Изменения в закон 54 фз о ккт. Закон «О применении контрольно — кассовой техники. Что такое электронный чек

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:

  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения предлагаемой системы – это:

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных .
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

54-ФЗ: и какая от него польза бизнесу

До 1 июля 2017 года подавляющее большинство предпринимателей, занятых в розничном бизнесе, должны модернизировать свои кассовые аппараты или приобрести новые – такова суть поправок в закон «О применении контрольно-кассовой техники». Теперь главное требование к кассовой технике – подключение к интернету и наличие фискальных накопителей, которые будут передавать информацию о всех расчётах в налоговые органы. О том, что изменится для малого бизнеса в ближайшие два года и есть ли для российских предпринимателей хоть какие-то плюсы в новом законе, рассказала эксперт фирмы «1С» Мария Правдина.

В чём суть закона об онлайн-кассах

Как работает онлайн-касса

сайте ФНС.

1С:Касса

  • Важно!

госреестр ККТ

электронный документооборот .

1С-ОФД ».

удостоверяющих центров .

1С-Подпись

руководитель проектов фирмы «1С», эксперт в сфере программного обеспечения для малого и среднего бизнеса. Образование: факультет экономической кибернетики МЭСИ. В фирме «1С» - с 2006 года, занимается продвижением сервисов для автоматизации управления и учёта (в том числе решениями по интеграции решений «1С» с государственными информационными системами).

Постановка на учёт кассы выполняется дистанционно, то есть никуда ехать и везти кассовый аппарат не потребуется.

К процессу постановки на учет и фискализации кассы нужно отнестись очень внимательно. Дело в том, что если процессе фискализации кассы – то есть при записи полученного в ФНС регистрационного номера в фискальный накопитель - будет совершена ошибка, то её уже нельзя будет исправить. Такой фискальный накопитель будет испорчен. Поэтому обычно эту процедуру поручают специалистам, которые знают и кассовый аппарат, и процесс фискализации.

Шаг пятый – подключить кассу к интернету . Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Особых требований к интернету закон не предъявляет.

Шаг шестой – обучить персонал работе с новыми кассами и запустить их в работу. Порядок работы с онлайн-кассами в принципе не отличается от привычного. Но есть и несколько новшеств. Кассира придётся обязать перед пробитием чека спрашивать покупателя, не хотел бы тот получить электронный чек. И в случае такого пожелания - указывать в программе электронный адрес или телефонный номер. Техническому специалисту или директору нужно будет взять за правило контролировать наличие неотправленных чеков в фискальном накопителе. Эта информация есть, к примеру, в торговых программах «1С», к которым подключаются кассы. Если неотправленные чеки есть – нужно будет разобраться с подключением к интернету или доступности ОФД. После решения проблемы прямо в программе можно будет дать команду фискальному накопителю отправить чеки в ОФД.

Для более крупных розничных компаний могут потребоваться и более серьёзные изменения бизнес-процессов.

Есть ли в новом законе хоть какие-то плюсы для бизнеса

Несмотря на то, что из-за вступившего в силу нового закона малый бизнес понесёт вполне ощутимые затраты и будет вынужден во многом перестроить свою работу, эта реформа имеет ряд плюсов и преимуществ.

Главную выгоду от нового порядка получат предприниматели, уровень дохода которых зависит не от степени хитрости в отношении неуплаты налогов, а от того, насколько полезный бизнес они создали, насколько его ценят покупатели, насколько хорошо отлажены бизнес-процессы. То есть честный бизнес.

Те, для кого сокрытие выручки было средством повышения эффективности бизнеса – безусловно, сильно пострадают. И чем больше ожиданий возлагалось на уклонение от налогов – тем более сильный удар будет нанесён новым законодательством.

Среди других полезных последствий также можно отметить следующие:

Отсутствие необходимости ходить в ФНС для регистрации, перерегистрации, снятия с учета касс – теперь всё это можно сделать дистанционно на сайте ФНС.

Снижение количества проверок (во всяком случае, это декларируется). Поскольку данные о продажах будут поступать в налоговые органы автоматически, у фискалов отпадёт необходимость проводить массовые проверки с непосредственным выездом сотрудников на места установки касс. Проверки касс и расчётов теперь будут осуществляться в автоматизированном режиме.

Также декларируется, что обслуживать кассовые аппараты можно будет самостоятельно - без привычных недешёвых договоров с Центрами технического обслуживания (ЦТО). Но на практике пока это не подтверждается. Производители касс стараются сохранить монополию своих специалистов на обслуживание техники, угрожая снятием гарантий.

Как обратить «закручивание гаек» на пользу своему бизнесу

В текущей ситуации есть ещё несколько моментов, которые следует принять во внимание.

«Реформа 54-ФЗ» - не первая и не последняя на розничном рынке. Уже в течение нескольких лет происходит усиление государственного контроля над товародвижением, причём, для этого очень эффективно используются информационные технологии.

Так, только за 2015-2016 годы были введены в действие автоматизированные системы контроля НДС, ЕГАИС, система маркировки меховых изделий. На очереди в 2017 году – запуск системы маркировки лекарственных средств и электронная сертификация рыбы, мяса, молока и прочих товаров, подлежащих ветеринарному контролю.

При этом контроль товародвижения становится сквозным – от производителя или импортёра – до конечного покупателя.

Поэтому бизнес должен как минимум соответствовать уровню государственной автоматизации – то есть уметь предоставлять данные по всем направлениям деятельности, а не только, как раньше, бухгалтерские отчёты и налоговые декларации. А также - уметь организовать качественный учёт товародвижения, не противоречащий ни бухгалтерской, ни налоговой отчётности.

Возможно, сейчас самый подходящий момент для того, чтобы задуматься о комплексной автоматизации своего бизнеса

Подумайте, целесообразно ли теперь, когда ФНС видит весь ваш товарооборот, содержать «лояльного» специалиста по учёту в штате компании? При повышении нагрузки и ответственности за результат не пора ли передать задачу фискального учёта профессиональным аутсорсерам и тем самым сократить расходы компании?

И ещё: не пришло ли время использовать информацию, которую вы так и так отправляете в ФНС, с пользой для бизнеса? Например, начать контролировать товарные остатки, анализировать спрос, планировать закупки, не допускать отсутствия ходовых товаров на прилавке и залежей неликвидов.

Наличие и анализ информации о товародвижении – идеальная база для проведения акций, запуска программ лояльности и применения всего спектра популярных розничных технологий даже в самых небольших розничных точках. А для решения этих задач подходит любая товароучётная система - например, «1С:Розница» за 3 300 рублей с бессрочным бесплатным обновлением или упомянутая новая облачная «1С:Касса» за 200 рублей в месяц.

В чём суть закона об онлайн-кассах

  • С 1 июля 2017 года организации и большинство индивидуальных предпринимателей должны использовать только контрольно-кассовую технику нового поколения (онлайн-кассы или ККТ с передачей данных).
  • С 1 июля 2018 года применение онлайн-касс станет также обязательным для плательщиков ЕНВД и предпринимателей на патенте.
  • Особенность новых касс в том, что вся информация о платежах будет передаваться через оператора фискальных данных напрямую в налоговую инспекцию.
  • Розничным продавцам будет необходимо обеспечить требуемый состав информации в каждом кассовом чеке – включая наименование товара (услуги) и НДС.
  • Штрафы за ненадлежащее использование контрольно-кассовой техники повышаются до 30 000 рублей, срок давности увеличивается до года.

В числе первых на новые онлайн-кассы должны перейти продавцы любых спиртосодержащих напитков (в том числе пива, сидра, медовухи, пуаре) и те предприниматели, которые осуществляли розничную продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания и ранее не применяли фискальную технику.

Это обусловлено тем, что данная категория розницы оказалась на перекрестке изменений сразу в двух федеральных законах – и 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Несмотря на то, что среди продавцов слабоалкогольной продукции много предпринимателей на ЕНВД и ПСН, и согласно 54-ФЗ они могли перейти на новые ККТ только с июля 2018 года, требования 171-ФЗ обязывают их перейти на онлайн-кассы уже к 1 апреля 2017-го.

Что будет с нарушителями 54-ФЗ

Государство уже предусмотрело довольно суровые меры за неприменение или ненадлежащее применение контрольно-кассовой техники.

Согласно закону, неприменение ККТ повлечёт изъятие выручки, полученной в обход кассы. Так, должностные лица заплатят штраф в размере половины суммы расчёта, осуществлённого без применения кассового аппарата. Причём, штраф не может быть меньше 10 000 рублей. Сами же магазины могут лишиться вообще практически всей выручки, полученной подобным образом (от 75 до 100% выручки). Размер штрафа для юрлиц начинается с суммы в 30 000 рублей. Такой штраф предполагается за каждый факт нарушения закона.

Повторное нарушение повлечёт дисквалификацию должностных лиц и административное приостановление деятельности магазинов. Дисквалифицировать будут на срок до двух лет, а закрывать торговые объекты – на 3 месяца.

Одновременно закон увеличивает срок давности привлечения к административной ответственности. Новый срок составит один год. Напомним, ранее этот срок исчислялся двумя месяцами. При этом налоговики жаловались, что завершить производство в законный срок зачастую просто невозможно. Теперь же избежать ответственности пойманным на нарушении торговцам станет значительно труднее.

Что произойдёт с кассами, которые не будут заменены : ФНС в письме от 30 декабря 2016 года № ЕД-4-20/25616 предупредило, что в случае, если налоговые органы выявляют кассу, не соответствующую требованиям законодательства, то её снимут с учета в одностороннем порядке без заявления пользователя.

Как работает онлайн-касса

Новая касса, или онлайн-касса, сильно отличается от той, к которой привыкли продавцы. Во-первых, привычный кассовый блок (ЭКЛЗ - электронная контрольная лента защищённая) заменяется на фискальный накопитель. Это небольшое устройство, в памяти которого хранится информация обо всех продажах, выполненных на кассе. Фискальный накопитель шифрует данные и отправляет их в ФНС.

Заявленная стоимость фискального накопителя – 8 000 рублей, однако в настоящий момент в силу дефицита цена доходит и до 15 000 рублей. Срок работы прибора – 13 месяцев

Обещают, что на рынке будут доступны и накопители с более долгим сроком годности – до 36 месяцев, но на момент написания этой статьи такие на рынке ещё не появились.

Владелец кассы имеет право самостоятельно заменять фискальный накопитель по истечении периода использования. Но, судя по всему, поставщики кассовой техники будут требовать, чтобы это выполняли сертифицированные специалисты – например, в рамках договора обслуживания ККТ. В ином случае это может грозить снятием кассового аппарата с гарантии.

Кассовый аппарат также должен быть оборудован интерфейсом для подключения к интернету – проводному или беспроводному (WiFi, мобильный интернет).

Некоторые кассовые аппараты могут быть модернизированы под новые стандарты. Некоторые – нет. Это можно выяснить только у производителя.

Стоимость новых касс – от 18 000 до 70 000 рублей, в зависимости от характеристик и возможностей. При покупке нужно обращать внимание на то, входит ли в объявленную стоимость фискальный накопитель.

Кто такой оператор фискальных данных и зачем он вообще нужен

Законодательно в процессе передачи данных от кассы в ФНС предусмотрен обязательный посредник - оператор фискальных данных, или ОФД. Это компании, которым ФНС делегировала собирать информацию с фискальных накопителей касс и транслировать её на свои серверы. Реестр ОФД опубликован на сайте ФНС. Договор с ОФД должен быть заключён для каждой кассы. Стоимость годового договора - 3 000 рублей.

Важный вопрос – как быстро ваш чек будет отправлен в ФНС. В законе нет требования о моментальной отправке чека в ОФД. На это отводится до 30 календарных дней с момента формирования чека. Поэтому если «отвалился» интернет – ничего страшного не случится, неотправленные чеки будут накапливаться в фискальном накопителе, а при восстановлении связи – будут отправлены в ОФД. Но если в течение 30 дней информация не передана, то фискальный накопитель будет автоматически заблокирован и касса перестанет печатать чеки.

Несмотря на наличие посредника, ответственность за своевременность передачи данных в ФНС несёт владелец кассы.

Какие данные будут указаны в новых чеках

В чеках, которые будут выдавать онлайн-кассы, содержится намного больше информации, чем было раньше. Теперь туда включаются, в числе прочих, и следующие сведения:

  • информация о системе налогового учёта продавца;
  • признак расчёта (приход, возврат и т.д.);
  • наименование проданных товаров;
  • сумма расчёта с отдельным указанием ставки и размера НДС;
  • форма расчёта (наличные или электронный платёж).

Также на чеке будет размещен QR-код, по которому покупатели смогут с помощью специального мобильного приложения найти свой чек на сайте ФНС.

Большинство данных касса получает из программы, в которой компания ведет товарный учёт. Если такого учёта раньше не было, а в чеках пробивалась только общая сумма покупки – необходимо такой учёт организовать и обеспечить выгрузку нужных данных в кассу.

Для этого между кассовым аппаратом и программой учёта (например, «1С:БизнесСтарт») организуется синхронизация данных: из программы в кассу передаётся номенклатура, актуальные розничные цены, данные о скидках, а обратно загружается отчёт о продажах. Это называется интеграция кассы с программой.

Такое торговое приложение может быть размещено на компьютере или в «облаке» - в онлайн-сервисе, доступном пользователю через интернет.

Есть тип касс, которые могут работать автономно, без подключения к компьютеру. Обычно их используют небольшие торговые точки, курьеры, пункты разъездной торговли и т.д. У них есть одно неудобство - если товаров довольно много, то забить их в такую кассу и регулярно менять их цены затруднительно.

Для них теперь разработаны специальные «облачные» программы, которые помогают загрузить номенклатуру, быстро обновлять розничные цены после переоценки, печатать этикетки и ценники. Например, новая облачная программа «1С:Касса », с платой за доступ в 200 рублей в месяц, как раз предназначена для того, чтобы организовать удобную работу с такими аппаратами.

По новому закону, кроме бумажного чека покупатель может получить и электронный – достаточно попросить продавца отправить чек по e-mail или SMS со ссылкой на чек на сайте ФНС. Кассы отправлять SMS и электронные письма пока не умеют, и обычно эта задача поручается или торговой программе, или ОФД. Кстати, в решениях «1С» такие возможности уже реализованы.

  • Важно! И бумажный, и электронный чеки имеют одинаковую юридическую силу – то есть по любому из них можно вернуть товар в магазин или подтвердить понесённые расходы (например, оплату лечения для налогового вычета или компенсацию расходов в командировке). То есть при наличии электронного чека можно не опасаться потерять бумажный.

Как перейти на работу по новым правилам: шаг за шагом

Чтобы перейти на новый порядок применения контрольно-кассовой техники нужно осуществить следующие действия:

Шаг первый – снять старую кассу с учёта. Это придется сделать по старинке, то есть с личным посещением налоговой инспекции.

Шаг второй – модернизировать кассу или установить новый кассовый аппарат . Свяжитесь с производителем или поставщиком вашей кассы и уточните, подлежит ли она обновлению. Если кассу модернизировать нельзя, то нужно покупать новую. При выборе модели имейте в виду, что касса должна входить в госреестр ККТ . Кроме того, полезно обратить внимание, работает ли новая касса с товароучётной программой, например, с «1С». Проверить совместимость софта и оборудования можно и на сайтах производителей касс.

Шаг третий – заключить договор с оператором фискальных данных. Выбор ОФД пока невелик, в целом их условия и цены идентичны. Заключать договоры ОФД предпочитают в электронном виде, то есть используя электронный документооборот .

Для этого потребуется электронная подпись. Если вам потребуется бесплатная помощь в выборе и подключении ОФД – можно воспользоваться сервисом «1С-ОФД ».

Шаг четвёртый - поставить новую кассу на учёт в ФНС. И новую, и модернизированную кассу нужно поставить на учёт в налоговых органах. Для этого необходимо создать личный кабинет на сайте ФНС и иметь квалифицированную электронную подпись. Получить её можно в одном из удостоверяющих центров .

Для постановки на учёт кассового аппарата можно использовать квалифицированную электронную подпись, которую использует организация для сдачи отчётности в ФНС. Данная КЭП должна быть выпущена либо на руководителя организации, либо на лицо, имеющее право подписывать документы без доверенности (согласно данным ЕГРЮЛ).

Такая подпись может быть у вашего бухгалтера. Или же у него может быть право получить такую подпись бесплатно по договору сопровождения «1С» (в сервисе «1С-Подпись »). Поэтому прежде чем платить за новую подпись – поинтересуйтесь о такой возможности у своего бухгалтера.

Федеральный закон № 54 ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» - это нормы, которые регулируют правила применения кассовых аппаратов. Ведь 54 фз, онлайн касса, ОФД, ФН и куча других терминов выводят из равновесия множество предпринимателей последний год.

Согласно 54-ФЗ онлайн кассы или контрольно-кассовая техника (далее ККТ) - это машины, имеющие фискальную память, фиксирующую ежесуточно (ежесменно) информацию об учете денежных расчетов наличными деньгами, или расчетов с помощью, так называемых, платежных карт.

ККТ - это не только сами кассовые аппараты, но и банкоматы и платежные терминалы. Применяемые аппараты должны быть включены в единый Государственный реестр РФ.

Чеки, платежные документы, бланки строгой отчетности (далее БСО) должны выдаваться не только при покупке товаров, но и при оказании услуг или выполнении работ.

ЦЕЛЬ 54-ФЗ

Прозрачность налогообложения торговой организации, расчет налоговой базы и контроль объема продаж и выручки.

Использование ККТ онлайн не зависит от:

  • формы налогообложения, которую вы используете;
  • лица, которых вы обслуживаете (юр.лицо или физ.лицо);
  • формы платежа (авансовый или основной платеж);
  • выгодополучатель вы или посредник.

С 2003 по 2016 год в закон было внесено более 10 поправок. Были среди них и те, которые облегчали жизнь предпринимателям. Например, федеральный закон 51-ФЗ от 08.03.2015 г., сразу же вступивший в силу. Изменения коснулись ст. 3, 54-ФЗ и установили, что при исключении какой-либо модели контрольно-кассовой техники из Государственного реестра ККТ, она может эксплуатироваться до конца срока службы, установленного изготовителем (но не более десяти лет). Это снизило расходы на приобретение новой техники, т.к. стоимость даже самой бюджетной превышает 4-5 тысяч рублей.

Штрафы за нарушения и несоблюдение закона

Функции контроля исполнения федерального закона 54-ФЗ осуществляют налоговые органы.

Ответственность за нарушения правил применения ККТ установлена ст.14.5, ч. 2 КоАП РФ за:

  • неприменение кассового аппарата, если он должен использоваться (то есть, деятельность предпринимателя не относится к предусмотренным ст.2, 54-ФЗ исключениям);
  • применение онлайн касс, не зарегистрированных в ИФНС;
  • несоответствие суммы в чеке стоимости покупки;
  • невыдачу бланка БСО, если таковой должен быть выдан.

Если вы нарушили какое-то из этих условий, вам в праве вменить сразу два штрафа:

  • для организации в сумме от 30 000 до 40 000 рублей;
  • для руководителя - от 3 000 до 4 000 руб.

ВАЖНО! При проверке факта невыдачи чека (а налоговые органы любят прибегать к проверкам на выявление подобного факта) сообщение о неисправности аппарата или о другой причине невыдачи чека не рассматривается как уважительная.

Что изменилось с принятием федерального закона № 290-ФЗ от 03.07.2016

Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ вносит изменения в 54-ФЗ и обязывает российский ритейл работать с ККТ нового образца.

Шаг 4 - постановка новой/модернизированной ККТ на учёт в ФНС. Постановка на учет происходит онлайн в Личном кабинете на сайте ФНС. Для регистрации понадобиться КЭП (квалифицированная электронная подпись). Подпись можно получить в удостоверяющих центрах Минсвязи .

ВАЖНО! Будьте очень внимательны при постановке на учет и фискализации кассы. Если при записи полученного в ФНС регистрационного номера в фискальный накопитель будет совершена ошибка, она не подлежит исправлению. Испорченный ФН вам придется заменять за свой счет.

Шаг 5 - подключение ККТ к интернету . Единственный шаг, не регламентированный на государственном уровне.

«Списки труднодоступных мест определяют региональные власти и публикуют на своих сайтах. Компании, которые работают на таких территориях, вместо чека вправе выдавать документ об оплате. Не путайте труднодоступные места с территориями, отдаленными от Сети. Минкомсвязи разработал критерии для таких территорий, которые также определяют регионы. На таких территориях чеки пробивать нужно, но договор с оператором фискальных данных можно не заключать и информацию о пробитых суммах в налоговые в режиме онлайн не передавать».

Шаг 6 - обучение персонала и запуск. К привычному порядку работы с ККТ добавится ряд новых требований. Кассира придётся обязать перед пробиванием чека спрашивать покупателя, не хотел бы он получить электронный чек. И в случае такого пожелания - указывать в программе электронный адрес или телефонный номер. Необходимо будет контролировать наличие неотправленных чеков в ФН. Если неотправленные чеки есть - нужно будет выявить причину. Чаще всего их две: отсутствие интернета или недоступность ОФД. Штрафовать в первый день никого не будут. На отправку электронных чеков о ФНС у вас есть 30 дней.


АНДРЕЙ БУДАРИН - начальник Управления оперативного контроля ФНС

«Касса в режиме офлайн сохранит информацию о пробитых чеках. А когда появится интернет, направит ее оператору фискальных данных. Восстановить интернет необходимо в течение 30 календарных дней. Иначе фискальный накопитель будет заблокирован, и касса перестанет работать».

Нужна ли онлайн касса всем, или кто может вести работу без новой ККТ до 01.07.2018?

Обновленная ст.2 54 ФЗ, или кто может работать без ККТ

Согласно ст.2, 54-ФЗ список тех, кто может не думать пока о новой ККТ выглядит так:

  • газеты и журналы (оборот не менее 50%);
  • продажа ценных бумаг;
  • питание учащихся;
  • рынки без помещений, ярмарки;
  • розничная торговля разносная;
  • мороженое и безалкогольные напитки в розлив;
  • проездные документы в городском общественном транспорте;
  • торговля молоком, маслом и квасом с цистерн;
  • овощи или арбузы в развал;
  • прием стеклотары;
  • реализация предметов религиозного культа (церковь);
  • почтовые марки;
  • отдаленные и труднодоступные местности;
  • аптечные и фельдшерские пункты (не аптеки);
  • чай в поездах.

Занимается продажей через торговые автоматы;

Оказывает услуги населению и выдает БСО;

Применяет ЕНВД, ПСО и выдает подтверждающий документ.

«Если предприниматель оказывает услуги населению, находясь на системе налогообложения ЕНВД, то он обязан применять контрольно-кассовую технику, но модернизировать ее ему необходимо до 01.07.2018 года»

Новая онлайн касса 2017 года

На 14.07.2017 в государственный реестр внесено 84 модели онлайн касс от 25 производителей.

Также в реестр внесено 4 фискальных накопителя:

Название модели фискального накопителя Срок действия, мес. Производитель Приказ о внесении в реестр
«ФН-1» 13 ООО «РИК» Приказ ФНС России от 12.08.16 г. № ЕД-7-20/434
«ФН-1» исполнение 3 версия 1 13 ООО «НТЦ „Измеритель“» Приказ ФНС России от 30.03.17 г. № ЕД-7-20/268
«ФН-1» исполнение 3 версия 2 13 ООО «Прагматик» Приказ ФНС России от 30.03.17 г. № ЕД-7-20/267
«ФН-1» исполнение 2 36 ООО «РИК» Приказ ФНС России от 3.05.17 г. № СА-7-20/339

Владелец кассы имеет право самостоятельно заменять фискальный накопитель по истечении периода использования. Но высока вероятность, что поставщики кассовой техники будут требовать, чтобы замену выполняли сертифицированные специалисты. В ином случае это может грозить снятием кассового аппарата с гарантии.

Кассовый аппарат также должен быть оборудован интерфейсом, чтобы обеспечить интернет для онлайн кассы - проводному или беспроводному (WiFi, мобильный интернет).

Что такое ОФД? (функции и варианты ОФД)

ОФД - Оператор Фискальных Данных. Посредник между предпринимателем и ОФД. Он собирает отправленные кассовой техникой чеки и передает их в ФНС. Именно операторам фискальных данных придётся хранить чеки 5 лет и предоставлять доступ покупателю к электронной версии чека.

Договор с ОФД должен быть заключён для каждой кассы. Стоимость годового договора - 3 000 рублей.

ВАЖНО! Несмотря на наличие посредника, ответственность за своевременность передачи данных в ФНС несёт владелец кассы.

31 августа 2016 года были внесены первые ОФД в Государственный реестр https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6157746/ :

  1. АО «Энергетические системы и коммуникации», ИНН 7709364346, адрес сайта в сети «Интернет»: www.1-ofd.ru;
  2. ООО «Такском», ИНН 7704211201, адрес сайта в сети «Интернет»: www.taxcom.ru;
  3. ООО «Эвотор ОФД», ИНН 9715260691, адрес сайта в сети «Интернет»: www.platformaofd.ru;
  4. ООО «Ярус», ИНН 7728699517, адрес сайта в сети «Интернет»: ofd-ya.ru .

На 14.07.2017 года реестр ОФД составляет 12 (двенадцатью) операторами фискальных данных.

  1. ООО «ПЕТЕР-СЕРВИС Спецтехнологии» - https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6278192/
  2. ООО «Компания «Тензор» - https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6754218/
  3. ООО «КАЛУГА АСТРАЛ» - https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6754213/
  4. ООО «Электронный экспресс» - https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6754206/
  5. ООО «Яндекс.ОФД» - https://www.nalog.ru/rn32/related_activities/registries/fiscaloperators/6735873/
  6. ООО «КОРУС Консалтинг СНГ» - https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6763236/
  7. ЗАО «Производственная фирма «СКБ Контур» - https://www.nalog.ru/rn32/related_activities/registries/fiscaloperators/6857850/
  8. АО «Тандер» - https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6912865/
Требует аренды онлайн кассы у АТОЛ онлайн.

Оплата покупок в магазине осуществляется онлайн через систему Robokassa с передачей фискальных данных о принятых оплатах с использованием ККТ, предоставляемым нашим партнером «АТОЛ»

Оплата покупок в магазине осуществляется онлайн через Robokassa, при этом передача фискальных данных в ОФД осуществляется c использованием ККТ клиента самостоятельно (без участия системы Robokassa).

Модули CMS для сбора номенклатуры доступны .

Предоставление оборудования «Модуль Касса» - универсальное решение для интернет-магазинов, которые уже имеют или только собираются открывать торговые точки в оффлайне.

Касса также совместима с программами для бухгалтерии и учета товаров.

Platron Аренда онлайн-кассы у АТОЛ онлайн + прием платежей через Platron Интеграция кассы клиента с системой Platron через модуль cms - ASSIST - - Яндекс.Касса Аренда онлайн-кассы у АТОЛ онлайн + прием платежей через Яндекс.Касса Интеграция кассы клиента с системой Яндекс.Касса через модуль cms Возможна интеграция с Модуль касса PayOnline - - Услуги аренды онлайн кассы и ее обслуживания

1) быстрый - скопировать ссылку на товар в корзине или свой поддомен;
2) интеграция - встроить iFrame с товарами (из поддомена или напрямую на товар на сайте Клиента)
3) работа по API - передача состава корзины, которая формируется на Robo.Market, статус оплаты отправляется обратно на сайт.

Варианты работы при наличии сайта

Специалисты бухгалтерского учета и юристы называют этот вариант законным, но временным. И уверены, что в скором будущем закон вновь будет доработан именно в этой части.

(информацию о подобном решении мы также нашли на сайте Яндекс.Кассы)

ТАТЬЯНА ГЛАЗАЧЕВА - исполнительный директор ООО «Бизнес Элемент» (сервис приема онлайн-платежей Robokassa)

«Мы прекрасно понимаем, что есть огромный сегмент предпринимателей, для которых использование онлайн касс ставит под угрозу весь бизнес, потому что требует серьезных дополнительных расходов по приобретению оборудования, его установке и плате за ПО. Именно для них мы и разработали Готовое решение на основе нашего маркетплейса »

Составляющие чека при любом способе соблюдения 54-ФЗ (каков чек 54 фз)

Чек онлайн кассы с полным перечнем необходимых полей (скачать образец)

Возвраты по онлайн кассе (комментарий ФНС)

АЛЕКСАНДР СОРОКИН - начальник отдела Управления оперативного контроля ФНС

«В реквизиты кассового чека добавлен реквизит, который состоит из четырех позиций „приход“ / „возврат_прихода“ / „расход“ / „возврат_расхода“. Если товар был продан, то пользователь формирует фискальный чек с реквизитом „приход“. Если товар по каким-то причинам возвращается, то пользователь формирует чек с реквизитом „возврат_прихода“. Причем когда произведен этот возврат не важно. На такой возврат формируется кассовый чек»

Авансовый платеж (письмо ФНС)

Согласно письму ФНС от 11 ноября 2016 г. N АС-4-20/21345@ продавцы смогут пробивать чеки на аванс без названия и количества товаров. В таких чеках будет признак способа расчета «аванс», обозначающий авансовый платеж. Но если продавец знает, за какие именно товары получает предоплату, он должен будет выбить чек с названием и количеством. При окончательном расчете в чеке будет признак способа расчета «зачет_аванса».

Мнение сторон о пользе поправок к 54 ФЗ

Мнение ФНС


АЛЕКСЕЙ БАТАРИН - заместитель начальника организационно-методологического отдела Управления оперативного контроля ФНС.

«Главный плюс в том, что уменьшится количество проверок ККТ. Новый порядок позволит создать автоматизированную бесконтактную систему контроля за полнотой учета выручки. Инспекторы будут анализировать данные компаний о расчетах и проводить только точечные проверки».

Мнение малого бизнеса (из комментариев к вебинарам и публикациям)

Мнение эксперта

МАРИНА ПРАВДИНА - руководитель проектов фирмы «1С», эксперт в сфере программного обеспечения для малого и среднего бизнеса.

«Несмотря на то, что из-за вступившего в силу нового закона малый бизнес понесёт вполне ощутимые затраты и будет вынужден во многом перестроить свою работу, эта реформа имеет ряд плюсов и преимуществ.

Главную выгоду от нового порядка получат предприниматели, уровень дохода которых зависит не от степени хитрости в отношении неуплаты налогов, а от того, насколько полезный бизнес они создали, насколько его ценят покупатели, насколько хорошо отлажены бизнес-процессы. То есть честный бизнес.

Те, для кого сокрытие выручки было средством повышения эффективности бизнеса - безусловно, сильно пострадают. И чем больше ожиданий возлагалось на уклонение от налогов - тем более сильный удар будет нанесён новым законодательством.

Среди других полезных последствий также можно отметить следующие:

Отсутствие необходимости ходить в ФНС для регистрации, перерегистрации, снятия с учета касс - теперь всё это можно сделать дистанционно на сайте ФНС.

Также декларируется, что обслуживать кассовые аппараты можно будет самостоятельно - без привычных недешёвых договоров с Центрами технического обслуживания (ЦТО). Но на практике пока это не подтверждается. Производители касс стараются сохранить монополию своих специалистов на обслуживание техники, угрожая снятием гарантий».

Что в итоге?

Как мы выяснили, после вступления поправок к 54-ФЗ, онлайн касса для магазина либо покупается, либо предприниматели могут модернизировать старую. Также можно арендовать онлайн-кассу и даже работать без онлайн ККМ.

Самый существенный набор поправок в закон о применении ККТ № 54-ФЗ от 22.05.2003 был внесен в июле 2016 года (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Изменения были кардинальными и влияют на нас до сих пор. Суть их тогда свелась:

  • к введению в обращение касс нового образца (онлайн-касс), оснащенных фискальными накопителями и передающих информацию о продажах напрямую в налоговые органы;
  • возникновению обязанности оформлять на устройствах, аналогичных онлайн-кассам, БСО и расширению круга лиц, применяющих такие бланки;
  • изменению состава лиц, обязанных использовать кассовые аппараты.

Подробнее об изменениях, упомянутых в последнем пункте, читайте в этой статье .

Следующие поправки в закон о ККТ привели к тому, что из числа лиц, освобождавшихся ранее от применения кассы, оказались исключенными в том числе плательщики ЕНВД и ИП, работающие на патенте. Для них так же, как и для иных лиц, потерявших возможность не применять ККТ, дата наступления обязанности работы с кассой была сдвинута на 01.07.2018.

Затем осенью 2017 года в текст закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ были внесены правки (закон «О внесении изменений» от 27.11.2017 № 337-ФЗ), в силу которых для плательщиков ЕНВД и ИП, работающих на патенте, дату 01.07.2018 заменили на 01.07.2019, т. е. применение касс отодвинули еще на 1 год. Но этой возможностью не смогли воспользоваться юрлица, работающие в сфере розничной торговли, общепита и продаж через торговые автоматы. А ИП, работающие в этих сферах, для того, чтобы пользоваться дополнительной отсрочкой, не должны иметь наемных работников, оформленных по трудовому договору. Появление у них таких работников приводит к возникновению обязанности в течение 30 календарных дней с даты заключения договора зарегистрировать ККТ.

Подробнее о том, кто должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2019 года, читайте в этой статье .

Необходимость приобретения касс для ИП, не имевших ранее такой техники, влечет за собой достаточно большие расходы, порой весьма существенно отражающиеся на итоговой величине полученного ИП дохода. Именно в связи с этим возникло предложение о материальной поддержке предпринимателей, использующих указанные спецрежимы (так называемый вычет на ККТ). На уровне закона связанные с этим вопросом положения оказались закрепленными не в законе о ККТ, а в НК РФ, дополненном новыми пунктами — в ст. 346.32 (п. 2.2) и 346.51 (п. 1.1). И эти поправки по онлайн-кассам вылились в закон «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, подлежащий применению с 01.01.2018 (ст. 3 закона № 349-ФЗ).

О том, как получить налоговый вычет при покупке онлайн-кассы, читайте .

Редакция закона от 25.12.2018 не привнесла особых изменений в 54-ФЗ "О применении ККТ". Согласно ст.2 закона "О внесении изменений..." от 25.12.2018 № 488-ФЗ в 54-ФЗ добавлен новый пункт № 14 в ст.4.4 следующего содержания:

ВНИМАНИЕ! 07.06.2019 вступил в силу закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ, продливший отсрочку ККТ для некоторых ИП до 01.07.2021 . Привнес он и некоторые другие изменения.

Кто вправе не применять онлайн машины: последние изменения 54-ФЗ

Чтобы узнать, нет ли у вас возможности обойтись без применения онлайн-ККТ, обратитесь к актуальной редакции ст. 2 закона № 54-ФЗ. Она освобождает от использования ККТ при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе при (ст. 2 закона № 54-ФЗ):

  1. продаже журналов игазет вне зависимости от места торговли;
  2. продаже ценных бумаг;
  3. торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за некоторым исключением), а также при разносной торговле с рук или ручных тележек вне мест стационарной торговой сети, а также в вагонах пассажирских поездов или на борту самолетов;
  4. продаже мороженого в киосках, а также безалкогольных напитков, воды или молока в розлив;
  5. торговле из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  6. ремонте и окраске обуви;
  7. сдаче индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих емуна праве собственности и др.

Также ККТ могут не применять:

  • продавцы, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях ;
  • банки и иные кредитные организации;
  • страховые агенты при продаже полисов.

Кроме того допускается не выдавать чек при торговле товарами (за исключением технически сложных) через вендинговые аппараты. При этом с 01.02.2020 вендинг должен быть оснащен дисплеем, на который будет выводиться QR-код.

Иные поправки в 54-ФЗ

Вносили законодатели и иные правки в 54 закон:

  1. Обязательна выдача кассового чека при погашении займа, выданного на приобретение товаров.
  2. При выплате выигрыша организаторы азартных игр обязаны выдать чек с признаком "расход".
  3. Разрешается формировать один чек за день, неделю или месяц по всем случаям возврата клиентам переплаты за услуги или проведении взаимозачетов.
  4. Снятие кассового аппарата с учета осуществляется автоматически при ликвидации хозсубъекта на основании выписки из госреестра.
  5. Для исправления ошибок в чеке необходимо использовать чек коррекции. Ранее рекомендовалось оформлять возврат прихода и оформлять новый чек.
  6. Увеличен срок выдачи карточки регистрации ККМ до 10 дней.
  7. Все кассовые чеки должны отображать QR-код с 03.07.2018 года.

Зачем нужен QR-код читайте .

Итоги

Закон № 54-ФЗ регулярно изменяется и дорабатывается. Последняя редакция не привнесла в него глобальных изменений. А вот более ранние поправки были кардинальными.

1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

Контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

Кредитные организации обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денег с использованием электронных средств платежа и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств. Порядок направления указанного перечня в уполномоченный орган и форма указанного перечня устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

1.1. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

2. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажа ценных бумаг;

продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;

осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

ремонт и окраска обуви;

изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

розничная продажа бахил.

2.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 3, 6, 9 - 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 - 48, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 настоящего Федерального закона.

2.2. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

4. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выдачи и учета документов, указанных в пункте настоящей статьи.

5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.

6. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.

8. Положения пункта 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил), пунктов и настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами.

9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций полномочиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

В случае изменения информации об организациях, указанных в настоящем пункте, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты изменения такой информации доводит соответствующие изменения до сведения уполномоченного органа.

11. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

12. Контрольно-кассовая техника может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными в настоящем пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством Российской Федерации.

13. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов:

товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

Положения настоящего пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

14. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием сети "Интернет" и сетей связи.

Положения статьи 2 закона №54-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники
    5. При замене оператора фискальных данных и внесении изменений в иные сведения, введенные в контрольно-кассовую технику при формировании отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации, пользователем с применением контрольно-кассовой техники формируется отчет об изменении параметров регистрации, и все сформированные фискальные документы, по которым не были получены подтверждения оператора фискальных данных, передаются оператору фискальных данных, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона.
  • Договор на обработку фискальных данных
    1. Договор на обработку фискальных данных заключается между оператором фискальных данных и пользователем, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также случая, если оператор фискальных данных и пользователь совпадают в одном лице.
  • Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности
    2. В случаях, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, реквизиты, указанные в абзацах шестнадцатом - восемнадцатом пункта 1 настоящей статьи, на кассовом чеке и бланке строгой отчетности могут не указываться.
  • Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, пользователей
    при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа обеспечивать ввод идентичной информации о сумме расчета в контрольно-кассовую технику и в устройства, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;