Какие модули ставить на амх 30. Библиотека бронетехники и артиллерии. Дивизион особого назначении

4-03-2017, 12:49

Привет всем любителям круассанов и добро пожаловать на сайт! Сегодня у нас в гостях оказался гость из не очень романтичной Франции времен 1960-х годов, французский средний танк десятого уровня – это AMX 30 B гайд .

Машина эта появилась в нашей любимой игре в уже далеком обновлении 0.9.7, она довольно сильная, но большой популярностью в нынешнем рандоме AMX 30 B World of Tanks не обладает. Однако наверняка найдутся люди, которые захотят на нем поиграть, или хотят знать, чего от него ожидать, так что стоит познакомиться с французом поближе.

ТТХ AMX 30 B

Для начала хочу сказать, что в нашем распоряжении имеется слегка заниженный, но все равно приближенный к стандартному запас прочности, а также хорошая базовая дальность обзора в 400 метров.

Бронированием наш француз наделен слабым и даже в лобовой проекции у AMX 30 B характеристики защищенности очень низкие. Как во лбу башни, так и в корпусе, даже с учетом хороших наклонов и обтекаемых поверхностей, толщина брони не превышает 150 миллиметров, а зачастую этот показатель еще ниже.

Но если от этой брони средний танк AMX 30 B худо-бедно мог бы отыгрывать, используя рельефы местности, иногда радоваться тому, что картонная маска орудия будет «съедать» кумулятивные снаряды, то огромная командирская башенка на крыше все портит. Она пробивается чем угодно и при этом имеет такие огромные размеры, что буквально притягивает вражеские снаряды.

Что же касается бортовой проекции, все совсем печально. Борта у AMX 30 B WoT не крепче того самого ведра на башне, фугасы сюда входят с полным уроном и даже если артиллерийский «чемодан» разорвется рядом, он может снять с нас около 1000 единиц запаса прочности.

Хотелось бы также отметить, что у AMX 30 B World of Tanks есть довольно низкий силуэт, который обеспечивает нам достойный уровень маскировки. Но в то же время корпус нашего француза длинный и его не всегда удается вовремя спрятать.

Однако ввиду того, что бронирование AMX 30 B танк имеет слабое, весит этот картон тоже мало, что дает нам хорошие ходовые характеристики. Максималку мы получаем превосходную, удельная мощность двигателя очень высокая и маневрирует этот аппарат очень бодро, то есть к мобильности никаких претензий нет.

Орудие

Как и всегда отдельного внимания заслуживает вооружение танка, так как именно пушка является тем самым элементом, который делает из гусеничной машины не бульдозер, а непосредственно танк.

У AMX 30 B орудие имеет усредненный для СТ-10 разовый урон, а также может похвастаться неплохой скорострельностью, благодаря которой мы получаем не рекордный, но вполне вменяемый урон в минуту, который без оборудования и перков равен примерно 2600 единицам.

Пробитие у AMX 30 B WoT тоже хорошее и оно практически не отличается от показателей других средних танков на уровне. Все это дает возможность уверенно наносить урон всем противникам, особенно если правильно использовать свою подвижность. И в то же время лучше возите с собой 10-15 голдовых снарядов для сложных ситуаций.

Закрепить свою огневую мощь AMX 30 B танк World of Tanks способен отличными показателями точности. Круг разброса у француза очень компактный, сводится пушка по-настоящему быстро и стабилизация у нее на уроне.

Более того, французский средний танк AMX 30 B наделен комфортными углами вертикальной наводки, ствол гнется вниз на 8 градусов, это тоже хороший показатель.

Преимущества и недостатки

В нашей танковой игре нет ни одной машины, которая была бы безупречной во всем, так просто не бывает и это было бы неправильно. По этой причине, чтобы у вас была возможность более успешно реализовывать потенциал данного аппарата, сейчас мы выделим преимущества и недостатки AMX 30 B WoT отдельно.
Плюсы:
Отличная подвижность (максималка, динамика, маневренность);
Хорошая дальность обзора;
Высокий коэффициент маскировки;
Достойный урон в минуту;
Отличное пробитие и точность орудия;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Откровенно слабая броня;
Очень уязвимая командирская башенка;
Частые криты внутренних модулей и членов экипажа;
Все-таки довольно большие габариты.

Оборудование для AMX 30 B

Установка дополнительных модулей – это всегда отличная возможность повысить потенциал танка посредством улучшения его изначальных характеристик. Впрочем, этот аспект не приобрел разительных изменений и на танк AMX 30 B оборудование лучше поставить следующее:
1. – всегда востребованный выбор, который повысит нашу огневую мощь благодаря ускорению перезарядки орудия.
2. – для такого подвижного среднего танка, как этот, повысить стабилизацию и точность орудия необходимо, ведь так мы сможем гораздо увереннее наносить урон даже в движении.
3. – комплексный 5-процентный буст характеристик отлично дополнит общую картину, сделает наш урон выше, орудие точнее, а обзор лучше.

Обучение экипажа

Следующей ступенью на пути к достижению максимальной эффективности будет прокачка умения французскому экипажу из четырех человек. Вы вновь должны позаботиться об улучшение точности орудия, общем повышении параметров машины, но не стоит забывать и о выживаемости. Таким образом, для AMX 30 B перки следует учить в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий (радист) – , , , .

Снаряжение для AMX 30 B

Покупка расходников на танк в 99% случаев остается стандартной. Имеется в виду, что если у вас мало серебряных кредитов, лучше остановиться на , , . Но у этого аппарата часто критуют модули и членов экипажа, да и просто в целях повышения живучести, эффективнее возить на AMX 30 B снаряжение из , , . Заменять последний на не рекомендуется, так как у нас во лбу расположены топливные баки и высока вероятность пожаров.

Тактика игры на AMX 30 B

Сейчас перед нами сильная машина, но ввиду полного отсутствия ее бронирования, уязвимости в виде огромной командирской башенки, но при этом точной пушки и достойной маскировки, для AMX 30 B тактик а боя сводится к стоянию в кустах на второй линии и ведению огня с безопасного укрытия, при этом желательно не попадать в засвет.

Но для тех, кому пассивный стиль игры не по душе, средний танк AMX 30 B вполне способен на активные боевые действия. Мы отлично себя чествуем, формируя мощный боевой кулак с другими СТ-10, либо выполняя роль поддержки более бронированной союзной технике.

Играя активно, никогда не лезьте вперед, помните о своей уязвимости в ближнем бою. Наоборот, AMX 30 B танк WoT должен полагаться на хитрость, остроту ума и отличную скорость. Постоянно маневрируйте, старайтесь крутить врага, используйте дома на городских картах и неровности рельефа на открытых.

Кстати, не обольщайтесь хорошим углам вертикальной наводки, помните об этой ужасной огромной надстройке у нас на башне ведь играя от рельефа и высовываясь из-за холмика, AMX 30 B WoT непременно огребет в командирскую башенку, прежде чем совершит выстрел.

В целом весь бой мы либо можем провести в кустах, стараясь настреливать побольше урона по союзному засвету, играя в подобие ПТ-САУ. Либо действовать активно, но тогда AMX 30 B World of Tanks должен постоянно находиться в движении, искать выгодны и в то же время безопасные лазейки, обманывать противника, стараться приносить как можно больше пользы команде, сохраняя свой запас прочности и использую максимум своих преимуществ. Кстати, берегитесь артиллерии, ведь мы для нее очень лакомый кусочек.

AMX 30 B — средний танк Франции 10 уровня в World of Tanks. Добавлен в патче 0.9.7. Танк представляет собой типичный послевоенный образец западной школы танкостроения: отличные углы вертикальной наводки, неплохая подвижность, мощное и точное орудие, прекрасный обзор и в то же время достаточно скромное бронирование.

В игре

Танк для ведения боя на средних и дальних дистанциях. Комфортное и точное орудие с отличной бронепробиваемостью и быстрым сведением. Значение углов вертикальной наводки позволит эффективно использовать складки местности в качестве укрытий.

Благодаря своей подвижности AMX-30B может без особого труда занимать ключевые точки на картах и вести эффективный огонь, пользуясь преимуществом. Отличный показатель обзора поможет «светить» соперников самостоятельно, что особенно актуально на завершающей стадии боя.

Модули

Орудие
Башня

Двигатель
Ходовая

Рация

Технические характеристики

Бронирование

Бронирование лба
Бронирование бортов

Бронирование кормы

Как играть

AMX 30 B имеет крепко бронированную башню и способен играть «от рельефа». Однако не стоит забывать, что корпус останется весьма уязвимым для снарядов противника.

Орудие имеет хорошую стабилизацию, которая в сочетании с достойной скоростью и манёвренностью позволяет быстро менять позиции и оказываться именно там, где требует ситуация.

Что до урона, то AMX 30 B имеет самый высокий показатель урона в минуту среди всех средних танков. Он сможет выкатиться, нанести значительный урон и снова заехать в укрытие.

Этот танк создан для игры именно на средней дистанции, так как имеет низкую точность и пробиваемость бронебойных снарядов.

Особенности

Эффективное 105 mm орудие - точное, с комфортным временем сведения и высоким для среднего танка разовым уроном. AMX 30 B станет грозным соперником в огневых дуэлях на дальних дистанциях. К тому же орудие обладает неплохим уроном в минуту - около 2630 единиц.

Бронепробитие базового боеприпаса - в качестве базового боеприпаса используются подкалиберные снаряды с величиной бронепробития в 260 миллиметров - этого вполне достаточно для нанесения урона соперникам Х уровня. Отдельно стоит упомянуть высокую скорость полёта подкалиберных снарядов, что делает орудие AMX 30 B ещё более привлекательным.

Отличный обзор - 410 метров. Один из лучших показателей обзора в игре, выше только у M48 Patton и М60. Если грамотно распорядиться этим преимуществом, есть все шансы решить исход столкновения в собственную пользу: ранний засвет противника даст возможность начать бой на выгодных условиях и поможет реализовать мощь 105-миллиметрового орудия.

Комфортные углы вертикальной наводки - −8…+20 градусов. Танк способен вести огонь с обратных скатов холмов, тем самым минимизируя время нахождения под огнём противника. Использование складок рельефа в качестве укрытий может значительно увеличить время жизни танка в бою.

Подвижность - танк не обладает сумасшедшей динамикой гоночного болида, но имеющихся скоростных характеристик вполне хватает для свободного перемещения по карте, в зависимости от развития боя.

Бронирование - машина обладает весьма скромным бронированием. Рецепт успешного применения АМХ 30 B в условиях ограниченного бронирования крайне прост: старайтесь не подставляться под огонь соперников.

Как играть

Постоянный контроль за развитием боя на мини-карте - одна из главнейших составляющих победы. Подобное утверждение особенно актуально для AMX 30 B.

Это достаточно «творческий» средний танк Х уровня. AMX 30 B несомненно будет интересен игрокам, хорошо знающим ключевые позиции карт и сценарии развития боёв на них.

Мобильность танка позволяет без особых проблем занимать удобные для ведения огня позиции. При необходимости танк способен быстро сменить их, если того требует текущая ситуация в бою, и переместиться на другой фланг или огневую точку.

Агрессивные рейды в составе штурмовых групп союзных средних танков не лучшее тактическое решение для применения нового француза. Это не «Маус» и даже не АМХ 50 B - бронирование не способно защитить нас от огня вражеских машин выше VIII уровня.

Придётся сделать ставку на расчётливые и осмотрительные действия: используйте в качестве укрытий складки местности, союзников или любые подходящие строения.

Наиболее эффективным методом применения топового француза представляется смесь между тактикой снайпера и действиями машины поддержки - занимайте ключевые позиции для подсвета и уничтожения соперников, поддерживайте огнём атакующие группы союзников. Постоянно следите за развитием боя, и удача повернётся к вам лицом.








Итог

Мне геймплей на данном танке очень напомнил M48 Patton. Обзор 410 метров - один из лучших для среднего танка. Точность, сведение, перезарядка, а также углы вертикальной наводки - очень приятные.

Если сравнивать с тем же «Лео», то тут скорость не позволяет быстро ворваться и отхватить урона, что даёт возможность более вдумчиво играть и оценивать свои силы. «Крит» боеукладки, как и поджог, ни разу не получал за несколько десятков боёв.

Подводя итог, можно сказать, что АМХ 30 B представляет собой наиболее сбалансированный танк поддержки среди «середняков» Х уровня. При должном понимании и эффективном применении эта машина способна склонить чашу победы на свою сторону.

Навыки и умения экипажа

Оборудование и снаряжение

В истории

Танк представляет собой серийную модификацию французского основного боевого танка, разработанную в 1966 и введённую в эксплуатацию в 1967 году. Корпус машины выполнялся методами сварки и литья, башня была полностью литой.

К моменту своего создания в 1966 году AMX 30 был одной из лучших машин, превосходя все танки (кроме Леопарда 1) по подвижности и удельной мощности и обладал самой большой эффективной дальностью противотанкового огня.

Новый танк оснастили командирской башенкой с панорамным прицелом и многотопливным дизельным двигателем. 105-мм орудием мог управлять как наводчик, так и командир танка.

Французы по-прежнему делали ставку на мобильность АМХ 30 В, хотя масса новой модели увеличилась с 30 до 36 тонн. Скорость при этом не уменьшилась за счёт хорошего двигателя.

На службе французской армии АМХ 30, пройдя ряд модификаций, оставались вплоть до 1997 года. Всего было выпущено около 2800 танков AMX 30.

АМХ-30 - боевой французский танк с 1966 года, который отличается мощной пушкой и отличной подвижностью. Создание танка AMX-63, который в дальнейшем заполучил название АМХ-30. Разработка началась в 1957 во Франции на основе тактико-технических требований с Италией и ФРГ как боевой танк 1960 годов. Разработка танка для поддержки сухопутных войск была продолжена государственным исследовательским центром под названием АМХ, что в пригороде Парижа. Предпочтение отдали подвижности и огневой мощности из-за снижения бронезащиты. Серийное изготовление танков АМХ-30 начиналось в 1966 году. В 1980-х годах было решено существенно модернизировать данный танк и в 1982 году был создан улучшенный образец, которого назвали АМХ-30В2, и который начали поставлять в войска. В 1982 году, после прекращения производства АМХ30В2, для возможного экспорта были созданы несколько опытных образцов (прототипов) АМХ32 и АМХ40, который обладали усиленной бронёй и как следствие уменьшенной маневренностью и мобильностью. Но из-за того, что со стороны Франции и экспорта отсутствовал интерес к этим машинам, массовое производство этих танков так и не было начато.

В середине шестидесятых годов прошлого века американская военная промышленность создала управляемую противотанковую ракету MGM-51 Shillelagh, предназначенную для запуска через ствол специального орудия-пусковой установки. Получив информацию об этой разработке, военные некоторых зарубежных стран заинтересовались оригинальными идеями, использованными в американском проекте. Стартовали несколько проектов разработки аналогичного вооружения. Так, французские специалисты занялись проектом под условным названием Anti-Char Rapide Autopropulsé, первым результатом которого стало появление экспериментального танка AMX-30 ACRA.

Программа Anti-Char Rapide Autopropulsé («Противотанковое самоходное скоростное [вооружение]») стартовала в 1961 году. Головным исполнителем работ было назначено конструкторское бюро Atelier de construction de Puteaux (APX). Через десять лет после начала работ проект был передан компании Groupement Industriel des Armements Terrestres (GIAT, ныне Nexter). Целью работ было создание перспективной противотанковой управляемой ракеты, носителем которой могли бы стать существующие и перспективные танки или иная техника. В связи с последними успехами американских оружейников требования к французскому проекту подразумевали создание ракеты, запускаемой через ствол соответствующего орудия.

Основной танк AMX-30. Фото Wikimedia Commons

В течение длительного времени организация-разработчик занималась изучением имеющихся возможностей и формированием облика перспективной техники. Новый проект в определенном смысле был экспериментальным, из-за чего в нем было решено использовать некоторые существующие компоненты. Так, новый танк-носитель перспективной ракеты должен был являться доработанной версией одной из машин, состоящих на вооружении. В рамках программы разработки и испытаний это позволяло сэкономить на строительстве опытной техники, а после возможного принятия ракетного комплекса на вооружение можно было в кратчайшие сроки развернуть серийное производство «ракетных танков».

В качестве основы для танка с ракетно-артиллерийским был выбран серийный AMX-30. Этот основной танк был создан в середине шестидесятых годов и к моменту завершения некоторых работ по проекту ACRA успел пойти в серию. Планируемый к строительству опытный образец танка с комбинированным вооружением получил обозначение AMX-30 ACRA, оговаривавшее его принадлежность к программе разработки управляемой ракеты.

В базовой конфигурации основной танк AMX-30 представлял собой бронемашину классической компоновки с центральным боевым отделением, оснащенным поворотной башней, и кормовым моторным отсеком. Корпус и башня изготавливались из стальной катаной брони различной толщины. Гомогенные лобовые детали корпуса имели толщину до 80 мм, защита башни обеспечивалась аналогичной броней, хотя имелась 150-мм маска орудия. Борта корпуса и башни имели толщину 30-35 мм, корма и крыша – до 25 мм.

Танк оснащался двигателем Hispano-Suiza HS-110 мощностью 680 л.с. При помощи механической или гидромеханической трансмиссии с ручным либо полуавтоматическим управлением (в зависимости от модификации танка) крутящий момент двигателя передавался на ведущие колеса кормового расположения. AMX-30 имел по пять опорных катков среднего диаметра на каждом борту. Использовалась индивидуальная торсионная подвеска. В передней части корпуса находились направляющие колеса, в корме – ведущие. Имелись несколько поддерживающих роликов.

Главным оружием танка в базовой версии была 105-мм нарезная пушка F1, установленная в башне. На одной установке с пушкой монтировался спаренный крупнокалиберный пулемет. Крыша башни имела крепления для установки 7,62-мм зенитного пулемета. Боекомплект бронемашины состоял из 50 снарядов для пушки, 748 патронов 12,7х99 мм и 2050 патронов для пулемета винтовочного калибра.


Общий вид ракеты ACRA в полетной конфигурации. Фото Aw.my.com

Танк управлялся экипажем из четырех человек. В передней части корпуса со сдвигом влево располагался механик-водитель. В башне находились командир, наводчик и заряжающий. Орудие F1 не оснащалось автоматическими системами подачи боеприпасов, из-за чего досылание выстрелов в камору являлось задачей отдельного члена экипажа. Для доступа на свои места экипаж должен был использовать несколько люков в крыше корпуса и башни.

Проект AMX-30 ACRA подразумевал сохранение массы существующих агрегатов серийного танка, одновременно с этим предлагая использование некоторых новых деталей и устройств. Без каких-либо изменений оставались корпус, силовая установка и ходовая часть. Купол башни так же заимствовался из существующего проекта, но в связи с планируемым перевооружением он должен был получать ряд новых агрегатов. Как следствие, «ракетный» и обычный танки оказывались внешне похожими, но имели некоторые заметные отличия.

В ходе модернизации по новому проекту базовый танк лишился существующей орудийной установки, вместо которой следовало монтировать аналогичные агрегаты нового типа. Из башни изымалась существующая 105-мм пушка со спаренным пулеметом. Также удалялась имеющаяся маска орудия. На месте старого вооружения предлагалось монтировать орудие-пусковую установку нового типа с сопутствующими агрегатами, что привело к заметному изменению экстерьера машины.

К примеру, наличие более крупных противооткатных устройств и использование некоторого дополнительного оборудования привело к необходимости разработки новой маски иной формы. Перед лобовым листом башни теперь находился агрегат с расширяющейся задней частью и несколькими отверстиями в передней стенке: одно из них предназначалось для вывода орудийного ствола, другие – для аппаратуры управления ракетой. Объективы оптики закрывались подвижными крышками.


Снимок ракеты из документации по проекту. Фото Defense-and-freedom.blogspot.com.br

Главным оружием танка AMX-30 ACRA стало перспективное орудие-пусковая установка калибра 142 мм. Причины выбора такого необычного калибра достоверно неизвестны. При этом необходимо отметить, что 142-мм артиллерийская система присутствовала только в одном проекте французской бронетехники. Единственным носителем такого оружия была бронированная инженерная машина AMX-30 EBG, задачей которого был обстрел объектов противника специальными неуправляемыми реактивными снарядами. По-видимому, калибр 142 мм в то время был компромиссом между высокими характеристиками ракеты и возможностью ее изготовления с использованием существующих технологий.

Орудие нового типа получило нарезной ствол средней длины. Для компенсации увеличенного импульса отдачи ствол получил дульный тормоз характерной формы. Непосредственно на дульном срезе ствола помещались две широкие пластины, соединенные с вертикальной деталью с отверстием для прохода снаряда. Последняя также скреплялась со стволом при помощи небольших боковых горизонтальных пластин. Такой дульный тормоз должен был обеспечивать отвод пороховых газов назад и в стороны, снижая силу отдачи, воздействующей на танк.

Орудие-пусковая установка новой модели предназначалась для использования перспективной управляемой ракеты типа ACRA и нового осколочно-фугасного снаряда. Атаковать бронетехнику противника предлагалось при помощи ракет, тогда как пехота и укрепления могли уничтожаться 142-мм активно-реактивным снарядом. Осколочно-фугасный выстрел представлял собой изделие общей длиной 90 см и массой 21 кг. На собственно снаряд приходилось 64 см длины и 15 кг веса при 2 кг взрывчатого вещества. Снаряд также имел аэродинамический стабилизатор с шестью плоскостями. Согласно расчетам, такой снаряд мог лететь на дальность до 8 км, однако недостаточная длина ствола не позволяла разогнать его до требуемых скоростей. Начальная скорость боеприпаса составляла всего 550 м/с. За счет применения собственного двигателя снаряд получил возможность разгона до 700 м/с.

Необходимо отметить, что оригинальный осколочно-фугасный снаряд являлся лишь дополнительным оружием перспективного танка: основным средством атаки целей должна была стать управляемая ракета Anti-Char Rapide Autopropulsé. К моменту начала работ по проекту ACRA французские специалисты успели получить некоторый опыт в деле создания компактных ракетных систем. Имеющиеся знания и наработки планировалось использовать в новейшем проекте.


Схема управляемой ракеты. Фото Maquetland.com

В рамках программы ACRA была создана новая ракета. Она получила цилиндрический корпус диаметром 142 мм и длиной 1,22 м. Стартовая масса составляла 26 кг. Головной отсек ракеты вмещал кумулятивную боевую часть с зарядом в виде 2 кг гексогена. Мощность такой боевой части позволяла пробивать до 380 мм гомогенной брони. В центральном отсеке корпуса помещался твердотопливный двигатель, сопло которого выводилось на хвостовой торец. При выходе ракеты из ствола двигатель разгонял ее до 150 м/с. На маршевом участке полета двигатель давал скорость до 500-550 м/с. Хвостовой отсек отводился под установку приборов управления и восьми раскладываемых в полете плоскостей размахом 438 мм, оснащенных рулевыми машинками. На хвостовом торце ракеты имелись четыре объектива для приема излучения системы наведения. Максимальная дальность полета ракеты определялась в 3,3 км.

В ходе поиска подходящих систем управления авторы проекта ACRA рассмотрели несколько вариантов такой аппаратуры. По результатам оценки нескольких систем было решено использовать управление при помощи луча света, направленного в сторону цели. Источником излучения должна была стать ксеноновая лампа. В дальнейшем это предложение получило развитие, в результате чего была выбрана лазерная система наведения с полетом «по лучу». Основным элементом комплекса управления стал лазер типа Nd:YAG с активной средой в виде алюмо-иттриевого граната с легированием ионами неодима. Лазер мощностью 40 Вт должен был располагаться внутри маски орудия, его объектив прикрывался сдвижной крышкой. Удерживая лазер на цели при помощи штатных прицельных приспособлений и имеющихся приводов наведения оружия, наводчик или командир танка мог управлять полетом ракеты вплоть до момента попадания. Ракета следила за лучом лазера и самостоятельно определяла свое отклонение от требуемого направления, возвращаясь на нужную траекторию.

При переработке по новому проекту танк AMX-30 должен был лишаться существующей орудийной установки с 105-мм пушкой и 12,7-мм спаренным пулеметом. Из-за этого дополнительное вооружение экспериментального танка AMX-30 ACRA должно было состоять только из одного зенитного пулемета. Вероятно, в дальнейшем проект мог быть доработан с внедрением нового вооружения, однако до конца работ опытный танк нового типа так и не получил второй пулемет.

В рамках проекта Anti-Char Rapide Autopropulsé французской промышленности пришлось провести большое количество различных исследований и разработать целый ряд новых изделий разных классов и типов. Из-за этого работы по программе заняли массу времени: приступить к строительству опытной бронемашины удалось только в начале семидесятых годов. Кроме того, сложность работ сказалась и на продолжительности последовавших за этим испытаний.


Опытный танк AMX-30 ACRA во время испытаний. Фото Maquetland.com

В 1970 году организация APX, игравшая роль головного разработчика, при участии нескольких смежных предприятий выполнила переоборудование одного из серийных основных танков требуемой модели. Переданная для переделки бронемашина AMX-30 лишилась части агрегатов, вместо которых установили новые изделия. В таком виде танк, получивший дополнительное обозначение ACRA, вскоре вышел на полигонные испытания. По понятным причинам, в ходе проверок основное внимание уделялось боевым качествам техники. Параметры подвижности, по вполне понятным причинам, не слишком интересовали заказчика, из-за чего их определение не было основной задачей испытаний.

В ходе испытаний в условиях полигона опытный танк AMX-30 ACRA показал сохранение имевшихся характеристик подвижности. Отсутствие значительных изменений в массе и сохранение существующего двигателя позволило оставить подвижность на прежнем уровне.

Наибольший интерес представляли боевые качества обновленной машины. Опытный «ракетный танк» подтвердил возможность атаки различных целей при помощи активно-реактивного осколочно-фугасного снаряда или управляемой противотанковой ракеты. При использовании неуправляемого боеприпаса максимальная дальность выстрела достигала 8 км, ракета летела на 3,3 км, как и предполагалось при разработке проекта. Полет ракеты на максимальную дальность продолжался всего 7 секунд. Подготовленный экипаж мог сделать до четырех выстрелов в минуту. Были подтверждены характеристики могущества боеприпасов: фугасный снаряд успешно разрушал цели, а боевая часть ракеты пробивала весьма толстую броню.

Тем не менее, как всегда бывает при создании новых смелых проектов, не обошлось без проблем. В первую очередь, поводом для претензий стала высокая стоимость ракеты ACRA. Из-за усложнения работ одно изделие опытной партии, произведенное в начале семидесятых годов, стоило около 1 млн французских франков. Тем не менее, с таким минусом проекта до определенного времени мирились. В интересах программы испытаний в первой половине семидесятых было изготовлено около 500 ракет, почти все они были израсходованы.

Еще одной проблемой комплекса стала не самая удачная система управления. Лазер наведения ракеты предлагалось жестко монтировать на орудийной установке, что привело к неожиданным последствиям. Для поражения цели танк AMX-30 ACRA должен был остановиться, найти цель и навести на нее орудие, после чего отправить ракету в полет. До момента попадания ракеты в цель танк-носитель не имел возможности сдвинуться с места: в противном случае луч лазера отклонялся от цели, срывая атаку. Таким образом, во время атаки «ракетный танк» должен был оставаться на одном месте без движения в течение, как минимум, 5-10 с. Вряд ли следовало ожидать, что танки противника не воспользуются этим и не выстрелят по неподвижной бронемашине.


Состояние единственного опытного танка в 1997 году. Фото Wikimedia Commons

Другой недостаток проекта ACRA заключался в неприемлемо коротком списке возможных носителей такого оружия. На ранних стадиях разработки предполагалось, что ракеты нового типа будут применяться как бронетехникой, так и вертолетами. Тем не менее, к моменту начала испытаний стало ясно, что изделие ACRA не сможет войти в номенклатуру вооружений фронтовой авиации. Такая особенность проекта в перспективе могла привести к повышению расходов на закупку требуемых вооружений.

В существующем виде проект танка с комбинированным ракетно-артиллерийским вооружением AMX-30 ACRA имел массу проблем. Часть этих недостатков предполагалось устранить в новом проекте самоходной артиллерийской установки AMX-10M ACRA, разработанном в 1971 году. С определенного времени в рамках программы испытывалось уже несколько опытных образцов бронетехники.

Основные испытания нескольких машин продолжались до 1971-72 годов, после чего было принято решение о дальнейшей судьбе программы. По причине наличия массы недостатков и минимального количества положительных черт военные решили отказаться от дальнейшего участия в программе Anti-Char Rapide Autopropulsé. Управляемая ракета нового типа, запускаемая через ствол особого орудия, потеряла шанс стать штатным вооружением бронетехники строевых частей.

Тем не менее, разработчики решили не останавливать работы и продолжать испытания. До 1974 года компания GIAT и несколько смежных предприятий, уже без поддержки военного ведомства, проводили различные работы и тесты, при помощи которых выявлялись слабые и сильные стороны техники. С учетом полученной информации выполнялись доработки различных элементов проекта. Испытания и доводка нескольких прототипов техники двух моделей продолжались до конца 1974 года. За это время было использовано около пяти сотен управляемых ракет и значительное число осколочно-фугасных снарядов.


Танк AMX-30 ACRA в "запасниках" музея в Сомюре. Фото Preservedtanks.com

Возможно, работы по проекту ACRA могли продолжаться и дальше, но к началу 1975 года даже самые ярые сторонники этой разработки потеряли всякие надежды на успешное завершение программы, некогда считавшейся многообещающей и перспективной. К этому времени Франция и ФРГ совместными усилиями завершили разработку перспективного противотанкового ракетного комплекса HOT, пригодного для монтажа на различных самоходных шасси. По своим характеристикам новый комплекс должен был превосходить испытываемую систему ACRA, из-за чего стали понятны реальные перспективы последней.

По причине дальнейшего развития ракетного вооружения проект ACRA лишился будущего. Последние испытательные пуски таких ракет из орудий танка AMX-30 ACRA и самоходок AMX-10M ACRA состоялись в конце 1974 года. После этого все работы по программе были прекращены ввиду отсутствия перспектив. Предприятия, участвовавшие в проекте Anti-Char Rapide Autopropulsé, занялись новыми актуальными разработками.

Единственный построенный экспериментальный «ракетный танк» AMX-30 ACRA более не был нужен. Его решили не перестраивать по исходному проекту с возвращением штатного вооружения. В течение некоторого времени прототип оставался у предприятия-изготовителя, после чего был передан музею бронетехники в г. Сомюр. Прототип оставался в «запасниках» музея, как минимум, до 1997 года. Немногочисленные известные фотографии машины, сделанные в прошлом, показывают, что она находится не в самом лучшем состоянии. Возможно, в будущем уникальный образец бронетехники пройдет реставрацию и пополнит постоянную экспозицию музея, но сейчас он находится на одной из площадок хранения.

Как выяснилось в будущем, проект Anti-Char Rapide Autopropulsé / ACRA был первой и последней попыткой французской промышленности разработать противотанковую ракету, запускаемую через ствол специального танкового орудия. В дальнейшем развитие танковых пушек и противотанковых ракет шло параллельно и не пересекалось в каких-либо проектах. Как следствие, современные французские танки AMX-56 Leclerc могут использовать только 120-мм снаряды различных типов, но не имеют возможности применения управляемых ракет. Носителями противотанковых ракетных комплексов стали бронемашины иных типов.

По материалам сайтов:
http://chars-francais.net/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://secretprojects.co.uk/
http://strangernn.livejournal.com/
http://defense-and-freedom.blogspot.com.br/

В начале 80-х годов было принято решение модернизировать танк АМХ-30, и с 1982 года улучшенный образец, получивший наименование АМХ-30В2, начал поступать в войска. Танк имеет классическую схему общей компоновки. Механик-водитель размещается в носовой части корпуса, его рабочее место смещено к левому борту. Командир танка и наводчик находятся в боевом отделении справа от пушки, заряжающий - слева. Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса и занимает объем 5,3 м 3 . Топливные баки общей емкостью 960 литров размещены в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении. Боекомплект к пушке уложен в передней части корпуса справа от механика-водителя (28 выстрелов) и в башне (19 выстрелов). Общий забронированный объем танка составляет 12,8 м 3 , из которых 2,0 м 3 приходится на башню.

Основной боевой танк АМХ-30 (Франция).

Основным вооружением танка является 105-мм нарезная пушка СМ-105-Р1 французского производства. Ее отличительной особенностью является отсутствие эжектора. Продувка ствола осуществляется сжатым воздухом, а для удаления пороховых газов из боевого отделения используются специальные вентиляторы. Для повышения точности стрельбы ствол снабжен теплозащитным кожухом. Стрельба ведется унитарными бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми снарядами французского производства. Заряжание пушки производится вручную, для выброса стреляных гильз в левом борту башни имеется специальный люк. Командирская башенка оборудована десятью перископами, которые обеспечивают командиру танка полный круговой обзор. При глубине брода 2,20 м командир танка при закрытой башенке ведет наблюдение через панорамный перископ и руководит действиями механика-водителя, поддерживая с ним связь посредством внутрипереговорного устройства. При большей глубине на командирскую башенку устанавливается воздухопитающая труба, позволяющая преодолевать брод глубиной до 4 м. На танке имеются две радиостанции и телефон связи с пехотой.

Тактико-технические характеристики среднего танка АМХ-30

Боевая масса, т 32,5
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 9380
ширина 3100
высота 2280
клиренс 450

Броня, мм

монолитная, лобовая противоснарядная

Вооружение:

105-мм нарезная пушка ОЕРА; 7,62-мм пулемет и 12,7-мм пулемет

Боекомплект:

56 выстрелов
Двигатель "Испано-Сюиза", многотопливный, дизельный, воздушного охлаждения, мощность 720 л. с. при 2800 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 0,71
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 480

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м
ширина рва, м
глубина брода, м 2,20 с подготовкой (с ОПВТ свыше 4,0 м)

Танки АМХ-63 начали поступать в войска с 1965 года. Разработка танка, в дальнейшем получившего название АМХ-30, началась в 1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико-технических требований к основному боевому танку 60-х годов. Создание танка для сухопутных войск Франции было продолжено государственным научно-исследовательским центром АМХ в Иссиле-Мулино (пригород Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности. Серийный выпуск АМХ-30 начался в 1966 году. До 1989 года выпущено немногим более 2340 машин. Эти танки находятся также на вооружении армий Венесуэлы (81 единица), Греции (190), Испании (299), Объединенных Арабских Эмиратов(64),Чили(21). В армии Саудовской Аравии имеется 290 танков, выполненных в варианте АМХ-305, предназначенных для ведения боевых действий в условиях пустыни. 24 такие машины поставлены Катару. Корпус танка АМХ-30 сварной, выполнен из катаной брони, башня цельнолитая обтекаемой формы. Место механика-водителя находится в передней части машины слева, остальных трех членов экипажа - в башне.

Танк вооружен 105-мм нарезной пушкой СМ-105-Р1. Ствол (длинна 56 калибров) имеет теплоизоляционный кожух из магниевого сплава. Дульного тормоза и эжектора нет. Удаление газов из канала ствола осуществляется сжатым воздухом. Готовые к стрельбе выстрелы в количестве 19 штук хранятся в нише башни, а остальные 28 - в корпусе, справа от механика-водителя. В боекомплект входят унитарные кумулятивные, осколочно-фугасные, дымовые и осветительные снаряды. Возможно также ведение огня снарядами английской пушки 17, установленной на многих танках, в том числе серии М60 и "Леопард-1".

С орудием спарена 20-мм пушка, наведение которой в вертикальной плоскости (до +40°) может осуществляться независимо от основного вооружения. На первых серийных машинах вместо нее использовался 12,7-мм пулемет. На командирской башенке на турели смонтирован 7,62-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением с места командира или наводчика. По бортам башни расположены дымовые гранатометы, с помощью которых танк полностью может быть скрыт дымовой завесой за 8 секунд. В передней части командирской башенки находится перископический прицел командира с ИК-приставкой, а по окружности расположены десять смотровых перископов. Для измерения дальности командир пользуется монокулярным дальномером. Для наводчика имеются дневной и ночной прицелы, а также два перископических прибора наблюдения. В случае необходимости командир может брать управление стрельбой на себя.

На танке АМХ-30 установлен 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения НЗ-110 с турбонаддувом. Механическая трансмиссия включает автоматическое центробежное сцепление с электроприводом, механизм поворота, тормоз с гидроприводом, планетарные бортовые передачи и механическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и пять заднего. По пересеченной местности танк способен двигаться со скоростью до 40 км/ч. Установка новых топливных баков емкостью 970 л позволила довести запас хода до 600 км. Подвеска ходовой части торсионная, с пятью опорными катками с каждого борта и задним расположением ведущих колес. На первом и пятом опорных катках установлены гидроамортизаторы. Гусеницы стальные, со съемными резиновыми подушками. Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения. Водные преграды глубиной до 1,3 м танк преодолевает без подготовки.

Источники:

  • Шунков В. Н. "Танки";
  • Н. Л. Волковский "Современная боевая техника. Сухопутные войска";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Roger Ford, "The World"s Great Tanks from 1916 to the present day";
  • Foss F. Ch.: Jane"s tank & combat vehicle recognition guide;
  • Igor Witkowski: Czołgi"94. Warszawa: Wydawnictwo WiS, 1994
  • Chris Chant, Richard Jones "Tanks: Over 250 of the World"s Tanks and Armoured Fighting Vehicles";
  • Caiti, Pierangelo (1978). Modern Armour - The world"s battle tanks today.