Семья миннихановых накануне арестов. Стало известно, где был Минниханов, когда Путин его «потерял Особенности парного хождения

Глава Татарстана Рустам Минниханов и Шафгат Тахаутдинов знакомы не первый десяток лет. Тахаутдинов стал миллиардером, а Татарстан подсчитывает убытки?

Компания "Инвестсодружество" бывшего главы "Татнефти" Шафагата Тахаутдинова приобрело 30% пермской нефтяной компании "Сиаль", - сообщает The Moscow Post .

Несмотря на то, что Шафагат Тахаутдинов покинул пост главы Татнефти еще в 2013 году, его продолжают связывать с главой Татарстана . В свое время Минниханов даже заявил, что имя Тахаутдинова будет золотыми буквами внесено в историю нефтедобычи Татарстана.

Насколько это заявление соответствует реальности и не следует ли внести имя Тахаутдинова в протоколы надзорных и силовых ведомств буквами попроще?

Уже никто никуда не уходит?

Тахаутдинов и Минниханов заняли 2 главные руководящие должности в "Татнефти" в июне 1999 года. Минниханов, на тот момент премьер-министр Республики Татарстан, стал председателем Совета Директоров, а Тахаутдинов занял пост гендиректора АО "Татнефть".

Прошло 20 лет. Минниханов, как глава Татарстана, по-прежнему является и главой Совета Директоров ПАО "Татнефть", а Тахаутдинов - членом Совета Директоров. Тахаутдинов по-прежнему является еще и миноритарием "Татнефти".

Официально ему принадлежит 0,11% акций компании. Злые языки намекают на то, что через офшоры ему принадлежит больше, но на то они и злые языки. Про Минниханова такое тоже поговаривают.

Но, в любом случае, было бы неразумным предполагать, что Минниханов и Тахаутдинов не оказывают влияния на политику компании.

Особенно если учесть, что Тахаутдинов, к тому же является помощником Минниханова по вопросам нефтяной промышленности. Так почему же Тахаутдинов ушел с поста главы Татнефти в 2013 году? Ведь официальная формулировка "на заслуженный отдых" слабо сочетается с бурной деятельностью Тахаутдинова после отставки.

Вероятнее всего, Тахаутдинов покинул пост гендиректора в связи с обвинениями в выводе активов из "Татнефти". Были ли эти обвинения беспочвенными?

Впрочем, на данный момент Тахаутдинов не находится на госслужбе, он советует Минниханову исключительно на общественных началах. Что ни говори, Минниханов может быть доволен.

Особенности парного хождения

Иметь советника-предпринимателя, способного зарегистрировать офшор, к которому не имеют доступа российские надзорные структуры, наверняка, хотели бы многие чиновники.

Перспективы выглядят весьма привлекательно: Тахаутдинов и Минниханов вместе работают уже не первое десятилетие, с чего бы им прекращать сотрудничать? Ах да, российское законодательство мешает.

Вот если бы Рустаму Минниханову какой-нибудь небольшой нефтяной бизнес, но не публичный и желательно не в Татарстане... Например, в Пермском крае. Например, "Сиаль".

В последнее время к Рустаму Минниханову как к главе Татарстана накопилось довольно много вопросов, все чаще раздаются голоса, требующие его отставки. Уж не для старого ли товарища Тахаутдинов приобрел актив в Пермском крае?



«Вчера вечером соответствующее заключение президента Татарстана было направлено в Госдуму, оно отрицательное и основано на тех аргументах, которые ранее уже были озвучены научным сообществом. Мы исходим из того, что памятными датами в России должны быть исключительно такие даты и события, которые, без сомнения, являются общеобъединяющими для всего многонационального народа», - сказала Галимова.

Она отметила, что в истории Российского государства много великих событий. «К примеру, поход Суворова в Швейцарию - почему бы эту дату не сделать памятной в российской истории. (…) Это событие признано как одно из ключевых событий, продемонстрировавших блестящую победу русского оружия. Такая дата, на наш взгляд, действительно достойна быть памятной в России. Тем более, что в сентябре походу через Альпы исполняется 220 лет», - напомнила Галимова.

Инициатором законопроекта является депутат Госдумы РФ от Калужской области Геннадий Скляр. В самой Калужской области День окончания стояния на Угре по инициативе губернатора Анатолия Артамонова отмечают с 2017 года как региональную памятную дату. В конце ноября 2017 года Законодательное собрание Калужской области обратилось к премьеру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ускорить подготовку законопроекта об учреждении аналогичной памятной даты на федеральном уровне и внесение его в Госдуму. Как сообщалось, депутаты Госсовета Татарстана тогда высказались против появления этого праздника.


Нажмите,
чтобы включить звук

В июне 2019 года депутат Скляр внес в Госдуму законопроект об установлении 11 ноября Днем окончания стояния на реке Угре как памятной даты окончательного освобождения Руси от ордынского ига и обретения независимости российским государством со столицей в Москве. Установление этого памятного дня будет способствовать укреплению патриотизма и популяризации отечественной истории, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В записке сообщается, что законопроект поддержали Российская академия наук, Минобороны и Минкультуры РФ. Законопроект Скляра также поддержало правительство России. Вместе с тем, в своем заключении на законопроект кабинет министров отмечает, что принятие решения должно сопровождаться широким публичным обсуждением с учетом мнения специалистов в области истории и культуры.

В Татарстане законопроект Скляра подвергся резкой критике со стороны депутатов и научного сообщества. 26 августа на совместном заседании профильных комитетов Госсовета Татарстана депутаты всех представленных в республиканском парламенте политических сил - фракций «Единой России» , КПРФ и депутатской группы «Татарстан - Новый век» - заявили, что учреждение этой памятной даты приведет к расколу в многонациональном обществе России.

Глава комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, член группы «Татарстан - Новый век» (позиционируют себя как единомышленников «Единой России» - ИФ) Разиль Валеев предложил провести экспертизу законопроекта на экстремизм.

«Законопроект имеет элементы экстремизма. Если документ будет принят, то это негативно отразится на политической обстановке в России», - заявил Валеев.

Приглашенные на заседание сотрудники профильных институтов Академии наук Татарстана также оценили законопроект негативно. По мнению татарстанских академиков, стояние на Угре в 1480 году вообще не является эпохальным историческим событием. Подобных «стояний» в истории российского государства было немало, напоминают они. В заключении Института истории имени Марджани Академии наук Татарстана по этому вопросу отмечается, что борьба за независимость Московского государства продолжалась вплоть до эпохи Ивана Грозного.

«Празднование даты окончания “стояния” несет в себе яркую негативную политическую окраску в связи с тем, что история Золотой Орды и татарских ханств является наследием современных татар», - говорится в заключении.

Объективных предпосылок, которые способствуют ликвидации республик, немало для того, чтобы в скором времени цепочка формальных поводов позволила запустить этот процесс. Можно только предполагать, как будут развиваться события в рамках этого негативного сценария. Формирование такого сценария, ровно как и выделение предпосылок, важно не для распространения пессимистических настроений и уверенности в скорой катастрофе, а для понимания, как работать с этими рисками, как строить свою стратегию действий гражданскому и экспертному обществу на том или ином этапе ликвидации республик. ​

Планомерное давление на Татарстан в 2012-2013 гг. и в 2017 году (дезавуирование федеративного договора, банковский кризис и языковой конфликт) являют собой пример планомерной десакрализации образа успешной республики

Вместе с тем, этот процесс весьма трудозатратный, рискованный и может вызвать массовое недовольство граждан (прежде всего, на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане, Якутии, в Калмыкии и Бурятии), протесты и непридвиденные сопротивление. Сделать это одним росчерком пера, как хотел бы г-н Жириновский, невозможно. Для этого необходима методологически верно организованная и тщательно спланированная многоходовая спецоперация. Кремль умеет это делать - жёсткая смена руководства ряда республик прошли почти безболезненно, в том числе, за счёт тщательной подготовки общественного мнения. Планомерное давление на Татарстан в 2012-2013 гг. и в 2017 году (дезавуирование федеративного договора, банковский кризис и языковой конфликт) также являют собой пример планомерной десакрализации образа успешной республики, которая при необходимости могла быть использована для передела сфер влияния в республике.

Итак, какие общие контуры можно нащупать у такой спецоперации? Это дальнейшая дискредитация национальных республик в массовом сознании через масштабные антикоррупционные кампании, общефедеральный резонанс в СМИ, громкие отставки и аресты представителей экономической и политической элиты, а вместе с ними и первых лиц республик. Предварительная подготовка к таким арестам - это , смена местного силового блока, процедуры банкротства крупных работодателей или крупные, неожиданные финансовые проблемы у флагманов местной экономики, контролируемые социальные протесты. Любой из этих факторов способен привести к обоснованной зачистке местных элит. В таком случае какая-либо воля к сопротивлению может быть парализована.

Параллельно силовиками зачищаются все национальные группы, способные к общественному сопротивлению, раскрываются "сепаратистские заговоры", которые могут быть увязаны с иностранным влиянием. Дополнительных вариаций много: тюркские народы, их интеллигенцию можно обвинить в пантюркизме и турецком влиянии (недавно в Telegram-каналах прошла информация о создании "турецких" отделов в структурах республиканских ФСБ), финно-угорских общественников - в излишних связях с Финляндией, Эстонией и Венгрией, традиционно сильную на Северном Кавказе религиозную общественность - в вахаббизме. В этом отношении, кроме контртеррористических операций у силовых органов есть опыт зачистки крымскотатарского движения, работы с черкесским влиянием, точечных посадках татарских и башкирских активистов.

Параллельно усиливаются группы, заявляющие о массовом нарушении прав русского населения, поднимаются "старые дела", жалобы о притеснениях. В наиболее беспокойных республиках может усилиться казачий контингент и грантовые ассигнования для них. Может быть запущен управляемый процесс межнациональных конфликтов: между осетинами и ингушами, чеченцами и ингушами, черкессами с одной стороны и балкарцами с карачаевцами с другой. Именно тогда Северному Кавказу может понадобиться "генерал-губернатор".

Ещё одна потенциальная точка управляемого хаоса - между татарами и башкирами.

Любой негатив из национальных республик может проецироваться и на вполне устойчивые Татарстан, Башкортостан, Якутию, Северную Осетию

В целом, в каждой республике заложено немало "мин" замедленного действия, и языковой конфликт 2017 года показал, что такие мины включаются очень быстро и технологично. К тому же любой негатив из национальных республик может проецироваться и на вполне устойчивые Татарстан, Башкортостан, Якутию, Северную Осетию и другие сильные республики.

Финансовые нарушения, без которых не обходится ведение любого масштабного бизнеса в стране, могут стать причиной для запуска процедур банкротств, назначением внешнего управления, с постепенным переходом прав собственности к крупным федеральным финансово-промышленным группам. Оставшейся элите предлагаются экономические и политические преференции, интеграция в новую вертикаль власти. Назначение новых руководителей в республики происходит без согласования с местными элитами, главная функция новых команд - довести республики до принятия новой российской Конституции. Вымывание элит, которое может быть воспринято неоднозначно в республиках, может быть объяснено необходимостью ротации управленческих кадров. Недаром, подготовку кадрового резерва для смены управленческих элит Кремль полностью взял на себя. Лояльность, технократизм и аполитичность, абсолютная контролируемость - непоследний фактор для записи новых кадров в число запасных игроков.

Следующий шаг: Конституционное совещание для создания проекта новой Конституции проходит без активного участия подавленных элит национальных республик. В конституционных проектах название субъектов РФ приводятся к общему знаменателю (например, "земли", края). Послушные региональные парламенты, депутаты Государственной Думы от республик не вносят существенных правок, соглашаясь со спущенным сверху проектом. Несогласные парламентарии оставляются в меньшинстве.

Кстати, в обновленном "эскизе" Стратегии развития татарского народа федеративность России осмыслена уже несколько иначе: теперь там говорится, что "РФ - это федерализм регионов и национально-культурных автономий", т.е. никаких республик уже нет!

Лояльность, технократизм и аполитичность, абсолютная контролируемость - непоследний фактор для записи новых кадров в число запасных игроков

Более долговременный сценарий, с переходным периодом адаптации, предполагает постепенное лишения субъектов федерации (в том числе республик) своей финансовой базы и передачу части налоговых отчислений на агломерационный уровень. Большая часть столиц республик попадут в эту категорию, а республикам останется управление дотационными сельскими муниципалитетами. В таком случае местное население не будет видеть необходимости в республиках, лишенных экономического базиса, их ликвидация станет делом 2-3-х лет. Руководство агломераций может назначаться из Москвы.

Титульным этносам в качестве механизма компенсации и защиты их прав будут предложены национально-культурные автономии, большие вливания в фольклорную культуру, фестивали дружбы народов, мнимая забота о родных языках. В последнем случае, мы видим, что в ходе языкового конфликта такая забота сыграла на умиротворение титульных этносов. В результате народы Российской Федерации получили фонд родных языков с унизительным малым бюджетом, хотя создание фонда подавалось как важный механизм компенсации для языков республик. При этом централизованный путь распределения средств на поддержку языков привел к тому, что средства получают малочисленные народы, лишенные каких-либо этнополитических амбиций. Дополнительно, в бюрократических структурах новых регионов, для показной заботы, могут возникнуть министерства по делам национальностей, чьей реальной функцией будет контроль этнических процессов, создание дополнительных препонов для сохранения и развития народов Российской Федерации. Яркий пример - Ольга Артеменко , руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования, которая вместо развития системы национального образования в республиках на деле стала главным действующим лицом в запуске языкового конфликта.

Раскулачивание республик и ряда сильных регионов РФ, передел сфер влияния - это то, что позволит дать стране экономическую передышку на несколько лет и компенсирует часть убытков путинской элиты от западных санкций

Что может происходить дальше? Несомненно, ликвидация республик и мнимая угроза сепаратизма будут поданы как исторический успех Путина и необходимое обновление российской государственности. Главный исход: постепенный переход крупных региональных активов в руки федеральных групп влияния, который может происходить как мирным путём - вынужденной продажей собственниками своих активов по заниженным ценам, так и путём их отъёма в духе дела братьев Магомедовых, Ашаруковых, Евтушенкова. На фоне ликвидации республик и громких процессов над политическими элитами бывших республик второй вариант будет проходить гораздо легче и под одобрение общественности. Во всяком случае, раскулачивание республик и ряда сильных регионов Российской Федерации, передел сфер влияния - это то, что позволит дать стране экономическую передышку на несколько лет и компенсирует часть убытков путинской элиты от западных санкций.

В новом административно-территориальном делении России будет заложен, прежде всего, экономический принцип и рассредоточение этнически однородного населения по разным регионам. Например, Казанская и Камская агломерация (Набережные Челны, Заинск, Нижнекамск, Елабуга), входящие ныне в состав Татарстана, могут быть разнесены по разным субъектам федерации. Сохранение федеративного устройства при одновременном укрупнении регионов будет подано как удачное решение и сохранение преемственности в государственном устройстве.

Преподавание родных языков постепенно будет сведено к факультативному формату или вовсе будет ликвидировано вместе с оставшимися национальными школами

В общественно-политическом плане - ликвидация республик приведет к активизации пропаганды российской единой нации с доминированием русского культурного кода, к их противопоставлению республиканскому прошлому, из которого будет лепиться стереотипный образ по типу "лихих 90-х". В этом случае сократится до абсолютного минимума количество национальных организаций, резко снизится поддержка национальных СМИ, театров, книгоиздательств и иной инфраструктуры, поддерживающей на сегодняшний день этничность и историческую память в республиках. Преподавание родных языков постепенно будет сведено к факультативному формату или вовсе будет ликвидировано вместе с оставшимися национальными школами.

Параллельно с общероссийским усилением цензуры, попытками тотального контроля над гражданским обществом любые национальные мероприятия будут проходить через сито согласований и утверждения их повестки. Поэтому публичные проявления нерусской этничности будут сводиться к фольклорному действу, либо будут пресекаться. В рамках возможного возвращения к распределению выпускников учебных учреждений по разным регионам этот инструмент непременно будет использован и для смены этнического состава территорий, как это было в советское время.

На территориях мусульманских республик помимо , может быть использован советский опыт закрытия мечетей "по просьбе трудящихся", снос построек из-за неточностей в документации, фактический запрет на возведение новых мечетей (как это происходит во многих регионах Российской Федерации), запреты на ношение хиджабов, слом халяльной индустрии. При этом уже был представлен пример того, на каких идеологических основаниях и за счёт каких ресурсов может продвигаться . В конечном счёте, нельзя сбрасывать со счетов частичное использование методов этнической зачистки территорий по китайскому сценарию.

Если вам кажется всё это нереальным, то спросите себя, ожидали ли вы 10 лет назад войну на Донбассе, крымские события, жёсткую конфронтацию с Западом и "игру Искандерами", войну в Сирии и российские ЧВК в Африке, попытки закрыть интернет, языковой конфликт в школах республик, повышение пенсионного возраста и четвертьвековой срок Путина у власти?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram . Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать

Прошло ровно четверть века со времени первых президентских выборов в Татарстане. И это событие хороший повод поговорить о структуре власти в республике.

Главный в табели о рангах - президент Рустам Минниханов. Вторым номинально лицом считается Государственный советник - экс-президент Минтимер Шаймиев. Далее следует спикер Государственного Совета Фарид Мухаметшин и замыкает этот список - премьер-министр Ильдар Халиков.

Получается своеобразный правящий квадрат. Самая устойчивая геометрическая фигура. Но есть одна существенная проблема, которую я хочу осветить.

Предположим, что через пять лет, по истечению второго срока президентских полномочий, Рустам Минниханов вынужден будет оставить свой пост. Хотя по нынешнему закону главы субъектов Федерации могут избираться три срока подряд.

Пофантазируем, что в 2018 году в России будет новый президент, который, как и Дмитрий Медведев ранее, начнёт формировать свою команду из губернаторского корпуса. С 2008 по 2012 годы Дмитрий Анатольевич поменял свыше 50% глав регионов. В том числе, таких мастодонтов, как Юрий Лужков, Муртаза Рахимов, Эдуард Россель, и тот же Минтимер Шаймиев. И делал это, невзирая на их заслуги и авторитет.

В 2020 году истекает текущий срок Рустама Минниханова. Скажем, новый президент России найдёт его не слишком лояльным (вспомнят фронду по поводу непереименования из президента в главу, позицию по Турции и новый договор между РФ и РТ о разграничении полномочий и предметов ведения, который необходимо будет пролонгировать в 2017 году) и решит поставить нового человека.

В этом случае Минниханову придется искать вакантное место. Конечно, ему будут предлагать какой-нибудь пост на федеральном уровне. Такие предложения уже исходили из Москвы: ему прочили и кресло министра сельского хозяйства, и вице-премьера по инновациям вместо опального Владислава Суркова. Но Минниханов технично отказывался. Он понимал, что такое «повышение в Москву» означает неминуемо понижение политического статуса. Хотя формально всё и выглядит обратным образом.

В своё время, напомню, Шаймиеву предлагали стать полпредом в Поволжском федеральном округе. Но Минтимер Шарипович отказался. Дескать, где родился там и пригодился. Да и опыт показывает, что ушедшие из Казани в Москву теряли свой вес и потихоньку сходили с политической сцены, не говоря уже о том, что теряли свои позиции в Татарстане. Ведь весь их капитал базируется на авторитете Татарстана и влиянии в татарском мире.

Теряешь базу поддержки здесь, читай, что остаешься без тыла и прикрытия. Пример Рафгата Алтынбаева, Искандера Галимова, Фарита Газизуллина тому яркий образчик. Могут сослаться на министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, который успешно работает на федеральном уровне. Но этот самый успех стал возможен как раз благодаря фактору Татарстана, и ещё один существенный момент - господин Никифоров не выказывает амбиций, чтобы стать президентом Татарстана, в отличии от вышеупомянутой троицы, имевших такие виды.

Так вот. В этом случае придётся искать плацдарм для Минниханова в республике, чтобы сохранить своё влияние здесь. Но вот ведь в чём проблема, быть премьером в 65 лет и исполнять по сути технические функции Рустам Нургалиевич вряд ли захочет. После того, как он ушёл с этого поста эта должность из объёмно-политической стала сугубо номинальной. Всё решает президент. При Шаймиеве премьерский пост значил куда больше за счёт того веса, который ему придали сначала Мухаммат Сабиров, а затем и сам Рустам Минниханов. Первый президент Татарстана в большей степени был федеральным политиком и всячески подчёркивал и подкреплял этот факт. Поэтому Минниханов всецело концентрировался на экономике и финансах. Став президентом, он решил замкнуть на себя и функции премьера, оставив Ильдару Халикову лишь техническое назначение. Тем самым был смещён баланс, ранее выстроенный Шаймиевым.

Вряд ли новый постминнихановский президент захочет быть эдаким президентом-Медведевым при премьере-Путине образца 2008–2012 гг., может возникнуть конфликт интересов и раскол в элите, чего татарстанский истеблишмент всячески избегает, понимая возможные негативные последствия для всех сторон конфликта и для Татарстана в целом.

Конечно, есть ещё должность спикера Госсовета, который бессменно 18 лет занимает Мухаметшин Фарид. Ему в следующем году исполнится 70 лет. И вряд ли он останется на новый срок. Минниханов может переместиться туда. Но для этого нужно избраться в парламент. А это технически сложно сделать в короткие сроки. Там есть необходимые процедурные нюансы. Досрочно избраться нельзя, насколько я понимаю, даже если один из депутатов и сложит свой мандат. Это потеря драгоценного времени к тому же. Время, когда неизбежные рассогласования и подвижки в элите, может изменить баланс сил не пользу уже бывшего президента.

Остаётся должность государственного советника. Но этот статус пожизненно закреплён за Минтимером Шаймиевым. Не могут же быть два государственных советника?! Это нонсенс.

Тут интересная деталь. В 2010 году закон о госсоветнике принимался татарстанским парламентом в спешном порядке, писали его буквально на коленках. Боялись не успеть. Специфика власти такова, что ни в коем случае нельзя спрыгивать даже на пять минут с властного обоза.

Вон, был всесильный мэр Москвы Юрий Лужков, который реально претендовал в 1999 году на президентский пост и до последнего считался одним из самых влиятельных политиков России, а после отставки его как звать забыли, политически он обнулился. Стал Юрий Михайлович простым пасечником в кепке, и даже большие деньги его самого и супруги Елены Батуриной этот статус не изменили. Ну, не простой пасечник, а богатый, но при этом лишённый харизмы власти и её магнетизма. В другой ситуации, не при вертикали, он, бесспорно, остался бы значимым и большим политиком, с огромным бэкграундом, авторитетом и влиянием на общественно-политическую жизнь страны.

Полновластный хозяин Башкортостана Муртаза Рахимов после скандальной отставки в 2010 году, когда он пошёл в открытое противостояние с федеральным центром, перестал быть серьёзным фактором башкирской политики. И даже почётной синекуры ему не дали.

Российская традиция, при которой человек, лишённый властного эксклюзива, в момент становится «политическим аутсайдером», слишком хороша известна всем. Тем более нашим действующим политикам, знающим волчьи законы «мадридского двора».

Правда, есть один выход. Можно внести поправки в Конституцию РТ, с этим проблем не возникнет точно, и учредить новый институт - вице-президентства, вернее, реанимировать его. Сделать его выборным, скажем как в США, где президент и вице избираются тандемом, а можно и отдельно выбирать - через парламент.

Тогда властная конструкция в Татарстане станет пятиконечной звездой. Или пентаклем, кому как нравится.

Вот всем известный Пифагор утверждал, что такая звезда представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение (φ ≈ 1,618). Ну это так, для любителей символизмов и сакральных знаков. А всерьёз подумать на этот счёт, думаю, стоит.