Должностные обязанности психолога консультанта. Пример типовой должностной инструкции психолога. Требования к специалисту

Несмотря на то, что в общеобразовательных учреждениях должность психолога введена в 1988 году, до сих пор не существует устоявшихся представлений о содержании и формах его профессиональной деятельности. В результате субъекты образовательного процесса зачастую предъявляют к нему не свойственные его роли требования. Так, например, администрация нередко предлагает психологу классное руководство, а иногда и преподавание учебных дисциплин (особенно тогда, когда у психолога есть и педагогическое образование), стремится детально контролировать его деятельность, требует отчет о результатах диагностики и консультирования. Учитель ожидает от психолога поддержки в реализации своего привычного стиля педагогического общения и помощи в манипулировании учащимися и их родителями. В свою очередь родители надеются, что психолог защитит их ребенка от «школьного негатива» и при этом авторитетно подтвердит «правильность» семейного воспитания. Дети, если психологу удается установить с ними доверительные отношения, ищут в нем старшего товарища и защитника. Нетрудно заметить, что во многом перечисленные ожидания являются противоречивыми.

Педагог-психолог образовательного учреждения является самостоятельным специалистом и равноправным членом педагогического коллектива, отвечающим за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно, - за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников. Необходимо отметить, что, являясь равноправным членом коллектива, педагог-психолог в образовательном учреждении занимает свое определенное место во всем учебно-воспитательном процессе.

В различных образовательных учреждения на педагога-психолога возлагаются разные задачи, которые зависят не только от типа и вида данного учреждения, но и от запросов администрации на роль специалиста в конкретном образовательном учреждении.

Наиболее актуальными проблемами, с которыми сталкивается педагог-психолог, являются: трудность определения своей роли в данном учреждении, проблема занять достойное место в учебно-воспитательном процессе, трудности определения своих обязанностей, не идущих в разрез с общей концепцией образовательного учреждения.

Основными видами деятельности практического психолога образования являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование и психодиагностика, психокоррекция и развитие. Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, где он работает. В общем же специалисты осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей, их оптимальное личностное развитие и социальную адаптацию, содействуют охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка, принимают меры по оказанию различного вида психологической помощи.

В различной литературе, издаваемой в настоящее время, практически опускается рассмотрение ряда организационных проблем, которые имеют решающее значение для адаптации практического психолога в условиях учебного заведения и тем самым всей его последующей работы. От того, как психолог сможет построить взаимоотношения с педагогическим коллективом и администрацией, учениками и их родителями, зависит его реальный статус в образовательном учреждении и соответственно условия будущей работы специалиста.

Границы его функциональных обязанностей на практике оказываются достаточно подвижными и простираются от ролей «вечного дежурного», «общественника», «посыльного по мелким поручениям» и т. п. до «эксперта по наиболее важным вопросам обучения и воспитания». Важен и тот факт, что специалист не всегда может определить должностные и функциональные обязанности своей профессиональной деятельности.

К сожалению, существующие правовые нормы не определяют четко обязанности педагога-психолога в образовательном учреждении. Так в требованиях к тарифно-квалификационным характеристикам по должностям (приложение 2 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995г. № 463/1268), включены три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты».

Раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих обязанности, права и ответственность работника, утверждаемых руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами. В должностные обязанности педагога-психолога включены:

· осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях;

· содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребёнка;

· способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

· определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся (воспитанников) и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционный, реабилитационный и консультативный);

· оказание помощи обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

· проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения;

· составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);

· ведение документации по установленной форме и использованию её по назначению;

· участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), содействие развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

· осуществление психологической поддержки творчески одарённым обучающимся (воспитанникам), содействие их развитию и поиску; определение степени отклонений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

· формирование психологической культуры обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания;

· консультирование работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. Так педагог-психолог (8-14 разряды) должен знать: Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребёнка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социальнопсихологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Как мы видим, данные разделы являются общими, не наполненными конкретным содержанием. Педагогу-психологу необходимо переосмыслить и структурировать весь массив практических проблем, определить приоритетные направления своей деятельности, наполнить их конкретным содержанием.

Необходимо отметить, что двойное подчинение педагога-психолога (руководителю учреждения по административным вопросам и методическому центру по профессиональным вопросам) вносит определенную путаницу в организацию профессиональной деятельности специалиста. Именно грамотно составленные функциональные обязанности, помогут педагогу-психологу согласовать свою позицию с запросами администрации в решении профессиональных вопросов; выработать единые представления о функции психолога в образовательном учреждении; спрогнозировать реальные результаты деятельности.

Функциональные обязанности специалистом составляются с учётом общих должностных обязанностей, утвержденных в тарифно-квалификационных характеристиках и направления деятельности, в рамках работы психологической службы образовательного учреждения с учетом запросов администрации ОУ.

Так, например педагог - психолог может указать в своих функциональных обязанностях такие направления работы как:

· Предлагает программу психолого-педагогической помощи с учетом данных диагностического обследования. Составляет психологическое заключение и проводит консультацию по материалам диагностического обследования с целью ориентации учащегося, родителей (или лиц, их заменяющих), школы (учитель, школьный психолог) и специалистов по психолого-педагогической коррекции.

· Содействует развитию позитивной Я-концепции ребенка, его чувства уверенности, адекватности самооценки, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, навыков общения

· Проводит психологическую работу по профессиональной ориентации учащихся.

· Ведет рабочую документацию по установленной форме.

· Участвует в работе психолого-педагогического консилиума центра

· И т.п.

Функциональные обязанности утверждаются руководителем образовательного учреждения и подписываются педагогом-психологом.

Должностные обязанности педагогов-психологов
образовательного учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Данная инструкция предлагается для специалистов психологического профиля таких видов типового учреждения, как центры психолого-медико-социальной направленности. Должностные обязанности разработаны с учетом широкого диапазона функционирования специалистов в центрах отдельно для каждой специализации: консультирование, первичный прием, диагностическое обследование, семейное консультирование и коррекционно-развивающая деятельность.

Общие требования к должности

Педагоги-психологи осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся, обратившихся в центр, их оптимальное личностное развитие и социальную адаптацию. Содействуют охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. Принимают меры по оказанию различного вида психологической помощи. При этом конкретные функциональные обязанности педагогов-психологов психологического центра различаются в зависимости от специализации.

Педагоги-психологи центра должны знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации; решения правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка;
- общую психологию, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, патопсихологию, психосоматику;
- основы дефектологии, нейропсихологии, психотерапии, семейной психологии, сексологии, психогигиены, профориентации и психологии труда, психодиагностики, диагностики и коррекции;
- методы психологического консультирования, активного обучения.

Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего первичный прием

· Собирает объективную информацию: биографические данные, условия развития ребенка, положение в школе и в семье. Выявляет субъективные мнения членов семьи о проблеме, ее истории, социальном фоне, привычных способах выхода из проблемной ситуации. Анализирует первичную жалобу семьи, соответствие или несоответствие этой жалобы объективной реальности и помогает семье сформулировать актуальную проблему и наметить пути разрешения.

· Оказывает первичную психологическую поддержку, устанавливает контакт, информирует семью о возможных формах психологической, медицинской, социальной и педагогической помощи и способах ее получения.

· Направляет к специалистам для оказания психологической помощи в соответствии с нуждами конкретного учащегося, его семьи и их реальными жизненными условиями и возможностями специалистов центра.

· Заводит документацию по установленной форме (психологическую карту на ребенка).

Дополнительно должен знать:

Основы социальной политики, права, трудового и семейного законодательства;
- нормативные документы, регулирующие вопросы обучения, здравоохранения, занятости учащихся, их социальной защиты;
- структуру социальных служб, педагогических и медицинских учреждений на территории, обслуживаемой центром;
- организацию и структуру центра, возможности его специалистов.

Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего диагностическое обследование

· Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения (с целью определения структуры личности, уровня развития интеллекта ребенка, особенностей его нервно-психической сферы, профессиональных способностей, эмоциональных отношений в семье). Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии учащихся. Определяет факторы, препятствующие развитию личности.

· Предлагает программу психолого-педагогической помощи с учетом данных диагностического обследования. Составляет психологическое заключение и проводит консультацию по материалам диагностического обследования с целью ориентации учащегося, родителей (или лиц, их заменяющих), школы (учитель, школьный психолог) и специалистов по психолого-педагогической коррекции. Проводит повторное диагностическое обследование (с повторным заключением и консультациями всех вышеуказанных лиц) по прохождении учащимся курса психологической коррекции.

Дополнительно должен знать:

Медицинскую психологию, нейропсихологию, патопсихологию, семейную психологию;
- методы индивидуальной и групповой диагностики, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации;

Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего коррекцию когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников

· Осуществляет коррекционную работу в индивидуальном и групповом режиме на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и интеллектуального развития конкретного ребенка.

· Содействует развитию позитивной Я-концепции ребенка, его чувства уверенности, адекватности самооценки, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, навыков общения.

· Осуществляет психологическую поддержку родителей (лиц, их заменяющих), консультирует их с целью повышения социально-психологической компетентности и организации коррекционных занятий.

Дополнительно должен знать:

Основы нейропсихологии, дефектологии, психогигиены;
- теорию и методы гуманистической педагогики;
- педагогическую психологию;
- методы активного обучения, психологической коррекции, обучающего тренинга и социально-психологического тренинга общения.

Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего групповую коррекцию нарушений социального развития подростков

  • Проводит социально-психологические тренинги по различным направлениям в соответствии с результатами психологического обследования участников тренинговой группы: тренинг общения, социально-психологической компетентности, личностного роста, выбора жизненного пути, развития творческой активности (креативности) и другие.

Дополнительно должен знать:

Различные методы и средства групповой психологической работы;
- методы проведения социально-психологического тренинга;
- методы групповой профконсультации;
- методы активного обучения.

Функциональные обязанности психолога-консультанта, осуществляющего индивидуальную психологическую коррекцию отклонений в личностном развитии

· Проводит коррекцию отклонений в развитии личности на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и личностными особенностями конкретного учащегося, коррекцию эмоционального состояния; устраняет последствия влияния негативного прошлого опыта; формирует навыки общения.

· Содействует развитию позитивной Я-концепции учащегося, его чувства уверенности, адекватности самооценки, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, навыков общения.

· Осуществляет превентивные мероприятия по профилактике социальной дезадаптации. Оказывает консультативную помощь родителям в формировании среды, развивающей у учащегося черты активной, самостоятельной и ответственной личности, в выборе такого образовательного маршрута и микросреды общения, к которым он мог бы успешно адаптироваться. Помогает эффективно и последовательно организовать процесс социальной адаптации.

· Участвует в работе психолого-педагогического консилиума центра.

Дополнительно должен знать:

Методы психотерапии, семейную психологию;
- современные методы индивидуальной и групповой профконсультации;
- половозрастные нормы и особенности развития детей и подростков.

Функциональные обязанности психолога - семейного консультанта

· Осуществляет консультативную работу с целью социально-психологической коррекции дисфункционального взаимодействия в семье. Достижение этой цели связано с решением следующих задач: снижение уровня тревоги в семье; выявлениe повторяющихся элементов взаимодействия и семейных стратегий; поддержание позитивных элементов поведения; развитие социально-психологической компетентности членов семьи; коррекция конфликтного поведения.

· Проводит групповую работу с родителями в форме социально-психологического тренинга для оказания психологической помощи родителям в формировании среды, развивающей у ребенка и подростка черты активной, самостоятельной и ответственной личности, способной позаботиться о себе и других. в связи с этим решает следующие задачи: повышение родительской компетентности, то есть приобретение родителями необходимых знаний о периодах развития личности, о физиологических и психологических особенностях, а также навыков конструктивного взаимодействия в семье; улучшение психофизиологического состояния родителей.

Дополнительно должен знать:

Теорию и практические методы семейного консультирования;
- методы диагностики и анализа семейных отношений;
- методы социально-психологического тренинга;
- методы активного обучения.

Должностная инструкция педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей должен знать:

Конвенцию о правах ребенка;

Национальные стандарты РФ в области социального обслуживания населения;

Теорию и методику социальной работы;

Программно-методическую литературу по социальной работе;

Передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;

Педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

Методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда и пожарной безопасности;

- [иные знания].

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей:

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия клиента.

2.2. Принимает меры по оказанию различного рода психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).

2.3. Проводит психологическую диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей.

2.4. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии несовершеннолетних, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.5. Выявляет психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан - клиентов учреждения, участвует в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации.

2.6. Формирует психологическую культуру детей и подростков, родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

2.7. Разрабатывает индивидуальные и групповые программы социально-психологической реабилитации.

2.8. Определяет задачи, формы, методы психолого-педагогической работы на основе индивидуальных и групповых программ реабилитации.

2.9. Оказывает социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитание детей семьи группы риска.

2.10. Осуществляет комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием.

2.11. Предоставляет отчеты о проделанной работе в определенные сроки.

2.12. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

ПРОЕКТ

Должностная инструкция

от __________ №_______

Служба индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия»

Психолог-консультант

Общие положения.

Принимается на работу и освобождается от занимаемой должности приказом директора Центра согласно установленному порядку и КЗОТ РФ.

Подчиняется непосредственно начальнику отдела.

Квалификационные требования.

Имеет высшее профессиональное образование.

Должен знать.

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов управления по делам молодёжи, касающиеся работы с детьми и молодёжью, Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребёнка, основы профессиональной психологической деятельности, методы и методики психологической диагностики различного профиля, основы психологического консультирования, специфику работы с детьми и молодёжью, трудовое законодательство, нормы охраны труда и правила техники безопасности.

Требования к квалификации: высшее образование, стаж работы не менее 1 года.

Функции.

Обеспечение профессиональной деятельности, направленной на оказание психологической помощи различным группам молодёжи, детей, подростков и их родителей.

2. Психологическое просвещение молодежи и содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав личности.

3. Информационно-методическое и диагностическое обеспечение деятельности службы.

Должностные обязанности.

1. Владеет комплексом методик и технологий психологической диагностики, коррекции и немедицинской психотерапии.

2. Подготавливает и участвует в выпуске печатной продукции Центра по направлению деятельности отдела.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Несмотря на то, что в общеобразовательных учреждениях должность психолога введена в 1988 году, до сих пор не существует устоявшихся представлений о содержании и формах его профессиональной деятельности. В результате субъекты образовательного процесса зачастую предъявляют к нему не свойственные его роли требования. Так, например, администрация нередко предлагает психологу классное руководство, а иногда и преподавание учебных дисциплин (особенно тогда, когда у психолога есть и педагогическое образование), стремится детально контролировать его деятельность, требует отчет о результатах диагностики и консультирования. Учитель ожидает от психолога поддержки в реализации своего привычного стиля педагогического общения и помощи в манипулировании учащимися и их родителями. В свою очередь родители надеются, что психолог защитит их ребенка от «школьного негатива» и при этом авторитетно подтвердит «правильность» семейного воспитания. Дети, если психологу удается установить с ними доверительные отношения, ищут в нем старшего товарища и защитника. Нетрудно заметить, что во многом перечисленные ожидания являются противоречивыми.

Педагог-психолог образовательного учреждения является самостоятельным специалистом и равноправным членом педагогического коллектива, отвечающим за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно, — за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников. Необходимо отметить, что, являясь равноправным членом коллектива, педагог-психолог в образовательном учреждении занимает свое определенное место во всем учебно-воспитательном процессе.

В различных образовательных учреждения на педагога-психолога возлагаются разные задачи, которые зависят не только от типа и вида данного учреждения, но и от запросов администрации на роль специалиста в конкретном образовательном учреждении.

Наиболее актуальными проблемами, с которыми сталкивается педагог-психолог, являются: трудность определения своей роли в данном учреждении, проблема занять достойное место в учебно-воспитательном процессе, трудности определения своих обязанностей, не идущих в разрез с общей концепцией образовательного учреждения.

Основными видами деятельности практического психолога образования являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование и психодиагностика, психокоррекция и развитие. Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, где он работает.

В общем же специалисты осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей, их оптимальное личностное развитие и социальную адаптацию, содействуют охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка, принимают меры по оказанию различного вида психологической помощи.

В различной литературе, издаваемой в настоящее время, практически опускается рассмотрение ряда организационных проблем, которые имеют решающее значение для адаптации практического психолога в условиях учебного заведения и тем самым всей его последующей работы.

От того, как психолог сможет построить взаимоотношения с педагогическим коллективом и администрацией, учениками и их родителями, зависит его реальный статус в образовательном учреждении и соответственно условия будущей работы специалиста.

Должностная инструкция психолога — образец

Границы его функциональных обязанностей на практике оказываются достаточно подвижными и простираются от ролей «вечного дежурного», «общественника», «посыльного по мелким поручениям» и т. п. до «эксперта по наиболее важным вопросам обучения и воспитания». Важен и тот факт, что специалист не всегда может определить должностные и функциональные обязанности своей профессиональной деятельности.

К сожалению, существующие правовые нормы не определяют четко обязанности педагога-психолога в образовательном учреждении. Так в требованиях к тарифно-квалификационным характеристикам по должностям (приложение 2 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995г. № 463/1268), включены три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты».

Раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих обязанности, права и ответственность работника, утверждаемых руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами. В должностные обязанности педагога-психолога включены:

  • осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях;
  • содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребёнка;
  • способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
  • определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся (воспитанников) и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционный, реабилитационный и консультативный);
  • оказание помощи обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
  • проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения;
  • составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);
  • ведение документации по установленной форме и использованию её по назначению;
  • участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), содействие развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
  • осуществление психологической поддержки творчески одарённым обучающимся (воспитанникам), содействие их развитию и поиску; определение степени отклонений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
  • формирование психологической культуры обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания;
  • консультирование работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. Так педагог-психолог (8—14 разряды) должен знать: Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребёнка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социальнопсихологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Как мы видим, данные разделы являются общими, не наполненными конкретным содержанием. Педагогу-психологу необходимо переосмыслить и структурировать весь массив практических проблем, определить приоритетные направления своей деятельности, наполнить их конкретным содержанием.

Необходимо отметить, что двойное подчинение педагога-психолога (руководителю учреждения по административным вопросам и методическому центру по профессиональным вопросам) вносит определенную путаницу в организацию профессиональной деятельности специалиста. Именно грамотно составленные функциональные обязанности, помогут педагогу-психологу согласовать свою позицию с запросами администрации в решении профессиональных вопросов; выработать единые представления о функции психолога в образовательном учреждении; спрогнозировать реальные результаты деятельности.

Функциональные обязанности специалистом составляются с учётом общих должностных обязанностей, утвержденных в тарифно-квалификационных характеристиках и направления деятельности, в рамках работы психологической службы образовательного учреждения с учетом запросов администрации ОУ.

Так, например педагог — психолог может указать в своих функциональных обязанностях такие направления работы как:

  • Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения (с целью определения структуры личности, уровня развития интеллекта ребенка, особенностей его нервно-психической сферы, профессиональных способностей, эмоциональных отношений в семье).

    Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии учащихся. Определяет факторы, препятствующие развитию личности.

  • Предлагает программу психолого-педагогической помощи с учетом данных диагностического обследования. Составляет психологическое заключение и проводит консультацию по материалам диагностического обследования с целью ориентации учащегося, родителей (или лиц, их заменяющих), школы (учитель, школьный психолог) и специалистов по психолого-педагогической коррекции.
  • Осуществляет коррекционную работу в индивидуальном и групповом режиме на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и интеллектуального развития конкретного ребенка.
  • Содействует развитию позитивной Я-концепции ребенка, его чувства уверенности, адекватности самооценки, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, навыков общения
  • Проводит коррекцию отклонений в развитии личности на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и личностными особенностями конкретного учащегося, коррекцию эмоционального состояния; устраняет последствия влияния негативного прошлого опыта; формирует навыки общения.
  • Осуществляет превентивные мероприятия по профилактике социальной дезадаптации. Оказывает консультативную помощь родителям в формировании среды, развивающей у учащегося черты активной, самостоятельной и ответственной личности, в выборе такого образовательного маршрута и микросреды общения, к которым он мог бы успешно адаптироваться. Помогает эффективно и последовательно организовать процесс социальной адаптации.
  • Проводит психологическую работу по профессиональной ориентации учащихся.
  • Ведет рабочую документацию по установленной форме.
  • Участвует в работе психолого-педагогического консилиума центра
  • И т.п.

Функциональные обязанности утверждаются руководителем образовательного учреждения и подписываются педагогом-психологом.

Приложение 3

Психолог воинской части отвечает за организацию и состояние психологической работы в воинской части, психологическое состояние личного состава, действенность работы по поддержанию психологической устойчивости и сохранению психологического здоровья военнослужащих.

Должностная инструкция психолога городского методического Центра по работе с семьей

Он подчиняется заместителю командира воинской части по воспита­тельной работе, а но специальным вопросам - психологу соединœения. Он руководит рабо­той пункта психологической помощи и реабилитации воинской части, а по специальным вопросам - психологами батальонов (им равных) 1 . Психолог воинской части обязан:

‣‣‣ знать психологические качества каждого офицера и прапорщика (мичмана) воин­ской части, всœех военнослужащих отдельных подразделœений воинской части, а также военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания;

‣‣‣ организовывать и проводить социально-психологическое изучение и психологиче­ское обследование военнослужащих воинской части;

‣‣‣ организовывать и проводить психологическую работу при выполнении боевых (учеб­но-боевых) задач, задач боевой подготовки, боевого дежурства (боевой службы), кара­ульной и внутренней (дежурной и вахтенной) служб, повсœедневной деятельности во­инской части;

‣‣‣ организовывать и проводить мероприятия профессионального психологического отбора, участвовать в расстановке военнослужащих по подразделœениям и воинским специальностям; изучать социально-психологические процессы в воинской части и подразделœениях, осуществлять прогноз их развития, вырабатывать предложения и принимать участие в формировании здорового морально-психологического состо­яния военнослужащих в воинских коллективах;

‣‣‣ организовывать в воинской части работу по оказанию квалифицированной психо­логической помощи военнослужащим и их психологической реабилитации;

‣‣‣ составлять и регулярно уточнять совместно с офицером по социальной работе и про­филактике правонарушений воинской части социально-психологическую характе­ристику воинской части;

‣‣‣ проводить мероприятия по психологической адаптации военнослужащих к услови­ям военной службы, осуществлять их психологическое сопровождение;

‣‣‣ выявлять совместно с медицинской службой воинской части военнослужащих с от­клонениями в психическом развитии, осуществлять динамическое наблюдение за военнослужащими с признаками нервно-психической неустойчивости, организовы­вать оказание им квалифицированной психологической помощи; проводить меро­приятия по сохранению психического здоровья личного состава,

‣‣‣ проводить мероприятия по противодействию негативному психологическому воз­действию на военнослужащих и вырабатывать предложения командирам по повы­шению их психологической устойчивости;

‣‣‣ проводить мероприятия по профилактике суицидальных явлений, выявлению лиц, склонных к суицидальным поступкам;

‣‣‣ осуществлять обучение офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) формам и методам психологической работы с подчинœенными;

Для воинских частей, где есть пункты психологической помощи и реабилитации, пси­хологи батальонов предусмотрены штатом.

Приложение 3

‣‣‣ осуществлять методическое обеспечение занятий боевой (специальной) подготовки в целях формирования у военнослужащих психологической устойчивости;

‣‣‣ организовывать психологическую работу с личным составом подразделœений и от­дельными военнослужащими, выполняющими задачи самостоятельно вне пунктов постоянной дислокации, а также выполняющими задачи с оружием;

‣‣‣ соблюдать этические нормы профессиональной деятельности войскового (флотско­го) психолога;

‣‣‣ развивать материально-техническую базу психологической работы;

‣‣‣ докладывать о психологическом состоянии военнослужащих, членов их семей и граж­данского персонала воинской части, проведенных мероприятиях психологической ра­боты заместителю командира воинской части по воспитательной работе, а по специ­альным вопросам информировать психолога дивизии;

‣‣‣ осуществлять методическую помощь и руководство деятельностью психологов ба­тальонов.

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Психолога

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность психолога [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Психолог относится к категории специалистов, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Психолог подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность психолога назначается лицо, имеющее:

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Психолог должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
  • психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
  • методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
  • технические средства, применяемые при изучении условий труда;
  • передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;
  • основы технологии производства;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • основы профориентационной работы.

1.6. В своей деятельности психолог руководствуется:

  • нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • приказами и распоряжениями руководителя Компании и непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • правилами по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

1.7. В период временного отсутствия психолога его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Психолог исполняет следующие обязанности:

2.1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников Компании в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

2.2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

2.3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

2.4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

2.5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

2.6. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

2.7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

2.8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

2.9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

2.10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль над их выполнением.

2.11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

2.12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

2.13. Консультирует руководителя Компании по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

В случае служебной необходимости психолог может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Психолог имеет право:

3.1. Требовать от руководства Компании оказания содействия в исполнении своих обязанностей.

3.2. Повышать свою квалификацию.

3.3. Знакомиться с проектами решений руководства Компании, касающимися его деятельности.

3.4. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

3.5. Получать от работников Компании информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Психолог несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы психолога осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы психолога является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы психолога определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью психолог обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

6. Право подписи

6.1. Психологу для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи информационно-справочных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.

Должностная инструкция психолога городского методического Центра по работе с семьей.

I. Общие положения.

1. Психолог относится к категории специалистов.

2. На должность:

Психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы;

3. Назначение на должность психолога и освобождение от нее производится приказом директора учреждения.

4. Психолог должен знать:

4.1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии.

4.2. Психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию.

4.3. Методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников.

4.4. Технические средства, применяемые при изучении условий труда.

4.5. Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов.

4.6. Основы технологии производства.

4.7. Основы экономики, организации производства, труда и управления.

4.8. Основы профориентационной работы.

4.9. Законодательство о труде.

4.10. Правила внутреннего трудового распорядка.

5. Психолог подчиняется непосредственно директору образовательного учреждения.


6. На время отсутствия психолога (отпуск, болезнь, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения, которое несет ответственность за их надлежащее исполнение.

7. Психолог Центра в своей работе руководствуется положением о психологический службе, этическим кодексом психолога, международными и республиканскими нормативными актами , относящимися к правам ребенка, нормативными документами об образовании и настоящей инструкцией.

II. Обязанности психолога.

Психолог по своей должности выполняет следующие обязанности:

3. Проводит регулярные массовые обследования с целью контроля за ходом психического развития, определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи , осуществляет их учет и контроль.

4. Проводит необходимые психолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовку психологических заключений и рекомендаций.

5. Ведет просветительскую работу среди детей, учащейся молодежи, родителей, преподавателей. Ведет консультационную работу. Обеспечивает психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска.

6. Оказывает помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов.

7. Осуществляет работу по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным взаимоотношениям , решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях.

8. Проводит психодиагностическую работу, участвует в углубленном изучении детей, подростков, учащейся молодежи и их родителей с привлечением логопеда , врачей, юристов и других специалистов.

9. Ведет документацию по установленной форме и использует ее исключительно в целях профессиональной деятельности.

10. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

III. Права психолога.

Психолог имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.

2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

4. Запрашивать лично или по поручению руководства Центра от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

5. Привлекать специалистов отдельных структурных подразделений к решению задач, возложенных на него.

6. Требовать от руководства Центра оказания содействия в исполнении им его должностных прав и обязанностей.

7. Самостоятельно апробировать новые диагностические и коррекционные методики.

8. Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы.

9. Повышать квалификацию.

IV. Ответственность психолога.

Психолог несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией .

2. За обеспечение сохранности имущества, оборудования, приборов и других материалов и ценностей, переданных в пользование для обеспечения профессиональной деятельности.

V. Оценка работы психолога.

Работа психолога оценивается по следующим критериям:

Диагностика и коррекция эмоциональных состояний.

Диагностика и коррекция познавательных процессов.

Диагностика и коррекция межличностных отношений.

Диагностика и коррекция психического развития.