Сертификация работников образования. Ресурсный центр: сертификация Какие вопросы в тестах на сертификацию учителей

НЕВЫДУМАННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ.

1. Какой нормативно-правовой документ регулирует общественные отношения в сфере образования?

1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

√2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»

3. Конституция РФ

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

1. «Собрание законодательства»

√2. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», и соответствующий сайт

3. «Вестник образования»

4. «Бюллетень Минобрнауки РФ»

3. В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка?

1. Конвенция о правах ребенка

2. Всеобщая декларация прав человека

√3. Международный пакт о гражданских правах

4. Конституция РФ

4. Сторонами трудового договора в образовательной организации являются:

1. руководитель образовательной организации и педагог

2. учредитель образовательной организации и педагог

3. руководитель образовательной организации и коллектив образовательной организации

4. образовательная организация (юридическое лицо) и педагог (физическое лицо)

5. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования:

1 . дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее образование;

2. дошкольное и начальное общее образование;

3. основное общее и среднее общее образование;

4. дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

6. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального образования:

√1. среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура), высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации;

2. высшее образование, подготовка кадров высшей квалификации;

3. дополнительное образование;

4. высшее образование - специалитет, магистратура

7. Возможно ли получение образования в образовательной организации в Российской Федерации на языке других народов?

1. невозможно; 2. право муниципального образования на отдельной территории

√3. возможно получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном языке из числа народов России;

4. в случае, когда большинство учащихся (и их родителей) этого класса проголосовали за обучение на другом языке.

8. С какими из перечисленных документов администрация образовательной организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей) при приеме?

1. правила внутреннего трудового распорядка

2. должностные инструкции педагогов

3. правила поведения обучающихся

√4. устав образовательной организации

9. Что является предметом педагогики?

1. обучение; 2. воспитание;

√3. образование как педагогический процесс; 4. развитие.

10. Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим?

√1. ориентация на личность

2. организация образовательного процесса в режиме диалога

3. ориентация на деятельность

4. ориентация на представление о ценностях

11. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?

√1. целеполагание

2. внеклассное мероприятие

3. контрольная работа

4. домашнее задание

12. Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?

3. отсутствие конфликтов между учащимися

√4. знание педагогом теории коллектива

13. Ведущим в становлении человека как личности является:

1. наследственность

2. наследственность и среда

√3. воспитание

4. среда

14. В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование?

√1. Я.А. Коменский

2. К.Д. Ушинский

3. Н.И. Пирогов

4. Джон Локк

15. Методы формирования сознания личности включают:

3. контроль

√4. соревнование

16. Какой из ниже перечисленных документов не регламентирует образовательного процесса?

1. учебный план

√2. методическое пособие

3. учебная программа

17. Что такое дидактика?

1. теория воспитания

2. теория обучения

√3. теория обучения, образования и воспитания

4. часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов

18. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется:

1. цивилизация

2. развитие

√3. социализация

4. активность

19. В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися складываются отношения:

1. объект-объектные;

2. субъект-субъектные;

3. объект-субъектные;

√4. субъект-объектные.

20. Технология воспитания – это …

1. система установления благоприятных отношений между воспитанником и воспитателем;

2. система научно-обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанником, при которых достигается заданная цель;

3. педагогическая деятельность воспитателя, умеющего вести воспитанников за собой;

4. система воспитывающих ситуаций.

21. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

1. личностно-ориентированный; √ 2. Деятельностный;

3. культурологический; 4. творческий.

22. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?

1. проблемный метод; √2. технология сотрудничества и взаимообучения;

3. вербальный метод; 4. метод наглядности.

23. Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является предметом:

1. совместной деятельности учителя и ученика

2. учебной деятельности

3. педагогической деятельности

√4. все ответы верны

24. Образовательная система – это…

1. инспекция по делам несовершеннолетних и школа

2. педсовет и методическое обучение учителей

√3. социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека

4. Министерство образования и областное управление образованием

25. Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть:

1. системного подхода

2. принципа развития

√3. принципа личностно-ориентированного подхода

4. принципа детерминизма

26. Для волевого регулирования поведения и деятельности необходимы действия:

1. неосознанные

√2. сознательные

3. интуитивные

4. непроизвольные

27. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

1. холерик

√2. меланхолик

3. сангвиник

4. флегматик

28. По И.П. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом:

1. соотношения жидкостей в организме человека

√2. особенностей функционирования нервной системы

3. строения тела

4. преобладания правого или левого полушария головного мозга

29. Характеристикой психического развития во время стабильного периода считается…

1. послушание ребенка

√2. отсутствие нарушений в межличностных отношениях

3. предсказуемость поведения

4. качественные преобразования в психическом развитии

30. ... - то особое сочетание внутренних процессов развития и условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

1. ведущая деятельность

2. социальная ситуация развития

3. социальная имитация

4. все ответы не верны

31. Мировоззрение и профессиональные интересы являются личностными новообразованиями.... возраста.

1. дошкольного

2. младшего школьного

3. подросткового

√4. старшего школьного

32. Ведущим видом деятельности подростка является:

1. учебная

2. учебно-профессиональная деятельность

3. эмоциональное общение

√4. общение со сверстниками

33. В теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготский, рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое обучение является эффективным, а лишь то, что находится в зоне... .

1. его актуального развития

√2. его ближайшего развития

3. его перспективного развития

4. все ответы верны

√1. П.Я. Гальперин

2. Ж. Пиаже

3. К. Роджерс

4. Л.С. Выготский

35. Кто одним из первых в нашей стране разработал психолого-педагогическую концепцию проблемного обучения?

1. В.В. Давыдов

√2. Л.В. Занков

3. Л.С. Выготский

4. А.М. Матюшкин

36. … - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку

1. обучение

√2. учебная деятельность

3. научение

4. педагогическая деятельность

37. Средством невербального общения не является:

1. контакт глазами

3. поза и жесты

38. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:

√1. компромисс

2. договор

3. контракт

4. обязательство

39. Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания в другого человека – это:

√1. эмпатия

2. симпатия

3. внимание

4. антипатия

40. Механизм социального восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению – это социальная …

1. идентификация

2. симпатия

√3. рефлексия

4. перцепция

41. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:

1. структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательном учреждении

2. требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и условиям реализации

3. предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений

4. основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования

42. Совокупность взглядов, представлений, идей, направленных на изучение и объяснение педагогических явлений, называется:

1. педагогическим исследованием

2. педагогической теорией

3. педагогической системой

4. историей педагогики

43. Метод в педагогике – это...

1. руководство для преподавания учебного предмета

2. особый прием в педагогической деятельности

3. способ действовать, поступать каким-либо образом

4. способ достижения педагогической цели и решения воспитательных и обучающих задач

44. Главной организационной формой обучения является:

1. экскурсия

2. факультатив

3. спецкурс

√4. урок

45. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:

1. любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным учреждением

4. предложенные издателем учебной литературы

46. Профессиональная компетентность педагога - это:

1. профессионализм в педагогической деятельности

2. знание, опыт и совокупность профессионально-личностных качеств, обеспечивающих эффективное решение вопросов обучения и воспитания

3. совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе

4. способность человека к восприятию, пониманию, осмыслению и предвосхищению явлений в образовательном процессе

47. Изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным усложнением и углублением знания, определяется как:

1. концентризм в обучении

2. спиралевидный способ построения содержания

3. линейный способ построения содержания

4. модульный способ построения содержания

48. В примерной программе среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования предусмотрены следующие типы расчетных задач:

1. вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. нет расчетных задач

49. Приемы могут носить следующий характер:

1. активный, пассивный и ведущий

2. логический, организационный и технический

3. монологический, диалогический и эвристический

4. активный, организационный и технический

50. Инновационный вид обучения, содержание которого структурируется в автономные организационно-методические блоки, позволяющие адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям обучающихся, определяется как:

1. программированное обучение √2. дистанционное обучение

3. модульное обучение 4. проблемное обучение

51. Разновидность словесного метода, применяемая на уроке при знакомстве обучающихся с историей открытий в области химии, биографией ученого, с описанием каких-либо химических явлений:

2. объяснение

√3. рассказ

52. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к...

1. структуре основных образовательных программ

2. условиям реализации основных образовательных программ

3. результатам освоения основных образовательных программ

4. верны все вышеуказанные варианты

53. Материальные объекты, являющиеся носителями учебной информации и инструментом деятельности педагога и учащихся, определяются как:

1. контрольные работы

2. ученические дневники

3. школьная документация

√4. средства обучения

54. Обучаемость – это …

1. способность к творческой деятельности

2. предрасположенность к интеллектуальной деятельности

3. общая способность или внутренняя готовность учащихся к усвоению знаний

4. развитая мотивационная сфера личности

55. Проблемное обучение раскрывается через:

√1. постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации

2. продуктивную деятельность учащихся, осуществляемую в «зоне ближайшего развития

3. кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система

4. стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности

56. Термин «воспитывающее обучение» был введен известным педагогом

√1. И.Ф. Гербартом

2. Я.А. Коменским

3. Ф.А.В. Дистервегом

4. И.Г. Песталоцци

57. Уважение личности ребенка, доверие к нему, создание в школе благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований детей означает реализацию принципа:

√1. гуманизации образования

2. гуманитаризации образования

3. индивидуализации образования

4. демократизации образования

58. Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений является:

1. условием развития познавательной активности учащихся

√2. движущей силой процесса обучения

3. педагогической проблемой

4. сущностью процесса обучения

59. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

1. культурологический

√2. деятельностный

3. творческий

60. Вариативная составляющая содержания образования:

1. обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым ценностям

2. способствует индивидуализации процесса обучения, учитывая личностные особенности, интересы и склонности учащихся

√3. является дополнительной составляющей содержания образования (факультативные занятия)

4. обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения

61. Ценностные ориентации – это:

1. результат усвоения индивидом социального опыта

2. главный механизм формирования новых идей, способов деятельности

3. поиск идеально представленного желаемого результата деятельности

√4. определение индивидом важных для себя жизненных смыслов, идеалов, интересов, устремлений

62. Дан адрес электронной почты: [email protected]. Укажите логин владельца почтового ящика.

1. anna; 2. univer.ru;

3. anna.petrova; 4. anna.petrova@univer

1. основного общего образования по химии

√2. среднего общего (полного) образования по химии (профильный уровень)

3. такого стандарта нет

4. среднего общего (полного) образования по химии (базовый уровень)

64. Каково назначение лабораторного опыта на уроке

1. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в домашних условиях

2. выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на уроке

3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке

√4. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками после изучения раздела или курса химии

65. Побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направленность, называются:

1. желаниями

√2. мотивацией

3. установками

4. потребностями

66. Каково назначение демонстрационного эксперимента?

1. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в домашних условиях;

2. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на уроке;

√3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке;

4. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками после изучения раздела или курса химии

67. Инновации в образовании – это:

1. оригинальность школьной жизни

√2. распространение новшеств в педагогической практике

3. консервативный подход в образовании

4. творческий подход к педагогической деятельности

Прохождение сертификации - непременное условие повышения профессионального уровня в наше время. Предлагаю ответы на примерные вопросы для сертификации. Источниками послужили Закон об образовании РФ, государственные стандарты, лекции по педагогике и психологии. Пользовалась сама и сертификацию прошла успешно. Желаю удачи и рада помочь.

ответы на вопросы для сертификации учителей..docx

Картинками

1. В каком году генеральной Ассамблеей ООН была одобрена Конвенция о правах ребенка? 2. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, признавая право ребенка на образование, государства­участники вводят…? 3. К какой группе прав согласно Конвенции о правах ребенка относится право детей на выражение собственного мнения, право объединяться в ассоциации, участвовать в решении проблем, касающихся их жизни и развития? 4. Какие права, изложенные в Конвенции о правах ребенка, никогда ранее не декларировались в международных актах? 5. К какой группе прав согласно Конвенции о правах ребенка относятся право на образование, досуг, участие в культурных мероприятиях, получение информации, право на вероисповедание? 6. Согласно Конвенции о правах ребенка, защита от дискриминации предполагает…? 7. В определение понятия «конвенция» входит…? 8. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенком является каждый человек до достижения…. возраста? 9. Перечислите согласно «Конвенции…» основные группы прав ребенка, дайте их классификацию. 1. Предмет регулирования Федерального закона «Об образовании в РФ» ­ это 2. Образование – это..? (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559­I) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; Ст 13 Личные Права на участие Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах. права на обеспечение развития; полное обеспечение и защиту всех прав ребенка, включая права на защиту, жизнь, развитие и участие международное соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились 18 лет 1. Права на обеспечение развития. 2. Права на защиту. 3. Права на участие 4. Права на жизнь. общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования). образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и

3. Участники образовательных отношений – это…? 4. К числу основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования относят…? осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования 6) светский характер образования 7) свобода выбора получения образования обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни 9) автономия образовательных организаций, 10) демократический характер управления образованием, 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в

5. Статья 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" гарантирует каждому человеку право на…? 6. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся…? 7. Система образования включает в себя…? сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений гарантируется право каждого человека на образование. 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования 2) организация предоставления дополнительного образования 3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, 4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций 5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; 6) учёт детей, подлежащих обучению 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

8. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают…? 9. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к…? 10. К основным общеобразовательным программам относятся..? 11. Может ли быть получено образование в Российской Федерации на иностранном языке? 12. В Российской Федерации образование может быть получено…? 13. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии..? 14. Сколько типов образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, устанавливается в Российской Федерации? 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ 4) государственные гарантии уровня и качества образования 1) структуре основных образовательных программ 2) условиям реализации основных образовательных программ, 3) результатам освоения основных образовательных программ. 1) основные общеобразовательные программы – ДОО. НОО,ООО. РЕЖЕ СОО 2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования б) образовательные программы высшего 3) основные программы профессионального обучения да, в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. 1) дошкольная образовательная организация 2) общеобразовательная организация 3) профессиональная образовательная

15. На каких принципах строится управление образовательной организацией? 16. По дополнительным образовательным программам вправе осуществлять образовательную деятельность…? 17. К компетенции образовательной организациии относится..? организация ­ основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. 1) организация дополнительного образования - образовательная организация, 2) организация дополнительного профессионального образования - 1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; 2) материально­техническое обеспечение образовательной деятельности, 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, 4) установление штатного расписания, 5) прием на работу работников, 6) разработка и утверждение образовательных программ 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, 8) прием обучающихся в образовательную организацию; 9) определение списка учебников 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 10.1) поощрение обучающихся в соответствии 11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации 12) использование и совершенствование методов воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; обучения и 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; 14) обеспечение в образовательной интернат, содержания имеющей условий организации, необходимых обучающихся; организация 15) создание необходимых условий 15.1) социально­ психологического тестирования обучающихся 16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом; 17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в

учении"; 19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей 18. К компетенции образовательной организации не относится..? 19.Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации…? 20) организация научно­методической работы, 21) обеспечение создания и ведения официального сайта а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты; б) о структуре и об органах управления образовательной организацией; в) о реализуемых образовательных программах г) о численности обучающихся д) о языках образования; е) о федеральных государственных образовательных стандартах, ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы; и) о материально­техническом обеспечении к) о направлениях и результатах научной (научно­ исследовательской) деятельности л) о результатах приема по каждой профессии, специальности перевода, восстановления и отчисления; м) о количестве вакантных мест для приема (н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки; о) о наличии общежития, интерната, п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; с) о трудоустройстве выпускников; 2) копий: а) устава образовательной организации; б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); г) плана финансово­

хозяйственной д) локальных нормативных актов, 3) отчета о результатах самообследования. 4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, 5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (1) воспитанники 2) учащиеся - 3) студенты (курсанты) 4) аспиранты 5) адъюнкты 6) ординаторы - 7) ассистенты-стажеры 8) слушатели 9) экстерны организацией, осуществляющей образовательную деятельность 20. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания относятся…? 21. Кем определяются учебные издания, используемые при реализации образовательных программ образования? 22. Согласно статьи 41 Закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя…? 1) оказание первичной медико­санитарной 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися медицинских осмотров, 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися 10) проведение санитарно­противоэпидемических и профилактических мероприятий; 11) обучение педагогических работников навыкам

24. К обучающимся каких организаций не применяются меры дисциплинарного взыскания? 25. Имеют ли родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами? 26. Какие граждане имеют право на занятие педагогической деятельностью? 27. Правовой статус педагогических работников включает в себя…? 28. Включается ли в рабочее время педагогических работников научная, творческая и исследовательская работа? 29. Какими нормативными актами определяется режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность? 30. Согласно статьи 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники несут ответственность за…? 31. С какой целью проводится аттестация педагогических работников? 32. В каком году был принят Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"? 33. Промежуточная аттестация обучающихся определяется…? 1.Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать…? оказания первой помощи. по образовательным программам дошкольного и начального общего образования;с ограниченными возможностями здоровья имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации да коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям 29 декабря 2012 года N 273-Фз с учетом образовательной программы. 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и

2. В основе стандарта лежит…? 3. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования к…? 4. К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в том числе относят…? 5. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, внеурочная деятельность организуется по направлениям…? 6. Федеральный государственный образовательный стандарт включает требования к…? 7. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет…? 8. Программы отдельных предметов, курсов разрабатываются на основе…? 9. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета входит в структуру…? 1. Формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, развитие задатков и способностей в области искусства составляют цель … воспитания. 2. К видам поощрения относятся…? 3. Мотив достижения – это…? 4. Влияние на развитие мотивационно­ценностной сферы человека составляет сущность…? 5. Педагогические процессы, характеризующие категорию "воспитание»…? высшего профессионального образования. Системно-леятельностный подход устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно- оздоровительное). 1) структуре основных образовательных программ 2) условиям реализации основных образовательных программ, 3) результатам освоения основных образовательных программ. образовательное учреждение. на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы. Рабочей программы по предмету эстетического Одобрение, похвала, благодарность, материальное Устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности воспитания Сущность воспитания как педагогической категории можно определить как процесс целенаправленного, систематического, организованного и планомерного взаимодействия воспитателя и воспитанника, во

время которого осуществляется воздействие на сознание и подсознание, на познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферы воспитанника с целью формирования у него научного мировоззрения, жизненных ценностей и идеалов, высоких нравственных, гражданских и профессиональных качеств, его личностного формирования и развития. 1)научность и мировоззренческая направленность;2)проблемность обучения; 3)обучение д/б наглядным; 4)активность и сознательность;5)обучение д/б доступным, но протекать на высшем уровне сложности;6)обучение д/б систематичным и последовательным. принципах 6. Классические принципы дидактики? 7. Закономерности воспитания находят свое выражение в... воспитания? 8. Классно­урочная система как "золотой фонд педагогики" обоснована в трудах…? Яна Амоса Коменского 9. Сформировать и поддержать у ребенка высокую учебную мотивацию эффективнее всего, если…? 10. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется…? 11. Модульное обучение – это…? 12. К словесным методам обучения относятся…? 13. Обучаемость – это…? 14. Диагностика обученности – это…? 15. Такие психические процессы, как память, мышление и речь, относятся к…? 16. Форма проявления внимания – это…? 17. Форма сознания, которая проявляется в осознании человеком самого себя, называется..? Создавать ему ситуацию личного успеха, строить процесс обучения на позитивных эмоциях, с учетом значимых ценностей и интересов обучающегося; сознание способ организации учебного процесса на основе блочно- модульного представления учебной информации. рассказ, объяснение, беседа, школьная лекция. Восприимчивость к обучению Контроль, проверка, оценивание результатов обучения, их анализ, выявление динамики, прогноз на будущее; Познавательным процессам моторное (направлено на движение), интеллектуальное (направлено на мышление), сенсорное (восприятие). самосознание

18. Лучше запоминается материал…? 19. Основой для формирования человека как личности является…? 20. Способности – это…? 21. Социализация – это…? 22. Культурно­историческая теория развития высших психических функций принадлежит…? Вызывающий активную умственную деятельность в процессе работы с ним. Деятельность; это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности; Л.С. Выготский 23. Логика развития основных видов мышления в дошкольном возрасте оказывается следующей…? Наглядно-образное, наглядно- действенное, абстрактно-логическое 24. Возрастной этап, связанный с возможностью интенсивного развития у ребенка определенных психических функций и способностей, называется…? Сензитивным периодом; 25. К возрастным особенностям подростка относятся…? Высокая степень эмоциональной зависимости от сверстников; 26. Акселерация­ это…? 27. Поведение, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, наносящее вред обществу или самой личности, сопровождающееся социальной дезадаптацией, называется…? 28. К важнейшим социальным потребностям ранней юности относятся…? 29. Обязательным элементом любого урока является…? 30. Эмпирические методы педагогического исследования включают…? 32. К практическим методам обучения относятся…? Ускоренное физическое и психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Делинквентным; саморефлексия, осознание соб- ственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» Организационный момент и сообщение темы и цели урока; Изучение нормативно-правовых документов, наблюдение, эксперимент; Упражнения, лабораторная работа; 33. Сущность принципа доступности заключается в том, что…? Содержание изучаемого материала и методы его изучения должны соответствовать возрастным

35. Формы проявления внимания – это…? особенностям, уровню подготовленности и развития обучающегося. Сенсорное (зрительное, слуховое, вкусовое и др.); Интерактивное; . Интеллектуальное. 36. Зона "ближайшего развития" характеризуется тем…? Какие задания ученик может выполнить с помощью со стороны; 38. Какие условия обеспечивают успешное формирование личности? 39. К концу дошкольного возраста формируется мышление…? 40. Ведущей деятельностью подростка по Д. Б. Эльконину является..? 41. Какой вид ведущей деятельности соответствует младшему школьному возрасту? 42. Повысить обучаемость младшего школьника можно…? Воспитательное воздействие на весь субъектный мир человека; Наглядно-образное Общение. Учение; Формируя способы эффективного и осмысленного запоминания; 43. Развивающая функция обучения реализуется при ориентации процесса обучения на…? Интересы и потребности; 44. Методы педагогического исследования, непосредственно связанные с практикой и позволяющие накопить, зафиксировать, классифицировать и обобщить полученный практический материал, называются…? Эмпирическими. 45. Первый опыт социального взаимодействия ребенок получает в …? В семье; 46. На чьи моральные суждения и оценку действий ориентируется чаще всего в своем поведении младший школьник? Учителей; 47. К основным недостаткам фронтальной учебной деятельности учащихся относятся…? 1. Под управлением какой программы работает любой компьютер? 2. Какая кнопка на клавиатуре всегда удаляет информацию? 3. С помощью какой кнопки мыши вызывается контекстное меню? Нацеленность на абстрактного обучающегося; Сложность руководства каждым обучающимся; Единый для всех темп работы. Операционной системы Delete правой 4. Основные средства взаимодействия между компьютером и пользователем в системе Windows, диалоговые окна

а также в программах, работающих под Windows, называются…? 5. Для чего предназначено "Избранное" в браузере Internet Explorer? 7. Под абзацем в текстовом редакторе понимают…? 8. Объект, находящийся в корзине, восстанавливается…? для запоминания ссылок на интересные ресурсы часть текста, после которой текст идет с красной строки в то место, откуда он был удален 9. Компьютерная программа, используемая для создания, редактирования и форматирования документов – это…? Текстовый редактор 10.Что нельзя прикрепить к электронному письму? папку 12. Компьютерная программа, предназначенная для обработки различных данных, представленных в табличной форме – это…? Электронные таблицы 13. Компьютерная программа, обеспечивающая доступ и перемещение в глобальной сети Интернет – это…? браузер 13. В электронной таблице имя ячейки образуется из …? 14. Электронная таблица структурно состоит из…? Из строк и столбцов из имени столбца и строки 15. Поисковая система это…? 16. "Гиперссылкой может быть..."? сайт, позволяющий осуществлять поиск информации на основе ключевых слов, область интереса пользователя текст ­графическое изображение 17. Какие списки есть в текстовом редакторе? 18.Компьютерная программа создания и редактирования изображений (рисунков, фотографий и др.) – это…? многоуровневых ­ нумерованных ­ маркированных Графический редактор 20. При наборе текста в текстовом редакторе, клавиша Еnter используется для…? перехода на новый абзац 21.Основным элементом электронной таблицы является…? ячейка 22.Какой символ обязательно присутствует в адресе электронной почты? @ 23. Верный алгоритм копирования текста это…? 24. Какова продолжительность непрерывной работы с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой для учащихся 5 – 7 классов 25. Какова продолжительность просмотра статических изображений на учебных досках и установить курсор, выделить фрагмент, Копировать, Вставить 20 мин 25 мин

экранах отраженного свечения для учащихся 8 – 11 классов 26. Для того, чтобы удалить пустую строку в текстовом документе нужно нажать кнопку? заменить 27. На основе чего строится любая диаграмма? 28. Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов – это…? 1. Вопросы организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса решаются на уровне…? 2. Образовательные учреждения приобретают право на ведение образовательной деятельности с момента..? 3. Лицензируется ли индивидуальная педагогическая деятельность, в т. ч. по профессиональной подготовке? На основе табличных числовых данных Информационные технологии Образовательного учреждения Получения государственной лицензии в соответствии с действующим законодательством; нет 4. Какой нормативно­правовой акт определяет верхний предел учебной нагрузки учителя? Трудовой договор? 5. По закону "Об образовании" имеют ли учащиеся государственного образовательного учреждения право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом:? да 6. В Кемеровской области действует государственный образовательный стандарт, который включает в себя…? федеральный и национально- региональный компоненты; 7. К субъектам системы образования Кемеровской области относятся…? 8. Областная программа развития образования утверждается…? 9. Управление системой образования Кемеровской области в пределах своей компетенции осуществляют…? . Кто по закону "Об образовании" Кемеровской области несет ответственность за повышение квалификации педагога 1 раз в пять лет? 11. Может ли в образовательную программу государственного образовательного учреждения в качестве обязательной быть введена дисциплина религиозного характера? а) учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей, учреждения дошкольного образования и др.); б) физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью; в) семья; Постановлением коллегии администрации области? Департамент образования и науки Руководитель образовательного учреждения. нет

12. Основным направлением в реализации проекта "Наша новая школа" является…? 13. Под содержанием образования понимается…? 14. Основными функциями обучения являются..? 15. Хозяйственно­экономические, воспитательные, социальные, психотерапевтические функции относятся к функциям…? 16. Педагогические процессы, характеризующие категорию "образование"? 17. Степень профессиональной подготовленности педагога называется…? 18. Метод обучения – это…? 19. В процессе обучения обучающийся выступает как (предмет, объект…)? 20. Какой компонент учебной деятельности называют первым?: 21. Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется…? 22. Система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся, включает…? 23. Обучаемость – это…? 24. Какой порядок действия работника при возникновении пожара…? Переход на новые образовательные стандарты Система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей обучающихся, формирование у них нравственности, соответствующего поведения, готовности к жизненному самоопределению и труду. Образовательная, развивающая, воспитательная, профориентационная школы процесс обеспечения развития личности соответствующего уровню полученных знаний; профессиональной квалификацией; система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования; объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности; мотивация Система образования перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую. индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения - немедленно сообщить об этом в пожарную службу (при этом четко назвать адрес учреждения, место пожара, свою должность и фамилию, а также сообщить о наличии в здании людей); - задействовать систему оповещения о пожаре; - принять меры к эвакуации людей; - известить о пожаре руководителя

предприятия или заменяющее его лицо; - организовать встречу пожарных подразделений; - приступить к тушению пожара имеющимися средствами. 1. устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, вынести из зараженной атмосферы, погасить горящую одежду, извлечь из воды и т.д.), оценить состояние пострадавшего; 2. определить характер и тяжесть травмы, наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность мероприятий по его спасению; 3. выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение и т.д.); 4. поддержать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника; 5. вызвать скорую мед. помощь или врача, либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. сотрудник, чьи обязанности по проведению инструктажей были зафиксированы соответствующим приказом. Директор школы подготовка школьников к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. 25. Срок действия трудового договора…? 26. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха может быть…? 27. Виды льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда? 28. Организация первой медицинской помощи пострадавшим осуществляется в следующем порядке…? 29. Кто проводит и фиксирует в журнале инструктажа при приеме работника на работу вводный инструктаж? 30. Кто возглавляет комиссию по чрезвычайным ситуациям в образовательном учреждении? 31. Главной целью обучения учащихся безопасности жизнедеятельности является…?

Наше тестирование учителей, педагогов и работников образовательных организаций разработано, опираясь на многолетний опыт в проведении сертификаций педагогов различных направлений. Мы учли все пожелания наших клиентов:

- все сертификации разработаны по актуальным вопросам в образовании;
- интуитивно понятный интерфейс взаимодействия с сайтом;
- подтверждающие документы выдаются СРАЗУ в день обращения!

Стоимость сертификата составляет всего 85 рублей . Документы выдаются СРАЗУ после внесения личных данных педагога в интерактивную форму.

Сертификация педагогов – удаленный способ подтверждения компетентности в определенном направлении деятельности в ходе проведения независимой экспертизы знаний и навыков с последующей выдачей подтверждающих документов. Проверка навыков в ходе тестирования педагогов проводится в ритмическом последовательном ключе, охватывая актуальные области педагогических практик.

Как участвовать в сертификации педагогов?

Сертификация педагогов является дистанционным способом тестирования учителей, воспитателей, преподавателей, не требующая значительных временных и финансовых затрат. Участие в сертификациях педагогов, организованных НМП Методичка.орг, абсолютно добровольный выбор педагога. Проект не несет ответственности за полученные итоговые результаты. Количество попыток прохождения одной сертификации неограниченно, но не чаще 1 раза в сутки.

После выбора сертификации педагогу предлагается пройти проверку знаний в ходе ответа на тестовые задания в открытой. Итоговый результат успешности прохождения сертификации педагог может узнать сразу после завершения тестирования. В зависимости от набранных баллов будет предложено либо получить подтверждающий документ об участии в сертификации педагогов, либо освежить в памяти собственные знания и попробовать свои силы в тестировании педагогов в следующий раз.

Подача заявки на сертификацию

Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в Орган по сертификации (АНО ДПО «МЦИТО») одним из двух способов:

Заполнив форму заявки онлайн, Вам по электронной почте, указанной при регистрации, будет отправлено сообщение со списком документов и их формами, которые следует направить для проведения сертификации.

Принятие решения по заявке

Заявитель получает ответ о принятии решения по поступившей заявке в срок не более одного месяца после получения заявки. Если по заявке принимается отрицательное решение, то Орган по сертификации аргументированно сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации.

Оплата работ по сертификации

Все расходы, связанные с подготовкой и проведением сертификации, включая инспекционный контроль за соответствием, оплачивает заявитель, претендующий на получение сертификата соответствия.

Научно-педагогическая и эргономическая экспертиза объекта сертификации

Экспертизу организует Орган по сертификации в соответствии с утвержденной им методикой. Оценку объекта сертификации осуществляют эксперты из лаборатории оценки соответствия. Все эксперты имеют ученую степень и компетентны в вопросах оценки учебно-методических и научных изданий.

Выдача сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия

При положительном результате экспертизы заявитель получает сертификат соответствия, справку о публикации в бюллетене средств обучения единой образовательной коллекции и разрешение на применение знака соответствия на сертифицированном объекте.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учётом результатов проверки (оценки), но не более чем на 5 лет.

Осуществление надзора за соответствием сертифицированных объектов

Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата. По результатам надзора Орган по сертификации может приостанавливать или аннулировать действие сертификата и применение знака соответствия. Повторная выдача сертификата соответствия на объект осуществляется согласно порядка, установленного настоящей Системой.

Результат

  • сертификат соответствия Органа по сертификации;
  • справка о публикации в бюллетене средств обучения единой образовательной коллекции;
  • разрешение на применение знака соответствия и 4 знака-наклейки с голографической защитой «Рекомендовано» на сертифицированное средство обучения.

Проверка подлинности сертификата

Проверить подлинность сертификата Вы можете на сайте , указав номер документа (RU.И1052.04ЖЖХ0*** либо RU.И1684.04ЖЖХ1***)

д. А. МАХОТИН

СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В BV3E

Рассматривается проблема оценки качества педагогического труда в вузе. Проведенный автором анализ подходов к оценке профессиональных квалификаций и компетенций педагогических работников позво ни сформулировать предложения по созданию системы сертификации педагогических кадров в вузе.

ТСтчевые слова: качество высшего образования, оценка педагогического труда в вузе, профессиональные стандарты, сертификация педагогических кадров.

This article addresses the problem of assessing the quality of pedagogical work at the university. The author conducted an analysis of approaches to the evaluation of professional qualifications and competence of teachers allowed to formulate proposals for a system of certification of teachers in high school.

Key words: quality of higher education, evaluation of teachers working in high school, professional standards, certification of teachers.

К началу XXI века во многих странах Ев-ропы и в Америке начались процессы обновления и реформирования национальных систем образования. Общей тенденцией стало введение единых образовательных стандартов, децентрализация в управлении образованием и повышение качества образовательных услуг. Новации привели к тому, что основной проблемой модернизации стала фигура самого педагога, его профессиональные квалификации и компетенции.

Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, а также подходы к оценке и измерению педагогического труда в разных странах существенно отличаются. Общей остается оценка качества труда педагога по-новому, с точки зрения создания возможностей для его профессионального и личностного роста, максимальной реализации потенциала формального и неформального обучения, включения всех форм совершенствования профессионального мастерства. При этом такая оценка должна строиться на принципах объективности, добровольности и компетентности, что предполагает ак-

тнвнос участие в процессе обмена педагогическим опытом и подтверждения его уровня всем профессиональным сообществом.

В целом можно отметить следующие тенденции в оценке профессиональной деятельности педагогов, существующие в европейских странах, США, Австралии:

Центральная идея модернизации образования сегодня - это педагог, от которого зависит обеспечение качества образования;

Поскольку качество образования напрямую связано с деятельностью преподавателя, то процесс совершенствования его профессионального мастерства, его профессионального развития должен быть управляемым, диагностируемым и градуированным;

Для оценки уровня профессионального развития преподавателей практически во всех странах существуют профессиональные стандарты, реже - требования к уровню квалификаций по разным категориям педагогических работников;

На основе разработанных стандартов происходит регулярная сертификация профессиональных квалификаций педа-

гога, оценка уровня овладения им новыми компетенциями, достижения более высоких результатов деятельности;

Для повышения преподавателями уровня квалификации используются разнообразные материальные и нематериальные стимулы, а также обязательная оценка уровня квалификации, закрепленная нормативно, необходимая для допуска его к практической деятельности;

Системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций в педагогической области в разных странах отличаются разнообразием подходов и предлагаемых моделей, что позволяет говорить об отсутствии единых методов решения данной проблемы.

Сертификация профессиональных квалификаций является объективной необходимостью в логике процессов модернизации профессионального образования, получивших название изменений Болонского процесса. Переход общества к эпохе постиндустриализма по илек за собой рост ценности знания, появление стратегии обучения в течение всей жизни, необходимости инвестиций в человеческий капитал. Новая парадигма образования, основанная на системе квалификаций и компетентности, призвана предоставить максимальные возможности для профессиональной и личностной самореализации граждан.

В рамках Болонского процесса была признана важность неформального и спонтанного обучения, т.с.такого обучения, которое ведет к овладению компетенциями вне рамок формального образования, обеспечивая в целом процесс профессионального развития и мобильности работников.

Создание профессиональных стандартов и единых квалификационных рамок повлекло за собой возможность признания результатов неформального и спонтанного обучения с использованием в качестве основы единицы квалификации.

Сертификация представляет собой процесс подтверждения овладения пе-

дагогом группой компетенций или новой квалификацией, заданных профессиональными стандартами, включая заявку, оценивание, решение о сертификации, повторную сертификацию, установление типологии и требований к сертификатам и пр.

Важным в принятии системы сертификации профессиональным сообществом, образовательными учреждениями, органами управления образованием, обучающимися и их родителями, а также другими заинтересованными в качестве образования социальными партнерами является доверие к признанию результатов неформального и спонтанного обучения педагогов. Доверие достигается путем реализации трех механизмов;

1) организация независимой процедуры оценки и признания профессиональных квалификаций педагогов, что требует вынесения системы сертификации из государственной структуры образования и бюджетного финансирования. Однако контроль стандартизации системы сертификации, а также правового обеспечения данной системы является важной функцией государственной политики в области образования.Таким образом, необходима реализация идеи общественно-государственного управления системой сертификации профессиональных квалификаций педагогических работников;

2) создание прозрачной и объективной процедуры оценки и сертификации профессиональных квалификаций педагогов, понятной как самим педагогическим работникам, так и работодателю, и потребителям образовательных услуг;

3) создание механизма стимулирования педагогических работников, направленного на формирование условий для их профессионального развития и возможностей для успешной сертификации.

Центральной идеей сертификации педагогов, в которой преподаватель играет решающую роль, является обеспечение высокого качества образования. Недостатки и проблемы формального об-

разоваяия, в первую очередь связанные с отсутствием у обучающихся реального педагогического опыта, компенсируются путем самообразования, обмена педагогическим опытом, постоянной работой над собой, своими личностными и профессиональными качествами. По исследованиям, проводимым в России и за рубежом, педагог становится профессионалом после 12-20 лет педагогической работы при условии постоянного самосовершенствования. Эти показатели можно снизить только путем дополнительных инвестиций в человеческий капитал и создания условий для целенаправленного и управляемого профессионального развития педагогических работников (по аналогии существующих систем в менеджменте и упраатении персоналом).

Таким образом, сертификация профессиональных квалификаций и компетенций педагогов служит общественно-государственным инструментом обеспечения высокого качества образования .

Основными направлениями сертификации педагогов являются:

Подтверждение освоения новой группы компетенций, расширяющих квалификацию педагога, но не повышающих ее;

Подтверждение более высокого уровня квалификации;

Допуск к определенному виду деятельности, занятию определенных должностей;

Допуск к выполнению нового вида деятельности.

В основе построения системы квалификаций лежит профессиональный стандарт, одним из назначений которого является проведение оценки квалификации и сертификации работников, выпускников учреждений профессионального образования, а также стандартизация и унификация различных требований, предъявляемых к содержанию и качеству профессиональной деятельности, конкретным должностям и пр..

Проблема сертификации профессорско-преподавательского состава в первую очередь заключается в том, что оценка качества труда педагогов строится исключительно на их профессиональной квалификации, включающей, как правило, опыт педагогической деятельности, образование, соответствующее профилю читаемых дисциплин, наличие ученой степени и звания. В отдельных случаях учитываются также отраслевые и внутрнвузовскис требования к преподавателям, такие как способность читать лекции на иностранном языке, наличие отраслевых наград и благодарностей, общественных званий и статуса, владение современными информационными технологиями, количество научных публикаций (грантов, исследований) в преподаваемой области и пр. Для оценки уров-

ня профессиональной компетентности иногда применяют также тестирование академических знаний преподавателей.

Кроме этого, во многих зарубежных вузах используется рейтинговая оценка преподавателей самими обучающимися, которая охватывает как отношения между преподавателем и студентами, так и степень удовлетворения потребителя качеством образовательных услуг.

Данные подходы к оценке качества и реподавательского (пед аго гичсс ко го) труда отражают лишь отдельные характеристики образовательного процесса и педагога как его субъекта с позиции оценки его квалификации и компетентности и не дают комплексной оценки качества его труда, направленной на создание возможностей для роста его профессионального мастерства, управления качеством кадрового потенциала вуза.

Для создания комплексной системы оценки и сертификации квалификации и компетенций профессорско-преподавательского состава вуза необходимо:

Установить регулярную оценку квалификации и компетенций преподавателей (не реже одного раза в год);

Привлечь к оцениванию всех заинтересованных в качестве образования участников образовательного процесса (преподавателей, студентов, сотрудников учебного, методического, научного и прочих подразделений, внешних экспертов, участников педагогического сообщества и др.);

Выстроить систему сертификации, включающей не менее трех (и не более семи) уровней (классов) профессионального мастерства, учитывающих разнообразие критериев и показателей по

всем направлениям педагогической деятельности (учебной, методической, научно-исследовательской, воспитательной, психолого-педагогической и пр.);

Организовать процедуру независимой сертификации преподавателей вуза, максимально снизив возможность необъективного оценивания и дискриминации кандидатов;

Использовать методы оценки и сертификации, направленные не на выявление уровня профессионального кругозора педагога, а на степень проявления им профессионального мастерства в реальных (или близких к реальным) ситуациях профессиональной деятельности, используя, в том числе опыт, накопленный в управлении человеческими ресурсами. Такими методами могут быть портфолио, участие в профессиональных конкурсах, имитационные упражнения и задания, самооценка, ситуационное интервью, метод круговой оценки и пр.;

Разработать систему материального и нематериального стимулирования преподавателей к участию в оценке их квалификации и компетенций, к повышению профессионального мастерства, к реализации своих возможностей по разным направлениям педагогической деятельности.

Создание системы оценки и сертификации квалификаций и компетентностей преподавателей позволит создать целостный процесс управления педагогическими кадрами в вузе, основанный на профессиональном совершенствовании и максимальном развитии профессорско-преподавательского потенциала, что, безусловно, скажется на повышении качества предоставляемых образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Европейское руководство по признанию в профессионсиьном образовании // Среднее результатов неформального и спонтанного профессиональное образование. 2010. № 12. обучения. Сес1е/ор, 2008. С. 7-10.

2. Зорин А.И., Махотин Д.А. Взаимосвязь 3. Международный стандарт 180/1ЕС понятий «квантификация» и «компетенции» 17024:2003. Оценка соответствия. Общие

требования к органам,проводящим сертификацию персонсиа.

4. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей,специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 14 августа 2009 г. № 593).

5. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Сертификация квалификаций: основные принципы и процедуры: методическое пособие. М.: АНО центр ИРГ!0,2011. 6S с.

6. Положение о профессиональном стандарте (утв. Распоряжением Президента РСПП от 28 июня 2007г. № РП-46).

7. Положение о системе независимой оценки качества профессионального образования (утв. Минобрнауки РФ от 31 июля 2009 г. №АФ-318/03).

S. Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образователь-

ных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в других формах (утв. Минобрнауки РФ от 31 июля 2009 г. № АФ-317/03)."

9. Рябов В. В., Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Критерии оценки педагогической деятельности на языке компетенций и компетентностей: предложения по созданию профессионального и обра зова тельного стандартов педагога: научно-практ. пособие для руководителей и специалистов системы образования. М.: НИЦ Инженер,2007.

10. Рябов В.В.. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Сертификация педагогических работников как инструмент независимой оценки их квалификаций и компетенций // Новый учитель для новой школы: теория опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России: материалы Форума педагогических вузов. М.,2011.