Приостановление операций по счету не распространяется. Приостановление операций по счетам в банке как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Блокировка за нарушение правил электронного документооборота

Приостановление операций по счетам налогоплательщика - это прекращение банком всех расходных операций по счетам организации или ИП (п. 1 ст. 76 НК РФ). Банк перестает проводить операции на основании решения, полученного от налогового органа. При этом налоговая должна передать сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщику, направив ему копию решения не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения (п. 6 ст. 6.1 , п. 4 ст. 76 НК РФ). Кстати, с тем же успехом ИФНС может выдать «распоряжение» на блокировку счета налогового агента, плательщика взносов или плательщика сбора (п. 11 ст. 76 НК РФ).

Основанием для вынесения решения о приостановлении операций по счетам может быть:

  • непредставление налогоплательщиком декларации, срок подачи которой был пропущен, в течение 10 рабочих дней после срока (п. 6 ст. 6.1 , пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). За непредставление расчета по авансовому платежу, а также расчета по страховым взносам счет не заблокируют (Письма ФНС от 11.12.2014 N ЕД-4-15/25663 , Минфина от 12.01.2017 N 03-02-07/1/556);
  • непредставление налоговым агентом своевременно не поданного расчета 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней после срока (п. 3.2 ст. 76 НК РФ , п. 2 Письма ФНС от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515);
  • неисполнение в срок требования об уплате налога, взноса, пени, штрафа (п. 1 ст. 69 , п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • наложение налоговиками запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества по итогам налоговой проверки. В этом случае ИФНС может приостановить операции по счету в качестве обеспечительной меры, если общая стоимость имущества по данным бухучета меньше суммы недоимки, пени и штрафов, подлежащей уплате налогоплательщиком (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ);
  • непредставление организацией, обязанной сдавать налоговые декларации и расчеты в электронном виде, налоговому органу в срок квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган (п. 5.1 ст. 23 , пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • необеспечение условий для получения документов в электронной форме по ТКС из ИФНС налогоплательщиком, у которого появилась обязанность представлять налоговую отчетность в электронном виде (п. 5.1 ст. 23 , пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ , Письмо ФНС от 29.06.2016 N ЕД-4-15/11597@). При таких обстоятельствах организация должна, к примеру, заключить договор с оператором электронного документооборота и приобрести квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. А если она этого не сделает, налоговики будут вправе заморозить ей счет.

Проведение платежей не смотря на приостановления по счетам налогоплательщика

Наличие приостановлений по счетам налогоплательщика не означает, что по ним нельзя провести вообще ни одной операции.

Во-первых, если на счете денег было больше, чем заблокированная сумма, то свободным остатком средств организация или ИП может спокойно распоряжаться по своему усмотрению (п. 2 ст. 76 НК РФ). Однако при приостановлении операций за непредставление декларации блокируется вся сумма денег на счете (Письмо Минфина от 15.04.2010 N 03-02-07/1-167).

Во-вторых, даже при полной заморозке счета налогоплательщик может уплачивать с него налоги, сборы, взносы, пени и штрафы, зачисляемые в бюджетную систему РФ, а также делать платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 76 НК РФ , п. 2 ст. 855 ГК РФ). К ним относятся платежи:

  • по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов (1-я очередь);
  • по исполнительным документам о выплате выходных пособий и зарплаты работавшим по трудовым договорам, а также вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (2-я очередь);
  • по перечислению зарплаты работникам. А также платежи по поручениям ИФНС на перечисление в бюджет задолженности по налогам, сборам и взносам (3-я очередь);
  • по исполнительным документам в отношении других денежных требований (4-я очередь).

30.01.2018

Среди вопросов, с которыми клиенты обращаются в юридические консультации, особое место занимают жалобы на приостановление налоговыми инспекциями операций по банковским счетам. С приходом и углублением кризиса количество подобных случаев только увеличилось. Наша новая статья расскажет читателям о том, как и почему фискальные органы могут «заблокировать» счёт и каким образом плательщику налогов избежать подобной ситуации.

Порядок прекращения транзакций и движения средств по счетам регламентируется ст.76 НК РФ. Решение о приостановке (или в просторечии «блокировке») счета принимается территориальной инспекцией, а точнее её руководителями.

Многие граждане считают, что приостановление приводит к полной «заморозке» счёта и прекращению всех и всяческих операций по нему, но это далеко не так. Во-первых, транзакции не проходят только в границах обязательного платежа, указанного в Решении. Далее, не приостанавливаются расчёты по исполнительным листам и судебным приказам в счет компенсации вреда жизни, здоровью, алиментарным обязательствам, по выплатам, увольняющимся работниками, владельцам интеллектуальной собственности и зарплате. Ну и наконец, не могут быть «заблокированы» перечисления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Закон знает только три причины для приостановления операций по счетам. Рассмотрим их более подробно.

Прекращение операций, как способ для обеспечения уплаты налогов

Обычно ИФНС «блокирует» счета для того, чтобы обеспечить взыскание доначисленного налога. Причем, чаще всего, речь идет о задолженности в несколько миллионов и выше. Доначислив платежи, инспекция тут же приостанавливает операции по счету компании, направив для этого Решение в банк. Снять ограничения можно двумя способами: заплатить налоги или отменить решение в вышестоящем органе или суде.

При этом многие субъекты хозяйственной деятельности почему-то уверены, что если они добьются в арбитраже снижения штрафов и налогов, то ИФНС обязана отменить решение о приостановлении операций. Это не далеко так. Закон не увязывает отмену приостановления с вынесенным судебным актом, снизившим размер задолженности по налогам.

Например, компания добилась уменьшения доначисленных налогов в судебном порядке. Однако фискальные органы тут же обжаловали решение суда в апелляции и одновременно (!) заблокировали расчетные счета налогоплательщика. Апелляционная инстанция оставила судебный акт в силе и только кассация отменила его, признав правоту налоговой инспекции. Все это время счет был заблокирован. (АС Удмуртской Республики дело №А71-17342/2016). И лишь получив постановление кассационной инстанции ИФНС сняла все ограничения.

Таким образом, приостановление операций не зависит от того факта, снизил арбитраж размер взыскания или оставил в силе решение ИФНС. В этом случае обращение в суд имеет смысл только тогда, когда он в принципе признает действия ИФНС незаконными и разблокирует счета.

Непредставление деклараций, как основание для приостановки операций

Это очень распространенное нарушение. Кодекс однозначно позволяет фискальным органам «блокировать» счета, когда субъект хозяйственной деятельности не подает декларацию в установленные законом сроки. Суды же, как правило, поддерживают «налоговиков» в этом вопросе (АС Кемеровской области Дело №А27-23305/2016).

В тоже время, зачастую, налоговые органы приостанавливают операции по счетам в результате откровенно слабого взаимодействия между территориальными ИФНС. Слишком часто в государственной налоговой системе меняются и обновляются различные базы и происходят сбои в программе. В результате это приводит к тому, что налогоплательщики - физлица получают по два (а то и три ИНН), а ИП с удивлением узнают о «налоговых нарушениях», которые они никогда не совершали. Как правило, это связано с предпринимателями, сменившими место жительства.

Человек подает декларацию по адресу своего проживания, а налоговый орган по месту его бывшей регистрации, не дождавшись отчетности приостанавливает операции по счету (АС Московской области Дело №А41-34968/15). Здесь имеется абсолютная вина инспекции и арбитраж всегда признаёт подобные решения незаконными.

Нарушение порядка электронного документооборота

Это нарушение также довольно часто встречается в последнее время. Государство активно переводит взаимодействие между налогоплательщиками и госорганами в сферу цифровых технологий. Так, с 2015 года все субъекты хозяйственной деятельности, сдающие отчетность в электронной форме, обязаны подтверждать получение уведомлений и требований из ИФНС, направлением ей квитанций. Эта квитанция также направляется в электронной форме через оператора электронного документооборота. Закон устанавливает и срок для ее отправки: 6 дней с момента получения уведомления/требования из фискального органа. Вроде ничего сложного. Однако направляют их живые люди, а не роботы. А людям свойственно ошибаться и забывать. Поэтому, зафиксировав неполучение квитанции, инспекция имеет право заблокировать операции по счету. Чаще всего до этого не доходит. Специалист ИФНС просто дозванивается до налогоплательщика и тот, спохватившись, отправляет подтверждение. Если же этого не происходит, то налоговая служба приостанавливает операции. И когда подобное дело доходит до суда, то арбитраж всегда встаёт на сторону фискального органа (АС Свердловской области. Дело №А60-10890/2017).

Состав правонарушения в этом случае имеет формальный характер и не требует дополнительных доказательств.

Обеспечительные меры по результатам выездной проверки

Собственно говоря, это даже не повод для «блокировки» счета, а скорее результат своеобразного анализа ИФНС по итогам выезда в офис компании. «Налоговики» приезжают по месту нахождения фирмы, проверяют документы и приходят к однозначному для них выводу, что юрлицо «создает условия для банкротства», а также делает невозможным взыскание пени, штрафов и обязательных платежей.

Поэтому они в первую очередь запрещают отчуждение, а также передачу в залог имущества собственника, ну и дополнительно «блокируют» счета компании. В этом случае приостановление операций идёт, как говорится, «в нагрузку» к основному запрету, когда стоимости имущества явно не хватает для погашения недоимки.

Однако на практике фискальным органам очень сложно сформулировать и предъявить суду или налогоплательщику конкретные основания для применения вышеуказанных мер. Если организация имеет большие обороты, активы, а также реальную собственность, то действия ИФНС зачастую выглядят неправомерными. Поэтому количество подобных дел в последние два-три года резко уменьшилось, а суды, как правило, становятся на сторону налогоплательщиков (АС Кемеровской области Дело №А27-23458/2015).

Приостановление транзакций по счету и нарушения со стороны кредитных организаций

Банки являются непосредственными участниками процесса «блокировки» счетов. Ведь все расчетные счета находятся в кредитных организациях, которые осуществляют их обслуживание. Фискальные органы направляют решения о приостановлении операций в банки, а последние, в свою очередь, обязаны его исполнить. Более того, закон (ст.132 НК РФ) грозит финансистам санкциями, если они откроют новый счет налогоплательщику, когда по его уже действующим счетам приостановлены все операции. Кредитная организация может проверить факт «блокировки» по системе «БАНКИНФОРМ», где содержатся все нужные сведения. За нарушение данных требований налоговая инспекция не задумываясь штрафует банки, а суды, как правило, оставляют в силе решение ИФНС (АС Ульяновской области Дело №А72-1801/2017).

Впрочем, в последние годы количество подобных нарушений резко возросло. По-видимому, в борьбе за клиента, сотрудники кредитных организаций «закрывают глаза» на подобные «мелочи», да и санкция статьи, скажем честно, слишком мала для богатого финансового учреждения.

Как «разблокировать» счета?

Здесь, на самом деле, не так много вариантов. Первый из них - заплатить все налоги, пени и штрафы, направить в ИФНС декларации или электронную квитанцию. Иными словами, убрать причину, послужившую основанием для приостановления операций по счетам.

Второй вариант связан с обжалованием решения фискальных органов в суде. Если субъект хозяйственной деятельности уверен в своей правоте, то вполне возможно он сможет доказать ее в вышестоящем налоговом органе или в арбитраже и отменить решение территориальной ИФНС.

Краткие выводы

Итак, приостановление операций по счету - это обычная мера для обеспечения надлежащего поведения со стороны налогоплательщика. Ее главная функция - побудить юрлицо или предпринимателя выполнить определенные действия: заплатить налоги, сдать декларации или направить электронную квитанцию. И нельзя сказать, что территориальные органы применяют ее сплошь и рядом. Как правило, ИФНС приостанавливает движение по счетам, когда размер задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей исчисляется миллионами рублей, либо организация долгое время не направляет деклараций или не отвечает на запросы.

Тем не менее, даже кратковременная «блокировка» счета может привести к фатальным последствиям для компании. Поэтому при возникновении подобных ситуаций мы советуем незамедлительно обращаться за помощью к профессиональным юристам, которые помогут разрешить эту проблему.

Рассмотрим особенности процедуры приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств, учитывая сложившуюся правоприменительную практику.

Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет статья 76 Налогового кодекса. Однако, пользуясь исключительно текстом указанной статьи, весьма сложно дать ответ на целый ряд вопросов, связанных с процедурой «блокировки счета» и ее отменой. Поэтому многие из них уже стали причиной судебных разбирательств. Мы обратим внимание на некоторые из принятых в результате таких разбирательств решений.

Основания для приостановления операций по счетам

Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:
  • не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • налоговая декларация не представлена в течение 10 рабочих дней после наступления срока, установленного для ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки об уплате налогов, пеней, штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Использование вышеназванного ограничения прав организации на распоряжение денежными средствами в каждой из перечисленных здесь ситуаций рассматривается в качестве обеспечительной меры.

Таким образом, в настоящее время приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения. Оно может быть принято не ранее истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога и вынесения решения о взыскании налога. Если такое решение вынесено без направления в адрес организации требований об уплате налога и решения о его взыскании, то это расценивается как нарушение действующего налогового законодательства. Незаконность вынесенного решения о взыскании влечет незаконность обеспечительных мер в виде приостановления операций и соответствующих решений налогового органа.

В том случае, когда налоговая инспекция принимает решение о приостановлении операций по счетам организации в банке для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Здесь имеется в виду стоимость имущества, определенная решением о принятии обеспечительных мер в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса (т. е. до истечения срока на добровольную уплату налога). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

Приостановление операций может применяться в том числе в случаях, когда:

  • по правилам действующего законодательства, налогоплательщик не исполнил в срок обязанность по сдаче «нулевой» декларации;
  • в текущем налоговом периоде выявлен факт непредставления налоговых деклараций по тем налогам, которые организация была обязана уплачивать в предыдущих налоговых периодах.
Отметим, что с 1 января 2015 года возможность вынесения решения о приостановлении по данной причине будет ограничена трехлетним сроком, который исчисляется со дня истечения 10 рабочих дней, следующих за датой окончания установленного для представления декларации срока (подп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ)). В настоящее время каких-либо ограничений срока, в течение которого представители налоговых органов вправе принять соответствующее решение, Налоговым кодексом не предусмотрено.

В то же время приостановление недопустимо в связи с выявлением факта:

  • заполнения представленной декларации с нарушением требований законодательства;
  • неполноты сведений, отраженных в представленных декларациях;
  • непредставления иных сведений, налоговой отчетности (например, сведений о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год, налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, представляемых в налоговую инспекцию по итогам отчетных периодов).
Приостановление не может применяться и к счетам налогового агента в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных частью второй Налогового кодекса (пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Приостановление операций и переводов в связи с неподачей налоговой декларации лицом, не являющимся плательщиком налога, в настоящее время также признается неправомерным. Однако с 1 января 2015 года приостановление операций по этой причине будет применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ). Например, это могут быть организации, применяющие УСН, которые выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Отметим, что начиная с января 2014 года такие организации, наряду с плательщиками НДС (в т. ч. являющимися налоговыми агентами), должны будут представлять в инспекцию декларации по НДС в электронном виде (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ).

Новое основание для приостановления операций по счетам

Для организаций и ИП, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, с 1 января 2015 года вводится новая обязанность. Они должны обеспечить получение по телекоммуникационным каналам связи документов от налоговиков (речь идет, в частности, о требовании об уплате налога и (или) уведомлении о вызове в налоговые органы), а также сообщить в инспекцию о приеме этих документов опять же через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ). По новым правилам налогоплательщики будут обязаны отправить в инспекцию квитанцию (в электронном виде) о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки инспекцией.

В качестве обеспечительной меры этой новой обязанности предусмотрено приостановление операций по счетам организации в банке. Таким образом, с 1 января 2015 года налоговики получат еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда не будет исполнена обязанность по передаче в инспекцию квитанции о приеме:

  • требования о представлении документов (п. 1 ст. 93, пп. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
  • требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене приостановления указанных операций. Мотивированного обоснования необходимости «блокировки счета», а также обязательного предварительного наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика не требуется.

Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.

Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.

Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь.

Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению:

  • государственной пошлины;
  • налогов, удержанных организацией в качестве налогового агента с ее работников;
  • налогов в бюджетную систему РФ по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей;
  • страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;
  • страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Осуществление расходных операций по платежам, не предшествующим налоговым, в период исполнения банком решения о приостановлении всех расходных операций по счетам организации до полного погашения суммы задолженности по налогам является основанием для привлечения к ответственности (ст. 134 НК РФ). Форма осуществления расчетов (на основании платежного поручения или платежного требования) не влияет на принятие решения о допустимости исполнения платежей в условиях действия данной обеспечительной меры (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка:

  • для оплаты банковской комиссии;
  • по платежам, совершенным с использованием платежных карт до момента приостановления операций по счету;
  • по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований другой организации;
  • по оплате таможенных пошлин и сборов, исполнительского сбора, штрафов, налагаемых судебными приставами.
Допускается приостановление операций и переводов:
  • по счетам ликвидируемой организации;
  • по счетам, открытым банком в нарушение установленного запрета на открытие новых счетов налогоплательщику;
  • по банковским счетам, открытым в небанковской кредитной организации, по которым расчеты осуществляются в безналичном порядке.
При этом в случае ликвидации организации приостановление операций по ее счетам в банках не распространяется на расчеты по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц.

Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами.

Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение:

  • ограничивающее право должника с даты введения конкурсного производства (признания должника банкротом) распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами при наличии текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве;
  • ограничивающее право должника с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами;
  • о приостановлении в отношении любых средств (включая текущие платежи) на этапе введения в организации внешнего управления.
В случае приостановления расходных операций по счетам в банке допускается производить с этого счета платежи в целях погашения текущих требований (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11), относящихся к первой — третьей очередям и поименованных в абзацах втором — четвертом пункта 2 статьи 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации.

Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки. Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке к этому моменту должен быть разработан ФНС России по согласованию с Банком России (п. 12 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Возобновление операций по счету

Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком. Если налоговым органом нарушен установленный срок направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, проценты начисляются на сумму непосредственно заблокированных денежных средств за каждый календарный день нарушения срока (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Стоит отметить, что данные проценты подлежат обложению налогом на прибыль (письмо Минфина России от 14.02.2011 № 03-03-06/1/101).

    Александр Зрелов , член экспертного совета при Торгово-промышленной палате РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, к. ю. н.

Приостановление операций по счету представляет собой прекращение банком всех расходных операций по данному счету в пределах суммы, указанной в постановлении налогового органа о приостановлении операций по счету (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Приостановление операций по счету как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора) возможно только в строго определенных случаях и при соблюдении строго определенных условий, установленных в ст. 76 НК РФ.

Приостановление операций по счетам в банке применяется только в двух случаях:

в целях обеспечения решения о взыскании налога (сбора), а также пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке, вынесенного в порядке ст. 46 НК РФ; в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации. Приостановление операций по счетам в банке может быть применено только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сбора), а также в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков или налоговых агентов.

По своей правовой природе приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по этому счету. Однако, если данный способ применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании недоимки и пеней, вынесенного в соответствии со ст. 46 НК РФ, приостановление операций по счету означает прекращение банком расходных операций по этому счету только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ). Иными словами, если сумма на счете превышает сумму задолженности, то этот "остаток" налогоплательщик может использовать свободно, по своему усмотрению. Также без ограничений могут осуществляться и любые операции налогоплательщика по зачислению денежных средств на соответствующий счет.

Напротив, согласно абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ банк не вправе выполнять какие бы то ни было распоряжения клиента-налогоплательщика о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других расходных операций по счету, за исключением:

платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (сборов);

операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Налоговые органы вправе приостанавливать операции по нескольким счетам налогоплательщика. Однако, если налоговый орган принимает решение о приостановлении одновременно по нескольким счетам, сумма денежных средств на которых (на всех вместе или на каждом в отдельности) превышает сумму обеспечиваемого требования об уплате налога (сбора) и пеней, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления по своим счетам (п. 9 ст. 76 НК РФ). В течение двух дней со дня получения этого заявления налоговый орган обязан принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете, в форме, утвержденной в приложении 4 к Приказу ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3- 19/825@.

При этом решение о приостановлении операций по счету не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банке (абз. 1, 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). А в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации решение о приостановлении операций по счету в банке может быть вынесено только в течение десяти дней по истечении установленного срока представления декларации (абз. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций по счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Форма и порядок направления в банк указанных решений на бумажном носителе устанавливаются ФНС России.

Копия указанного решения передается налогоплательщику-организации под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении.

Решение о приостановлении операций по счету в банке действует с момента получения банком указанного решения и до его отмены. Моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, направленного в банк на бумажном носителе, являются:

для решения, направленного в банк заказным письмом, - дата и время, указанные в уведомлении о вручении;

для решения, врученного под расписку представителю банка, - дата и время, указанные в отметке о принятии решения.

Дата и время получения банком решения о приостановлении операций по счетам при отправлении этого решения в электронном виде определяются в порядке, установленном ЦБ РФ по согласованию с ФНС России.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ). Безусловность исполнения в данном случае означает обязанность банка воздерживаться от исполнения любых платежных документов, на основании которых могут быть осуществлены расходные операции по соответствующему счету, в пределах суммы задолженности, указанной в решении налогового органа. Банк не может выдвигать какие бы то ни было возражения против исполнения указанного решения, основанные на его отношениях с владельцем счета (налогоплательщиком) , а также не обязан проверять на соответствие законодательству РФ основания вынесения такого решения и не имеет законных оснований для его оспаривания в суде.

Постановления ФАС Уральского округа от 12 мая 2003 г. по делу N Ф09-1312/03-АК; ФАС Западно-Сибирского округа от 31 октября 2006 г. N Ф04-7271/2006(27959-А27-19) по делу N А27- 8465/06-2.

В соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ банк гарантирует право клиента беспрепятственно распоряжаться денежными средствами, внесенными по договору банковского счета. В случае же нарушения нормы п. 2 ст. 845 ГК РФ в отношении банка наступают последствия, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ, согласно которому за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. В то же время Налоговым кодексом РФ, в частности ст. 76, предусмотрен ряд ограничений принципа свободы договора банковского счета в публично-правовых целях. Банк при получении в соответствии со ст. 76 НК РФ решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика обязан отступить от гарантий, предоставленных им клиенту в соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ. В связи с этим в п. 10 ст. 76 НК РФ законодатель нашел целесообразным указать, что банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций по счету в банке по решению налогового органа.

Также п. 12 ст. 76 НК РФ вводит дополнительный элемент правового содержания решения о приостановлении операций по счету, действие которого существенно ограничивает гражданские права банков и их клиентов, а именно банк не вправе, получив такое решение, открывать соответствующему клиенту другой счет. Мораторий на открытие счета действует с момента получения банком указанного решения и до отмены его налоговым органом, то есть в период действия режима приостановления операций по счету. При этом даже в период действия моратория на открытие счетов налогоплательщику банк тем не менее может совершать все действия, которые в соответствии с гражданским и банковским законодательством РФ не подпадают под понятие "открытие счета" (например, заключать договоры банковского счета и совершать другие действия, не влекущие вынесение руководством банка решения об открытии счета).

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 11 НК РФ под "счетами" в целях налогообложения понимаются только расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Напротив, депозитные и ссудные счета не отвечают понятию "счет" в смысле ст. 11 НК РФ. Поэтому решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не может являться основанием для отказа банка открыть этому налогоплательщику депозитный и (или) ссудный счет.

Постановления ФАС Московского округа от 14 мая 2005 г., 16 мая 2005 г. N КА-А41/3746- 05, от 15 августа 2005 г., 18 августа 2005 г. N КА-А41/7704-05.

С другой стороны, возникает вопрос о праве банка на закрытие счета клиента. В соответствии с п. 1 ст. 859 ГК РФ договор банковского счета должен быть расторгнут по заявлению клиента в любое время. Расторжение договора банковского счета служит основанием закрытия банковского счета клиента, при этом остаток денежных средств на этом счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет. Иными словами, расторжение договора банковского счета при наличии остатка денежных средств на счете сопряжено с проведением расходных операций по указанному счету - выдачей клиенту или перечислением на другой счет остатка денежных средств. Учитывая это и исходя из положений ст. 76 НК РФ, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счету налогоплательщика при наличии остатка денежных средств на указанном счете банк не вправе выдавать клиенту- налогоплательщику либо перечислять по его указанию на другой счет остаток денежных средств на счете и соответственно не вправе закрыть указанный счет клиента. При отсутствии же денежных средств на счете банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету.

За нарушение режима приостановления операций по счету банк несет ответственность в соответствии со ст. 134 НК РФ. Параллельно с этим налоговый орган вправе предъявлять в суд иск о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций по этому счету, если в результате таких действий стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, пеней и штрафов (подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Приостановление операций по счету налогоплательщика отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога (сбора), пеней и штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ).

В случае приостановления операций по счетам налогоплательщика в связи с непредставлением им налоговой декларации данная мера отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации (абз. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

На сегодняшний день законодательство о налогах и сборах в своих изменениях и поправках ориентировано на налогоплательщиков, защиту их прав, облегчение процедур исполнения требований, помощь и поддержку в применении норм Налогового кодекса РФ.

Однако законодатели вносят и дополнения, ужесточающие меры воздействия. Такая практика обусловлена необходимостью эффективного налогового администрирования, контроля, защиты фискальных и иных нужд государства.

Одной из значимых мер влияния на поведение налогоплательщика с точки зрения исполнения обязательств по налогам и сборам является приостановление операций по счетам.

Что это такое?

Приостановление операций на счетах — это прекращение обслуживающим налогоплательщика банком расходных мероприятий по его счету полностью или в рамках ограниченной суммы, определенной решением налогового органа о приостановлении для юридического лица. Блокирование происходит только в отношении расходов . Поступление средств на счет продолжается.

Налоговый орган также блокирует операции по электронным деньгам.

Такие меры значительно усложняют деятельность организации и считаются эффективным инструментом мотивации налогоплательщика к исполнению обязанностей.

Права налоговых органов

Процедура приостановления

Налоговая инспекция не может приступить к приостановлению расчетных операций, пока не пройдет определенный очередной алгоритм действий:

В случае удержания инспекция обязана передать в банк налогоплательщика поручение на взыскание сумм задолженностей. В случае приостановления такой обязанности не возникает. Однако оба эти действия, как правило, осуществляются синхронно .

Решение

Инспектор ИФНС составляет решение по установленной форме. Текст приказа и бланки требований и решений можно посмотреть на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» по ссылке .

Решение подписывает руководитель налогового органа - начальник или заместитель начальника инспекции.

Налоговый орган обязан вручить копию решения налогоплательщику или агенту под расписку либо другим образом, подтверждающим получение лицом документа в конкретную дату. Предельный срок вручения решения - следующий день после его принятия.

Невручение документа в установленное время может стать основанием для оспаривания действий инспекции. Однако арбитражная практика в этом вопросе принимает аргументы как налогоплательщиков, так и налоговых органов, единого мнения в судах нет.

Копию решения инспекция также направляет в банк по электронным каналам. Как правило, это происходит в тот же день, хотя закрепленные законом временные рамки отсутствуют.

Функции банка

После того как кредитная организация получает решение, действия следующие:

  1. Уведомляет о денежных суммах на счетах субъекта, т. е. их непосредственном количестве.
  2. Блокирует расходы по указанным в решении счетам и лимитам на период со дня получения решения и до его упразднения.
  3. Не открывает налогоплательщику новые счета, вклады и депозиты.
  4. Не закрывает счета, пока на них числятся средства. Только в случае нулевых сумм на счете на протяжении двух лет банк может закрыть счет.

Если банк получит поручения от налогоплательщика до прихода решения налогового органа, но не успел их до этого выполнить, операции исполняются только по тем расходам, которые стоят в очередности выше задолженностей по налогам.

Просрочка декларации

Когда блокирование происходит из-за несвоевременной подачи или непредставления декларации в срок 10 дней, ФНС вправе приостановить работу счетов в пределах трех лет.

Например, организация обязана подать декларацию по УСН 31 марта 2017 года. Проходит 10 рабочих дней, т. е. 2 недели. С 17 марта принимается решение о блокировке на максимальный период до 17 марта 2020 года.

В решении даются сведения о форме декларации, о налоге, сроке представления.

Особенностью замораживания счетов по «декларационной причине» является включение всех счетов лица, а не какой-либо конкретной их части. Однако очередность платежей сохраняется и по данному основанию. Также расходы по решению суда исполняются даже по блокированному счету.

Не входит в данное основание непредставление:

  • расчета по авансовому платежу, даже если он называется декларацией (иногда в отношении авансовых расчетов используется терминология «промежуточная декларация»);
  • информации о числе работников;
  • налоговым агентом расчетов;
  • бухгалтерских отчетов;
  • документов, требуемым для налогового контроля;
  • справок по форме 2-НДФЛ.

Ошибки в подаваемой декларации, не влекущие отказ в ее принятии, тоже не считаются основанием для замораживания счетов.

Отмена приостановления

Поскольку блокирование счетов — это мера воздействия для добросовестного отношения к налоговым обязательствам, ФНС упраздняет эту форму «наказания» при выполнении необходимых действий.

Разблокирование производится:

Заявление подается в свободной форме с указанием счетов, денежных сумм, остатков по ним, приложением подтверждающих документов.

Нюансы

Кроме «налоговых» причин отмены решения, существуют и гражданские.

Счета разблокируют, если:

  • юридическое лицо осуществляет ликвидацию (пункт не распространяется на ИП, решившее прекратить предпринимательскую деятельность);
  • юридическое лицо признано банкротом, ведется конкурсное производство по нему.

Реорганизация не входит в перечисленные процессы.

Претензии к ИФНС

Если налоговая инспекция нарушает сроки отмены приостановления, лицо вправе требовать взыскание с нее процентов за причиняемый ущерб.

Проценты начисляются каждый день нарушения сроков по ставке рефинансирования Банка России.

Такие же меры принимаются при неправомерном приостановлении операций - несоблюдении положений статьи 76 НК РФ, разъяснений Минфина и ФНС.

Взыскать проценты невозможно только в том случае, если на заблокированном счете отсутствовали денежные средства, так как просрочка не влияет на расходную деятельность субъекта хозяйствования.