Избирательное право и избирательное законодательство. Избирательное право Избирательное право избирательный процесс




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа для учащихся 10-11 классов дополнительного (профильного) изучения предмета – право знакомит выпускников с современным юридическим образованием, направлена на развитие личности, формирование правосознания и правовой культуры, воспитание гражданской ответственности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам. В профильном 10-м классе на изучение темы: Избирательное право» отведено 5 учебных часа, 2 часа на тему: «Избирательное право. Избирательный процесс».

Компьютер на уроке – это:

  • источник учебной информации,
  • средство, помогающие усвоить содержание урока,
  • наглядное пособие нового уровня,
  • источник интереса к предмету,
  • экономия времени на меловые записи и рисунки на доске.

Цель занятий – сформировать знания о выборах, избирательных стадиях избирательного процесса системах.

Задачи:

  • Образовательные :
    • знать:
      • сущность избирательного права,
      • принципы проведения выборов в РФ,
      • избирательная система,
      • значение и разновидности выборов в России,
      • основные стадии избирательного процесса,
      • права и обязанности избирателя.
    • понимать:
      • различие между активным и пассивным избирательным правом,
      • роль электората в выборах.
    • объяснять:
      • понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия,
      • содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя,
      • распространение знаний в области избирательных прав граждан.
  • Воспитательные :
    • способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности,
    • воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны,
    • формировать у учащихся активной жизненной позиции.
  • Развивающие : продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения будущих избирателей.

Ваше отношение к высказыванию: «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании».Джон Натан .

Учебник: Боголюбов, Матвеев, Лукашева: Право: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Издательство: Просвещение, 2010 г.

ХОД УРОКА

Здравствуйте…

Спросите у туч поднебесных,
У желтых созревших полей.

Родимой Отчизны моей…
Спросите об этом у дома,
Где мать ждет своих сыновей.
Что может быть лучше России?
Судьбы и надежды моей.

(Что может быть лучше России? Слова В.Харитонова Музыка С.Туликова).

Россия – это наша судьба и надежда… Многое в жизни зависит от людей, стоящих у власти.

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
Народ через выборы передаёт Власть в руки депутатов, Президента. Кто окажется у власти? Как к своей судьбе остаться равнодушным?

Проблемное задание (на доске).
Является ли голосование гражданина на выборах его участием в управлении страной?
Ваше отношение к высказыванию:
«Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании». Джон Натан американский политик, представляющий Республиканскую партию. До 1995 года состоял в Демократической партии. Действующий губернатор штата Джорджия.

По ходу урока учащиеся делают записи в тетради.

Цели занятий – слайд 2.
Знания, которые вы получите сегодня, в скором времени пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям.
Нам предстоит на 2 уроках совместная работа по теме – слайд 3.

Выявление первоначальных знаний учащихся.

Прежде всего, я хотела бы от вас услышать ответ на вопрос:
«С какой целью ваши родители, родственники ходят на выборы?»
Ответы учащихся…

Какие слова у вас ассоциируются с понятием выборы?

Составление кластера.

Подберите ассоциации к слову выборы? Составление кластера – слайд 4.

Слайд 5. Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.

Определение понятия, ученики записывают в тетради.

Слайд 6. Виды выборов. Выборы могут быть проведены в установленные законом сроки – очередные выборы; внеочередные (досрочные), например, в случае роспуска Государственной Думы или досрочной отставки Президента РФ. Первоначальные, а если по каким-либо причинам выборы не дали результата (несостоявщиеся, недействительные), то назначаются повторные выборы. Выборы бывают полными и частичными.
Поработайте дома над заданием C8. Развернутый план ответа. Политическая миссия выборов.
Для составления плана: записи в тетради, страница 267 учебника.

Промежуточная рефлексия. Дайте понятие очередным … внеочередным…выборам.

Слайд 7. Во время выборов власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки. Участие в выборах - проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, осознающих свою ответственность за судьбу страны, за свой выбор.

Выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом.

Опираясь на текст учебника, страница 267, свой социальный опыт определите роль выборов в жизни гражданина, общества, государства.

Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.
Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством.
В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа, способствуют приобщению рядовых граждан к политике.
В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.
Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Легитимность власти.
Каждое значение выборов в жизни общества … обсуждаем, записываем в тетрадь.
О роли выборов говорит и Слайд 8. Подберите к нему заголовок. Вот опять под выборы… Ответы учащихся.

Слайд 9. Источники избирательного права. Детально регламентируют организацию и порядок проведения выборов федеральных органов власти федеральные конституционные законы.

Слайд 10. Понятие избирательного права. Рассматривается в двух смыслах: широком (объективном) и узком (субъективном). Работа с учебником стр.268-269. Определите сущность избирательного права в двух смыслах.

Беседа

Избирательное право может быть активным и пассивным.
Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.
Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

Слайд 11. Основные (конституционные) принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» – всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Работа по группам

Поработайте с текстом учебника стр 269-270. В чем суть каждого принципа?

Слайд 12. Что значит – участие в выборах свободное и добровольное? Стр. 271.

Слайд 13. Даю понятие избирательной системы – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования …Кто выбирается и в какие представительные учреждения, какие выборные должностные лица выбираются народом? Беседа.

Слайд 14. Виды избирательных систем.

Работа по группам.

1-я группа. Суть мажоритарной системы. Стр.273. Дополнительно к тексту параграфа (Приложение 3 )
2-я группа. Достоинства и недостатки мажоритарной системы. Стр.273.
3-я группа. Суть пропорциональной системы. Стр. 273-274.
4-я группа Достоинства и недостатки пропорциональной системы. Стр. 273-274.

Презентации работы групп.

Слайд 15. Рассказ о квоте Хаейра. Решение задачи по группам.

Дополнительная информация об избирательных системах дана в Приложении 1 .

Мажоритарная избирательная система – это система, при которой в основу определения результатов голосования кладется принцип большинства. Мажоритарная система делится на систему абсолютного большинства и систему относительного большинства.
Мажоритарная избирательная система имеет следующие достоинства: а) сравнительная легкость формирования правительства; б) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами.
Мажоритарная избирательная система имеет и свои недостатки: а) голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают; б) она выгодна лишь крупным партиям; в) эта система нерезультативна: не устанавливает соответствие между подлинным удельным весом партии и их влиянием в парламенте; г) вызывает абсентеизм.
Пропорциональная система используется в Индии.
Пропорциональная система имеет свои достоинства.
Первое положительное качество этой системы – это то, что представительство партии соответствует ее популярности. Второе – это невозможность узурпации власти одной партией. Третье – существование внутрипартийных фракций. Четвертое – запрет на участие в выборах антидемократических партий.
Недостатки, которые имеет пропорциональная система: относительно меньшая стабильность правительства, наличие заградительных барьеров, зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата.
Чтобы осознанно проголосовать за тот или иной партийный список (по пропорциональной системе), целесообразно получить общие сведения о деятельности различных партий.
При выборе кандидатов по мажоритарной системе желательно принять личное участие во встречах с ними. На встречах целесообразно определить: насколько глубоко и полно осведомлен кандидат о положении дел в округе; какие проблемы по улучшению жизни людей собирается решать и какими путями; эффективны ли они.
Смешанная система – это система, в которой соединяются признаки мажоритарной и пропорциональной систем. Эта система имеет следующие достоинства: а) сочетание двух систем; б) отсутствие монополии партии на выдвижение кандидата; в) приспособленность к условиям конкретной страны.
Смешанная система имеет недостатки: а) нестабильность в парламенте; б) возможность получения в лице парламента оппонента власти.

Как вы считаете, с чего начинается любой избирательный процесс? Ответы учащихся…

Слайд 16. Избирательный процесс делится на следующие стадии. Записи в тетради. Каждая из стадий избирательного процесса имеет четкие правовые основы, образующие динамику избирательных действий всех участников избирательной компании.

Что же такое избирательная компания? Стр. 276. Ответы учащихся. Возвращаемся к определению после изучения данного блока.
Избирательная компания – это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период…

Рассмотрим подробнее стадии избирательного процесса. Слайд 17. Что является началом официальной избирательной кампании? Стр. 277. Кто назначает выборы Президента? Кто назначает выборы Депутатов Государственной Думы? Выборы назначаются на первое или второе воскресенье месяца после истечения срока полномочий выборного органа прежнего созыва.

Слайд 18. Стадия образования избирательных округов и избирательных участков.

Задания.

1-й ряд.Определите понятия одномандатный и многомандатный избирательный округ. Приложение 3 Слайд 19.
2-й ряд. Объясните, чем отличается избирательный округ от избирательного участка. Приложение 3
3-й ряд. Опишите избирательный участок. Приложение 3 Слайд 20.
Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии. Слайд 21. Краткие справки об избирательных комиссиях.

Слайд 22. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ…

Слайд 23. Все граждане – избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Что делать гражданину при обнаружении неточностей, ошибок? Стр. 279.

Слайд 24. Выдвижение и регистрация кандидатов. Перечислите, кто имеет право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы и на выборные должности. Стр. 279-280.

Каков порядок выдвижения партией кандидатов (списков кандидатов)? Что такое избирательный залог?

Слайд 25. Предвыборная агитация. Опираясь на текст учебника, составьте план действий кандидатов при проведении агитации по группам (две парты). Стр.280-281.Не забудьте о правилах проведения предвыборной агитации. Презентации групп.

Слайд 26. Порядок проведения голосования.
Вызывается к доске желающий ученик и ему поручается роль избирателя. Ученики и учитель с помощью учебника стр281 и Слайда подсказывают избирателю действия.
Объясняю, что такое избирательный бюллетень. Слайд 27.

Слайд 28. Избиратель – это …

Кластер. В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом):

– наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее – ниже);
– возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);
– дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);
– гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

Слайды 29 – 33. Права и обязанности избирателя. Работа в «четверках» – 2 парты. Приложение 3

Новое в избирательном праве.

Голосование будет проходить по пропорциональной системе – только по партийным спискам. Смысл – количество мест в Думе распределяется в соответствии с количеством полученных при голосовании голосов. Партии могут выдвигать беспартийных кандидатов. От одной партии могут выдвигать до 500-600 человек. Не все партии имеют право выдвигать кандидатов. Нет строки «Против всех» Нет барьера явки избирателей (раньше – 20 процентов от всех избирателей).

Слайд 35. Значение выборов.

Домашнее задание: § 29, 30, записи и задания в тетради.

Рефлексия.

Вопросы по понятиям изученной темы.
Обсуждение проблемного вопроса.
Позиции учеников по вопросу: «Пойду ли я на выборы. Почему»
Выслушиваются мнения учащихся о высказывании Джона Натана.

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ 1993 г.

Федеральные законы

  1. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011)
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011)
  3. Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011)
  4. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» » (ред. от 11.07.2011)

Литература.

1. Воробьев Н.И, Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Тамбов: ТГТУ, 2005. – 104 с.
2. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. М.: Юстицинформ, 2008. – 312 с.
3. М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации», издательство НОРМА-ИНФРА М. 1998г. С. – 343
4. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе (2008) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008.– № 7-8

Информационные источники.

Понятие избирательного права.

Термин «.избирательное право» имеет два значения:

- в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм. регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

- в субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Основные принципы избирательного права.

Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми

Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.

Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов.

Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере.

Цензы избирательного права и ограничения избирательного права. Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных поли­тических прав.

Рассмотрим следующие виды цензов.

Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. 18

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время.

Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока.

Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз практически везде был отменен.

Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии.

Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин.

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей . Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

— организационная форма выражения суверенной воли народа. Избирательная система — неотъемлемый механизм российского демократического государства, его республиканского строя, ее задача состоит в обеспечении свободных выборов народных представителей.

В избирательной системе можно выделить три взаимосвязанных компонента: механизм избрания народного представителя; избирательное право граждан; порядок выборов.

Понятие и значение избирательного права

При характеристике избирательного права прежде всего необходимо учитывать, что традиционно оно рассматривается в двух значениях.

Во-первых, избирательное право является разновидностью субъективного права и представляет собой закрепленное в Конституции РФ (ст. 32) право российских граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, избирательное право в объективном смысле представлено совокупностью норм, закрепляющих субъективные избирательные права граждан и иных участников избирательных отношений и устанавливающих порядок их реализации и защиты (обеспечения) при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Субъективное избирательное право

Избирательное право (в субъективном, узком смысле слова) — конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Говоря о субъективном избирательном праве, следует различать активное избирательное право (право избирать ) и пассивное избирательное право (право быть избранным ). В своей совокупности они составляют главное содержание субъективного избирательного права российских граждан. Наряду с ними в структуру субъективного избирательного права входят и другие правомочия. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права граждан включают в себя не только право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, предусмотренном законодательством о выборах.

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ:

  • признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ:

  • занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой несовместимы с выборной должностью;
  • осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке;
  • признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему:

  • федеральное законодательство о выборах и референдуме;
  • законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.

Объективное избирательное право

Избирательное право (в объективном, широком смысле слова) — совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Объективное избирательное право является одним из важнейших разделов конституционного права, выходящим по своему значению за рамки обычного конституционно-правового института. По кругу и характеру регулируемых отношений, своей внутренней организации и обилию источников, по влиянию на формирование и функционирование органов народовластия его правильнее рассматривать в качестве одной из базовых подотраслей конституционного права Российской Федерации. В этом смысле, представляя собой совокупность правовых норм, избирательное право главным своим предназначением имеет юридическое обеспечение организации и проведения выборов в целях осуществления права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право является универсальным регулятором всех видов выборов, связанных с реализацией субъективных избирательных прав российских граждан. Оно рассчитано на применение по отношению к любым избирательным кампаниям, ориентировано на обеспечение доверия граждан к выборным органам государственной и муниципальной власти, придание легитимного характера процедуре их формирования.

Для объективного избирательного нрава характерна естественная связь с субъективными избирательными правами, главными обладателями которых являются российские граждане. Вместе с тем важно учитывать, что избирательными правами в предусмотренных законом случаях могут быть наделены и иностранцы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и российские граждане. На сегодняшний день Россия имеет такие договоры с четырьмя странами (Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией), что, безусловно, оказывает влияние на состояние современного российского избирательного права.

Основные избирательные права граждан

Избирательные права граждан РФ:

  • право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов;
  • участвовать в предвыборной агитации;
  • участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов;
  • принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Существенное значение для уяснения сущности и содержания избирательного права имеет и то обстоятельство, что избирательные права граждан, являясь разновидностью их конституционных прав, будучи реализованными на конкретных выборах, не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Как следствие, объективное избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических условий реализации и защиты избирательных прав российских граждан не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период.

Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение современного российского избирательного права . Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту нрава граждан (в установленных законом случаях — иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

Являясь частью (подотраслью) конституционного права, избирательное право России само имеет достаточно сложное внутреннее строение. Система избирательного права представляет собой совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение образующих его норм по отдельным институтам, обусловленное различием их целевого предназначения в юридическом обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан.

Принимая во внимание то, что объективное избирательное право представлено совокупностью материально-правовых и процессуально-правовых предписаний (норм), представляется оправданным различать в его структуре соответственно материальные (статусные) и процессуальные (этапные) институты. Материальные институты опосредуют правовое положение различных субъектов (избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные комиссии, наблюдатели и др.) в качестве участников избирательных отношений. Что же касается процессуальных институтов, то они регламентируют процедуру избирательного процесса, очередность его этапов, последовательность совершения образующих избирательный процесс действий (от назначения выборов до определения и официального опубликования их результатов).

Организация и проведение выборов невозможны вне рамок избирательного процесса как закрепленного в нормах права порядка реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, включающего в себя ряд последовательных стадий, объединяющих всю совокупность юридически значимых действий, совершаемых различными субъектами избирательных отношений. Основные стадии избирательного процесса следующие:

  • назначение выборов;
  • образование избирательных округов, избирательных участков и составление списков избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;
  • предвыборная агитация;
  • голосование и определение результатов выборов.

Без них невозможно проведение выборов, так как они выступают необходимой юридической формой, обеспечивающей целостность и одновременно необходимую преемственность всех совершаемых в целях организации и проведения выборов избирательных действий. При этом важно учитывать, что наряду с основными (обязательными) стадиями следует различать и дополнительные (факультативные) стадии избирательного процесса. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относит к ним дополнительное выдвижение кандидатов, списков кандидатов (ст. 38) и повторное голосование (ст. 71). Зарубежный же опыт организации и проведения выборов свидетельствует, что набор факультативных стадий избирательного процесса может быть значительно шире и охватывать собой даже голосование. Так, в Великобритании и некоторых бывших британских колониях (Индия, Кения и др.) его проводить не нужно, если по избирательному округу баллотируется только один кандидат.

В зависимости от масштаба (охвата) различными нормами избирательного права отношений, связанных с осуществлением и защитой субъективных избирательных прав, оно может быть также разделено на общую и особенную части. Общая часть объединяет нормы, имеющие универсальное значение и распространяющие свое действие на избирательные отношения независимо от вида и уровня проводимых выборов. Особенная часть представляет собой совокупность правил, касающихся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых обязательно только при проведении соответствующих видов выборов.

В свою очередь, и общая, и особенная части избирательного права представлены рядом институтов, набор которых обусловлен как логикой правового регулирования избирательных отношений, так и действующим законодательством о выборах. Под этим углом зрения общая часть российского избирательного права включает в себя следующие институты: принципы избирательного права, субъекты избирательного права, избирательные системы, избирательный процесс, информационное обеспечение выборов, финансовое обеспечение выборов, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование нарушений избирательных прав граждан, ответственность за нарушение избирательных прав. Особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право обладает рядом особенностей. Для соискателя выборной должности устанавливаются дополнительные цензы по сравнению с активным избирательным правом, которые не считаются недемократическим ограничением. Общее правило сводится к тому, что чем выше замещаемая должность, тем более жесткие условия выдвигаются к кандидату. В то же время требования к кандидату ужесточаются в целях создания гарантий самостоятельности местного самоуправления. Поэтому на местных выборах возможно введение более жестких ограничений по сравнению с выборами федеральными, хотя до настоящего времени такие подходы не реализованы.

Для обладания пассивным избирательным правом по российскому избирательному праву надо соответствовать предусмотренным законодательством требованиям (цензам), которые формулируются как позитивно, так и негативно. Речь идет о наличии:

  • определенного возраста (возрастной ценз);
  • определенного срока проживания в стране (ценз оседлости);
  • определенных сроков пребывания в должности; об отсутствии: двойного гражданства (вида на жительство или права на постоянное проживание на территории иностранного государства);
  • неснятой или непогашенной судимости за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности;
  • действия административного наказания за правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование фашистской атрибутики или символики);
  • установленного вступившим в силу решением суда факта нарушения ряда ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях избирательных прав.

Так, возрастной ценз предполагает наличие у кандидата на пост Президента РФ и депутата Государственной Думы возраста не моложе 35 лет и 21 года соответственно. Законами субъектов РФ может вводиться возрастной ценз для кандидатов, который не должен превышать установленные федеральным законом пределы минимального возраста кандидата: 21 год — на выборах в законодательные органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ.

Ценз оседлости для кандидата на пост Президента РФ означает установленное Конституцией РФ требование постоянного проживания в стране не менее 10 лет. Иных цензов оседлости российское законодательство в настоящее время не знает, что вызывает обоснованные возражения со стороны субъектов РФ и муниципальных образований, небезосновательно требующих возврата к возможности установления на данных выборах ценза оседлости (не более одного года проживания на данной территории), известной действовавшему ранее Федеральному закону от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Сроки пребывания в должности установлены только для кандидата на пост Президента РФ, которым не может быть в силу ч. 3 ст. 81 Конституции РФ лицо, занимавшее эту должность более двух сроков подряд.

В последние годы перечень цензов имеет тенденцию к расширению. В него включены лица, имеющие двойное гражданство, неснятую иди непогашенную судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремисткой направленности, подвергнутые административному наказанию за демонстрацию фашистской атрибутики или символики, и др. Расширение перечня цензов ставит вопросы обоснованности каждого такого ограничения пассивного избирательного права и их дальнейшего расширения.

Конкурсный урок права "Избирательное право и избирательная система В РФ" был подготовлен для участия в краевом конкурсе на лучшую методическую разработку для школьников - будущих участников избирательного процесса, проводимым Ставропольском краевым избирательным комитетом. Он стал победителем в районном этапе конкурса и занял 3 место в крае.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Избирательная система и избирательный процесс в РФ

(урок в 10 профильном классе; предмет «Право»)

(2 часа)

Цели уроков: - образовательная : познакомить учащихся с избирательной системой в Российской Федерации, определить ее содержание и основные принципы; сформировать представление об избирательном процессе, рассмотреть его содержание и основные этапы;

Развивающая: способствовать формированию у учащихся умений и навыков анализа правовой информации, систематизации полученных знаний, моделирования правовых ситуаций, аргументирования собственных суждений;

Воспитательная: продолжить работу по воспитанию нравственной и правовой культуры и воспитание политически активного гражданина, воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны, формировать у учащихся активную жизненную позицию.

Основные понятия и термины: избирательная система, избирательное право, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательный ценз, избирательный процесс, тайное голосование, прямые выборы, референдум.

I. Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята!

Разрушение тоталитарной системы и последующая демократизация страны позволила каждому гражданину Российской Федерации стать реальным субъектом государственной политики, активным участником формирования органов государственной власти. Пройдет совсем немного времени, и вы получите статус «избирателя». В связи с этим хочу напомнить слова Президента Российской Федерации В.В. Путина, который, отмечая низкую политическую активность молодежи на выборах, сказал: «Конечно, можно прийти к избирательным урнам и через четыре года (мол, на наш век выборов хватит), но через четыре года это будет уже другая Россия».

Новейшая история России показывает, что только активная жизненная, гражданская позиция и позитивная инициатива каждого гражданина Российской Федерации является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.

Существует известное выражение: «Демократия – это процедура». Роль процедуры (фр. рrocedure от лат. рrocedo – продвигаюсь; официально установленный порядок действий при обсуждении, ведении какого-либо дела) при демократическом строе становится понятной, если принять во внимание значительный объем свобод, составляющих сущность этого строя (в отличие от авторитарного и тоталитарного режимов).

В любом обществе (и в демократическом в том числе) существуют силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему в условиях демократии положение спасают хорошо разработанное законодательство, четкая его реализация, безусловное следование установленным правилам тех или иных действий, имеющих общественное и государственное значение, т.е. процедурам.

Поскольку выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процедура их проведения – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.

Именно поэтому сегодня на уроке мы будем знакомиться с избирательной системой нашего государства, ее основными принципами и особенностями избирательного процесса в РФ. Тема нашего урока - « Избирательная система и избирательный процесс в Российской Федерации »

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

  1. Понятие и этапы избирательного процесса.
  2. Понятие референдума и порядок его проведения.
  3. Выборы Президента Российской Федерации

Проведение данных уроков возможно на основе методического приема технологии критического мышления «зигзаг» .

На стадии вызов всем учащимся сначала предлагается обдумать, высказать и кратко обосновать свое мнение относительно следующей ситуации.

При проведении предвыборной агитации кандидат Петров решил в доступной форме изложить сущность своей программы преобразований в стране. Он критиковал существующий политико-правовой режим, призывал к изменению конституционного строя. Избирательная комиссия, посчитав, что Петров нарушил юридические нормы порядка проведения агитации, обратилась в суд с предложением об отмене решения о его регистрации. Петров не согласен с такими выводами и считает, что каждый кандидат имеет право на свободу слова, а подобные ограничения только сковывают инициативу людей, которые, по его мнению, никак не могут противостоять тем, кто оказался у власти.

Разрешите спор. Выскажите свое мнение по данному вопросу.

В «корзинке мнений» после четырехминутного обдумывания ситуации фиксируются различные точки зрения учащихся.

Учитель отмечает, что суд при вынесении решения должен основываться на положения статей 13,19, части 3 статьи 17 Конституции РФ.

Стадия осмысление . Формируется пять-семь (но не более) базовых групп учащихся с условием, что в каждой группе не должно быть более пяти человек. Число «пять» обусловлено количеством смысловых частей текста. Эти группы будут называться «ученики». Каждой группе присваивается номер или символ.

Затем учащиеся в каждой группе рассчитываются на 1, 2, 3, 4, 5 запоминают номер (символ) своей группы и расходятся по новым четырем группам (первые номера - в группу № 1, вторые - в группу № 2, третьи - в группу № 3, четвертые - в группу № 4. пятые – в группу № 5), которые будут называться «учителя». В каждой группе «учителей» - по 5-7 участников.

Схема распределения учащихся

ГРУППЫ «УЧЕНИКИ»

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

ГРУППЫ «УЧИТЕЛЯ»

Группы «учителя» работают со следующими материалами:

Группа № 1 - «Что такое избирательная система?».

Группа № 2 - «Принципы избирательной системы».

Группа № 3 - «Избирательный процесс».

Группа № 4 - «Референдум».

Группа № 5 - «Выборы Президента Российской Федерации».

Задание для учащихся внутри групп «учителя» одинаковое: они готовятся к объяснению учебного материала.

Каждый участник группы получает карточку с заданием:

  1. Прочитать указанный текст.
  2. Выделить в прочитанном главное: сведения, понятия, термины, факты и пр., которые необходимо будет в дальнейшем сообщить по возвращению в свою группу «учеников».
  3. Предложить наилучший способ объяснения прочитанного.
  4. Сформулировать вопросы, которые вам могут быть заданы по ходу объяснения.
  5. Оформить выполненное задание в форме таблицы.

Совместная работа учащихся в группе организуется следующим образом:

  • обсуждение прочитанного;
  • принятие решения о том, что необходимо объяснить;
  • принятие решения о том, каким способом будет излагаться материал.

Учитель контролирует работу групп, предлагает учащимся использовать разнообразные способы передачи информации.

Материал для 1 группы:

  1. Избирательная система: понятие и содержание.

Зарождение государственной власти и создание специального аппарата управления обществом в древний период человеческой истории сопровождалось формированием порядка выборов людей, которые стали занимать государственные должности. Известно, например, что при избрании должностных лиц в Афинах голосование на народном собрании осуществлялось поднятием рук.

В Афинах для законной действенности определенного решения необходимо было набрать минимум 6000 голосов. При решении вопроса об изгнании какого-либо лица из государства применялся особый вид тайного голосования - суд черепком (остракизм). Гомеровский эпос сообщает о волеизъявлении криком при голосовании. Такой способ решения важных вопросов был известен и в Спарте. В республиканском Риме голосование в народных собраниях и на суде производилось посредством табличек, на которых голосовавшие отмечали свое согласие или отклоняли обсуждаемое предложение. При избрании должностных лиц голосующие писали имена кандидатов.

Прошли годы, и в каждом государстве к настоящему времени сложились свои правила, которые регулируют порядок выборов и предоставления избирательных прав гражданам. Выборы позволяют людям выразить свою волю и сформировать такую государственную власть, которая могла бы отражать их интересы.

В тоталитарных государствах, как правило, выборы не проводятся или носят формальный характер, находясь под строгим контролем властей. Путем фальсификаций представители правящей элиты подбирают себе «достойных» избранников.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. В России сложился особый порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, должностных лиц федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, который закрепляется соответствующими федеральными законами. Они и образуют избирательное законодательство.

Избирательная система - совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования.

Существуют различные избирательные системы. Так, при использовании пропорциональной системы учитывается количество поданных голосов, и в соответствии с ними распределяются депутатские мандаты при выборах в парламент. В случае применения мажоритарной системы мандаты распределяются по избирательным округам на основе большинства поданных голосов.

Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное избирательное право - право избирать, то есть право граждан государства участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления.

Пассивное избирательное право - право быть избранными.

Избирательная система включает:

  • порядок избрания Президента РФ;
  • порядок избрания депутатов Государственной Думы ФС РФ;
  • порядок избрания глав администраций субъектов Федерации;
  • порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ;
  • порядок избрания органов местного самоуправления.

В настоящее время в России действует немало нормативных правовых актов, которые определяют сущность избирательной системы.

Субъекты Федерации могут принимать нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов: как создавать списки избирателей, избирательные участки, избирательные комиссии.

ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Конституция РФ (закрепляет принципы избирательной системы, порядок избрания Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ).
  • Федеральный конституционный закон «О референдуме».
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  • Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».
  • Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
  • Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления».
  • Указы Президента РФ (по вопросам организации и проведения выборов).
  • Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ.
  • Конституции республик, уставы краев, областей, акты глав администраций избирательных комиссий и др.

Материал для 2 группы:

  1. Принципы избирательной системы.

В настоящее время выработаны обязательные требования к порядку организации и проведения выборов, которые и образуют принципы избирательной системы.

В нашей стране выборы являются всеобщими. Это значит, что все взрослые граждане имеют право принимать в них участие независимо от пола, расы, вероисповедания.

Ценз - специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (в первую очередь избирательными) правами.

Российское избирательное право вводит два ценза: возрастной и оседлости. В первом случае избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется только гражданам, которым исполнилось 18 лет. Во втором случае устанавливаются дополнительные условия приобретения гражданами избирательного права, связанные с их постоянным проживанием на территории Российской Федерации. Эти условия не могут содержать требования о продолжительности и сроке проживания.

В нашей стране гражданин свободен в решении вопроса о своем участии в выборах.

Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда. Закон запрещает устанавливать возрастной верхний предел для избрания граждан на выборные должности.

Все граждане, имеющие право избирать и быть избранными, имеют равные права и обязанности. Юристы используют специальную терминологию, объясняя сущность равных выборов, - «один человек имеет один голос», «все голоса имеют равный вес».

Прямые выборы означают, что каждый гражданин сам, непосредственно принимает в них участие. У него нет никаких посредников, которым бы он делегировал свои полномочия.

В некоторых государствах действуют иные правила. Например, избиратели образуют специальную коллегию выборщиков, которая, в свою очередь, избирает какого-либо депутата или должностное лицо. В США каждые четыре года граждане избирают выборщиков в количестве 538 человек, которые избирают Президента государства.

Каждый российский избиратель вправе никому не рас сказывать о своем выборе, реализуя это право тайным голосованием. На избирательных участках создаются специальные кабины, позволяющие гражданам выражать свою волю тайно, заполняя бюллетень. Запрещается оказывать на избирателей давление при принятии решения.

Материал для 3 группы:

Избирательный процесс. Понятие и этапы избирательного процесса.

Избирательный процесс - регламентированная законом и облеченная в форму правоотношений деятельность компетентных органов и должностных лиц государства, содержанием которой является формирование выборных органов государства и местного самоуправления.

Избирательный процесс состоит из нескольких этапов. Первоначально устанавливается конкретная дата выборов, составляются списки избирателей. При этом гражданам не нужно никуда обращаться с заявлением. Все, кто имеет право участвовать в выборах, автоматически включаются в эти списки. Территориальная избирательная комиссия по каждому избирательному участку оформляет списки избирателей на основе сведений, полученных от главы муниципального образования. Учет избирателей осуществляется два раза в год. При этом учитывается преимущественное или постоянное проживание гражданина в определенном месте.

Гражданин может быть включен в списки избирателей только на одном избирательном участке. Любой избиратель может познакомиться с такими списками не позднее чем за 20 дней до выборов. Если его не внесли в список или там допущены неточности, следует заявить об этом в участковую избирательную комиссию. Комиссия обязана проверить заявление, устранить ошибку и уведомить об этом заявителя. Гражданин, который не удовлетворен решением избирательной комиссии, может обратиться в суд или в вышестоящую избирательную комиссию. Его жалоба рассматривается в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно.

Для проведения выборов образуются избирательные округа и участки. Как правило, избирательный округ представляет собой единую территорию. В рамках избирательного округа образуются избирательные участки. Так легче проводить голосование и подсчет голосов.

Избирательные участки образуются и в больницах, санаториях, домах отдыха, труднодоступных районах, где находятся граждане. Эти избирательные участки входят в состав избирательных округов по месту их расположения. Списки избирательных участков с их границами, адреса участковых избирательных комиссий обязательно публикуются для того, чтобы все могли о них узнать.

Для подготовки и проведения выборов создаются специальные избирательные комиссии. Они также помогают реализовать и защитить избирательные права граждан. Порядок их работы определяется специальными нормативными правовыми актами. Например, запрещается, чтобы в состав избирательных комиссий входили родственники, супруги кандидатов, их подчиненные, судьи.

В соответствии с законом в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия РФ;
  • избирательные комиссии субъектов РФ;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ при подготовке и проведении выборов Президента РФ в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами:

  • руководит деятельностью избирательных комиссий;
  • осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
  • издает нормативные акты;
  • оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям;
  • регистрирует уполномоченных представителей политических партий;
  • регистрирует кандидатов и выдает удостоверения.

Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, средства массовой информации обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям, в частности на безвозмездной основе предоставлять им необходимые помещения, транспорт, средства связи и т.д.

Работа избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно. На избирательных участках могут присутствовать наблюдатели. Это люди, которые представляют интересы кандидатов, общественных организаций.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ действует постоянно. Она руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, по проведению референдума; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав; распределяет деньги из федерального бюджета на подготовку, проведение выборов. В ее состав входят 15 членов - юристов с высшим образованием (пять назначаются Государственной Думой ФС РФ, пять - Советом Федерации ФС РФ, пять - Президентом РФ).

Важным этапом избирательного процесса является выдвижение и регистрация кандидатов. Этим правом обладают избирательные объединения, сами избиратели, а также сами граждане. Решения объединений о выдвижении кандидатов принимается тайно. Необходимо также собрать подписи в поддержку кандидата. Их количество определяется законом. Подписи в поддержку кандидата собираются и в том случае, если его выдвигают сами избиратели. При этом закон запрещает принуждать граждан подписаться за конкретного кандидата, осуществлять их подкуп.

Кандидаты при наличии всех необходимых документов (законом может быть предусмотрено и представление сведений об источниках доходов) регистрируются избирательной комиссией. После этого кандидаты по их заявлению освобождаются от работы, военной службы, учебы. Им выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделенных для проведения выборов. При этом закон запрещает увольнять кандидатов с работы или переводить на другую работу.

Со дня регистрации кандидата начинается предвыборная агитация. Она может осуществляться через средства массовой информации, посредством организации встреч, публичных дискуссий, дебатов, шествий, демонстраций.

Кандидат имеет право на бесплатное эфирное время по каналам государственного, муниципального теле- и радиовещания. Однако закон разрешает пользоваться таким правом за плату и сверх того времени, которое определено как бесплатное. Агитируя избирателей, кандидат не имеет права нарушать закон, призывать к захвату власти, войне, разжигать национальную вражду и т.д.

Предвыборная агитация прекращается за один день до выборов.

Голосование проводится в выходной день. Избирателю, который по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства в день выборов и не сможет прийти на избирательный участок, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Участковая избирательная комиссия должна обеспечить возможность проголосовать тем людям, которые по состоянию здоровья не могут прийти сами на участок.

Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать или препятствовать участию в выборах.

Заполненные бюллетени опускаются в ящики для голосования. Неправильно заполненные бюллетени признаются недействительными.

Подсчет числа голосов избирателей осуществляется членами избирательной комиссии. Он начинается сразу после окончания времени голосования. Такое правило введено для того, чтобы не допустить фальсификацию. После подсчета голосов составляется специальный протокол. Подсчет голосов осуществляет участковая избирательная комиссия, которая передает протокол в вышестоящую комиссию. Так информация доходит до Центральной избирательной комиссии РФ , которая объявляет результаты выборов.

При выборах депутатов в Государственную Думу ФС РФ может устанавливаться общественный контроль за подсчетом голосов. Тогда один экземпляр протокола любой избирательной комиссии предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям.

Наблюдатель вправе:

  • знакомиться со списками избирателей;
  • находиться в помещении для голосования;
  • наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
  • знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен.

Наблюдатель не вправе:

  • выдавать избирателям избирательные бюллетени;
  • расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
  • заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
  • предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
  • принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
  • совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
  • вести предвыборную агитацию среди избирателей;
  • участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Выборы могут быть признаны несостоявшимися, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем предусмотрено в законе.

За нарушение избирательных прав граждан - подкуп, обман, подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов - предусмотрена административная, а в некоторых случаях - уголовная ответственность.

Материал для 4 группы:

Референдум

Для решения особо важных проблем в государстве используют референдумы.

Референдум - проведение тайного голосования по утверждению или неутверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.

В нашей стране, например, проводился референдум по принятию Конституции РФ, в районе – по вопросу объединения города и района.

Законом предусмотрены следующие виды референдумов: общероссийский, местный и субъекта Федерации. На общероссийский референдум не могут выноситься вопросы о введении или отмене федеральных налогов, сборов; об амнистии, помиловании. Нельзя проводить референдум в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации.

Правила проведения референдума аналогичны рассмотренным выше. Право участвовать в нем имеют граждане России, достигшие 18 лет (кроме недееспособных и тех, кто находится в местах лишения свободы).

Инициаторами проведения референдума могут быть российские граждане (не менее чем 2 млн.), а также Федеральное Собрание РФ.

Граждане могут образовывать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку проведения референдума. Избирательная комиссия субъекта Федерации регистрирует инициативную группу и выдает ей свидетельство. Об этом извещается Центральная избирательная комиссия РФ.

Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, в которых обязательно должен быть указан вопрос, выносимый на референдум.

Референдум назначает Президент РФ. Однако перед принятием такого решения он направляет документы в Конституционный Суд РФ, который проверяет, соблюдены ли требования Конституции.

Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, которые имеют право участвовать в референдуме на территории его проведения.

Решение, которое принимается на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Материал для 5 группы:

О выборах Президента Российской Федерации

Особые правила разработаны в отношении выборов Президента РФ. Как известно, он избирается гражданами страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент не может занимать свой пост более двух сроков подряд.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит досрочные выборы Президента РФ, они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое или во второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Для поддержки

самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом.

При подготовке и проведении выборов Президента РФ избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему для информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, результатах выборов.

Граждане Российской Федерации, политические партии вправе в любых допускаемых законом формах проводить предвыборную агитацию.

Расходы на подготовку и проведение выборов Президента РФ производятся за счет средств федерального бюджета.

После окончания работы участники групп «учителя» возвращаются в свои первоначальные группы «ученики» и по очереди выступают в роли учителя (сначала первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы на возможные вопросы.

Стадия рефлексия. Учащимся предлагается написать короткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри групп «ученики». Для этого можно использовать следующие неоконченные предложения: «Мне понравилось объяснение.., потому что...», или: «Я хотел бы подробнее узнать о...», или: «Я так и не понял...» и др.

III. Закрепление.

1.Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Как вы понимаете смысл понятия «избирательная система» страны?
  • В чем различие между активным и пассивным избирательным правом?
  • На основании каких источников права регулируется избирательный процесс в нашей стране?
  • Каков смысл принципов российской избирательной системы? Приведите соответствующие примеры.
  • Кто не имеет права избирать и быть избранными в Российской Федерации? Как вы относитесь к такому юридическому правилу?
  • Какие общие правила проведения выборов существуют? Слышали ли вы о каких-либо нарушениях этих правил?
  • Что такое референдум? В каких случаях он может проводиться?

2 урок проводится в виде игры- викторины.

Викторина

I тур

Из истории выборов

  1. Этот человек был последним выборным царем на Руси (Михаил Романов, 1613 г.)
  2. Кто был избран в 1991 году первым по счету президент России (Б.Н.Ельцин)
  3. В России в этом году женщины получили избирательное право (1918 г.)
  4. Эта Дума, вошла в историю как Дума «народного гнева». (I Государственная Дума, апрель 1906 г.)
  5. Единый день голосования в России(второе воскресенье сентября)

«Почемучка»

  1. Почему выборы проходят в выходной день? (большинство людей в этот день свободны от работы )
  2. Почему законодательная власть называется представительной? (законодательный орган власти входят представители от народа, представляя их интересы)
  3. Почему стать Президентом Российской Федерации можно только с 35 лет? (чтобы занять столь ответственный пост, гражданин должен иметь определенный жизненный опыт, определенный уровень правосознания, а также соответствующий образ мышления )
  4. Почему человек не может проголосовать по телефону или по почте? (т.к. не известно является ли его воля свободной и соответствуют ли указанные данные тому, кто голосует)
  5. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования? (Средства, затрачиваемые государством на проведение выборов, достаточно велики )

Термины

  1. Всенародное голосование по вопросам государственного значения (референдум)
  2. Это место, где проводится голосование и подсчитываются голоса избирателей (избирательный участок)
  3. Выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (органы местного самоуправления)
  4. Так называется определенная территория, от которой граждане РФ избирают депутата или иное выборное лицо (избирательный округ)
  5. Так называют документ, удостоверяющий права и полномочия какого – либо лица (мандат)

Принципы избирательного права

  1. Каждый избиратель имеет равное количество голосов по избирательному округу (равное избирательное право)
  2. Этот принцип выражается в том, что гражданин РФ голосует на выборах за кандидата (список кандидатов) непосредственно и лично (принцип прямого избирательного права)
  3. Этот принцип направлен на исключение контроля за волеизъявлением избирателя со стороны каких либо государственных органов или должностных лиц (принцип тайного голосования)
  4. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет, а по достижения определенного законом возраста могут быть избраны на должность Президента РФ, депутатом или в органы местного самоуправления (принцип всеобщего избирательного права)
  5. Этот принцип находит свое выражение в том, что срок полномочий выборных органов устанавливается законодательством и не может превышать пяти лет (принцип периодичности)

II тур

Избирательные права граждан

  1. Это право избирать (активное)
  2. Это право вступает в силу с 21 года при выборах в местные органы власти и Государственную Думу (пассивное)
  3. Этот источник избирательного права закрепил права избирателей в РФ («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)
  4. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да)
  5. Как гражданин сможет воспользоваться своим избирательным правом, если в день голосования он будет отсутствовать по месту постоянного проживания? (проголосовать досрочно или по открепительному удостоверению в другом населенном пункте в день голосования)

Цифры

  1. Столько депутатских мест в Государственной Думе (450)
  2. В этот промежуток времени дня голосования граждане могут проголосовать за своего кандидата или политическую партию (с 8 до 20 часов местного времени)
  3. Такой порог необходимо переступить политической партии, чтобы получить депутатские места в Государственной Думе с 2011 года (5 %)
  4. В этот период запрещено проводить предвыборную агитацию (за 24 часа до дня голосования)
  5. Такое число подписей избирателей должен собрать гражданин, выдвинувшийся на пост Президента РФ, чтобы избирательная комиссия зарегистрировала его как кандидата (не менее 2 млн. граждан)

Новое в избирательном праве

  1. Такой строки нет в избирательных бюллетенях («Против всех»)
  2. В отношении явки избирателей он отсутствует (барьер явки избирателей)
  3. Только по такой системе проходят выборы в Государственную Думу (пропорциональная)
  4. Партии могут выдвигать таких кандидатов (беспартийных)
  5. Столько человек могут выдвигать от одной партии (500-600 человек)

Президент РФ

  1. В каком году в РФ был введён институт Президента? (1988)
  2. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам Президента РФ, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися? (50%)
  3. Кандидат на пост Президента должен постоянно проживать в России, то есть быть её гражданином не менее... (10 лет)
  4. В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ? (35 лет)
  5. Какой процент от принявших участие в голосовании должен набрать кандидат в Президенты РФ, чтобы победить на выборах? (50 % + 1 голос)

III тур

Даты

  1. В этот день прошел референдум по принятию ныне действующей Конституции РФ (12 декабря)
  2. Тогда прошли выборы в Государственную Думу РФ шестого созыва (4декабря 2011 г.)
  3. В этом году в России была установлена куриальная система выборов (1864г.)
  4. В этом году Президентом РФ был избран Медведев Д.А. (2008 г.)
  5. В этом году Конституцией СССР было введено Всеобщее равное прямое тайное голосование с 18 лет возраста (1936 г.)

Избирательные системы

  1. Так называют “систему первого пришедшего к финишу” (мажоритарную систему относительного большинства)
  2. Эта система распространена в современном мире более широко (пропорциональная)
  3. Так называют разновидности мажоритарной системы (абсолютного и относительного большинства)
  4. В соответствии с этой избирательной системой вся территория нашей страны разбивается на территориальные единицы - избирательные округа (мажоритарная избирательная система)
  5. Такая избирательная система применялась в нашей стране при выборах в Государственную Думу (смешанная)

Выборы в России

  1. Именно в этих местах создаются избирательные участки (школа, дом культуры)
  2. В каком случае избирательный бюллетень считается недействительным (если знаки в пустом квадрате справа от фамилии зарегистрированного кандидата проставлены более чем в одном квадрате; если знак в пустом квадрате справа от фамилии зарегистрированного кандидата не проставлен ни в одном квадрате)
  3. В каком году Государственная Дума РФ одобрила поправки в Конституцию РФ об увеличении сроков полномочий главы государства (до 6 лет) и парламента (до 5 лет). (в ноябре 2008 года)
  4. Официальный документ в РФ, который выдается соответствующей участковой избирательной комиссией избирателю, не имеющему возможности прибыть на тот избирательный участок, где он включен в список избирателей. На основании этого документа лицо вправе голосовать на любом избирательном участке в пределах соответствующего избирательного округа (Открепительное удостоверение)
  5. Этот человек является председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (В.Е.Чуров)

Политические партии

  1. Он возглавлял политическую партию «Единая Россия» до избрания Президентом в марте 2012г. (Путин В.В.)
  2. Политическая партия, занявшая большинство мест в Государственной Думе РФ на выборах в декабре 2011 г. («Единая Россия»)
  3. Лозунгом программы этой партии явились слова: «Родина. Пенсионеры. Жизнь» («Справедливая Россия»)
  4. Символами этой политической партии являются серп и молот (КПРФ)
  5. Столько политических партий участвовало в выборах в Государственную думу РФ пятого созыва в декабре 2007 (11)

Домашнее задание: § 29-30, выполнить задания № 2, 6.

1. Многие граждане высказывают мнение о необходимости снижения возраста, с которого устанавливается право избирать и быть избранными в государстве. Так, многие считают, что, получив в 14 лет паспорт, они являются вполне грамотными для решения политических вопросов в государстве.

Выпишите в тетрадь по три аргумента в защиту и против этой позиции (снижать или нет возрастной ценз). Проведите в классе дискуссию по этому вопросу.

2. Подберите из средств массовой информации, сети Интернет материал о выборах (предстоящих или уже состоявшихся), о проблемах, возникших при их проведении или при подготовке к ним. Проанализируйте информацию и выскажите свою точку зрения.