взглядов на публичную службу. Макс Вебер в своей концепции
«идеальной бюрократии» писал о том, что чиновник должен
руководствоваться исключительно правилами, не допуская в работе
никаких эмоций. Этот вариант был бы для России идеальным, но
менталитет русского человека иной, нежели у европейца. Мы живем
чувствами, а не разумом, эмоции имеют над нами огромную власть. Даже
в работе мы не всегда руководствуемся рассудком. Не нужно никаких
чувств, они по большей части мешают, чиновник должен беспристрастно
выполнять свои обязанности: неважно, кто перед ним стоит, президент
или дворник. Перед государственной машиной равны все.

За долгие годы своего существования советская номенклатурно-
бюрократическая система работы государственных и муниципальных
органов создала довольно устойчивый негативный портрет служащего.
Он легко узнаваем по использованию особых речевых клише,
предпочтению канцелярских, телефонных и других дистанционных
приемов по сравнению с личными контактами, излишней перестраховки и
т.д.

Необходимо изменение стиля, ценностей, процедур, стереотипов
деятельности работников администраций. Теоретически чиновничество
должно быть открытым для диалога, а не скрываться за семью печатями.

Лариса Гончарова:

— Выбор в пользу
государственного управления я сделала осознанно. России нужны новые
управленцы. Свежий, сильный ветер перемен должен разогнать
застоявшуюся воду. Чиновник должен отвечать за свои действия, должен
осознавать всю меру ответственности за принятые решения. Если в
результате действий или бездействия чиновного лица пострадали люди, к
нему нужно применять жесткие меры, вплоть до увольнения. Неважно,
какого ранга чиновник — министр или глава районной администрации,
перед законом все равны.

Думаю, что наше поколение, воспитанное в других условиях, нежели
наши родители, сможет изменить сложившуюся в чиновничьем сословии
систему круговой поруки. Жизнь не стоит на месте,
власть также может меняться, если меняются люди. Лучше обладать
гибкостью характера, чем с ослиным упрямством держаться за давно
устаревшие правила.

О том, что народ ругает чиновников, все слышали, никто уже и не удивляется. Поражает другое. Далеко не каждый гражданин способен толком объяснить, кого критикует. Для многих чиновники - это все, кто принимает решения. Так ли это? Кто является настоящим чиновником, а к кому этот термин нельзя применить? Давайте разбираться.

Определимся с понятием

Покопавшись в словарях, можно найти вполне однозначное определение. Чиновники - это То есть чиновник - это не просто человек, обладающий властью. Он - лицо, распоряжающееся от имени государства. Получается, что чиновники - это служащие, в компетенцию которых входит реализация целей и задач страны. Важные люди!

Есть и иное толкование, не такое официальное, но более распространённое. Согласно ему, чиновники - это те, кто равнодушно относится к своей работе, формалисты, бюрократы. Такой смысл обусловлен уже не функциональным содержанием должности, а восприятием народом конкретного слоя населения, относящегося к данной категории. Надо сказать, что подобное определение возникло отнюдь не вчера. К чиновникам на Руси издавна относились враждебно, ругали.

Немного истории

Рассматривая вопрос более детально, поневоле заинтересуешься тем, откуда произошел термин, когда его стали использовать и почему. Приблизительно в XVIII в. Русь вышла на «мировую арену». Пока еще в кавычках. Но определенные связи с соседями стали более тесными и динамичными. В таких условиях понадобились люди, занимающиеся всевозможной деятельностью, касающейся упорядочения действий государства. Петр Первый, по примеру европейских держав, решил упорядочить деятельность лиц, которые ему служили. Был принят Табель о рангах, который фактически породил чиновников. Можно сказать, что 24 января 1722 г. (дата подписания документа) стал днем рождения этого класса. Таким образом, чиновники России обязаны своим существованием Петру Великому. Происхождение самого слова тоже не сложно понять. Любое лицо, действующее от имени государства, получающее от него содержание, получало чин. Последнее обстоятельство является одним из самых важных.

Устраняем путаницу

В народе принято считать, что чиновник - это депутат. В корне неверное утверждение. Не стоит его повторять, если не хотите прослыть Давайте разберем «на пальцах», чтобы дошел смысл. Чиновник выполняет Он - его руки, глаза и мозг.

Государство, в принципе, заботится о своем народе. Будем исходить из того, что так оно и есть. А как государство узнает о том, чего хочет народ? Для этого существует депутат, народный избранник. Он, по сути, статист. Его задача - выяснить волю народы и донести ее до государства. Сам процесс происходит в виде издания законов. Получается, что чиновник и депутат - это две стороны одной медали. Они в некоторой степени уравновешивают друг друга в сложной жизни государства. Но одно с другим нельзя путать!

А где искать чиновников

Исходя из определения, обитают эти господа в государственных учреждениях. Так как подобных организаций много, они то и дело рождаются и умирают, а потому приводить их перечень смысла не имеет. Для людей вдумчивых предлагается исходить из определения функций государства, чтобы понять, кто есть чиновник. Что это такое? Речь идет о законодательно утвержденных обязанностях, взятых на себя образованием, называемым государством. Например, оно обязано заботиться обо всех гражданах, создавая условия для реализации их прав. Это социальная политика. Получается, что чиновники сидят во всех организациях, которые обслуживают граждан от имени государства. Еще есть политическая функция. Чиновники, ее регулирующие, обеспечивают соблюдение свобод граждан в области влияния на работу государства, избирательного права. А есть у страны внешние функции. Здесь речь идет уже о любой представитель которого - государственный чиновник. Это дает ему право принимать решение от имени державы, естественно, в рамках компетенции.

Сложная жизнь чиновника

Есть еще один момент, который необходимо знать, чтобы полностью понимать суть этого, не особо любимого в народе класса. Так как чиновник находится на содержании государства, то ему приходится подчиняться воле последнего. То есть заработную плату он отрабатывает не только своей деятельностью, но и определенными ограничениями, законодательно установленными. Есть много такого, что можно всем, а чиновникам нельзя. Например, они обязаны отчитываться о своих доходах. Им запрещено подрабатывать на стороне (бывают исключения). Деятельность данных лиц практически на каждом шагу регламентируется законом. Сказал грубое слово - могут наказать. Принял неверное решение - под суд. И так далее. Конечно, чиновники тоже разные бывают. Не у всех уровень ответственности настолько велик, чтобы в тюрьму за ошибку попасть. С другой стороны, каждый из них является, фигурально выражаясь, «вершителем судеб». Поэтому ответственность на их плечах лежит немалая.

Виды чиновников

Служащих, выполняющих функции государства, делят на несколько категорий. Имеется в виду не только различие сановников и чиновников. Нет. Для простого человека важно, что данные служащие сидят и в государственных учреждениях, и в муниципальных. То есть, понимая, что депутаты - не чиновники, не стоит так же относиться к тем работникам, которые организуют деятельность Они-то как раз к чиновникам относятся, так как государство им доверило одно из направлений своей работы. Да и зарплату они получают из казны.

Разбираясь с вопросом о чиновниках, необходимо исходить из того, что человек делает. Если он действует от имени государства, то причисляйте его к данному классу. А если он работает на (корпорацию), то термин "чиновник" к нему применим лишь в фигуральном смысле.

РЕГУЛИРОВАНИЕ

□ □2 □ □

ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

Чиновник или

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ:

образ исполнительной власти (на уровне региона)1

H.H. РОЗАНОВА,

доцент кафедры управления факультета экономики и управления ФГБОУВПО Смоленский государственный университет, к.п.н. (rozznina&yandex. ruj

лубокие политические преобразования, осуществляемые в России, обусловили качественные изменения важнейших конституционно-правовых институтов, к числу которых относится и государственная гражданская служба. Формирование новой российской государственности сопровождается возрастающей ролью госслужбы, особенно на региональном уровне, где существует прямая связь с гражданами, и от деятельности исполнительной власти зависит благосостояние, качество жизни населения того или иного субъекта Российской Федерации.

Эффективность региональной власти определяется рядом как объективных показателей ее деятельности (например, уровень доходов населения, развитость инфраструктуры и т.д.), так и субъективных, которые отражают мнение населения о деятельности власти и находят, на наш взгляд, свое интегрированное выражение в понятии «репутация власти». Социологическое исследование по изучению репутации региональной власти (на примере Смоленской области2) выявило, что ее приоритетными характеристиками, по мнению граждан, являются: результативность, доверие и создание условий для достойной жизни.

Ключевые слова:

образ власти, имидж, репутация, региональная власть, чиновник, государственный гражданский служащий.

ЕЗЕЗ с: ЕЗЕЗ ЕЗЕЗЕЗ ЕЗЕЗ ЕЗ

image of the power; image; reputation; regional power; official; public civil servant.

В статье представлены результаты социологического исследования по выявлению идеального и реального образа региональной исполнительной власти на примере государственных гражданских служащих Смоленской области.

Определяется, насколько сложившийся образ соответствует или современному, нормативно закрепленному и транслируемому субъектами власти понятию «государственный гражданский служащий», или бытовому -«чиновник».

Official or public civil servant: image of executive power (at the regional level)

The article presents the results of sociological research to identify the ideal and the real image of the regional executive power on the example of the public civil servants of the Smolensk region. Determines how developed image corresponds or to the modern, standard fixed and broadcast by subjects of the power concept «public civil servant», or household - «official».

На основе сущностных черт категории «репутация» и с учетом мнения населения репутацию региональной власти можно определить как совокупность устойчивых, объективно сложившихся ценностных убеждений и рационально осознанных, оценочных мнений населения о власти, вызывающих чувство доверия и отражающих степень результативности деятельности власти по удовлетворению интересов и потребностей граждан в создании условий для достойной жизни. При этом процесс формирования репутации в значительной степени про-

"Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Технология формирования позитивной репутации региональной власти», № 14-03-00549 а.

2Приведены результаты анкетного опроса по изучению репутации региональной власти жителями г. Смоленска и Смоленской области (ноябрь 2011 г. - январь 2012 г., 305 респондентов).

ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

РЕГУЛИРОВАНИЕ

исходит на основе опыта прямого и косвенного взаимодействия власти и населения.

В то же время отметим, что репутация создается на основе имиджа и структурно включает в себя две составляющих: так называемую «имиджевую» (имидж власти) и «сущностную» (собственно репутационную).

Имидж власти - это символический образ власти, преимущественно эмоционально окрашенный набор субъективных ощущений и представлений населения о власти, которые не всегда отражают ее реальную деятельность и для формирования которых может быть достаточно средств массовой коммуникации.

Репутация (включающая имиджевую составляющую), таким образом, выступает в роли связующего звена между субъектом власти и гражданами. Она является своего рода отражением интересов как населения, так и власти, совмещая эти интересы.

С точки зрения целенаправленной работы над улучшением имиджа и репутации власти, важным является знание исходного образа, сформированного у населения. Образ региональной исполнительной власти был выявлен на примере государственных гражданских служащих Смоленской области, а далее будут рассмотрены их идеальный и реальный образы3. Также была поставлена задача выяснить, насколько сложившийся образ соответствует или современному, нормативно закрепленному и транслируемому субъектами власти понятию «государственный гражданский служащий», или бытовому - «чиновник». Для преодоления существующих стереотипов восприятия власти данный аспект представляется немаловажным.

От «чиновника»...

Слово «чиновник» существовало в русском языке с незапамятных времен, но долгое время означало не человека, а книгу, по которой отправлялись церковные службы. Светское использование старого и производного от него нового термина - «чиновничество», которое стало применяться для обозначения как отдельных администраторов, так и «вообще всей гражданскослужащей корпорации», как писал один из историков русского чиновничества Е. Карнович, сложилось в России в начале XIX в. .

Специалисты отмечают, что устойчивое отрицательное отношение большинства граждан к деятельности чиновничества, выработанное поколениями россиян и сформированное на протяжении столетий в сознании и эмоциональном восприятии населения, существует фактически на уровне генотипа. Согласно широ-

ко бытующему мнению, в нашей стране никогда не было публичной государственной гражданской службы, которая отвечала бы критериям эффективности, профессионализма и соответствия потребностям общества [см., например, 3]. На это же указывал известный отечественный государственный деятель Петр Аркадьевич Столыпин, выступая в январе 1911 г. в Государственной Думе: «Чиновник может быть и плох, может быть и хорош, а я думаю, что чиновник часто не меньше, а, может быть, и больше других трудится на пользу и на славу России. И, право, горько и больно слышать, когда рисуют по обычному шаблонному трафарету образ чиновника, стремящегося исключительно захватывать чины, ордена, оклады и лишенного всякого нравственного чувства» .

Именно пребыванием под воздействием мощных вековых негативных стереотипов объясняется парадоксально критическое отношение к власти, даже в том случае, когда личный опыт российского гражданина не подтверждает правоту данных стереотипов.

К «государственному гражданскому служащему»

Современный этап развития государственной гражданской службы, с точки зрения информационного сопровождения процесса ее реформирования, характеризуется целенаправленным распространением в официальных источниках субъектов власти понятия «го-

отрицательная (15,8%)

положительная (28,6%)

нейтральная (54,7%)

Рис. 1. Эмоциональная окраска слова «государственный гражданский служащий» Смоленской области, по мнению населения (% от общего числа опрошенных)

нейтральная (33,8%)

Рис. 2. Эмоциональная окраска слова «чиновник» Смоленской области, по мнению населения (% от общего числа опрошенных)

№ 4 2014 ВеККАЧЕСТВА

РЕГУЛИРОВАНИЕ

п ч нн ппя □ □2 ПП

ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

сударственный гражданский служащий» вместо бытового «чиновник». То, что смена понятий позволила снять яркий негативный оттенок самого слова, подтверждается мнением населения (рис. 1, 2).

Таким образом, исходя из результатов социологического исследования, само слово «государственный гражданский служащий» воспринимается гораздо более нейтрально или даже положительно по сравнению со словом «чиновник».

Другое дело, какой образ реально стоит за субъектом исполнительной власти и насколько он соответствует желаемому? Чей образ, в итоге, формируется у населения: государственного гражданского служащего или чиновника?

Респондентам были заданы следующие вопросы: ^ Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный государственный гражданский служащий Смоленской области?

^ Какой на самом деле, по вашему мнению, государственный гражданский служащий Смоленской области?

Ответственный, держит слово

Профессионал, компетентен, эиает свое дело

Думает о людях, решает их проблемы, близок к народу, работает на благо развития области, страны

Неподкупный, бескорыстный, не ворует, не берет вэптеи, не Злоупотребляет своим должностным положением

Отзывчивый, человечный, душевный, добрый

Культура поведения (воспитанный, вежливый, следует кормам деловой этики)

Добросовестный

Активный, инициативный Справедливый Целеустремленный

Умный, мудрый | | 2,2 %

Законопослушный 1,9 %

Внимательный | 1,9 %

Патриот 1,6 %

Опытный Д 1,3%

трудолюбивый, "трудяга" ^В 1,1%

Рис. 3. Представление об идеальном государственном гражданском служащем Смоленской области, по мнению ее жителей: открытый вопрос (% от количества упомянутых характеристик)

Результаты мнения граждан представлены на рис. 3, 4.

В идеальном образе, своего рода портрете государственного гражданского служащего (рис. 3), мы видим преобладание таких важных качеств, как честность (и связанная с ней неподкупность, отсутствие злоупотреблений), ответственность; профессионализм; реализация миссии - служение народу.

Также были выделены следующие профессиональные и личностные качества: открытость, уверенность в себе, чувство долга, правдивость, принципиальность, независимость, авторитетность, коммуникабельность, наличие ораторских качеств, чувство юмора, стрессоустойчивость, отчетность народу, любовь к своему делу, властность, щедрость, амбициозность, харизма.

Несколько респондентов отметили требование к опрятному внешнему виду, возрастные ограничения, наличие национальной (русский) и территориальной (смолянин) принадлежности.

В реальном портрете государственного гражданского служащего (рис. 4) явно преобладают отрицательные характеристики (89,4% от всех указанных характеристик). Основная часть из них связана с преобладанием личных интересов представителей власти (как в общем виде, так и конкретизированных в виде взяточничества, коррупции) над интересами людей, для которых они работают.

Среди отрицательных характеристик также были названы следующие: «несправедливый, жадный, хитрый, злой, необразованный, закрытый, консерватор, трусливый, малоопытный, властолюбивый, лишенный обаяния, зависимый от настроения, неуравновешенный, «серая масса». Имелись и крайне негативные характеристики («мерзкий, ирод, «заевшийся»).

Немаловажен и тот факт, что часть смолян (особенно молодежь) отмечала, что не имеет опыта взаимодействия с государственными гражданскими служащими, но при этом, по отзывам окружающих и информации СМИ, может дать преимущественно отрицательное их описание.

Только 10,6% от всех названных характеристик реального образа государственного гражданского служащего смоляне отнесли к положительным, без явного преобладания какой-то из них: интеллектуальный, умный (2,2%), чест-

ный (1,1%), ответственный (1,5%), компетентный (1,5%), образованный (1,1%), порядочный (1,1%); добросовестный, вежливый, корректный, внимательный к людям, соблюдает закон, опрятный, коммуникабельный (менее 1%).

Таким образом, можно сделать следующий основной вывод: образ исполнительной власти, ее представителя, который формируется у населения, в большей степени - негативный, и скорее соответствует образу чиновника, а не государственного гражданского служащего Смоленской области. Что может улучшить сложившийся образ власти? Нам представляется, что только эффективная работа самой власти над устранением объективных причин негативного восприятия и время, подтверждающее ее результативность и позволяющее преодолеть существующие стереотипы. ■

Литература

1. Голосенко И.А. Феномен «русской взятки»: очерк истории отечественной социологии чиновничества // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II. Вып. 3 // http://www.jourssa.rU/1999/3/6golosenko.html.

2. Столыпин Петр Аркадьевич. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете 1906-1911. Нам нужна великая Россия... / Ред.-составитель, автор примечаний Ю.Г. Фельштинский. М.: Молодая гвардия, 1991//http://lib.ru/HISTORY/FELSHTINSKY/stolypin.txt.

ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО РЕГУЛИРОВАНИЕ

3. Туронок С.Т. Государственная гражданская служба в условиях реформ // Общественные науки и современность. 2006. №4. С. 32-38.

Новый ArcGIS 10.3-

стандарт мировых ГИС-технологий

10 декабря российская компания Esri CIS (официальный дистрибьютор в странах СНГ компании Esri, мирового поставщика геоинформационных технологий, http://www.esri-cis.ru) представила новую революционную программную ГИС-платформу ArcGIS 10.3, определяющую ключевые направления развития ГИС-технологий во всем мире на ближайшие годы.

По словам Сергея Наумова, главы отдела продаж Esri CIS в странах СНГ, ГИС из инструмента для профессионалов, работающих с картами и геоинформацией, превратились в инструмент для широкого круга людей - управленцев, аналитиков, маркетологов, инженеров и др. Основной целью компании Esri при создании ArcGIS 10.3 стало обеспечение инновационных моделей и способов применения геоинформационных систем (ГИС) в реальном бизнесе в различных отраслях экономики и государственного управления.

Новый пакет ArcGIS 10.3 был разработан в соответствии с технологической стратегией Esri и определяет ряд тенденций развития ГИС на глобальном уров-

не. Прежде всего, речь идет о возможности работать с системой как в закрытых корпоративных сетях, так и через Интернет - с настольных компьютеров и с помощью мобильных устройств.

Другая важная тенденция - это применение ГИС как инструмента для пространственного бизнес-анализа. Многие из инструментов реализуются в онлайн-режиме; множество прикладных задач выполняется в тонком клиенте (браузере), а исходные данные легко подключаются как из внутренних корпоративных систем, так и из внешних источников.

Новый уровень работы пользователей с 3D обеспечивается за счет того, что инструменты по визуализации и анализу трехмерных изображений становятся доступны и на настольных компьютерах, и в браузерах, и на мобильных устройствах.

В ArcGIS 10.3 реализуется новый подход к работе с изображениями (космическими и аэрофотоснимками, LiDAR и др.). В частности, теперь пользователям доступна автоматизированная единовременная обработка десятков и сотен тысяч снимков; обработка «на лету» и в режиме онлайн и другие возможности. ■

¡ек КАЧЕСТВА

Взяточник, коррупционер, вор Ищущий выгсду только для себя Положительные характеристики

Безразличный к населению, далек от народа

Не выполняет обещанного, "обменщик", слова расходятся с делом

Безответственный

Низкая культура поведения {грубый, невежливый, хам. необщительный)

Некомпетентный Пассивный, безинициативный, аморфный Черствый, равнодушный, неотзывчивый Ленивый

Высокомерный, эгоистичный

Формально и халатно относящийся к обязанностям

Безнравственный Нечестный Бюрократ

Рис. 4. Представление о реальном государственном гражданском служащем Смоленской области, по мнению ее жителей: открытый вопрос (% от количества упомянутых характеристик)