Профессия руководитель: особенности обучения управленцев. Профессия начальник поезда: описание, должностные обязанности и функции Недостатки профессии директора

Профессия руководитель


Любые учреждения, компании, организации нуждается в руководителях, то есть, в людях, которые будут управлять производственным процессом, организовывать работу персонала, принимать решения и брать на себя ответственность. Лидеры, организаторы, начальники, руководители, директора - как только не называют людей, осуществляющих функции управления. В последние несколько лет набирает популярность термин «менеджер», который имеет свои градации, характеризующие уровень управленческой ответственности и ранги: менеджер низшего, среднего звена, топ-менеджер.

Эволюция такого понятия, как «руководитель» уходит корнями в настолько далёкое прошлое, что ни один историк или археолог не смогут сказать, когда впервые появились руководители. По-видимому, они были всегда, начиная с первобытнообщинных времён. Человечество смогло выжить, развиться и преуспеть, во многом, благодаря руководителям, лидерам, вождям, вокруг которых сплотилось и противостояло всем ударам судьбы и природы. И, хоть мы все сегодня - умные, сильные, образованные, а без руководителей по-прежнему не можем жить и работать.…

Современное производство - это настолько сложный и высокотехнологичный процесс, что без общей координации всех составляющих элементов и секторов, любое предприятие просто станет. Таким координатором становится руководитель. Он осуществляет такие функции: планирование, организация, контроль, мотивация сотрудников. Все стадии производства зависят от него, от его организаторских качеств и профессионализма.

Успешная деятельность руководителя во многом определяется его личностными качествами. Так, ярко выраженные лидерские и организаторские способности являются неотъемлемыми в профессии руководителя. А вот такие параметры, как возраст, пол, сегодня большой роли не играют. Молодые управленцы руководят различными компаниями ничуть не хуже опытных, зрелых руководителей. Скорее, наоборот, молодость, активность, умение рисковать помогают молодому начальнику добиться успеха там, где более опытные и осторожные потерпят поражение. К тому же, молодые руководители охотнее идут навстречу прогрессу и пользуются его новинками, что делает работу компании ещё производительнее. А уж женщины - руководители в последние десятилетия доказали, что управлять, не только маленькими фирмами, но и крупными компаниями, им по силам.
Очень важное качество руководителя - образование, которое должно быть, непременно, высшим. Но что ещё главнее, образование не должно заканчиваться, то есть процесс самообразования должен продолжаться постоянно. Чтобы быть успешным руководителем, нужно интересоваться новинками психологии, менеджмента, научно- техническими новшествами и уметь применять их на деле.

Быть руководителями мечтают многие люди. Власть, достаток, уважение и привилегии манят многих. Однако, не каждый человек может быть лидером. Быть управленцем - значит, брать на себя очень большую ответственность за жизнь и здоровье людей, за процесс производства, за прибыль, за зарплату, за все абсолютно. Эта профессия связана с частыми стрессами, волнениями. Ненормируемый рабочий день и работа в выходные и праздники - явление частое.

Образование руководителя - высшее, по специальностям «менеджмент», «экономика». В принципе, любой человек, имеющий высшее образование, может работать руководителем. Но, что бы стать руководителем высшего ранга, человек должен получить, помимо базового, второе экономическое образование.


Руководитель

У любого учреждения, предприятия или организации должен быть руководитель, то есть человек, который управляет процессом производства, организует работу коллектива сотрудников, принимает решения и берет на себя ответственность. Таких людей, которые осуществляют управленческие функции, называют по-разному: директором, руководителем, лидером, организатором, начальником и др. В последнее время становится популярным наименование «менеджер», имеющее разные уровни: низшего или среднего звена, топ-менеджер.

История появления профессии РуководительКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Когда впервые появился руководитель, не сможет сказать ни один археолог или историк. Скорее всего, корни этой профессии в первобытнообщинном строе. Ведь вождь племени - это тот же руководитель. В любом веке люди сплачивались вокруг лидеров, сильных личностей, и это помогало им выжить, преуспеть. И сегодня человечество не может ни жить, ни работать без руководителей.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

В современном обществе производство стало настолько сложным процессом, что общая координация всех элементов стала настоятельной необходимостью. Выполняется эта координация руководителем. Им осуществляются функции контроля, планирования, мотивации сотрудников, организации. От профессионализма руководителя зависят все этапы производства.

Особенности профессии РуководительУникальность и перспективность профессии

Чтобы деятельность руководителя была успешной, он обязан обладать некоторыми качествами. Прежде всего, это организаторские способности. Менее важны сегодня возраст и пол руководителей. Так, молодые управленцы справляются со своими обязанностями не хуже зрелых и опытных начальников. Молодым помогает активность, умение и желание рисковать, стремление к новым методам работы, прогрессу, внедрению новинок. Все это делает их работу более производительной. Женщины тоже доказали способность управлять не только маленькой фирмой, но и большой компанией. Одним из наиболее важных факторов для руководителя является образование: оно должно быть высшим и продолжаться всегда, в течение всей жизни.

"Подводные камни" профессии РуководительВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Многие люди хотят быть руководителями. Это предполагает почет, уважение, достаток, привилегии. Но стать настоящим лидером сможет далеко не каждый. Это большая ответственность: за здоровье и жизнь людей, за эффективную работу производства, за получение прибылей, выплату зарплаты - за все, что происходит на предприятии. Стрессы, волнения, ненормированный рабочий день без выходных и отпусков - достаточно частое явление.

Где и как получить профессию РуководительГде обучают профессии?

Чтобы стать руководителем, нужно получить высшее образование, желательно по специальностям «Экономика» и «Менеджмент». Любой сотрудник предприятия, имеющий диплом о высшем образовании и обладающий нужными качествами может со временем стать руководителем.

Начальник отдела кадров — руководитель, на котором лежит ответственность за комплектование предприятия сотрудниками. Его задача заключается в обеспечении компании рабочими и служащими необходимых специальностей и профессий. Должность начальника отдела кадров предусматривает карьерный рост по административной линии до генерального директора организации.

Места работы

Профессия начальника отдела кадров востребована практически на каждом крупном предприятии. В небольших компаниях наймом занимаются сами директора.

История профессии

Начальники отдела кадров в нашей стране появились в советские времена, правда, их обязанности были менее обширными, нежели сегодня. Сейчас такие управленцы могут руководить не только поиском персонала, но и его адаптацией, обучением, повышением квалификации и многими другими задачами.

Обязанности начальника отдела кадров

В должностные обязанности начальника отдела кадров входит:

  • разработка кадровой политики компании;
  • прием, увольнение и перевод сотрудников;
  • разработка должностных инструкций;
  • проведение аттестации персонала;
  • подготовка документов пенсионного страхования и социального обеспечения для сотрудников;
  • анализ и оценка кадровой работы;
  • ведение табельного учета;
  • контроль над выполнением графиков отпусков и трудовой дисциплины.

Иногда функции начальника отдела кадров включают в себя построение системы мотивации сотрудников и организацию мер по повышению лояльности персонала.

Требования к начальнику отдела кадров

Требования к начальнику отдела кадров выглядят примерно так:

  • высшее образование;
  • опыт работы в кадровой сфере;
  • опыт руководства (хорошие управленческие навыки);
  • знание специфики работы предприятия;
  • знание трудового законодательства и нормативных документов;
  • знание порядка ведения отчетности.

Образец резюме начальника отдела кадров

Как стать начальником отдела кадров

Занять должность начальника отдела кадров может обладатель высшего юридического, экономического, педагогического или психологического образования. Многие ВУЗы обучают студентов по специальности «специалист по управлению персоналом».

Зарплата начальника отдела кадров

Заработная плата начальника отдела кадров может меняться от 30 до 80 тысяч рублей. Доход сильно зависит от региона и величины компании. Средняя зарплата начальника отдела кадров находится на уровне 50-ти тысяч рублей в месяц.

Меня часто спрашивают, почему один из тренингов нашей компании называется «Профессия руководитель» и почему я считаю руководителя отдельной профессией в современном бизнес мире. Давайте обратимся к понятиям. Что такое «профессия»?

Профессия (англ. Profession) - устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков, и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.

То есть профессия определяется: знаниями, навыками, опытом и функциями.

Если взять руководителя любого уровня и проанализировать его деятельность на наличие соответствующих критериев, которые определяют профессию, можем отметить, что:

  • руководитель имеет определенный функционал, отличный от других специалистов (он должен планировать, распределять задачи, координировать работу подчиненных, контролировать выполнение, обучать, мотивировать, давать обратную связь и т. п.)
  • руководитель обязан обладать определенными знаниями (общими знаниями менеджмента, психологии трудового поведения человека, деловых норм поведения, теории лидерства и пр.)
  • руководителю необходимо владеть специальными навыками (определения целей, каскадирование целей в задачи, постановки задач, оценки исполнения, обучения взрослых людей и пр.)
  • и кроме всего прочего, руководитель должен обладать управленческим опытом или стремлением получить его.

То есть, если маркетолога назначили директором по маркетингу или руководителем отдела маркетинга, с этого момента он является обладателем двух профессий: маркетолог и руководитель.

И, как любой другой профессии, быть руководителем необходимо учится.

Профессии руководитель не обучают в ВУЗах, при этом именно эта профессия обеспечивает прибыльность и управляемость бизнеса!

Знаете, здесь хочется привести некую метафору. Очень странной была бы ситуация, если бы мы остановили в больнице лучшего санитара и сказали: «С этой минуты - вы Врач! Идите, практикуйтесь, набирайтесь опыта, пробуйте…»

Так почему же так часто в компаниях назначают на позицию руководителя лучшего продавца (оператора колл-центра, маркетолога, клиент-менеджера, бухгалтера…) и не обеспечивают молодому руководителю возможности получить комплексное обучение по профессии Руководитель? Почему во многих компаниях работают руководители, стаж управления которых 3-5-7 лет, но которые не имеют базовых понятий менеджмента и управляют исключительно с помощью интуиции или подражая вышестоящим управленцам?

Очень интересное наблюдение. В европейском менеджменте, в Японии и США, когда человек готов стать руководителем, его активно обучает компания, сотрудник проходит базовые профессиональные программы, а когда он становится руководителем, сам сотрудник продолжает с удвоенными усилиями развиваться как управленец, совершенствуясь в профессии Руководитель, зачастую вкладывая свои средства в обучение и развитие, посещает клубы и тематические мероприятия.

В нашей стране действует немного другой сценарий развития событий. Сотрудник, решивший стать руководителем, начинает активно развиваться по своей специальности, совершенствуясь как эксперт, стремясь стать лучшим специалистом, чтобы его заметили и сделали руководителем. И вот настает долгожданный момент повышения, специалист становится руководителем - и куда-то пропадает жажда знаний и тяга к обучению. Освоение профессии переходит в режим проб и ошибок, личного опыта, подражания вышестоящему боссу.

И получается как в стихотворении Самуила Маршака, что руководитель, важнейший компонент бизнеса, который влияет на прибыльность, имидж, стратегию, пропадает:

Не было гвоздя - подкова пропала.
Не было подковы - лошадь захромала.
Лошадь захромала - командир убит.
Конница разбита - армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице не было гвоздя

Мы за то, чтобы прежде чем стать функционально руководителем, люди качественно изучали теорию и практику менеджмента, четко понимали свой план развития в профессии руководитель, имели возможность пройти «стажировку» в профессии руководитель в формате наставничества или замещения.

Мы за то, чтобы действующие руководители постоянно углубляли свои знания и оттачивали навыки управления, своевременно отслеживали тенденции современного менеджмента и рынка труда, гибко и быстро реагировали на изменения.

Именно поэтому мы первые на тренинговом рынке Украины выбрали своей специализацией комплексное обучение и развитие руководителей, и по-прежнему остаемся компанией с узко специализированной направленностью.

Именно через работу с руководителем проще и быстрее всего повысить прибыльность компании, и нам радостно видеть, как с каждым днем отечественные компании вкладывают все больше и больше времени, финансов и усилий в обучение управленцев. Пока немного отстают от крупных компаний представители малого и среднего бизнеса, но мы верим, что это всего лишь вопрос времени.

В моей более чем восьмилетней практике обучения были совершенно разные участники - и по возрасту, и по статусу, и по профессиональной принадлежности. Обучать руководителей - это очень особенный процесс, требующий колоссальных усилий, высочайшего качества и результативности.

Если говорить об особенностях обучения управленцев, можно выделить такие составляющие:

  • высокий уровень ответственности и осознанности;
  • требовательность к практичности и полезности для работы и бизнеса;
  • проблемный подход к обучению;
  • ограниченность временных ресурсов;
  • обучение через постоянную интерактивность и вовлеченность;
  • потребность в командной работе и проектных задачах;
  • высокие требования к тренеру, к его профессионализму, практическому опыту и авторитету.

В первую очередь надо помнить, что руководитель - это человек с высоким уровнем ответственности и осознанности , по крайней мере, наши участники именно такие. А значит - он каждый раз оценивает обучение на предмет полезности для бизнеса, для своей ежедневной работы, и любое обучение руководителя должно состоять только из полезных и применимых инструментов. Никакой «воды»!

Именно поэтому мы строим свои тренинговые блоки и индивидуальные уроки в соответствии с запросом наших участников, даже если речь идет об открытых программах. Бывали случаи, когда приходилось практически полностью «перекраивать» тренинг уже во время проведения, чтобы участники получили максимум пользы от обучения.

Очень важно понимать, что чаще всего обучение выбирается исходя из управленческой проблемы или задачи , и следовательно, руководитель, который обучается, надеется и планирует решить эту задачу уже во время обучения или после пройденного обучения.

Чтобы реализовать эту цель обучения управленца, мы тщательно диагностируем вместе с нашими клиентами те проблемы и задачи, которые встречаются в их работе, создаем аудиторные и онлайн продукты для решения этих задач.

Например, в последнее время важнейшей задачей управленцев стало создание и поддержание качественной и продуктивной корпоративной культуры, развитие бренда работодателя, управление деловой репутацией. Именно под этот запрос у нас разработан ряд программ, которые ведет Оксана Немерюк: бесплатный вебинар «Корпоративная культура в компании»; двухдневный тренинг «Коммуникация в работе руководителя как инструмент развития корпоративной культуры»; однодневный практикум «Сложная коммуникация в управлении: обратная связь и интервью при увольнении» и т. д.

Особенностью нашего обучения есть использование кейсов самих участников. Уже во время обучения руководитель решает ряд своих управленческих задач. Кстати, очень приятно одна из фраз, которая чаще всего звучит в отзывах участников: «во время тренинга я решил…»

Еще одной экстра важной особенностью обучения управленца есть ограниченность временных ресурсов. Многие руководители работают очень интенсивно, часто по 12–18 часов в сутки, берут работу домой, часто задействуют свои выходные под решение рабочих задач. По статистике 74% руководителей регулярно задерживаются на работе, 85% руководителей используют свое свободное время для обдумывания и решения рабочих вопросов.

Наша цель - снабдить руководителя такими управленческими инструментами, чтобы он мог работать не более 8 часов в сутки, уделял качественно время семье, отдыху, здоровью и развитию. Даже время на обучение мы оптимизируем любым доступным образом. Для этого мы часть программ делаем в формате онлайн курсов, вебинаров, модульного обучения. Чтобы управленец мог пройти их в удобное для него время.

Например, вся теоретическая часть практикума «Мотивационный менеджмент: инструменты мотивации в работе руководителя» сделана в формате видео-урока по теории мотивации, а тренинг «Технологии креативности в управлении» продолжается для участника еще несколько недель в тренировочном онлайн-режиме через портал.

Для руководителей, у которых есть необходимость изучать торию менеджмента, но нет возможности делать это в аудиторном формате, мы приготовили бесплатный онлайн курс из 12 уроков «Личная эффективность руководителя».

И, конечно же, руководитель просто обязан постоянно тренироваться в командном взаимодействии. Выполнение проектных задач, работа в малых группах, командные задания имеют громадный вес как в тренинговом режиме, так и в режиме поддержки. С февраля у нас начал работать Клуб успешных руководителей страны «КУРС», где встречаются единомышленники, можно сказать, управленческая элита страны. А с марта стартует Кейс-клуб для управленцев - место, где каждый руководитель может попрактиковаться в решении сложных кейсов или вынести на рассмотрение свой.

Если говорить глобально, то основной задачей в работе нашей компании – это поднять уровень качества управленцев нашей страны, тем самым активно влиять на экономическое состояние Украины. Ведь профессиональный руководитель - это основа бизнеса, а стабильный и процветающий бизнес - залог благополучия страны.

Скажу больше, если первый трудовой опыт человек получил под управлением грамотного руководителя, то желание работать и любовь к труду останется у него на всю жизнь. В противном же случае, если первым руководителем станет самодур, неуч, без призвания быть руководителем, человек разочаруется в работе, сформирует стойкую установку «работа - это бремя, лишь бы пережить с понедельника до пятницы…», останется «трутнем», который старается всячески избежать работы и ответственности.

Я и моя команда - люди счастливые, первый трудовой опыт получили с руководителями-профессионалами. Мы любим трудиться, делаем свою работу с удовольствием, на высочайшем уровне, вкладывая душу в свое дело. Чего и желаем нашим участникам и их подчиненным!

Профессия начальника поезда очень интересна и ответственна, конечно. Есть в ней один существенный плюс - она стабильна как никогда. Даже в самые переломные периоды жизни государства, тяжелые экономические или политические кризисы в условиях закрытия или банкротства многих крупных объектов промышленности, железная дорога будет функционировать всегда. Перевозка грузов и пассажиров - это процесс, который может быть нарушен только в условиях войны. Но не будем о страшном. Давайте рассмотрим профессию начальник поезда в мирное время.

О категории руководителя

Эта профессия напоминает капитана, вот только впереди не бесконечные морские просторы и а тянущиеся практически от самого горизонта рельсы. Начальник выполняет свой в тесном купе. У него нет просторного кабинета.

Начальники поездов в России работают на "РЖД". Это такая всем известная аббревиатура. Расшифровывается она как Российские железные дороги. Сами же работники раскрывают ее по-своему, с долей профессионального юмора: "Редко живем дома". И это правда. Рейсы по продолжительности могут занимать от одних суток до нескольких недель. Вся профессиональная жизнь работника железной дороги проходит в дороге, да и не только профессиональная, а просто жизнь. Выбирают, как правило, такую профессию те люди, которым комфортно от частых переездов, смен часовых полисов и т. п. Можно сказать, что работники железной дороги - это настоящие искатели приключений. Но это лирика...

Чем занимается начальник поезда "РЖД"?

Как уже говорилось, данная профессия относится к категории руководителей, поэтому в его ведомстве находится все, что касается передвижения поезда и комфортабельного проезда в нем. В его неукоснительном подчинении находятся все проводники, а также персонал поезда, который отвечает за восстановление любых технических неполадок, начальник поезда отвечает за прибытие или отправление поезда (без опозданий), комфорт и безопасность, разбирает конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в дороге.

Образовательный ценз

На должность начальника поезда, осуществляющего перевоз пассажиров, вправе претендовать лицо, имеющее высшее образование по профессии и период работы в организации, обслуживающей пассажирские перевозки, от одного года или среднее образование по профессии и продолжительность работы соответственно от двух лет. На эту должность назначаются, а также освобождаются от нее только руководителем того предприятия, которое осуществляет перевозки. Существует специальный документ, в котором изложен перечень того, что должен знать работник, занимающий должность, свои обязанности, права и ответственность. Этот документ называется должностная инструкция начальника поезда.

Должностные обязанности

Должностные обязанности начальника поезда достаточно обширны, поскольку он контролирует все, что происходит с поездом (как внешние, так и внутренние факторы). Вот основные из них:

  • проводит технический контроль исправности функционирования вагонов в поезде;
  • выстраивает процесс работы приема вагонов в хорошем состоянии;
  • контролирует результаты ремонтных работ вагонов, соизмеряя их с установленными стандартами качества, исправность системы отопления, своевременное снабжение вагонов поезда водой, а также топливом, оснащение поезда средствами, обеспечивающими пожарную безопасность, медицинскую помощь;
  • создание условий для комфортного размещения пассажиров: наличие белья для сна, чая, некоторых продуктов для осуществления торговой деятельности, печатных изданий из области периодики и т. д.;
  • контролировать деятельность бригады поезда, отслеживать деятельность каждого с целью пресечения случаев нарушения трудовой дисциплины;
  • проведение инструктажа сотрудников и пассажиров о технике безопасности в поезде;
  • довести до бригады идею важности достижения высокого уровня обслуживания пассажиров;
  • не допускать сбоев в работе радио пункта пассажирского поезда;
  • своевременно подавать информацию станциям о количестве свободных и освобождающихся мест в пассажирском поезде на пути следования;
  • следить за тем, чтобы поезд двигался в соответствии с расписанием;
  • инспектирует размещения багажа в вагонах, а также тех лиц, которые используют проездной билет;
  • следить за удобным размещением в вагоне лиц определенной категории (инвалиды, страдающие тяжелыми заболеваниями, старики, женщины с маленькими детьми);
  • пресекать нарушения порядка и правил поведения на пути следования;
  • оказывать помощь пострадавшим в случае аварии;
  • проводить операции по составлению документов при пересечении границы пассажирским поездом;
  • осуществлять контроль деятельности пассажиров при пересечении границы, а также в пограничном районе;
  • сдавать вагоны для проведения ремонтных работ;
  • стремится к внедрению инновационных методов в работу по обслуживанию пассажиров.

Права должностного лица

Работа начальника поезда включает не только обязанности, руководитель имеет целый ряд прав. В частности, он имеет право:

  • активно представлять свои предложения своему руководству по усовершенствованию процесса обслуживания пассажиров на пути следования;
  • быть информированным, то есть получать от руководства информацию по вопросам своей деятельности;
  • вести документацию в рамках своей должности;
  • оказывать содействие в деятельности вышестоящему руководству.

Ответственность должностного лица

Должностная инструкция предполагает как права и обязанности в данной должности, так ответственность лица перед руководством. Как известно, прав и обязанностей не бывает без ответственности. Вот некоторые их них:

  • предполагается наказание за несоблюдение правил в исполнении возложенных на него должностных обязанностей, которые предусмотрены должностной инструкцией начальника поезда;
  • за нарушение прав в процессе своей непосредственной профессиональной деятельности;
  • предусмотрено наказание за нанесение ущерба.

А какие виды поездов бывают?

В своем арсенале имеют широкий спектр скоростной, скорый, пассажирский, электричка, туристический, восстановительный, пожарный и так далее. К примеру, не всем понятно назначение Его предназначение состоит в том, чтобы ликвидировать последствия аварий, которые произошли на железнодорожных путях: столкновение локомотивов, сход с рельсов. Руководителем на данном виде транспорта является начальник восстановительного поезда.

Такие поезда всегда оснащены подъемным краном, другими приспособлениями для поднятия крупногабаритных и достаточно тяжелых грузов, тягачами, бульдозерами, оборудованием для проведения сварки и даже имеют собственные электростанции (для восстановления снабжения электроэнергией). Поезд даже может участвовать в тушении пожара, но для данной цели созданы специальные поезда. Их так и называют - пожарные.

В область профессиональной деятельности начальника пожарного поезда входит: проведение разведывательных операций в области пожара, мониторинга выброса допустимого количества токсичных веществ при пожаре, осуществление непосредственно самих мероприятий по пожаротушению, оказание необходимой медицинской помощи пострадавшим и так далее.

В итоге

Начальником какого бы вида грузового, товарного, скорого пожарного и т. д.) должностное лицо бы не было, необходимо помнить об ответственности не только перед собой, но и перед огромным количеством людей. Требования к должности начальника поезда очень велики, руководство по отбору должности проводит целый конкурс. И всегда надо оставаться человеком, каким бы начальником он не был!