Координационный советпо развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Разъяснение о функционировании системы нмо и образовательных баллах Нужно ли набирать баллы для аккредитации

В настоящее время в работаю в должности старшего преподавателя вуза, и очень часто мне приходится отвечать на возникающие у студентов вопросы, связанные с их будущей профессией, в том числе касающиеся аккредитации. Чтобы мои знания не носили чисто теоретический характер, я решила провести эксперимент, и на собственном опыте проверить, как проходит процесс зачисления баллов в системе непрерывного фармацевтического образования. Вот что из этого получилось.

Внедрение системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования идет полным ходом. Провизоры, уже имеющие на руках действующий сертификат специалиста, могут пройти процедуру ресертификации в любое время до 2021 года. И пока для них вопрос набора баллов, или кредитов, или зачетных единиц (ЗЕТ) не является актуальным. Другое дело – провизоры, получившие диплом вуза в 2016 году и позднее. Они должны уже в этом году начинать набирать баллы в системе НМО.

Первый шаг, без которого не может идти речи ни о каких баллах, это регистрация на портале для специалистов в сфере здравоохранения Портал www. edu.rosminzdrav.ru обеспечивает организацию и учет образовательной активности в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Второй шаг – регистрация на другом портале www.sovetnmo.ru . Это – сайт координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Путем несложной процедуры оба сайта синхронизируются в личном кабинете.

Важный момент – только мероприятия, аккредитованные на втором сайте, дают кредиты освоившим их специалистам. Со списком планируемых мероприятий можно ознакомиться там же.

О подходящем мероприятии, которое принесло мне целых шесть кредитов, я узнала случайно, от коллег, буквально за сутки до его начала. Это была очная научно-практическая конференция «Организация надлежащей аптечной практики субъектами розничной торговли товарами аптечного ассортимента». Можно было, вероятно, спланировать участие заранее, но для этого необходимо было, как я теперь понимаю, регулярно самой отслеживать информацию на сайте.

Проходившая в Москве обучающая конференция заинтересовала руководителей аптечных учреждений, зал был полон. Из плюсов отмечу актуальный материал, хорошую подачу (спасибо спикеру Елене Неволиной, исполнительному директору НП «Аптечная гильдия»). Также заведующие аптек имели возможность задать интересующие их вопросы и получить на них ответы. На слайдах было много информации, связанной с нормативной документацией, записать которую полностью от руки не представлялось возможным без превращения конференции в диктант. Поэтому обещание организаторов предоставить материалы вызвало у коллег одобрение. Через несколько дней я получила презентации на свой электронный адрес.

Не обошлось без проверки усвоения аудиторией информации конференции. Слушателям были предложены тестовые задания по обсуждаемой теме. На мой субъективный взгляд, вопросы были несложными. Именной сертификат участника с кодом, по которому зачисляются кредиты, выдавался в бумажном виде по окончании мероприятия. Организаторы приложили инструкцию, как осуществить процесс зачисления баллов. Судя по тому, что баллы видны в моем личном кабинете, я, следуя рекомендациям, успешно внесла это мероприятие себе в портфолио и получила шесть баллов.

Было ли то, что мне не понравилось, или вызвало вопросы? По итогам первого мероприятия я могу отметить только один существенный минус – механизм информирования о них. О предстоящей конференции по моей специальности, за участие в которой можно получит целых шесть баллов (есть мероприятия, дающие всего 1-3 балла), я узнала случайно. Было бы неплохо получать рассылку о намечающемся образовательном семинаре, если уж есть регистрация на сайте НМО и указана специальность, по которой имеется сертификат. Возможно, такая функция есть, но пока ни об одном аккредитованном мероприятии я из рассылки не узнала.

На этом мой опыт получения баллов не ограничился. Как преподаватель, я нуждаюсь в новой актуальной информации, поэтому участвую в том числе и в дистанционных образовательных мероприятиях – онлайн-семинарах. О них я не нашла информации ни на сайте Национальной фармацевтической палаты, ни на ресурсе Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Информацию об онлайн-семинарах я получаю из регулярных рассылок, выбираю интересующую меня тему и удобное для меня время, а потом в течение часа слушаю трансляции видеолекций через интернет.

Причем за сутки до начала мероприятия приходит СМС-уведомление плюс письмо на e-mail о том, что я на него зарегистрировалась. То же самое происходит перед самым началом семинара. Из трех онлайн-семинаров я не пропустила ни одного только благодаря напоминаниям. В конце семинара предлагается контрольное тестирование, успешное прохождение которого плюс присутствие на семинаре не менее 45 минут гарантируют получение ссылки на сертификат участника, в котором есть код для начисления баллов. За онлайн-семинары полагается от 1 до 3 кредитов. На личной странице доступна также презентация лектора.

Не обошлось и без проблем. Не всегда прослушанные презентации открываются корректно. Но главное – начислить баллы на сайте НМО я не смогла, несмотря на соответствие специальности, наличие инструкции, уникальный код на сертификате и регистрацию на всех возможных ресурсах, связанных с непрерывным медицинским и фармацевтическим образованием. Вполне возможно, я что-то сделала неправильно... На мой взгляд, если уверенный пользователь ПК в течение часа не может внести информацию в портфолио – это сигнал для разработчиков программного обеспечения. А возможно, мероприятие не аккредитовано на сайте,указанном выше...

В любом случае, в данный момент еще происходит отработка технических деталей, и хочется верить, что к моменту полного перехода всех без исключения специалистов медицины и фармации к аккредитации эти проблемы останутся в прошлом.

6 июня на нашем портале была опубликована статья «От сертификации к аккредитации: что было, что будет» . Публикация вызвала шквал обсуждений в сообществе «Врачи РФ», и мы решили опубликовать наиболее интересные отзывы (имена и ники пользователей изменены).

Раньше времени

Медработников, однозначно приветствующих новую систему аккредитации, немного. В основном врачи только привыкают к новым условиям и надеются, что все как-нибудь образуется.

Виктор Ч. пишет: «В очередной раз бежим впереди лошади - приказов-то нет».

Степан М.: «Все сказанное – лишь прожекты по НМО. Будет документ - будет, о чем задуматься. А пока не грузите себя несбыточными проектами».

Кто-то уверен в том, что новые правила и порядки еще будут многократно переработаны. «К 2021 году еще много раз все поменяется. Не стоит сейчас сильно переживать», - считает пользователь Л.

Кто-то, наоборот, убеждает, что система уже работает, и пути назад нет. «Слушала 5 дней назад доклад директора Казанской государственной медицинской академии, - пишет врач Н. - Задали ему вопрос, надо ли регистрироваться в системе НМО и зарабатывать баллы тем, кто проходил сертификационный цикл в 2015 г. Он ответил, что все обязаны участвовать в “сборе баллов” и ничего другого он не знает».

Непонятно, зачем

Обсуждение во врачебном сообществе показало, что далеко не все медработники разобрались в целях проводимых реформ. Многие спрашивают, зачем вообще нужны реформы в системе НМО?

Александр Н.: «Непонятно, зачем это? Улучшить качество оказания помощи? Так это не так надо делать…».

Многие врачи уверены, что прежняя система обучения была лучше.

«Все эти реформы и погубили всю советскую систему здравоохранения. Я лично против всех реформ. Надо готовить в вузах знающих свою специальность врачей. Наблюдал за новыми врачами и убедился: знаний у них еще недостаточно. Советская система ЗО была на высоком уровне, а теперь все перевернули, а до ума так и не довели. И это все сказывается на здоровье наших россиян», - убежден Василий З.

Как будет на практике?

Вопросов у представителей врачебного сообщества относительно того, как новые правила будут претворяться в жизнь, очень много. Денис Г.: «На федеральном уровне до сих пор нет регламентирующих документов. И сразу возникает вопрос: те, кто не успеет за 2016 год набрать свои 50 баллов, пока идет эта неразбериха, или в любой другой год пятилетки, что они будут делать в 2021 году? Их отстранят от работы?».

«В статье говорится, что действовавшая ранее система сертификации сохранится до 1 января 2021 года. Полностью перейти на процедуру аккредитации планируется в 2026 году. А с 2021 по 2026 гг. что будет?»

Есть немало комментариев и от тех, кто уже столкнулся с новыми правилами.

Елена З.: «Очень неудобный вид обучения. Даже вебинары посетить не удается - проблема с компом. Ни с планшета, ни со стационарного не получается. Да ну их, эти навороты. Надеюсь, пройду по-старому в 2020 году сертификационные курсы».

«Нас вообще не направляют, курсы 36 часов без отрыва от производства. Приедет лектор на 2 дня, прочитает лекции (а у меня в это время прием). А дальше сами, когда хотите, в интернете…», – жалуется Алина И.

Однако те, кто уже имел возможность опробовать новую систему НМО, оценили ее достоинства.

«Я зарегистрировалась, вступила в эту систему, которая меня очень пугала и напрягала. И знаете, оказалось, не так этот сайт страшен. Сначала пришлось, конечно, покопаться, так как у меня гинекология, модулей было предостаточно. Я спокойно набрала 14 зетов, что будет с 36 зетами, понятия не имею, но пока все устроило», – отмечает Ольга.

Не в ладах с IT

Одни врачи жалуются на несовершенство программ дистанционного обучения. Для других – использование современных средств коммуникации представляет реальную проблему.

Даниил Л. недоумевает: «Интересно, что делать людям, не дружащим с компьютером или банально не имеющим интернета? Это ведь достаточно большой контингент…»

Но есть и те, кто подчеркивает, что работе на компьютере можно научиться в любом возрасте, было бы желание.

«Периодически обсуждается вопрос, что врач без знания английского языка - почти не врач, - отмечает Нина Р. - Но без умения работать на компьютере в современном мире уже точно нельзя. У нас, когда ставили компьютеры в регистратуре, две пенсионерки категорически отказались на них работать, пришлось уволиться. Другие две, тоже пенсионерки, освоили программы и продолжают благополучно работать. Так что, кто хочет – тот работает».

Ее поддерживает врач под ником Z: «У нас пенсионеры нынешние уже больше 15 лет работают на компьютере, и даже некоторые недавние непенсионеры писали проги, а то, что многие доктора ЛПУ лучше наших IT знают комп, у нас даже не обсуждается, это очевидно! Есть врач за 80, который очень хорошо в программе работает».

Платное образование

Особое возмущение у многих вызывает необходимость платить за НМО. Так, врач Анна пишет: «Минимальную стоимость я видела 5 тысяч. Вам работодатель оплачивает? Мне нет, а платить каждый год из своего кармана и брать отпуск за свой счет - извините, но тогда дешевле не работать в бюджетных организациях».

Ольга К. отвечает: «Поэтому я перешла окончательно в медцентр. Мои курсы 36 часов стоят около 4-5 тысяч. Думаю, осилю даже, если мне не оплатит работодатель, и на неделю отпустят, а что делать?».

Задумываются об уходе

Новшества в системе НМО вызывают подчас такой стресс, что некоторые опасаются массового ухода из профессии.

Надежда К, рассуждает: «Будет вот что: врачи, которые сейчас получают сертификаты, проработают последние 5 лет и все! Как многие говорят у нас на работе: хватит, мы уйдем! Так что, лет через 5 большинство пенсионеров уйдет».

Мария разделяет эти опасения. «Мы работаем, не поднимая головы. Перерабатываем. Однозначно нет желания заводить личные кабинеты и шариться в них. Нет сил даже легкое чтиво почитать. Так что греет одна мысль, что по возрасту можно будет уже развернуться и уйти…», - пишет она.

Что делать?

Среди участников обсуждения немало и тех, кто не только критикуют, но и выступают с предложениями.

Виктор Р. Предлагает не торопиться: «Переход на НМО должен быть постепенным и добровольным. Вот это и будет честное голосование. А сейчас “за” только продавцы баллов».

«В каждом учреждении надо создать компьютерный класс и выделить время врачам для работы в программах НМО», – считает врач под ником Светлана.

«В НМО очень неудобно то, что дома на компе надо что-то изучать, а затем экзаменоваться. Условий и времени нет. Лучшим вариантом было бы оставить учебу один раз в пятилетку, как сейчас, и проводить конференции по специальностям с выдачей удостоверений. И интернет-ресурс сделать более удобным, с размещением базовых и новейших учебных материалов. Систему баллов пока лучше не вводить, т.к. все врачи находятся в очень разных условиях - время, финансы, наличие технических возможностей, удаленность от мест проведения мероприятий», - пишет Наталья.

«В любом случае, врач не должен быть «охотником за баллами»! Ибо это унизительная процедура. В идеале надо оставить циклы по 144 часа каждые 5 лет, но посвящать эти занятия только новым методам и схемам лечения + разборам встречающихся «косяков» в медицинской практике», - уверен пользователь АГ.

«Очень удобный вариант для непрерывного обучения – это лекции, конференции, проводимые профессорами и другими корифеями медицины. Это удобно всем врачам, очень эффективно в получении знаний… Не надо усложнять, закручивать, мучить врачей…», - пишет врач под ником ГС.

***

Как видим, пока грядущая аккредитация вызывает не только непонимание и настороженность. Но очевидно, что без четкой организации всей процедуры сложно ожидать понимания со стороны врачебного сообщества и активной вовлеченности в процесс обучения.

Давайте разберемся что такое НМО и зачем это нужно врачам.

НМО

НМО - непрерывное медицинское образование. Новая форма получения сертификата для осуществления профессиональной деятельности.

Раньше, чтобы получить новый сертификат, необходимо было пройти курс повышения квалификации в объеме 144 часов. Назовем этот путь «старой» программой.

С 1 января 2016 года произошли изменения в допуске к профессиональной деятельности. «Новая» программа называется - аккредитация специалиста .
Обновление от 19 июня 2017 - Переход к системе НМО необязателен - .

Если вы получили последний сертификат до 1 января 2016 года

Чтобы получить новый сертификат - выберите один из двух вариантов:

  1. Пойти по «старой» программе. В объеме 144 часа с получением сертификата.
  2. Пойти по «новой» программе. В этом случае 144 часа делятся на 108 + 16 + 20 часов:
    108 часов - прохождение цикла в ВУЗе;
    16 часов - участие в мероприятиях: конференции, семинары, мастер-классы, онлайн вебинары, интернет-лекции;
    20 часов - при самостоятельном изучении электронных учебных модулей.
    В итоге получаются те же 144 часа, Вы получаете сертификат на следующие 5 лет.

Если вы получили последний сертификат после 1 января 2016 года

Вариантов нет, Вы вошли в систему НМО.

Обновление от 19 июня 2017 - Переход к системе НМО необязателен даже для тех, кто получил сертификат после 1 января 2016 года - .

Как войти в систему НМО:

  1. Регистрируетесь на порталах Координационного совета и «РосМинздрава»;
  2. Обучаетесь по индивидуальному пятилетнему циклу;
  3. Получаете допуск к аккредитации;
  4. При успешном прохождении аккредитации получаете сертификат сроком на 5 лет.

В системе НМО меняется количество часов. Вместо привычных 144 часов - 250.

250 часов делятся на пять лет, по 50 часов в год:

  • 14 часов - образовательные мероприятия: конференции, мастер-классы, электронные учебные модули.
  • 36 часов - циклы в ВУЗах. Вы можете пройти один цикл в объеме 36 часов или два цикла по 18 часов.

В год необходимо набрать 50 часов, если Вы наберете больше, они не будут учитываться. В итоге за пять лет вы набираете 250 часов и получаете допуск к аккредитации.

Как перейти к НМО

Чтобы Вам перейти к НМО, нужно зарегистрироваться на двух порталах. На сайте Координационного совета http://www.sovetnmo.ru/ и на портале «РосМинздрав» http://edu.rosminzdrav.ru/

Индивидуальный план обучения

Для НМО Вам нужно составить индивидуальный план обучения.

Информация о новых учебных мероприятиях и электронных учебных модулях размещена на сайте Координационного совета http://www.sovetnmo.ru/. После регистрации вы сможете выбирать мероприятия, которые планируете посетить. Выбранные мероприятия появятся в разделе «План обучения».

А в личном кабинете на портале «РосМинздрав» http://edu.rosminzdrav.ru/ размещена информация о всех циклах повышения квалификации в ВУЗах.

Баллы за мероприятия и что с ними делать

Для определения трудоемкости в НМО применяют баллы. Один балл равен одному академическому часу. При получении свидетельства, обратите внимание на количество баллов. В зависимости от того сколько часов длилось мероприятие, столько баллов вы получите. Максимально за одно мероприятие можно получить 12 баллов.

Чтобы использовать полученные баллы за мероприятия вновь обратитесь к сайту Координационного совета http://www.sovetnmo.ru/. Зайдите в раздел «План обучения», введите код в поле и сразу увидите информацию о пройденном мероприятии. Информация об изучении электронных образовательных модулей добавляется в раздел «План обучения» автоматически.

В следующих выпусках

  • Как зарегистрироваться?
  • Как и зачем связывать порталы?
  • Как составить индивидуальный план обучения?

Пишите вопросы в комментариях - ответим.

Чтобы узнать о новых статьях: подписывайтесь

Как и какие баллы НМО начисляются медицинским специалистам, которые вступили в систему непрерывного медицинского образования? Об этом расскажем в статье

Публикация актуальна для медицинских и фармацевтических работников, повышающих квалификацию и осваивающих программы профессиональной переподготовки по направлению

Когда нужно начинать получать баллы НМО?

Многие специалисты задают вопросы о сроках вступления в систему непрерывного медицинского образования. Ситуации бывают разные. Приведём некоторые из них.

Нужно или не нужно переходить на систему НМО?

  • Получил сертификат после 1 января 2016 года?

Если специалист получил сертификат после 1.01.2016 г., то он должен перейти в систему НМО.

  • Еще получу сертификат в 2019, 2020, 2021 году?

Те специалисты, которые еще могут пройти сертификацию по старой системе (до 1 января 2021 года), могут отложить вопрос о накоплении баллов НМО до того момента, когда получат свой сертификат.

  • Получила сертификат после 1 января 2016 года, и ушла в декрет?

В отношении этой категории специалистов действуют общие правила. То есть нужно копить баллы НМО. На сегодня нет судебной практики по таким ситуациям, когда гражданин находился на декретном отпуске и пропустил сроки по аккредитации.

  • У меня несколько специализаций. По каждой получать баллы НМО?

Некоторая часть медицинских работников имеют профессиональную подготовку по нескольким специальностями: например, акушер-гинеколог + УЗИ + онкология. Неужели им придется по каждой специальности набирать баллы по отдельности?

Ответ : да. Специалисту придётся по каждому направлению набирать баллы. Но есть небольшой нюанс, который позволяет сэкономить и время, и деньги. Для этого нужно стараться выбирать такие курсы повышения квалификации или образовательные циклы, которые охватывают максимальное количество специализаций. Например, в Академии СНТА есть такие циклы, которые рассчитаны на несколько специальностей.

Имея сертификат врача-рентгенолога, специалиста по компьютерной и магнитно-резонансной томографии, врача ультразвуковой диагностики, оториноларинголога, можно получить баллы по каждой из специальностей за 1 образовательный цикл.

Совет: ищите такие циклы, где можно получить баллы по 2-3 вашим специализациям.

Какие виды баллов НМО существуют?

В системе НМО нужно за 5 лет накопить не менее 250 баллов. В медицинском сообществе ходили слухи, что количество снизят. Но пока это на уровне слухов.

Каждый код специалисту нужно набирать по 50 баллов. Но среди этих 250 баллов есть 2 вида:

  • Баллы за очные мероприятия. К очным мероприятиям относятся конференции, вебинары. Да, вебинары тоже являются очными мероприятиями. Очная форма обучения в законе определяется как форма обучения, где имеет место общение между преподавателем и слушателем (обучающимся).
  • Баллы за образовательные циклы (их старое название – сертификационные циклы). Эти циклы могут проходить как непосредственно на месте образовательного учреждения, так и дистанционно в форме вебинара.

Сколько нужно баллов НМО по каждому виду, и где их получить?

Баллы за очные мероприятия – 14 часов в год х 5 лет = 70 баллов НМО

Баллы за образовательные циклы – 36 часов в год х 5 лет = 180 баллов НМО

Итого: 250 баллов за 5 лет.


Что касается баллов за образовательные циклы, то тут можно получать единовременно 36 баллов за 1 курс, можно также искать два разных курса по 18 часов, где начислят по 18 баллов каждый.

Чтобы получать баллы за очные мероприятия (14 баллов в год) нужно быть зарегистрированным на портале Координационного совета .

Чтобы получать баллы за образовательные циклы, надо зарегистрироваться

С 2016 года российских медиков ждут большие перемены: сертификация и циклы повышения квалификации раз в 5 лет уйдут в прошлое. Вместо этого будут аккредитация и новая система непрерывного медицинского образования. Что конкретно изменится для врачей, и как будут внедряться новшества, рассказал член Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования минздрава России Залим Балкизов .

Как будет проходить аккредитация врачей с 2016 года?

Согласно федеральному закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», с 1 января 2016 года сертификацию медицинских работников заменит аккредитация. Свидетельство об аккредитации будет допуском к медицинской и фармацевтической деятельности. Первыми его получат новоиспеченные стоматологи и фармацевты - выпускники медицинских вузов 2016 года. А с 2017-го аккредитация ждет всех остальных выпускников.

Процедура будет включать три этапа: тестирование, оценку компетенций на симуляционном оборудовании, решение клинических задач . Причем задания для первого этапа уже известны: на сайтах Минздрава России (www.rosminzdrav.ru) и Методического центра аккредитации (www.ffos.ru) опубликованы 3500 тестов по стоматологии и 3200 - по фармации. Из этих вопросов будут составлять индивидуальные наборы заданий для экзамена - его можно «прорепетировать» онлайн. В режиме подготовки система предложит 60 заданий с четырьмя вариантами ответов и даст на их решение 90 минут.

Как будет внедряться аккредитация медработников?

Все, но не сразу

Аккредитацию медиков будут внедрять поэтапно. Так что пока разрешение на работу еще можно получить «по-старинке». Сертификаты специалистам, уже работающим в системе здравоохранения, продолжат выдавать до 2021 года, а действовать они будут до 2026 года.

Повышение квалификации по-новому

Еще одна важная реформа 2016 года - внедрение новой модели непрерывного медицинского образования (НМО). Повышать квалификацию врачи и медсестры теперь будут не один раз в 5 лет, а постоянно. «Сложившаяся практика, когда медработник повышает квалификацию раз в пятилетку, давно устарела, - уверен Залим Балкизов. - При такой системе дополнительного профессионального образования (ДПО) знания врача обновляются медленнее, чем сама медицина. Наука не стоит на месте: постоянно внедряются современные методы лечения и диагностики, на рынок выходят новые лекарства. А некоторые привычные препараты, напротив, выходят из оборота, потому что обнаружились серьезные побочные эффекты, или лекарство стало бесполезным. Едва ли врач будет знать все это, обучаясь раз в 5 лет. Тем более что циклы повышения квалификации зачастую сводятся к повторению изученного на 6 курсе медицинского вуза».

Как изменится дополнительное образование медработников?

Предполагается, что новая модель непрерывного медицинского образования поможет упорядочить «разболтавшуюся» систему ДПО. Чем же новая модель НМО будет принципиально отличаться от старой? Вместо 144 часов повышения квалификации 1 раз в 5 лет, которые умещались в 4 недели, у медиков будет 250 часов обучения в течение 5 лет. За год медработник обязан набирать не меньше 50 часов (или баллов) образовательной активности. «Не обязательно получать баллы за один раз, - поясняет Залим Балкизов. - Врач может пройти короткие обучающие циклы по 18 часов, посетить конференцию, дистанционно изучить электронные образовательные модули и т.д.

Где совершенствовать знания - на конференциях, симуляционных тренингах, мастер-классах или привычных циклах повышения квалификации - специалист решает сам. Но выбирать виды образовательной активности можно только из тех, что одобрены Координационным советом минздрава России по непрерывному образованию. Таких материалов уже предостаточно на сайте edu . rosminzdrav . ru . Здесь должен будет зарегистрироваться каждый, кто вступает в систему непрерывного медицинского образования. После этого можно составлять собственный план обучения, выбирать электронные материалы и мероприятия, следить за накопленными баллами. «За 5 лет медработнику нужно набрать 250 баллов и подтвердить это отчетом, - продолжает Залим Балкизов. - Причем большую часть всех баллов (от 70%) надо получить именно по своей специальности, а не по смежным».

Потом специальная комиссия проверит отчет. Если нареканий не будет, медика допустят к аккредитации. Те, кто пройдут ее успешно, смогут работать дальше и копить баллы для очередного повышения или подтверждения квалификации.

Нет баллов - нет аккредитации?

Систему НМО, как и аккредитацию медработников, будут внедрять поэтапно. С 2016 года в непрерывное образование включатся те, кто в этом году впервые пройдут аккредитацию или в последний раз получат сертификат. С 2017 года - следующая «партия». Каждый год в систему НМО будут входить по 120-150 тысяч медиков, и в конце концов это коснется всех.

- Без портфолио на портале НМО ни один врач не будет допущен к первичной или повторной аккредитации . Следовательно, не сможет дальше работать, - подчеркивает Балкизов. - Вот мой сертификат хирурга действителен до 2017 года. В следующем году я в последний раз пройду сертификационный цикл и сразу вступлю в систему НМО. Если к 2022 году накоплю 250 баллов, смогу пройти реаккредитацию и получу право работать хирургом.

А что если по каким-то причинам специалист не успеет набрать заветные баллы? Эксперт Координационного совета обнадеживает: «Будем искать какой-то выход. Дадим дополнительный срок, чтобы медработник прошел интенсивные курсы и добрал недостающие баллы. Так делают в большинстве развитых стран. На них мы и ориентировались, меняя систему непрерывного медицинского образования. НМО в Европе уже давно реализуется по этим принципам: 250 часов - за 5 лет и не меньше 50 часов - в год».

«Подводные камни» новой системы

Правда, чтобы перейти на европейские стандарты, в российской системе медицинского ДПО надо многое изменить. Пресловутые 250 часов обучения за 5 лет - система совершенно новая для медвузов. А значит, нужно менять учебные программы, согласовывать их с экспертной комиссией минздрава. «Министерство сейчас прорабатывает новую форму обучения - по 18 часов, т.е. всего по два дня, - говорит Залим Балкизов. - За это время врач может посетить симуляционный курс, семинар или мастер-класс, изучить дома часть образовательных материалов. Если разбить на такие «отрезки» все 250 часов обучения, работодателям не нужно будет отпускать врача на целых 4 недели, искать ему специалиста на замену. Так будет удобнее для руководителей, но самим медработникам эта система может не понравиться. Ведь многие расценивают циклы повышения квалификации как дополнительный отпуск и не хотят его терять».

Впрочем, сами руководители пока неохотно отпускают врачей даже на однодневные конференции. В подтверждение тому - первые результаты пилотного проекта НМО, который стартовал в России в конце 2013 года и продлится до 2020-го. В рамках проекта 569 участковых терапевтов, врачей общей практики и педиатров из 15 регионов страны начали повышать квалификацию по-новому. И тут же столкнулись со сложностями: руководители медучреждений не отпускают на образовательные мероприятия. Так, конгресс союза педиатров из 20 московских врачей-участников пилотного проекта смогли посетить только три.

Есть и другая проблема: далеко не все медики хорошо владеют компьютером и интернетом. А без этих навыков включиться в систему НМО будет трудно. Около 30% участников «пилота» уже признались, что работа с электронным портфолио дается им с трудом. «Участие в пилотном проекте побудило многих специалистов научиться работать в интернете, - комментирует Залим Балкизов. - В итоге часть врачей стала активнее пользоваться интернетом, кто-то купил ноутбук. У людей была потребность получить такие навыки, и они их освоили. А пока врач раз в 5 лет посещает образовательные циклы, ему и не нужен интернет».

Анастасия Леменкова