Сущность налогового планирования в россии. Основные принципы и методы налогового планирования Этапы налогового планирования в организации

Налоговое планирование в организации – один из самых действенных инструментов повышения эффективности деятельности компании, позволяющий существенно сократить расходы по налогам и сборам при соблюдении требований законодательства. Содержание налогового планирования раскрывается через определенную последовательность действий, методов и процедур.

Построение системы налогового планирования следует начинать с расчета объема налоговой нагрузки. Это позволяет понять, необходимо ли вносить какие-либо изменения в систему управления предприятием.

Если размер налоговых платежей составляет не более 15% от годовой чистой прибыли, то острой необходимости в налоговом планировании и прогнозировании у организации нет. Контролировать своевременность и полноту уплаты налогов и сборов в бюджет может либо финансовый директор.

Для малого и среднего бизнеса, налоговая нагрузка которого составляет 20-35% чистого дохода, построение системы налогового планирования становится более актуальным. С этой целью имеет смысл нанять отдельного специалиста, а для крупных предприятий – создать целый отдел, который будет заниматься контролем и учетом всех налоговых платежей и составлением прогнозов по налоговой нагрузке в плановом периоде. Если компания собирается реализовать масштабные либо непрофильные для нее проекты, также целесообразно делегировать функции налогового планирования профессионалам, например на условиях аутсорсинга.

Для организаций с налоговой нагрузкой свыше 40% вопрос введения налогового планирования стоит очень остро, иначе они рискуют потерять позиции на рынке или вовсе стать банкротами. В этом случае руководству компании следует всерьез задуматься над построением соответствующей системы прогнозирования и создать для этих целей специальный отдел.

Основной целью налогового планирования является снижение налоговой нагрузки за счет:

  • применения налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и другими нормативными документами;
  • контроля своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет;
  • корректировки учетной политики организации с целью использования пробелов в налоговом законодательстве в свою пользу.

Основные виды налогового планирования в организации

Классическое налоговое планирование – это организация и контроль погашения налоговых обязательств компании в соответствии с установленными законодательством нормами и сроками. Данный вид планирования предполагает прогнозирования в соответствии с правовыми требованиями.

Оптимизационное налоговое планирование (налоговая оптимизация) основывается на использовании пробелов в налоговом законодательстве в пользу организации, т.е. для максимального сокращения налоговой нагрузки.

Противозаконное налоговое планирование строится на уклонении налогоплательщиков от погашения своих обязательств перед бюджетом за счет применения нелегальных инструментов уменьшения налогового бремени. Такой вид прогнозирования противоречит законодательству и влечет за собой соответствующие меры ответственности.

Рассмотренное налоговое планирование неофициально называется «белым», «серым» и «черным», при этом чем темнее «цвет», тем оно нелегальнее.

По срокам налоговое планирование делится на долгосрочное и текущее .

Долгосрочное нацелено на сокращение налоговой нагрузки организации на несколько лет вперед и лежит в основе стратегии развития компании.

Оно включает в себя:

  • определение оптимального места для регистрации предприятия и его филиалов (с позиции минимизации налоговой нагрузки);
  • определение подходящей организационно-правовой формы и структуры построения компании.

Текущее налоговое планирование предполагает применение инструментов и методов для снижения налоговой нагрузки в краткосрочной перспективе либо при реализации определенного проекта или сделки.

Оно включает в себя:

  • применение налоговых льгот по налогам и сборам, уплачиваемым организацией;
  • пересмотр стандартных форм договоров компании и их оптимизацию с учетом налогового законодательства;
  • корректировку учетной политики организации с целью минимизации налоговой нагрузки.

ТОП-10 претензий налоговой + контраргументы бизнеса

Налоговики стремятся найти умышленную налоговую выгоду бизнеса, а не выявить нарушения. Контролеры говорят об отсутствии деловой цели и недостатках в оформлении бумаг. Но не все претензии правомерны. Узнайте, как оспорить 10 претензий контролеров, из статьи электронного.

Главные принципы налогового планирования в организации

Принцип 1. Принцип законности. Данный принцип строится на соблюдении требований Налогового кодекса РФ при ведении налогового учета и отчетности. Его соблюдение позволяет избежать подозрений в уклонении от уплаты налогов вашей компанией.

Принцип 2. Принцип оперативности. Принцип оперативности предполагает проведение налогового планирования деятельности организации в соответствии с последними изменениями в законодательстве. Для этого требуется своевременное внесение корректировок в основные документы компании – учетную и налоговую политику, в том числе при открытии новых подразделений либо реструктуризации фирмы. Оперативное реагирование на все поправки в Налоговом кодексе РФ дает возможность организации оптимизировать свою налоговую нагрузку.

Принцип 3. Принцип оптимальности. Принцип оптимальности строится на применении инструментов и методов, способствующих достижению баланса между размером налогового бремени и целями компании и ее руководства. Важно понимать, что сокращение расходов на уплату налогов и сборов – это всего лишь способ повышения эффективности деятельности организации. Для собственников важно найти оптимальное соотношение между размером налоговых платежей и объемом чистой прибыли, которую можно использовать для развития компании. Финансистам необходимо оценивать эффект от применения инструментов налогового планирования – их рентабельность в текущем и плановом периоде. Также стоит изучить, какое влияние окажет уменьшение выплат по одному налогу на другие платежи в бюджет.

Принцип 4. Принцип обоснованности. Принцип обоснованности требует от компании разработки обоснования для применения инструментов налоговой оптимизации с целью доказательства правомерности и целесообразности своих действий перед налоговыми и судебными органами.

Принцип 5. Принцип комплексности. Принцип комплексности подразумевает, что при организации налогового планирования на предприятии берутся во внимание требования не только Налогового кодекса РФ, но и других нормативных документов, например Гражданского кодекса.

Принцип 6. Принцип профессионализма. Принцип профессионализма требует, чтобы налоговым планированием в организации занимались квалифицированные специалисты, разбирающиеся во всех тонкостях ведения налоговой и бухгалтерской отчетности.

Принцип 7. Принцип конфиденциальности. Данный принцип предполагает, что используемые компанией методы и инструменты налогового планирования не должны разглашаться посторонним пользователям.

  • 5 изменений в оформлении счета-фактуры, о которых нужно знать в 2017 году

Элементы системы налогового планирования организации

  1. Система бухгалтерского и налогового учета компании. Они должны соответствовать требованиями действующего законодательства и не противоречить друг другу. Бухгалтерская отчетность организации должна раскрывать все необходимые данные для проведения налогового планирования.
  2. Учетная политика – внутренний документ предприятия, в котором, в том числе, прописаны правила ведения бухгалтерского и налогового учета в компании. В учетной политике указываются важные для определения и оптимизации налоговой нагрузки правила: метод расчета выручки организации (кассовый или начислений), метод начисления амортизации (линейный или нелинейный), способ учета выбытия активов (FIFO или LIFO) и др.
  3. Налоговые льготы и организация сделок. Часто налогоплательщики применяют не все положенные им по законодательству налоговые льготы. Также нередко требуется проведение анализа потенциальных последствий при заключении сделок с точки зрения влияния на налоговую нагрузку компании.
  4. Налоговый контроль. Налоговый бюджет – основной инструмент контроля, который используют генеральный и финансовый директора. Внедрение методов внутреннего контроля погашения налоговых обязательств позволяет минимизировать ошибки при составлении налогового бюджета. Это дает возможность также обеспечить контроль соблюдения сроков погашения налоговых обязательств и исключить возникновение просрочек. Обязательно стоит воспользоваться отсрочкой оплаты налогов и сборов, если это предусмотрено налоговым законодательством.
  5. Налоговый календарь позволяет вовремя и в полном объеме оплачивать все налоговые обязательства и предоставлять налоговую отчетность. Нужно иметь в виду, что несвоевременная оплата налогов и сборов влечет за собой санкции, предусмотренные налоговым, административным, уголовным и другими отраслями права.
  6. Построение системы эффективного управления компанией. Максимизация прибыли организации достигается за счет оптимизации структуры бизнеса и разработки соответствующих планов по налоговому планированию на кратко- и среднесрочную перспективу.
  7. Применение льготных режимов налогообложения. Предполагается минимизация налогового бремени за счет регистрации бизнеса в оффшорных зонах за границей либо компаний с низкой налоговой нагрузкой на территории нашей страны. Все применяемые оптимизационные схемы должны быть обоснованными и законными, иначе налоговые органы смогут их оспорить и привлечь к ответственности за нарушение законодательства.
  8. Имитационные финансовые модели дают возможность рассчитывать налоговую нагрузку в различных ситуациях, при изменении тех или иных параметров внешней и внутренней среды компании.
  9. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Требуется создание информационной базы для проведения анализа эффективности применяемых методов и инструментов снижения налогового бремени в разные периоды времени. Это позволяет проводить факторный анализ работы компании, выявлять слабые и сильные стороны налоговой политики и искать пути максимизации прибыли организации.

Когда нужна организация системы налогового планирования на предприятии

Результативность налогового планирования в организации обеспечивается за счет комплексности и согласованности действий всех участников системы. Требуется выделить группу людей, которые будут ответственны за налоговое прогнозирование, разработку и анализ способов снижения налогового бремени компании.

В случае наличия сомнений в необходимости и актуальности организации налогового планирования на предприятии стоит иметь в виду, что заниматься налоговой оптимизацией можно и в хорошие, и в плохие для фирмы периоды.

Во-первых, на настоящее налоговое планирование, направленное на оптимизацию налогового бремени, не влияет степень налоговой нагрузки компании. Построение системы налогового прогнозирования возможно даже при самых незначительных размерах платежей. Для этих целей применяется весь арсенал легальных средств налоговой оптимизации.

Во-вторых, для организации налогового планирования на предприятии требуется создание специализированного отдела, специалисты которого будут заниматься всеми вопросами, связанными с налогами: планированием налоговых платежей, взаимодействием с аудиторами и предоставлением им необходимой отчетности и др. Работа такого подразделения будет зависеть не столько от объемов налоговых отчислений компании, сколько от ее возможности финансировать его деятельность.

Тем не менее, высокий уровень налогового бремени не означает, что на предприятии можно построить эффективную систему налогового планирования, если руководство не готово выделить финансовые ресурсы для обеспечения работы соответствующего специального отдела.

Поэтому подготовка к налоговому планированию в организации должна начинаться с определения бюджета на содержание подразделения по налоговому планированию и оценки сроков окупаемости и рентабельности этих затрат. Безусловно, в небольших компаниях, в которых управлением занимаются только директор и бухгалтер, а остальной штат состоит из простых служащих, нет смысла создавать отдел налогового планирования. В таком случае легче всего обязанности по оптимизации налогового бремени передать руководству. В крупных организациях, в которых управлением финансами занимаются специальные отделы (бухгалтерия и финансовая служба), необходимо либо создать специализированное подразделение по налоговому планированию, либо передать функции налогового планирования одному из финансовых менеджеров или бухгалтеров.

В этом случае для построения системы прогнозирования и различных схем оптимизации налогового бремени потребуется привлекать и других сотрудников компании – юристов, главного бухгалтера и др.

Функции всех участников налоговой оптимизации распределяются следующим образом:

  • директор компании оценивает необходимость проведения тех или иных мероприятий по налоговому планированию, дает задание специалистам бухгалтерской и юридической служб по конкретным действиям для снижения налоговой нагрузки фирмы;
  • юрист проводит анализ легальности планируемых мероприятий, в случае необходимости согласует с партнерами и поставщиками все тонкости реализации налоговой схемы;
  • бухгалтер рассчитывает размер налоговых платежей в бюджет в соответствии с новой схемой оптимизации, рассматривает особенности их отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности компании;
  • специалист по налоговому планированию анализирует все данные, которые ему предоставили остальные участники оптимизации, и делает вывод о том, насколько возможно и необходимо внедрить данную схему в деятельность компании.

Основные методы налогового планирования в организациях

Метод 1. Метод ситуационного налогового планирования

Это один из самых популярных и легких в реализации методов. Он предполагает организацию налогового планирования на предприятии в следующем порядке.

Сначала на основе учредительных документов компании и требований налогового законодательства составляется перечень налогов и сборов, подлежащих уплате, с указанием возможные налоговых ставок и налоговых льгот. На основе данной информации создается так называемое налоговое поле организации.

Далее с учетом особенностей деятельности предприятия составляется перечень типичных хозяйственных операций и форм договоров, применяемых в фирме, производится их тщательный анализ и выбор самых подходящих для компании схем налоговой оптимизации. Сложность применения данного метода заключается в том, что чем больше организация, тем большее количество сценариев деятельности необходимо рассматривать. Это требует использования специализированного программного обеспечения.

Метод 2. Метод микробалансов

Метод микробалансов предполагает оценку работы компании под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды. Для этого деятельность организации группируют по блокам хозяйственных операций, по каждому блоку прописывают основные бухгалтерские проводки и составляют баланс. На основе сравнения таких микробалансов выбирают самый подходящий вариант.

Данный метод строится на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного основного блока и рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов проводок и составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ дает возможность выбрать наиболее эффективный с точки зрения соотношения затрат и финансового результата. Если в блок хозяйственных операций включаются все налоговые обязательства компании, то микробалансы позволяют подобрать вариант с минимальной налоговой нагрузкой.

Метод 3. Метод графоаналитических зависимостей

Метод графоаналитических зависимостей строится на выделении одного либо нескольких основных элементов баланса, влияющих на размеры прибыли (убытков) компании. Для этого сначала формируют укрупненный блок хозяйственных операций, в котором участвует выбранный элемент баланса. Далее на основе расчета разных вариантов микробалансов при различных значениях исследуемой переменной строят график, на котором отражается зависимость прибыли организации от значений этой переменной. В результате, на основе анализа такого графика выбирают самый эффективный вариант.

Метод 4. Матрично-балансовый метод

Матрично-балансовый метод представляет собой метод анализа, основанный на множестве переменных. Он используется для масштабных исследований и дает возможность делать прогнозы прибыли (убытков), а также находить узкие места в балансе предприятия. Построение матриц позволяет определять сильные и слабые связи между различными бухгалтерскими счетами и хозяйственными операциями.

Метод 5. Статистический балансовый метод

Статистический балансовый метод предполагает построение экономической модели на основе средних значений параметров, полученных из бухгалтерских балансов нескольких коммерческих организаций. Если показатели конкретной компании отличаются от средних значений, то это говорит о положительных либо отрицательных тенденциях в деятельности фирмы.

Такая экономическая модель, построенная на средних значениях статистических показателей, может использоваться для выработки тактики налогового планирования. Ограниченность статистического балансового метода заключается в том, что в нашей стране не все компании открыто публикуют свою бухгалтерскую отчетность, необходимую для создания определенной статистической базы.

Метод 6. Метод определения финансовых потоков в двухкоординатной системе налогообложения

Данный метод базируется на допущении, что компания выступает налогоплательщиком только по двум налогам: налогу на прибыль организаций и НДС (иногда еще добавляются акцизы). Все остальные налоговые платежи либо не учитываются по причине своих небольших размеров, либо с помощью некоторых допущений включаются в один из перечисленных налогов.

Далее составляется математическое уравнение, отражающее долю налоговых отчислений от валовой выручки компании в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе, которое позволяет определить прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль организаций с другими макроэкономическими показателями (величиной налога на имущество, размером амортизационных отчислений, объемом используемых предприятием собственных и заемных средств и величиной процентов, выплачиваемых за их использование).

Меняя значения данных показателей с помощью инструментов налогового планирования, специалист может оценивать их влияние на размер налоговой нагрузки предприятия, формируемой двумя основными налогами (НДС и налогом на прибыль).

  • Налоговая система после 2018 года: кто выиграет и кто неизбежно проиграет

Основные этапы налогового планирования в организации

Этап 1. Появление идеи об организации бизнеса, постановка целей и задач деятельности компании, выбор режима налогообложения, изучение возможностей применения налоговых льгот и снижения налогового бремени законными способами.

Этап 2. Выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и офиса предприятия, в том числе структурных подразделений, филиалов и дочерних фирм.

Этап 3. Выбор организационно-правовой формы будущей компании (юридическое лицо или ИП), анализ налогового бремени в каждом случае. Например, публичные акционерные общества обязаны платить налог на прибыль, а полные товарищества нет.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически вписываться в общую систему управления предприятием.

Этап 4. Формирование так называемого налогового поля – специальной таблицы с описанием элементов и реквизитов каждого налога и сбора. На основании этой информации специалисты компании анализируют все возможные налоговые льготы в разрезе каждого налога и составляют пошаговый план их применения.

Этап 5. Разработка с учетом уже сформированного налогового поля системы договорных отношений предприятия. С этой целью планируются основные типы сделок, которые будет заключать организация: купля-продажа, аренда, подряд, возмездное оказание услуг и др. Каждый вид сделки анализируется с позиции налоговых обязательств, которые могут возникнуть после ее заключения.

Этап 6. Выполнение цепочки действий:

  • рассматриваются основные хозяйственные операции, которые организация будет осуществлять;
  • анализируются различные варианты с учетом налоговых последствий, из них выбираются самые оптимальные, составляются бухгалтерские и налоговые проводки;
  • на основе выбранных вариантов формируется журнал типовых хозяйственных операций, являющийся основой бухгалтерского и налогового учета в компании;
  • проводится оценка возможности максимизации прибыли организации с учетом потенциальных налоговых рисков;
  • разрабатываются дополнительные варианты учетной политики компании в плановом периоде.

Этап 7. Налоговый менеджмент. Данный этап предполагает построение системы налогового учета и контроля в организации. В основе налогового менеджмента лежит минимизация рисков возникновения ошибок при расчете налоговых обязательств за счет внедрения технологии внутреннего контроля налоговых расчетов, позволяющей максимально объективно принимать решения в налоговой сфере.

Как осуществляется налоговый учет и налоговое планирование в организации

Налоговое планирование является неотъемлемой частью управленческого учета в компании. Основная информация, используемая при проведении налогового планирования, берется из бухгалтерской отчетности, но некоторые данные поступают из документов управленческого учета. Кроме того, сведения, необходимые для планирования платежей по налогу на прибыль, содержатся в налоговом учете (к ним относится информация о доходах и расходах, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли).

Потребность в переходе от налогового учета к налоговому планированию возникает при создании системы управленческого учета на предприятии и внедрении бюджетирования. Бюджетирование представляет собой практику по составлению бюджетов в разрезе основных видов деятельности компании и анализу и контролю их исполнения. В свою очередь бюджет – это документ, в котором отражаются все доходы и расходы подразделения или предприятия в целом.

Взаимосвязь налогового и управленческого учета наиболее полно проявляется при составлении и анализе бюджета по налогам и сборам. Необходимость применения налогового бюджета в деятельности компании определяется ограниченностью финансовых ресурсов и потребностью в их оптимальном использовании.

Бюджет по налогам и сборам входит в состав общего бюджета компании, который включает в себя также бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и бюджет движения денежных средств.

При составлении налогового бюджета используются плановые и фактические данные об объемах продаж, объемах покупок, объемах капитальных вложений и других хозяйственных операциях, которые берутся из бухгалтерской отчетности. В дальнейшем показатели налогового бюджета (размеры налоговых платежей) отражаются в других отчетах компании: производственном бюджете и отчете о прибылях и убытках.

  • 7 ошибок, которые доведут до уголовного преследования любого директора

Какие особенности имеет налоговый контроль и налоговое планирование организации

Налоговый контроль – это один из основных инструментов налогового законодательства, он представляет собой деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Сотрудники налоговых органов в рамках своих должностных полномочий проводят налоговый контроль: проверяют данные учета и отчетности налогоплательщиков, получают объяснения по спорным моментам деятельности и хозяйственным операциям налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора.

При проведении налогового контроля налоговые органы следят за соблюдением всех требований действующего законодательства о налогах и сборах, а также ведут учет юридических и физических лиц.

При этом применяются различные методы:

  1. Наблюдение т ребует общего ознакомления с состоянием выбранного объекта налогового контроля. Для иллюстрации применения данного метода на практике, можно рассмотреть налоговые посты на предприятиях, занимающихся производством алкогольной продукции или этилового спирта. Также к методу наблюдения будет относиться проверка наличия марок на подакцизных товарах и оценка соблюдения правил использования контрольно-кассовых машин в торговых предприятиях.
  2. Проверка основных фактов хозяйственной деятельности налогоплательщика производится с целью выявления признаков нарушения налогового законодательства, устранения их последствий и наказания виновных лиц. Проверка, которая проводится в налоговой инспекции, называется камеральной. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут организовываться выездные налоговые проверки. Камеральная проверка строится на анализе налоговой отчетности, предоставленной налогоплательщиком, и сведений о его деятельности. Камеральная проверка деятельности юридических лиц основывается на регулярно предоставляемых в налоговую инспекцию бухгалтерских балансах. Выездная проверка предполагает непосредственный выезд сотрудников налоговых органов в организацию с целью проверки первичной бухгалтерской отчетности и других учетных документов, отражающих обоснованность и необходимость осуществления расходов организации, правильность исчисления налоговой базы, полноту отражения доходов компании и т.д. Несмотря на то, что выездная проверка, по сравнению с камеральной, требует большего количества времени и ресурсов для ее проведения, она считается более объективной и поэтому является главным методом налогового контроля.
  3. Обследование проводится с целью фиксации сторон деятельности хозяйствующего субъекта с последующим использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением (доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу уплаты налогов. Например, при обследовании места деятельности лица, занимающегося пошивом одежды, производится фиксация фактического наличия готовых изделий и полуфабрикатов, а при обследовании точки торговли товарами проверяется соответствие действующим условиям (наличие акцизных, специальных марок, лицензии и т. д.), соответствие товара накладным и т. д.
  4. Анализ осуществляется на основе налоговой и бухгалтерской отчетности, составляемой с разной периодичностью (раз в квартал или раз в год), и предполагает применение различных аналитических инструментов. Например, для расчета налоговой базы при отсутствии необходимой документации у налогоплательщика рассчитываются средние и относительные показатели исходя из аналогичных значений других компаний в отрасли.
  5. Ревизия проводится непосредственно у налогоплательщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя). Она включает проверку первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Сотрудники налоговых органов, занимающиеся проведением налогового контроля, наделены достаточно большими правами. Законодательством им позволено проверять первичные документы налогоплательщиков, статистическую бухгалтерскую отчетность, фактическое наличие денежных средств в кассе или на расчетном счете. В крайних случаях они могут опечатывать складские помещения, подавать запросы в банки и другие организации по интересующим фактам хозяйственной деятельности налогоплательщика, изымать документы (на основе протокола).

С какими рисками связано осуществление налогового планирования в организации

Любые действия в рамках налогового планирования влекут за собой определенные риски для организации. Мероприятия по снижению налогового бремени, даже полностью соответствующие требованиям действующего законодательства, не приветствуются налоговыми органами. Это связано с тем, что налоговые инспекции заинтересованы в максимизации платежей, поступающих в соответствующий бюджет.

Сложность применения различных схем налоговой оптимизации заключается также в том, что не в каждой ситуации есть возможность доказать, что данный способ снижения налоговой нагрузки полностью правомерен. В действующем законодательстве нет четких критериев, позволяющих оценить легальность всех применяемых налоговых схем. Не вносит ясности в данном вопросе и противоречивость судебной практики, в рамках которой одни и те же способы снижения налоговой нагрузки могут в одной ситуации рассматриваться как незаконные, а в другой – как полностью соответствующие законодательству.

Все перечисленные факторы приводят к следующим затруднениям в применении инструментов налогового планирования на практике:

  1. Деловая активность организаций сдерживается неоднозначностью требований законодательства в вопросах минимизации налогового бремени.
  2. Противоречивость налоговых норм и судебной практики в сфере налоговой оптимизации приводит к утрате доверия и снижению авторитета налоговых органов в глазах налогоплательщиков.
  3. Снижается инвестиционная привлекательность отечественных компаний по причине неопределенности границ налоговой оптимизации.

Тем не менее, профессиональное применение на практике всех требований налогового законодательства и использование допустимых налоговых льгот дает возможность минимизировать риски при проведении налогового планирования в организации. В итоге положительные результаты такого планирования перекрывают потенциальные налоговые риски.

ХИМЧЕНКО ГАЛИНА

Новая страница 1

Налоговые платежи составляют значительную долю финансовых потоков хозяйствующих субъектов. Поэтому управление налогообложением как вид деятельности на предприятии входит в практику хозяйственной жизни. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое планирование.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в т.ч. и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Таким образом, налоговое планирование - это законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Налоговое планирование подразделяется на 2 вида: корпоративное и личное. Корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации с учетом величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль, а потому основной задачей налогового планирования является выбор такой системы уплаты налогов, которая позволяет их оптимизировать. Это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но и оптимальное распределение налоговых платежей по времени.

Цели налогового планирования:

соблюдение налогового законодательства;

сведение до минимума излишних налоговых выплат;

максимальное увеличение прибыли;

разработка структуры взаимовыгодных сделок;

управление потоками денежных средств;

эффективное сотрудничество с участниками налогового планирования;

влияние на законодательные органы власти, налоговые и финансовые органы, суды.

Поскольку возможны различные модели поведения налогоплательщика, то следует разграничивать понятия «налоговое планирование» и «уклонение от уплаты налога», «обход налогов».

Уклонение от уплаты налогов - это несвоевременная уплата налогов, непредоставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д.

Обход налогов - это ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин.

Налоговая оптимизация - это достижение экономического эффекта в виде уменьшения налоговых платежей путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, которая исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов. Действия по легальному уменьшению налоговых платежей иначе называют налоговым планированием, однако понятие налоговой оптимизации намного шире.

Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Существуют два вида налоговой оптимизации:

1. Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности.

2. Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае.

Таким образом, налоговое планирование - это комплексное и целенаправленное применение налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации.

Налоговое планирование может использовать юридические пробелы в законодательстве, а также толкования норм налогового права в пользу налогоплательщика. Но данный метод носит нерегулярный и рискованный характер, поскольку прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно.

Принципы налогового планирования :

1. Налоговое планирование не должно нарушать закон.

2. Принцип разумности уплаты налогов. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, т.е. полностью использовать всю совокупность налоговых льгот, причем платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

3. Налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:

сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;

простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;

механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.

4. Планировать налоги следует в общем контексте планирования бизнеса. Необходимо применять принцип комплексного расчета экономии и потерь, т.е. учитывать многофакторность налоговой минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивая эффективность действий по минимизации налогового бремени.

5. Кредо налогового планирования - ориентация на логику, а не на временные пробелы в законодательстве.

6. Сокращать налоги нужно не путем ухода от них, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия.

7. Принцип конфиденциальности.

8. Необходимо уделять внимание документальному оформлению.

Элементы налогового планирования:

стратегия оптимального управления предприятием и план ее реализации. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решений, при которой оптимальной является вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу;

учетная политика, т.е. выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухучета и обработки данных;

должное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать информацию и для налоговых целей. Для того чтобы предприятию было выгодно сделать информацию бухгалтерского учета прозрачной, т.е. понятной как в отношении принятия инвестиционных решений, так и при расчете налогов, необходимо создать соответствующие условия;

схемы налогового планирования, которые логично и естественно вписываются в бизнес клиента и служат обоснованием законного снижения налогов. Если схема будет выглядеть неубедительно, контролирующие всегда найдут доводы, чтобы оспорить всю схему либо доставить неприятности постоянными проверками;

налоговый календарь, необходимый для контроля за правильностью исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности;

четкое исчисление обязательств (налоговых и прочих), недопущение дебиторской задолженности по договорам за отгруженную продукцию на срок свыше 3-х месяцев.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (17), ноябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с

Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

    оптимизация налоговых платежей;

    сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

Налоговое планирование: подробности для бухгалтера

  • Необоснованная налоговая выгода

    Каком – нет? Что такое агрессивное налоговое планирование? Как доказывается наличие умысла налогоплательщика... каком – нет? Что такое агрессивное налоговое планирование? Как доказывается наличие умысла налогоплательщика... умышленного. Рекомендуется использовать термин «агрессивное налоговое планирование». Сам термин в письме не... международной налоговой практике под «агрессивным налоговым планированием» понимается использование несовершенства налогового законодательства...

  • Чертова дюжина или 13 признаков, при которых даже добросовестный налогоплательщик попадает «под прицел» налоговых органов

    Уж тем более сомнительные методы налогового планирования (налоговой оптимизации). Но означает ли... уж тем более сомнительные методы налогового планирования (налоговой оптимизации). Но означает ли...

  • Пределы налогового планирования. Товарный знак

    Когда уменьшение налогов к уплате признается законным, а когда оптимизация приводит к реальным доначислениям? Как понять где грань, преступая которую добросовестный налогоплательщик становиться нарушителем? Давайте разберемся на примерах из практики использования товарного знака в бизнесе, когда судебные органы признают снижение налоговой нагрузки законной, а когда встают на сторону контролирующих органов. Оценим риски нескольких вариантов использования товарного знака и поговорим о допустимом...

Налоговое планирование - это совокупность плановых действий налогоплательщика, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом согласно действующему законодательству.

Налоговое планирование обусловлено тем, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. При этом налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации и является планированием финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в т.ч. и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает многообразие методов для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.

Чтобы планирование было эффективным, необходимо, чтобы все плановые мероприятия были индивидуально направленными и носили адресный характер. В то же время налоговое планирование должно применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Эффективное налоговое планирование включает в себя: - определение основных принципов; - анализ проблем и постановка задач; - определение основных инструментов, которые может использовать организация; - создание схемы; - осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Налогоплательщик вправе организовывать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию; при этом суды обязаны признавать законность таких действий налогоплательщика и соответствующих налоговых последствий.

В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Поскольку налог - это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве "презумпцией облагаемости", что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе.

Статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что "налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах".

В Кодексе также провозглашена "презумпция невиновности" налогоплательщика, сформулированная в ч.6 ст. 108. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Данный важнейший принцип налогового права дополняется следующими важными правилами: - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика; - налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Следует разграничивать уклонение от уплаты налогов, обход налогов и налоговое планирование.

Уклонение от уплаты налогов - это несвоевременная уплата налогов, непредставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д.

Иными словами, уклонение от уплаты налогов имеет место, когда налогоплательщики занижают свои налоговые обязательства способами, прямо или косвенно запрещенными законом, либо вообще не уплачивают налоги, или уплачивают их не должным образом. Именно элемент незаконного уменьшении налоговых обязательств позволяет разграничить уклонение от уплаты налогов и налоговое планирование.

Понятие "уклонение от уплаты налогов" определено только в одном законе - Уголовном кодексе Российской Федерации. Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за "уклонение гражданина от уплаты налога" (статья 198) в форме уклонения от подачи декларации о доходах или включения в декларацию заведомо ложных сведений и "уклонение от уплаты налогов с организаций" путем включения в бухгалтерские документы предприятия заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо путем сокрытия других объектов налогообложения (статья 199).

Обход налогов - это ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин.

Можно выделить два способа обхода налогов: законный и незаконный.

Законный способ. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использовать практически без ограничений.

Незаконный способ. Этот способ обхода налогов предусматривает использование запрещенных законом приемов (например, уклонение от регистрации предприятия) и, таким образом, наряду с уклонением от уплаты налогов, является налоговым правонарушением.

Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Существуют два вида налоговой оптимизации:

1. Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности.

2. Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае.

Таким образом, налоговое планирование - это комплексное и целенаправленное применение налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:

Предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;

Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности;

Цены сделок;

Дифференциация налоговых ставок по видам налогов;

Специальные налоговые режимы и системы налогообложения;

Льготы, предусмотренные соглашениями об избежание двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;

Методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.

Основной задачей является организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения.

Планирование как функцию управления необходимо осуществлять на всех этапах предпринимательской деятельности. В частности, налоговое планирование – это одна из важных частей финансового планирования и оно неотделимо от деятельности организации. При налоговом планировании разрабатывается оптимальная структура деятельности с использованием имеющихся возможностей, а также направлений и вероятности изменения законодательства. Существует много методов такого планирования и оптимизации налогов. Рассмотрим используемые методы в процессе деятельности организации.

Основание для осуществления налогового планирования

Такое планирование является действенным инструментом повышения эффективности работы организации и сокращают расходы по налоговым обязательствам при условии соблюдения требований закона.

Налоговое планирование начинается с определения налоговой нагрузки, что отразит необходимость внесения изменений в систему управления. Организации ориентируются на такие показатели налоговой нагрузки:

Налоговое планирование осуществляется посредством снижения нагрузки за счет:

  • налоговых льгот, в соответствии с НК РФ
  • контроля своевременной уплаты налогов
  • внесения изменений в учетную политику

Важно! Для снижения платежей организации задействуют фирмы-однодневки. Это незаконный способ, а уклонение связано с налоговыми рисками. И работа с однодневками не оправдывает возможную выгоду.

Основные виды налогового планирования

Налоговое планирование основано на таких принципах:

  1. законности, т.е. соблюдении требований НК РФ
  2. оперативности, т.е. своевременное реагирование на изменения в налоговом законодательстве
  3. оптимальности – от проведения процедур должен быть эффект
  4. обоснованности – доказанная правомерность и целесообразность действий
  5. комплексности – учитываются все нормативные акты
  6. профессионализма – налоговое планирование должно осуществляться квалифицированными специалистами
  7. конфиденциальности – используемые методы нельзя разглашать.

Выделяются такие виды налогового планирования:

Вид Сущность
Классическое в организации и контроле за погашением обязательств в соответствии с законодательством и предполагает прогнозирование в соответствии с требованиями закона
Оптимизационное в максимизации использования пробелов в законодательстве для организации
Противозаконное в уклонении налогоплательщиков от погашения обязательств за счет применения незаконных инструментов, что противоречит законодательству и может навлечь за собой определенные меры ответственности
Долгосрочное основывается на стратегии развития организации и заключается в минимизации нагрузки организации на несколько лет вперед
Текущее в применении инструментов и методов для снижения налоговой нагрузки на краткосрочный период или через изменение и оптимизацию форм договоров компании и корректировку учетной политики для цели минимизации нагрузки

Элементы системы налогового планирования

  1. Система учета компании, соответствующие и не противоречащем действующему законодательству друг другу
  2. Учетная политика – отражает порядок ведения учета, где указываются такие правила: метод расчета выручки, метод начисления амортизации, учет выбытия активов и др.
  3. Налоговые льготы – применение не всех налоговых льгот по законодательству, что требует проведения анализа возможных последствий при заключении сделок.
  4. Налоговый контроль обеспечивает контроль за сроками погашения обязательств и исключить просрочки за исключением отсрочки, предусмотренной законодательством.
  5. Налоговый календарь – своевременная оплата налоговых обязательств и предоставление отчетности.
  6. Система эффективного управления для цели достижения максимизации прибыли за счет оптимизации и разработки планов по налоговому планированию
  7. Применение льготных спецрежимов предполагает минимизацию за счет регистрации в оффшорных зонах. Все эти схемы необходимо обосновать иначе ФНС может оспорить и привлечь к ответственности.
  8. Имитационные модели предполагают рассмотрение налоговой нагрузки в разных ситуациях и при изменении параметров среды.
  9. Аналитическая деятельность требует информатизацию анализа эффективности методов и инструментов посредством проведения факторного анализа, выявления слабых и сильных сторон для поиска путей максимизации прибыли.

Роль системы налогового планирования

Результат должен обеспечиваться за счет комплексных и согласованных действий.

На налоговое планирование, которое направлено на оптимизацию, не влияет размер налоговой нагрузки для чего используются все возможности легальных средств.

Для процесса организации планирования необходимо создать отдел, который будет заниматься налогами: планированием платежей, работой с аудиторами и др. и его работа регулируется возможностью финансировать его содержание.

Подготовка к планированию начинается с определения бюджета на планирование и расчета окупаемости и рентабельности затрат на планирование.

Основные методы налогового планирования

Ситуационный метод предполагает: на основе учредительных документов и НК РФ формируется перечень налогов, подлежащих уплате, с указанием ставок и льгот и производится их анализ и выбор подходящих схем оптимизации

Метод микробалансов – оценка работы под влиянием различных факторов среды, определяют проводки и формируют баланс, на основании их сравнения выбирается подходящий вариант.

Метод графоаналитики основан на выделении элементов баланса, оказывающих влияние на размеры финансовых результатов, строится график, отражающий зависимость прибыли организации от выбранной переменной и выбирается эффективный вариант.

Матрично-балансовый метод является методом математического анализа множества переменных и реализуется через масштабные исследования и прогноз результатов и нахождении узких мест в балансе.

Статистический балансовый метод – это построение модели на основе усредненных значений из бухгалтерских балансов аналогичных действующих организаций.

Метод определения финансовых потоков основан на предположении выплаты 2 налогов: налогу на прибыль организаций и НДС. Определяется связь между ставками НДС и налога на прибыль с другими показателями.

Пример экономии НДС

Организация заключает договор с посредником на реализацию услуг физическим лицам. Агент находится на УСН. Он приобретает услугу у поставщика и реализует покупателю по более высокой стоимости и получает вознаграждение в виде разницы между ценой покупки и продажи, предполагается, что выгода в является собственностью агента полностью. В этом случае поставщик экономит на платежах в бюджет.

Поставщик передал агенту для продажи услугу стоимостью 7000 руб. и назначил вознаграждение 100 руб. Агент реализовал услугу за 10000 руб.

При условии, что и 100, и 7000 руб. являются вознаграждением, то поставщик выставил бы счет-фактуру на сумму 10000 руб. (3000 + 7000), заплатив НДС, равный 1542 руб. (10000 руб. / 118% * 18%).

По договору 3000 руб. – выгода-собственность агента и поставщик не включает ее в свой оборот. Значит, будет выставлен счет-фактура только на 7000 руб. и НДС составит 1067 руб. (7000 руб. / 118% * 18%). Значит, налоговая оптимизация достигнет 475 руб. (1542 – 1067).

Применение такой схемы не отразится на турагенте и в любом случае агент на УСН, заплатит налог в размере 186 руб.((100 руб. + 3000 руб.) * 6%).

Схемы оптимизации налога на прибыль

Законные методы:

  • формирование резерва позволит равномерно распределять нагрузку
  • применение нелинейного метода начисления амортизации по основным средствам, что нужно отразить в учетной политике

Незаконные методы:

  • использование переноса базы на льготный режим – отдельные средства относятся к косвенным расходам, уменьшат налогооблагаемую базу
  • отсутствие аффилированности – организации не должны быть взаимозависимыми

Существует риск со стороны налоговых органов, которые могут проанализировать деловую переписку, из которой делают выводы.

Директор правового департамента ООО «Аудиторская компания РЕСПЕКТ»

О. Иванова

Ошибка при проведении налогового контроля организации

Работники ФНС имеют достаточно прав при проведении контроля. Они вправе: проверять первичные документы, отчетность, наличие денежных средств, а также могут опечатывать помещения, подавать запросы, изымать документы. Контроль ФНС – основной инструмент налогового законодательства посредством деятельности через контроль соблюдения законодательства, установленном НК РФ. Сотрудники ФНС ведут учет соблюдения законодательства такими методами:

  • наблюдение
  • проверка фактов хозяйственной деятельности
  • обследование
  • анализ
  • ревизия