О специалисте по социальной работе. Чем занимается специалист по социальной работе? Харизматические данные и личная привлекательность

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

специалиста по социальной работы

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность специалиста по социальной работы подразделения «Социальные технологии» (далее - Специалист по социальной работе) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» (далее Учреждение).

1.2. На должность специалиста по социальной работы назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:

  • Высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности;
  • Особые условия допуска к работе специалиста по социальной работы:

  • Отсутствие медицинских противопоказаний;
  • 1.3. Специалист по социальной работе должен знать:

  • Цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения;
  • Регламенты ведения документации;
  • Регламент межведомственного взаимодействия;
  • Теория социальной работы;
  • Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.);
  • Функции и технологии деятельности службы занятости населения;
  • Состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения;
  • Возрастная психология;
  • Основы валеологии, социальной медицины;
  • Особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом;
  • Нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения;
  • Психологические и социально-педагогические основы социальной работы;
  • Правовые основы социальной работы;
  • Основы самоорганизации и самообразования;
  • Экономические основы социальной работы;
  • Система социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции;
  • Психология личности;
  • Методы и технологии самоактуализации граждан-получателей социальных услуг;
  • Технология социальной работы;
  • Цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан - получателей социальных услуг и решения его социальных проблем;
  • Основные направления политики в сфере социальной защиты населения;
  • Российский и зарубежный опыт практической социальной работы;
  • Основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  • Национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания;
  • Основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе;
  • Основные типы проблем, возникающих у граждан - получателей социальных услуг;
  • Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения;
  • Основные формы и виды социального обслуживания;
  • Основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
  • Технология социальной работы и условия их применения;
  • Теория социальной работы;
  • Инфраструктура реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества;
  • Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности;
  • Основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки;
  • Типы и характеристики граждан-получателей социальных услуг;
  • Типология проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.);
  • Основные направления политики социальной защиты населения;
  • Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;
  • Цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;
  • Особенности социальной работы с разными лицами и группами населения;
  • Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
  • Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;
  • Методы диагностики трудной жизненной ситуации;
  • Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой;
  • Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;
  • Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;
  • Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;
  • 1.4. Специалист по социальной работе должен уметь:

  • Использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки;
  • Обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг;
  • Быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг;
  • Составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
  • Использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.;
  • Направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам;
  • Выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
  • Организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг;
  • Обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан;
  • Мотивировать граждан - получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации;
  • Выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций;
  • Реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
  • Обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
  • Обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.);
  • Выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений);
  • Оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан, на социальное обслуживание (постоянное или временное) или оказание мер социальной поддержки;
  • Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
  • Соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями;
  • Конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов;
  • Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;
  • Обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая;
  • Применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи;
  • Прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении;
  • Взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки;
  • Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
  • Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;
  • Проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;
  • Устанавливать контакты с социальным окружением гражданина;
  • Анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения;
  • Обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
  • Проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации;
  • Обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации;
  • Хранить и обрабатывать персональные данные;
  • Осуществлять социальное консультирование;
  • Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;
  • Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления;
  • Вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;
  • Фиксировать полученную от гражданина информацию;
  • 1.5. Специалист по социальной работе назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    1.6. Специалист по социальной работе подчиняется генеральному директору Учреждения и начальнику подразделения «Социальные технологии»

    2. Трудовые функции

  • 2.1. Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.
  • 2.2. Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения.
  • 2.3. Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  • 3. Должностные обязанности

  • 3.1. Содействие активизации потенциала и собственных возможностей граждан-получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи.
  • 3.2. Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки.
  • 3.3. Организация оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки.
  • 3.4. Организация помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки.
  • 3.5. Содействие мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения.
  • 3.6. Выявление и оценка личностных ресурсов граждан-получателей социальных услуг и ресурсов их социального окружения.
  • 3.7. Обеспечение посредничества между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем.
  • 3.8. Организация работы по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества.
  • 3.9. Организация межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг.
  • 3.10. Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации.
  • 3.11. Планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину.
  • 3.12. Выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели.
  • 3.13. Определение необходимого объема услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки.
  • 3.14. Установление сроков и периодичности предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
  • 3.15. Обеспечение комплексного взаимодействия с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения.
  • 3.16. Разработка и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки.
  • 3.17. Выявление потенциала гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией.
  • 3.18. Согласование с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки.
  • 3.19. Организация первичного приема граждан.
  • 3.20. Осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки.
  • 3.21. Консультирование граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки.
  • 3.22. Ведение необходимой документации в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.
  • 3.23. Выявление и оценка индивидуальной потребности гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки.
  • 3.24. Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения.
  • 3.25. Консультирование граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки.
  • 3.26. Осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки.
  • 3.27. Проведение диагностики трудной жизненной ситуации гражданина, установление ее причин и характера.
  • 3.28. Ведение учета граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки.
  • 3.29. Выявление недостающей информации и (или) информации, требующей дополнительной проверки.
  • 3.30 Дополнительно:
  • Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе;
  • Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности;
  • 4. Права

    Специалист по социальной работе имеет право:

    4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности специалиста по социальной работы.

    4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

    4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию специалиста по социальной работы.

    4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

    4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

    4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

    4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

    4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

    5. Ответственность

    5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

    5.2. Невыполнение распоряжений и поручений генерального директора Учреждения.

    5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

    5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

    5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

    5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    За вышеперечисленные нарушения специалист по социальной работе может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

    Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 571н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

    Социальная защита, социальная помощь населению - институты, характеризующие гуманное и сознательное гражданское общество. В этой сфере очень велика роль профессионала, оказывающего такую поддержку, - социального работника. С особенностями его труда, а также регламентирующими его работу документами стоит ознакомиться более основательно.

    Социальная защита

    В общем, соцзащита населения - комплекс мер, направленных на соблюдение прав гражданина, удовлетворение его социальных потребностей. Высокий уровень такой защищенности населения - признак сильного и благополучного государства.

    Соцзащита в основном предоставляется в трех ипостасях - социальное обеспечение, социальная помощь и социальное страхование. В РФ ее гарант - Министерство труда и социальной защиты, глава которого на сегодня - М.А. Топилин. Обеспечивают ее оказание государственные российские внебюджетные фонды:

    • обязательного медстрахования;
    • соцстрахования РФ;
    • пенсионной фонд России.

    Данные организации действуют на местном, субъектном и общероссийском уровнях.

    Виды и меры соцзащиты

    Соцзащита населения состоит из ряда мер:

    1. Защита прав детей и контроль за соблюдением этого.
    2. Помощь в преодолении безработицы.
    3. Материальная и моральная поддержка многодетных семей.
    4. Выплата пособий малоимущим семьям.
    5. Определение МРОТа, наименьшего размера стипендий, пособий, пенсий.

    Социальная защита разделяется на государственную и негосударственную. К первой относится:

    • бесплатное образование;
    • выплата пенсий;
    • льготы;
    • бесплатное здравоохранение;
    • социальное обслуживание населения, соцуслуги.

    Негосударственная соцзащита представлена:

    • благотворительностью;
    • программами добровольного социального страхования;
    • доступными частными программами по охране и восстановлению здоровья и др.

    На сегодня в мире действуют две модели государственной социальной поддержки:

    1. Бевериджская (английская). Минимальная соцпомощь каждому гражданину вне зависимости от его социального статуса.
    2. Бисмарковская (немецкая). Гражданин получает поддержку от государства согласно величине социальных взносов, которые он в течении жизни отчисляет казне. Для социально незащищенных категорий действуют иные правила и госпрограммы защиты.

    Социальная помощь

    Соцпомощь - это либо денежная поддержка, либо натуральная (ее, в частности, оказывает центр социальной помощи) гражданам, находящимся в тяжелом материальном положении. Такие выплаты финансируются либо из госказны, либо из фонда добровольных пожертвований неравнодушных.

    Социальная помощь предоставляется как в результате проверки источников дохода нуждающимся, так и без проведения этих мер. Обычно помощь лицам, находящимся в особо тяжелых жизненных условиях, превышает поддержку другим гражданам, живущим более-менее сносно.

    Социальная работа с семьей

    Одним из самых приоритетных и нужных направлений соцзащиты является работа с семьей. Ключевыми ее задачами являются:

    • поддержка ячеек общества, оказавшихся в сложных условиях;
    • помощь в преодолении ими неразрешимых проблем;
    • предупреждение появления новых трудностей;
    • проведение работы, в результате которой "трудные" семьи учатся своими силами преодолевать подобные сложности на своем пути.

    Центр социальной помощи, в основном, работает со следующими типами семей:

    • члены которых находятся на обеспечении государства (инвалиды, пенсионеры);
    • созданными несовершеннолетними родителями (родителем);
    • с большим риском лишения матери или/и отца родительских прав;
    • оказавшихся в нелегкой ситуации: инвалидность родителя, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи, вынужденное переселение, заражение ВИЧ-инфекцией, нахождение родителя в местах лишения свободы, столкнувшимися с безработицей, жестоким отношением, насилием, сиротством, беспризорностью.

    Функции социального центра по работе с семьей

    Социальная работа с семьей многофункциональна:

    1. Координация работы по социальному сопровождению "трудных" семей.
    2. Подготовка личных дел таких семей.
    3. Социальное инспектирование.
    4. Разработка плана сопровождения семьи с учетом пожеланий последней.
    5. Предоставление адресной поддержки и помощи.
    6. Предупреждение насилия в семье.
    7. Постановка в известность соответствующих служб и органов о факте в подопечных семьях.
    8. Защита интересов семей в суде при возникновении такой потребности.
    9. Предоставление другим заинтересованным в помощи госструктурам информации о подопечных семьях.
    10. Распространение социальной рекламы.

    Требования к специалисту по социальной работе

    Профессиональный социальный работник может не обладать опытом работы, но обязан иметь среднее или высшее образование социального, юридического или педагогического направления. Требования к профессионалу II и I (наивысшей) квалификации гораздо строже: высшее узкопрофильное образование, стаж работы в предыдущих категориях.

    Должностная инструкция специалиста по социальной работе предполагает наличие знаний в следующих сферах:

    • актуальные правовые нормативные документы, касающиеся соцзащиты и помощи, поддержки семьи и социально незащищенных граждан, охраны материнства и детства, государственной политики в отношении этих категорий граждан;
    • эффективные направления повышения качества социальной помощи;
    • основы психологии: ребенка, пенсионера, инвалида, людей, попавших в трудную ситуацию и т.д.;
    • основы Трудового Кодекса, охрану труда;
    • санитарно-гигиенические правила и инвалидами.

    Также должностная инструкция специалиста по социальной работе говорит, что в профессиональной его деятельности активно применяются знания по философии, политологии, культурологии, истории, педагогике, социальной медицины. Важно знать этапы развития социального института и его настоящее состояние в РФ и в мире, формы, принципы, методы помощи людям различного возраста и соцстатуса, общий инструментарий, ключевые понятия, методы анализа и мониторинга в социальной работе.

    Необходимые человеческие качества профессионала:

    • бескорыстие;
    • целеустремленность;
    • коммуникабельность;
    • доброжелательность;
    • терпимость;
    • социальная интуиция;
    • трудолюбие;
    • стрессоустойчивость;
    • аналитический тип мышления;
    • наблюдательность;
    • работоспособность.

    Функции социального работника

    Актуальная должностная инструкция специалиста по социальной работе предполагает возложение на работника ниже перечисленных функций:

    1. Формирование базы данных "трудных" семей (социальной карты),нуждающихся в помощи одиноких пенсионеров, инвалидов.
    2. Определение истоков неблагополучия, размера и характера оказываемой помощи, оказания ее самой.
    3. Осуществление опеки неблагополучных ячеек общества, особенно имеющих в своем составе детей с отклонениями в развитии или инвалидов, семей вынужденных переселенцев, участников и жертв военных конфликтов, с родителями-сиротами, а также нетрудоспособных (в том числе и в силу инвалидности), престарелых людей.
    4. Оказание помощи в трудоустройстве подопечных и иных способах преодоления ими материальных трудностей.
    5. Ведение совместной работы с органами внутренних дел для профилактики незаконной деятельности и асоциального образа жизни подопечных.
    6. Проведение анализа проделанной работы, прогнозирование результатов социальной помощи.
    7. Воплощение в жизнь федеральных и региональных соцпрограмм, подготовка своих проектов и предложений.
    8. Участие в методических союзах по повышению качества оказываемой соцпомощи.
    9. Координация деятельности некоммерческих благотворительных объединений, также оказывающим помощь подопечным.
    10. Консультация заинтересованных граждан по предмету своей деятельности.
    11. Документирование проделанной работы.

    Права и по социальной работе

    Права соцработника:

    • предлагать и воплощать в жизнь проекты по улучшению качества предоставляемых соцуслуг;
    • обращаться к руководству за помощью в осуществлении своих функций;
    • требовать для ознакомления документацию и информацию, необходимую для своего труда;
    • повышать степень своей квалификации.

    Должностная инструкция специалиста по социальной работе приписывает ему следующие обязанности:

    • ответственность по ТК РФ за ненадлежащее исполнение своих должностных функций:
    • ответственность по ГК РФ и КоАП за правонарушения в процессе работы;
    • ответственность по УК, ГК, ТК РФ за причинение материального вреда.

    Социальный работник - ответственная и необходимая специальность в любом развитом обществе. Сама и соцзащита имеют массу направлений деятельности, способов их улучшения и актуализации.

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ

    Специалист по социальной работе оказывает и организует материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, а также другим бедствующим гражданам, находящимся в состоянии психической депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких, семьи, жилья, работы, веры в свои силы и будущее.

    Выявляет граждан, нуждающихся в социальных услугах, определяет характер и объем необходимой помощи (ремонт жилья, обеспе-чение топливом, одежной, продуктами и т.п.), а также содействует госпитализации в лечебные учреждения, принятию на обслуживание нестационарными и стационарными учреждениями органов социальной защиты населения, консультирует по вопросам получения дополнительных льгот и преимуществ. Проводит работу в неблагополучных семьях. Разрабатывает программу реабилитационных мероприятий. Участвует в оформлении необходимых документов, добивается принятия отвечающих закону решений в официальных инстанциях. Координирует усилия различных государственных и общественных структур.

    Стремится максимально приблизить образ жизни своих подопечных к обычным для здоровых и благополучных людей условиям и нормам. С этой целью уделяет особое внимание выяснению желаний и возможностей участия человека в посильном труде по имеющейся про-фессии или готовности к профессиональной переподготовке, повышению квалификации.

    Социальный работник по указанию специалиста по социальной работе выполняет технические функции: покупку и доставку продуктов, лекарств, доставку вещей в прачечную, химчистку, оказание доврачебной помощи (измерение температуры, накладывание горчичников и т.п.), а также содействие в проведении уборок помещений, приеме пищи, обработке приусадебного участка и т.п. При необходимости берет на себя часть этих функций.

    Работает с людьми, проводит беседы, наблюдение за жизнью и бытом своих подопечных.

    Труд специалиста по социальной работе тарифицируется по 7-11 разряду, социального работника - по 3-5 разряду. Специалист по социальной работе может быть назначен (выбран) на руководящую должность директора или замдиректора дома-интерната для престарелых и инвалидов с тарификацией по 15-18 разряду.

    Труд указанных работников может быть специализирован по возрастным, социальным, медицинским критериям (обслуживание детей и подростков, пожилых людей, безработных, бездомных, слепых, глухих и т.д.).

    Возможна организация негосударственных структур социально-реабилитационной и трудовой направленности, функционирующей на хозрасчетной и спонсорской основе.

    2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

    Необходима осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, проявлять интерес к вопросам этики, права, социологии, медицины, экономики, профконсультации, трудоустройства.

    3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

    · Порядочность, честность и бескорыстие;

    · высокий уровень эмпатии;

    · целеустремленность;

    · сильная воля;

    · трудолюбие;

    · наблюдательность,

    · эмоционально-волевая устойчивость;

    · спокойный и приятный тембр голоса.

    4. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

    · заболеваниями сердечно-сосудистой системы,

    · нервно-психическими заболеваниями;

    · другими недугами, снижающими общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.п.

    5. БЛИЗКИЕ ПРОФЕССИИ (специальности)

    Воспитатель в общежитии, школе-интернате, обслуживающий персонал в больницах, преподавательская работа.

    6. Обучение

    Подготовка специалистов по социальной работе осуществляется в вузах, социальных работников – в средних специальных учебных заведениях.

    Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте - апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:

    Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

    Эмоциональные и психологические проблемы;

    Нужда и бедность;

    Алкоголизм и наркомания;

    Насилие и дискриминация;

    Национальные проблемы и миграция;

    Преступление и правонарушение;

    Безработица и профессиональная адаптация;

    Жилищная проблема;

    Опекунство, попечительство, усыновление;

    Родительская жестокость и другие.

    В настоящее время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Таким специалистом является социальный работник, в основные трудовые операции которого входит:

    Сбор и анализ информации о личности;

    Диагностика микросреды;

    Прогноз дальнейшего развития и социализации личности;

    Профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды;

    Организационно-коммуникативная педагогизация среды;

    Охранно-правовая защита;

    Образовательно-воспитательные задачи;

    Составление и ведение документации;

    Работа с педагогическим коллективом.

    Теперь это стало реально, но возникла новая проблема - угроза дискредитации профессии.

    Руководители учреждений, определяя должностной круг обязанностей социального работника, исходят из потребностей своего учреждения. Но, как это часто бывает, пытаются охватить все предметное поле профессии. Поэтому широко распространилась практика «латания дыр». Задача же специалиста социальной работы не в этом, она звучит так:

    «Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде». При этом социальный работник не должен ждать, когда к нему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с человеком и его семьей.

    Проблемное поле социальной работы огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работника конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.

    Для каждого учреждения нужен особый подход, так, например, в сельской средней школе на 100 учащихся приходится 8 детей, имеющих поведение называемое дезадаптивным, в социально-реабилитационном центре эта цифра значительно выше, она составляет 24 из 100 по результатам анкетирования, здесь и проявляется специфика работы социального работника в различных учреждениях.

    В своей практике специалист социальной работы выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он - посредник в контексте: «человек - семья - общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине.

    Одновременно работник социальной сферы - защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи.

    Также, социальный работник должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме.

    Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.

    Диагностическая функция . Основываясь на принципе адресности социальной работы, специалист определяет степень необходимости и достаточности социальной помощи для конкретного клиента, выявляет социальные и личностные ресурсы, которые могут быть использованы в целях улучшения его жизненной ситуации.

    В целостной диагностической процедуре можно условно выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых блока: диагностику социальной среды клиента и диагностику личности клиента. При этом первый блок направлен преимущественно на выявление социальных ресурсов, оптимизирующих ситуацию, и деструктивных факторов, «проблемных точек» среды, вызывающих ухудшение ситуации; второй блок направлен на выявление личностных ресурсов клиента.

    Полученная при этом информация в целом позволяет ответить на вопрос о соотношении активности клиента и специалиста в совместной деятельности, направленной на помощь (самопомощь) в трудной жизненной ситуации. При организации взаимодействия с клиентом специалист стремится не брать на себя решение его проблем, а мобилизовать личностные ресурсы клиента, сделав стимулирование процесса самопомощи основным направлением работы. Однако для этого необходимо ответить на вопрос: каковы реальные возможности клиента? Необоснованно полагаясь на отсутствующие или недостаточно развитые личностные ресурсы клиента, специалист может спровоцировать развитие ситуации, в которой клиент не сможет самостоятельно преодолеть трудности, что повлечет за собой неуверенность, тревожность и даже негативист- ские тенденции восприятия работы со специалистом.

    Прогностическая функция реализуется на уровне практической работы с клиентом (клиентами) и на административно-управленческом уровне. В обоих случаях при реализации прогностической функции специалист использует результаты проведенной социальной диагностики. В технологическом алгоритме эти уровни связаны последовательно. На основании поставленного «социального диагноза» специалист определяет потенциалы оптимизации наличной ситуации, степень вероятности позитивного разрешения проблем, а также качественный уровень ожидаемого результата.

    Специалист участвует в прогнозировании и программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, который является объектом его профессиональной деятельности. Прогностическая деятельность на административно-управленческом уровне может быть направлена на развитие системы конкретного учреждения социального обслуживания населения, а также на систему органов и учреждений социальной защиты города, района, субъекта РФ. На основе зондажно-информационного обследования, информационно-целевого анализа различной документации, социального картографирования и других методов социальной диагностики выявляются недостатки в деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе, определяются альтернативные траектории усовершенствования их деятельности, а также оптимальное соотношение возможных затрат и результатов в контексте каждой альтернативы.

    Физические, психические, социальные, духовные возможности, помогающие преодолевать трудную жизненную ситуацию и ее последствия, восстанавливать или формировать свои личностные или социальные качества, способствующие повышению социального статуса, у разных людей разные. Если в одном случае социальный работник ожидает хорошего результата работы с клиентом, то в другом - результативность может быть объективно снижена непреодолимыми обстоятельствами. В качестве примера рассмотрим социальную работу с двумя категориями клиентов: с безработными и лицами с ограниченными возможностями. В ситуации человека, потерявшего работу, утрачен существенный ресурс личности - участие в производственной деятельности, что влечет за собой ряд проблем различного характера. Однако восстановление данного ресурса позволяет устранить практически все неблагоприятные для человека последствия. В этом случае можно предполагать высокую результативность работы.

    В ситуации социальной помощи лицу с ограниченными возможностями потеря такого ресурса, как «здоровье», во многих случаях необратима. Тогда речь идет о компенсации утраченного ресурса, т.е. о максимально полном замещении его другим ресурсом. Здесь важно определить, какими будут идеальный результат, т.е. достижимый при максимально благоприятном стечении обстоятельств (при этом «идеальность» определяется не относительно результатов работы с другими людьми, а относительно того положения, в котором находится клиент в момент прогнозирования развития его ситуации), и оптимальный результат, который понимается как наиболее гармоничное соотношение затрат и достижений при решении социальных проблем клиента. На основании рсального прогноза определяются направленность, этапы и результативность возможного вмешательства.

    Организаторская функция . Специалист по социальной работе организует деятельность по оказанию социальной помощи клиенту или группе лиц. При этом в процессе организации деятельности специалист может занимать ряд позиций: исполнителя четко определенных заданий (поручений), организатора отдельного направления деятельности, координатора усилий различных лиц по организации конкретной деятельности.

    Виды деятельности, организуемые специалистами по социальной работе, существенным образом варьируют в зависимости от специфики учреждения, категорий обслуживаемых и основных потребностей клиентской группы. Специалист определяет в первую очередь ее целевой компонент. Важно, чтобы цели деятельности были адекватны той социальной проблематике, которая актуальна для конкретного городского микрорайона, поселка, села или другого типа поселения.

    Определив цель деятельности (например, организация досуга для детей из малообеспеченных семей микрорайона), специалист подбирает оптимальные формы достижения этой цели (массовый праздник, организация работы спортивных секций, кружков по интересам и т.д.), выбор цели и формы деятельности во многом обусловливает ее содержание.

    Организаторская функция позволяет на деятельностном уровне изменять жизненную ситуацию клиента (или группы клиентов); при этом возникает обратная связь по отношению к реализации диагностической и прогностической функций. Деятельность строится на основании поставленного «социального диагноза» и прогноза развития ситуации.

    В процессе деятельности происходят социальные изменения, которые фиксируются с помощью второго витка социальной диагностики, причем от степени изменений и их соответствия поставленной цели зависят эффективность деятельности и адекватность прогноза. При этом процесс развивается по спирали, т.е. на основании новых диагностических данных делается новый прогноз и организуется деятельность для достижения социально значимых целей.

    Посредническую функцию часто называют основной функцией специалиста по социальной работе. Общество - сложная многокомпонентная самоорганизующаяся система. Каждый член социума вовлечен во множество социальных связей, зависимостей, в совокупности составляющих микросоциум личности. Успешное функционирование человека в микросоциуме обусловлено рядом субъективных и объективных факторов, нарушение какой-либо социальной связи влечет за собой ощутимые последствия для человека в виде самых разных жизненных проблем.

    Так, например, потеря здоровья (инвалидизация) рождает множество проблем: социально-экономические - лишение привычного уровня обеспеченности, дисбаланс в сфере потребления (большая часть доходов тратится на поддержание уровня здоровья, платные медицинские процедуры, лекарства и т.д.), вынужденный уход из производственной сферы; социально-психологические - сокращение круга общения, ощущение собственной бесполезности, снижение самооценки, формирование негативно окрашенной Я- концепции и др.; социально-педагогические - трудности в воспитании детей, межличностные конфликты в семье и другие жизненные обстоятел ьства.

    Для решения возникших трудностей и проблем необходима помощь специалистов различных направлений, однако состояние личности, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, не позволяет человеку сделать несколько «стартовых усилий», т.е. искать координаты специалиста, записываться на прием, рассказывать о своих проблемах.

    Специалист по социальной работе, являясь, по определению многих авторов, «проводником социальных перемен», обеспечивает связь клиента со всеми необходимыми ему службами. Для реализации посреднической функции специалист аккумулирует информацию обо всем спектре предоставляемых в учреждениях услуг, условиях, формах, методах работы с клиентами. Социальный работник осуществляет связь с нужным специалистом, может охарактеризовать жизненную ситуацию клиента (с его согласия), т.е. фасилитирует процесс оказания профессиональной помощи представителями других профилей и, следовательно, процесс получения помощи клиентом.

    Инновационная функция. Специалист по социальной работе в деятельности, направленной на преобразование социума, стремится к использованию наиболее эффективных методов и технологий работы.

    Чтобы совершенствовать систему социальной поддержки населения, деятельность специалиста должна носить инновационный характер, т.е. включать в себя новые методические, технологические компоненты.

    Инновационная функция специалиста реализуется в творческом подходе к принятым технологиям социальной работы (постоянном анализе их использования, выявлении сильных и слабых сторон, введении новых технологических компонентов), в интеграции в практику социальной помощи существующего инновационного опыта (в том числе опыта учреждений, имеющих статус экспериментальных площадок, опыта других регионов Российской Федерации, зарубежных стран и т.д.).

    Мотивационная функция социального работника выражается в создании мотивообразующих условий для включения клиента в дсятельность по преодолению трудной жизненной ситуации, а не в том, чтобы решить за него его проблему. Наличие односторонней активности в системе взаимодействия «специалист -клиент» чревато, во-первых, развитием иждивенческой позиции клиента, возникновением социальных ожиданий удовлетворения потребностей без собственных усилий и, во-вторых, низкой эффективностью деятельности.

    Возникшая у человека трудная жизненная ситуация может быть преодолена только в результате его собственных усилий, специалист по социальной работе в этом случае поддерживает, направляет, корректирует действия личности, обеспечивает наличие необходимой информации, снимает или уменьшает противодействие различных социальных барьеров, но не «решает проблему за клиента».

    Среди основных препятствий, затрудняющих принятие и реализацию активной деятельностной позиции относительно существующей проблемы, можно назвать: неуверенность клиента в своих силах, страх неудачи; отсутствие или недостаток информации, обеспечивающей эффективность деятельности; отсутствие социальных умений и навыков реализации, необходимых для решения проблемы поведенческой траектории.

    Для преодоления выявленных у клиента трудностей специалист использует следующие методы и приемы работы:

    • - консультирование, направленное на повышение самооценки клиента;
    • - включение клиента в деятельность, способствующую достижению положительного результата (создание ситуации успеха);
    • - социальное научение клиента, включающее информативный и поведенческий блоки, и др.

    Защитная функция специалиста по социальной работе реализуется в случаях, когда трудная жизненная ситуация вызвана неправомочными действиями третьих лиц, нарушающими права и свободы клиента. Специалист может выступать в качестве инициатора судебного разбирательства по установленному факту нарушения прав и свобод клиента, свидетеля на судебном заседании, а также, если это необходимо, в качестве общественного защитника.

    Профилактическая функция. Современная социальная ситуация в Российской Федерации характеризуется интенсивной динамикой развития социальных патологий: распространением наркомании, алкоголизма, проституции среди несовершеннолетних. Социальные патологии продвигаются, как правило, из более крупных населенных пунктов в мелкие.

    Анализ ситуации в крупных городах позволяет прогнозировать развитие неблагоприятных социальных явлений в других типах поселений.

    Устранение негативных последствий формирования стереотипов девиантного поведения требует крупных финансовых затрат. Кроме того, эффективность подобной деятельности при наличии устойчивых поведенческих отклонений не всегда соотносится с показателями затратности ресурсов. Поэтому реализация профилактической функции - одно из основных направлений социальной работы.