Какой закон является основополагающим для банков. Современное банковское законодательство в российской федерации. Банковское право и финансовое

Банковское законодательство довольно подробно, что связано с особой важностью для общества банковских услуг. Интересы банков неразрывно связаны с интересами их клиентов и все происходящее в этой сфере оказывает немедленное влияние па экономику в целом. Закон регламентирует практически все основные вопросы деятельности банков: создание, ликвидацию, государственное управление этой сферой. Особенное внимание законодатель обращает на безопасность банковской деятельности.

В литературе мы часто встречаем термин «банковское право», означающий совокупность специфических норм, регулирующих банковскую деятельность. Данная позиция обычно объясняется

Кредитные организации

Коммерческие банки

Небанковские

кредитные

организации

Банковское право

социальной важностью банковской деятельности, что, на наш взгляд, является принципиально неверным как с научной, так и с практической точки зрения. Этот подход полностью игнорирует классические основания деления системы права на отрасли, которыми являются, как известно, особые предмет и метод правового регулирования. Но уникальных «банковских» общественных отношений, которые могли бы стать предметом отрасли банковского права, и тем более уникального банковского метода, не существует. В этой сфере мы имеем дело лишь с некоторым набором тех или иных хорошо известных нам гражданских (диспозитивных) или административных (императивных) отношений. Первые возникают, например, при заключении договоров с участием банков, а вторые - в процессе государственного регулирования банковской деятельности. Указанные отношения настолько противоположны по своей юридической сути, что не могут быть помещены в одну группу. Это обстоятельство убедительно доказывает, что банковское право не является самостоятельной отраслью права.

Вместе с тем отсутствие статуса самостоятельной отрасли не умаляет важности эффективного регулирования банковской

деятельности. Для верной научной оценки природы банковского правового регулирования необходимо, прежде всего, различать понятия: отрасль права и отрасль законодательства. В отличие от объективной по своему характеру отрасли права, законодательство субъективно. Его структуру и объем определяет человек, законодатель, государство по своему усмотрению и в своем интересе. Таким образом, нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность, не свидетельствуют о наличии самостоятельной отрасли банковского права, а представляют собой лишь банковское

Банковское право не является самостоятельной отраслью права.

Отрасль права и

отрасль

законодательства

законодательство.

Важный признак этой отрасли - комплексность банковского законодательства. Это обусловлено тем, что нормы, регулирующие банковскую деятельность, принадлежат различным основным отраслям (гражданскому, административному, уголовному, процессуальному и т. д.). В нормативных актах эти нормы соседствуют друг с другом, обеспечивая банковскому законодательству очень высокий уровень комплексности.

Актуальность теоретического вывода об отсутствии у банковского права признаков самостоятельной отрасли состоит в том, что такой подход препятствует обособлению банковского регулирования от общей системы правил гражданского, предпринимательского законода­тельства и запрещает создание в этой сфере неких собственных, «банковских» правил, отличных от тех, которым подчинены все остальные предприниматели. Эта позиция науки укрепляет практику банковского регулирования, делает ее цельной, ограничивая произвол законодателя.

Банковские нормативные правовые акты образуют систему банковского законодательства, состоящую из общих и специальных актов. В зависимости от юридической силы, они расположены иерархичпо и образуют два уровня: законы и подзаконные акты.

Вершину этой пирамиды составляют федеральные конституционные законы, среди которых первое место отводится Конституции РФ, где сосредоточены основные принципы регулирования банковской деятельности в нашей стране. Далее располагаются федеральные законы, акты высшей юридической силы, образующие фундамент банковского законодательства. Они выполняют

Комплексность

банковского

законодательства

172 НефёдовД.В. Правовой статус коммерческого банка. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1994. С. 11.

консолидирующую роль и содержат общие и специальные нормы.

Специальное банковское законодательство представлено Федеральным законом от 2 декабря 1990г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» в редакции от 21 июля 2005 г. т (далее также: Закон о банках); Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 174 (далее также: Закон о ЦБР); Федеральным законом от 25 февраля 1999г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; 175

Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», 176 Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» 177 и др.

Отдельные вопросы банковской деятельности регулируются общими федеральными законами, которые хотя и не посвящены полностью банкам, но также содержат важные нормы, регулирующие их деятельность. К этой группе, в первую очередь, следует отнести ГК РФ в части норм о банковских договорах и расчетах, где выделены следующие договорные институты: договор банковского счета (гл. 45, ст. 845-860), договор банковского вклада (гл. 44, ст. 834-844), кредитный договор (§ 2 гл. 42, ст. 819-821), договор финансирования под уступку денежного требования (гл. 43, ст. 824-833), а глава об обеспечении исполнения обязательств содержит нормы о банковской гарантии (§ 6 гл. 23, ст. 368-379). Сюда же можно отнести: Федеральный закон от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном

173 Российская гачета. 2005. № 163.

174 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

175 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097. |76 СЗРФ. 2005. № 1.Ст. 44.

177 СЗ РФ. 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5029.

Специальное

банковское

законодательство

Федеральные законы

Подзаконные акты

регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 7 августа 2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», 174 Федеральный закон от 22 апреля 1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее также: Закон о ценных бумагах) 8() и многие другие.

Другая группа - это подзаконные акты: указы Президента РФ, акты Правительства РФ, отдельные акты министерств и ведомств. Акты этой группы направлены па различные цели: проведение различными органами согласованных мер в сфере денежно-кредитной политики или на решение конкретных вопросов в банковской сфере. Они многочисленны, служат разъяснению, уточнению законов и не должны им противоречить. Основное число таких актов составляют нормы Банка России, которые издаются в соответствии со ст. 7 Закона о ЦБ РФ в форме указаний, положений, инструкций. Особенностью этих актов является то, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 указанного закона они имеют обязательный характер для федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, поэтому их нельзя отнести к категории только ведомственных актов.

Банковское право – совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, то есть устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций, регулирующих публичные отношения банков, а также их частно-правовые отношения с клиентами. Другими словами, банковское право включает нормы, в той или иной степени соотносимые с банковской деятельностью.

В России условиями возникновения и формирования понятия «банковское право» выступили следующие экономико-управленческие основания:

Создание новых кредитных организаций или коммерциализация уже действующих банков, целью которых является получение прибыли при помощи используемых на свой риск финансовых институтов;

Преобразование одноуровневой банковской системы в двухуровневую, что вызвало к жизни деятельность коммерческих кредитных организаций, являющихся основными посредниками в совершении денежных операций общества, для чего необходимо банковское право;

Развитие денежного рынка и рынка финансовых услуг.


Организация и деятельность банков регулируются при помощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К образованию и деятельности кредитных организаций имеют применения нормы, регулирующие имущественный оборот вообще – например, нормы ГК, и нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных вопросов банковской деятельности.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ, Федеральным законом , другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ содержит ряд важных для банковского права норм. Она устанавливает, что правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти. Регулирование банковской деятельности на уровне субъектов Федерации не допускается, поскольку согласно п. «ж» ст. 71 Конституции, установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Конституция РФ содержит нормы, регулирующие денежно-кредитную систему РФ в целом. Она устанавливает, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, при этом Конституция закрепляет принцип независимости Центрального банка РФ от других органов государственной власти при осуществлении им своей основной функции – защите и обеспечении устойчивости рубля.

Статья 103 Конституции РФ устанавливает основы назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ.

На конституционных нормах основывается право граждан на предпринимательскую деятельность, в том числе путем предоставления банковских услуг. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Гражданский кодекс РФ. В нем определяются понятие предпринимательской деятельности и ее признаки, организационно-правовые формы юридических лиц; кодекс устанавливает понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т.п.

Помимо ГК РФ в системе банковского законодательства важнейшее место занимают федеральные законы (ФЗ): «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ, «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 23.12.2003) , «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от25 февраля 1999 года N 40-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 6-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ , «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ , «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) и др.

В регулировании банковской деятельности значительную роль играют подзаконные нормативные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ). Банковскому праву присуще многоуровневое нормативное регулирование.

В системе подзаконных актов прежде всего нужно назвать Указы Президента РФ, которые принимаются на основе и в развитие законов. Например, Указ Президента РФ «О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории РФ» от 17.11.93 г.

К банковскому законодательству относится ряд Постановлений Правительства (Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами» от 30.06.1997 N 772, Постановление Правительства РФ «Об особенностях эмиссии и регистрации облигаций центрального банка РФ» от 12 октября 1999 г. № 1142 и другие).

Большинство подзаконных нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, принимает Центральный банк РФ, который имеет право осуществлять нормотворческую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции и издавать указания, положения и инструкции ЦБ РФ. Нормативные акты Банка России:

– обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц;

– не могут противоречить федеральным законам;

– вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров;

– не имеют обратной силы;

– должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

– курсы иностранных валют по отношению к рублю;

– изменение процентных ставок;

– размер резервных требований;

– размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

– прямые количественные ограничения;

– правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

– порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Также не подлежат государственной регистрации иные нормативные акты Банка России, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.

В необходимых случаях данные акты направляются во все зарегистрированные кредитные организации. Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России.

Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Развитие банковского сектора в России, его становление обусловило важность создания правого поля. Законодательные и правовые акты, нормативы, инструкции регулируют банковскую деятельность современных финансовых учреждений – от их организации до оказания услуг.

Современное банковское законодательство - специфическая отрасль, изучающая нормы права, которые регулируют товарно-денежные отношения между банками или финансовыми учреждениями и их клиентами.

Банковское законодательство РФ

Создание, расширение банковского отечественного сектора обусловило разработку регулятором соответствующего правого поля. Банковское законодательство РФ включает правовые акты, инструкции, нормативы для эффективного регулирования банковской деятельности финансовых учреждений. Банковское регулирование – это грамотно разработанная система мер, за счет которых государство с помощью ЦБ обеспечивает эффективность, безопасность деятельности банков, предотвращая дестабилизирующие тенденции. В регламент контроля входит надзор за кредитно-денежными, расчетными операциями банков с позиций поддержания, укрепления стабильности системы банков и защиты интересов заемщиков, кредиторов, вкладчиков.

Акты, общеправовые законодательные документы разного уровня можно распределить на четыре группы: специальные, смешанные, налоговые, отчетные. За продолжительное время в РФ разработан, накоплен крупный массив многообразных инструкций, биллей, законов, регулирующих вопросы выполнения банковской деятельности. Это создание, контроль деятельности, лицензирование, ведение операций, реорганизация, банкротство.

Понятие банковского законодательства

Понятие банковского законодательства охватывает комплексную отрасль законодательной банковской базы, постепенно перерастающей в правовую отрасль. Это совокупность правовых, гражданских норм, регулирующих денежно-товарные отношения, вытекающие из деятельности банков, кредитных учреждений. Масштабность законодательной базы банков также включает совокупность финансовых, административно-правовых законов, позволяющих контролировать, управлять государственными финансами субъектами банковской системы.

Законы в РФ прописаны в Конституции, федеральных законах, нормативных актах ЦБ. Документы полноценно охватывают сферу деятельности банков, описывают структуру функционирования, регулирования, реформирования, создания денежно-кредитных схем России. В рамках вверенных полномочий ЦБ может запрашивать, принимать у кредитных учреждений нужную информацию относительно их работы, разрабатывать перечень квалификационных требований к руководителям, главным бухгалтерам банков.

Принципы банковского законодательства

Принципы банковского законодательства специалисты разделяют на две группы. Общие положения регламентируют определение конституционного статуса субъектов банковских отношений, основ системы экономики РФ. К таким принципам относят: неприкосновенность собственности, свобода экономического пространства для банковской деятельности, свобода договора, необходимость конкуренции, запрещение монополии, единая денежно-кредитная система, паритет интересов субъектов в банковском праве.

Специфические принципы определяют организационно-правовые положения порядка построения, функционирования, расширения банковской схемы деятельности. Они включают двухуровневое построение банковской системы, где первый – Центральный Банк, второй – коммерческие банки, кредитные учреждения, экономическое районирование относительно создания территориальных зон управления Банка России, дифференциация полномочий, предполагающая разграничение для ЦБ хозяйственной, нормотворческой деятельности.

Направления эволюции банковского законодательства

Грамотно разработанные направления эволюции банковского законодательства – важнейшие инструменты эволюционного развития механизма государственного управления банковской системой, определяющие основные направления формирования, развития, расширения деятельности банков. Важное направление: регулярное внесение поправок, дополнений в банковское законодательство.

Подобная тенденция обусловлена изменчивыми конъюнктурными экономическими условиями страны в целом и конкретных рынков ценных бумаг, капиталов в кредитной системе. Постоянное развитие позволяет эффективно контролировать, регулировать схему деятельности банков, этапность кредитной экспансии, рестрикции, отслеживать объемы накопления ссудного капитала.

Налоговое банковское законодательство

Налоговое банковское законодательство – важный аспект регулирования функционирования банков, положения которого частично отражены в банковских законах и налоговом кодексе. Налоговое регулирование предусматривает определение налоговых ставок на основную прибыль банков, контроль над доходными операциями (факторинг, лизинг, траст).

Размер налога с прибыли зависит от типа банковского института. На льготы в налоговом режиме могут рассчитывать банки, активно практикующие сберегательные услуги, потребительское кредитование. Льготные налоговые условия распространяются на небольшие банки либо восстановленные. Система налогообложения может способствовать ускорению либо замедлению увеличения капитала банков, их активности, кредитной деятельности.

Структура банковского законодательства

Структура банковского законодательства условно может быть разделена на три группы. Первая содержит две части: законы о деятельности ЦБ и функционирования коммерческих банков. Вторую группу составляют законы, регулирующие параллельно действующие институты, которые затрагивают банковскую деятельность. К последней группе относятся нормы всеобщего действия: конституция, хозяйственное право, Гражданский кодекс.

Законодательная база делится на федеральную систему законов и местную. Законы, принятые центральной законодательной, исполнительной властью играют главную роль в совершенствовании, регулировании банковской инфраструктуры. Дополнительную роль исполняет местное законодательство, контролирующее локальную работу банков.

Значение банковского законодательства

Банковские законы дают возможность четко определить правила, структуру, схему работы банков. От их совершенства, полноты, актуальности зависит экономический результат функционирования каждого юридического, физического лица, поскольку кредитно-финансовая связь банков с клиентами несет прямой характер, исключая посредников.

Существенно значение банковского законодательства в развитии разных сфер народного хозяйства, что обусловлено активным участием банков в концентрации огромных денежных капиталов хозяйственников, перераспределении ресурсов народного хозяйства. Неэффективное, неактуальное законодательное регулирование влечет к ухудшению кредитной, расчетно-финансовой системы банков, благосостояния населения, предпринимателей, формированию кризисной ситуации.

Совет от Сравни.ру: Мы регулярно публикуем последние новости в области банковского законодательства, поэтому вы будете в курсе всех изменений, происходящих на финансовом рынке.

Обеспечение безопасности банков, стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков является важнейшим направлением законодательных установлений, посвященных банковскому делу и банковской системе. В целях реализации указанных задач банковское законодательство детально регламентирует порядок создания и функционирования кредитных организаций и устанавливает квалификационные требования к их руководителям, создает систему банковского контроля и надзора за соблюдением банками законодательных и иных нормативных предписаний в сфере безопасности, наделяет Банк России правами и обязанностями органа банковского регулирования и надзора.

1. Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России )" на Банк России, выступающий в качестве органа банковского регулирования и надзора, возложена обязанность осуществлять специальные разрешительные функции, функции контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций в целях поддержания стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов (ст. 56). Регулирующие и надзорные функции Банка России нацелены прежде всего на решение вопросов безопасности путем создания имущественно полноценной кредитной организации, формирование у банка ресурсов, позволяющих обеспечить адекватную защиту от угроз и их последствий. Понятие ресурсов банка, наряду с имуществом, включает в себя, как известно, квалифицированные руководство и управленческий персонал.

В соответствии со ст. 59 Банку России предоставлено право регистрировать кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдавать кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывать их.

В процессе регистрации и выдачи лицензии Банк России, руководствуясь интересами безопасности кредитной организации, предъявляет квалификационные требования в области безопасности банковского дела к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации (ст. 60) .

Другое основное направление участия Банка России в обеспечении финансовой стабильности кредитных организаций состоит в установлении и поддержании надлежащего порядка его функционирования. В этих целях Банк России разрабатывает нормативные предписания, относящиеся к порядку проведения банковских операций, к организации управления банковскими рисками и организации внутреннего контроля в банке.

Банк России имеет право устанавливать обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности (ст. 57). При этом Банк России может запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

В соответствии со ст. 62 в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банку России предоставлено право устанавливать обязательные нормативы экономического характера, в том числе максимальный размер крупных кредитных рисков и максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и т.д.

Банк России вправе проверять кредитные организации и их филиалы для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования (ст. 73).

Для выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом, Банк России анализирует деятельность кредитных организаций (ст. 75). Наличие таких ситуаций служит основанием для принятия Банком России мер надзорного характера: вынесение обязательных для исполнения предписаний и наложение санкций, предусмотренных ст. 74 рассматриваемого Закона.

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписания об устранении выявленного нарушения, а также в случае, если это нарушение или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

  • а) взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
  • б) потребовать от кредитной организации:
    • – провести мероприятия по ее финансовому оздоровлению, в том числе изменить структуру активов;
    • – заменить ее руководителей;
    • – осуществить реорганизацию;
  • в) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
  • г) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на тот же срок;
  • д) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
  • е) отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований признается административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ). Составление административных протоколов о таких правонарушениях отнесено к компетенции должностных лиц Банка России (ст. 28.3 КоАП РФ).

  • 2. Федеральным законом 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлена система положений, имеющих целью обеспечить стабильность банковской системы, финансовую надежность банков, защиту прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а именно:
    • а) дано понятие банка (ст. 1), которое позволило выделить банк из числа других объектов с целью защиты (в том числе путем применения ст. 172 УК РФ) его исключительного права заниматься банковской деятельностью;
    • б) приведен исчерпывающий перечень банковских операций (ст. 5) и порядок их лицензирования (ст. 13), обеспечивающий исключительное право банка на их осуществление;
    • в) закреплена возможность обеспечения безопасности банковской системы путем:
      • – отказа в регистрации;
      • – отзыва лицензий у кредитных организаций, не отвечающих требованиям безопасности.

Организация, претендующая на регистрацию и получение лицензии на осуществление банковских операций, обязана представить в том числе:

  • декларации о доходах учредителей – физических лиц, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации (содержание которых позволяет сделать вывод о чистоте капитала и налоговой правопослушности учредителей, – п. 7 ст. 14);
  • анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, заполняемые ими и содержащие сведения, подтверждающие их профессиональную компетентность и положительную деловую репутацию (п. 8 ст. 14) .

Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций может быть принято только по основаниям, указанным в ст. 16 рассматриваемого Закона, в том числе в случае несоответствия квалификационным требованиям вышеназванных уполномоченных лиц банка и неудовлетворительного финансового положения учредителей кредитной организации или невыполнения ими своих обязательств перед бюджетами различного уровня за последние три года.

Обеспечение безопасности банковской системы путем отзыва лицензии на осуществление банковских операций применяется Банком России в случаях:

  • установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
  • задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
  • установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
  • задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
  • осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
  • неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов

Банка России, если η течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банкс России)", а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

  • неспособности кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
  • неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) этих лиц;
  • неоднократного нарушения в течение одного года требований Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом (ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

В целях обеспечения финансовой надежности (в том числе локализации вредных последствий угроз) кредитная организация обязана:

  • создавать соответствующие резервы (фонды), минимальные размеры которых устанавливаются Банком России;
  • осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России;
  • организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций (ст. 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

Значимым элементом обеспечения безопасности банка является установленная ст. 26 рассматриваемого Закона обязанность кредитной организации и ее служащих хранить банковскую тайну, содержанием которой является информация об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Ответственность за разглашение банковской тайны, наряду с сотрудниками банка, возлагается на должностных лиц других организаций, которым эти сведения стали известны в связи с исполнением служебных обязанностей.

  • Подробнее о квалификационных требованиях см. параграф 2.1 настоящего учебника.
  • Подробнее о квалификационных требованиях см.: параграф 2.1 настоящего учебника.
  • Указанное положение вступает в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", т.е. с 31 июля 2013 г. (п. 1 ст. 18, п. 3 ст. 27 названного Федерального закона). – Примеч. ред.

Банковскую деятельность на территории Российской Федерации регламентируют несколько правовых актов. Основным из них является Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” под номером 395-1. Вместе с ним функции финансовых учреждений регулируются сопутствующими положениями, федеральными законами, а также отдельными инструкциями.

Перечень основных законодательных актов , регулирующих деятельность финансовых учреждений, выглядит следующим образом:

  • ФЗ 395-1 “О банках и банковской деятельности” — принят в декабре 1990 года, является основным регулирующим документом, определяет главные понятия и термины, уставной капитал, порядок регистрации и лицензирования;
  • ФЗ 86 “О Центральном банке Российской Федерации” — принят в 2002 году, регламентирует деятельность главного финансового учреждения страны, определяет денежную единицу России, предписывает контролирующие функции, инструменты и методы;
  • И-153 — инструкция ЦБ РФ об открытии и закрытии банковских счетов , утверждена в 2014, закон предписывает порядок действий и список необходимых документов;
  • — принят в 2011, определяет правовую основу для осуществления платежных услуг и переводов, на его основании в 2012 разработано Положение 383 о правилах перевода денежных средств;
  • И-139 — инструкция ЦБ РФ “Об обязательных нормативах банков” , утверждена в 2012, регулирует методику расчета обязательных банковских нормативов.

Кроме указанных положений действуют и узконаправленные законы и правовые акты, регулирующие отдельные аспекты банковской деятельности. Все документы активно дорабатываются в соответствии с актуальными нормами законодательства.

Дальнейшее рассмотрение статьи коснется ФЗ 395-1. Краткое содержание Федерального закона “О банках и банковской деятельности” можно рассмотреть по главам:

  • общие положения, регулирующие основные понятия, определения, главные аспекты деятельности финансовых учреждений;
  • порядок регистрации и лицензирования финансовых учреждений;
  • меры по обеспечению стабильности банковской системы, защита прав вкладчиков и кредиторов;
  • регулирование законом отношений между кредитными организациями и процедура обслуживания клиентов;
  • регламент сберегательного дела;
  • бухгалтерский учет, система отчетности.

Последние изменения в Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” были внесены рядом поправок в 2017 году.

Скачать

Скачать Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” можно по . Текст представлен в последней редакции закона, с последними изменениями за 18 июня 2017. Приведенный для скачивания закон будет полезен как для работников финансового учреждения и его клиентов, так и для юристов, изучающих данную область законодательства.

Последние изменения в 395-1-ФЗ

Последние изменения в Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” были введены 18 июня 2017. Кроме них поправки в этом же году были внесены 28 марта и 1 мая. Все они затронули следующие статьи закона:

  • ст 1 ФЗ 395-1 дополнилась частями 3 и 4 об универсальной и базовой лицензии, существующую уже третью и четвертую часть предписывается считать соответственно пятой и шестой;
  • была введена статья 5.1 об особенностях осуществления сделок при базовой лицензии;
  • в статье 8 Закона о деятельности кредитных организаций была изменена формулировка пунктов 1 и 2 первой части и часть 13, также были добавлены части 14 и 15 о базовой лицензии кредитной организации и особенности раскрытия информации;
  • во второй части ст 10 ФЗ 395-1 изменена редакция пунктов 1 и 3, второй пункт утратил силу;
  • изменилась редакция части 2 статьи 11 ;
  • статья 11.1 Закона о деятельности финансовых учреждений была дополнена частью 11 о полномочиях единоличного исполнительного органа банка, а также о возможности неприменения частей 6 и 7;
  • ст 11.1-2 Федерального закона 395-1 была дополнена пятой частью о возможности не назначать руководителя службы внутреннего контроля при базовой лицензии;
  • была полностью изменена редакция статьи 11.2 о минимальном размере капитала финансовой организации;
  • введена статья 11.4 о порядке смены типа лицензии с универсальной на базовую и обратно;
  • в статью 13 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” введена часть 2 об установлении Банком России формы лицензий, части 2-10 теперь считаются частями 3-11, добавлена часть 12 о возможности перейти обратно на универсальную лицензию после ее смены на базовую;
  • в шестом абзаце пункта 1 части 1 статьи 16 были исключены слова «от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ» и «(далее — «)»;
  • в ст 20 ФЗ “О банках и банковской деятельности” внесены коррективы в формулировку, полностью изменена редакция пунктов 5-12, пункт 13 утратил силу;
  • пятая часть статьи 22 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” была дополнена предложением о публикации сведений о местонахождении главного офиса и филиалов на официальных сайтах;
  • в ст 23 ФЗ 395-1 были добавлены части 9-12 о получении кредитной организацией статуса микрофинансовой компании, части 9-13 считаются частями 13-17;
  • в статье 23 Закона “О банках и банковской деятельности” часть 16 полностью изменила свою редакцию;
  • введена статья 23.6 о получении микрофинансовой компанией статуса кредитной организации с базовой лицензией или небанковской кредитной организации;
  • статья 24 Федерального закона 395-1 дополнилась частью 5 о деятельности учреждения с базовой лицензией на рынке ценных бумаг, части 5-15 считаются теперь частями 6-16;
  • в четвертой и пятой частях статьи 25.1 были скорректированы формулировки согласно общим изменениям законодательства;
  • статья 26 ФЗ 395-1 дополнилась частями 41 и 42 о разглашении ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» банковской тайны третьим лицам;
  • изменена редакция части 1 и 2 статьи 35 ;
  • в ст 36 Федерального закона 395-1 скорректированы формулировки некоторых положений.

Отдельно следует учитывать ст 27 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”. Ее положения регламентируют наложение ареста и взыскания на средства кредитной организации. Последние изменения статьи 27 производились в 2011 году — были скорректированы формулировки отдельных частей.

Изменения для коммерческих банков

При анализе банковской деятельности нельзя не затронуть вопрос о сокращении количества банков за последние 10 лет. Такие изменения призваны урегулировать рынок финансовых услуг. Преимуществами сокращения количества коммерческих организаций можно выделить следующие аспекты:

  • качественное улучшение активов компаний и оказываемых услуг;
  • повышение надежности вкладов;
  • усиление конкуренции.

Основным отрицательным аспектом сокращения выделяют затраты на возмещение убытков вкладчикам. Учитываются также и потери юридических лиц, вкладывающих средства в развитие коммерческих учреждений. Немаловажным аспектом является и создание нестабильности в банковской среде для юридических и физических лиц.

Закон “О банках и банковской деятельности” редактируется в соответствии с текущими изменениями. Приоритет ставится именно на повышение качества услуг и создании стабильной финансовой системы.

Эксперты ожидают сокращение количества коммерческих банков до 500. Указывается при этом, что наиболее оптимальный для страны вариант — не больше ста банковских учреждений. На начало 2017 года действующих банков насчитывалось 623.