Налоговые органы Российской Федерации призваны осуществлять контроль за правильностью исчисления и своевременной уплатой налогоплательщиками налогов и сборов. В предыдущих статьях разбирая деятельность налоговой службы, основное внимание уделялось мероприятиям налогового контроля, а также порядку налогообложения предпринимательской деятельности. Сегодня мы рассмотрим процедуру взыскания налогов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Виды налогов подлежащих уплате физическими лицами
В соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, тоже являются субъектами системы налогообложения. Так, кодексом определено четыре налога, обязательных к уплате физическим лицам:Земельный налог;
- транспортный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на доход физических лиц.
Процедура уведомления налогоплательщика о необходимости уплаты налога
Обязанность физического лица оплатить налог появляется при получении последним уведомления от инспекции. Налоговое уведомление должно быть доставлено до налогоплательщика не позднее 30 дней до наступления срока оплаты налога. Уведомить физическое лицо о необходимости уплаты налога можно тремя способами:- уведомить физическое лицо при личной встрече под расписку;
- направить уведомление по почте (данный способ уведомления до сих пор остается самым востребованным);
- уведомить с помощью электронных систем коммуникации (стремительно развивающийся способ уведомления физических лиц).
Изменения в законодательстве
До середины 2010 года в Российской Федерации действовала авансовая система уплаты налогов. После принятия 27 июля 2010 года изменений в Налоговом кодексе налог на имущество, земельный и транспортный налог стали уплачиваются физическими лицами один раз в год в определенный органами местного самоуправления период. В связи с новыми изменениями указанные за 2011 год должны быть оплачены физическими лицами к концу 2012 года. В соответствии с частью 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, при которых налоговая база рассчитывается инспекцией физическое лицо становится обязанным уплатить налог только после получения официального уведомления.Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Сущность и роль налогов. Подоходный налог с физических лиц. Налоги с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Оценка налоговой нагрузки. Анализ механизма налогообложения. Оценка действующего механизма налогообложения доходов.
курсовая работа , добавлен 03.05.2011
Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц, налог на доходы и имущество. Налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Земельный налог; объект, предмет и база налогообложения, освобождение от уплаты.
курсовая работа , добавлен 20.10.2009
Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной и не основной работы. Налоги на имущество физических лиц и на имущество переходящее в порядке наследования и дарения.
курсовая работа , добавлен 28.01.2011
Место налогов с физических лиц в налоговой системе, их социально-экономическое содержание. Виды налогов и их характеристика. Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов. Проблемы и пути совершенствования налогообложения физических лиц в России.
дипломная работа , добавлен 06.04.2012
Сущность и функции налогов. Основы построения системы налогообложения, ее принципы и элементы. Механизм исчисления и взимания налога на имущество физических лиц, порядок и сроки уплаты. Порядок предоставления льгот по налогам на имущество физических лиц.
курсовая работа , добавлен 11.11.2010
Функции и виды налогов. Принципы налогообложения. Плательщики налогов на имущество физических лиц. Объект налогообложения, ставки налогов и налоговая база. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Освобождение от налогобложения.
дипломная работа , добавлен 20.06.2010
Роль налогов с физических лиц в формировании доходной части бюджета РФ. Правила начисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, налога по совокупному годовому доходу, налогов на доходы и на имущество физических лиц и социальных налоговых вычетов.
курсовая работа , добавлен 27.02.2010
НОУ СПО Чебоксарский кооперативный техникум
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
«Финансовое
и налоговое право»
на тему:
«Налоги,
взимаемые с физических лиц»
Выполнила:
студентка гр. П-084у
Соловьева В.В.
Проверил преподаватель:
Новикова С.И.
Чебоксары,
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Одним
из важнейших инструментов осуществления
экономической политики государства
всегда были и продолжают оставаться налоги.
Особенно наглядно это проявлялось в период
перехода от командно-административных
методов управления к рыночным отношениям,
когда в условиях сузившихся возможностей
государства оказывать воздействие на
экономические процессы, налоги становятся
реальным рычагом государственного регулирования
экономики. В связи с отменой большинства
местных налогов, актуальным становится
вопрос о дополнительном финансировании
местных бюджетов, по причине того, что
доля местных налогов и сборов слишком
мала, для самостоятельного функционирования
регионов на эти средства.
Российская
налоговая система включает в
себя достаточно большое число налогов
и различных других платежей на различных
уровнях: федеральном, региональном и
местном.
Государство
может воздействовать на ход экономической
жизни, лишь располагая определенными
денежными средствами. Их должны предоставить
все заинтересованные в выполнении
функций государства стороны - граждане
и юридические лица. Для этого
и существует система налогов, т.е. обязательных
платежей государству.
Налоги
возникли вместе с товарным производством,
разделением общества на классы и
появлением государства, которому требовались
средства на содержание армии, судов, чиновников
и другие нужды.
Изъятие
государством в свою пользу определенной
части валового внутреннего продукта
в виде обязательного взноса и есть
сущность налога.
Развитие
экономики напрямую зависит от
качества ее налоговой системы, от ее
возможности обеспечить экономический
рост и финансовую стабильность.
Цель
курсовой работы состоит в том, чтобы,
опираясь на теоретико-методологическую
основу, выявить особенности системы налогов,
взимаемых с физических лиц.
Поставленная
цель обуславливает решение следующих
задач:
- Раскрыть
понятие и признаки налогов.
Проанализировать сущность и функции налогов.
Дать характеристику отдельных видов налогов, взимаемых с физических лиц на примере НДФЛ и налога на имущество физлиц.
Глава 1. Общие положения налогового права
1.1. Понятие и признаки налогов
Любому
государству для осуществления
его деятельности необходимы определенные
финансовые средства, свой бюджет. При
формировании бюджета государство
использует различные источники
доходов, однако на сегодняшний день
человеческий опыт не знает более
эффективного способа собирания денежных
средств, чем налоги. В любом государстве
налоги составляют по сравнению с другими
источниками доходов большую часть бюджета.
В Российской Федерации, как правило, их
доля составляет 75%.
Социальное
значение налогов определяется выполняемыми
ими в обществе функциями. Долгое время
фискальная функция налогов (функция сбора
денежных средств) доминировала. Однако
в XX в. на первый план выходит регулирующая
функция: путем перераспределения денежных
средств, предоставления налоговых льгот
возможно стимулирование определенных
отраслей народного хозяйства, поддержка
наиболее слабых в материальном плане
слоев населения и др. С помощью налогов
возможно регулирование структуры потребления
и уровня доходов населения.
Налогам
присуща и контролирующая функция:
неуплата налогов может свидетельствовать
о неблагоприятном финансовом положении
хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения
возможен контроль за законностью получения
денежных средств гражданами и юридическими
лицами, контроль за рациональным и законным
использованием имущества.
Определить
понятие налога можно путем указания
на его признаки 1 .
1.
С точки зрения экономической
науки налоги есть особая форма
перераспределения имущества, узаконенное
нарушение отношений собственности.
Как же это необходимое насилие сообразуется
с тезисом о нерушимости, неприкосновенности
собственности? Снять это противоречие
призван такой институт, как парламент,
первой функцией которого исторически
являлось санкционирование, а позднее
установление налогов. С тех пор пользуется
признанием принцип, отраженный в конституциях
большинства государств, гласящий, что
только парламент правомочен устанавливать
налоги. Таким образом, законодательное
оформление является первым признаком
налога.
Однако
в некоторых государствах (обычно
небольших) допускается установление
налогов на референдуме, хотя мнение о
правомерности такого способа установления
налогов разделяется не всеми правоведами.
В Российской Федерации все налоги устанавливаются
НК РФ, а также федеральными законами и
законами субъектов Федерации, нормативными
актами органов местного самоуправления,
принятыми в соответствии с НК РФ.
В
связи с рассмотрением признака
законодательного установления налогов
представляется необходимым обсудить
вопрос о роли и значении подзаконных
актов, например инструкций Министерства
РФ по налогам и сборам как источников
налогового права. Понятно, что налоговая
система вряд ли сможет успешно функционировать
без подзаконных нормативных актов. Однако
зачастую ведомственные инструкции искажают
волю законодателя, устанавливают дополнительные
обязанности для налогоплательщиков.
Все это противоречит принципу законодательного
установления налогов, согласно которому
инструкции соответствующего министерства
могут лишь разъяснять различные вопросы,
связанные с налогообложением, устанавливать
наиболее целесообразные способы деятельности
органов по взиманию налогов, но не могут
изменять или дополнять налоговое законодательство
(ст. 4 НК РФ).
Данную
позицию подтвердил Высший Арбитражный
Суд РФ, указав 31 мая 1994 г., что инструкции
налогового ведомства не являются нормативными
актами и носят рекомендательный, методический
характер. Они могут применяться лишь
при условии соответствия закону. В соответствии
со ст. 4 НК РФ такие акты не относятся к
актам законодательства о налогах и сборах.
2.
Налоги взимаются государством без какого-либо
встречного предоставления с его стороны
лицу, уплачивающему налог.
Поэтому
можно говорить о другой черте
налога - это индивидуально- безвозмездные
платежи. Слово «индивидуально» в данном
случае необходимо, так как в широком смысле
средства, полученные с помощью налогов,
все равно преимущественно используются
на нужды общества, и в этом смысле налог
есть платеж возмездный. Данный признак
позволяет отличить налог от других платежей,
в частности от сборов, которые уплачиваются
за определенное встречное предоставление,
в виде совершения государственными или
муниципальными органами юридически значимых
действий. Тем не менее правовой режим
налогов и сборов в целом одинаков, что
позволяет их рассматривать как конкретизацию
понятия налога в широком смысле.
В
российском законодательстве различие
между налогом, пошлиной и сбором
проводится не всегда последовательно.
Зачастую налог называется сбором,
пошлиной (например, таможенная пошлина,
которая, по сути, является косвенным налогом). 2
3.
Налог является обязательным
платежом, что выражается в одностороннем
его установлении государством
и взимании при наличии объекта
налогообложения вне зависимости
от желания налогоплательщика.
Кроме того, его обязательность поддерживается
государственным принуждением, наличие
которого также необходимо для получения
полного представления о природе налога.
Ведь без угрозы применения государственного
принуждения налог превращается в добровольное
пожертвование.
Налог
не носит характер санкции за совершенное
правонарушение, не носит характер
наказания. Этот признак позволяет
отличить его от конфискации имущества,
штрафа.
1.2. Сущность и функции налогов
Функции
налогообложения - это проявление его
сущности и свойств. В первую очередь,
в налогах непосредственно реализуется
их социальное назначение как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения
доходов государства.
На
практическом уровне налогообложение
выполняет несколько функций, в
каждой из которых реализуется то или
иное назначение налогов. Взаимодействуя
между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая
современную систему налогообложения,
разные авторы выделяют разные функции
налогов. К числу основных функций налогов
относятся: 3
- фискальная;
распределительная (социальная);
регулирующая;
контрольная;
поощрительная.
1. Фискальная функция
Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
2. Распределительная функция
Распределительная (или как её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
3. Регулирующая функция
С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.
Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
4. Контрольная функция
Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
5. Поощрительная функция
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны. 4
Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения. 5
Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.
Глава 2. Характеристика отдельных видов налогов взимаемых с физических лиц
2.1. НДФЛ
Плательщиками
налога на доходы физических лиц признаются
граждане, являющиеся налоговыми резидентами
РФ, а также физические лица, получающие
доходы от источников в Российской Федерации,
но не являющиеся резидентами РФ. Согласно
ст. 11 НК РФ резидентами являются те физические
лица, которые находятся на территории
России не менее 183 дней в году.Налоговым
периодом по налогу на доходы физических
лиц признается календарный год.
Объектом
налогообложения у физических лиц-резидентов
РФ является доход, полученный ими от источников
в России, а также за ее пределами. Для
нерезидентов РФ объектом налогообложения
признается доход, полученный на территории
России. Основными видами налогооблагаемых
доходов, представленных НК РФ являются: 6
- вознаграждение
за выполнение трудовых обязанностей,
за оказание услуг;
дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией;
страховые выплаты при наступлении страхового случая;
доходы, полученные от предоставления в аренду имущества;
доходы от реализации недвижимого имущества, акций, иных ценных бумаг;
доходы, полученные от использования любых транспортных средств, а также от использования трубопроводов, линий электропередачи и иных средств связи.
При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиком как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, для которых установлены различные ставки.
Доходы в денежной форме могут быть уменьшены в соответствии с НК РФ на установленные вычеты. О порядке предоставления налоговых вычетов будет сказано ниже.
Доходы в натуральной форме рассчитываются исходя из цен соответствующих товаров (работ, услуг), которые определены ст. 40 НК РФ, где сказано, что для целей налогообложения применяется цена, указанная сторонами сделки. Пока доказано обратное, она считается рыночной. Этим правилом и следует руководствоваться при получении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) от организаций и индивидуальных предпринимателей. К доходам, полученным в натуральной форме, относится, например, оплата за физическое лицо коммунальных услуг, питания, отдыха и т. п.
Доходы в виде материальной выгоды означают: 7
- приобретение
товаров (работ, услуг) у взаимозависимых
организаций физических лиц по ценам более
низким по сравнению с ценами, по которым
обычно реализуются эти товары, работы
и услуги;
приобретение ценных бумаг по ценам ниже их рыночной стоимости;
экономию на процентах за пользование заемными средствами.
- выплату по
договорам добровольного долгосрочного
страхования жизни (на срок менее 5 лет),
если суммы страховых выплат превышают
суммы, внесенные физическими лицами,
на величину более ставки рефинансирования
ЦБ РФ на дату заключения договора;
доход, образующийся при досрочном расторжении договора страхования;
по договору добровольного имущественного страхования, если их величина при наступлении страхового случая приводит к получению дохода.
Отдельного рассмотрения требуют особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации. Если дивиденды получены от источников за пределами РФ и при этом действует договор об избежании двойного налогообложения между государствами, то налогоплательщик вправе уменьшить причитающуюся сумму налога на уже уплаченную сумму налога по месту нахождения источника дохода. При отсутствии такого договора сумма налога уплачивается без уменьшения. Если дивиденды выплачивает российская организация или действующее в РФ постоянное представительство иностранной организации, тогда данные организации исчисляют, удерживают и перечисляют налог.
Согласно ст. 217 НК РФ не являются объектом налогообложения 9:
государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;
государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат;
вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;
алименты, получаемые налогоплательщиком;
суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями;
суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами;
работодателями налогоплательщикам, являющимся членами семьи своего умершего работника, или своему работнику в связи со смертью члена его семьи;
суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических), выплачиваемой работодателями своим работникам или членам их семей, в саноторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы, уплаченные за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей;
стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;
доходы плательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства, как в натуральном, так и в переработанном виде;
доходы, не превышающие 2000 р., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период: стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных на конкурсах и соревнованиях; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также возмещение стоимости приобретенных ими медикаментов по назначению врача.
При определении размера налоговой базы в соответствии со ст. 218-221 НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты или, иначе говоря, льготы. Группирование вычетов имеет смысловой характер, что делает методику исчисления налога более обоснованной и понятной для граждан. Налогоплательщикам, имеющим право на более чем один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов, исключение составляет предоставление вычетов на детей.
Следует иметь в виду, что НДФЛ рассчитывается и удерживается без предоставления вычетов гражданам, не состоящим в штате данной организации, при выплате доходов в порядке оплаты труда в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера, дивидендов по акциям и иных доходов.
Начиная с 1 января 2001 г., согласно ст. 224 НК РФ, в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка 13 %. На иные виды доходов установлены ставки 6 (в 2005 г. - 9 %), 30 и 35 %. Ставка 6 (9) % применяется в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций - дивидендов. Ставка 35 % действует в отношении:
стоимости выигрышей и призов, получаемых в рекламных конкурсах и играх, превышающих 2000 р.;
суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенным на срок менее пяти лет, в том числе если эта сумма превышает внесенные налогоплательщиком страховые взносы, увеличенные на ставку рефинансирования ЦБ РФ (до 2001 г. по ставке 15 %);
процентов по вкладам в банках, если сумма процентов превышает сумму, рассчитываемую исходя из 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублевым вкладам и 9 % годовых по валютным вкладам (до 2001 г. эти доходы облагались налогом по ставке 15 %);
и т.д.................
Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, налогом на имущество, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции, но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы с физических лиц.
Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства - пребывание физического лица в стране более 183 дней в году. Если физические лицо удовлетворяет этому требованию, оно становится налоговым резидентом Российской Федерации.
Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам - как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране.
Все налоги, уплачиваемые физическими лицами в РФ можно классифицировать по финансово-экономическим, административно-правовым и пространственно-временным признакам.
В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:
- 1) налог на доходы физических лиц;
- 2) транспортный налог;
- 3) налог на имущество;
- 4) земельный налог.
Налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджеты муниципальных образований занимает 1 место и является основным налогом с населения в бюджет.
Основополагающим документом, регламентирующим работу по налогообложению доходов физических лиц, является Налоговый Кодекс РФ и, в частности глава 23 части II Налогового Кодекса, введенная в действие с 01.01.2001 года и отдельные статьи части I Кодекса.
Плательщиками налога на доходы являются:
- 1. Физические лица, имеющие постоянное местожительство в России. К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.
- 2. Физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, в случае дохода на территории России.
- 3. Иностранные личные компании, доходы которых рассматриваются как доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.
Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога.
Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:
- - у резидентов - от источников в Российской Федерации и за ее пределами;
- - у нерезидентов - от источников в Российской Федерации.
Удержанные с доходов физических лиц налоги перечисляются в бюджет. Излишне удержанные источником дохода суммы налога зачисляются им в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу по его заявлению.
С доходов, получаемых не по месту основной работы, налог исчисляется и удерживается в порядке, указанном выше. При этом исключение из доходов у физических лиц сумм установленного законом минимального размера оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев не производится.
При выплате физическому лицу предприятиями, учреждениями и организациями авторских вознаграждений за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, а также при исчислении налога по совокупному годовому доходу учитываются документально подтвержденные расходы. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они учитываются, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 мая 1992 г. номер 355 «О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждений физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов».
Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, - от источников в РФ.
При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной, так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным ценам на дату получения дохода. Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.
Совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок налога на доходы. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Эти вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов и различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет огромное значение. Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать.
Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система налоговых зачетов. Если налоговый вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, то налоговый зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого дохода, т.е. это те суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить свои обязательства по налогу на доходы.
Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на псе категории налогоплательщиков, действуют специальные налоговые льготы. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение каких-либо особых обстоятельств.
Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом. Изменение ставок подоходного налогообложения не допускается в течение всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Действует категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот; которые могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие оговоренных в законе особых обстоятельств.
Расчет налоговых обязательств по налогу на доходы осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов и подачу сведений в налоговые органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода.
Налоги на доходы физических лиц относятся к группе общегосударственных налогов. При этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти. На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных станок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов и зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льют, сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы.
Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым годом.
Налогоплательщику предоставляется возможность при расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать фактически понесенные и документально подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов.
Налог на имущество физических лиц на территории Федерации введен Законом Российской Федерации от 19.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.
Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.
От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
- · Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- · инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
- · участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
- · лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
- · лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
- · военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
- · лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- · члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Два вышеперечисленных вида налога являются основными, однако помимо них физические лица уплачивают транспортный, земельный налоги, а также различные сборы и пошлины.
Транспортный налог является региональным налогом и вводится на территории конкретного субъекта РФ соответствующим законом субъекта РФ. При этом законодательные органы субъекта РФ уполномочены определять ставку налога в пределах, установленных ст. 361 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Плательщиками транспортного налога признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, облагаемые транспортным налогом.
В число транспортных средств, которые являются объектом обложения транспортным налогом, входят автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Не облагаются транспортным налогом следующие транспортные средства:
- 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
- 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
- 3) промысловые морские и речные суда;
- 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
- 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- 6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
- 7) транспортные средства, находящиеся в розыске при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Земельный налог является местным налогом, и в соответствии со статьей 387 главы 31 НК РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база для каждого плательщика - физического лица устанавливается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра - о кадастровой стоимости земельных участков; органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - о лицах, на которых зарегистрированы земельные участки; органами муниципального образования - чтобы объединить объект налогообложения с плательщиком, а так же получить сведения о земельных участках и их владельцах, которые не прошли регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Все эти органы представляют сведения, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из плательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Кодексом установлены категории льготников, налогооблагаемая база у которых уменьшается на 10 тыс. рублей. К ним относятся:
- - Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
- - инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- - инвалиды с детства;
- - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
- - физические лица, имеющие право социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и приравненные к ним лица.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых плательщиком в инспекцию орган по месту нахождения земельного участка.
Местные органы власти имеют право устанавливать дополнительные категории плательщиков, имеющих право пользоваться льготами по уплате земельного налога.
Необходимо отметить, что право на льготы носит заявительный характер. Поэтому плательщик, при наличии у него оснований для пользования льготой должен представить соответствующее заявление в налоговый орган. Однако нередко льготники не считают необходимым заявлять о своем праве на льготу, следствием чего является направление извещения об уплате земельного налога в адрес такого лица.